Это жизнь - портал для женщин

Организация образовательной деятельности в группах раннего возраста. Особенности работы с детьми раннего возраста в свете новых Федеральных Государственных стандартов

Галина Шабловская

Организованная образовательная деятельность по сенсорике с детьми 2 группы раннего возраста «РОСИНКА».

ТЕМА: «В гости к мишке»

Задачи:

Познавательное развитие: Закреплять умение детей группировать и соотносить предметы по цвету и называть его.

Закреплять умение узнавать предметы по величине и называть словом: большой и маленький.

Развивающие: Развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать умение детей играть вместе. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровой ситуации.

Речевое развитие: формирование культуры общения (здороваться с мишкой, благодарить за угощение и прощаться, закрепить слова (мяч, круглый, большой и маленький). Помочь детям отвечать на вопросы: что это? Какой? Учить повторять несложные фразы.

Предварительная работа: - Дидактическая игра «Найди фигуры по цвету» -Мозаики напольные (4 основных цвета) -Игра «Большие и маленькие мячи»

Оборудование: Большая мягкая игрушка медведь; елка; коробка с крупной мозаикой красного и синего цвета; ведерко с красными кружочками двух размеров; два ведерка красного и синего цвета с маленькими мячиками.

Ход занятия. Дети играют в группе. Стук в дверь (обращаю внимание детей). Подхожу к двери, открываю и беру медведя с коробкой. Вношу медведя в группу.

Медведь: Здравствуйте детишки! Воспит: Дети, давайте поздороваемся с мишкой. Дети: Здравствуй, мишка! Медведь: Мне одному в лесу скучно, и я пришёл к вам в детский сад. Воспит: Ребята, мишка хочет мне что-то сказать (прикладываю медведя к уху). Он приглашает нас к себе в лес. А чтобы пойти в лес, надо построить дорожки. Посмотрите, что принес нам мишка. Что это? Дети: Мозаика. Воспит: А какого цвета мозаика? (Спрашиваю нескольких детей.) Дети: Красного. Синего. Воспит: Ребята, а мишка просит построить вас дорожки. Одна дорожка- красная, а другая- синяя. (Дети строят, а мишка смотрит и хвалит детей).

Воспит: Ребята, а мишка спрашивает, какого цвета вы построили дорожки? Родион, покажи, какая дорожка синяя. А Маргарита скажет мишке, какого цвета эта дорожка? (Дети называют и показывают, а мишка хвалит.)

Воспит: Ребята, давайте с мишкой пойдем по дорожкам вперед. А там лес, в котором живет мишка. Подходим к ёлке. Воспит: А мишка мне опять что-то говорит на ушко. Мишке отчего-то грустно. Он хотел украсить елочку и не смог. Давайте ему поможем. Мишка дает ведерко с красными кружками на ниточках и просит повесить их на ёлку.

Воспит: Скажите, а что это у мишки в ведерке? Дети: Кружочки Воспит: Даня, а какого цвета кружочки? (красного). Воспит: Леша, скажи нам, а какие кружочки по величине? (рассматриваем.) Леша: Большие и маленькие. Воспит: Мишка просит взять большие кружочки (Дети берут). Воспит: Таня, скажи, какой кружок ты взяла? (красный, большой). А Родион какой кружок взял? (большой и красный).

Воспит : А какие кружочки остались у мишки? Дети: Маленькие, красные.

Воспит: Давайте повесим большие кружочки на ёлку. Дети, как мы украсили ёлку красиво. Маргарита, мишка спрашивает, какого цвета ты повесила кружок? Маргарита : кружок красного цвета. (мишка хвалит детей)

Мишка благодарит детей. Мы все вместе хлопаем в ладоши.



Воспит :

Ребята, Мишка нечаянно уронил ведро с мячами и просит помочь ему собрать. Давайте поможем. Мишка сказал, что в синее ведро соберите синие мячики, а в красное- красные. (дети собирают).

Воспит: Даша, какие мячики ты собирала? Даша: Синие. Воспит: А Игорь какие мячики помог собрать мишке? (синие)

Воспит: Маргарита, а ты какие мячики собирала? (красные). Воспит: Ребята, мы помогли мишке, а теперь давайте пригласим мишку поиграть с нами в игру «У медведя во бору» (дети зовут мишку играть).

Игра «У медведя во бору»





Воспит: Мишка вас благодарит за то, что вы поиграли с ним, помогли украсить ёлку, собрали мячики, и говорит вам: «Спасибо». За это он хочет вас угостить (мишка предлагает детям печенье)



Воспит: А что надо сказать мишке? Дети: Спасибо! Воспит: Ребята, нам пора в группу, давайте попрощаемся с мишкой. Дети: До свидания мишка.

Воспитатель: Шабловская Галина Николаевна.

21. Особенности проведения образовательных ситуаций с детьми раннего возраста.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, воспитатель также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой - дети видели машины на улице; игра «Киса, киса - брысь!» - дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

Основные темы занятий - быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «гот простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры - «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в.Курочку и цыплят" и т. п. Варианты окончания игры - .Курочка с цыплятами пошли домой" (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются - до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями..

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий - они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, - молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Национально-региональный компонент в МДОУ «Детский сад «Солнышко» реализуется через реализацию кружковой работы.

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Воспитание и развитие детей раннего возраста в МДОУ «Детский сад «Солнышко» осуществляется в соответствии с «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающая становление личности ребенка раскрывающая его индивидуальные особенности.. В дошкольном образовательном учреждении проводится комплекс мероприятий с целью облегчение адаптации малышей:

    постепенное формирование групп вновь поступивших малышей; гибкий график посещения ДОУ; укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2-3 часов); временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания; использование таких приемов, как ласковое обращение к ребенку, тактильный контакт (поглаживание, ласковое прикосновение и т.д.); кратковременное присутствие мамы вместе с ребенком в группе.
Работу, с каждым поступившим в ДОУ ребенком, педагоги начинают через комплекс мероприятий для родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада:
    непосредственное знакомство с родителями; психолого-педагогическое просвещение родителей и т.д.
Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ. Педагоги-воспитатели на каждого малыша заводят и заполняют «Адаптационный лист» (Приложение № ). Результатом таких мероприятий является успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ, снятие эмоционального напряжения, уменьшение психотравмирующих факторов. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Педагоги ДОУ становятся для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. В совместной деятельности с ребёнком педагог выполняет сразу несколько функций:
    во-первых, даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия; в-третьих, через поощрения и порицания он контролирует ход выполнения действий ребёнка
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер - ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов - их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом порядке. Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов. Поэтому в группах раннего возраста много игрушек: пирамидок, простых кубиков, вкладышей, матрёшек, предполагающих предполагают именно соотносящие действия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции - интерес, любопытство, удивление, радость открытия. На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. С целью обогащения представлений детей о свойствах предметов, педагоги детского сада знакомят их с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. В МДОУ «Детский сад «Солнышко» создана богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыши активно действуют, что является важнейшей предпосылкой умственного развития. Общение ребенка со взрослым, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Поддержанию положительного эмоционального состояния детей, их активной деятельности способствует правильная организация режима жизни.

Соотношение режимных процессов в течение дня в группах раннего возраста

Возраст

Кормление (кол-во)

Бодрствование

Дневной сон

Ночной сон

С 1 до 2-х лет

С 2 до 3-х лет

В ходе всех режимных процессов педагоги ДОУ широко используют игровые ситуации, разнообразные игры. С помощью игр поддерживают у каждого ребенка бодрое, радостное настроение, вызывают ощущение эмоциональной общности со взрослым и детьми, содействуют возникновению чувства симпатии к другому ребенку Игры-занятия в ДОУ построены интересно и увлекательно, что вызывает у малышей положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Речь педагогов богата веселыми интонациями, игрушки и предметы, яркие, красочные, демонстрируются в действии и движении. В процессе игр- занятий педагоги ДОУ используют приемы: сюрпризности, неожиданности, загадочности. В течение всего дня педагоги организуют, поддерживают и поощряют потребность малышей в речевом общении, создают проблемные ситуации, стимулирующие речевые проявления. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, педагоги организуют с детьми различные игры, берут на себя главные роли, объединяют детей для совместной игры. Показывают образцы различных игровых действий с игрушками, предметами-заместителями, побуждают к развертыванию игр, драматизируют в лицах знакомые детям потешки, прибаутки, используют игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, тем самым обогащают детей новыми знаниями и впечатлениями, стараясь вызвать у детей интерес, желание подражать, содействуют возникновению чувства симпатии к другому ребенку, интереса к нему как к партнеру по игре, развивают умения понимать его интересы, потребности, воспитывают чуткость, отзывчивость, справедливость. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитатели способствуют возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре: включаются в игру, заражая детей своим интересом, эмоциями, используют выразительные движения, мимику, интонированную речь, вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности. Все это способствует укреплению и сохранению физического и психического здоровья малышей, их эмоциональному благополучию.

Программы и программно-методическое обеспечение в группах раннего возраста

Наименование программы

Программно-методическое обеспечение

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез, 2005

1. Печора К.А., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в д/у.- М., 2002.

2. Шашуков Н.Л. Фольклор от самой колыбели.- СПб., 1997.

3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2001.

4. Павлова Л.Н. Познавательное развитие.- М., 2002.

5. Давидчук, Ивашко. Планирование образовательной работы с детьми 1-3 лет. - М., 2003. 6. Т.В.Галанова. Развивающие игры с малышами до трёх лет.- Ярославль: « Академия развития», 1998. 7. Павлова Л.Н. Развитие речи и мышления. – М., 2000. 8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в 1 младшей группе, М.: Просвещение.1986. 9. «Ступеньки» для детей 1-3 лет (потешки, песенки, колыбельные), М., 2004. 10. Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста» - М., Айрис-пресс, 2006. 11. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в 1 младшей группе», Воронеж, Учитель, 2003г.

12. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в д/с. –
М., 1993.

13. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. –
М., 1999.

14. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.

15. Гербова В.З. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М., 1993.

16. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с. – М.,1981.

17. Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 1992.

18 Е.С.Дёмина Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2005

19 Дидактические игры и занятия с маленькими детьми. / Под ред. Радиной.

20. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3-лет.- М., 2003.

21 Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М., 1986

22 Я. Лайзане. Физическая культура для малышей, М.: Просвещение, 1987.

23. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в д/саду. – М., 1990

24. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в д/саду. – Ростов на/Д, «Феникс», 2004.

25. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей в д/саду. – М., 2000.

26. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Физическая культура - дошкольникам младший возраст. – М., 2000.

27. «Праздники для малышей» Ледяйкина

28. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» И.П. Дзержинская

29. «Гармония» К. Тарасовой

30. «Топ-топ» Т. Садко

31. «Ритмическая мозаика» П. Буряниной

32. Попатенко Музыка в раннем возрасте., М.: «Музыка», 1982. 33. К.Козырева. Ладушки. М.: «Музыка», 1972

В целях планомерного воздействия на развитие детей во 2 группе раннего возраста проводятся специальные игры-занятия.

Расписание игр-занятий 2 второй группы детей раннего возраста

Виды игр-занятий

Кол-во

Время

Развитие движений

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Со строительным материалом

С дидактическим материалом

Музыкальное развитие

Всего: 10 1час 00 минут (недельная нагрузка)

Игры-занятия проводятся по подгруппам продолжительностью 6 минут. Игры-занятия организуются по одному разу в первую и во вторую половину дня.

Расписание совместной образовательной деятельности педагогов с детьми на 1 младшей группе.

Реализация образовательных областей

Кол-во

Время

Физическая культура

Физическая культура

Коммуникация

Развитие речи

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературой

Познание

Формирование целостной картины мира

Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

Музыка

Музыкальное развитие

Художественное творчество Рисование

Всего: 10 1час 40 минут (недельная нагрузка) Длительность одного вида непосредственно образовательной деятельности до 10 минут. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности - 10 минут. Образовательная деятельность проводится по подгруппам. Непосредственно образовательная деятельность по физическому и музыкальному развитию проводятся фронтально. Непосредственно образовательная деятельность организуется по одному разу в первую и во вторую половину дня. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводится физкультминутка. 2.3 . Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.3 .1.Управление реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2. 3 .2.Создание и обновление предметно-развивающей среды Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МДОУ «Детский сад «Солнышко» является правильная организация предметно-развивающей среды. Развивающая среда рассматривается педагогами ДОУ как комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве. Цель создания развивающей среды в МДОУ «Детский сад «Солнышко» - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий характер, адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Проектирование предметно-развивающей среды в МДОУ «Детский сад «Солнышко» осуществлялось на основе:
    требований нормативных документов; реализуемой в ДОУ образовательной программы; материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образо-вания, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
    времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года; освоенности - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного; стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности.
Опираясь на современные, наиболее продуктивные средства создания развивающей среды педагоги ДОУ во всех возрастных группах создают оптимальные материально-технические условия. Организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности с учом приоритетного познавательно-речевого направления. В речевых центрах представлены разные речевые игры, наборы картинок для составления рассказов, игры, направленные на развитие мелкой моторики, на развитие физиологического потока воздуха, разнообразные книги, материалы для артикуляционной гимнастики проходимых звуков, забавные чистоговорки, шутки, фланелеграфы, разрезные картинки, настольные дидактические игры для развития речи, рабочие тетради по грамоте (подготовительная группа), картинки разной тематики, схемы и т.д. В центрах занимательной математики имеются разнообразный счетный материал, дидактические игры с математическим содержанием, наборы карточек для графических диктантов, головоломки, разные модели, задачи-шутки, пеналы с цифрами, шашки, магнитные доски, наборы различных карточек, наборы геометрических фигур (плоскостные, объемные), веревочки разной длины и толщины, ленты широкие и узкие, схемы составления целого из частей, дидактические игры для нахождения сходства и различия и другое. На средней группе-1 организован кружок по математике «Сосчитай-ка». На группах созданы мини-опытно-экспериментальные уголки, в которых имеются различные материалы (карты мира, Вологодской области, г. Устюжна, глобус, атласы, иллюстрированные книги, альбомы, формы для действий с водой, песком, крупами, наборы круп, лупы, песочные часы, компасы, микроскопы, бросовый и природный материал, карты-игры с песком, весы и т.д.). В центрах конструирования имеются иллюстрационные альбомы, открытки, схемы и чертежи построек, фотографии с различными архитектурными постройками, различные виды конструкторов (лего, деревянный, металлический, пластмассовый, пазлы, разрезные картинки, мозаики, бросовый и природный материал, игрушки для обыгрывания и др.). В уголках природы, созданных на группах, ведутся календари наблюдений за состоянием погоды. Имеются настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания, альбомы картинок (животный мир, растительный мир, птицы и др.). Педагоги совместно с детьми выращивают зеленый лук, укроп. Ведется разработка экологического паспорта. . Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования позволяет дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Во всех возрастных группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. В детском саду оборудованы: медицинский кабинет, выделены специальные помещения для коррекционной работы с детьми:

Дубовик Лариса Игоревна
Особенности работы с детьми раннего возраста в свете новых Федеральных Государственных стандартов.

Дети, дети, дети. …Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные. Но прежде всего о здоровье и воспитании. И это, если вникнуть, главное, что составляет личную жизнь каждого человека, потому что именно дети, общение с ними, заботы о них, воспитание приносят нам и самые большие радости, и самые большие тревоги. Ну а когда эти заботы и тревоги касаются практически каждой семьи в обществе, тогда они становятся , хотим мы этого или не хотим, общественным явлением. Вот почему все, что связано со здоровьем и воспитанием детей, имеет огромное социальное значение.

Общение ребенка со взрослыми начинается уже с первых дней его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша, но и основным источником его психического развития. Обычно общение складывается стихийно : взрослый привлекает к себе внимание ребенка и что удивительно, почти никогда не задумывается о том, каковы внутренние мотивы, побуждающие малыша к общению, какую потребность он удовлетворяет и что дает данный тип общения ребенку для его общего развития.

Между тем вопрос этот очень важен, так как, с одной стороны, является основным источником приобретения ребенком навыков, знаний, норм поведения, а с другой – это процесс уже сам по себе является, опять-таки для ребенка, предметом усвоения. Поясним эту мысль. Во взаимоотношениях людей существует определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но его общее психическое развитие. Вот почему этот вопрос представляет не только научный интерес, но и большое практическое значение.

Существуют ли возрастные нормы в развитии общения ребенка со взрослыми? Как нужно организовывать общение взрослых с детьми ? Может ли взрослый целенаправленно влиять на характер общения ребенка? В решении этих вопросов раскрывается секрет успешного воспитания и обучения дошкольника.

В этом возрасте им необходимо постоянно что-то трогать, двигать, переделывать, уже необходима совместная предметная деятельность со взрослым. И вполне понятно, почему предпочтение малыши оказывают тем, кто предлагает им именно такую деятельность, дает образцы предметных действий. Однако внутри ситуативно-деловой формы общения складываются необходимые условия для возникновения первых слов у ребенка. Они-то и подготавливают переход к внеситуативным формам общения. Поскольку общение в рамках внеситуативно – познавательной формы осуществляется на фоне познавательной деятельности, поскольку ведущее место здесь занимают познавательные мотивы, то есть стремление ребенка узнать, понять, усвоить. Естественно, что источником сведений об окружающей предметной действительности, компетентным, заинтересованным собеседником для него является взрослый, общение с ним, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального развития.

Основными воспитателями для ребенка являются, конечно, родители. Именно от них малыш получает первые знания о мире, учится отношению к нему. В семье закладываются основы поведения ребенка .

Но вот малыш приходит в детский сад. Тут в его жизни появляются новые взрослые , которые берут на себя ответственность за его развитие. А так же, ему приходится длительное время взаимодействовать со сверстниками, учиться общаться с ними, заниматься чем-то вместе.

В яслях все для малыша ново и не очень понятно. Во-первых, совершенно не понятно, куда делась мама, что без нее можно делать, а что нельзя, кто пожалеет и защитит от обидчика или если ты упал? И почему надо слушать тетю, ведь ты ее совершенно не знаешь? А тут еще бедного малыша начинают усиленно воспитывать и обучать.

Для того, чтобы взрослый мог организовать правильное взаимоотношение с ребенком, он должен четко представлять особенности возраста малыша . В промежутке от 1 года до 2-х заключаются в следующем : у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми . Это возраст , в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет , начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения : корова – это «му-му» , собачка – «гав-гав» и т. д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?» , следует не торопить его с ответом - он должен выбирать сам.

Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.

Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.

Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?» , «Тебе интересно?» , «Тебе хорошо?» , чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.

Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.

Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.

Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Какими же особенностями обладает малыш 2-3 лет?

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным , а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивается гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени.

Особенности развития детей данного возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций :

Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.

Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.

Помните, что игры способствуют развитию ребенка , поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста .

Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.

Подведя итоги выше изложенного, мы можем сказать, что это период характеризуется интенсивным психическим развитием. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться чувства гордости и стыда. В ходе воспитания нужно учитывать особенности эмоционального реагирования каждого малыша. Не рекомендуется ругать его. Совершая тот или иной поступок, маленький ребенок действует не по злому умыслу, а в соответствии с доминирующими в этот момент мотивами. Резкое наказание может привести к невротизации личности. Однако этот совет нельзя воспринимать как поощрение вседозволенности. В процессе общения с детьми взрослый должен обращать внимание на то, какие его высказывания, эмоциональные проявления или действия вызывают негативные (и позитивные) переживания у ребенка. Нужно избегать негативных переживаний и стремиться к установлению теплых эмоциональных отношений с малышом. Следует помнить, что в этом возрасте у ребенка развивается идентификация с именем и самооценка. Вот почему особенно чутко следует подходить к оценке поведения ребенка. Он может сильно переживать, когда неправильно произносят его имя или негативно оценивают его деятельность. Основная задача взрослого заключается в том, чтобы у маленького ребенка сложилась положительная самооценка. Для этого надо поощрять его инициативу и максимально положительно подчеркивать его достижения.

Ранний возраст завершается так называемым кризисом трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ «Я» . Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!» , поэтому желательно найти для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Со временем сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь» , («Что бы мы без тебя делали?» ). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, застегивать пуговицы и надевать штанишки. Обычно на это уходит очень много времени, ребенок не укладывается в срок, определенный взрослым, что может приводить к конфликтам, но их следует избегать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!