Это жизнь - портал для женщин

Разъяснения фас россии по вопросам деятельности организаций на рынке похоронных услуг. Государственной политики в сфере ритуальных услуг

Исходя из особенностей ритуально-похоронной сферы и необходимости разрешения имеющихся в отрасли проблем необходимо, прежде всего, обеспечить координацию работы органов местного самоуправления, частных, муниципальных и государственных предприятий. Такая координация наиболее целесообразна через государственно-частное партнерство как важнейшего инструмента разрешения проблем отрасли и стимулирования ее развития. Существующая система финансирования материально-технических объектов ритуально-похоронного назначения, основанная на выделении средств из местного бюджетов, не обеспечивает их должного развития, и даже нормативного функционирования. Зачастую не хватает денег на благоустройство новых кладбищ и крематориев. Разрешение этой проблемы также возможно на путях государственно-частного партнерства, которое все шире реализуется во многих отраслях экономики. Применительно к ритуально-похоронной сфере государственно-частное партнерство может реализоваться по следующим направлениям:

Частное финансирование: деловое участие в строительстве новых

кладбищ, крематориев, пантеонов, усыпальниц, колумбарных стен, склепов; развития автокатафального транспорта и транспорта для перевозки тел умерших с места смерти в лечебно-профилактическое учреждение; развития производственной базы по изготовлению предметов ритуально-похоронного назначения (гробы, венки, фото, надгробные сооружения и т.д.).

Муниципальное финансирование: строительства новых муниципальных, государственных кладбищ и крематориев; содержания и благоустройства муниципальных, государственных кладбищ, военно-мемориальных комплексов, участков; создания и содержания моргов лечебно-профилактических учреждений; создания и содержания пантеонов.

Формирование в регионах Попечительских (экспертных) советов по вопросам похоронного дела, в которые на паритетных началах входят представители органов муниципального и/или государственного управления; муниципальных (государственных) и частных предприятий ритуально-похоронной сферы; общественных и религиозных организаций. Такой Совет принимает участие в обсуждении всех документов по вопросам развития и функционирования системы ритуально-похоронного обслуживания до их принятия соответствующими органами управления. Таким образом, обеспечивается совместное участие частных и муниципальных структур в разработке и принятие всех основных нормативных и директивных документов регламентирующих деятельность предприятий отрасли в регионах.

Формирование специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Постоянное взаимодействие специализированных служб по вопросам похоронного дела с органами государственного (муниципального) управления в частности с управлениями (отделами) ЗАГС. Взаимодействие осуществляется также с государственными учреждениями здравоохранения, системы МВД, Роспотребнадзора и т.д.

Договорное взаимодействие сотрудничество муниципальных предприятий ритуально-похоронной сферы (как правило, это кладбища) и хозяйственными обществам, товариществами, которые принимают заказы на ритуально-похоронные услуги. Исполнение заказов осуществляется на основе кооперации частных и муниципальных предприятий отрасли, в соответствии с заключенным договором между ними.

Сертификация ритуально-похоронных услуг предусмотрена законом РФ от 12.01.1996 г. №8 ФЗ «О погребении и похоронном деле»: Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержания. Пункт 6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность. Однако на практике эта норма почти не работает. Через взаимодействие государственных и частных структур сертификация должна заработать в полном объеме и стать мощным рычагом повышения качества ритуально-похоронных услуг.

Создание добровольных формирований предприятий и фирм ритуально-похоронной сферы Союзов, Ассоциаций, Корпораций и т.п. В них входят как частные, так и муниципальные организации.

Существующие полномочия субъектов управления похоронным делом целесообразно расширить:

определить ответственный федеральный орган исполнительной власти и поручить ему выработку единой политики развития похоронного дела;

закрепить законодательно полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по организации похоронного дела;

четко прописать полномочия муниципальных образований в Законе РФ о погребении;

законодательно закрепить полномочия и ответственность в области создания негосударственных похоронных объектов;

законодательно закрепить введение обязательного саморегулирования в похоронной отрасли;

определить порядок создания и содержания вероисповедальных кладбищ;

законодательно закрепить право владения и пользования местами захоронения, установить возможность создания потребительских союзов .

Исходя из реалий рыночной экономики и особенностей сферы ритуально-похоронного обслуживания органы местного самоуправления на законодательной основе должны решать комплекс задач по обеспечению бесперебойного и эффективного функционирования отрасли на территории муниципального образования:

1. Организация захоронения умершего. Любой умерший человек должен быть обязательно достойно похоронен независимо от материальных возможностей его или его близких, взявших на себя ответственность за погребение. Необходимо в обязательном порядке обеспечить 100% выполнения этой задачи: она должна решаться, с пониманием того, что ритуальные услуги - единственный вид бытовых услуг, который предоставляется в полном объеме при любом материальном достатке заказчика по каждому объекту обслуживания, т.е. применительно к каждому покойному. Погребение неопознанных тел осуществляется за счет государства на специально выделенных участках муниципальных кладбищ или на отдельных кладбищах.

Погребение умерших малоимущих граждан - осуществляется на безвозмездной основе любой специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение военнослужащих, военных пенсионеров, участников Великой Отечественной войны осуществляется за счет Государства в установленном порядке.

2. Обеспечение равных условий для всех участников рынка ритуальных услуг.

3. Обеспечение регулирования рынка ритуальных услуг в условиях, когда отменено лицензирование этих услуг. Соответственно должна быть реализована Государственная поддержка специализированных служб по вопросам похоронного дела. Одновременно следует ограничить число таких служб, имея в виду особенность этого рынка: количество заказов на захоронение в данном регионе является величиной постоянной.

Соответственно и количество коммерческих организаций ритуальных услуг населения должен быть постоянным и небольшим, чтобы полностью обеспечить потребности заказчиков. Мировая практика подтверждает этот вывод. Похоронное дело - это прерогатива муниципальных властей, главная задача которых обеспечить баланс между удовлетворением потребностей в ритуально-похоронных услугах и количеством организаций, предоставляющих такие услуги.

4. Повышение роли организаций, в составе которых имеются кладбища, как важнейших социально-значимых объектов. Соответственно такие организации необходимо поддержать, в том числе: финансировать содержание и благоустройство кладбищ; обеспечить своевременную оплату за выполнение захоронений, на безвозмездной основе, неопознанных тел и умерших малоимущих граждан; финансировать приобретение оборудования, реконструкцию крематориев, монтаж, наладку новых печей; создание новых и расширение действующих кладбищ; организовать подготовку кадров, обмен опытом, устранение последствий стихийных бедствий; обеспечить моральную поддержку работников ритуальных служб.

5. Главная задача, которую предстоит решить - это обеспечить социальную защиту малоимущих граждан при предоставление им ритуальных услуг и одновременно повысить уровень качества предоставляемых услуг (услуг кладбищ и крематориев). В этих целях в регионах целесообразно законодательно установить хорошо зарекомендовавший себя в других регионах порядок предоставления социального пакета ритуальных услуг по твердой государственной (муниципальной) цене.

6. Преодолеть и устранить намечающийся дефицит земли для захоронения умерших гробом, прежде всего, за счет развития кремации умерших. Должен быть отлажен такой механизм использования кладбищ, когда оно работает постоянно. В частности путем формирования семейных (родовых) захоронений .

Таким образом, назрела необходимость разработки единых норм и правил оказания ритуальных услуг не только на федеральном, но и на муниципальном уровне. Существующий комплекс законодательных проблем может быть разрешен подготовкой новой редакции Федерального закона «О похоронном деле», что потребует также одновременного внесения поправок в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации и некоторые другие федеральные законы. Принятие таких правил станет мощным инструментом упорядочения этого специфического кластера экономики. Еще одним серьезным шагом к наведению порядка в похоронном деле может стать совместная работа всех ритуальных агентств на основе некоммерческого партнерства.

Владимир Путин поручил повысить качество и доступность сферы ритуальных услуг, по сути, предложив распространить московский опыт их оказания на всю Россию. В столице в организации захоронений активно участвует государство, что, впрочем, не решает проблему деятельности серых агентов. Их оборот в стране достигает 120–150 млрд руб.


“Ъ” ознакомился со списком поручений по повышению доступности и качества ритуальных услуг, которые президент Владимир Путин дал правительству. В основу списка легли итоги проверки исполнения профильного законодательства, которую проводило контрольное управление президента в первом полугодии 2017 года. Поручения предполагают бесплатную организацию услуг по погребению в рамках гарантированного перечня по принципу «одного окна» с использованием номера пенсионного страхования. Среди других задач - инвентаризация действующих и заброшенных кладбищ, формирование единого подхода к оказанию ритуальных услуг по всей стране (создание специализированных служб, определение стоимости услуг, учет граждан, ответственных за места захоронения). Также президент ждет, что правительство закончит разработку закона о похоронном деле. В пресс-службе правительства подтвердили получение поручений, переадресовав остальные вопросы в Минстрой. Там на запрос “Ъ” не ответили.

Проблемы сферы ритуальных услуг сегодня сводятся к несогласованности действий органов власти, отсутствию единых стандартов оказания услуг и устаревшей законодательной базе (рынок регулируется законом от 1996 года), сообщается в материалах контрольного управления президента. Там обратили внимание, что из бюджетов разных уровней на выплату социальных пособий на погребение (в рамках гарантированного перечня) ежегодно выделяется 20 млрд руб. Объем рынка платных услуг в три раза больше - 60 млрд руб. (данные Росстата за 2015 год).

В большинстве регионов не созданы условия для оказания ритуальных услуг в рамках гарантированного перечня. Нет необходимого информирования населения, в каждом шестом регионе нет специализированных служб, которые могут оказывать услуги (часто их функции выполняет частный бизнес или учреждения в сфере транспорта и теплоснабжения). Тем, кто решил воспользоваться гарантированным перечнем, приходится оформлять более пяти документов в разных инстанциях. Есть регионы, где стоимость пакета не установлена, в других разнятся его стоимость и размер пособия, которое выплачивается для компенсации расходов.

Андрей Чибис, замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в 2014 году

Наша задача - создать цивилизованный и комфортный для потребителей рынок. Сегодня он представляет полный хаос

Качество ритуальных услуг в рамках гарантированного перечня может быть разным даже в одном регионе. «В Республике Коми, в городских округах Сыктывкар, Сосногорск и Ухта, предусмотрено предоставление необитого деревянного гроба, а в муниципальных районах Прилузский и Усть-Куломский - деревянного гроба, обитого тканью»,- приводит пример контрольное управление президента. Расхождения есть и в организации погрузочно-разгрузочных работ - где-то их вместо специализированных служб выполняют родственники.

Все это привело к тому, что на рынке ритуальных услуг растет доля серых агентов, работа которых стоит в 10–15 раз дороже. Объем этого неучтенного сегмента услуг в контрольном управлении оценивают в 120–150 млрд руб.

Для решения проблем, связанных со сложившейся практикой резервирования мест под захоронение на платной основе (в отдельных случаях стоит более 1 млн руб.), нужно создавать коммерческие кладбища, считают в контрольном управлении. Еще одной проблемой там называют отсутствие полного перечня мест для захоронения. По данным Минстроя, в России 80 тыс. кладбищ, а с учетом заброшенных и бесхозных эта цифра в несколько раз выше.

Перечисленные проблемы в сфере ритуальных услуг общие для всей страны, считает президент Союза организаций ритуального и похоронного обслуживания Москвы Андрей Стосков. «Но с учетом опыта столицы в этой области трудно поверить в эффективность предложенных мер»,- говорит он. Московские специализированные службы исторически оказывают ритуальные услуги на этапе организации похорон (то есть до ворот кладбища) и по гарантированному перечню (его сумма в этом году около 16 тыс. руб.). В столице есть свой закон, регулирующий рынок ритуальных услуг, который при успешной реализации планировалось масштабировать в рамках страны. Есть также городское предприятие ГБУ «Ритуал», ставшее почти монополистом рынка. «Ни одна из этих мер не помогла решить проблему серых агентов»,- говорит господин Стосков. Доля заказов, обрабатываемых ими, оценивается в 80%.

Екатерина Геращенко

Эксперты рассказали об основных проблемах российской похоронной отрасли, которая нуждается в реформировании, на пресс-конференции «Кризис похоронной отрасли в России. Его причины, проблемы и пути выхода». На сегодняшний день, по словам вице-президента Союза похоронных организаций и крематориев Алексея Сулоева,

в отрасли шесть основных проблем: коррупция при продаже информации о смерти, отсутствие земли под новые захоронения, ликвидация системы подготовки агентов похоронного обслуживания, конфликт интересов здравоохранения и похоронного дела, бесконтрольный допуск на рынок всех желающих, отсутствие общественного и государственного контроля.

Одной из острейших проблем отрасли является продажа информации о смерти. Как эта система функционирует: человек умирает, его родственники звонят в «03», оттуда звонок идет дежурной бригаде «скорой помощи», потом в отдел учета, анализа, смертности и перевозки умерших, далее информация поступает бригаде «труповозки», после чего к работникам моргов, которые и продают информацию. Информация о больничной смертности продается через дежурных врачей, начальников патологоанатомического отдела и дежурного санитара морга.

Цена такой информации составляет 20 тыс. руб. Информация о больничной смерти стоит 6 тыс. руб.

«Информация о домашней смертности сегодня может спокойно попасть в руки к недобросовестным клиентам. Сегодня в России штраф за покупку информации о смерти — 5 тыс. руб., по закону во Франции и Германии за это полагается 100 тыс. евро штрафа и пять лет тюрьмы. ФАС же не считает нужным прописывать в законе, который она разрабатывает, вводить ответственность за покупку информации о смерти», — заявил Сулоев.

Эксперт привел некоторую статистику похоронной отрасли. Оказывается, города-миллионники дают 35% (14 млрд руб.) от объема выручки за похоронные услуги, остальные 65% (26 млрд руб.) рассредоточены по России. Это объем, который получают легальные компании.

А объем выручки нелегального бизнеса — от 80 млрд до 200 млрд руб. По его словам, в США официальный рынок составляет, в пересчете на рубли, 480 млрд.

«Сегодня почти весь коммерческий бизнес в этой отрасли не платит налогов. Когда все время надо платить взятки, то платить еще и налоги очень сложно. Поэтому год от года легальных компаний становится все меньше, а нелегальных — все больше.

В Москве теневой рынок похоронного обслуживания составляет более 60%.

Еще четыре года назад этот рынок составлял не более 30%», — сказал Сулоев.

Стоимость полного пакета ритуальных услуг в России составляет в среднем 830 долларов. Для сравнения в Китае — 1200 долларов, в Великобритании — 9000 долларов, а в США — 13 000 доллларов.

По данным Сулоева, в Москве 43% умерших (50 016 человек) в этом году были захоронены в гробах на кладбищах Москвы, 29% (33 741 человек) — в урнах с прахом. Остальные 28% (32 443 человека) вывозят для захоронений в другие регионы. «Последний пункт — это не совсем корректная информация, такого просто не может быть.

Система учета отсутствует, и мы можем только гадать, куда в Москве девается каждый третий покойник»,

— говорит Сулоев. Поэтому, по словам эксперта, очень сложно рассчитать количество земли, которое необходимо для умерших. «Читал на днях интервью двух чиновников. Чиновник из Москвы говорит, что в год на 120 тыс. умерших нужно 7 гектаров земли, чиновник из Московской области — что на 96 тыс. умерших нужно 25 гектаров земли.

«Никаких нормативов на сегодняшний день нет», — говорит Сулоев. «Это несомненный фактор коррупции — 30 тыс. покойников каждый год в Москве хоронится незаконно. Никто не может сказать, кто их похоронил, где их похоронили, хотя обычно их хоронят на кладбищах Москвы и Подмосковья», — заявил член Общественной палаты РФ, вице-президент Союза потребителей РФ Владимир Слепак.

«Сегодня нужна новая редакция закона «О погребении и похоронном деле», старый был принят в 1996 году. Ни одно из ведомств все эти годы не курировало похоронную отрасль. Ухудшение ситуации в отрасли произошло после отмены лицензирования оказания похоронных услуг»,

— отметил Слепак.

По словам Сулоева, суды на основании этого закона принимают прямо противоположные решения. «В частности, один из судов принял решение, что похоронные услуги в России может оказывать кто угодно, через неделю другой суд принял решение, что услуги могут оказывать только специализированные конторы. ФАС и Москва руководствуются первым решением суда. Из-за этого мы за три года достигли первого места в мире по такому показателю, как количество агентов на одного умершего. В Москве сегодня восемь агентов на одного умершего, тогда как в Париже — 1,6 агента на умершего, в Вене и Барселоне — 1 агент, в США — 1,8 агента на одного умершего.

За три года число ритуальных организаций у нас увеличилось с 20 до 500. Настолько же выросло количество взяток, которые они дают»,

— рассказал Сулоев.

По словам Слепака, главная проблема заключается в том, что в России нет единого стандарта оказания ритуальных услуг. «Мы единственная страна в мире, где нет ни одного госоргана, который курировал бы эту деятельность. У нас вся эта отрасль отдана муниципалитетам, у которых нет возможности вести эту работу», — добавил Сулоев.

«Абсолютно отсутствует генеральная линия — политика государства в области похоронного дела. Отношение к погребению — это вопрос базисных моральных ценностей, вокруг чего строится общество.

Генеральная линия должна быть протянута на века», — сказал председатель профсоюза похоронных организаций Антон Авдеев.

Сулоев рассказал, что они давно поднимают проблему нехватки земли под захоронения. «Мы говорили, что земли осталось на два-три года, нам чиновники ответили, что это неправда, что земли хватит на 15 лет. Но сегодня в Москве можно хоронить только на одном кладбище — Перепечинском. Есть еще Домодедовское и Алабушевское, но первое — это просто участок леса, а не кладбище, а на втором кладбище хоронят в основном жителей Зеленограда», — сказал Сулоев.

«В Московской области чиновники поставили задачу: активизировать развитие кремационного дела для решения проблемы нехватки земельных участков под размещение новых кладбищ. Это как активизировать? Легче всего, наверно, поменять религию с православия на буддизм, тогда мы сразу решим эту проблему», — добавил Сулоев.

В Германии после войны, по словам эксперта, не было построено ни одного кладбища, потому что там действуют другие нормы захоронения. По словам Сулоева, 37% мест на кладбищах Москвы заброшены. «Весь мир идет по пути аренды этих участков. У нас никто не решает эту проблему. В итоге эта проблема только усугубляется продажей участков близкими родственниками для захоронения, — сказал Сулоев. —

Новый губернатор Московской области предложил решить проблемы с землей путем строительства многоэтажных склепов, как в Испании, которые иногда достигают размеров с пятиэтажный дом, — ниши, куда вставляются гробы.

Но такие захоронения нехарактерны для россиян».

«Надо менять законодательство так, чтобы не тратить бесконечно землю. Мы единственная страна в мире, которая выделяет столько земли под кладбища. А земли нет, поэтому надо идти не по пути расширения кладбищ, а по европейскому пути использования уже выделенных под кладбища земель. Нужно увеличивать глубину могилы, использовать заброшенные могилы», — сказал Сулоев. По словам Слепака, нужна возможность использования заброшенных могил под новые захоронения.

«Сегодня, скорее всего, именно в таких могилах хоронят те 30% людей, которых якобы вывозят в регионы. Мы живем в условиях системного кризиса в этой области,

— говорит Слепак. — Сегодня люди не понимают, что такое место захоронения, они думают, что это их собственность. Поэтому мы периодически видим объявления: «Продам могилу дедушки». Нам придется, опираясь на принципы человечности, довести до всех, что общество дало своему члену бесплатно место погребения, поэтому родственники должны следить за могилой. Если ответственных за могилу нет, то нет проблемы найти новых». Сулоев объяснил, как действует система использования заброшенных могил: на новом памятнике сзади просто пишутся имена всех, кто был похоронен раньше на этом месте.

Сейчас ФАС готовит законопроект о реформировании отрасли, и он лучше проработан, по мнению экспертов. «ФАС решила ввести частные кладбища и крематории, только они уже давно в России есть, правда, это не на 100% частные кладбища. Но почему-то ФАС, несмотря на мнение отрасли, не сочла нужным вернуть лицензирование похоронных услуг. Так что мы против этого варианта закона», — сказал Сулоев. Второй закон готовится в Москве, в частности, город предложил ввести лицензирование для столичных похоронных бюро.

ГОССТРОЙ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

________________________________________________________________

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ СЕРВИСА

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

«Некрополь-2002»

МОСКВА 2002

ГОССТРОЙ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

________________________________________________________________

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ СЕРВИСА

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНЮ ПОХОРОННЫМ ДЕЛОМ»

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

2-ой Международной Конференции в рамках

10-ой международной выставке

«Некрополь-2002»

МОСКВА 2002

Статьи, представленные в настоящем сборнике, затрагивают проблемы регулирования и развития сферы ритуальных услуг, рассмотрены основные проблемы и пути их решения в этой сфере.

Предлагаемый сборник научных статей сформирован Факультетом экономики сервиса МГУ сервиса. Редакционная коллегия выражает признательность всем авторам, принявшим участие в работе над сборником, и надеется на продолжение сотрудничества.

Председатель редакционной коллегии

д. э.н., профессор

Ó Факультет экономики сервиса МГУ сервиса, 2002

, Зам. председателя Госстроя РФ

«Современное состояние рынка ритуальных услуг в РФ. Реализация государственной политики развития похоронного дела»_____________________________________ ____________________________5-9

, Ректор МГУ сервиса, профессор

«Современный аспекты развития сферы ритуальных услуг»________________10-15

3. , Начальник Отдела платных услуг Департамента национальных счетов Минкономразвития РФ

«Основные направления развития похоронного дела в РФ»_________________16-20

, заместитель директора по работе с федеральными

государственных и муниципальных предприятий, а также хозяйствующих обществ и товариществ.

В России ежегодно принимается и исполняется 2 - 2,5 млн. заказов на предоставление ритуальных услуг, связанных с погребением умерших, установкой надмогильных сооружений. Эти вопросы затрагивают интересымлн. наших сограждан, в семьи которых приходит горе.

При организации похорон необходимо учитывать, что каждый умерший человек в независимости от его положения должен быть похоронен достойно в соответствии с существующими гражданскими, религиозными и национальными традициями.

В настоящее время на территории Российской Федерации деятельность по предоставлению ритуальных услуг осуществляют около пяти тысяч предприятий и организаций, различных организационно - правовых форм.

Необходимо учитывать, что, с одной стороны, в условиях рыночной экономики предоставление ритуальных услуг является предметом предпринимательской деятельности этих предприятий, организаций, фондов и т. д. Каждая из таких организаций заинтересована в получении как можно большего числа заказов, а также в том, чтобы заказы были как можно дороже.

Анализ существующей практики показывает, что в регионах нередко превалирует коммерческая направленность предоставления ритуальных услуг. Появилась достаточно жесткая конкуренция между предпринимателями в борьбе за заказы на организацию похорон. Имеются факты навязывания гражданам дорогостоящих услуг и предметов ритуального назначения. Наблюдается интенсивный рост цен на такие услуги и предметы.

С другой стороны многие муниципальные кладбища неухожены и необустроены, никак не обозначены и не огорожены, их территории захламлены мусором, имеются многочисленные факты вандализма, надругательства над памятниками из хулиганских побуждений.

Нередко на кладбищах не уделяется должного внимания поддержанию в надлежащем состоянии воинских захоронений. Зачастую за ними никто не ухаживает. Надмогильные сооружения пришли в негодность и требуют ремонта. Денег на эти цели практически не выделяют ни местные бюджеты , ни региональные, ни федеральный бюджет . В редких исключениях на картах - схемах указаны воинские и братские захоронения. С ликвидацией пионерских и комсомольских организаций исчез и системный подход к содержанию воинских захоронений.

В крайне неприглядном виде находятся многие сельские кладбища и кладбища малых городов. Как правило, такое кладбище - это заросший бурьяном, кустарником и аварийными деревьями участок земли, на котором в хаотичном состоянии размещены захоронения. Совершенно не отработана система передачи по наследству мест захоронений. Не определена правовая сторона вопроса - на каком основании предоставляется земельный участок под захоронение, на какой срок, каких размеров. Не отработан в правовом отношении вопрос использования «бесхозных» мест захоронений. На некоторых кладбищах такие могилы составляют% от их общего количества. За ними никто не ухаживает, они зарастают травой, кустарниками, деревьями. На многих из них нет надгробий. Однако по действующему законодательству их использовать для новых погребений нельзя. Нет утвержденного порядка эксгумации останков из таких могил и перезахоронения их в более компактном виде на другое место, что можно было бы осуществить путем предварительной кремации с соответствующим документальным оформлением. В ряде случаев, руководители кладбищ, пользуясь сложившейся ситуацией, производят в подобные могилы новые захоронения, при этом старые утрачиваются безвозвратно. Решение этих проблем частично затронуты в вышедших недавно в издательстве Госстроя России «Рекомендациях по организации похорон и содержанию кладбищ в Российской Федерации».

К сожалению, на сегодня нет четкой государственной политики в части выделения земли для создания новых кладбищ. Их нередко размещают на удаленных от населенных пунктов местах, болотистых участках земли, где грунтовые воды поднимаются на 0,5 - 1 метра от уровня земли.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации при отводе земельных участков для муниципальных нужд, в том числе строительства кладбищ, убытки и потери при изъятии сельскохозяйственных или лесных угодий, подлежат возмещению. Согласно Правил взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, для каждого региона определен размер платы за перевод 1 га лесных земель в нелесные и изъятие 1 га земель лесного фонда (например, для Ивановской области он будет составлять 2,5-3,0 млн. руб.). Однако, средства, необходимые для указанных платежей, отсутствуют как в местных, так и в областных бюджетах.

Не отработана система взаимодействия ритуальных организаций и медицинских учреждений при передаче тел умерших на погребение, при оформлении соответствующих документов, при организации сохранения тел умерших до дня похорон.

Серьезной проблемой является организация подготовки и переподготовки кадров для ритуальных организаций, зачастую в них работают случайные люди без специальной подготовки, и именно они нередко занимаются вымогательством, наживаются на людском горе.

До настоящего времени в похоронной области практически отсутствует система подготовки высококвалифицированных специалистов, и это особенно ощутимо в кремационном деле.

Госстрой России регулярно проводит в регионах совещания, семинары, конференции, круглые столы по актуальным проблемам развития похоронного дела, участвует в организации подготовки и переподготовке кадров для ритуальной сферы обслуживания.

Определенные шаги в этом предпринимают ЗАО "ДИАС" и МГУ сервиса.

При институте экономики сервиса (структурном подразделении МГУ сервиса) создан и в течение 5-ти лет успешно функционирует Центр подготовки кадров для похоронной службы. За прошедший период Центр провел подготовку и аттестацию более 400 агентов ритуальных служб Москвы.

Очевидно, целесообразно решать проблему подготовки кадров совместными усилиями с привлечением опытных практиков из ритуальной сферы и не откладывать это дело государственной важности на перспективу.

Как видите, назрела крайняя необходимость совершенствования похоронного дела в России.

Я надеюсь, что в выступлениях участников конференции прозвучат конкретные предложения по улучшению ритуального обслуживания населения.

,

Ректор МГУ сервиса, профессор

Современные аспекты развития сферы ритуальных услуг.

Время, когда успехи в бизнесе достигались только на одном энтузиазме, безвозвратно ушло, и с каждым годом российской экономике требуется все больше высококвалифицированных специалистов.

Во всем мире принято считать, что деньги, вложенные в обучение персонала, окупаются в виде конкретной прибыли. Многие компании тратят массу времени и денег на повышение квалификации своих сотрудников, более дальновидные превращают этот процесс в непрерывный конвейер по производству все более квалифицированных кадров.

Россия повторяет путь, который западные страны прошли полвека назад, и прогрессивно развивающиеся предприятия начинают всерьез уделять внимание образованию и повышению квалификации.

Таким образом, в борьбе за конкурентоспособность руководителю бизнеса приходится отвечать на вопросы: в каких размерах инвестировать средства в подготовку и переподготовку персонала, кого именно и чему учить, где и как учить?

Обучение может проводиться, как внутри фирмы, что позволяет работнику повысить свою стоимость на рынке труда, а руководителю реализовывать некоторые направления своей кадровой политики, так и в учебных заведениях, что помогает обучающемуся взглянуть на свою работу с новых сторон. Как правило, услуги образовательных учреждений специализированные, что предполагает высокий уровень организации учебного процесса и подтверждение подготовки соответствующим программе документом.

Первичную и дальнейшую профессиональную переподготовку;

Системы периодических аттестаций;

Циклы научно-практических семинаров;

Краткосрочные курсы повышения квалификации;

Консультации по отдельным проблемам;

Межрегиональные и международные конференции;

Встречи по обмену практическим опытом;

Стажировки в России и за рубежом.

Необходимо также разработать специальный пакет образовательных услуг для дистанционного обучения.

Такая работа требует координации деятельности специализированных учебных заведений, научных учреждений, региональных и местных органов власти, объединения усилий общественных организаций и похоронных служб.

,

Начальник Отдела платных услуг

Департамента национальных счетов

Минкономразвития РФ

Основные направления развития похоронного дела в РФ

Уважаемые дамы и господа!

Прежде чем, приступить к характеристике и состоянию отрасли ритуальных услуг, я считаю необходимым сказать несколько слов в целом о развитии рынка услуг в РФ. Поскольку именно это и определяет тенденции развития рынка ритуальных услуг. Те процессы, которые происходят в такой сфере, как торговля, поскольку мы являемся неотъемлемой частью потребительского рынка, именно эти процессы имеют прямое отношение к тому виду услуг, которыми, в данном случае занимаетесь Вы. Я хочу Вам сказать, что потребительский рынок нашей страны в целом имеет неоднозначную динамику развития. На протяжении последних 10 лет пирамида этого развития переворачивалась с одного бока на другой. В период гг. рынок услуг в РФ по своим объемам и темпам роста значительно опережал темпы роста услуг торговли. В настоящий момент ситуация в стране изменилась и на сегодняшний день потребительский рынок торговли значительно превышает рынок платных услуг населения в бытовом обслуживании населения. При чем это опережение настолько значительно, что об этом говорят с высоких трибун и это однозначный факт. Я Вам скажу, что темп роста услуг в 2002 году составил более 8%, при том, что рост объема платных услуг колеблется на уровне 1-5% , т. е. рынок услуг в РФ находится в каком-то периоде стагнации. Эти факторы распространяются на все виды услуг, не только на ритуальные. Можно сказать, прежде всего, что по итогам первых восьми месяцев 2002 года, такие виды услуг, как жилищные, коммунальные, услуги пассажирского транспорта уже стабильно развиваются с отрицательной динамикой. Таким образом, несмотря на то, что мы, как потребители, платим большие суммы за услуги пассажирского транспорта, а объемы этих услуг в стране каждый месяц падают по сравнению с теми показатели прошлого года. Это объясняется тем, что доходы населения страны в некоторых регионах страны не позволяют потреблять тот перечень услуг, который они потребляли из года в год и в советские времена и в постреформенный период, при том, что, в целом, по стране доходы растут достаточно высокими темпами. Хочется сказать о том, что дальнейшее развитие рынка услуг и, прежде всего, бытовых услуг, будет определятся некоторыми моментами. Одной из причин такого замедления роста объема платных услуг явились довольно высокие цены на эти услуги. Цены на все виды услуг, в том числе на ритуальные услуги, растут значительно более высокими темпами, чем цены на товары, как продовольственные, так и на промышленные. И это приводит к тому, что население страны меняет свои потребительские предпочтения в пользу покупки товаров, и как следствие рынок услуг становится обедненным, учитывая тот фактор, что население страны не имеет больших возможностей потреблять те или иные услуги.

Анализируя десять децельных групп населения нашей страны, первая - низкодоходная, а десятая – высокодоходная, то потребляют услуги, в основном, 10-ая группа, у которой среднедушевой доход выше тыс. руб. И если низкодоходная группа населения на бытовые услуги расходует порядка 0,8 %, то высокодоходная часть населения 2,5% своих расходов на услуги тратит на бытовое обслуживание. Не случайно разделяются два понятия: услуги в целом и бытовые услуги, т. к. услуги в целом – это весь комплекс услуг, за которые мы платим свои наличные средства, как потребители, а бытовое обслуживание является их составной частью. Бытовое обслуживание населения составляло в прежние годы в общей структуре услуг порядка 30%, а настоящее время эта доля приближается к 12% и неуклонно падает. Было бы хорошо, если бы мы в ближайшее время этих явлений избегали.

Российский рынок услуг, на сегодняшний день, не ориентирован на:

Ø снижение издержек при производстве услуг,

Ø увеличение прибыли при снижении издержек,

Ø процветание отечественного товаропроизводителя, закупая, в большей степени оборудование иностранного производства, что увеличивает стоимость услуг, снижая их конкурентоспособность.

Не случайно ценовой фактор, а именно высокие цены, негативно повлиял на рынок бытовых услуг РФ в целом и ритуальных, в частности. Хотелось бы отметить, что ритуальные услуги по своим темпам роста значительно не отличаются от темпов роста остальных видов услуг по динамике физических объемов в сопоставимых ценах. На сегодняшний день рынок бытовых услуг в сопоставимых ценах, по сравнению с 1990г. составляет 25%, а рынок ритуальных услуг, всего лишь 33%, т. е. если говорить о фактических объемах и перевести их в те цены, которые были в 90-м году, то сейчас объем ритуальных услуг составляет 1/3 от объемов 1990 года. Но индекс-дефлятор цен на ритуальные услуги на сегодняшний день резко не отличается по бытовым. Доля их составляет 6,5-7% примерно так же, что было и прошлые годы, но эта доля увеличивается. Необходимо сказать о том, что индекс цен на ритуальные услуги рассматривается как положительный и прогнозируется, что он должен, в будущем, расти. Учитывая то, что демографическая ситуация в нашей стране остается неблагоприятной, и прогноз Минэкономразвития на 2015г. показывает, что ближайшее время смертность будет превышать рождаемость где-то на уровне 5-6% ежегодно. Вследствие чего ритуальные услуги по прогнозам в ближайшее время будут достаточно существенно востребованы.

Минэкономразвития на протяжении довольно длительного периода времени занимается проблемами ритуальных услуг. Более 10 лет совместно с Госстроем РФ мы работали над программой совершенствования отрасли ритуальных услуг гг. Госстрой РФ выступал в данной программе как заказчик, т. к. не одно государственное учреждение федерального уровне не вправе проводить программу без утверждения Минэкономразвития. Эта программа, как и многие федеральные целевые программы не финансировалась в тех объемах, которые были заложены в ней. На сегодня трудно оценить необходимые объемы, могу сказать, что она была профинансирована где-то на 20-30 % в момент реализации. Но вместе с тем, в рамках этой программы удалось разработать кремационную печь, пакет нормативно-правовых документов, основным из которых стал ФЗ «О погребении» и т. д. Но время идет, ситуация на рынке меняется и мне кажется, что некоторые моменты этой программы, на сегодняшний день устарели. Разработка еще одной целевой программы в настоящее время, при нынешнем положении дел нереальна, поскольку недавно завершилась предыдущая программа, с большим трудом прошедшая одобрение на всех уровнях.

На сегодняшний день регулирование ритуальной отрасли наиболее важный вопрос для отрасли, т. к. старые регуляторы уже не годятся, а новые еще не созданы. Создание Ассоциации, с помощью которой можно было вырабатывать отраслевые решения - это шаг на пути регулирования отрасли снизу, т. е. на уровне предприятий. Федеральные ведомства не могут явиться единым регулирующим органом отрасли, т. к. ритуальные услуги оказываются не только государственными и муниципальными предприятиями, а также и частными, при чем не в меньшей степени. Поэтому те нормативные акты , которые разрабатываются на уровне этих ведомств не являются обязательными для исполнения для всех предприятий. Поэтому если мы сегодня не консолидируем усилия Госстрой РФ, Минэкономразвития, МГУ сервиса и не решим вопрос о неких регуляторах отрасли ритуальных услуг, то в дальнейшем вероятность достижения мирового уровня рынка ритуальных услуг маловероятна.

К вопросу об отмене лицензирования, хотелось бы отметить, что такие услуги как ритуальные необходимо лицензировать, т. к. нельзя оставить ритуальные услуги в состоянии хаоса и неопределенности, что имело место в период гг. Это было время, когда рынок ритуальных услуг просто рухнул, и похоронить человека достойно было крайне сложной задачей. Хочу выразить благодарность Правительству Москвы, которое разработало программу ритуального обслуживания по г. Москве, что явилось первой ласточкой для разработки региональных программ по всей России, что помогло в значительной степени стабилизировать рынок. Возвращаясь к лицензированию, отмена которого сейчас имеет место в РФ, рынок стал, на мой взгляд, в результате этого процесса бесконтрольным, а это для довольно большого отраслевого сегмента просто недопустимо. При подписании закона «О лицензировании» Касьянов лично приложил письмо в Минэкономразвития о разработке иных мер, на замену лицензированию. Ведь сейчас уже не идет речь о тотальном контроле, а о правовом поле, в рамках которого вы могли бы успешно функционировать. Минэкономразвития вышло с предложением о разработке правил оказания ритуальных услуг на федеральном уровне. Дело в том, что правила оказания бытовых услуг также распространяются на предприятия ритуального обслуживания, но там не указаны отраслевые особенности. Поэтому возможно внести дополнения и поправки в общие правила относительно специфики оказания ритуальных услуг или разработать собственные правила, которые в рамках закона «О защите прав потребителей » привели в порядок взаимоотношения производителей и потребителей ритуальных услуг.

заместитель директора по работе с федеральными

и региональными органами управления г. Москва

Современная технология и кадры - основа повышения эффективности управления сферой ритуальных услуг.

На заседании международной конференции «Современные подходы к управлению похоронным делом», я хочу обратить Ваше внимание на два аспекта: современные технологии и кадры - основа развития ритуальной сферы.

Обсуждение вопросов о совершенствовании подходов к управлению похоронным делом - является постоянно актуальным.

В докладе прозвучала озабоченность теми недостатками, которые имеют еще место в ритуальной сфере, и масштабно очерчены проблемы, подлежащие решению с целью устранения указанных недостатков.

Постоянно снижаются возможности захоронения в землю в высокоурбанизированных регионах, общая неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация, в связи с затоплением, особенно в этом году, в ряде регионов, возросшая миграция населения, необходимость уничтожения биологических медицинских, сельскохозяйственных и других отходов, требования экологической безопасности ставят задачу выработки новых подходов к управлению ритуальной сферой, внедрению современных технологий и кремации.

Существенную роль в развитии ритуальной сферы сыграла Федеральная целевая программа «Улучшение ритуального обслуживания населения на годы», одобренная постановлением Правительства Российской Федерации № 000 от 13.12.93г.

Госстрой России был определен государственным заказчиком , а головным исполнителем данной программы – Закрытое акционерное общество «Диагностика аварийных ситуаций». Итоги выполнения программы изложены в материалах, которые подготовлены и будут нами, совместно с Госстроем России, опубликованы в ближайшем номере журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство». В этом журнале также будут освещаться вопросы и проблемы ритуального обслуживания населения, включая рекомендации руководителям регионов по обоснованию и строительству крематориев.

Позвольте в развитие выступления Леонида Николаевича Чернышова остановиться на основных итогах реализации Программы и на направлениях деятельности, нашей компании.

В ходе реализации Программы был принят ряд федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, обеспечивающих правовую основу функционирования ритуальных предприятий, а также защиту интересов потребителей ритуальных услуг. Создана сеть специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Для малоимущих слоев населения предоставляется безвозмездные ритуальные услуги. Установлены повышающие территориальные коэффициенты к заработной плате при выплате пособий на погребение. Ритуальные услуги предоставляют около 5 тысяч предприятий и организаций различных организационно-правовых форм . Особенно это важно в период внедрения рыночных механизмов в ритуальную сферу.

В нормативно-правовой части разработан и принят Федеральный закон от 01.01.01г. № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле», разработаны и изданы в мае 2002г. «Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации», подготовлен к изданию Свод правил «Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения».

В рамках методологического обеспечения разработаны Рекомендации по сравнительной оценке кремационных комплексов, по расчету стоимости кремации, по обоснованию режимов работы крематориев и их штатного состава, по сравнительной оценке стоимости кремации и захоронения гробом в землю, по созданию автоматизированной системы управления ритуальным обслуживанием крупных городов.

В плане технического оснащения разработаны типовая и рабочая программы и методики государственных приемочных испытаний кремационного оборудования, требования к созданию автоматизированной общероссийской системы управления на базе данных по регионам, а также подсистема для управления работой кремационного цеха, реализованная в Николо-Архангельском крематории.

Изготовлен, смонтирован и сдан в эксплуатацию пилотный образец -

кремационная установка «Органика-1» (декабрь 1995г.), находятся в эксплуатации 7 печей ПКТ - 4000 (типа «Органика-1») в Николо-Архангельском крематории. Всего компанией изготовлено на настоящий момент 12 печей.

Кроме того выполнены технологические части проектов реконструкции Николо-Архангельского крематория на 12 печей, крематориев в городах: Самаре - на 5 печей , Ярославле – на 3 печи , Туапсе – на 2 печи .

Выполнение указанных работ было бы невозможно без активного участия и весомой поддержки работников Госстроя и Минэкономики России, Правительства Москвы, Главного управления «Ритуал», представителей общественных похоронных организаций.

Однако процессы , которые происходят в социально-экономическом развитии , в связи с принятием новых законодательных документов (о земле, о труде и др.) на наш взгляд требуют изменения подходов к ритуальной сфере со стороны государства , федеральных и региональных органов управления , совершенствования взаимодействия ритуальных служб с целым рядом других государственных учреждений МВД России , Минздрава России , МЧС России , Пенсионного фонда России , Госгортехнадзора России и др.

Государство обязано регулировать в законодательном плане повышение ответственности работников похоронных служб и поднять их престиж перед населением, повысить ответственность населения за нарушение правил пользования кладбищами и крематориями. Ритуальные предприятия и общественные организации, ассоциации, союзы ритуальных служб также должны более активно участвовать в законодательном процессе , как связующее звено между населением и государством . Необходимо ввести в перечень профессии работников ритуальной сферы, повысить их оклад, а для отдельных категорий ввести возрастной льготный предел выхода на пенсию и надбавки к окладу за вредность.

Организовать подготовку специалистов всех категорий со средним и высшим образованием (от рабочих кладбищ до инженеров и техников, обслуживающих оборудование крематориев, АСУ «Ритуал» и другую технику).

Кроме того, представляется необходимым организовать промышленное изготовление на предприятиях ВПК специального ручного инструмента и приспособлений механизирующих ручной труд рабочих на кладбищах, унифицировать формы отчетных документов, их сбор и обработку: создать унифицированную базу данных по кладбищам и колумбариям в каждом городе и обеспечить подвижной способ обмена базами данных регионов с центром.

В связи с поступающими в ФАС России обращениями по вопросам деятельности организаций на рынке ритуальных услуг, в том числе о специфике деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, и в целях обеспечения правильного и единообразного применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства считаем необходимым дать следующие разъяснения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.

Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

ФАС России считает, что с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом, органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. Данный механизм работы позволит передать в соответствии с действующим законодательством земельные участки муниципальных кладбищ в ведение муниципальным бюджетным учреждениям. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений, органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальное учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием. Как показывает практика (например, Красноярский край), не возникает сложностей при формировании планов кладбищ и выдаче в соответствии с ними разрешений на выделение участка земли под захоронение. Все остальные работы (услуги) на кладбище будут выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Органы местного самоуправления, в соответствии с Законом о погребении вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение.

По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.

ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения

полная версия статьи



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!