Это жизнь - портал для женщин

Вооруженные силы судана. Южный Судан: нескончаемая война

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Сохранение единства и территориальной целостности страны является основной проблемой национальной безопасности Судана на всем протяжении его истории после обретения независимости. Противостояние арабо-исламского Севера и немусульманского негроидного Юга, которое приняло форму прямого перманентного вооруженного противоборства, являлось главной причиной сохранения внутриполитической напряженности в республике и основным тормозом, препятствующим нормальному развитию суданского общества и государства.

В последнее время правительство страны и ведущая южносуданская повстанческая организация Суданское национально-освободительное движение значительно продвинулись по пути к достижению всеобъемлющего урегулирования конфликта, хотя сохраняющиеся разногласия все еще не позволяют согласовать окончательный текст мирного договора.

Еще одной сложной проблемой Судана, которая в перспективе может представить достаточно серьезную угрозу национальной безопасности страны, являются противоречия арабов с нубийцами и беджа — народами, проживающими на севере, в центре и на западе республики. Эти народы, в первую очередь нубийцы, выступают против насильственной арабизации и введения ортодоксального ислама.

Однако наиболее острая ситуация в настоящее время отмечается в западном регионе республике – Дарфуре. Здесь с марта 2003 года вооруженную борьбу с правительством ведет, созданное в 2002 году, Движение за освобождение суданского Дарфура (ДСОД), впоследствии переименовано в Суданскую освободительную армию (СОА). Военные формирования СОА действуют в районе границы с Чадом. С 2003 года к вооруженной борьбе за права местного населения присоединились отряды другой группировки — Движения справедливости и равноправия.

Неоднократные попытки правительства и повстанцев добиться прекращения огня и начать переговоры о политическом урегулирования дарфурского конфликта успеха не имеют. Стороны обвиняют друг друга в нарушениях достигнутых договоренностей и боевые столкновения продолжаются.

В итоге конфликт стал приобретать форму гуманитарной катастрофы. По состоянию на июль с. г. число убитых составляет до 30 тыс. человек, а более одного миллиона жителей Дарфура стали беженцами. По данным ООН, до двух миллионов человек испытывают растущий недостаток в продовольствии и медикаментах.

События в Дарфуре привлекают к себе все большее внимание международного сообщества. Страны Западной Европы и США обвиняют Хартум в потворстве деятельности арабских вооруженных формирований «Джанджавид», действия которых представляют, по сути, настоящие этнические чистки в отношении негроидного населения Дарфура.

В этой связи страны запада усиливают давление на суданское руководство с тем, чтобы оно приняло скорейшие меры по наведению порядка в Дарфуре, разоружив, в частности, отряды арабских экстремистов. Рассматривается вопрос о введении в отношении Судана международных санкций, в т. ч. и запрет на поставки Хартуму вооружения и военной техники. Не исключено также направление в район конфликта миротворческих сил под флагом ООН. В частности, Великобритания заявила о своей готовности направить в Судан контингент численностью до 5 тыс. военнослужащих. О своей готовности послать войска в Судан заявили и США. Конгресс США принял резолюцию, в которой определили ситуацию в Дарфуре как геноцид.

Очередной раунд переговоров между представителями правительства и повстанцев, намеченный на 15 июля с. г. в эфиопской столице Аддис-Абебе, сорвался из-за отказа оппозиционных сил. При этом они обвинили власти в нарушении достигнутых ранее договоренностей, в частности, о создании в Дарфуре гуманитарного коридора, а также потребовали вывода из региона правительственных войск и проведения международного расследования по обвинениям правительства в геноциде.

Официальный Хартум категорически отрицает обвинения в этических чистках и геноциде, заявляет о готовности приступить к разоружению отрядов «Джанджавид», согласен на предоставление гуманитарной помощи Дарфуру, но решительно выступает против направления в регионе международных миротворческих сил.

В сложных внутриполитических условиях с целью недопущения развала страны руководство Судана предпринимает шаги по подавлению сил оппозиции, консолидации общества (на мусульманском Севере) вокруг официальных органов власти и их политических структур. Будут приниматься меры по укреплению национальных вооруженных сил, которые рассматриваются властями в качестве одной из основных опор правящего режима и гаранта сохранения единства государства.

На ближайшую перспективу сохранятся элементы напряженности в отношениях Судана с большинством соседних государств. Это вызвано как неурегулированностью политических и территориальных проблем, так и активными действиями оппозиционных сил в Судане и сопредельных с ним государствах, прежде всего на юге и востоке. При этом не исключается возникновение локальных вооруженных конфликтов. Однако перерастание их в широкомасштабную войну вряд ли произойдет, т. к. ни Судан, ни его соседи, отягощенные сложными внутриполитическими проблемами и обладающие ограниченными экономическими и военными возможностям, не в состоянии вести длительные боевые действия.

В настоящее время вооруженные силы Судана (Народные вооруженные силы, НВС) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, войск противовоздушной обороны и военно-морских сил. Они насчитывают 104,5 тыс. человек, в т. ч. 20 тыс. военнослужащих срочной службы. В резерве насчитывается 85 тыс. человек. Мобилизационный ресурс страны достигает 7,9 млн человек, в т. ч. годных к военной службе — 4,9 млн человек. Военный бюджет составил в 2003 году 480 млн долларов США.

Статья 122 конституции Судана гласит, что вооруженные силы обязаны «защищать страну, охранять безопасность, участвовать в развитии страны, в защите национальных интересов, а также культурного и конституционного порядка».

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Судана является президент республики. Он имеет право объявлять всеобщую мобилизацию, вводить и отменять чрезвычайное положение, назначать высших военных должностных лиц. Главнокомандующий руководит ВС через министерство обороны и генеральный штаб. Ему непосредственно подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил.

Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение вооруженных сил оружием и военной техникой, вневойсковую подготовку населения. Министр также осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск.

Генеральный штаб осуществляет оперативное управление войсками, разрабатывает планы применения вооруженных сил и их оперативного развертывания, ведает вопросами укомплектования войск. Генштаб состоит из следующих управлений: оперативного, разведывательного, боевой подготовки, организационно-мобилизационного, связи, материально-технического обеспечения, интендантского. Начальник генерального штаба является первым заместителем министра обороны и командующим сухопутными войсками. В его оперативном подчинении находятся командующие ВВС и ВМС. Первым заместителем начальника генштаба является начальник управления материально-технического обеспечения.

В военно-административном отношении территория Судана разделена на пять военных округов: Северный (штаб в Шенда), Западный (Эль-Фашод), Восточный (Эль-Фахд), Центральный (Эль-Обейд) и Экваториальный (Джуба) и Красноморское командование (Порт-Судан). Хартумский гарнизон выделен в отдельную военно-административную единицу, разбитую на три сектора: Хартум, Северный Хартум и Омдурман.

НВС Судана оснащены оружием и военной техникой исключительно иностранного производства: советского (российского), американского, китайского, английского, египетского, югославского и др. Основная часть вооружения получена в 70-е — начале 80-х годов прошлого столетия, морально устарела и физически изношена, часто выходит из строя, что при слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение оружия и военной техники.

Вооруженные силы Судана испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, легкой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, отсутствие собственной военной промышленности.

Руководство Судана в условиях сложной военно-политической обстановки в стране и регионе уделяет постоянное внимание повышению боеспособности и усилению боевой мощи национальных вооруженных сил.

Сухопутные войска (100 тыс. человек, в т. ч. 20 тыс. военнослужащих срочной службы) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. В их боевом составе имеется 9 дивизий (пехотных — 6, мотопехотных – 1, бронетанковых — 1, воздушно-десантных — 1), 8 отдельных бригад (пехотных – 6, мотопехотных – 1, пограничных – 1), 5 рот «спецназ». Кроме того, в сухопутных войсках имеется дивизия инженерных войск.

На вооружении сухопутных войск состоит 270 боевых (Т-54, Т-55, М60А3) и 70 легких танков Т-62 (КНР), 20 155-мм самоходных гаубиц, 450 буксируемых артиллерийских орудий калибра 130-, 122-, 105- и 85-мм), 600 РСЗО (БМ-21 «Град», 122-мм Тип-81, 107-мм Тип 63), минометы (120-, 82- и 81-мм), ПТРК «Свингфайр», противотанковые орудия ПТА (106-мм БО — 40, 100-мм и 76-мм — 40), 725 ПЗРК «Стрела-2» и «Ред Ай», орудия зенитной артиллерии калибра 57-, 40-, 37-, 23- и 20 мм, 75 БМП-1 и БМП-2, 310 бронетранспортеров (БТР-152, БТР-50, ОТ-62, ОТ-64, М113, V-100/150, «Валид»), 218 бронемашин (АML-90, «Саладин», «Феррет», БРДМ-1/2, HMMWV).

Сухопутные войска Судана имеют большой опыт ведения боевых действий против партизанских формирований в саванне, лесистой и горно-лесистой местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены.

Военно-воздушные силы и войска ПВО насчитывают в общей сложности 3 тыс. человек. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС и выполнения перевозок военных грузов и личного состава. Их основной боевой единицей является эскадрилья (боевых – 6, учебно-боевых – 1). В суданских ВВС имеются также вертолетная и военно-транспортные бригады и две тыловые бригады.

Части ВВС базируются на следующих аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Вау, Малакал, Джуба, Донголо, Мерове, Атбара, Женейна, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Вау Мерин.

На вооружении военно-воздушных сил имеется 34 боевых самолета: истребителей бомбардировщиков — 18 (F-5Е/F – 5, J-6 (МиГ-19) — 8, F-7 (МиГ-21) – 5); истребителей – 16 (МиГ-23 – 6, МиГ-29 – 10). По имеющимся данным, самолеты F-7 технически неисправны. Кроме того, транспортные самолеты Ан-24 переоборудованы для использования в качестве бомбардировщиков.

Военно-транспортная авиация располагает 17 самолетами: С-130Н — 4, Ан-24 – 4, DНС-5D — 4, F-27 — 2, «Фалкон 20/50» — 3.

Парк учебно-боевых самолетов представлен 10 машинами: МиГ-29УБ – 2, ВАС-143 – 5, ВАС-167 – 3. Учебно-тренировочная авиация представлена 12 самолетами РТ-6А.

В вертолетных подразделениях имеется 10 боевых (Ми-24В) и 17 многоцелевых (АВ-212 — 4, IAR/SA-330 — 2, Ми-8 — 11) машин.

Самолеты и вертолеты ВВС Судана имеют на вооружении ракеты класса «воздух-земля» типа Х-23, «Малютка» и ракеты класса «воздух-воздух» типа К-13, Р-23.

Самолетный и вертолетный парк разнотипен и представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. В вопросах ремонта техники суданская военная авиация находится в полной зависимости от иностранной помощи. Поступление из России в 2002-2004 годах истребителей типа МиГ-29 существенно повысило боевые возможности суданских ВВС.

Части противовоздушной обороны представлены пятью батареями ЗУР С-75 (18 ПУ) и подразделениями зенитной артиллерии. Они располагают устаревшей техникой и не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения.

Военно-морские силы (1,5 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой и перевозок военных грузов и личного состава. ВМС являются наименее развитым видом вооруженных сил. Их корабельный состав представлен шестью патрульными (в т. ч. 4 на Ниле) и двумя десантными катерами (используются для транспортных целей) югославской и иранской постройки, а также семью вспомогательными судами. Для действий в интересах ВМС из состава ВВС выделяется два вертолета. Штаб флота расположен в Хартуме. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. В Порт-Судане и Фламинго-Бей имеются небольшие судоремонтные заводы. Имеются трудности в обеспечении корабельного состава запасными частями, что осложняет проведение ремонтных работ.

Кроме вооруженных сил в Судане имеются военизированные формирования — «Силы народной обороны» (СНО, 15 тыс. человек постоянного состава и 85 тыс. в резерве, 1000 батальонов). Согласно ст. 125 суданской конституции, наличие «добровольных народных вооруженных сил, созданных с целью национальной обороны, поддержания национальной безопасности или помощи любым регулярным войскам». В угрожаемый период формирования СНО должны перейти в оперативное подчинение командования НВС.

Вооруженные формирования оппозиции в первую очередь представлены действующей на юге Суданской народно-освободительной армией (25-30 тыс. человек). Основной боевой единицей СНОА является батальон. На ее вооружении имеются танки Т-54 и Т-55, артиллерийские орудия, РСЗО БМ-21 «Град», минометы калибра 120 и 60 мм, ПТРК, ПЗРК и др. К вооруженной оппозиции относятся также отряды Суданского альянса (ок. 500 человек, базируются в районе границы с Эритреей), «Силы конгресса беджа» (ок. 500 человек), также действующие вблизи границы с Эритреей, «Новая суданская бригада (ок. 2000 человек), действует в районе границ с Эфиопией и Эритреей. Численность повстанцев в Дарфуре оценивается в несколько тысяч человек, вооруженных в основном стрелковым оружием.

Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. В настоящее время Судан не имеет перспективных источников поступления крупных партий современных образцов вооружения и долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Это объясняется, прежде всего, отсутствием у правительства в настоящее время достаточных финансовых средств, а также политическими причинами — негативным отношением к военно-исламистскому режиму со стороны многих государств, прежде всего западных. Так, в марте 1999 года ЕС ввел эмбарго на ввоз оружия в Судан. Вместе с тем, освоение крупных нефтяных месторождений и рост экспорта нефти позволит суданскому в обозримой перспективе выделять больше средств на военный импорт.

Осуществляются поставки небольших партий вооружения и военного имущества из Ирана, Китая, Пакистана, Сирии, ЮАР, Беларуси, Украины, Казахстана и некоторых других стран. Так, в 1996 году из КНР получено 6 самолетов F-7 (китайский аналог МиГ-21), 100 120- и 82-мм минометов. Украина поставила 6 БМП-2. Белоруссия продала 9 танков Т-55, 6 боевых вертолетов Ми-24В и 10 ракет класса «воздух-земля». Кроме того, в Белоруссии было приобретено 10 тыс. автоматов Калашникова и боеприпасы к ним. ЮАР поставляет бронеавтомобили, ПТУР, миноискатели. Иран поставляет стрелковое оружие, боеприпасы, автомобили.

Судан проявляет заинтересованность в установлении военно-технических связей с Россией. Об этом, в частности, свидетельствует визит в РФ в апреле 2002 года суданского министра обороны. Судан проявляет интерес к закупке вертолетов Ми-17 и Ми-28, танков Т-80, БМП-3, БТР-90. В 2001 году был пописан контракт на поставку 10 истребителей МиГ-29СЭ и 2 учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ. Поставка всех 12 машин завершена в июле 2004 года. По мнению западных экспертов, Россия вновь может стать главным поставщиком вооружений для суданских ВС.

В суданской армии действует небольшие группы иранских, китайских и египетских советников и инструкторов.

Собственной военной промышленностью Судан не располагает. Правительство планирует строительство заводов по производству легкого вооружения.

Система комплектования вооруженных сил и подготовки военных кадров. Комплектование ВС Судана осуществляется главным образом путем набора добровольцев в возрасте от 18 до 25 лет и выборочного призыва на действительную военную службу граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Количество призывников и контрактников для вооруженных сил ежегодно определяется генеральным штабом. Срок контракта — три года, а для технических специалистов — четыре года. Военнослужащий может продлить срок контракта. Предельный возраст для рядового и унтер-офицерского состава — 48 лет.

Новобранцы в течение первых четырех месяцев службы проходят начальную военную подготовку в центральном учебном центре, а затем направляются в части. Унтер-офицерский состав готовится в специализированных учебных центрах и школах видов вооруженных сил и родов войск.

Будущие офицеры в течение первых двух лет обучаются в военном колледже в Вади-Сейдна вблизи Хартума (основан в 1905 г.), а затем направляются в специализированные школы и учебные центры. В военный колледж принимаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 21 года.

В вооруженных силах имеются следующие специализированные школы и учебные центры для подготовки офицеров и унтер-офицеров: административная, пехотная, бронетанковая, артиллерийская, артиллерийского вооружения, тыла, разведывательная, инженерная, автомобильная, химической защиты, воздушно-десантная, военно-морская, военной полиции и учебный центр ПВО. Срок обучения для офицеров — 6-18 месяцев, для унтер-офицеров — 3-6 месяцев.

Высший командный состав обучается в командно-штабном колледже в Хартуме, основанном в 1963 году. В колледж принимают офицеров в звании подполковник и выше. Срок обучения — 9 месяцев.

Силы народной обороны комплектуются за счет набора добровольцев в возрасте от 20 до 45 лет.

Таким образом, в настоящее время вооруженные силы Судана по уровню своей подготовки и технической оснащенности не в состоянии в полном объеме решать задачи по защите суверенитета и территориальной целостности страны. Более того, НВС Судана в их нынешнем состоянии не могут обеспечить успешное решение задачи решительного военного подавления вооруженных формирований оппозиции. Вместе с тем, как показывают события 1990-х годов, они могут успешно действовать в локальных пограничных конфликтах против вооруженных сил некоторых соседних стран, которые по своему состоянию и качеству вооружения сопоставимы с суданскими.

Вооруженные силы Судана (109,3 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховным главнокомандующим ВС Судана является президент республики. Он руководит вооруженными силами через Министерство обороны и Объединенный штаб (ОШ). Президенту непосредственно подчинены начальник ОШ и командующие видами ВС. При главе государства имеются Совет национальной обороны и Высший военный совет. Эти органы определяют генеральные направления государственной политики в области подготовки страны и населения к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности. Принятые ими решения реализуются через Министерство обороны.
Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение ВС вооружением и военной техникой, вневойсковую подготовку населения, осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск. Объединенный штаб представляет собой единый командный орган по выработке и реализации решений в области обороны страны, защиты ее территориальной целостности.
Сухопутные войска (105 тыс. человек) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. Руководство ими осуществляется штабом, причем начальник штаба сухопутных войск является заместителем начальника ОШ ВС Судана. В боевом составе сухопутных войск имеется 9 дивизий (бронетанковых - 1 , механизированных - 1, пехотных - 6, воздушно-десантных - 1), 12 отдельных бригад: (механизированных — 1, пехотных — 7, разведывательных - 1, артиллерийских — 3), бригада республиканской гвардии и 5 отдельных рот спецназа.
Основное вооружение представлено 663 основными и средними танками, в том числе примерно 200 новейшими китайскими Type 96; 80 легкими танками; примерно 310 артиллерийскими орудиями (60 САУ) калибра от 105 до 155 мм, свыше 520 РСЗО, 636 минометами, примерно 1180 боевыми бронированными машинами, в том числе 75 БМП; до 740 ПТРК, в том числе 450 современными китайскими HJ-8. Подразделения войсковой ПВО имеют на вооружении 4 ЗРК ближнего действия «Оса», свыше 200 ПЗРК, в том числе 50 новейших китайских FN-6, более 320 зенитный орудий и установок калибра от 23 до 100 мм.
Сухопутные войска Судана обладают большим опытом ведения боевых действий против иррегулярных формирований в саванне, лесистой, горно-лесистой и полупустынной местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены. Недостаточно подготовлен личный состав, имеются значительные трудности в деле технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.
Военно-воздушные силы насчитывают 3 тыс. человек. Руководит ими штаб, расположенный в Хартуме. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС, ведения воздушной разведки, перевозок военных грузов и личного состава. Их основной организационной единицей является эскадрилья. Самолеты и вертолеты ВВС базируются на следующих основных аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Донголо, Мерове, Атбара, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Эль-Фашер.
В наличии числится порядка 94 боевых самолета, в том числе фронтовых бомбардировщиков Су-24 -12, истребителей-бомбардировщиков - 37 (Миг-23БН - 17, Q-5 - 20), штурмовиков Су-25 - 12 (из них 2 учебно-боевых), истребителей - 33 (МиГ-29 - 11 (из них 3 учебно-боевых), J-7 (копия МиГ-21) - 20). Имеется также 2 самолета оптической разведки Ан-30 и 32 учебно-тренировочных самолета. Военно-транспортная авиация насчитывает до 33 самолетов, из которых 5 Ан-26 могут использоваться в качестве бомбардировщиков. В вертолетной авиация имеется примерно 185 машин, в том числе 84 боевых типа Ми-24 и свыше 90 многоцелевых и транспортных вертолетов, основными из которых являются Ми-8 и Ми-17 (43 ед.).
Самолетный и вертолетный парк разнотипен и в большинстве своем представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. Суданская военная авиация испытывает дефицит грамотных летных и инженерно-технических кадров. В вопросах ремонта авиатехники ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи.
Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов устаревшего ЗРК С-75, которые вряд ли боеспособны. В Судане фактически отсутствует современная система оповещения о воздушном нападении, нет и единой системы контроля за воздушным пространством страны.
Военно-морские силы (1,3 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой, перевозки военных грузов и личного состава. Штаб ВМС расположен в Порт-Судане. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. Корабельный состав представлен четырьмя сторожевыми катерами, небольшим количеством патрульных катеров и пятью десантными катерами.
Суданские вооруженные силы оснащены оружием и военной техникой преимущественно иностранного производства: советского (российского), китайского, египетского, украинского, американского, английского, египетского и др. В последние годы крупные поставки вооружения, главным образом для сухопутных войск, производились Китаем. Закупки партий отдельных видов вооружения и военной техники осуществлялись в России, Белоруссии и Украине. Получают развитие военные связи с аравийскими монархиями. В то же время военное и военно-техническое сотрудничество со странами Запада фактически свернуто, что обусловлено их негативным отношением к правящему в Судане военно-исламистском режиму и введением Совбезом ООН в 2005 г. эмбарго на военные поставки Хартуму.
В последние годы в Судане развивается собственная военная промышленность . Налажена сборка отдельных типов артиллерийского вооружения, ПТРК и легкой бронетехники, стрелкового оружия. Укрепляется ремонтная база. Однако производственные мощности недостаточны. На перспективах развития отрасли негативно сказывается общий слабый уровень развития суданской экономики, отсутствие в стране развитой современной научно-технической базы и подготовленных кадров различного профиля.
В итоге значительная часть вооружения остается морально устаревшей и физически изношенной, часто выходит из строя, что при всё ещё слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение техники.
На сегодняшний день суданские вооруженные силы испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, другой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, современных технических средств разведки, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, низкий уровень его образованности. Войска плохо экипированы и недостаточно обучены, в том числе офицерский корпус. «Существуют серьезные вопросы в отношении того, как армия смогла адаптировать и овладеть закупленной военной техникой».
Плачевное состояние суданской армии хорошо иллюстрирует ее участие в боевых действиях в мятежном регионе Дарфур, и пограничных с Южным Суданом районах, где правительственные войска «фактически ничего не могут противопоставить повстанцам и южносуданским военным, которые воюют на стороне партизан». Не продемонстрировала суданская армия высоких боевых качеств и Йемене, где она (3 тыс. человек, 4 самолета Су-24) с 2015г. участвует в составе арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в боях против шиитских повстанцев-хоуситов.
На всем протяжении истории независимого Судана армия играла исключительно важную роль в политической жизни страны. В Судане было совершено пять военных переворотов (1958, 1964, 1969, 1985 и 1989 гг.) и значительное число попыток переворотов и заговоров. Учитывая это обстоятельство, правящий режим во главе с президентом О. аль-Баширом проводит целенаправленный курс на сохранение лояльности со стороны высшего и среднего звена офицерского корпуса. В настоящее время, несмотря на принятие конституции в 2005 г., другие важные изменения в политической жизни, военные продолжают во многом контролировать важнейшие структуры госаппарата и определять многие направления внутренней и внешней политики Судана.

Суданская армия захватила нефтеносный оазис Куфра на юге Ливии, а также контролирует город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла, сообщила вчера британская the telegraph

Представители командования НАТО рассказали, что армия Судана перешла границу и не встречая сопротивления ливийских правительственных частей добралась до оазиса аль-Куфра. Суданцы не тронули инфраструктуру добычи нефти, а просто взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии.

Нефтяные поля юго-востока Ливии с самого начала войны стали объектом борьбы между правительственными войсками и оппозицией. В итоге мятежники практически потеряли контроль над нефтяными месторождениями, но периодически пытались его вернуть. Теперь, когда юго-восток Ливии контролирует Судан, оппозиция в Бенгази снова приободрилась, и заявляет, что восстановить поставки нефти в Тобрук можно будет "в течение нескольких недель".

Каким же чудесным образом части суданской армии оказались в Куфре? От суданской границы до заветного ливийского оазиса более 800 км! Дело в том, что армия Судана здесь находится уже около месяца, и перешла границу она ещё в мае.

Как сообщал "Военный Обозреватель" в начале мая суданские власти начали переброску дополнительных войск на северо-запад страны , якобы для подавления суданской мятежной провинции Дарфур. На самом деле часть этих войск, оправдываясь опасностью поставок оружия из Ливии в Дарфур, уже тогда начала рекогносцировку местности на юго-восточной окраине Ливии. Здесь не то что ливийские войска - человека встретить порой трудно. Поэтому армия Сирии беспрепятственно просочилась на территорию сопредельного государства.

Эти перемещения суданской армии не прошли незамеченными для НАТО, представители которого просто закрыли глаза на введение суданских войск на территорию суверенного государства. Впрочем скорее всего между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение по этому поводу.

Полномасштабное развёртывание суданских войск на юге Ливии началось не вчера, как об этом сообщили английские журналисты, а примерно две недели назад - в середине июня. Именно тогда поступило сообщение о том, что несколько сотен граждан Чада бежали из Куфры в контролируемую ливийскими войсками Себху. Косвенным подтверждением сроков развёртывания суданских частей является последняя дата атаки правительственных войск на ливийских мятежников в районе нефтеносных полей Сарир - 12 июня. До этой даты мятежников здесь гоняли каждую неделю, после - сведений об активности ливийской армии не поступало.

С введением нового игрока (Судана) в ливийский конфликт обстановка здесь несколько изменится. С одной стороны у мятежников появилась надежда на контроль над нефтью, с другой стороны до реального контроля над чёрным ливийским золотом ещё далеко.

Роль Судана в ливийском конфликте и его отношение с западной коалицией становится более понятна в свете провозглашения через неделю, 9 июля, независимости Южного Судана. Вместе с суверенитетом южане получат и почти все крупные месторождения нефти Судана. Столица страны, вместе с правительством, останется на бедном ресурсами севере.

Район разграничения, не смотря на официальное признание со стороны Центрального правительства Судана, продолжает оставаться зоной напряжённости. Здесь не прекращаются столкновения между отрядами Южного Судана и частями, признающими власть центрального правительства. Разумеется раздел Судана на Северный и нефтеносный - Южный, не прошёл без ведома "большого брата" за океаном. Западные компании активно поддерживают раскол страны, чтобы воспользоваться южносуданской нефтью.

И вот в такой ситуации Судан негласно получает доступ к крупному ливийскому нефтяному месторождению. И это ясно всем. "Понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти" - пишут британские журналисты.

На самом деле, суданское вторжение, конечно, очень негативный фактор, но ничего смертельного в этом нет. Просто, как и сказано в обзоре, Судан свою нефть потерял фактически полностью, а попадать в зависимость от Джуббы для Хартума смерти подобно. В связи с чем, захват аль-Куфр дает суданцам реальную возможность оторвать под шумок свой кусок пирога.

"Повстанцы" в Бенгази без нефти задыхаются, в долг им уже никто не верит, а все попытки хоть как-то прорваться к южным месторождениям позорно срывались. Так что, установление кондоминиума с суданцами пусть какой-никакой, а все же вариант. В оазис их, естественно, не пустят, но есть надежда на то, что нефть на продажу, наконец, появится. Вот только слаба эта надежда, поскольку то, что качают в аль-Куфр должно еще добраться к терминалам Бенгази и Тобрука через пустыню, где прямо по песку проведены пластиковые трубы, - а по пустыне бродят чернокожие племена, ненавидящие как "повстанцев", так и суданцев, и унять их нет никакой возможности.

Генерал аль-Башир, несомненно, это понимает, и рисковать своими солдатиками вряд ли будет, а самостоятельно наладить охрану труб у "повстанцев" нет ни сил, ни, учитывая наличие злых туарегов, желания.

И еще один нюанс. Понятно, что аль-Баширу полезно оказать хоть какую-то услугу "цивилизованным". По мотивам серии боен в Дарфуре на нем висит ордер МУС, и хотя из Хартума выдачи нет (ясно, что сам себя выдавать он не станет), нюанс этот особо приятным назвать трудно. А если оказать НАТО услугу, возможно, белые люди и сменят гнев на милость.

Тем паче, что и на Каддафи у суданского коллеги есть зуб: полковник очень не одобрял расизм хартумских арабов по отношению к чернокожим, а потому, чем мог, помогал дарфурским повстанцам. Теперь, когда у Триполи трудности, самое время уплатить по счетам.

В то же время, однако, появление суданских войск в столь деликатном районе, прямо противоречащее договоренностям 2007 года, главным гарантом соблюдения которых выступал все тот же полковник, вполне может реанимировать дарфурскую проблему, взбаламутив "кровавый треугольник" на стыке границ Ливии, Судана и Чада. Подтолкнуть дарфурских "беженцев" к такому решению вполне во власти Триполи, а генералу аль-Баширу новая вспышка в Дарфуре совсем ни к чему. Так что, опять-таки, будут договариваться. А люди из Триполи, в отличие от людей из Бенгази, присмотреть за трубами даже нынче вполне способны...

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2008, стр. 15-20

Полковник О. ЮЖИН

В условиях вооруженной конфронтации с повстанческими движениями региона Дарфур и сохраняющейся напряженности в отношениях с Эритреей военно-политическое руководство Республики Судан особое внимание уделяет вопросам повышения боеспособности национальных вооруженных сил (народных вооруженных сил - НВС).

Верховным главнокомандующим НВС страны является президент республики (фельдмаршал О. X. аль-Башир), который через совет национальной обороны и высший военный совет определяет генеральные направления государственной политики в области подготовки общества к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности и сотрудничества с зарубежными государствами в военной сфере. Принятые решения реализуются через министерство обороны (министр - генерал А. Хусейн).

Вооруженные силы Судана имеют трехвидовую структуру, куда входят сухопутные войска (СВ), военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны (ВВС и ПВО) и военно-морские силы (ВМС).

Численность личного состава НВС 104,8 тыс. человек.

Непосредственное управление народными вооруженными силами возложено на объединенный штаб (ОШ, начальник - генерал-полковник X. аль-Джейли). ОШ вооруженных сил - это единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности республики.

Объединенный штаб НВС выполняет следующие задачи:

Выработка концептуальных основ в области национальной военной стратегии, строительства и развития вооруженных сил, а также их организационно-штатной структуры;

Стратегическое и оперативное управление вооруженными силами в мирное и военное время;

Дислокация частей и подразделений ВС Судана

- контроль реализации мероприятии по оперативной и боевой подготовке войск;

Разработка директив и приказов, обязательных для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, командованиями видов и родов войск, объединений и соединений.

Штаб сухопутных войск дислоцируется в столице г. Хартум и является основным органом управления общевойсковыми соединениями и частями. Организационно он состоит из следующих управлений: оперативного, административного, боевой подготовки, снабжения, инженерного, инспекторского, вооружений, связи, финансового, морально-психологической подготовки.

Штаб ВВС и ПВО также дислоцируется в г. Хартум. Организационно состоит из управлений: боевой подготовки, оперативного, административного, снабжения, инженерного, инспекторского, вооружений, связи, штурманского и финансового.

Штаб ВМС (г. Порт-Судан) руководит деятельностью отрядов надводных кораблей, пунктов базирования, а также отдельными частями и подразделениями береговой обороны. Он состоит из отделов и служб: разведывательного, оперативного, боевой подготовки, административного, снабжения, вооружения, связи, топографического, морской полиции, по делам офицерского состава.

Изменения во внутриполитической обстановке, произошедшие после подписания мирного соглашения в 2005 году между центральным правительством и Суданским народно-освободительным движением, потребовали от руководства страны внести коррективы в подходы к строительству национальных вооруженных сил. Так, основным содержанием военной политики президента О. X. аль-Башира и его окружения является создание интегрированных вооруженных сил и оптимизация системы военного управления применительно к новым условиям.

С начала 2006 года в стране проводится комплекс мероприятий по реорганизации системы высшего звена управления вооруженными силами. В рамках этих мероприятий 17 марта 2006 года президентом Судана утверждена новая структура высших военных органов управления. В частности, упразднен генеральный штаб вооруженных сил страны и на его основе создан ОШ, которому подчинены штабы видов ВС. Заново сформирован штаб сухопутных войск, что на данном этапе реформы является одним из главных нововведений - ранее сухопутными войсками управлял непосредственно ГШ.

Указом предусматривалось объединение военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны и создание на базе их командований штаба ВВС и ПВО. На основе командования военно-морских сил сформирован штаб ВМС.

Упраздняются территориальные структуры - военные округа. На их базе предполагается создать командования по направлениям, что позволит, по оценке суданских военных специалистов, более тщательно подходить к организации и ведению боевых действий в различных районах страны.

Планами руководства республики предусматривается также кардинальное улучшение разведывательно-информационного обеспечения вооруженных сил. В частности, намечено расширить штаты спецслужб, повысить уровень их технической оснащенности, наладить подготовку кадров, создать разведывательные центры ВС, а также стационарные пункты и мобильные группы радио- и радиотехнической разведки.

В настоящее время боеспособность суданских ВС находится на низком уровне вследствие слабой технической оснащенности частей и подразделений, неудовлетворительного состояния вооружения (большая его часть поставлена республике до 80-х годов прошлого века) и недостаточной подготовки командного и рядового состава армии.

В связи с этим на национальном уровне разработана и в 2001 году принята программа реформирования НВС (на период до 2025-го). В ходе ее реализации предусматривается существенно повысить боеспособность национальных вооруженных сил за счет переоснащения соединений и частей современными видами вооружения и военной техники, модернизации системы подготовки кадров, совершенствования структуры управления войсками.

Ввиду неспособности национальной военно-экономической базы обеспечить выполнение данной программы в полном объеме правительство страны стремится привлечь к этому процессу индустриально развитые государства.

Используя поступления от экспорта нефти (разведанные запасы на территории Судана превышают 2 млрд баррелей, ежедневная добыча в 2006 году составляла 380 тыс. баррелей), правительству О. X. аль-Башира в последние годы удается постепенно увеличивать расходы на закупку товаров и услуг военного назначения (более 350 млн долларов в 2006-м) и повышать тем самым привлекательность республики как потенциального потребителя зарубежных ВВТ.

Политическое давление США и их европейских союзников на режим О. X. аль-Башира по поводу его политики в западном районе страны - Дарфур и связанные с этим ограничения в области военного и военно-технического сотрудничества (ВТС) с Хартумом, налагаемые американской администрацией, существенно ограничивают возможности суданских властей в поиске и выборе партнеров по ВТС. На данном этапе наиболее перспективными для Судана являются не западные, а азиатские страны - Китай, Индия, Пакистан, Иран, а также Россия и другие государства СНГ.

Структурная схема объединенного штаба НВС Судана

Сухопутные войска - основной и наиболее многочисленный вид НВС Судана. Им отводится главная роль в отражении возможной агрессии извне и обеспечении стабильности правящего режима. Руководство СВ осуществляет начальник штаба сухопутных войск, являющийся одновременно их командующим. Численность личного состава 100 тыс. человек.

В боевом составе сухопутных войск имеется: десять дивизий (шесть пехотных, танковая, механизированная, воздушно-десантная, инженерная), девять отдельных бригад (семь пехотных, механизированная, пограничная) и пять отдельных рот (спецназначения).

На вооружении СВ находятся: боевые танки Т-54, Т-55, Т-62, боевые бронированные машины AML-90, БРДМ-1/2, БМП-1/2, БТР М-113, БТР LAV-150/V-100 «Коммандо», БТР-50/152, РСЗО БМ-21, 76, 85, 100, 105, 122 и 130-мм артиллерийские системы, противотанковые и зенитные средства (табл. 1).

Основным соединением сухопутных войск является дивизия (численностью 8,7-9,2 тыс. человек). В состав танковой дивизии входят штаб, две танковые и мотопехотная бригады, разведывательный батальон, артиллерийская бригада, зенитная артиллерийская батарея. По аналогичной схеме построена и пехотная дивизия (штаб, три пехотные, танковая и артиллерийская бригады, противотанковый артдивизион, батальоны - разведывательный, инженерно-саперный, связи, материально-технического обеспечения, зенитная артиллерийская батарея).

Таблица 1

ВООРУЖЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК СУДАНА

В боевом составе военно-воздушных сил и войск ПВО насчитываются 13 авиационных эскадрилий (три истребительно-бомбардировочные, две истребительные, три транспортные, две боевых вертолетов, одна транспортных вертолетов и две учебные) и пять зенитных ракетных батарей ПВО (табл. 2). Командование военно-воздушными силами и войск ПВО возложено на начальника штаба ВВС и ПВО, который одновременно является их командующим. Численность личного состава 3 тыс. человек.

Военно-морские силы организационно включают штаб ВМС (г. Порт-Судан), военно-морскую базу Фламинго-Бей (Порт-Судан), отряды малых десантных кораблей, сторожевых и патрульных катеров, а также судов вспомогательного назначения. Численность личного состава ВМС 1,8 тыс. человек.

Корабельный состав насчитывает 18 боевых кораблей (два малых десантных, четыре сторожевых и 12 патрульных катеров) и два вспомогательных судна (танкеры).

Комплектование вооруженных сил осуществляется по призыву (рядовой состав) и на основе добровольного найма (сержанты, офицеры, генералы). Возраст поступления (призыва) на военную службу и предельные сроки службы для различных категорий приведены в табл. 3.

Призванные на действительную военную службу новобранцы проходят курс начальной военной подготовки в соответствующих учебных центрах призывников, после которой они направляются в части. Срок обучения входит в срок службы. Срок службы для рядового состава 1,5 года, для сержантов, офицеров и генералов он определяется предельным возрастом пребывания на военной службе (табл. 3).

В Судане, где значительная часть населения остается за чертой абсолютной бедности (один доллар в день на человека), служба в армии не только в качестве офицера, но и сержанта относится к престижным видам деятельности, обеспечивающим устойчивый заработок и сравнительно высокий социальный статус. При этом размеры денежного содержания зависят от выслуги лет, занимаемой должности и воинского звания. На достаточно высоком уровне (для тропической Африки) находится денежное довольствие старших офицеров и генералов - в среднем от 200 (категория майор) до 400 долларов США (генерал). Уровень денежного довольствия сержантского и рядового состава 60 и 20 долларов соответственно.

Таблица 2

ВООРУЖЕНИЕ ВВС И ПВО СУДАНА

В НВС существует система надбавок к должностному окладу за безупречное выполнение обязанностей, несение службы в выходные и праздничные дни, за полеты и дежурным операторам службы обеспечения безопасности полетов (до 40 долларов США в месяц). Военнослужащие получают вещевое довольствие (повседневная и полевая форма), пользуются бесплатным медицинским обеспечением в госпиталях министерства обороны.

Размер пенсий зависит от воинского звания и срока службы.

Министерство обороны Судана не занимается трудоустройством увольняемых с военной службы военнослужащих.

Проблема подготовки военных кадров решается по трем направлениям: развитие национальных военных учебных заведений; приглашение в страну иностранных инструкторов, в том числе и на частной основе; обучение военнослужащих в военных учебных заведениях иностранных государств.

В национальную систему военного обучения входят академии, колледжи, школы и училища. В стране действуют четыре военные академии (в том числе военно-морская в г. Порт-Судан), 17 военных колледжей и училищ по подготовке офицеров, семь училищ и школ подготовки сержантов и младших технических специалистов.

Широко распространена практика командирования военнослужащих для обучения за рубеж. В современных условиях основными партнерами Судана в этой области военного сотрудничества являются Китай, Египет, Иран.

Система мобилизационного развертывания НВС состоит из мобилизационных органов при территориальных формированиях - пяти военных округах. Помимо этого, в местных администрациях ведется подробный учет приписного состава и лиц призывного возраста.

Общая численность обученного резерва 102,5 тыс. человек, в том числе 17,5 тыс. в составе сил народной обороны (СНО).

Основные задачи сил народной обороны - охрана центральных и местных органов государственного управления, важных промышленных объектов, узлов сообщения, поддержание общественного порядка. Формирования СНО могут привлекаться также к операциям по ликвидации преступных организаций, подавлению антиправительственных выступлений, решению задач гражданской обороны. Организационно эти силы сведены в батальоны, подчиняющиеся командующему военным округом. На вооружении СНО состоят в основном устаревшие образцы стрелкового оружия и военной техники. В 2005 году несколько подразделений этих сил участвовали в боевых действиях против сепаратистов на западе республики (Дарфур) и боевиков угандийской вооруженной группировки «Армия сопротивления Господня» на юге.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!