Страны-члены и стратегия расширения оэср. Страны организации экономического сотрудничества и развития
- (OECD) См.: Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь
ОЭСР - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ … Юридическая энциклопедия
ОЭСР - ОЕСР ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития англ., организация, фин. ОЕСР англ.: Organisation for economic co operation and development, OECD Источник: http://www.teletrade.ru/analytics/news/show/150271 ОЭСР Словарь: С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур
- (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права
ОЭСР - (Организация экономического сотрудничества и развития) организация, созданная в 1961 г. в целях содействия экономическому росту, повышению жизненного уровня, поддержанию финансовой стабильности, развитию торговли на многосторонней основе;… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
ОЭСР - оптико электронные средства разведки (мн.ч.) оптико электронные средства разведки Организация экономического сотрудничества и развития … Словарь сокращений русского языка
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) - (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD), орг ция промышленно развитых стран, созданная в 1961 г.; штаб квартира в Париже. ОЭСР содействует эконом, и социальному развитию государств членов путем координации политики; помогает … Народы и культуры
Одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ, ОЭСР - (англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – организация, созданная на основе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) в 1960. На март 1998 чл. ОЭСР являлись 32 страны, в т.ч. Австралия, Австрия,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - (Organization for Economic Cooperation and Development OECD) международная межправительственная организация. Создана в 1961. ОЭСР выступила в качестве преемницы Организации европейского экономического сотрудничества, существовавшей в 1948 1960 с… … Политология: словарь-справочник
Книги
- Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография , . Монография посвящена правовым вопросам функционирования и деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в антикоррупционной сфере. Виздании содержится комплексный…
- Экономические обзоры ОЭСР 2004. Российская Федерация, сентябрь 2004 , . Книга представляет собой очередной аналитический обзор состояния и тенденций развития экономики России, подготовленный ОЭСР на основе широкомасштабных исследований. В данном Обзоре особое…
- Анализ международной практики оценки эффективности реализуемой конкурентной политики и результативности деятельности конкурентного ведомства , И. В. Князева. В статье систематизированы международные практики, разработанные конкурентными ведомствами зарубежных стран и ОЭСР по оценке эффективности реализуемой ведомствами конкурентной политики и…
Вне влиятельной межправительственной организацией межрегионального характера является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая начала свою деятельность в 1961 г . на базе Организации европейского экономического сотрудничества.Штаб-квартира организации располагается в Париже.
В ОЭСР входят 30 экономически развитых стран, в том числе Венгрия, Греция, Мексика, Польша, Республика Корея, Турция, Чехия и Словакия.
РФ имеет в ОЭСР статус наблюдателя, однако заинтересована в полноправном членстве.
Цель деятельности ОЭСР
Содействовать устойчивому экономическому развитию в государствах-членах и нечленах Организации посредством проведения политики либерализации трансграничного перемещения всех факторов производства.
ОЭСР осуществляет научные исследования процессов, происходящих в мировой экономике в целом, а также в отдельных ее регионах и странах, проводит консультации, участвует в международных проектах, осуществляет активное сотрудничество с МВФ, ВБ, ВТО и другими организациями.
В рамках Организации экономического сотрудничества и развития проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам.
Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет научная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенствование статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно национальными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюджетную и валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник «Экономические перспективы ОЭСР» — наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на два года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.
Большую роль играет ОЭСР в оказании помощи развивающимся странам. В 70-е гг. выделилась группа богатых нефтяных стран, в 80-е гг. на рынки мира вышли так называемые новые индустриальные страны (НИС). В то же время усилилось обнищание наиболее бедных и отсталых стран. Это определило дифференцированный подход ОЭСР к проблемам развивающихся стран. Например, в отношениях с последней группой стран применяются различные формы продовольственной помощи, пониженные ставки процента по займам, оказывается содействие в формировании экономических структур. Центр развития ОЭСР координирует всю работу с развивающимися странами.
В целом ОЭСР является влиятельной и достаточно эффективной международной экономической организацией промышленно развитых капиталистических стран, накопившей большой опыт выработки разнообразных методов экономической политики, механизмов сотрудничества различных государств. Поэтому участие России в деятельности ОЭСР может способствовать ее экономическому прогрессу.
На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:
- 17,7% населения Земного шара
- Более 60% мирового ВВП.
страны-члены |
дата вступления |
страны-члены |
дата вступления |
страны-члены |
дата вступления |
||
Австралия | Канада |
Словения | |||||
Корея |
США | ||||||
Латвия |
Турция | ||||||
Великобритания | Финляндия | ||||||
Венгрия |
Люксембург | Франция | |||||
Германия |
Италия |
Чехия | |||||
Греция |
Мексика |
Чили | |||||
Дания | Нидерланды |
Швейцария | |||||
Израиль |
Новая Зеландия |
Швеция | |||||
Ирландия | Норвегия |
Эстония | |||||
Исландия |
Польша |
Япония | |||||
Испания |
Португалия | ||||||
Италия |
Словакия |
Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР - так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:
- Общность подходов (Like-mindedness)
- Значимость на международной арене (Significant player)
- Взаимовыгодность (Mutual benefit)
- Глобальность (Global considerations)
В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. , определены две основных «волны расширения»:
oВ «первую волну» вошли пять стран - Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения - которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);
oВо «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.
Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства
Члены ОЭСР
Страны «первой волны» расширения
Страны «второй волны» расширения
Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР
Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in ) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out ). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.
На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), - Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс . Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:
o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;
o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;
o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;
o Содействие развитию, прежде всего в Африке.
Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.
На саммите "Группы восьми" в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП)
, итоги которого будут представлены на саммите "большой восьмерки" во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении
участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda
).
Возможные темы для продолжения диалога:
o Свобода взаимовыгодных инвестиций;
o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;
o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;
o Помощь наиболее уязвимым государствам;
o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;
o Энергетика;
o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.
Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.
Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от "Группы восьми" и одна из стран от "Группы пяти". Заседание комитета проходят поочередно в стране, входящей в "восьмерку" или в "пятерку".
Создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми государствами-участницами. Является преемницей в политическом, организационном и юридическом отношениях Организации европейского экономического сотрудничества - ОЕЭС, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург Мексика, Нидерланды, НоваяЗеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.
В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС, а также представители ЕАСТ, ЕОУС и Евратома.
Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.
Официальные цели ОЭСР:
содействие устойчивому экономическому и социальному развитию стран;
разработка эффективных методов координации их торговой и общеэкономической политики;
содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося таким образом вклад в развитие мировой экономики;
содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам.
ОЭСР выпустила Кодекс поведения, посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК. Кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющие обоюдный интерес, и приходить к согласию в вопросах, требующих совместных действий.
Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по одному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в составе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чьи национальные конституции не позволяют принять соответствующие постановления.
Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Административную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат занимается обработкой и подготовкой документов для обсуждения, статистических и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по различным экономическим и социальным вопросам.
Кроме того, в составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов: по экономической политике, экономике и развитию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации; компьютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.
Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внешней торговли или обмена услугами. Их официальная цель - оказание содействия расширению международного товарного обмена посредством сокращения или ликвидации препятствий на пути его развития.
Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом, в функции которого входит рассмотрение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть представлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике.
В 1990 г. в рамках ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятельность в двух направлениях: 1) программа, открытая для участия 13 партнеров: Албания, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Украина, Эстония и 2) программа для партнеров с переходной экономикой, которая обеспечивает возможность широкого экономического сотрудничества между Центром и теми странами, которые нацелены на быстрый переход к рыночной экономике и демократии и выразили свое стремление к установлению особых связей с ОЭСР, путем подписания соответствующего соглашения.
Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.
В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:
Международное энергетическое агентство (МЭА);
Агентство по ядерной энергии (АЯЭ);
Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
Центр развития ОЭСР.
Центр исследований и нововведений в области образования - ЦИНО - был учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследовательской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны-члены ОЭСР.
(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.
Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:
‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;
‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;
‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.
Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.
Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.
В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.
В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.
30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.
В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.
Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников