Это жизнь - портал для женщин

Совет по арктике. Департамент экономики окружающей среды и природных ресурсов

Арктический совет (Arctic Council) – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в общих арктических вопросах, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.

С чего все начиналось?

Арктический совет (далее также АС или Совет) был создан в 1996 году по инициативе Финляндии, изначально видевшей главной его целью сохранение уникальной природы северной полярной зоны. Первый камень в основу будущей организации был заложен еще в 1989 году, когда 8 арктических государств — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, СССР, Швеция и США — начали работу над «Стратегией защиты окружающей среды в Арктике» (The Arctic Environmental Protection Strategy, AEPS) или, как ее иначе называют, «Финской инициативой» (Finnish Initiative). Документ был подписан и ратифицирован в 1991 году, но место СССР в нем заняла уже Россия, не отказавшаяся от участия в данном проекте. AEPS нацелен на отслеживание и мониторинг ситуации в Арктике, ее оценку, на готовность среагировать на внештатные ситуации и ликвидировать их последствия, а также на консервацию арктической природы, представляющей огромную ценность для всего человечества. Эту инициативу называют одним из основных достижений сотрудничества государств на международной арене после окончания «холодной войны».

Второй важной составляющей АС являются Конференции парламентариев Арктического региона, проходящие каждые два года. Они представляют собой парламентскую организацию, состоящую из делегаций парламентов «восьмерки» арктических стран, а также представителей Европейского Парламента. Кроме того, в Конференции в качестве наблюдателей принимают участие делегаты от коренных народов региона. Первой такой встречей стала Международная Конференция Парламентариев Северного Совета по развитию и охране Арктического региона, прошедшая в Рейкьявике в августе 1993 года. Последняя Конференция, ставшая уже 12-й по счету, прошла в России в городе Улан-Удэ, столице республики Бурятия, с 12 по 17 июня 2016 года. Конференция 2018 года пройдет в Финляндии.

В 1994 году для координации работы Конференций – по сути Арктического парламента – был создан Постоянный Комитет Конференции, собирающийся 3-4 раза в год в различных местах Арктики. В 1994-1996 годах именно на его площадке шло согласование создания АС, в работе которого Постоянный Комитет и поныне принимает активное участие, являясь наблюдателем. По состоянию на 2017 год, главой российской делегации в Комитете является доктор политической социологии, сенатор Владимир Торлопов, в 2001-2010 гг. бывший губернатором Республики Коми. Также Россию представляет Борис Кашин – доктор физико-математических наук, депутат Государственной Думы РФ.

Согласно официальному сайту Конференции парламентариев арктического региона, сейчас основными направлениями ее работы являются вопросы арктических перевозок, образовательной и исследовательской политики, улучшения условий жизни и проблемы климатических изменений.

Днем рождения Арктического совета считается 19 сентября 1996 года, когда было объявлено о его создании в соответствии с положениями Оттавской декларации.

Какова структура Совета?

Ядром АС являются его постоянные члены – «восьмерка» арктических стран: Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки. Кроме того, статус постоянных участников в АС также имеют шесть организаций, представляющих коренные народы Арктики. Эта категория была создана для того, чтобы обеспечить активное участие в работе Совета северных народов, без которых нельзя принимать серьезных решений. Таким образом в Совет вошли еще шесть членов: Международная ассоциация алеутов, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуито , Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов.

Статус Наблюдателя в АС могут получить неарктические государства, а также межправительственные, межпарламентские, всемирные, региональные и неправительственные организации, которые, с точки зрения Совета, могут внести вклад в его работу. Наблюдатели АС вклад участвуют в деятельности Совета, главным образом, на уровне рабочих групп. Государствами-наблюдателями на 2017 год являются: Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Испания, Великобритания и Швейцария. Страны-наблюдатели обязуются следовать букве Морского права, а также должны признавать суверенитет и суверенные права на Арктику арктических государств.

Существует категория наблюдателей с ограниченными правами: они должны подавать прошение в управляющие органы Совета о разрешении присутствия на каждом из заседаний. Сейчас ими являются Европейский Союз и Турция. Так, например, проблема ЕС состоит в том, что арктическая «восьмерка» не признает запрета, введенного Брюсселем, на промысел тюленей.

Наблюдателями в АС, помимо уже упомянутого выше Постоянного комитета Конференции парламентариев Арктического региона (SCPAR), являются еще восемь межправительственных и межпарламентских организаций:

  1. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца (IFRC)
  2. Международный союз охраны природы (IUCN)
  3. Совет министров Северных стран (NCM)
  4. Северная экологическая финансовая корпорация (NEFCO)
  5. Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих (NAMMCO)
  6. Европейская экономическая комиссия ООН (UN-ECE)
  7. Программа развития ООН (UNDP)
  8. Программа ООН по окружающей среде (UNEP)

Наблюдателями в Арктическом совете являются также одиннадцать неправительственных организаций:

  1. Консультативный комитет по защите морей (АCOPS).
  2. Арктический институт Северной Америки (AINA) — бывшая организация «Культурные ворота в Арктику».
  3. Ассоциация оленеводов мира (AWRH).
  4. Союз по сохранению циркумполярного региона (CCU).
  5. Международный арктический научный комитет (IASC).
  6. Международная арктическая ассоциация общественных наук (IASSA).
  7. Международный союз здравоохранения в Циркумполярном регионе (IUCH).
  8. Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA).
  9. Северный форум (NF).
  10. Университет Арктики (UArctic).
  11. Всемирный фонд природы — Глобальная арктическая программа (WWF).

Неотъемлемой частью Арктического совета являются его шесть основных рабочих групп:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике;
  • Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата;
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, стремясь обеспечить устойчивость биологических ресурсов Арктики;
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов;
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.

Совет также может учреждать целевые и экспертные группы для осуществления конкретной работы. Пользуясь этим правом, Финляндия постановила создать на 2017-2019 годы еще 3 группы:

  • Целевую группу по вопросам арктического морского сотрудничества (TFAMC);
  • Целевую группу по вопросам улучшения качества связи в Арктике (TFIСA);
  • Экспертную группу, содействующую реализации Рамочного документа для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана (EGBCM).

В 2013 году в Тромсё (Норвегия) официально начал функционировать постоянный Секретариат АС. Он был основан с целью обеспечения административного потенциала, поддержания институциональной памяти, расширения информационно-разъяснительной деятельности и предоставления общей поддержки деятельности АС.

Как функционирует Арктический совет?

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране.

Оценки и рекомендации АС являются результатом анализа и усилий, предпринимаемых Рабочими группами. Стоит отметить, что АС не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации: это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Председательство в АС переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, возглавлявшей АС, стала Канада (1996-1998 гг.), затем США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году, когда все страны «восьмерки» по разу уже побывали на этом посту. 11 мая 2017 года завершился срок второго председательства США и началось очередное председательство Финляндии (2017-2019 гг.). Следующей страной, которая возьмет на себя полномочия председателя, станет Исландия (2019-2021 гг.).

Решения в АС принимаются на основе консенсуса, то есть единогласным голосованием стран «восьмерки», с учетом мнения и при активном участии других Постоянных участников.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что мандат АС, согласно Оттавской декларации 1996 года, полностью исключает вопросы военной безопасности.

Арктический совет является форумом, а потому у него отсутствует свой собственный программный бюджет. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций и институтов, например, национальных и международных банков и частных фондов. В 2014 году начал действовать «Инструмент поддержки проектов Арктического совета» (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП на 2017 год располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (внесла самую большую сумму - €10 млн), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

По данным ТАСС, планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействию уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как «Валдай» и «Тундра» (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют «Совкомфлот», «Роснефть» и Торгово-промышленная палата РФ.

Каковы достижения Арктического совета?

Результатом деятельности Рабочих групп регулярно становятся комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам, вопросам развития региона, его экологической безопасности и так далее.

Одна из главных заслуг Совета – это его важная функция как площадки для ведения международных переговоров по составлению юридически обязывающих соглашений. Результатом этой работы уже стали три договора, заключенных между восемью арктическими государствами. Первый из них – это Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, был подписан в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второй – Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике – заключен в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Договоренности по третьему – Соглашению по укреплению международного арктического научного сотрудничества – были достигнуты в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Каковы приоритеты стран-участниц Совета?

У всех стран они разные. Так, во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Председательство США прошло под лозунгом «Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность». Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Вашингтона в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества.

Приоритетом руководства Финляндии должны стать вопросы защиты окружающей среды.

Какова роль России в Арктическом совете, и для чего ей нужно участие в этой международной организации?

В свое первое и пока еще единственное председательство в Совете в 2004-2006 годах, Россия стала инициатором порядка 70 различных проектов в экономической, природоохранной и социальной областях, в том числе и по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины. Наращивая свою активность по добыче нефти и газа в Арктике, Москва развивала взаимодействие стран «восьмерки» в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также проекты по контролю за радиационной обстановкой.

По предложению Российской Федерации, было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное, главным образом, на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Арктики. В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая встреча министров культуры стран арктической «восьмерки». Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран-участниц АС — «Электронная память Арктики», соглашение по которому было подписано в 2006 году.

Россия выступила также одним из авторов первого обязывающего документа АС – соглашения по поиску и спасению в Арктике. Результатом стало то, что в 2015 и 2016 годах были проведены крупные многосторонние учения в рамках данного соглашения.

Совместно с США и Швецией, Россия в 2013-2016 годах занималась укреплением научного сотрудничества в соответствующей рабочей группе. Было разработано соглашение, облегчающее и расширяющее доступ ученых разных стран в Арктику. Как отмечалось ранее, оно было подписано в 2017 году, став третьим обязывающим документом АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник «Арктические рыбы Тихого океана», содержащий информацию о более чем 100 видах рыб. В его подготовку значительный вклад внесли ученые из Российской Федерации.

Одним из последних проектов с активным российским участием стала утвержденная в апреле 2017 года программа, направленная на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, принадлежащих к коренным народам Севера. По задумке авторов данной инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

Старшим должностным лицом Арктического совета от России с 2014 года является Владимир Барбин – посол по особым поручениям Российской Федерации в Арктическом регионе. Выступая в ноябре 2016 года на конференции «Российско-канадский диалог и сотрудничество в Арктике», российский посол сказал, что «именно на арктических государствах лежит ответственность за устойчивое развитие региона и повышение качества жизни его населения … Здесь могут быть самые разнообразные формы — это взаимодействие на межгосударственном уровне, между регионами, и, естественно, взаимодействие бизнеса, научных институтов и гражданского общества». При этом очень важно, подчеркнул дипломат, чтобы «каждая из сторон слушала, что ей говорит другая сторона, слушала другое мнение и приводимые аргументы … Только на этой основе уважительного отношения мы и должны строить наше будущее взаимодействие». Несмотря на то, что эти слова были сказаны Барбиным в связи с разрывом дипломатических связей Канады и РФ, инициированного североамериканским государством на фоне украинского конфликта, они относились именно к сотрудничеству двух стран в рамках Арктического круга и в целом прекрасно отражают позицию России по работе в рамках данной организации.

Россия вновь возглавит Арктический совет в 2021-2023 годах.

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении .

Планируется, что на одном из следующих заседаний совета будет подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике .

Конференции

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование - продолжение Международного полярного года ;
  • тающий лёд - последствия.

Участники

В Арктический совет входят восемь приарктических стран :

Специальный статус постоянных участников , дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

  • Великобритания Великобритания
  • Германия Германия
  • Испания Испания
  • Италия Италия
  • КНР КНР (временный статус до следующего совещания министров)
  • Республика Корея Республика Корея (временный статус до следующего совещания министров)
  • Нидерланды Нидерланды
  • Польша Польша
  • Франция Франция
  • Япония Япония
  • Индия
  • Сингапур Сингапур

Международные организации - наблюдатели

Неправительственные организации - наблюдатели

Председательство

1996-1998 председатель - Канада.

1998-2000 - Соединённые Штаты Америки.

2004-2006 - Россия.

С 2006 председатель - Норвегия.

До 2011 года председателем совета была Дания.

В мае 2013 г. пост председателя приняла Канада (уже во второй раз, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок). В 2015 году её сменили США.

См. также

Ссылки

  • - официальный сайт Арктического совета (англ.) (Проверено 16 мая 2011)
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.

Сегодня вопросы международного сотрудничества в Арктике привлекают к себе большое внимание международной общественности. Высказываются различные сценарии развития ситуации в регионе, вплоть до вооружённой конфронтации.

Вместе с тем, уже более двадцати лет арктические государства плодотворно сотрудничают в рамках Арктического совета и в последние годы это сотрудничество только укрепляется.

Впервые на политическом уровне идея сотрудничества арктических государств была высказана в 1987 году Президентом СССР Михаилом Горбачёвым. Спустя несколько лет в 1989 году арктические государства начали «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктики.

В ходе реализации данной стратегии стала очевидной необходимость более тесного сотрудничества арктических государств, в первую очередь, в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, что и было реализовано 19 сентября 1996 г. в Оттаве путём создания межправительственного форума «высокого уровня» - Арктического совета (АС). Его учредителями выступили восемь арктических государств: Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндией и Швеция.

Нескольким организациям, представляющим интересы коренных народов Севера, в АС предоставлен статус «постоянного участника», некоторым неарктическим государствам предоставлен статус «постоянного наблюдателя», а целый ряд межправительственных и неправительственных организаций наделены статусом «наблюдателя».

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" был предоставлен Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество "постоянных участников" может быть увеличено, но не должно превышать число государств-членов совета.Согласно учредительной Декларации, статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

В настоящее время постоянными наблюдателями являются Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, а также Конференция парламентариев Арктического региона, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Северный форум и ряд других (всего 26 международных и неправительственных организаций).

Статус наблюдателя предоставляется таким странам как Китай, Индия Италия, Южная Корея, Япония, ряду других государств и Европейской комиссии. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя пересматривается каждые два года.

Рабочие группы

В АС шесть тематических рабочих групп. Каждая действует на основании специального мандата и состоит из председателя, правления или руководящего комитета и секретариата. Рабочими группами осуществляются различные проекты и разрабатываются носящие необязательный характер документы (руководства, доклады, оценки и другие) по вопросам, отнесённым к их ведению мандатом.

Рабочая группа Программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme, АМАП).

Мандат АМАП заключается в том, чтобы осуществлять мониторинг и оценку состояния Арктического региона в связи с загрязнением (например, стойкими органическими загрязнителями, тяжёлыми металлами, радионуклидами, веществами, приводящими к закислению океана, нефтяными углеводородами) и проблемами изменения климата, документируя их уровни и тенденции, пути, процессы и воздействие на экосистемы и людей, а также предлагая действия по снижению сопутствующих угроз на рассмотрение правительств.

АМАП совместно с Международным арктическим научным комитетом участвуют в инициативе «Сеть арктических опорных наблюдений».

Взаимодействие АМАП с международными организациями сосредоточено на расширении сотрудничества со структурами Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и связано с планируемой будущей работой по комплексному мониторингу и оценке загрязнения воздуха, в ходе которой особое внимание будет уделяться совершенствованию научных знаний о воздействии воздушных загрязнителей на Арктику. АМАП также поддерживает усилия по разработке и осуществлению Минаматской конвенции ЮНЕП и совместную техническую работу, связанную с обновлением «Глобальной оценки ртути» ЮНЕП в 2018 году. АМАП также участвует в оценке эффективности Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г. и представила предложения относительно включения новых химических веществ в перечень веществ, регулируемых настоящим международным соглашением.

АМАП является партнёром в усилиях по координации программы Европейского союза «Горизонт 2020» и поддерживает инициативу EU-PolarNet, направленную на улучшение координации между полярными исследовательскими институтами Европейского союза и на разработку комплексной европейской полярной исследовательской программы.

Под наблюдением группы осуществлялся ряд многосторонних проектов, в частности, по сокращению применения бромсодержащих пламягасителей, снижению содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, по утилизации просроченных пестицидов.

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики (Arctic Council Action Plan to Eliminate Pollution of the Arctic, АКАП).

АКАП призвана содействовать усилиям по снижению экологических рисков и предотвращению загрязнения окружающей среды в Арктике. АКАП выступает в качестве укрепляющего и поддерживающего механизма АС в целях поощрения национальных действий по сокращению выбросов и других видов проникновения загрязняющих веществ в окружающую среду и по снижению экологических, медицинских и социально-экономических рисков. АКАП в сотрудничестве с органами власти арктических государств разрабатывает пилотные проекты, которые создают потенциал и демонстрируют деятельность по сокращению выбросов загрязняющих веществ. Обмен информацией и знаниями о передовом опыте, технологиях, нормативно-правовых актах, существующий между арктическими государствами, является ключевым инструментом. АКАП способствует выполнению арктическими государствами международных договоров, касающихся вопросов загрязнения Арктики.

В рамках АКАП реализуются следующие проекты:

1. Снижение содержания ртути в выбросах в атмосферу стран Арктики

2. Снижение уровня использования бромсодержащих веществ в огнетушителях;

3. Экологически безопасное хранение запрещённых к использованию пестицидов и химикатов с истекшим сроком годности;

4. Поэтапный отказ от применения полихлорбифенилов в России;

5. Разработка стратегии обращения с опасными отходами для завершения реализации проектов, касательно устаревших пестицидов и эксплуатации полихлорбифенилов;

6. Сокращение выбросов диоксинов и фурана в окружающую среду;

7. План действий по укреплению общности коренного населения.

Рабочая группа по Программе сохранения арктической флоры и фауны (Conservation of Arctic Flora and Fauna, КАФФ).

Мандат КАФФ заключается в работе над проблемой сохранения биоразнообразия Арктики и в доведении результатов своих исследований до сведения правительств и населения Арктики с целью содействия продвижению практик, обеспечивающих жизнеустойчивость биологических ресурсов Арктики.

В рамках КАФФ действуют экспертные группы по сохранению флоры (CAFF Flora Group), сохранению циркумполярных морских видов птиц (Circumpolar Seabird Group), по сети циркумполярных охраняемых районов (Circumpolar Protected Areas Network); реализуется программа циркумполярного мониторинга биологического разнообразия (Circumpolar Biodiversity Monitoring Program).

Рабочая группа по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group, СДВГ).

Мандат СДВГ заключается в предложении и утверждении мер, которые могут быть предприняты арктическими государствами для содействия устойчивому развитию в Арктике. Это включает в себя реализацию возможностей по защите и содействию развитию окружающей среды и экономики, культуры и здоровья коренных народов и арктических сообществ. СДВГ фокусируется на инициативах, которые предоставляют практические знания и способствуют наращиванию потенциала коренных народов и арктических общин с учётом местных, региональных и глобальных вызовов и возможностей.

Группой осуществлялись проекты в области охраны здоровья проживающих в Арктике, в т.ч. телемедицины и профилактики инфекционных заболеваний. СДВГ инициирован крупномасштабный исследовательский проект по изучению жизненных условий в Арктике. Акцент также делался на развитии оленеводства и арктического туризма. В плане укрепления транспортной инфраструктуры было налажено сотрудничество в сфере полярной авиации. Завершена реализация проектов, касающихся оценки влияния климатических изменений на экономику Севера, обеспечения здорового будущего детей и юношества в Арктике, равноправия женщин, управления ресурсами в сельских районах Севера. В качестве задела на будущее условлено о развитии энергетического измерения в работе Совета, нацеленного на сотрудничество в области устойчивой нефтегазодобычи.

Рабочая группа по предотвращению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (Emergency Prevention, Preparedness and Response, ЕПРР).

ЕППР призвана содействовать предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные экологические ситуации и другие происшествия, а также поиску и спасанию в Арктике. В то время как ЕППР не является оперативной группой реагирования, её члены осуществляют проекты для устранения пробелов, подготовки стратегий, обмена информацией, сбора данных и сотрудничества с соответствующими партнёрами в отношении возможностей и исследовательских потребностей.

Проекты и мероприятия рабочей группы включают разработку методологических принципов и методов оценки рисков, координацию учений по реагированию, подготовку кадров, а также обмен информацией о передовых практиках в отношении предотвращения, обеспечения готовности и реагирования на происшествия и угрозы от непреднамеренных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов, а также на последствия стихийных бедствий.

На ЕППР возложена ответственность за разработку и обновление Практического руководства для реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г., сторонами которого являются все арктические государства. ЕППР также поддерживает реализацию Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г., рассматривая соответствующие уроки, извлечённые из учений по поиску и спасанию в Арктике и реальных инцидентов.

Деятельность группы направлена на развитие сотрудничества между арктическими странами и расширение обмена опытом и информацией в сфере предотвращения, подготовки и действий в чрезвычайных ситуациях. Осуществлён ряд проектов в области контроля над источниками опасности, а именно: созданы обучающие программы, учебные центры по реагированию в ЧС, проведены совместные учения по ликвидации последствий ЧС на радиоактивно опасных объектах, по информированию населения, использованию программы НОСТРАДАМУС (компьютерная система по предварительной оценке атмосферных перемещений в реальном времени). На российских предприятиях «Атомфлот» и «Звёздочка» реализована третья фаза проекта по контролю над источниками радиоактивности.

Рабочая группа по Программе защиты арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment, ПАМЕ).

Мандат ПАМЕ заключается в разработке политических и иных мер, связанных с сохранением и устойчивым использованием морской и прибрежной среды Арктики.

В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности.

В ПАМЕ в настоящее время действуют несколько временных целевых групп:

Целевая группа по морскому сотрудничеству была учреждена в 2015 г. во время американского председательства в АС. Изначально США активно продвигали в рамках целевой группы по морскому сотрудничеству инициативу по учреждению регионального наднационального механизма управления арктическими морями, однако эта идея не была поддержана другими государствами-членами АС. На министерской сессии АС в Фэрбанксе в мае 2017 г. был принят новый мандат данной целевой группы, предусматривающий выработку предложений по определению полномочий и задач нового органа АС по указанной тематике, которые затем будут представлены на рассмотрение министерской сессии в 2019 г. В случае принятия министрами решения о создании такого нового органа, он будет сформирован, как ожидается, на основе юридически не обязывающего акта и решения данного органа будут приниматься на основе консенсуса (как и в целом в АС). При этом по инициативе российской стороны было зафиксировано, что одним из основных принципов деятельности такого органа будет уважение суверенитета и суверенных прав прибрежных арктических государств в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., в частности, в отношении континентального шельфа.

Целевая группа по чёрному углероду (саже) и метану, в рамках которой осуществляется подготовка докладов о деятельности арктических государств по сокращению выбросов этих загрязнителей. В 2015 г. Россия одной из первых представила в эту группу соответствующий национальный доклад по этой тематике.

Основные направления деятельности АС и результаты работы

За время существования АС в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь – в области охраны окружающей среды Арктики.

В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия), который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС. В 2016 году в состав Секретариата АС вошёл Секретариат коренных народов, который был расположен в Копенгагене и обслуживал интересы постоянных участников АС.

С целью придания системе финансирования проектов более системного и организованного характера в Арктическом совете создан совместный фонд для финансирования природоохранных проектов (преимущественно на территории России) – Инструмент Поддержки Проектов (ИПП, англ. Project Support Instrument). Объём фонда в настоящее время составляет около 16 млн. долларов США. Фонд управляется Северной экологической финансовой корпорацией. Россия является крупнейшим его донором. Запуск ИПП позволил вывести деятельность Арктического совета на качественно новый организационный уровень путём постепенного перехода финансирования проектов на «бюджетную» основу, а также, в перспективе, создания на его основе международного финансового фонда Арктического совета. Одним из примеров работы ИПП является проект по использованию ветроэнергетической установки на территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Тундра» (Мурманская область). В рамках этого проекта старые, неэффективные дизель-генераторы были заменены на новые комплексные ветродизельные установки.

Важно отметить, что за время своей работы рабочими группами АС подготовлен целый ряд докладов по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенденции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разливов иных опасных и токсичных веществ в полярных водах. Разработан ряд носящих необязательный характер руководств, в том числе Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа; Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики; Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах; Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах.

Одним из наиболее важных достижений Арктического совета за время его работы можно считать разработку под его эгидой и подписание в 2011 году арктическими государствами первого в истории панарктического соглашения – о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (Панарктическое Соглашение). Успешный опыт разработки и принятия данного соглашения высоко оценен государствами-участниками АС, и в 2011 году арктическими государствами принято решение о создании в рамках Арктического совета Целевой группы для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике. Работа группы привела к подписанию в 2013 году Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

Следующий международный договор, разработанный в АС, был подписан в 2017 году – Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества.

В 2014 году был учреждён Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входят по три представителя от государств-членов и постоянных участников АС. От России в АЭС участвуют представители РСПП, ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Совкомфлот» на уровне заместителей руководителей.

В 2015 году учреждён Арктический форум береговых охран.

Россия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС в частности. Связано это, в первую очередь, с такими объективными преимуществами, как протяжённость береговой линии, площадь территории страны за полярным кругом, объём запасов полезных ископаемых и масштабы их разработки (более 70% всех нефтегазовых ресурсов в России добывается в Арктике), а также с крупнейшим ледокольным флотом. Вместе с тем, обладание данными преимуществами не означает, что Россия может занимать пассивную позицию и наблюдать за деятельностью АС. Наоборот, исходя из того, что все решения в АС принимаются на основе консенсуса, России необходимо принимать активное участие во всех проектах и на всех направлениях работы АС, а также продолжить выходить с собственными инициативами.

В связи с двадцатилетием Арктического совета в сентябре 2016 года по инициативе российской стороны было принято специальное заявление министров иностранных дел арктических государств, в котором подтверждено намерение содействовать дальнейшему развитию международного сотрудничества в Арктике.

Заключение

За более чем двадцать лет своего существования Арктический совет стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике. Это сотрудничество охватывает широкий круг вопросов устойчивого развития Арктики – от экономики и экологии до обеспечения социальных нужд проживающих там людей.

Отсутствие статуса международной организации сегодня не позволяет Арктическому совету принимать обязательные решения. Придание АС такого статуса могло бы вывести АС на качественно-новый международный уровень, однако к практической реализации данного вопроса в настоящее время готовы не все арктические государства. В то же время увеличение количества реализуемых проектов, их масштаб, объективно требуют укрепления АС, его организационной структуры, системы финансирования, и такая работа в настоящее время ведётся. Основные направления этой работы – развитие институциональной структуры, расширение объёма и глубины реализуемых проектов, поступательное придание решениям АС обязательной силы.

В 2011 г. арктические государства обозначили свой подход в отношении участия нерегиональных государств, который заключается в том, что все субстантивные решения, касающиеся Арктики, будут приниматься самими арктическими государствами, а нерегиональные государства могут рассчитывать на статус наблюдателей и кандидатов в наблюдатели, уважая и соблюдая суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике.

Арктика - регион, в котором защита окружающей среды, включая здоровье арктических экосистем, сохранение биологического разнообразия, охрана и неистощительное использование природных ресурсов являются критически важными. Коренные народы и остальные жители северных и арктических регионов имеют особое отношение к своим общинам и окружающей среде. Традиционные знания коренных народов и наука вносят большой вклад в понимание условий циркумполярной Арктики и могут служит руководством для правительств и общин в достижении устойчивого развития в Арктике, включая экономическое и социальное развитие, улучшение состояния здоровья и культурное благосостояние.

Арктика имеет много уникальных и специальных особенностей. Многие из ее суровых и красивых пейзажей в море и на суше сохранились нетронутыми. Ее флора и фауна самобытны и хорошо приспособлены к холоду и засухе, которые характеризуют многие из этих регионов в течение большей части года. Многие местные общины коренного населения сохранили свою связь с землей и водой - связь между людьми и окружающей средой, которая становится все более и более редкой в других частях мира.

Арктика тесно связана с остальными частями мира. Океанская вода циркулирует к арктическим морям и от них. Воздушные массы перемещаются на север и юг. Нет фактически никакого места на земле, которая не была бы связана с Арктикой маршрутами мигрирующих видов диких животных. В то время как Арктика является на нашей планете особым регионом, ее сохранение и будущее увязаны с тем, что происходит в других частях мира.

Арктический совет был создан в 1996 году Оттавской декларацией, которая расширила сотрудничество, начатое на основе Стратегии защиты окружающей среды Арктики. В рамки сотрудничества был включен более широкий круг вопросов, относящихся к реализации политики устойчивого развития. Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена на министерской сессии, которая проходила в 1998 году в поселке Икалуите на Северо-Западных территориях (Канада). Одновременно была создала соответствующая рабочая группа.

В то же время министрами было принято Техническое Задание Программы устойчивого развития, согласно которому цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и принимать шаги, которые будут предприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию в Арктике, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин в целом.

Исходя из итогов конференции ООН по защите окружающей среды и развитию, которая проходила в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Программа устойчивого развития Арктического совета является важной частью международных усилий, которые основываются на действиях правительств, неправительственных и международных организаций. Программа устойчивого развития Арктического совета имеет цель браться за задачи, обусловленные специальными обстоятельствами Арктики, в этом контексте.

Параметры Программы устойчивого развития Арктического совета

В соответствии с Заданием Программы и декларацией министерской сессии в Икалуите, Арктический совет продвигает и принимает проекты устойчивого развития, совместные действия и приоритеты, учитывая при этом следующее:

  • Устойчивое развитие должно удовлетворить потребностям настоящего без того, чтобы ставить под угрозу возможности поколений будущего. Экономическое, социальное и культурное развитие, наряду с и защитой окружающей среды являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга аспектами устойчивого развития и входят в круг вопросов, находящихся в фокусе внимания Арктического совета в этом плане.
  • Наращивание потенциала точно так же необходимый элемент для достижения устойчивого развития и должен быть учтен в проектах Арктического совета, разрабатываемых в рамках Программы. Программа устойчивого развития, поэтому, стремится к наращиванию потенциал на всех уровнях общества.
  • Программа устойчивого развития Арктического совета должна оставить будущие поколения Севера с расширенными возможностями и продвигать экономическую деятельность, которая создает богатство и человеческий капитал, при одновременном сохранении природного капитала Арктики.
  • Программа устойчивого развития должна продвигать идеи учета экологических аспектов во всех экономических действиях, которые могут иметь существенное воздействие на экологию и здоровье людей в арктических государствах.
  • Работа, проводимая Арктическим советом в целях устойчивого развития, должна основываться на достоверных научных исследованиях, традиционных знаниях коренного и местного населения, а также благоразумном сохранении ресурсов и управлении ими. Она должна извлечь пользу от инновативных процессов и процессов обучения, применяемых в северных общинах, и укреплять эти процессы.
  • Программа устойчивого развития требует координации и синергии работ, выполняемых по линии рабочих групп Арктического совета и других форм взаимодействия. Она должна реализоваться через восприимчивый к отзывам общественный процесс, который может включать выдвижение местных, региональных и международных инициатив.
  • Арктический совет дает высокий приоритет тем проектам и действиям, которые подчеркивают местное лидерство и выполнение, чтобы гарантировать максимум пользы общинам и регионам в длительной перспективе.

Области, вызывающую особую тревогу в контексте устойчивого развития

Арктический совет придает особое значение ряду областей, связанных с социальным, экономическим и культурным измерениями устойчивого развития. Они в настоящее время включают:

  • Здоровье и благосостояние людей, живущих в Арктике. Предотвращение и контроль заболеваний и травм, а также долгосрочный мониторинг воздействия загрязнения и изменения климата являются критически важными для здоровья людей и для устойчивого развития.
  • Устойчивая экономическая активность и повышение благосостояния общин. Чтобы быть жизнеспособными, арктические общины должны иметь соответствующую экономическую основу для обеспечения их выживания.
  • Образовательное и культурное наследие. Они - фундаментальная предпосылка для устойчивого развития и наращивания потенциала.
  • Дети и молодежь. Их благосостояние и потенциал существенны для будущего арктических общин, они должны быть защищены и лелеяны.
  • Управление природными ресурсами, включая живые ресурсы. Это должно быть основано на достоверных научных исследованиях и традиционных знаниях для поддержки и развития местных общин в Арктике.
  • Развитие инфраструктуры. Это увеличивает экономический рост и улучшить качества жизни людей, живущих в Арктике.

В рамках каждой из этих областей, охваченных Программой устойчивого развития, Арктический совет сильно привержен поощрять, принимать и поддержать проекты, которые представляют общий интерес и которые могут принести значащую и ощутимую пользу жителям Арктики. Совет будет периодически проверять прогресс реализации Программы и проектов, чтобы выдвигать на первый план новые области и направления.

Вызовы перед Арктикой существенны. Арктический совет признает общие тревоги и вызовы и стремиться к решению вытекающих из них задач, в особенности тех, связанных с постоянной защитой арктической окружающей среды и обеспечением устойчивого развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния на Севере.

Дальнейшая информация о Программе устойчивого развития Арктического совета может быть получена на сайте

Арктика – удивительный регион, сочетающий уникальную природу и масштабную ресурсную базу, представляющий поразительный пример международного сотрудничества несмотря на клубок противоречий между арктическими державами. По заявлению Дмитрия Рогозина, сотрудничество в регионе – это один из немногих вопросов, по которым продолжается конструктивное взаимодействие с США. Продвижение позитивной повестки дня в регионе осуществляется как рамках двусторонних отношений, так и в многосторонних форматах. Один из них – Арктический совет , созданный в 1996 году для защиты природы региона и являющийся форумом высокого уровня для обсуждения насущных вопросов региона.

Принципы организации.

Цели и задачи.

Цели организации – Сохранение природного комплекса Арктического региона

Обеспечение устойчивого развития региона.

Создание площадки для международного сотрудничества в регионе

Координация действий по охране арктического климата

Обеспечение основ для устойчивого развития региона

Постоянный мониторинг и оценка ситуации в регионе

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Принципы Арктического Совета (Оттавская декларация 1996 г)

Обеспечение благополучия резидентов Арктики

Готовность защищать природный комплекс региона

Чего удалось достичь?

Подписаны соглашения по: Сотрудничеству в области воздушных и морских поисково-спасательных операциях

Сотрудничеству в области борьбы с нефтяным загрязнением и предотвращением такового

Регулярно проводятся консультации и встречи на высоком уровне, что способствует улучшения взаимопонимания между странами Арктики

В совместных декларациях вырабатывается общее видение будущего региона

Мероприятия Совета осуществляются в рамках шести рабочих групп.

Арктический совет остаётся стержневым механизмом межгосударственного взаимодействия в Арктике. Предпринимаемые шаги по сохранению климата региона, а также конструктивное взаимодействие между странами-членами АС свидетельствует о позитивной роли Совета. Принципы Совета, открытость для вступления в качестве наблюдателей неарктических держав, а также неправительственных организаций не могут не вызывать одобрения. Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что достигнутый за годы существования организации прогресс отчасти обусловлен ограниченностью повестки дня, затрагивающей в основном исключительно неполитические вопросы. Между странами-участницами Совета сохраняются значительные противоречия касательно притязаний России на расширение исключительной экономической зоны, а также наращивания военной мощи в регионе. Рассмотрение этих вопросов в рамках АС может привести к снижению эффективности организации, на данный момент являющейся более и менее деполитизированным механизмом взаимодействия стран региона.

Сотрудничество арктических и нерегиональных государств в области охраны окружающей среды в Арктике следует считать особенно востребованным. Корректно прогнозировать увеличение числа наблюдателей в АС, представляющих нерегиональные государства. Вместе с тем, такое увеличение целесообразно увязать с участием нерегиональных игроков в общих расходах на охрану окружающей среды в Арктике, прежде всего, через Инструмент поддержки проектов Арктического совета: например, АС мог бы установить взносы постоянных наблюдателей в этот Инструмент в размере не ниже 30 процентов взноса России. Со временем этот процент можно было бы увеличивать. Рост финансовых возможностей АС в поддержке природоохранных проектов в регионе, в свою очередь, мог бы способствовать скорейшей реализации идей «генеральной уборки» в Арктике, прежде всего, на высокоширотных островах России.

Целесообразно выработать координированный подход арктических стран в сотрудничестве с нерегиональными государствами к регулированию прибрежными арктическими государствами судоходства и иной экономической деятельности, с учетом особых природоохранных требований в покрытых льдами районах, примыкающих к их исключительным экономическим зонам в СЛО.

С учетом усилий России, других арктических государств по развитию систем связи, навигации и гидрографии в Арктике целесообразно налаживание специального формата сотрудничества арктических стран в этих областях. В такое сотрудничество в перспективе можно вовлекать и заинтересованные компании неарктических государств в рамках конкретного исследовательского, инновационного или инвестиционного проекта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!