Это жизнь - портал для женщин

Большой десантный корабль «Николай Фильченков. Большой десантный корабль «Николай Фильченков» в Севастополе - podmoskva — LiveJournal Ттх десантно высадочных средств бдк вилков

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» в Севастополе March 18th, 2017

Мне очень нравится гулять по бухтам и набережным Севастополя. Одна из любимых - это Артиллерийская бухта, которая находится в самом центре города. Здесь можно любоваться маленькими катерами, небольшими лодочками, паромами и даже огромными военными кораблями. Однажды мы имели счастье понаблюдать за большим десантным кораблем «Николай Фильченков» проекта 1171.


Большие десантные корабли проекта 1171 (по классификации НАТО: Alligator) строились для Военно-Морского Флота России на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов.

Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Николай Дмитриевич Фильченков (1907—1941) — участник Великой Отечественной войны, начальник клуба 18-го отдельного батальона морской пехоты Береговой обороны Черноморского флота. Во главе группы из пяти моряков 7 ноября 1941 года в районе села Дуванкой (ныне село Верхнесадовое администрации города Севастополя) отражал атаки противника, пытавшегося пробиться к городу Севастополю. Группа вступила в единоборство с 22 фашистскими танками и 10 из них уничтожила, враг был остановлен. В критический момент боя политрук Фильченков с последними гранатами бросился под вражеский танк. Похоронен в братской могиле на кладбище посёлка Дергачи в Севастополе.

БДК-152 впервые был спущен на воду 29 марта 1975 и уже в конце того же года вступил в строй.

Возможности судна впечатляют: может вместить до 20 танков, нести до 1000 тонн груза, 45 БТРов или 50 грузовиков, при этом на нем можно разместить до 400 человек десанта.

В носовой части находится отсек для бронетехники, раздвижные ворота и откидной лацпорт.


До этого такие военные корабли мы видели издали во время морской прогулки по бухтам.

В общем, будете в Севастополе, прогуляйтесь на кораблике по бухточкам, пройдитесь по набережным. Это очень интересно!

БДК «Николай Вилков» является большим десантным кораблем, принадлежащим к проекту 1171 (шифр «Тапир», кодификация NATO – Alligator). Постройка произведена на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь» под заводским номером 303. Этот корабль стал четвертым в проекте 1171.

Назван в честь Николая Вилкова, который закрыл телом амбразуру японского дзота при освобождении острова Шумшу. Перед этим его имя присваивалось рыболовному траулеру и теплоходу порта Братск.

1. Фотографии

2. Видео

3. История разработки

В 1959 году решено было создать качественно новый для Военно-морского флота СССР океанский тип БДК. Чтобы выполнить эту задачу, в Невском проектно-конструкторском бюро произошло объединение проекта БДК шифра 1171 и сухогруза с носовой аппарелью проекта 1173 «Тапир» под общим обозначением проект 1171 «Тапир». Проект судна по классификации был отнесен к большому десантному кораблю, а строительство его велось только для Военно-Морского флота.

4. Конструкция

«Николай Вилков» внешне похож на сухогруз. Функционал его состоит в переброске морским путем грузов и войск, а также в высадке морского десанта на необорудованное побережье, перевозке ракет в контейнерах и транспортировке боеприпасов. Также его, возможно использовать в боевой службе в удаленных районах, с нахождением на борту экспедиционного батальона морской пехоты.

БДК имеет некоторые отличия от предыдущих кораблей соответствующего проекта в смещенной к корме надстройке. В ней находятся каюты экипажа, два кубрика со спальными местами, где могут разместиться 400 морских пехотинцев. Также в надстройке располагаются помещения по управлению кораблем и ходовой мостик, камбуз и т.д. На крыше есть мачта с размещенными антенными постами разнообразных систем радиотехнического вооружения.

Также на «Николае Вилкове» есть откидные герметичные лацпорты, функция которых в опущенном положении состоит в погрузке техники с побережья либо пирса, при уклоне, не превышающем 30 град, своим ходом через кормовую либо носовую аппарель. Находящиеся на судне краны необходимы для погрузки грузов и техники с берега либо воды в танковый трюм посредством люков в верхней палубе. Также кормовой лацпорт может служить при выгрузке и приеме плавательных средств в доковую камеру. С помощью носовой аппарели лацпорта осуществляется высадка на воду легкой техники с танковой палубы.

5. Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 3040 т. — нормальное, 4650 т. — полное
  • Длина: 113,1 м
  • Ширина: 15,6 м
  • Осадка: 4,5 м
  • Двигатели: 2 × М-58А-4
  • Мощность: 2 × 9000 л.с.
  • Движитель: 2 ВФШ
  • Скорость хода: 16,5 узлов (max)
  • Дальность плавания: 10000 миль (15 узлов)
  • Экипаж: 69 человек
  • Десантные возможности: Не более 300 морских пехотинцев и 45 бронетранспортеров; не более 200 морских пехотинцев и 20 основных боевых танков; не более 400 десантников и 50 грузовиков; не более 1500 тонн грузов разнообразного характера.

5.2 Вооружение

При постройке вместо реактивной системы залпового огня «Град-М» сделали монтаж спецплощадки под нее. Установка пусковой установки, оснащенной пороховым погребом, произошла, когда БДК доковывался.

  • Универсальная спаренная корабельная артустановка ЗИФ-31Б калибра 57-мм
  • Две двухствольных автоматических корабельных артустановок 2М-3М калибра 25-мм
  • Три пусковые турельные установки МТУ-4У, предназначенные для одновременной установки 4-х переносных ракетных зенитных комплексов «Стрела-3» (24 ракеты)
  • Два корабельных гранатомётных комплекса МРГ-1 «Огонёк» калибра 55-мм
  • Две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» (160 снарядов)
  • Радиоответчик опознавания свой-чужой «Хром-КМ»
  • Прибор управления стрельбой «Гроза-1171»
  • Комплекс средств радиоэлектронной борьбы «Слябинг»
  • Две навигационные РЛС «Дон».

6. История службы

В конце июля 1974 года произошло вступление в КТФО Военно-Морского флота СССР в 120-ю бригаду десантных кораблей Тихоокеанского флота. Базой его стала бухта Новик.

С мая 1978 по январь 1979 года состоялся боевой поход в акваторию Индийского океана. Летом 1978 года, корабль, стоящий на внутреннем рейде в Адене попал под пулеметный обстрел. В результате пострадала рубка. Стрельба закончилась с появлением танков на открытой аппарели. После чего на борт «Николая Вилкова» было эвакуировано советское посольство в полном составе, а экипаж пришел в режим боевой готовности № 1. За произошедший инцидент виновные офицеры местных ВС были расстреляны.

В 1979 году произошло зачисление корабля в 22-ю дивизию морских десантных сил флота, образованную на базе 14-й и 120-й бригад ДК ТОФ, базировавшуюся на бухте Иванцова.

В декабре прошли учения на Бамбуровском полигоне. В их рамках состоялись ночные стрельбы батареи А-215 «Град-М».

В феврале 1980 года в целях охраны ПМТО (в/ч 90245) и прибывающих в него субмарин для пополнения запасов и ремонта «Николай Вилков» в составе некоторых других суден прибыл на остров Нокра в Эфиопии. Корабль доставил туда танки ПТ-76 и Т-55, две ЗСУ-23-4 «Шилка», средства войсковой противовоздушной обороны (Стрела-2), десантников батальона 55 дивизии морской пехоты ТОФ, БТР-60ПБ, БРДМ-2 и взвод охранения. Весной 1980 года корабль принял участие в совестных учениях с Йеменом. В их рамках произошла отработка заправки от ККС «Березина» на ходу кильватерным и траверзным способами, а также высадка морского десанта на Сокотру.

В марте-ноябре 1983 года БДК отправился в следующее боевое дежурство на базу Нокра. Туда корабль привез 2-ю танковую роту 150 ТП 55 ДМП.

После того, как боевое дежурство, проходящее с октября 1984 года по июль 1985 года, завершилось, «Николай Вилков» сдал вахту на 933 ПМТО в Индийском океане «БДК-101».

Всего же на настоящий момент у корабля насчитывается 7 боевых служб в Индийском океане.

Летом 1992 года на БДК был воздвигнут Андреевский флаг.

В конце 1993 года совместно с ВМС Кувейта прошли учения, посвященные поддержанию благоприятного режима в Персидском заливе. Российский флот представляли кроме «Николая Вилкова», БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Владимир Колечицкий».

В следующем году, в январе и феврале эти суда участвовали в учениях там же вместе с кораблями ВМС Франции, Великобритании и США. Еще в феврале прошли совместные учения многонациональных сил «Галфекс-22».

После этого отряд кораблей Тихоокеанского флота участвовал в учениях совместно с Индией.

В конце концов, БДК возвратился на постоянное место базирования.

Начиная с середины 90-х, когда «Николай Вилков» был зачислен в 100-ю бригаду десантных кораблей, дислоцированную в Фокино, то он в качестве сухогруза занимался обеспечением флотских частей БДК, расположенных на Сахалине, Камчатке и Курильских островах, а также принимал участие в батальонных и ротных тактических учениях морпехов на территории Дальневосточного военного округа. Также его функционал заключался в перевозке личного состава на полуостров Камчатка, а также специальных и военных грузов. К тому же его использовали в качестве средства доставки специалистов и спасательной техники на Курилы, в случаях цунами и землетрясений.

Летом 2010 года на полигоне «Клерк» корабль принял участие в тактических учениях по высадке морского десанта. В них участвовали военнослужащие БФ и ТОФ. «Николай Вилков» вместе с БДК «Ослябя», «БДК-98» и «Пересвет» высадили технику на берег условного противника. В этих учениях участвовали все подразделения и соединения ТОФ. Для Тихоокеанского флота данные учения стали крупнейшими с 1990 года.

Весной следующего года на полигоне «Бамбурово» прошли учения, на которых был высажен десант 155 ОБРМП с трех кораблей, включая и «Николая Вилкова». Осенью корабль осуществил переброску морпехов и техники на Камчатку, чтобы они приняли участие в учениях с группировкой войск и сил, расположенных в этом районе.

Осенью 2012 года на полигоне «Клерк» на «Николае Вилкове» прошли учения по высадке морского десанта.

Летом следующего года корабль в составе других судов подвергся крупной внезапной проверке войск Восточного и Центрального военных округов.

В том же месяце судно участвовало в масштабных учениях «Восток-2014» ВВО в районе Курил и полуострова Камчатка.

7. Современное состояние

Корабль «Николай Вилков» встал в строй в 1974 году. Бортовой номер в настоящий момент – 081. принадлежит 100-й бригаде десантных кораблей Приморской флотилии ТОФ. Дислоцируется в порту Фокино. Каждый год участвует в учениях и перебрасывает технику 155 бригады морской пехоты ТОФ на морские десантные полигоны, чтобы она там отрабатывала разнообразные задачи.

8. Командиры

  • С 12.04.74г. по 06.12.81г. – капитан-лейтенант Загоруйко Алексей Ильич.
  • Капитан 3-го ранга С.Н. Фёдоров.
  • Капитан 3-го ранга Г. Никитин.

9. Бортовые номера

  • С 1974 по 1975 - 500.
  • С 1975 по 1976 - 357.
  • С 1976 по 1977 - 554.
  • С 1977 по 1977 - 388.
  • С 1977 по 1980 - 022.
  • С 1980 по 1980 - 053.
  • С 1980 по 1984 - 075.
  • С 1984 по 1987 - 078.
  • С 1987 по 1990 - 066.
  • С 1990 по 1992 - 070.
  • С 1992 по 1993 - 068.
  • С 1993 по 1996 - 089.
  • С 1996 по н.в. - 081.

И «Митрофан Москаленко».

«Если Франция не передаст России находящиеся в Сен-Назере десантные вертолётоносные корабли-доки (ДВКД) "Владивосток" и "Севастополь", в качестве временной замены им после ремонта и восстановления технической готовности могут использоваться выведенные в резерв большие десантные корабли "Александр Николаев" и "Митрофан Москаленко"», — рассказал «Интерфаксу» источник в судостроительной отрасли.

Большой десантный корабль «Александр Николаев». Фото: Commons.wikimedia.org

О том, что представляет собой большой десантный корабль «Александр Николаев», рассказывает АиФ.ru.

Общие сведения о БДК «Александр Николев»

Порт приписки: Фокино.

Изготовитель: судостроительный завод «Янтарь».

Спущен на воду: осень 1982 года.

Статус: в резерве Тихоокеанского флота с 1997 года.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 8260 т (стандартное), 14060 т (полное).

Длина : 157 м.

Ширина: 23,8 м.

Осадка: 5,0 м (средняя), 6,7 м (максимальная).

Двигатели: два М-12А с ГТД ДТ-59.

Мощность: 36000 л. с..

Скорость хода: 21 узел (полная), 14 узлов (экономическая).

Дальность плавания: 12500 миль экономическим ходом, 4000 миль на 18 узлах.

Экипаж: 239 человек.

Вооружение

Две пусковые установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА» (20 ЗУР 9М33) — РЛС УЗРО 4Р-33А.
Одна пусковая установка НУРС МС-73 на 40 ракет 122 мм РСЗО А215 «Град-М» (320 выстрелов) — ПУС «Гроза-1171».
Одна спаренная 76 мм артиллерийская установка АК-726 (1200 выстрелов) — СУ МР-105 «Турель».
Четыре 30 мм артиллерийские установки АК-630 (16000 выстрелов) — две СУО МР-123А «Вымпел-А».
Четыре турельные пусковые установки МТ-4 ЗРК «Стрела-3» на 4 ракеты (16 ракет 9М36).

Радиотехническое вооружение

РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара»


РЛС РЭБ МП-401 «Старт».
НРЛС «Волга».
Радиопеленгатор «Румб».
Противодиверсионная ГАС МГ-7.
Аппаратура опознавания.
Пассивные системы РЭБ.
Средства радиосвязи.

Десантные возможности

БДК «Александр Николаев» способен перевезти:

23 основных боевых танков;
120 грузовых автомобилей;
500 человек;
40 единиц БТТ;
6 десантных катеров пр.1785 «Т-4» или пр. 1176 «Акула», либо 3 десантных катера пр.11770 «Серна», либо катера на воздушной подушке пр. 1206 «Кальмар», или 2 пр. 21820 «Дюгонь», или до 10 малых плашкоутов;
4 транспортно-боевых вертолёта Ка-29, способных принимать по 16 десантников каждый, или по одной группе инженерной разведки. Возможно размещение и вертолётов других типов — поисково-спасательных или противолодочных Ка-27, а также вертолётов РЛДН Ка-31.

Служба

30 декабря 1982 года БДК «Александр Николаев» был включён в боевой состав Тихоокеанского флота СССР в 22-ю дивизию морских десантных сил (ДМДС) с базированием на острове Русский (в/ч 78361, бухта Иванцова).

С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года БДК «Александр Николаев» вместе с ТАВКР «Новороссийск» совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток, посетив с визитами порты Луанда (Ангола) и Мадрас (Индия).

Также с официальным визитом 1 декабря 1983 года отряд боевых кораблей зашёл в порт Мапуту (Мозамбик). В 10:00 ОБК в составе ТАВКР «Новороссийск», БПК «Николаев», БДК «Александр Николаев» и ТН «Память Ленина» встал на якоря на внешнем рейде. Визит продлился до 9 декабря 1983 года.

Во время перехода с 18 по 20 декабря 1983 года прошло учение по встречному бою ОБК в составе ТАВКР «Новороссийск», БПК «Николаев», БДК «Александр Николаев» с ОБК 8-ой ОПЭСК ВМФ в составе БПК «Таллин» и СКР «Разящий». Также во время перехода 21 декабря ОБК ТАВКР «Новороссийск» и БДК «Александр Николаев» в сопровождении БПК «Николаев», БПК «Таллин», СКР «Разящий» в обеспечении БМТ «Борис Бутома» и ТН «Память Ленина» прибыли на рейд южного берега острова Сокотра (НДРЙ).

Зимой 1984 года принял участие в крупных учениях на Дальнем Востоке.

Осенью 1987 года прошли учения с высадкой десанта в устье реки Мерея на острове Сахалин под руководством капитана 1 ранга Николая Кочергина . Учебная операция получила высокую оценку.

В 1988 году, в период ирано-иракской войны и во время американской операции «Буря в пустыне», в начале 1990 года БДК «Александр Николаев» вместе с другими кораблями обеспечивал безопасность наших танкеров и сухогрузов, выполнявших рейсы по Оманскому и Персидскому заливам.

Летом 1989 года учения на военном полигоне в районе мыса Клерка. В ноябре 1989 года ~ январе 1990 года вывез партию автотехники и 14 МИГ-23 из Вьетнамской базы в Камране.

За время службы были учебные высадки десанта под Владивостоком, в заливе Ольги, в Сахалинском Корсакове; доставка гражданской техники в удалённые районы Дальневосточного побережья.

БДК «Александр Николаев» поставлен в резерв с 1997 года. Выведен из состава ВМФ 18 декабря 2006 года. По состоянию на январь 2015 года находится в Фокино у пирса 100 БРДК в бухте Абрек залива Стрелок.

Большой десантный корабль «Александр Николаев». Размещение техники на палубе. Фото: Commons.wikimedia.org

Бортовые номера

С 1983 года по 1985 год — 110.
С 1985 года по 1985 год — 050.
С 1985 года по 1986 год — 084.
С 1986 года по 1987 год — 067.
С 1987 года по 1990 год — 074.
С 1990 года — 057.

Большие десантные корабли (БДК) — класс десантных кораблей в российском ВМФ. Они предназначены для высадки морского десанта и переброски морем на большие расстояния войск, грузов и бронетехники. Главной особенностью таких кораблей является наличие носовой аппарели, что позволяет высадить десант на берег в короткие сроки. БДК обычно оснащаются ЗРК и средствами огневой поддержки десанта.

Александр Андреевич Николаев — советский военачальник, вице-адмирал с 1945 года. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

«Николай Вилков», БДК-104: заложен 3.09.1971 г. на ССЗ «Янтарь» в Калининграде; спущен на воду 30.11.1973 г.; введен в строй 30.07.1974 г., вошел в состав ТОФ; выведен из состава флота в 1993г.

Выполнил 7 боевых служб в Индийском океане. В январе 1994 года принимали участие в совместных учениях ВМС США, Англии и Франции "Галфекс-22" в зоне Персидского залива Осенью 1994 года оказывал помощь пострадавшему от землетрясения населению Южных Курил. ¶

Первым Десантным кораблем нового поколения в ВМФ СССР стал большой десантный корабль (БДК) проекта 1171, разработанный в Невском ПКБ в середине 1960-х годов, получивший шифр «Тапир». Главным конструктором этого корабля был И.И.Кузьмин, главный наблюдающий от ВМФ – капитан 2 ранга А.Н. Белинский.

Десантный корабль создавался на базе трейлерного судна, однако в окончательном виде сохранил лишь внешние очертания последнего. Корабль был приспособлен к приему 20 средних танков или другой техники. Носовая аппарель обеспечивала возможность не только выгрузки техники на необорудованный берег, но также выгрузку на воду и прием с воды плавающей техники, а кормовое погрузочное устройство использовалось для погрузки и выгрузки техники на оборудованный берег (стенка, причал). Корабль пр.1171 мог использоваться и как транспорт боеприпасов, в том числе и для перевозки ракет в контейнерах. Для личного состава морской пехоты были оборудованы спальные места (313 на первых 6 кораблях и 440 на всех последующих кораблях). Оборонительное вооружение включало одну 57-мм артустановку ЗИФ-31Б и ПЗРК «Стрела», а начиная с 8-го корабля была также установлена реактивная система залпового огня «Град-М» (изначально под нее оставлялась специальная площадка, а непосредственно пусковая установка с погребом устанавливалась позже – во время модернизации кораблей).

Полное водоизмещение БДК пр.1171 составляло 4.360 т, порожнем – 2.760 т, дальность плавания 2.000 миль, а при приеме топлива в топливно-балластные цистерны дальность плавания увеличивалась до 4.800 миль. Двухвальная дизельная энергетическая установка мощностью 9.000 л.с. (два дизеля М-58А) обеспечивала полную скорость 16 узлов, что было явно недостаточным, но это было следствием использования в качестве прототипа гражданского судна. На газовыпускных устройствах главных двигателей размещались два утилизационных котла паропроизводительностью по 700 кг/час. Автономность по запасам провизии составляла 20 суток.

БДК проекта 1171 имел достаточно большую надстройку, смещенную к корме в которой располагались помещения управления кораблем, каюты экипажа и т.д. В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше надстройки – мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения. В процессе постройки на более поздних кораблях настройка имела несколько измененную конструкцию.

Погрузка боевых машин или грузовой техники могла осуществляться как своим ходом через носовую или кормовую аппарель, так и с помощью грузовых кранов через специальные большие люки в верхней палубе. В носовой части корабля располагалась огромная двустворчатая «дверь», за которой находилась специальная аппарель, ведущая на танковую палубу и позволяющая производить высадку любой бронетехники десанта на необорудованный берег при уклоне последнего не более 30 град. Конечно, такие условия не всегда могли присутствовать на побережье противника, а потому корабль мог высаживать технику и на воду – но только легкую. Для выгрузки же танков (средних) все равно приходилось подходить к берегу.

При всех недостатках это был первый в ВМФ СССР БДК способный с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту длительно нести боевую службу в удаленных районах. Конечно надо учитывать, что батальон морской пехоты ВМФ СССР имеет небольшую численность и примерно соответствует роте морской пехоты ВМС США со средствами усиления. На западе новые советские БДК получили обозначение Alligator class.

В течение двух десятков лет большие десантные корабли пр.1171 составляли основу стратегических десантных сил ВМФ Советского Союза. Распад СССР ускорил их вывод из строя: если в 1994 г. в строю официально числились 12 кораблей этого проекта, то к 2000 г. остались только три, в т.ч. и самый старый корабль серии – «Саратов» (бывший БДК-65), входивший в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК. До последнего времени он активно использовался в учениях и боевой подготовке флота, а в 2008 г. участвовал в операции по принуждению Грузии к миру, когда грузинские войска напали на Южную Осетию. Остальные корабли либо были списаны на слом, либо находятся в небоеспособном состоянии, один БДК пр.1171 был передан Украине.

Www.nashflot.ru/page/sssr/nikolayvilkov/4



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!