Это жизнь - портал для женщин

Новые законы в системе школьного образования. Классный руководитель обязан. Каждый школьник обязан

Свои права и обязанности сможет назвать не каждый гражданин. Что же такое права и обязанности?

ПРАВО. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

ОБЯЗАННОСТЬ. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения.

Только Конгресс может изменять федеральные законы, хотя они могут быть признаны недействительными в судебных решениях. Аналогичным образом, предложения, касающиеся образования, постоянно принимаются в качестве государственных уставов. Если законопроекты подписываются губернатором, они становятся частью закона о праве на образование. Например, в заголовок 18А включены закон о школьном финансировании, Закон о школьной программе хартии и Закон о строительстве и финансировании образовательных учреждений.

Кроме того, законы, принятые в других областях, таких как здравоохранение, занятость и выборы, могут также применяться к школьным округам. Только законодательные органы могут изменять государственные уставы, хотя они могут быть признаны недействительными судами.

Толковый словарь Ожегова.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО

1. Защиту профессиональной чести и достоинства .

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

Подробная информация о процедурах и приложениях часто необходима для того, чтобы государственные постановления об образовании были реализованы. Они разрабатываются Департаментом образования, работающим совместно с Комиссаром и Государственным советом образования в рамках процесса административного кодекса. Как только закон будет принят, процесс начинается с предложения кода, если это необходимо. Комиссар или Государственный совет начинают обсуждение предлагаемого кодекса, также называемого правилами или положениями, и общественности предлагается внести свой вклад.

2. Защиту человеческого достоинства , если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст.23 п.1)

3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

Например, государственный совет принял кодекс стандартов и оценок для чартерных школ. Правила и положения, принятые государственным органом, имеют силу закона, если это не изменено агентством или не признано недействительным в результате судебного разбирательства или изменения в статуте.

Если это не отменено по апелляции или не изменено последующими решениями, запасы судов и агентств имеют силу закона. Существует три основных источника права принятия решений, влияющих на образование. Во-первых, это решения Уполномоченного по вопросам образования, которые решают споры и споры, возникающие в школьных законах, посредством административного процесса слушания. Во-вторых, те, которые были выпущены Комиссией по этике школ, которая выносит решения в отношении предполагаемых нарушений Закона о школьной этике.

5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

(Трудовой кодекс РФ, ст.22)

6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

Решение Государственного совета экзаменаторов является третьим источником; Он выносит решения о приостановке или отзыве сертификатов учителей. Определения Уполномоченного считаются окончательными действиями агентства и подлежат обжалованию в Апелляционном отделе Высшего суда. Решения Государственного совета экспертов о приостановлении или аннулировании учебных свидетельств и решений Комиссии по школьной этике, признающих нарушение Закона о школьной этике, подлежат обжалованию Комиссару.

Местные члены совета по образованию являются политическими руководителями школьного округа. Споры, возникающие из решений местных советов, могут быть переданы Комиссару образования для юридического определения, когда они затрагивают вопросы законодательства об образовании. Однако решения местных советов не могут быть аннулированы Комиссаром, если они не признаны нарушающими государственное законодательство.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

Решение комиссара не может быть заменено судом местного комиссара. В течение последнего десятилетия департамент создал инициативы, которые начали стандартизованную реформу в Нью-Джерси. инициативы включают в себя разработку, принятие и периодическое обновление основных стандартов содержания учебных программ; разработка и администрирование государственных испытаний в классах 3-8 и 11; чартерные школы; система финансирования школ; расширение обучения детей младшего возраста; и, в частности, преобразование среднего образования.

Учитель имеет право

Отдел также управляет федеральными и государственными правовыми и дискреционными программами грантов, которые предоставляют миллионы долларов местным школьным округам, общинным организациям, высшим учебным заведениям и другим учреждениям. Грантовые программы поддерживают такие важные образовательные инициативы, как улучшение школ; образовательная технология; чартерные школы; общественная работа; школы к работе; образование для взрослых; и многие другие. Кроме того, сотрудники отдела публикуют в Интернете текущую информацию о возможностях предоставления грантов из других источников, включая федеральное правительство и государственные и частные фонды.

8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

Одной из важнейших функций кафедры является администрирование помощи в соответствии с законодательством о государственном финансировании. В начале каждого года отдел финансов департамента публикует отчет о государственной помощи, показывающий сумму, которую каждый район имеет право в разных категориях государственной помощи. Независимо от того, какой размер местного бюджета, который государственная помощь не покрывает, должна предоставляться сообществом «налогоплательщиков» и именуется местной акцией.

Классный руководитель обязан

Лучший способ узнать, как закон о финансировании влияет на процесс местного бюджетирования, заключается в том, чтобы осенью года посещать сессии совета директоров, когда члены совета директоров и администраторы определяют приоритеты местного бюджета и разрабатывают бюджетные вопросы, которые появятся в бюллетене.

9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

Каждый школьник имеет право

Многие проблемы и разногласия можно решить, обратившись к начальнику школы или местному начальнику школ. Если усилия на местном уровне не увенчаются успехом, уездное управление образования может оказать помощь. Если проблема связана с предполагаемыми нарушениями закона о государственной школе или несогласием с ее толкованием или применением в конкретных обстоятельствах, а потерпевшая сторона хочет иметь возможность представить аргументы и доказательства на административном слушании, ходатайство об апелляции может быть подано с Комиссар по образованию, поскольку этот вопрос в первую очередь не связан с вопросами специального образования.

11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

Ходатайство подается через Управление споров и споров, используя процесс, указанный в административном кодексе. Если какое-либо лицо утверждает, что оно совершает нарушение Закона о школьной этике, жалобу можно подать в Комиссию по этике школ, как это предусмотрено Кодексом школьной этики. Если жалоба связана с размещением местным округом специального студента, она может быть направлена ​​в Управление специального образования.

Определенные разногласия, которые не возникают в соответствии с законодательством о государственном образовании, должны осуществляться через другие государственные органы, суды или на федеральном уровне. Если вы не знаете, как решить проблему, которая не может быть решена на уровне местного школьного округа, уездное управление образования может в некоторых случаях давать указания. Номера телефонов для ведомственных офисов доступны в обзоре отдела.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

Каждый школьник обязан

Участие родителей в образовании имеет важное значение для прогресса в любой попытке реформирования системы образования. Государственные школы, которые привержены к юридической силе Основного закона и школьных законов своего государства, студенты должны передать ручной инструмент для анализа в основном любой настоящий медиа вклад в соответствии с критериями, которые полностью независимы от национального происхождения каждого передатчика медиаклассов образовательных проектов.

В качестве худшего примера такой формы пропаганды примеры параллельной прессы в национальном социализме используются в немецком учении государственных школ. Вернер Маусфельд в своей лекции Почему молчат ягнят? Методы управления мнениями и мятежами в иллюстративных диаграммах.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ст.2 п.1)

14. Предупреждение о замене уроков заранее.

15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

Тем более пугающей выглядит более молодой и пожилые люди в нашей стране, путем обязательных платежей, которые Основной закон обязан общественные вещатели против России вбить пропаганду, структурно кампания в СМИ против Советского Союза и «России суб-человек» в национал-социализме поразительно как подобные.

По мнению ответственных редакторов, очевидно, что место происхождения «Россия» создает моральный императив, чтобы отказать в попытке получить там опубликованные взгляды. Да, дорогие немцы: ничего не покупайте у русских! Этот тенор не только невыносим в его расистской русофобе осуждении объявления только из-за российское происхождение источника новостей, но и в его антидемократическом патернализме к зрителю.

(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

16. Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

17. Требовать:

- от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

Понятно ли ему, что суверен нашего демократического конституционного государства, который должен быть исчерпан статьей 20 Основного закона? Итак, каково медианное восприятие восприятия русского взгляда на мир? Согласно кодексу ценностей Основного закона, только возражения СМИ, которые игнорируют достоинство человека и распространяют человеческую ненависть из-за этнической, религиозной или национальной принадлежности, а также биологические характеристики, будут нежелательными.

Единственное, что критикуется, это то, что вещатель служит интересам и взглядам российского правительства. Помимо того факта, что никто никогда не показывал, что это верно для опубликованных там материалов, ничто не было бы предосудительным. Так есть в случае России с точки зрения немецкого закона, который действительно повышает свободу информации своих граждан и свободу прессы в ее центральные столбы, конституционно надежный критерий для распространения такого приема запрет? В конце концов, Россия - страна, которая выполнила все правовые критерии, чтобы быть членом Европейского Совета.

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).

Но ни для одной из этих стран мантрахафт не требовал, чтобы хороший гражданин Германии был полностью невосприимчив к своим медиальным продуктам. Тот факт, что это уже было объявлено два года назад с уничижительной концепцией «Русского Понимания», не меняет того факта, что это обстоятельство является медленно жутким для немецких граждан.

Но то, что кажется человеку нездоровым, - это не духовное состояние Российской Федерации, а не Федеративная Республика Германия. Исторически неоспоримый факт, что такая демонизация России ни в коей мере не оригинальна в истории Германии, ничем не обнадеживает. И, наконец, последний развязал СМИ русофобия привела к войне на уничтожение, которая стоила 55 миллионов жизней, половина из которых, а именно 27, 5 млн, граждане Советского Союза, крупнейшее государство-преемник является Россия Федерации.

19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН

1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв . постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).

2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.

3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)

5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)

6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. остановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

6. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

7. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

8. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

9. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

10. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

12. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)

13. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

14. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.8 п.5)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"

1. Соблюдать права и свободы учащихся.

2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося.

3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

УЧИТЕЛЮ ЗАПРЕЩЕНО

1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст.43)

4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)

Статья 37. Организация питания обучающихся
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку образовательные законы содержали только упоминание об обязанности образовательной организации обеспечить условия для питания обучающихся, не развивая данные положениях в своих нормах.
Комментируемая статья посвящена вопросам организации питания в образовательных организациях. Согласно части 1 комментируемой статьи обязанность по организации питания обучающихся, воспитанников возложена на образовательную организацию. При этом законодательство не содержит четких требований об обязательности использования определенных форм организации питания. Поэтому образовательные организации выбирают их самостоятельно.
Основополагающими актами, регламентирующими отношения в сфере организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях, помимо комментируемого закона, являются такие федеральные законы, как Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяющий, что обязательным условием при организации питания в образовательных учреждениях является соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. Кроме того, Закон обязывает организации образования вне зависимости от форм собственности предпринимать меры по организации питания обучающихся и выполнять требования санитарного законодательства; Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», закладывающий основные параметры безопасных и качественных продуктов, в том числе для питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций и др.
Кроме того, при организации питании, согласно законодательству, обязательно соблюдение норм целого ряда актов технического регулирования, в том числе: технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 880; технического регламента Таможенного союза на соковую продукцию из фруктов и овощей, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 882; технического регламента Таможенного союза на масложировую продукцию, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 883; технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 797; Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), принятых решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 299.
Концептуальную основу организации здорового питания в Российской Федерации составляют Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 г. N 1873-р. Согласно Основам государственная политика в области здорового питания населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. В числе целей такой государственной политики обозначены сохранение и укрепление здоровья населения, а также профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.
Кроме того, целевые ориентиры организации питания для обучающихся и воспитанников образовательных организаций разных образовательных уровней заложены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761. Стратегией в числе приоритетных направлений названо осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Ключевым подзаконным актом, регламентирующим отношения в исследуемой сфере, являются Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, утвержденные совместным приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.2012 г. N 213н и Минобрнауки России от 11.03.2012 г. N 178. Данный акт определяет некоторые основные критерии организации питания в образовательных учреждениях, в том числе касающиеся набора и качества блюд, предлагаемых для питания обучающихся, временных промежутков приема пищи; устанавливающие некоторые функциональные условия деятельности пищеблоков в образовательных учреждениях. Следует отметить, что данный акт носит название «методические рекомендации» и, соответственно, имеет рекомендательный характер.
Статус рекомендательных имеют также такие акты как: Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях, утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8605-07-34; Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет (методические рекомендации), утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8604-07-34; Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (методические рекомендации), утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8606-07-34.
Обязательными к соблюдению при организации питания в образовательных организациях являются санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические правила в отношении организации питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Такие правила определены, например: санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.2005 г. N 3; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 г. N 45; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 г. N 91 и др.
Согласно Методическим рекомендациям по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, утвержденным совместным приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2012 г. N 213н и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 178, организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:
— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
Санитарно-эпидемиологическими нормами устанавливаются требования к помещениям, в которых осуществляется питание, к санитарно-техническому обеспечению, к оборудованию, инвентарю, посуде; к рациону и меню школьного питания и др.
Образовательная организация вправе привлекать стороннюю организацию, оказывающую услуги общественного питания или часть услуг, выполнение работ, поставку товаров с целью питания учащихся образовательных учреждений. Для поставки услуг по организации питания проводятся торги в установленном законодательством порядке. Такие торги могут проводиться как самим заказчиком (учреждением образования), так и соответствующим уполномоченным органом (например, соответствующим департаментом образования).
Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в ст. 10 определяет, что размещение заказов на поставки пищевых продуктов в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций путем проведения торгов осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме. При этом под открытым аукционом в электронной форме понимается открытый аукцион, победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, а проведение торгов обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На наш взгляд, аукцион как форма проведения торгов для поставки услуг по организации питания (поставки пищевых продуктов) не является оптимальной формой определения поставщика услуг, связанных с обеспечением питания обучающихся, так как не учитывает всех нюансов процесса организации питания и требований, предъявляемых как к качеству поставляемой (производимой) продукции, так и к качеству услуг, опосредующих организацию питания.
Торги в отношении услуг по организации питания могут проводиться также в форме конкурса, т.е. торгов, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. При этом Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в числе возможных требований к участникам конкурса на поставки пищевых продуктов в образовательные организации и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных организаций называет: а) наличие опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров и (или) на оказание одноименных услуг, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); б) подтверждение опыта исполнением двух контрактов, в предмет которых включены соответственно поставки пищевых продуктов и (или) оказание услуг общественного питания для образовательных учреждений и организаций и по которым с участника размещения такого заказа, являющегося исполнителем по этим контрактам, не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами; в) учет контрактов, исполненных за последние три года. Данные требования были введены Федеральным законом от 20.07.2012 г. N 122-ФЗ, однако они предусматривают право, а не обязанность заказчика, уполномоченного органа устанавливать такие требования к участникам конкурса.
За рубежом вопросам организации питания обучающихся, в частности школьников, уделяется повышенное внимание. Например, в США в сфере организации питания обучающихся действуют несколько законодательных актов, в том числе «О школьных обедах» (School lunch Act 1946), «О питании детей» (Child Nutrition Act 1966) и др. Кроме того, государством реализуется несколько программ детского питания, в числе которых Национальная программа школьных обедов (National School Lunch Program), Программа школьных завтраков (School Breakfast Program), Специальная программа по молоку (Special Milk Program), Программа по летнему обслуживанию продуктами питания (Summer Food Service Program) и др. Отметим, что 10 декабря 2012 г. Президентом США был подписан Билль о детском питании (Child Nutrition Bill), согласно которому федеральные расходы на питание в школах увеличены до 4,5 млрд. долл.
В Финляндии Закон об образовании (Basic Education Act, 628/1998) в статье 31, посвященной гарантиям бесплатного образования в финских школах, определяет, что каждый ученик, получающий базовое образование, обеспечивается сбалансированным, организованным и контролируемым питанием каждый учебный день. Такое питание для школьников и студентов в Финляндии является бесплатным. Бесплатные школьные обеды в Финляндии практикуются с 1948 года — времени введения в действие акта 1943 года о предоставлении бесплатных школьных обедов (акт обязал муниципалитеты оплачивать питание школьников в образовательных заведениях). По данным финских экспертов на сегодняшний день стоимость питания в общей сумме расходов государства на образование одного ученика составляет 8 процентов*(55). Рациональное и сбалансированное питание школьников рассматривается в Финляндии как приоритет национальной политики и является инвестицией в здоровое будущее финских граждан.
Специальный закон о питании школьников действует в Кыргызской Республике — Закон от 27.07.2002 г. N 111 «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах Кыргызской Республики». Закон состоит из 10 статей и закрепляет организационные основы обеспечения школьников питанием в образовательных учреждениях. В частности, Закон предусматривает, что питание учащихся организуется по месту их учебы. Питание школьников начальных классов осуществляется посредством выдачи им завтрака, представляющего собой 200 г молока с булочкой. Закон также предусматривает, что питание учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ городов Бишкек и Ош обеспечивается за счет средств местных бюджетов.
Часть 2 комментируемой статьи содержит норму, направленную на обеспечение получения обучающимися питания в образовательных организациях. Согласно ей расписание занятий должно быть построено таким образом, чтобы существовал перерыв между занятиями, достаточный для приема пищи обучающимися. Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 12.04.2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» рекомендовало организовывать отпуск горячего питания обучающимся на переменах продолжительностью не менее 20 минут, исходя из того, что 20 минут — это минимально необходимое время для приема пищи детьми.
Часть 3 комментируемой статьи посвящена особенностям организации питания особой категории обучающихся, обеспечение питанием которых обусловлено особой направленностью их образовательных программ и условиями их обучения. Согласно данной норме обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями таких федеральных государственных образовательных организаций.
Так, постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2012 г. N 1094 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава судов рыбопромыслового флота, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду» предусматривает, что федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Федерального агентства по рыболовству, реализующие основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования по подготовке в соответствии с международными требованиями плавательного состава судов рыбопромыслового флота, осуществляют обеспечение бесплатным питанием лиц, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета. Согласно Порядку обеспечения обучающихся бесплатными питанием и вещевым имуществом (обмундированием), утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2012 г. N 637, для указанных категорий обучающихся устанавливается трехразовое питание в течение суток. Нормы питания предусматриваются указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Бесплатным питанием обеспечиваются и обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам высшего и среднего профессионального образования по подготовке в соответствии с международными требованиями членов экипажей морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и членов летных экипажей воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 632 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и летного состава воздушных судов, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду»).
Часть 4 комментируемой статьи определяет полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации и обеспечения питанием обучающихся в образовательных организациях. Согласно комментируемым нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
В связи с этим в субъектах Российской Федерации сформировано достаточно объемное нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения обучающихся, воспитанников питанием в образовательных организациях.
В отдельных субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на решение вопросов организации питания обучающихся в образовательных организациях. Например, законы об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях реализуются в Волгоградской, Вологодской, Мурманской областях; законы об организации и условиях предоставления питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях и обучающимся по образовательным программам начального профессионального образования в образовательных учреждениях, реализующих данные программы, приняты в Ленинградской, Мурманской, Псковской областях, Еврейской автономной области. В Забайкальском крае действует Закон от 25.12.2008 г. N 88-ЗЗК «Об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края».
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют региональные целевые программы, предусматривающие реализацию мероприятий в целях совершенствования организации питания детей. Например, Республиканская целевая программа «Совершенствование организации школьного питания в Республике Алтай на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Алтай от 18.11.2011 г. N 327, предусматривает в числе основных мероприятий: ремонты школьных столовых; материальное оснащение школьных столовых; обеспечение двухразовым горячим питанием обучающихся из малообеспеченных семей и др.
Следует отметить определенную разнородность в подходах к организации обеспечения обучающихся питанием в образовательных учреждениях. Законодательство субъектов Российской Федерации различает полное финансирование питания определенных категорий лиц за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и софинансирование (частичное покрытие расходов на питание за счет средств бюджетов). Так, Закон Приморского края от 18.12.2006 г. N 19-КЗ «Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в младших классах государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края» предусматривает, что обучающиеся в младших классах обеспечиваются один раз в день бесплатным питанием в период учебного процесса. Финансирование расходов на обеспечение обучающихся в младших классах бесплатным питанием осуществляется за счет средств краевого бюджета. Закон Еврейской автономной области от 24.12.2004 г. N 407-ОЗ «Об обеспечении бесплатным питанием учащихся областных государственных учреждений начального профессионального образования очной формы обучения» предусматривает бесплатное питание (в виде горячего питания, сухого пайка или наличных денег) для учащихся средних профессиональных училищ области за счет средств областного бюджета. Закон Вологодской области от 15.07.003 г. N 929-ОЗ «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» устанавливает дополнительные гарантии по обеспечению питания ряда категорий школьников (из малоимущих или многодетных семей, школьников, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере) в виде бесплатного питания за счет средств областного бюджета.
Практика частичной оплаты питания обучающихся за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов распространена в подавляющей части субъектов Российской Федерации. Софинансирование может осуществляться как посредством льготного (по сниженной цене) питания для определенных категорий обучающихся, так и посредством выплаты компенсации родителям через органы социальной защиты. Например, Закон Ленинградской области от 30.06.2006 г. N 46-оз «Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области» предусматривает наряду с категориями обучающихся, обеспечивающихся бесплатным питанием за счет средств областного бюджета (обучающиеся из малоимущих семей, обучающиеся, признанные инвалидами и др.), категорию обучающихся, питание которым предоставляется с оплатой в 50 процентов стоимости питания (дети из многодетных семей). Закон Волгоградской области от 10.11.2005 г. N 1111-ОД «Об организации питания обучающихся (1-11 классы) в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области», а также Закон Санкт-Петербурга от 24.02.2009 г. N 32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» предусматривают компенсацию родителям уплаченных за питание сумм (размеры компенсации варьируются в зависимости от льготности категории, к которой отнесен тот или иной обучающийся).
В ряде субъектов Российской Федерации действуют специальные «компенсационные» законы. Например, Закон Московской области от 19.01.2005 г. N 24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области», Закон Еврейской автономной области от 24.12.2004 г. N 408-ОЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в областных государственных учреждениях среднего профессионального образования», Закон Оренбургской области от 24.12.2004 г. N 1664/271-III-ОЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных и муниципальных автономных, бюджетных и казенных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления Оренбургской области» предусматривают компенсационные выплаты на питание установленных категорий обучающихся.
В Санкт-Петербурге реализован собственный подход к регламентации исследуемой сферы; принят целый ряд нормативных правовых актов в части организации питания разных категорий граждан. Так, Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. содержит статьи, предусматривающие предоставление льготного питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга отдельным категориям граждан посредством компенсации его стоимости в полном размере или частично за счет средств бюджета города. Аналогичные положения содержит Закон Санкт-Петербурга от 04.02.2009 г. N 32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Кроме того, в Санкт-Петербурге действует Закон от 08.10.2008 г. N 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге». Под социальным питанием Закон понимает питание, предоставляемое в учреждениях Санкт-Петербурга с учетом обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В свою очередь, для организации социального питания в Санкт-Петербурге создана система социального питания, включающая в себя органы государственной власти, учреждения и организации общественного питания, обеспечивающие социальное питание и взаимодействующие в процессе организации такого питания. Согласно Закону организация социального питания осуществляется организациями общественного питания, прошедшими конкурсный отбор и включенными в реестр организаций социального питания. Социальное питание осуществляется на основе договоров об организации социального питания, заключенных уполномоченными исполнительными органами государственной власти либо учреждением Санкт-Петербурга (образовательным, здравоохранения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, социального обслуживания населения) с организацией общественного питания. Кроме того, Закон не исключает возможности самостоятельной организации питания учреждениями образования, здравоохранения и др. При этом функции социального питания осуществляются за счет средств, полученных на основании бюджетной сметы таких учреждений. С учетом действующего законодательства, регламентирующего порядок финансирования автономных и бюджетных учреждений, такая организация питания возможна только казенными учреждениями (ст. 6 Бюджетного кодекса).
Подобная разноречивая практика обусловлена разнородностью финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по исполнению дополнительных гарантий в части обеспечения обучающихся и воспитанников региональных и муниципальных образовательных организаций питанием. Вместе с тем анализ показывает, что минимальные гарантии в отношении определенных категорий обучающихся (дети из малоимущих и многодетных семей, обучающиеся, признанные инвалидами и др.) в части полной или частичной компенсации питания за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов установлены в большинстве регионов РФ.
Разветвленное регулирование вопросов обеспечения обучающихся, воспитанников питанием в образовательных организациях осуществляется на местном уровне. Такие акты, как правило, детализируют нормы законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации. Вопросы организации питания обучающихся в школах на местном уровне регулируются в рамках решений представительных органов муниципальных образований, постановлений глав администраций, приказов отраслевых органов местного самоуправления, которые посвящены в целом установлению льготных категорий граждан, расходы на питание которых финансируются полностью или частично из муниципального бюджета, периодичности питания, определению субъектов, ответственных за контроль питания обучающихся.
Так, постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 18.10.2012 г. N 1634 утверждено Положение об организации питания детей в образовательных учреждениях, которое регламентирует процедуру предоставления питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях указанного округа.
В отдельных муниципальных образованиях действуют акты, направленные на поддержку детей, находящихся в особенной жизненной ситуации. Например, постановлением Главы администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 19.04.2009 г. N 247 утверждено Положение о порядке организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях Новоалександровского муниципального района и порядке предоставления льготного (дотационного) питания обучающимся. Согласно Положению организация горячего питания является обязательным направлением деятельности общеобразовательного учреждения. Каждый обучающийся имеет право на ежедневное получение горячего питания в образовательном учреждении в течение учебного года. Источниками финансирования питания являются как средства местного бюджета, так и родительская плата. Льготное питание, предоставляемое отдельным категориям детей, подразумевает дотацию из местного бюджета в размере не менее 50 процентов от стоимости горячего завтрака.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!