Это жизнь - портал для женщин

Организация Договора о коллективной безопасности. Досье

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил — в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа. Как это водится сейчас, он выходец из «органов», генерал-полковник погранвойск. Последние пару лет до развала СССР он работал начальником отдела кадров КГБ. После 1991 года командовал погранвойсками, недолгое время был главой президентской администрации при Борисе Ельцине, секретарем Совета безопасности. Словом, опытный товарищ.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

ТАСС-ДОСЬЕ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - международная организация по вопросам безопасности, участниками которой являются в настоящее время шесть государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993 г. к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет. 2 апреля 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписывать протокол о продлении срока его действия. Узбекистан возобновил членство в августе 2006 г., в декабре 2012 г. вышел из договора.

14 мая 2002 г. в Москве на саммите главы государств ДКБ приняли решение об образовании Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября того же года главы государств подписали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. С 2004 г. организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Высший координирующий орган ОДКБ - секретариат во главе с генеральным секретарем (с апреля 2003 г. - Николай Бордюжа). Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят президенты государств - участников Договора. В период между сессиями СКБ его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В 2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляла Россия, в 2015 г. - Таджикистан. 15 сентября 2015 г. по завершению саммита ОДКБ в Душанбе председательство на 2016 год перешло к Армении.

Целью ОДКБ является отражение угроз безопасности и стабильности, защита территориальной целостности и суверенитета государств-членов, без вмешательства в их внутренние дела. В систему коллективной безопасности ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР; 19,5 тыс. человек), миротворческие силы (4 тыс. человек), а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания в Центральной Азии (КСБР ЦАР; 4,5 тыс. человек), восточноевропейская (Россия и Белоруссия) и кавказская (Россия и Армения) группировки. В настоящее время создаются коллективные авиационные силы ОДКБ и силы специального назначения. Все эти структуры включены в состав единых войск ОДКБ - Коллективных сил, решение о создании которых принято 19 декабря 2012 г. главами государств организации на очередной сессии СКБ.

Согласно заявлению глав - участников организации от 24 мая 2000 г., военно-политические отношения между государствами ДКБ носят приоритетный характер по сравнению с военными связями и контактами со странами, не подписавшими договор.

20 декабря 2011 г. подписан протокол, согласно которому военные базы стран, не входящих в организацию, могут размещаться на территориях государств ОДКБ только с согласия всех партнеров по блоку. Агрессия в отношении одного из государств организации рассматривается как агрессия против всех государств-участников Договора.

В рамках военного сотрудничества государства ОДКБ проводят ежегодные масштабные учения. Так, с 2004 г. проходят совместные командно-штабные учения "Рубеж". В июне 2010 г. прошли первые учения спецподразделений организации "Кобальт-2010", в октябре - первые совместные комплексные учения ОДКБ "Взаимодействие-2010", в которых были задействованы командование и военные силы КСОР. В октябре 2012 г. на трех полигонах Казахстана состоялись первые миротворческие учения организации "Нерушимое братство-2012".

Организация обладает значительным опытом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и незаконной миграцией. С 2003 г. ОДКБ на регулярной основе проводит антинаркотическую операцию "Канал"; с 2006 г. - операцию "Нелегал" по борьбе с незаконной миграцией, включая торговлю людьми; с 2009 г. - операцию "ПРОКСИ" по противодействию криминалу в сфере информационных технологий. В организации проводится работа по созданию единого механизма реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

С 2000 г. действует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает поставки продукции военного назначения для союзных вооруженных сил на основе льготных цен. 10 декабря 2010 г. было подписано соглашение о создании в ОДКБ межгосударственных научно-производственных объединений по выпуску продукции военного назначения. Проводится совместная подготовка на безвозмездной и льготной основе кадров для вооруженных сил и силовых структур государств-членов.

При ОДКБ действуют Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, координационные советы руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и по вопросам борьбы с незаконной миграцией, а также координационный совет по чрезвычайным ситуациям. Принято решение о создании Центра противодействия киберугрозам.

ОДКБ, созданная на базе Договора о коллективной безопасности (заключенного в мае 1992 г.), и превращенная в Организацию (с Уставом, бюджетом, Секретариатом, органами и структурами) в 2002-2003 гг. , позиционирует себя как многофункциональная организация безопасности нового типа.

Многофункциональность ОДКБ и новый тип организации заключаются, прежде всего, в попытке совмещения в одной структуре двух «корзин» функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам (создание военного союза, состыковка и сращивание военных инфраструктур семи стран-членов), с одной стороны, и противодействие новым угрозам и вызовам (борьба с наркотрафиком, незаконной миграцией, терроризмом и пр.) - с другой. Именно это совмещение способно сделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии.

Руководство ОДКБ заявляет о готовности Организации взять на себя необходимую долю ответственности в общем деле обеспечения международного мира и стабильности. А ее деятельность рассматривается как вклад в поддержание глобальной безопасности. В документах ОДКБ встречается положение о неделимости и коллективном характере безопасности.

Общая стратегия ОДКБ на современном этапе сформировалась и продолжает формироваться из отдельных функциональных («направленческих») стратегий, которые объективно сложились в разные периоды и под воздействием разных обстоятельств.

Изначально Договор о коллективной безопасности (ДКБ) - это, прежде всего, договор коллективной обороны, поэтому в основе сотрудничества ОДКБ лежит стратегия реагирования на «традиционные» угрозы безопасности, которые могут привести к межгосударственному ядерному конфликту или широкомасштабной войне с применением обычных вооружений. Для отражения такого типа угроз предусмотрено формирование трех региональных коалиционных группировок войск.

В настоящее время сформированы и действуют Восточноевропейская (Россия- Белоруссия) и Кавказская (Россия-Армения) группировки, на центральноазиатском направлении вместо такой группировки созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом (база в г. Кант в Киргизии). Считается, что именно создание КСБР привело летом 2001 г. к заметному спаду активности бандформирований в отношении центральноазиатских государств-участников ДКБ, по сравнению с предыдущими годами. С 2004 г. подразделения КСБР проводят ежегодно учения «Рубеж».

Также в систему коллективной безопасности входят создающиеся в настоящее время группировки объединенных систем (противовоздушной обороны (ПВО), разведки, связи, управления и др.) и Объединенный штаб ОДКБ. В настоящее время Объединенная система (ОС) ПВО существует на базе Союза Независимых Государств (СНГ), а не ОДКБ, но фактически активное участие в сотрудничестве и совместных учениях принимают только государства ОДКБ. Именно поэтому Организация планирует создать собственную интегрированную систему ПВО для трех регионов коллективной безопасности. Сейчас пока сформирована лишь российско-белорусская группировка.

Сложившаяся к концу 2010 г. стратегия «кризисного реагирования» предусматривает коллективные действия для «защиты безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ, а также совместного противодействия вызовам и угрозам коллективной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Реализовать эту стратегию призваны Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Миротворческие силы.

В феврале 2009 г. было принято решение о создании многофункциональных высокомобильных Коллективных сил оперативного реагирования, которые смогут не только отражать внешние вторжения, но и противодействовать наркотрафику, террористической угрозе, орг- преступности, ликвидировать последствия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Помимо частей и соединений вооруженных сил в КСОР (общая численность около 20 тыс. человек) вошли подразделения специального назначения органов внутренних дел, органов безопасности и других спецслужб, а также органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По заявлению руководства ОДКБ «не предполагается задействование КСОР для решения каких-то межгосударственных двусторонних политических проблем или в отношении наших партнеров по СНГ или соседних государств».

Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ вступило в силу в январе 2009 г. Миротворческий потенциал ОДКБ предполагается использовать с соответствующих санкций Совета Безопасности ООН как на территории государств ОДКБ и СНГ, так и за их пределами. Уже созданы, хотя еще ни разу не собирались на совместные учения, миротворческие силы (МС) ОДКБ численностью около 3,5 тыс. человек.

Контртеррористическая стратегия ОДКБ начала формироваться еще до терактов в США 11 сентября 2001 г. Уже в документах 2000 г. было зафиксировано намерение членов ОДКБ усилить координацию мер «по совместному противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма». На борьбу с экстремистскими и террористическими группировками нацелены сценарии учений КСБР. В других регионах коллективной безопасности также проводятся контртеррористические мероприятия: например, в сентябре 2006 г. прошли совместные российско-армянские учения «Атом Антитеррор-2006». Они включали войсковую операцию по блокированию и уничтожению диверсионно- террористических групп, а также проведение спецоперации по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах атомной энергетики. Под эгидой ОДКБ в апреле 2007 г. Белоруссия провела контртеррористическое учение «Ликвидация чрезвычайных ситуаций, создавшихся в результате террористического акта».

Отдельного внимания заслуживает антинаркотическая стратегия ОДКБ. В рамках Организации с 2003 г. ежегодно проводится комплексная оперативно-профилактическая операция «Канал», которая в 2008 г. получила статус постоянно действующей региональной антинаркотической операции. Ее цели - выявление и блокирование каналов нелегальной транспортировки наркотиков и их прекурсоров по «Северному маршруту» и части «Балканского маршрута». В 2007 г. в рамках операции впервые были использованы материалы финансовых разведок, что стало первым шагом на пути создания финансовых «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Международный Комитет ООН по контролю над наркотиками в своем докладе за 2008 г. признает операцию «Канал» самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику. В ОДКБ также действует Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов.

Еще одним направлением сотрудничества стран ОДКБ, согласно Уставу Организации, является противодействие нелегальной миграции из третьих стран. Первая совместная операция «Нелегал» была проведена в 2006 г.

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами (идеи терроризма, экстремизма, призывы к насильственному свержению конституционного строя, клевета). Проводится операция «Прокси» (противодействие криминалу в сфере информации).

Сложилась система военно-технического сотрудничества и совместной подготовки военных кадров. Согласно существующим соглашениям с 2004 г. все государства-члены ОДКБ могут закупать вооружения и военную технику по внутренним российским ценам, которые, впрочем, нередко оказываются выше цен, предлагаемых другими зарубежными поставщиками. Нужно отметить, что все союзники России по ОДКБ диверсифицируют направления своего военного и военно-технического сотрудничества (ВТС), заключая соглашения, в первую очередь, с США, а также с Китаем, Турцией, Индией, Польшей, Украиной. Кроме ВТС, в рамках ОДКБ развивается и военно-экономическое сотрудничество, цель которого - возрождение связей между оборонно-промышленными комплексами (ОПК) стран-членов. Действуют также программы подготовки кадров по различным направлениям на льготной и безвозмездной основе.

Существует и парламентское измерение ОДКБ: в 2006 г. была создана Парламентская ассамблея ОДКБ, которая занимается контролем за вступлением в силу принятых в рамках Организации документов. Она также отвечает за деятельность по гармонизации национальных законодательств государств-членов и разработку модельных законов.

Помимо этого ОДКБ сформировала механизмы международно-политической координации. Эта группа включает развитие механизмов и процедур политико-дипломатического согласования позиций и интересов семи стран-участниц (систему Советов глав государств, министров обороны, министров иностранных дел, секретарей Советов безопасности, глав пограничных ведомств и др.). В нее также входит стратегия взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями. Происходит, в частности, постоянная и относительно успешная координация позиций стран-участниц по голосованиям в ООН, вносятся совместные предложения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Относительно смешанного характера Организации можно констатировать, что подобный же характер имеют две крупнейшие западные структуры - НАТО и Европейский Союз. Обе в разных пропорциях совместили черты политической и военной интеграции (или, говоря шире, интеграции в сфере обеспечения безопасности), что в принципе делает возможным их «состыковку» и - в перспективе - координацию функций с ОДКБ

Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации.
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Организации Договора о коллективной безопасности

(справочная информация)

1. История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка) , на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.

Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.

1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.

Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.

Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.

Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

2. Постоянно действующие рабочие органы.

Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.

Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.

3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции;

Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям;

Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;

Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных делОДКБ;

Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ.

2. Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

3. Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельностисозданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций .

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой.На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.

Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.

Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятковсоответствующих образовательных учреждений.

4. Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вкладв противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.

Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиковпроводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал» , цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

5. Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка) , которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.

ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества,противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство на Украине. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.

Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств-участников СНГ – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре 1993 г. – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет. В апреле 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).

14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В июне 2006 г. было принято Решение
«О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ», однако в декабре 2012 г. членство этой страны было приостановлено. В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

7 октября 2002 г. в Кишиневе принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

В 2017 г. ОДКБ отметила 25-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летие создания Организации. В принятой президентами юбилейной Декларации отмечается, что ОДКБ является динамично развивающейся основой равноправного сотрудничества, обеспечивающей своевременное и адекватное реагирование на меняющуюся ситуацию в мире, а сформированная нормативно-правовая база Организации позволяет вывести сотрудничество государств-членов ОДКБ на качественно новый уровень, закрепить общность стратегических целей и трансформировать ОДКБ в одну из действенных многофункциональных структур, обеспечивающих безопасность на региональном уровне.

Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности Организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ) , состоящий из глав государств. Председателем СКБ является глава председательствующего в Организации государства (с 8 ноября 2018 г. – Киргизия). В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации и приглашенные лица. Сессии СКБ ОДКБ проводятся не реже одного раза в год. На сессии СКБ ОДКБ (8 ноября 2018 г.) подписаны протоколы о внесении изменений в уставные документы, согласно которым членом Совета может быть глава правительства. Протоколы подлежат ратификации. В силу пока не вступили.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) , курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности. Заседания данных органов проводятся не реже двух раз в год.

В период между сессиями СКБ координация деятельности ОДКБ возлагается на Постоянный Совет (действует с марта 2004 г.), который состоит из постоянных и полномочных представителей государств-членов.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации (действуют с января 2004 г.).

Сформированы Военный комитет при СМО, Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН), Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) и Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ (КСЧС). При СМИД ОДКБ с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану. При СМО ОДКБ в 2016 г. создана Рабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работы. При КССБ ОДКБ функционируют Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом и Рабочая группа по информационной политике и безопасности. В декабре 2014 г. принято решение о создании Консультационного координационного центра ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты. С октября 2017 г. в тестовом режиме начал работу Центр кризисного реагирования ОДКБ.

Развивается парламентское измерение ОДКБ. 16 ноября 2006 г. на базе МПА СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ), являющаяся органом межпарламентского сотрудничества Организации. 20 мая 2019 г. в Бишкеке состоится очередное заседание ПА ОДКБ. В период между пленарными заседаниями деятельность ПА ОДКБ осуществляется в формате Совета Парламентской Ассамблеи и Постоянных комиссий (по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам), проводятся заседания Информационно-аналитического правового центра Ассамблеи и Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ.

24 ноября 2016 г. Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володин.

Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют Народная Скупщина Республики Сербия, Волеси Джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан, Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Представители Кубы и других стран участвуют в заседаниях ПА ОДКБ в качестве гостей.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными и региональными организациями.

С 2 декабря 2004 г. Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН. 18 марта 2010 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71-й сессии ГА ООН в ноябре 2016 г. принята резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ, в которой ОДКБ рассматривается как организация, способная дать адекватный ответ на широкий спектр вызовов и угроз в зоне своей ответственности. Очередную аналогичную резолюцию планируется принять в ходе текущей
73-й сессии ГА ООН. Поддерживаются продуктивные контакты с другими ооновскими структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности.

В октябре 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС. В декабре 2009 г. – Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. 28 мая 2018 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия между Секретариатом ОДКБ, РАТС ШОС и АТЦ СНГ. В апреле 2019 г. состоялась встреча генеральных секретарей СНГ, ШОС и ОДКБ.

Поддерживаются контакты с ОБСЕ, Организацией исламского сотрудничества, Международной организацией по миграции и другими международными структурами. ОДКБ выступает за развитие диалога с АСЕАН и Африканским союзом.

По мере развития Организации укрепляется её договорно-правовая база, которая помимо уставных документов насчитывает порядка 50 различных соглашений и протоколов. Основополагающее значение имеют комплекс решений СКБ ОДКБ о создании коллективных сил, внешнеполитической координации, Стратегия коллективной безопасности, Антинаркотическая стратегия, Дорожная карта по формированию условий для использования миротворческого потенциала ОДКБ в интересах глобальной миротворческой деятельности ООН и др.

Военное сотрудничество в формате ОДКБ осуществляется в соответствии с принятым в 2012 г. Решением СКБ ОДКБ «Об Основных направлениях развития военного сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2020 года».

Сформированы компоненты силового потенциала системы коллективной безопасности ОДКБ.

В 2001 г. для обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Многофункциональным компонентом системы коллективной безопасности ОДКБ стали сформированные в 2009 г. Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения. Созданы Миротворческие силы (МС) Организации, соответствующее Соглашение о которых вступило в силу в 2009 г. В целях повышения оперативности действий коллективных сил в соответствии с решением СКБ ОДКБ, принятым в 2014 г., завершено формирование Коллективных авиационных сил (КАС) ОДКБ.

Определен и нормативно закреплен состав сил и средств системы коллективной безопасности, на регулярной основе ведется их совместная оперативная и боевая подготовка.

С 1 октября по 2 ноября 2018 г. на территории России, Казахстана и Киргизии состоялись оперативно-стратегические учения с контингентами ОДКБ «Боевое братство – 2018», включавшие тактико-специальное учение «Поиск-2018» с силами и средствами разведки (1-5 октября, Казахстан), «Воздушный мост – 2018» с Коллективными авиационными силами (1-14 октября, Россия), «Взаимодействие – 2018» с Коллективными силами оперативного реагирования (10-13 октября, Киргизия), «Нерушимое братство – 2018» с Миротворческими силами ОДКБ (30 октября – 2 ноября, Россия).

18 - 23 мая 2018 г. в Алматинской области Республики Казахстан прошли учения спецподразделений МВД из состава формирования сил спецназначения «Кобальт-2018».

В сфере военно-технического сотрудничества совершенствуются механизмы поставок союзникам вооружения и спецтехники, оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ, организована совместная подготовка военных кадров. Утверждена концепция подготовки военных кадров. С 2006 г. работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. 8 ноября 2018 г. сессии СКБ ОДКБ принято Решение о назначении на этот пост заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова.

20 ноября 2012 г. вступил в силу подписанный на сессии СКБ ОДКБ (декабрь 2011 г.) Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ, в соответствии с которым решения
о размещении на территории государств-членов ОДКБ объектов военной инфраструктуры «третьих» стран могут приниматься только при отсутствии официальных возражений со стороны всех государств-членов Организации.

В рамках КСОПН (создан в 2005 г.) функционируют три Рабочие группы: по координации оперативно-розыскной деятельности, по обмену информационными ресурсами и по подготовке кадров. Председатель Координационного совета – Статс-секретарь-заместитель Министра внутренних дел России И.Н.Зубов.

Основополагающим документом в сфере антинаркотической деятельности ОДКБ является утверждённая на декабрьской (2014 г.) сессии СКБ ОДКБ в Москве «Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ
на 2015-2020 гг.». С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую). Всего с 2003 по 2019 гг. проведено 30 этапов операции «Канал». В результате последнего этапа «Канал-Центр» (26 февраля - 1 марта с.г.) из незаконного оборота изъято 11,5 тонн наркотиков, выявлено 784 наркопреступления, возбуждено порядка 4 тыс. уголовных дел.

В операции приняли участие правоохранительные, пограничные, таможенные органы, службы безопасности, подразделения финансовых разведок государств-членов ОДКБ. Наблюдателями выступили представители правоохранительных органов Афганистана, Великобритании, Ирана, Италии, КНР, Монголии, США, Турции, Франции и сотрудники УНП ООН, Интерпола, ОБСЕ, Программы предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, РАТС ШОС, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, Центра криминальной разведки по борьбе с наркотиками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

В сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), а также Рабочая группа, членами которой являются руководители структурных подразделений органов внутренних дел, служб безопасности, миграционных и пограничных служб. С 2008 г. проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал», цель которых – выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства. С 2018 г. «Нелегалу» придан статус постоянно действующей операции. Пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. В рамках операции «Нелегал-2018» выявлено свыше 73 тыс. нарушений миграционного законодательства лицами третьих стран, выявлены сомнительные финансовые операции, вскрыты каналы торговли людьми, возбуждено порядка 1 550 уголовных дел.

На регулярной основе ведутся специальные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов вербовки граждан в ряды террористических организаций, действенная работа по предотвращению проникновения в ЦАР боевиков из зон вооруженных конфликтов. В апреле-мае 2019 г. впервые проведен комплекс оперативно-профилактических мероприятий по перекрытию каналов вербовки, въезда-выезда граждан государств-членов ОДКБ для участия в террористической деятельности, а также нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций на пространстве ОДКБ под наименованием «Наемник».

В целях борьбы с преступлениями в информационной среде осуществляется операция «ПРОКСИ» (с 2014 г. – на постоянной основе). В 2018 г. в результате операции было выявлено 345207 информационных ресурсов, направленных на разжигание национальной и религиозной розни, распространяющих идеи террористической и экстремистской направленности в интересах преступных групп и др. Приостановлена деятельность 54251 ресурса и возбуждено 720 уголовных дел. В результате противодействия использованию сети Интернет для незаконного оборота наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ выявлено 1832 противоправных информационных ресурса, из них заблокировано 1748, вскрыто 560 фактов преступной деятельности. Возбуждено 594 уголовных дела. По выявленным фактам, свидетельствующим о преступной деятельности, связанной с незаконной миграцией и торговлей людьми в государствах - членах ОДКБ, возбуждено 120 уголовных дел.

Внешнеполитическая координация выстраивается на основе ежегодных планов консультаций представителей государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны, а также перечней тем совместных заявлений. Регулярный характер приобрели рабочие встречи на уровне министров иностранных дел государств-членов ОДКБ на «полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН и СМИД ОБСЕ.

В сентябре 2011 г. приняты «Коллективные указания постоянным представителям государств-членов ОДКБ при международных организациях» (актуализированы в июле 2016 г.). Проводятся координационные встречи послов государств-членов в третьих странах. В 2018 г. решено назначить в загранучреждениях лиц, ответственных за взаимодействие по вопросам сотрудничества в рамках ОДКБ.

С 2011 г. на различных международных площадках принято порядка 80 совместных заявлений государств-членов ОДКБ.

26 сентября 2018 г. в Нью-Йорке «на полях» 73-й сессии ГА ООН проведена традиционная рабочая встреча министров иностранных дел государств-членов ОДКБ. Состоялся обмен мнениями по приоритетным вопросам повестки дня ООН, взаимодействия ОДКБ с ООН, борьбы с терроризмом и обеспечения региональной безопасности, обсужден ход подготовки к предстоящему заседанию Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Приняты совместные заявления «О положении в Афганистане, усилении позиций ИГИЛ в северных провинциях страны и росте наркоугрозы с территории ИРА», «Об усилиях по стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке», «Об активизации сотрудничества ОДКБ с региональными организациями и структурами».

Очередное заседание СКБ ОДКБ состоялось 8 ноября 2018 г. в Астане. Принята итоговая декларация саммита ОДКБ, а также заявление глав государств-членов ОДКБ о скоординированных мерах в отношении участников вооруженных конфликтов на стороне международных террористических организаций. Совет утвердил пакет документов о правовом оформлении статуса наблюдателя и партнера ОДКБ и ряд других документов в сфере военного сотрудничества, кризисного реагирования, противодействия международному терроризму, незаконной миграции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!