Это жизнь - портал для женщин

Путешествие в мир природы (внеклассное мероприятие). Занятие «Путешествие в мир живой природы Открытый урок путешествие в мир природы

Путешествие в мир живой природы

Цель: формирование умений грамматически правильного употребления

предлога «в», расширение словарного запаса у дошкольников.

Задачи: расширять представления детей о живой природе; учить отвечать

на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей;

закреплять умение правильно употреблять предлог «В» при составлении

предложений, закреплять в речи названия диких животных наших лесов,

И их детенышей.

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление на

материале описательных загадок.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: фауна, климат, хищник, пернатые,перелетные, зимующие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением

зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.

Организация детей: игровая ситуация- дети сидят в вагоне поезда, которым

управляет машинист (сидят на стульчиках по двое).

Развивающая среда: предметные картинки с изображением зверей, птиц,

рыб, шапочка машиниста поезда, билеты с изображением геометрических

фигур, сюжетные картинки с изображением леса, озера, неба, аудизапись

песни «Голубой вагон», фонограмма звуков пения птиц, морской прибой.

Методы и приемы: рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация, игровой материал.

Здоровьесберегающие технологии : динамическая пауза с элементами

пальчиковой гимнастики.

Ход занятия.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы

отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто

такая Фауна? Фауна- это богиня, покровительница животных. А отправимся

мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выб-

рать машиниста поезда. (На столе лежат карточки геометрических фигур и головного убора машиниста изображением вниз.) Дети разбирают карточки,

и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. (Выбрав ребенка, надеваю ему на голову шапочку машиниста.)

У остальных детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические

фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках. Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь (звучит фонограмма песни В. Шаинского « Голубой вагон»)

Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма « пение птиц»).

(обращаю внимание детей на картину, на ней изображен лес).

Что изображено на картине? (лес) Какие животные живут в лесу? (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж. (показываю картинки животных).

Ой, смотрите, птицы пролетели. (звучит пение птиц).

Ребята, посмотрите, конверт какой -то упал. А что же в нем? Воспитатель читает « загадки о диких животных». Давайте я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.

Отгадывание загадок.

*Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить.

Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой? (Белка).

*Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (лиса)

*Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь).

*Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц).

*Кто зимой холодной в лесу злой, голодный? (волк).

*Сердитый недотрога, живет в глуши лесной.

Иголок много, а нитки не одной. (еж)

Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).

Чем питаются животные? (ответы детей).

Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (травоядные).

Как называются животные, которые употребляют в пищу мясо?

(хищники).

Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, и мы их называем травоядными, другие- животную пищу, и мы их называем хищниками.

Давайте поиграем в игру, « Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно.

* У волка - лисята. Они живут в логове.

*У медведя – зайчата, они живут в берлоге.

*У лисы – медвежата, они живут в норе.

*У ежа - бельчата, они живут в норке.

*У белки- волчата, они живут в дупле

(дети исправляют, и говорят правильно: - у волка- волчата, они живут в логове, и т.д.)

Молодцы. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).

Стоит в поле теремок, теремок, (поднимают руки над головой).

Он не низок не высок. (приседают и подымаются на носочки).

На двери висит замок. (пальцы рук складываются в замок).

Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьями вперед- назад).

Слева - зайка, справа – мишка- (поворачивают голову)

Отодвиньте-ка задвижку! (пробуют потянуть замок в стороны).

Слева - ежик, справа- волк –(делают повороты головой).

Нажимайте на замок! (сжимают и разжимают запястья).

Зайка, мишка, ежик, волк открывают теремок. (разводят руки в стороны).

Вот и немного отдохнули.

Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист. (звучит фонограмма звука « морской волны»).

(Подходим к картине, на которой изображено озеро).

Что здесь изображено? (озеро).

Кто живет в воде? (рыбы).

Какие рыбы живут в реке? (щука, карась, сом). Показываю картинки рыб.

Давайте мы их поселим в наше озеро?

Что нужно обитателям воды для жизни? (вода, кислород, солнце). Да, ребята, в любом водоеме кипит жизнь.

А это что за остановка? Давайте посмотрим.

(На рисунке изображено небо.)

Что здесь изображено? (небо). Кто обитает в воздухе? (птицы).

Чем отличаются птицы от животных? (птицы живут в воздухе, а животные на земле).

Как птиц можно назвать по –другому? (пернатые).

Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные).

Почему птицы улетают? (ответы детей).

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).

(показываю картинки вороны, сороки, воробья, синицы, голубя, снегиря).

Чем питаются птицы? (ответы детей).

Да, ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют и на земле. Птицы покрыты перьями. Поэтому их называют пернатыми. Одни птицы с наступлением холодов улетают на юг – их называют перелетными, а которые остаются зимовать- зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать. А как мы можем им помочь? (сделать кормушки). Хорошо, сегодня мы с вами сделаем кормушки для птиц. (показываю приготовление кормушек).

Итог занятия:

Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?

Что больше всего понравилось?

Мне очень понравилось, как вы работали.


Форма проведения: игра-путешествие для учащихся 3–4 классов.

1 этап. Сообщение темы.

– Мы отправимся в мир природы. Вы узнаете много нового, интересного о растениях и животных, побываете на разных планетах, будете участвовать в играх и конкурсах.

– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на планету.

Дети закрывают глаза, учитель включает музыку.

2 этап. Планета растений.

На доске: зелёная планета растений, украшенная цветами.

1. Инсценировка “Лекарственные растения”. Дети одеты в костюмы лекарственных растений.

1 учащийся: ландыш.

– Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы вокруг.

– Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые помогают при болезни сердца. А ещё цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

2 учащийся: одуванчик.

– Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

Он заметный, золотой, постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

– Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.

3 учащийся: ромашка.

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина? Солнце в небе голубом?

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

– Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.

4 учащийся: подорожник:

– Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк, что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног.

– Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.

5 учащийся: мох.

– Меж клюквы и морошки жилец лесных болот

На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растёт.

Он снизу – седоватый, повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты, нарви его скорей.

– Мох сфагнум ещё в 1 мировую войну использовали как заменитель ваты. Он хорошо впитывает кровь, раны скорее заживают.

Вывод: будем бережно относиться к лекарственным растениям!

2. Спор деревьев (или другая игра: “Узнай дерево по описанию”).

Командир мини-группы выбирает картинку с изображением дерева: дуб, ель, сосна, берёза. Команда должна доказать, что именно это дерево нужнее других.

3. Конкурс весёлых художников.

Нарисовать дерево, цветок с завязанными глазами.

4. Игра “Чудесный мешочек”.

В мешочке лежат различные плоды. Участники на ощупь определяют что это.

5. Конкурс загадок о растениях, подготовленных детьми (викторина).

За участие в играх, конкурсах дети получают картинки цветов, растений.

– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на другую планету.

3 этап. Планета животных.

На доске планета с картинками животных.

1. Учёный-зоолог предлагает детям разгадать кроссворд “Рыбы, птицы, звери”.

2. Жалобы животных или экологический суд.

Жалоба совы.

– Ох, и не любят же меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?

Учёный показывает картину совы. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые уничтожают тонну зерна в год.

Жалоба жабы.

– Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Учёный показывает картину жабы. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Вывод. Если мы допустим уничтожение, исчезновение даже некоторых животных, то мы подпишем приговор тому, что готовы расстаться с дикой природой. Если это произойдёт, сохранится ли сам человек, если погубит всех живущих вокруг себя?

3. Игра: “Найди животное”.

Банка – кабан. Багаж – жаба. Колосья – лось. Кино – кони. Дудочка – удод. Пион – пони. Зонтик – кот, кит. Салон – слон. Волна – вол. Осада – оса.

4. Игра “Четвёртое – лишнее”.

Капитаны мини-групп получают наборы рисунков, три из которых можно объединить в одну группу по общему признаку, а четвёртый – лишний. Например, птицы: кукушка, дрозд, жаворонок – перелётные, сорока – зимующая.

5. Живая пантомима.

Дети показывают движения животных, по которым нужно узнать животное.

Можно провести как соревнование мини-групп.

6. Знаете ли вы, что…

Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.

Мухи глухие, у них нет вообще слуха.

Пчёлы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

Акула всегда голодна и поэтому глотает, что попало. В желудке акул находили консервные банки, шляпы, кастрюли.

Из всех животных быстрее всех бегает страус. Он может бежать со скоростью 120 км/ч. Самые морозостойкие среди птиц – утки и гуси. Они выносят температуру до – 110 градусов.

Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза. За день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

Почему куры, индейки и др. птицы глотают мелкие камушки? Камушки в желудке заменяют птицам зубы, помогают переваривать пищу.

За участие в играх и конкурсах дети получают картинки животных.

4 этап. Красная планета тревоги.

На доске Красная планета.

– К нам поступил тревожный сигнал с Красной планеты. Планета находится в опасности. На ней исчезли все животные и растения. Она превратилась в красный безжизненный шар. Чтобы с нашей планетой не произошло такой катастрофы, давайте откроем Красную книгу.

Дети делают подготовленные дома сообщения о животных и растениях из Красной книги, охраняемых в данной местности. Делают вывод: “ Надо оберегать редкие растения и животных”.

Выставка детских рисунков: “Природа в опасности!” За лучшие работы дети получают улыбки, вырезанные из бумаги.

5 этап. Земля – планета добра и красоты.

На доске – вид Земли из космоса. Наша планета – живая. Она умеет говорить. Учитель включает магнитофонную запись.

– Да, я живая. У меня есть душа. И эта душа болит. И глаза у меня есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой землёй! Меня взрывали и бомбили, меня посыпали ядами. Рубили леса, осушали озёра. Долго я терпела. Я вздыхала и стонала, но люди не слышали моих стонов. И вот я вскричала: “Cпасите меня! Я гибну!”

Учитель: “Как мы ответим Земле?”

Дети читают стихотворение Я. Аким.

– Есть одна планета – сад в этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут в реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

Во время чтения стихотворения можно показывать слайды.

6 этап. Подведение итогов.

Учащиеся зачитывают текст решения учеников класса для школьной стенгазеты.

“Нам необходимо сберечь Землю для нас и будущего поколения! Деятельность людей меняет её лик, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений, людей. Нам необходимо задуматься: что же будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на Земле должно быть нам родным: и маленький ручеёк, и берёзка у дороги, и синий колокольчик, и трудолюбивый муравей. Надо спасать нашу Землю, помочь ей не погибнуть. Мы в силах это сделать – не уничтожать цветы и деревья, взять под охрану источники, муравейники, сажать деревья, подкармливать птиц. Не дадим обидеть Землю! Спасём её от гибели!”

Дети подписываются под решением, украшают Землю цветами, животными, улыбками, полученными на других планетах.

Кроссворд: “Рыбы, птицы, звери”.

По вертикали:

1. Хищная птица.
2. Сибирский олень с большими рогами.
3. Крупная хищная рыба.
4. Животное, используемое для езды.
5. Бамбуковый медведь.
6. Вид страуса.
7. Аквариумная рыбка.

По горизонтали:

8. Домашнее животное.
9. Пушистый зверёк.
10. Горбатый заяц.

1 4 7
2 3 5 6
8
9 10
  1. Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами. 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.

Список использованной литературы:

Л.И.Грехова “В союзе с природой”. Москва – Ставрополь, 2001, “Илекса”, “Сервисшкола”.
Л.П.Симонова “Ключи от природы, или Этические беседы по экологии”. Москва, 1998, “Агар”, “Мик”.
Журналы “Начальная школа”.
Детские журналы “Весёлые картинки”, “Колокольчик”.

Казенное образовательное учреждение Омской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Петропавловский детский дом»

Внеклассное мероприятие по экологии

«В мир природы»

Подготовила

Кузьмина Наталья Николаевна

воспитатель

Муромцево, 2014

Цель: Расширить знания детей о природе родного края и бережного отношения к ней.

Задачи:

    Углубить сведения об окружающей нас природе.

    Способствовать развитию творческой и познавательной активности воспитанников.

    Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

Оборудование: Книжная выставка (энциклопедии о животных, растениях, насекомых, птицах), карточки с заданием, картинки с изображением деревьев, проектор, экран, жетоны, запись пения птиц.

Ход занятия.

Вводная часть:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы вспомнить, закрепить и узнать новое о природе. И путешествие наше будет называться «В мир природы».

Основная часть:

Наше путешествие я хочу начать стихотворением Р. Рождественского

Когда ты входишь в лес –

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И строгой тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав

И аромат сосны.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родной страны неприхотливый лес!

Ты полон свежести,

И все в тебе живое

А сколько у тебя загадок и чудес!

— Как вы уже знаете лес – это «легкие» нашей планеты. И с каждым годом леса, становится все меньше и меньше. А причиной тому незаконная вырубка леса, пожары, выпиливание для нужд населения.

— Назовите, какие деревья и кустарники растут в нашей местности?

(Ответы детей: сосна, ель, береза, осина, лиственница, калина, малина, смородина, ива, черемуха и т.д.)

— Кто мне скажет, чем лиственница отличается от других хвойных деревьев?

(ответы детей: она сбрасывает свою листву каждый год).

— Скажите, из какого дерева делают спички?

(ответы детей: из сосны)

— Сейчас не много из истории, как вы думаете, о каком дереве Аристотель писал: «Если зима умеренная, смолы будет много и хорошей, если зима сурова, смолы меньше и она хуже. Самую лучшую и чистую смолу получают с мест, залитых солнцем, смола из тенистых мест темна и горька»

(ответы детей: сосна)

— Молодцы, много знаете деревьев и кустарников. Сейчас на слайдах вам будут представлены деревья, которые в нашей местности не растут (приложение 1).

1 слайд: Ребята, может кто-то знает, как это дерево называется.

(ответы детей)

— Правильно, это дуб. Из этого дерева изготавливают дубовые бочки.

2 слайд: Кто знает, как это дерево называется?

(ответы детей)

Это дерево называется вяз. Он прекрасный «пылесос», впитывает в себя пыль и сажу. Поэтому его можно встретить и на улице, и в лесу, и в парке. В России можно увидеть вяз гладкий. Топором его рубить нельзя, так как он увязает в древесине.

3 слайд: ребята, это дерево называется – тис ягодный, а в нарде «красным деревом, поскольку его древесина красная. Она очень прочная, тяжелая, не гниет и мебель из красного дерева может простоять века. Тис растет очень медленно, в год всего 2-3 сантиметра. Самый высокий тисс находится в Закавказье, в Аджарии. Его высота 32,5 метра. Ему не менее 4000 лет. Молодые побеги тиса, кора, листья и семена содержат вещества, ядовитые для человека и также для лошадей и коров. У нас в России на Дальнем Востоке, на Курильских островах и Сахалине растет тисс остроконечный.

— Кроме деревьев, которые растут у нас в России. Я хочу вас познакомить с деревьями, которые растут в жарких странах.

4 слайд: А это дерево, вы, наверное, узнали?

(ответы детей)

— Да, это кокосовая пальма. Она входит в десятку важнейших деревьев мира. Кокосовая пальма растет в тропиках, на берегах океанов, морей и островах. Их высота достигает 25-30 метров, а стволы обычно наклонены в сторону моря. Кокосовые орехи созревают долго, целый год. Если орех незрелый, то в его полости находится примерно поллитра прозрачной жидкости, богатой сахаром и витаминами. В жару это прекрасный напиток. В тропиках пальму называют «деревом жизни». Из прочного и эластичного волокна делают веревки, циновки, щетки, из твердых косточек получается отличная посуда, пуговицы, украшения. Из древесины строят жилища, мебель.

5 слайд: Это мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Растет оно в Центральной Америке, сейчас их осталось всего 500. Их охраняют и дают им имена, например, «Отец лесов», «Генерал Грант». Древесина дерева красного цвета и не гниет и поэтому это одна из причин уничтожения этих деревьев. Известно, что на одном пне мамонтова дерева свободно помещается тридцать человек. А в одном из парков Америки через его ствол пробит тоннель, через который свободно проезжают автомобили. Вот такие интересные деревья растут на нашей планете.

— Мы продолжаем наше путешествие. Кроме деревьев и кустарников в лесу можно встретить и другие растения. Мир дикорастущих растений богат и разнообразен. Растительность представлена и лекарственной флорой, которая объединяет большое число растений. К лекарственным относятся растения, которые употребляются для лечения и профилактике заболеваний человека и животных, для получения препаратов, используемых в медицине и ветеринарии. А какие это растения? Сейчас угадаем.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая. Кто она такая?

(ответы детей: ромашка)

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит. Кто это?

(ответы детей: крапива)

Есть один такой цветок,

Не вместить его в венок,

На него подуй слегка-

Был цветок, и нет цветка.

(ответы детей: одуванчик)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(ответы детей: подорожник).

— Какие ещё вы знаете лекарственные растения?

(ответы детей: лопух, зверобой, валериана, тысячелистник и т.д.)

— Какие лекарственные свойства они имеют?

(Ответы детей: лопух от боли в суставах и т.д.)

— Много назвали растений и их полезные свойства. Но мы продолжаем путешествие. А кого ещё можно встретить в лесу кроме растений?

(ответы детей: животных, птиц, насекомых, грибы и т.д.)

— Правильно, жизнь в лесу разнообразна. И сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть ряд слов. А вы из этого ряда должны будете убрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

1. Медведь, лиса, ёж. (лиса)

2. Воробей, скворец, сорока. (скворец)

3. Комар, оса, пчела. (комар)

4. Кукушка, сова, дятел. (кукушка)

5. Стрекоза, колорадский жук, саранча. (стрекоза)

— Молодцы с заданием справились.

Сейчас вам нужно самостоятельно в течение 5 минут в энциклопедиях, которые представлены на выставке найти ответ на вопрос, который у вас на карточке.

Самостоятельная работа выполняется под пение птиц.

Вопросы для задания:

Кобра – это…(самая ядовитая змея).

Бурундук – это…(полосатая земляная белочка)

Песец – это…(полярная лисица)

Бобр – животное…(возводящее на реках плотины)

Хомяк – это…(крупный грызун семейства мышиных)

Комар – это… (кровососущее двукрылое насекомое, личинки которого развиваются в воде).

— Ребята время истекает. И давайте зачитаем, какие вы нашли ответы на вопросы.

(Ответы детей).

Молодцы, все правильно справились с заданием. И наше путешествие подходит к концу.

Заключительная часть:

Ребята сегодня наше путешествие проходило в основном по лесу. Но как мы знаем, что природа это не только лес и его обитатели. И находясь в лесу надо всегда помнить, что его нужно беречь и охранять, ведь каждое растение, животное и насекомое приносит пользу.

Что нового для себя вы узнали на данном занятии?

Что больше всего запомнилось и понравилось?

Какие знания, полученные на занятии, могут вам, пригодится в жизни?

— Ребята, у вас на столах лежат жетоны (один жетон веселый, другой грустный) и я прошу вас оценить наше занятие. Если вам понравилось, поднимите веселый жетон, если нет грустный. Спасибо всем за работу.

Литература

    Баландин Б. 3000 каверзных вопросов и ответов. М.: РИПОЛ классик, 2006

    Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. М.: АСТ-Пресс, 1999

    Я познаю мир: Растения: Дет.энцикл./ Авт.-сост. Л.А.Багрова; худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.-510 с.: ил.

Открытое занятие

подготовительной группы

«Путешествие в мир живой природы»

Интегрированное занятие

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами здоровья сберегающих технологий.

Ноябрь 2011

Воспитатель: Амирова Г.Р

Цель: формирование умений грамматически правильного употребления предлога «в», расширение словарного запаса у дошкольников.

Задачи: Расширять представления детей о живой природе; учить отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей; закреплять умение правильно употреблять предлог “в”, при составлении предложений; закреплять в речи названия диких животных наших лесов, и их детёнышей.

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление на материале описательных загадок.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: фауна, климат, хищник, пернатые, перелетные, зимующие.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.

Организация детей: Игровая ситуация – дети сидят в вагоне поезда, которым управляет машинист (сидят на стульчиках по двое.)

Развивающая среда: Предметные картинки с изображением зверей, рыб, птиц; шапочка машиниста поезда; билеты с изображением геометрических фигур; сюжетные картинки с изображением леса, озера, неба; аудиозапись песни «Голубой вагон»; фонограмма звуков пения птиц, шум реки.

Методы и приемы: обсуждение, рассматривание, пояснение, игровой материал, игровая ситуация.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.

П еред занятием :

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты-мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Посмотрю на ваши лица, с кем мне здесь бы подружиться? Я-Галина Ринадовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Дениска, Никитка)

Ход занятия:

– Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна? Фауна – это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда. (На столе разложены карточки геометрических фигур и головного убора машиниста изображением вниз.) Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами.

– У остальных детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках. Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)

(Обращаю внимание детей на мультимедийное оборудование, на нем изображен лес.)

– Что изображено на картине? (Лес). Какие животные живут в лесу? (Волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж)

(Показываю на слайд-шоу животных)

– Ой, смотрите, птицы пролетели. (Звучит пение птиц) Ребята посмотрите, конверт какой-то упал. А, что же в нём? Воспитатель читает «Загадки о диких животных». Давайте, я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.

Отгадывание загадок.

По веткам скачет,

Да не птица.

Да не лисица. (Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает

За собой все следы заметает? (Лиса)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Быстрый прыжок,

Тёплый пушок,

Красный глазок. (Заяц)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный (Волк)

В клубок свернётся,

Взять не даётся. (Ёжик)

(сопровождение слайд-шоу)

– Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) Чем питаются животные? (Ответы детей.)

Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (Травоядные.)

Как называются животные, которые употребляют в пищу мясо? (Хищники.)

Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, и мы их называем травоядными, другие – животную пищу, и мы их называем хищниками.

– Давайте поиграем в игру, « Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно.

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

Молодцы. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Вот и хорошо немного отдохнули.

– Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист. (Звучит фонограмма звука «шум реки»)

(Подходим к мультимедийному оборудованию, на которой изображено озеро.)

– Что здесь изображено? (Озеро.)

Кто живет в воде? (Рыбы.)

Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась, сом, окунь.) (Показываю слайд-шоу рыб.)

– Что нужно обитателям воды для жизни? (Вода, кислород, солнце.)

Да, ребята, в любом водоеме кипит жизнь.

(Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)

– А это что за остановка? Давайте посмотрим.

(На слайде изображено небо)

– Что здесь изображено? (Небо.)

– Кто обитать в воздухе? (Птицы)

Чем отличаются птицы от животных? (Птицы живут в воздухе, а животные на земле.)

Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)

Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные.)

Показываю слайд-шоу (скворец, журавль, ласточка, грач)

Почему птицы улетают? (Ответы детей.)

Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.)

Показываю слайд-шоу (ворона, сорока, воробей, синица, голубь, дятел, снегирь, синица)

– Чем питаются птицы? (Ответы детей.)

– Да, ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать – зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать. А как, мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки) Хорошо сегодня мы сделаем кормушки из этих коробок. (Показываю приготовленные коробки).

Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?

Что больше всего понравилось?

Мне очень понравилось, как вы работали.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!