Это жизнь - портал для женщин

Внеурочная деятельность "135 уроков здоровья". Внеурочная деятельность "135 уроков здоровья" Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Л. А. ОБУХОВА, Н. А. ЛЕМЯСКИНА, О. Е. ЖИРЕНКО 135 УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ, или ШКОЛА ДОКТОРОВ ПРИРОДЫ Издание второе, переработанное 1 4 классы МОСКВА «ВАКО» 2013

2 УДК ББК О26 Авторы выражают благодарность учителям школ г. Воронежа: А.В. Артемову, Л.И. Гайдиной, А.В. Кочергиной, Л.Н. Яровой, Е.А. Чубирк О26 Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1 4 классы. 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, с. (Мастерская учителя). ISBN Книга содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения. В данном пособии, составленном в соответствии с требованиями ФГОС, даны тематическое планирование, подробные, методически оснащенные, сценарии уроков. Формы проведения занятий соответствуют возрастным особенностям младших школьников это занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки и т. п. Книга адресована: учителям начальных классов для проведения систематических уроков по данному курсу, использования материалов во внеклассной работе; воспитателям групп продленного дня, школьным психологам для организации развивающего досуга детей; а также воспитателям ДОУ. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2013

3 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников* В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Программа «Уроки здоровья» (далее программа) представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. * Составлена под научным руководством Л.А. Обуховой и О.Е. Жиренко.

4 4 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Данная программа предназначена для работы с детьми 6 11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю. Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья. Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации. Учитывая, что программа предусматривает освоение основных культурных норм и норм этикета, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий. Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья. Задачи программы: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность важные принципы реализации программы. Содержание разделов строится на основных принципах дидактики: научность предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;

5 1 КЛАСС Тематическое планирование урока Тема урока Дружи с водой (2 ч) 1 Советы доктора Вода 2 Друзья Вода и Мыло Забота о глазах (1 ч) 3 Глаза главные помощники человека Уход за ушами (1 ч) 4 Чтобы уши слышали Уход за зубами (3 ч) 5 Почему болят зубы 6 Чтобы зубы были здоровыми 7 Как сохранить улыбку красивой Уход за руками и ногами (1 ч) 8 «Рабочие инструменты» человека Забота о коже (3 ч) 9 Зачем человеку кожа 10 Надежная защита организма 11 Если кожа повреждена Как следует питаться (2 ч) 12 Питание необходимое условие для жизни человека 13 Здоровая пища для всей семьи Как сделать сон полезным (1 ч) 14 Сон лучшее лекарство Настроение в школе (1 ч) 15 Как настроение?

6 14 1 класс. Дружи с водой урока Тема урока Настроение после школы (1 ч) 16 Я пришел из школы Поведение в школе (1 ч) 17, 18 Я ученик Вредные привычки (1 ч) 19, 20 Вредные привычки Мышцы, кости и суставы (2 ч) 21 Скелет наша опора 22 Осанка стройная спина! Как закаляться. Обтирание и обливание (1 ч) 23 Если хочешь быть здоров Как правильно вести себя на воде (1 ч) 24 Правила безопасности на воде Игры и упражнения на воде (1 ч) Обучение плаванию Народные игры (1 ч) 30 Русская игра «Городки» Подвижные игры (2 ч) 31 Подвижные игры 32, 33 Доктора природы (обобщение) ДРУЖИ С ВОДОЙ У р о к 1. Советы доктора Вода I. Вступительное слово учителя Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т. е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков. В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто они? Сейчас мы это узнаем. Почему вы идете гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Вот он первый доктор доктор Свежий Воздух.)

7 Урок 1. Советы доктора Вода 15 А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Без доктора Вода.) Солнце, воздух и вода Наши лучшие друзья. Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником. Три раза в день, а иногда и больше мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища. Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? (Нет, нужен сон, отдых.) И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать. И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь. Будем дружить с ними? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода. Откуда воду для питья берут люди, когда они дома? на улице? в школе? Какую воду следует пить, чтобы не навредить своему здоровью? Где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая? В каком состоянии может быть вода? Отгадайте загадки. Побежали по дорожке Серебристых нитей ножки. (Дождик.) Мимо сосен и берез Лесом ходит Дед Мороз. Голый, сонный лес зимой Он украсит бахромой. Это что за бахрома? Угадайте, детвора! (Иней.) Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда, белы как вата, Они плывут, спешат куда- то. (Облака.) Что за странный звездопад: Звезды белые летят? Покружатся, а потом Устилают сад ковром. (Снег.) Что за хрупкое стекло Вдруг на лужицу легло? Солнце в полдень припекло Где же в лужице стекло? (Лед.)

8 16 1 класс. Дружи с водой Не река, не море тут И не рукотворный пруд. В нем студеная вода, Что не мчится никуда. (Озеро.) Из-под камня он пробился, Здесь под камнем он родился Все торопится, бежит: Он к большой реке спешит. (Ручей.) Над рекою пелена Вечерочком и с утра. (Туман.) По дорожкам прыг да скок Скачет ледяной горох. Принесло его с дождем. Мы его совсем не ждем. (Град.) А. Кочергина Течет, течет не вытечет, Бежит, бежит не выбежит. (Река.) Я, как песчинка, мал, А землю надолго укрываю, Весной землю умываю. (Снег.) Почему облако, иней, снег, лед, туман, град связывают с понятием «вода»? II. Заучивание слов 1. В путь- дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся! 2. Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто! Так опрятны, аккуратны, Что смотреть на нас приятно. III. Беседа по теме Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.) Зачем она это делает? А как другие животные ухаживают за собой? (Картинки слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга и др.) He выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома. Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются. Вспомним сказку «Мойдодыр». (Чтение отрывка из стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята») Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело?

9 Урок 1. Советы доктора Вода 17 Для чего моется человек? Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши человек плохо слышит. Грязная кожа организм плохо дышит. Грязные руки появляются глисты и т. д.) Где больше всего скапливается грязи на теле человека? Как вы заботитесь о чистоте тела? Какие средства использует человек для ухода за лицом и телом? Откуда берется вода для мытья лица и тела? Почему воду нужно беречь, а краны после пользования водой закрывать? Повторите за учителем все вместе, хором стихотворение: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Отгадайте загадки. Гладко, душисто, Моет чисто. Нужно, чтобы у каждого было. Что это такое? (Мыло.) Костяная спинка, На брюшке щетинка. По частоколу попрыгала, Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.) Встану я рано, Подойду к Ивану, К долгому носу, К толстой голове. (Водопроводный кран.) В ванной комнате висит, болтается, За него всяк хватается. (Полотенце.) Хожу- брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа.) Итак, чем мы пользуемся каждый день, чтобы быть чистыми и аккуратными? Вспомните, как правильно мыть руки. IV. Оздоровительная минутка V. Советы доктора Вода 1. Раз в неделю мойся основательно.

10 18 1 класс. Дружи с водой 2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши. 3. Каждый день мой ноги и руки перед сном. 4. Обязательно мой руки после уборки комнаты, посещения туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте. 5. Ежедневно проветривай комнату и делай в ней влажную уборку. 6. Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой и другими предметами туалета. VI. Анализ игровой ситуации Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой (позор)». Как же не быть грязнулей? VII. Подведение итогов урока Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие. Следует бережно относиться к воде. Пить можно только чистую воду. У р о к 2. Друзья Вода и Мыло I. Повторение правил доктора Вода II. Беседа по теме Послушайте сказку о микробах. Жили- были микробы разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто- то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать! Подумайте: что в этой сказке правда, а что вымысел? Что помогает нам победить микробы? (Вода.) С водой надо дружить. Вода доктор. Без воды не может жить человек. Как вы думаете, повар (или мама), перед тем как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной? Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)


Данная разработка победитель регионального Конкурса эффективных практик ЗОЖ в номинации «Лучший сценарий школьного праздника». Конспект внеклассного занятия (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА) «Школа Докторов Здоровья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Жемчужинка» КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ» 2 младшая группа

ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2» Конспект внеклассного занятия на тему: «Предметы личной гигиены» воспитатель: Миглинская Ж.Э. Тамбов 2012г. Тема: «Предметы личной

1. Раз в неделю мойся основательно, голову по мере загрязнения. 2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши. 3. Каждый день мой руки и ноги перед сном. 4. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета,

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Здоровье человека тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья

Классный час Наше здоровье! Подготовила и провела классный руководитель 3а класса МБОУ СОШ 1 с.канглы Мамаева М.Ю. 2013-2014 уч.г. Цель: в игровой форме повторить и дать возможность учащимся больше узнать

1. Пояснительная записка Программа «А ну-ка!» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 «Зоренька» Конспект занятия по ЗОЖ во 2 младшей группе на тему: «Путешествие в страну здоровья» Воспитатель: Стурова В.Ю. 2015г.

Рассмотрено на заседании МО протокол от 2015г. «Проверено» заместитель директора по УВР Самофалова Ю.В. «Утверждаю» директор МБОУ «Лицей «МОК 2» Свердлов В.Я. Рабочая программа по внеурочной деятельности

Приложение 1 к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ 19» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука здоровья» для обучающихся начального общего образования направление

Рабочая программа кружка Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 20.12.2012г. 2. Федерального государственного образовательного

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена для 1 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центра развития ребенка- детский сад 15 «Медвежонок» Конспект НОД по развитию речи Тема: " Чистота-залог здоровья». Составили и провели: Воспитатели:

Муниципальное общеобразовательное казѐнное учреждение «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья» 5 класс Игошина Наталья

Пояснительная записка Программа «Культура здоровья» представляет собой комплекс мер по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Школа-интернат 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти Конспект урока по предмету

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Детского сада 330, Советского района Чернова З.В. Пояснительная записка Перед современным обществом начала ХХ1 в. особо остро ощущается проблема экологического

Познавательное занятие тема: «Моѐ здоровье в моих руках» средняя группа Программное содержание: 1. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, знакомить детей с понятиями «здоровье»

\ Программа внеурочной деятельности учащихся кружка «Азбука здоровья» «Школа полного дня» класс срок реализации программы 1 год Составитель: Педагог дополнительного образования Верина Валентина Константиновна

НОД в области познания в подготовительной группе на тему: «Наше здоровье» Воспитатель Кирияк Виктория Николаевна высшая квалификационная категория Цель: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем,

Загуменникова Марина Вадимовна Тема: «Путешествие в Страну Здоровья» (внеклассное мероприятие для 1 класса) Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье. Задачи: познакомить с

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Сергеева Людмила Алексеевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 70 г. Краснодара УРОК- ПРОЕКТ «ДРУЖИ С ВОДОЙ» Задачи: обобщить знания об основных правилах личной

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 «Снегирёк» общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект НОД «Поможем кукле Маше» по ЗОЖ Выполнил: Воспитатель младшей

Педагогический проект «Здоровым быть здорово» Автор проекта: Черепанова Ольга Петровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 40 г. Томска Сфера реализации предлагаемого в проекте нововведения: организация

Классный час 1Г класса на тему «Здоровье» Разработала Король М.А. Цель: формировать ценностное отношение учащихся к своему здоровью, обобщать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человека.

I Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

1.Пояснительная записка. Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность

Приложение 4 Календарное планирование на 2018 2019 учебный год II младшая группа Месяц Проекты (по образовательным областям) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие

Конспект занятия по основам здорового образа жизни Тема: «Дорога к доброму здоровью» Цель: формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Задачи: 1. систематизировать

Сценарий спортивного праздника к Дню Здоровья Ведущий: здравствуйте ребята, мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном дню здоровья. Ребята, а как вы понимаете, что такое здоровье? И что

МДОУ 20 «Кузнечик» ЯМР Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью во второй младшей группе. Подготовила:

Тема: «Красный, жёлтый, золотой, как хорош ты лист цветной» Задачи: закрепить знания детей о цвете, величине осен них листьев, уточнить понятия «один-много», «лёг кий-тяжёлый»; закрепить названия деревьев

15 сен 2011. На следующем этапе необходимо приучить ребенка мыть руки с мылом. После того как вы закончили чистить зубы ребенку, дайте ему самому. возраста проявляют явное нежелание купаться и мыть голову..

Добрый день! Ну а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт и удачу, И здоровье, и радость нам всем. Природные факторы оздоровления: Солнце Воздух Вода Ласковое солнце Принимая

ЛЕПЕСТКИ ЗДОРОВЬЯ Санкт-Петербург 2015 Лепестки здоровья Песчанская М.Н. воспитатель специалист высшей категории Рабочая тетрадь «Лепестки здоровья» направлена на закрепление у дошкольников знаний о здоровом

Конспект развлечения по ЗОЖ в средней группе «Сохраним свое здоровье» ЦЕЛЬ: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья. I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Муниципальное образовательное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «Эрудит» План программа Работы с детьми по ЗОЖ с детьми группы среднего дошкольного возраста «Алые паруса» на 2015-2016

Календарное планирование на 2017 2018 учебный год II младшая группа Месяц Проекты (по образовательным областям) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Социализация

ОД: Познавательное развитие Тема: В гостях у Петрушки Возрастная группа: средняя Предварительная работа: наблюдение, чтение художественной литературы, личный пример, рассматривание иллюстраций, просмотр

Физкультурно оздоровительный праздник в МБДОУ «Здоровье наше главное богатство» Цель: - пропаганда здорового образа жизни. - обеспечить двигательную активность детей. - развивать физические качества детей.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников

1 класс
Тематическое планирование

Дружи с водой
Урок 1. Советы доктора Вода
Урок 2. Друзья Вода и Мыло

Забота о глазах
Урок 3. Глаза – главные помощники человека

Уход за ушами
Урок 4. Чтобы уши слышали

Уход за зубами
Урок 5. Почему болят зубы
Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми
Урок 7. Как сохранить улыбку красивой

Уход за руками и ногами
Урок 8. «Рабочие инструменты» человека

Забота о коже
Урок 9. Зачем человеку кожа
Урок 10. Надежная защита организма
Урок 11. Если кожа повреждена

Как следует питаться
Урок 12. Питание – необходимое условие для жизни человека
Урок 13. Здоровая пища для всей семьи

Как сделать сон полезным
Урок 14. Сон – лучшее лекарство

Настроение в школе
Урок 15. Как настроение?

Настроение после школы
Урок 16. Я пришел из школы

Поведение в школе
Уроки 17, 18. Я – ученик

Вредные привычки
Уроки 19, 20. Вредные привычки

Мышцы, кости и суставы
Урок 21. Скелет – наша опора
Урок 22. Осанка – стройная спина!

Как закаляться. Обтирание и обливание
Урок 23. Если хочешь быть здоров

Как правильно вести себя на воде
Урок 24. Правила безопасности на воде

Игры и упражнения на воде
Уроки 25–29. Обучение плаванию

Народные игры
Урок 30. Русская игра «Городки»

2 класс
Тематическое планирование

Почему мы болеем
Урок 1. Причины болезни
Урок 2. Признаки болезни
Урок 3. Как здоровье?

Кто и как предохраняет нас от болезней
Урок 4. Как организм помогает себе сам
Урок 5. Здоровый образ жизни

Кто нас лечит
Урок 6. Какие врачи нас лечат

Прививки от болезней
Урок 7. Инфекционные болезни
Урок 8. Прививки от болезней

Что нужно знать о лекарствах
Урок 9. Какие лекарства мы выбираем
Урок 10. Домашняя аптечка

Как избежать отравлений
Урок 11. Отравление лекарствами
Урок 12. Пищевые отравления

Безопасность при любой погоде
Урок 13. Если солнечно и жарко
Урок 14. Если на улице дождь и гроза

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте
Урок 15. Опасность в нашем доме
Урок 16. Как вести себя на улице

Правила поведения на воде
Урок 17. Вода – наш друг

Правила обращения с огнем
Урок 18. Чтобы огонь не причинил вреда

Как уберечься от поражения электрическим током
Урок 19. Чем опасен электрический ток

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов
Урок 20. Травмы

Как защититься от насекомых
Урок 21. Укусы насекомых

Предосторожности при обращении с животными
Урок 22. Что мы знаем про собак и кошек

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом
Урок 23. Отравление ядовитыми веществами
Урок 24. Отравление угарным газом

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении
Урок 25. Как помочь себе при тепловом ударе
Урок 26. Как уберечься от мороза

Первая помощь при травмах
Урок 27. Растяжение связок и вывих костей
Урок 28. Переломы
Урок 29. Если ты ушибся или порезался

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос
Урок 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек
Урок 31. Укусы змей

Сегодняшние заботы медицины
Урок 32. Расти здоровым
Урок 33. Воспитай себя
Урок 34. Я выбираю движение
Приложение 1. Игра «Светофор здоровья»
Приложение 2. Оздоровительные минутки

3 класс
Тематическое планирование

Чего не надо бояться
Урок 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным
Урок 2. Учимся думать
Урок 3. Спеши делать добро

Почему мы говорим неправду
Урок 4. Поможет ли нам обман
Урок 5. Неправда, ложь в пословицах и поговорках

Почему мы не слушаемся родителей
Урок 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей
Урок 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Надо уметь сдерживать себя
Урок 8. Все ли желания выполнимы
Урок 9. Как воспитать в себе сдержанность

Не грызи ногти, не ковыряй в носу
Урок 10. Как отучить себя от вредных привычек
Урок 11. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

Как относиться к подаркам
Урок 12. Я принимаю подарок
Урок 13. Я дарю подарки

Как следует относиться к наказаниям
Урок 14. Наказание

Как нужно одеваться
Урок 15. Одежда

Как вести себя с незнакомыми людьми
Урок 16. Ответственное поведение

Как вести себя, когда что-то болит
Урок 17. Боль

Как вести себя за столом
Урок 18. Сервировка стола
Урок 19. Правила поведения за столом

Как вести себя в гостях
Урок 20. Ты идешь в гости

Как вести себя в общественных местах
Урок 21. Как вести себя в транспорте и на улице
Урок 22. Как вести себя в театре, кино, школе

«Нехорошие слова». Недобрые шутки
Урок 23. Умеем ли мы вежливо общаться
Урок 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Что делать, если не хочется в школу
Урок 25. Помоги себе сам

Чем заняться после школы
Урок 26. Умей организовать свой досуг

Как выбрать друзей
Урок 27. Что такое дружба
Урок 28. Кто может считаться настоящим другом

Как помочь родителям
Урок 29. Как доставить родителям радость

Как помочь больным и беспомощным
Урок 30. Если кому-нибудь нужна твоя помощь
Урок 31. «Спешите делать добро»

Повторение
Урок 32. Огонек здоровья
Урок 33. Путешествие в страну здоровья
Урок 34. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)

4 класс
Тематическое планирование

Наше здоровье
Урок 1. Что такое здоровье
Урок 2. Что такое эмоции
Урок 3. Чувства и поступки
Урок 4. Стресс

Что зависит от моего решения
Урок 8. Принимаю решение
Урок 9. Я отвечаю за свое решение

Злой волшебник – табак
Урок 10. Что мы знаем о курении
Почему некоторые привычки называются вредными
Урок 11. Зависимость
Урок 12. Умей сказать «нет»
Урок 13. Как сказать «нет»
Урок 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ
Урок 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

Помоги себе сам
Урок 16. Волевое поведение

Злой волшебник – алкоголь
Урок 17. Алкоголь
Урок 18. Алкоголь – ошибка
Урок 19. Алкоголь – сделай выбор

Злой волшебник – наркотик
Урок 20. Наркотик
Урок 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения

Мы – одна семья
Урок 22. Мальчишки и девчонки
Урок 23. Моя семья

Нестандартные уроки и уроки-праздники
Урок 24. Дружба
Урок 25. День здоровья
Урок 26. Умеем ли мы правильно питаться
Урок 27. Я выбираю кашу
Урок 28. Чистота и здоровье
Урок 29. Откуда берутся грязнули (игра-путешествие)
Урок 30. Чистота и порядок
Урок 31. Будем делать хорошо и не будем плохо
Урок 32. КВН «Наше здоровье»
Урок 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу
Урок 34. Будьте здоровы!

Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013г. Факультатив для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрен Утверждаю

на педсовете директор ОУ

протокол № от приказ № от

« » 2013 г. « » 2013г.

Школа докторов природы

факультатив

для 4 класса

Составитель: Дерябина Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

Верхотурье, 2013

Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

для младших школьников

Пояснительная записка

Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013г.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

А отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди всех потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Программа «Уроки здоровья» (далее программа) представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 10–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю. Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год.

Цели программы:

  1. создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
  2. формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
  3. использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи программы:

  1. формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  2. сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
  3. воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Результатами практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующие:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Обучающиеся должны уметь распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; а также здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Изучив программу, учащиеся будут знать:

Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

Способы сохранения и укрепления здоровья.

Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

Основные приемы и методы психической релаксации.

Изучив программу, учащиеся будут уметь:

Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

Соблюдать правила личной гигиены.

Применять приемы и методы психической релаксации.

Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ урока

Тема уроков

Требования к уровню подготовки

Наше здоровье (4 ч)

Что такое здоровье

Понятие здоровья. Умение выбирать между полезными и вредными привычками. Стремление приобретать полезные привычки.

Что такое эмоции

Уметь определять свои чувства и чувства других людей. Виды эмоций.

Чувства и поступки

Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различие между хорошими и плохими поступком.

Стресс

Понятие «стресс». Как избежать негативных эмоций.

Учимся думать и действовать

Умение избегать опасных ситуаций, если сначала думать, а потом действовать.

Учимся находить причину и последствия событий

Умение контролировать свои действия, предвидеть неудачи.

Умей выбирать

Умение сделать правильный выбор, чтобы не навредить окружающим.

Что зависит от моего решения (2 ч)

Принимаю решения

Если сам принимаешь решение, то сам несешь ответственность за его решение.

Я отвечаю за свое решение

Представление об ответственности. Умение принимать самостоятельное решение и не бояться ошибиться.

Злой волшебный – табак (1 ч)

Что мы знаем о курении

Знать о том, какие вредные последствия наступают, если человек курит.

Почему некоторые привычки называются вредными (5 ч)

Зависимость

Иметь представление о том, в чем заключается опасность зависимости. Любая зависимость опасна.

Умей сказать «нет»

Плохие последствия от употребления сигарет. Умение в нужный момент сказать НЕТ.

Как сказать «нет»

Формирование личной позиции по отношению к курению.

Почему вредной привычке ты скажешь нет

Умение принимать решение и отказываться от вредных привычек.

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

Опасность табачного дыма. Что делать если рядом с тобой курят.

Помоги себе сам (1 ч)

Волевое поведение

Принять решение очень важно, но не менее важно сделать все, что бы его выполнить.

Злой волшебник – алкоголь (3 ч)

Алкоголь

Понятие алкоголя. Алкогольная зависимость. Отрицательное влияние алкоголя на личность.

Алкоголь – ошибка

Алкоголь опасен в любом возрасте. Умение отказаться от алкогольных напитков.

Алкоголь – сделай выбор

Умение сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни.

Злой волшебник – наркотик (2 ч)

Наркотик

Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков и к чему это приводит. Быть убежденным, что жить без наркотиков более предпочтительнее.

Наркотик – тренинг безопасного поведения

Тренинг.

Мы – одна семья (2 ч)

Мальчишки и девчонки

Умение помогать друг другу.

Моя семья

Поддержка и помощь в семье сохраняют здоровье ее членов.

Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники (11 ч)

Дружба

Понятие дружбы, что дружба значит для людей.

День здоровья

Продукты питания, что нужно есть и сколько.

Умеем ли мы правильно питаться

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Я выбираю кашу

Продукты, которые можно съесть на завтрак.

Чистота и здоровье

Понятие чистоты, почему это важно.

Откуда берутся грязнули (игра-путешествие)

Путешествие по станциям, где учащиеся видят различия между грязным и опрятным человеком.

Чистота и порядок

Значение чистоты и порядка в жизни человека.

Будем делать хорошо и не будем плохо

Хорошие поступки делают людей лучше.

КВН «Наше здоровье»

КВН.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Будьте здоровы!

Подводим итоги за весь курс. Выполняем практическую работу.

Литература

  1. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
  2. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.
  3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1997.
  4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М., 2003.
  5. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПб., 1998.
  6. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб., 1997.
  7. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М. Безруких. СПб., 1999.
  8. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или школа докторов природы. М., ВАКО, 2013.
  10. Сизанова А.И., Быкова В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 1-11 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости. Ч. 1/ Под ред. А.И. Сизанова. Мн.: Тесей, 1998.

Книга содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников с 1-го по 4-й класс. Цель курса - обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения. Для каждого класса дается тематическое планирование, подробные сценарии уроков, полностью оснащенные методически. Формы проведения уроков соответствуют возрастным особенностям младших школьников - это занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки, кроссворды и т. п.
Книга адресована учителям начальных классов - для проведения систематических уроков по данному курсу, использования материалов на других уроках, во внеклассной работе; воспитателям групп продленного дня, школьным психологам - для организации развивающего досуга детей; а также воспитателям ДОУ.

Как сохранить улыбку красивой.
I. Организационный момент «Сотвори солнце в себе»
В природе есть Солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик,
который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

II. Беседа по теме
- Кто мне скажет, что означает слово «здоровье»?
- Чему мы учимся на этих уроках здоровья?

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.


Дата публикации: 16.01.2017 17:45 UTC

  • Все комплексные тесты для начальной школы, Математика, Окружающий мир, 1-4 класс, Танько М.А., 2014
  • Справочник по английскому языку в картинках с заданиями и упражнениями, 1-4 классы, Ушакова О.Д., 2018 - Это отличное пособие для изучения английского языка, адресованное ученикам начальной школы. Справочник содержит множество картинок, упрощающих запоминание пройденного материала, а … Книги по английскому языку


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!