Это жизнь - портал для женщин

Данные о национальных и межнациональных общественных объединениях, в том числе национально-культурных автономиях. Роль общественных организаций в консолидации осетинского народа Этнокультурные общественные организации

В Москве завершился форум "Клуб межнациональных инициатив". Проект подытожил двухлетнюю деятельность Федеральной еврейской национально-культурной автономии по обучению лидеров НКО социальному проектированию. В столице собрались 40 лучших участников из регионов России. Какие проблемы волнуют представителей НКО сегодня и как их решать, специально для "НацАкцента" выясняла выпускница Школы межэтнической журналистики Мария Вахрушева.

Если у вас украли проект

Проекты ФЕНКА известны своим качеством, будь то форумы, выставки или кинопоказы. Вот и на сей раз организаторы составили очень насыщенную и разнообразную программу: лекции, дискуссии, выездные занятия, мастер-классы. В первый же вечер работы Клуба был представлен необычный форум-театр "Соседи".

В форуме играют непрофессиональные актеры. Текст сценки пишут они же, - пояснила специфику представления художественный руководитель Юлия Шевелева . - Фишка в том, что мы обсуждаем со зрителем действия героя в той или иной ситуации. Но даже и это не самое главное. Моя любимая часть форума, когда зритель может встать на место актера и проиграть любой фрагмент так, как ему нравится.

Таким способом создатели спектакля показывают зрителям, с какими проблемами они могут столкнуться в реальной жизни, и подготавливают заранее к правильным решениям.

Форум-театр работает на базе Центра толерантности Еврейского музея, где тоже побывали участники форума. На выездном занятии своим опытом в проектировании поделилась директор Центра Анна Макарчук .

Когда придумываешь проект, важно предугадать, что нужно обществу, - рассказала Анна. - Только помните: вам не должно быть жалко ваших трудов. К сожалению, людям свойственно конкурировать: за лидерство, деньги, идею. Отойдите от этого и переходите к сотрудничеству. И если у вас украли проект, то это ваш архиуспех!

Стратегия и комсомол

Центральным событием форума стал круглый стол в Общественной палате РФ, посвященный реализации Стратегии госнацполитики в регионах. Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Иосиф Дискин отметил, что государство – не главный игрок на поле межнациональных отношений. Ведущую роль эксперт отводит гражданскому обществу.

- Мяч на стороне НКО, ведь для нас и создавали стратегию, - соглашается гендиректор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева . – Однако перед государством мы не должны выглядеть как попрошайки.

Нужно строить партнерские отношения не только с властью, но и с другими НКО. Наша главная задача – быть активными игроками. Нужно создавать больше новых творческих проектов и не бояться, что ими может воспользоваться кто-то другой.

- За четыре года работы Стратегии нам удалось уйти от понимания национальной политики как "танцевально-пожарных мероприятий", - отметил замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин . -Сегодня запущены более серьезные проекты, как, например, Большой этнографический диктант. Его результаты лучше, чем мы предполагали, если говорить с точки зрения количества участников. Но посмотрев на статистику правильных ответов, приходим к выводу, что мы безграмотны в области этнокультурного многообразия нашей страны. . Как это исправить? Только просвещением самих себя и окружающих.

Сохраняя идентичность своей нации, мы должны интересоваться и культурами наших соседей, - добавила Мехрибан Садыгова , президент ФНКА азербайджанцев России. – Вспомнаю хороший пример единения – комсомол. Не важно, какой ты был национальности. Главное было идти только вперед и с песней!

Участники круглого стола также интересовались вопросами финансирования проектов, нацеленных на изучение национальных языков, переподготовку кадров. Жаркие споры вызвало и обсуждение роли СМИ в реализации Стратегии.

По материалам конкурса Гильдии межэтнической журналистики "СМИротворец", где я была одним из членов жюри, видно, насколько чутко реагируют журналисты на межэтническую тематику. Появилось больше материалов по цыганской теме, о Северном Кавказе. Это и понятно, ведь СМИ – лакмусовая бумажка общества, – пришла к выводу Евгения Михалева .

Однако если в печатных СМИ заметна положительная тенденция развития межнациональной темы, то такой вывод рано делать о телевидении.

Посмотрите телевизор: в самое ходовое время, в 8-9 часов вечера, ничего нет по нашей теме. А даже если и есть, то только передачи, разжигающие национальную неприязнь, - возмутилась Мехрибан Садыгова . - Почему бы не показать, например, что-то про малые народы Севера. Ведь каждый день мы говорим об укреплении нации. Неужели нельзя заразить ТВ нашей гордостью?

Тему информационной политики в этнокультурных НКО продолжила в отдельном выступлении президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге :

Ощущений, что НКО что-то делают, у СМИ и общества нет. Двери организаций должны открыться, чтобы информация о них дошла до населения.

Она отметила, что в целом сегодня меняется структура медиапотребления. Более востребован видеоконтент, а не большие тексты.

Кто знает видео-блог "Дневник Хача"? – спрашивает участников Маргарита Лянге.

В аудитории подняли руки только два человека.

Между прочим, у него сотни тысяч подписчиков. И он - непрофессиональный журналист - оказывается порой намного влиятельнее, чем иные официальные СМИ. Это пример того, что играть на этом поле может любой в том числе и НКО, если оно задастся такой целью и будет постоянно забрасывать в сеть креативные материал - резюмировала эксперт.

Кино без провокаций

В один из вечеров для участников состоялся специальный показ фильма "Коробка". Представлять картину пришли продюсер Елена Гликман и один из главных актеров Кирилл Дегтярь .

По словам продюсера, картина поднимает тему "русские и не русские":

- Я, еврей по национальности, играл кавказца. Парень, сыгравший главного русского футболиста, - мусульманин, - рассказал Кирилл. - Других кавказцев играют осетин, азербайджанец и армянин. То, что двое последних подбадривают друг друга, хлопают по плечу, к сожалению, возможно только в кино.

Действительно, мы не довели конфликт, хотя у нас был вариант с убийством одного из игроков. Но мы подумали, что итак достаточно провокаций в жизни, - вздыхает Елена. - И создали только модель отношений. Хочется, чтобы все конфликты решались по этой модели.

Сценарий фильма начали писать в 2010 году после убийства футбольного фаната Егора Свиридова и событий на Манежной площади. В этом году картина вышла на большие экраны. Несмотря на то, что фильм вызвал бурное обсуждение и одобрение участников "Клуба межнациональных инициатив", в прокате он не окупился.

В целом, это проблема российского кино. Всего лишь 4-5 фильмов отечественного производителя окупается в кинотеатрах. У нас у всех есть долги перед фондом кино. Но мы показываем "Коробку" на многих фестивалях, включая зарубежные. И нас везде хорошо принимают, - улыбается Елена.


Мнения участников форума:

Делегат организации "Казахи Омска" Диана Аубакирова:

Организация проекта была на высоте! Этому стоит поучиться, особенно в регионах.

Анна Игнатова , представитель Ярославской Общественной организации возрождения русской культуры и традиций "Петропавловская слобода":

Было полезно и насыщенно! С удовольствием прикоснулась к еврейской культуре, было интересно увидеть, как отмечают Шаббат. Один из дней форума выпал как раз на этот праздник. Когда знакомишься с другими традициями, начинаешь смотреть на жизнь под новым углом. И после этого форума как раз изменился мой угол зрения. Мне понравился и круглый стол в ОПРФ, и поездка в Еврейский музей. А форум-театр я обязательно попробую реализовать у себя.

Мария Вахрушева

Материалы

Особую роль в развитии инициативной этнокультурной деятельности на федеральном уровне играют ежегодные конкурсы на получение грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В Положении о таких грантах выделен раздел «Народное творчество».

На региональном уровне усиливается поддержка гражданских инициатив в этнокультурной сфере как со стороны органов государственного руководства культурой и образованием, так и отдельных негосударственных некоммерческих структур (таких как Фонд развития регионов).

Вместе с тем, в решении этнокультурных задач, как части современной региональной социально-культурной политики, слабо задействованы новые ресурсы, в частности - учреждения и организации, имеющие статус негосударственных некоммерческих структур. Их участие в развитии этнокультурной сферы регионов если и происходит, то в основном, стихийно, эпизодически и в незначительных масштабах. Однако в некоторых из них (например, в Фонде развития регионов) уже накопились инновационные идеи и опыт организационно-педагогической деятельности в этой сфере.

Традиционная народная (этническая) культура определяется исследователями как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом (этносом). В традиционную народную культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые и этнопедагогические традиции этноса, а также народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, формы их бытования в этнических общностях). Народная художественная культура (этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народной музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами народного художественного творчества. Традиционные народные праздники, обряды, художественное творчество, издревле воплощали духовно-нравственные ценности и идеалы этноса, его самосознание, характер, стереотипы поведения, которые передавались от поколения к поколению использованием средств этнопедагогики.

Этносы отличаются друг от друга особенностями своего этнического самосознания - одной из форм социального сознания.

Характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально-окрашенных стереотипов. В традиционной народной культуре отражены этнические стереотипы поведения, которые Л.Н.Гумилев выделяет в качестве одного из главных признаков любого этноса.

Каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде стереотипы, духовно – нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям, используя при этом формы и средства этнопедагогики (сказки, пословицы, поговорки, народные игры, праздники, обряды, народное искусство и др.). Они оказывают важное влияние на характер, как конкретной личности, так и этноса в целом.

Многообразные этнокультурные традиции народов России являются сокровищницей актуальных для современного общества духовно-нравственных ценностей и идеалов. Среди главных ценностей русской традиционной культуры, сближающих ее с культурами других народов нашей страны, Т.И.Бакланова выделяет следующие:

– Ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал.

– Ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании.

– Ценность родной земли, Родины.

Ценность трудолюбия и труда на родной земле.

Ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.

На этой основе одной из важнейших функций традиционной народной культуры следует признать аксиологическую функцию. Другими ее функциями являются регулятивная, познавательная, адаптивная и информационно-коммуникативная.

Понятие «традиционная народная культура» взаимосвязано с понятием «этнокультурная деятельность», которое можно трактовать двояко.

Многонациональность России. Большинство регионов России представляют собой полиэтнические сообщества (к примеру, в Москве проживает 120 национальностей, в Республике Бурятия - 113 национальностей, на Северном Кавказе - 119 и т.д.). В связи с этим регионализм - естественный, органический принцип территориальной организации этнокультурных процессов. Проявляясь в обычаях, типах менталитета, культурных особенностях (например, «сибирский характер», культура Сибири), он определяется общей идентичностью, культурой, историей, географией. Культурное развитие регионов предполагает возрождение и развитие национальных культур всех населяющих регион этносов, ставит серьезные задачи в области развития языков и национального образования.

Актуальность этнокультурных центров. (Далее, этнический культурный центр - ЭКЦ). Система (этнической направленности) социально-культурных институтов востребована к жизни динамично меняющимися социально-экономическими и политическими условиями. Кризисное состояние общества вызывает кризисы национальных отношений, особенно проявляющиеся шовинистические и национал экстремистские настроения, антигуманные действия по отношению к национальным меньшинствам, мигрантам в социуме. Ослабить и предотвратить их способны социально-культурные институты этнокультурной направленности, которые представляют собой развернутую систему, включающую национальные представительства, национально-культурные автономии, центры, объединения, землячества, союзы и т.д. Нормативно-правовые документы отмечающие миссию этнической культуры в развитии культурного многообразия России, которая выступает предметом межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной самобытности, и органичное вхождение в мировое сообщество, а также роль специалистов этнокультурной деятельности в этих процессах:

  • - Национальная доктрина образования (2000),
  • - «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»,
  • - Федеральная целевая программа «Культура России на 2006-2010 годы»,
  • - Материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации (2006),
  • - Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы (2008),
  • - Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2010 года) (2007) и др.

Нормативные документы и программы ООН и ЮНЕСКО:

  • - «Концепция устойчивого развития»,
  • - «Рекомендации по сохранению фольклора»,
  • - «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др. Документы, обеспечивающие участие социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов:
  • - Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями на 1 декабря 2007 года);
  • - Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 года № 36 «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей»;
  • - Приказ Минобразования России от 30.12. 2004 года № 152 о создании совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с введением в него представителей объединений работодателей;
  • - Письмо Минобразования России от 12.11.2004 года № АС-827/ 03 «О механизме внесения изменений в действующие ГОС ВПО с учетом требований работодателей»;
  • - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и др.

Социально-культурные институты этнической направленности - это организованные объединения людей. Институты социально-культурной сферы представляют собой многочисленную сеть учреждений, обеспечивающих культурную деятельность, процессы создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру. В их число входят институты, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнической культуры, создания условий для населения в удовлетворении этнических потребностей и интересов.

ЭКЦ как социально-культурный институт этнокультурной направленности - представляют объединения людей, выполняющие социально значимые функции сохранения и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами этноса своих социальных ролей, задаваемых этнокультурными ценностями, нормами и образцами поведения в полиэтническом сообществе.

Этнокультурное объединение - добровольное, самоуправляемое объединение граждан - представителей этнической общности, проживающих в иноэтничном окружении и реализующих право на национально-культурное самоопределение, которое создается в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов.

Этнокультурные объединения, являясь регуляторами национальной культурной политики в регионах, выступают особым институтом гражданского общества, способным привлекать этнические диаспоры к участию в решении проблем социума, и современным учреждением культуры, организующим воспитательную, культурно-просветительную, досуговую и иную деятельность полиэтнического населения.

Виды этнообъединений.

По реализации, приоритетных направлений и форм работы этнокультурные объединения можно классифицировать как:

  • 1) мощные этнонациональные культурные центры, созданные в крупнейших экономических регионах национальным меньшинством, которое имеет свое государственное образование за пределами региона проживания (например, татары, башкиры, буряты и др.);
  • 2) землячества, национальные объединения людей, лишенных своего сословия: казаки, представители этнической самобытности, имеющие свою культурную традицию (например, старообрядцы);
  • 3) этнокультурные центры возрождения и сохранения культурной традиции малочисленных народов; центры «Возрождение малой Родины»; культурные центры духовного направления и др.

1) этноконнотированные институты: социальных общностей (этнос, этнические группы, этнические диаспоры и т.д.); специализированные институты (этнокультурных объединений, национально-культурных центров, Домов национальностей, Домов дружбы народов, домов и центров фольклора, домов ремесел, детских центров народной культуры и др.). Суть их в интегративном потенциале, в объединении усилий по воспитанию этнического самосознания личности, ее толерантного отношения к полиэтническому сообществу, в организации совместных, согласованных и скоординированных.

Областные и муниципальные модели этнокультурного возрождения.

Одной из таких моделей является национально-культурная автономия - форма экстерриториального общественного самоопределения этнических общностей, действующая в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В настоящее время в России действуют 14 федеральных и более 300 региональных и местных национально-культурных автономий. Наибольшее количество национально-культурных автономий создано немцами (68 в 24 субъектах РФ), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и другими этническими группами. Координирует их деятельность Консультационный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации (2002). Основные формы деятельности. К ним относятся: создание общественных театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий, архивов и т.д.; организация творческих союзов и коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры (фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.). Этнокультурная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности (когнитивной, художественно-творческой, педагогической, проектной, технологической, экспертной и т.п.), направленных на: сохранение и развитие народной художественной культуры; организацию культурно-досуговой деятельности этнического объединения; развитие национального самосознания и национальной идентичности членов диаспорного населения региона; на этнопедагогическую деятельность, обеспечивающую приобщение подрастающего поколения к этнической культуре. Понятие «профессиональная этнокультурная деятельность» сводится к содержанию деятельности специалиста, к совокупности выполняемых им функций в этнокультурном центре (организационно-управленческой, художественно-творческой, проективной, педагогической и т.д.). Профессиональная деятельность специалиста является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически развивающейся структурой с большими возможностями широкого переключения с одной на другие функции и уровни профессиональной деятельности. Оптимальная и наиболее полезная деятельность этнокультурных объединений - проявляется в решении различных социально-культурных задач, связанных с вопросами культурного самоопределения и развития своего этноса; - реализация целей, направленных на установление межнационального, межкультурного контакта, воспитание этнической толерантности.

Основные функции ЭКЦ по формированию этнического самосознания, этнической идентификации, этнических стереотипов представителей диаспоры средствами этнической истории и культуры, языка, эмоциональной близости с этнической общностью;

Этнической социализации через систему преемственных связей в разновозрастном коллективе;

  • - созданию благоприятной этносоциальной среды обитания этноса в полиэтническом окружении, через активное участие в культурной жизни региона;
  • - этноконсолидирующей функции членов этнической группы, создание условий для поддержания культурной дистанции между народами в целях предотвращения культурно-бытовой ассимиляции;
  • - атмосферы снятия напряженности в межнациональных отношениях, их гармонизация и предотвращение межнациональных конфликтов; поддержки и защиты индивида в условиях кризисного социума.

Социально-культурный потенциал этнокультурных объединений огромен и выходит за рамки сугубо этнического аспекта. Объединениями актуализируется гражданская активность членов диаспоры в виде экологических, культурных, религиозных движений, участия в реализации целевых региональных программ по возрождению и развитию этносов и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В XXI веке развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил становится мерой и основополагающим условием развития и воспроизводства социальной целостности. На смену социально-ролевому способу организации человеческой жизнедеятельности пришел социально-культурный принцип бытия, более адекватный самой природе человека и превращающий человека из «винтика» социальной машины в субъекта социума и культуры, реализующего себя во всей полноте собственной сущности. Можно сказать, что общество, несмотря на политические катастрофы и экономические трудности, сегодня постепенно переходит к антропоцентризму - принципу, утверждающему приоритет интересов, прав и свобод суверенной человеческой личности - органичного носителя своей национальной культуры. Научный поиск все более поворачивается от обстоятельств к человеку в культуре. Многоуровневое видение человека дополняется стремлением к его целостному восприятию, которое в то же время парадоксально утверждает принципиальную разомкнутость, незавершенность человеческого образа. При этом антропологическая доминанта означает включенность человека в мировой процесс, и потому она предполагает не столько знание о «человеке в себе», сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом, смысла любых процессов и явлений в их «человеческом измерении».

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время необходим принципиально новый подход к оценке роли и места культуры в жизни государства, общества, личности. Не случайно в последнее время резко возрастает интерес к феномену традиционной культуры, что чрезвычайно актуально как в условиях трансформации российского общества, так и в контексте современных процессов экспансии идеологии глобализации, размывающей национальные культуры и препятствующей обретению целостной идентичности личности.

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Цель курсовой работы - изучить особенности организации работы этнокультурного центра как механизма приобщения человека к родной культуре и организации досуга в условиях этнокультурных центров.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и функции деятельности этнокультурного центра.

2. Рассмотреть этнокультурные технологии досуга.

3. Проанализировать деятельность этнокультурных центров по организации досуга.

Объект исследования - этнокультурные центры.

Предмет исследования - деятельность этнокультурных центров по организации досуга и приобщения человека к родной культуре.

Методы исследования:

Теоретический анализ специальной литературы;

Изучение опыта деятельности этнокультурных учреждений по организации досуга.

Глава I Влияние этнокультуры на становление личности

1.1 Понятие этнической культуры

Социально -педагогический смысл феномена этнокультуры заключается в ее способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, определяющей способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придающей смысл человеческому существованию. Этнокультура содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение первичных форм человеческого бытия, сознательный отбор, культивирование и создание новых духовных и материальных ценностей.

В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к феномену традиционной культуры, социально-педагогический потенциал которой выражается в способности содействовать становлению личности через воссоздание общности судеб человека и народа, обеспечивать трансляцию духовных ценностей и социального опыта, национально-культурную самоидентификацию и реализацию человеческих возможностей.

Общеизвестным фактом существования этнической культуры является постоянное уменьшение ее удельного веса в системе национальной культуры, приобретения, ею в каждую историческую эпоху зависимости от социально-культурных потребностей времени новых функций или разной иерархии этих функций. К тому же следует иметь в виду то, что отдельные элементы (составляющие) этнокультуры в исторически новых условиях приобретают разное значение, больше или меньше ценятся устоявшиеся, постоянные и почти неизменные элементы этнокультуры, а более текучи, функционально вариативные.

Разноцветность и динамическая современного межэтнического бытия, составления новых форм взаимоотношений, между человеком и обществом на основе приоритета общечеловеческих ценностей и национальных традиций предопределяет изменение устоявшейся парадигмы относительно национальной культуры, нуждаются в новых взглядах до многих факторов и измерений человеческого существования, сосредоточения внимания, на этнической специфике культуры.

Этнокультура связана в первую очередь со сферой национально специфического, которая рядом с общечеловеческим играет важную роль в культурных отношениях людей, «почувствовать себя гражданином вовсе не означает потери национального чувства и национального гражданства. До космической, всемирной жизни человек приобщается благодаря жизни национальной, космополитизм является искаженным и неисполнимым выражением мечты о единственном, братском и совершенном человечестве, подмена конкретно живого человечества абстрактной действительностью.

Ни одна из сфер духовной деятельности не в состоянии полнее сделать укоренение конкретного этноса в его конкретно пространственному бытии, чем этнокультура, ведь она концентрирует в себе этнические парадигмы бытия людей, обнаруживает в быту жизни целый комплекс этнокультурних черт народов.

Именно этнокультура и уровень ее функционирования в социокультурном, пространственно-временном измерении создает двойное бытие «для этноса» и «для всех», предопределяет включенность этнокультурних ценностей во всемирный контекст, способствует самосохранению этноса при условиях этнической ассимиляции.

Этнокультура как феномен этнического бытия занимает в системе их взаимоотношений определяющее место, концентрирует в своей деятельности разнообразный спектр проявления этнических признаков, интегрирует, хранит, воспроизводит и, определенным образом, трансформирует достояние разных сфер деятельности (духовной, хозяйственной и тому подобное) конкретного народа, которые накапливаются в течение исторического времени определенным сообществом.

Этнокультура -- это сложная, специфическая форма проявления жизнедеятельности этноса. По мнению В. Лесного, регулятивные структуры (архетипи и стереотипы), вытворенные самыми давними мифами, в которых закодированные особенности мировосприятия и миропонимания народа, не являются неизменными. Они испытывают обратное влияние тех инноваций и усвоения, которые были осуществлении на их основе, в результате чего происходит своеобразное делегирование регулятивных функций от самых давних структур к новым.

Этнокультура создает не только чувства кровной, но и духовного родства, достигая самых существенных глубин мифологической, эстетичной и моральной этнической чувственности.

Этническое сознание формируется под воздействием факторов этнической культуры, образа жизни этнической общности. Каждая культура имеет свое творение этнокультуры, свое представление о ней.

«Этническая компетентность» дает возможность ее представителю ориентироваться в мире, строить свое поведение в соответствии со своей культурой и одновременно чувствовать ее пределы, окончания и начало мира другой культуры.

В этнокультуру, входят такие составляющие, которые интегрируются между собой, образуют этнокультуру. В первую очередь первая группа факторов образует материальную сферу культуры (народная архитектура, наряд, разные виды творческой деятельности (обиходу), и тому подобное), вторая группа факторов связана со сферой духовной деятельности народа (язык, устное народное творчество в разных гранях проявления, народное искусство и тому подобное), третья группа факторов повязана с феноменом самым сложным и окончательно неопределенным: менталитет этноса.

Этнокультура выполняет коммуникативную, познавательную, знаково-символичную, предметную (знаками являются все образцы материальной и духовной культуры), воспроизводительную (обеспечение физического существования этноса через отношения между природой и человеком) функции.

Культура существует не вне людей, а в людях, в их способности к пониманию и восприятию окружающего мира, и в том числе своей этнокультуры, потому что каждая из этнических культур имеет свои особенности в структурах восприятия и понимания пространства, времени, цвета, звука.

Стабилизирующей этнос и его культуру основой является система традиций, своего рода коллективная память, которая аккумулирует между поколениями этнокультурную информацию. Не случайно, что Й. Г. Гердер попробовал обнаружить связь между традиционным приобретением культуры и условиями человеческого бытия, которые воплощаются в языке, обычаях, искусстве и тому подобное. При этом традиция регулирует не только уровень информации, необходимый для воссоздания этноса, но и степень этнических заимствований. Этот механизм не может допустить того, чтобы в структуре этноса преобладали инородные компоненты, а из заимствованных такие, которые не воспринимаются как свои, национальные. Традиция -- это опыт, накопленный в виде системы стереотипов активной человеческой деятельности, стереотипов представлений о них и средств их определения или символизации.

Регуляция этнокультурной информации происходит с помощью этнических стереотипов (зафиксированы в сознании людей духовные приобретения, эмоционально окрашенные обиды передают знания, которые воплощают в себе элементы описания, оценки, то есть стандартизированный образ). Это устоявшиеся формы этнического поведения, так сказать, ее штампы, шаблоны, а в известной степени и образцы, выработанные многовековым опытом народа и устоявшиеся в его культуре.

Этнические стереотипы -- элемент национальной психологии, формируются как на уровне будничной, так и теоретического сознания и является сочетанием эмоциональных, рациональных и волевых элементов.

Содержание этнокультурного стереотипа, по мнению Л. Н. Гумилева, сводится к культурной норме в широком понимании слова, которая совмещает стилевые особенности жизни, одежды, жилья, общения, и тому подобное. Стереотип как норма должен обобщать эти особенности в какую-то целостность, способную воспринимать форму этнического понимания, что на уровне этнического сознания воспринимается как обобщение «мы».

Этнические стереотипы являются кодом этнической культуры. Этническая кодировка характерна не только для традиционно бытовой, но и для современной культуры, хотя теперь оно уже не так четко определено. Это связано с особенностями нашего социального бытия, которое соответственно усложняет и систему кодировки: оно все больше прячется в глубинные прослойки -- сферу психики, национального характера, духовной культуры, и, естественно, оказывается не столько во внешних признаках, сколько во внутренних, чувственных или поведенческих.

Сохранение этнокультурных традиций и, в частности, система этнических стереотипов имеет нерядовое значение, потому что от него зависит не только судьба этнической культуры, но и существование этноса.

Национальная культура является национальным миром, универсумом, где этнокультура выполняет функцию ядра, настоящего механизма, который хранит этнические признаки даже при неблагоприятных для него этнокультурных условиях. Этнос -- сфера жизнедеятельности людей, своеобразный дом, то понятно, что весомое место в нем занимают семейно семейные связки, общая территория обитания (родная земля), духовная культура народа, язык, музыкальный и словесный фольклор, черты национального характера, обычаи, традиции, искусство и тому подобное, то есть именно этнокультура.

Национальная культура -- это синтез этнического, народного и национального, переделанного, усвоенного как такого, которое обогащает национальное.

Знаковая система лежит в основе также и национальной культуры, хотя роль этнических стереотипов в ней не такая, как в этнической культуре. Этнические стереотипы пробуждают национальную культуру тогда, когда они приобретают значение национального символа, которое возможно лишь в ситуации общечеловеческого подъема национального и особенного состояния государственности нации

Феномен целостности этнокультуры, как этнического явления, заключается в том, что она концентрирует в себе разносторонний спектр проявления национального (этнического) бытия людей в их обусловленности определенной средой, отбивает и закрепляет в сознании народа архетипа, которые обеспечивают преемственность их функционирования в синхронии и определяют продолжение существования народной культуры настоящего. Тогда как национальная культура воспроизводит не только систему традиций, которой является коллективная память, которая аккумулирует между поколениями этнокультуру информацию, но и дает возможность измерять уровень информации, необходимый для воссоздания этноса, усвоить наиболее необходимые и нужные в повседневные стереотипы, а также степень этнических заимствований, потому что национальная культура -- это этносоциальное явление, а этнокультура -- этническое.

Этнокультура как область определенных гуманитарных знаний сосредоточивает прежде всего внимание на этнических особенностях традиционной культурно-бытовой сферы, то есть той прослойки общей человеческой культуры, которая качественно отличает один этнос от другого; она сосредоточивает внимание на выяснении механизма воссоздания тех или других эмпирических явлений, то есть на выяснении того, как они функционируют и воспроизводятся.

Этнокультура непосредственно связана с народно-поэтическим творчеством, ведь последняя переплетена с традицией в ее этническом и бытовом аспекте и является определяющим показателем как этнического, так и национального, сознания. Фольклор воспроизводит постоянную традицию, сферу непрерывных и неограниченных изменений. Он обеспечивает передаваемость и восприятие (то есть трансмиссию) средств воссоздания текстов, является интегрирующим компонентом традиционных обрядов и форм поведения и своеобразным средством накопления народных знаний, аккумуляции и выражения народной памяти. Он воспроизводит специфику этнокультуры, является ее кодом.

Сегодня в России сложилась развернутая сеть этнонациональных культурных центров региональные, республиканские, областные, городские, сельские национально-культурные центры, этнокультурные центры возрождения малой родины или возрождения культуры малочисленных народов, этнокультурные центры духовного направления, этнокультурные центры творческие объединения, детские этнокультурные центры. Все они ведут серьезную работу по приобщению населения к родной культуре научно-исследовательскую, краеведческую, просветительскую, культурно-досуговую, социальную и т. д.

1.2 Этнокультурный центр как механизм приобщения человека к родной культуре

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Все высшие духовные потребности человека -- в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации -- это стремления к развитию, самоусовершенствованию Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура -- от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.-)совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества -- достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

Многие даже не подозревают о своих этнокультурных потребностях, не знают, какие национально-культурные и языковые услуги могут оказать государственные образовательные структуры, неформальные организации.

Механизм потребностей настолько силен, что если они не удовлетворяются в положительной, прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной сфере (правда -- ложь, любовь -- эгоизм, терпение -- раздражительность, трудолюбие -- лень).

Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются. Эмпирически обосновано, что важно учитывать: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими, в конце концов, желание идентифицировать себя со своим народом.

В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, -- писал он, -- имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. До сих пор являются поучительным, вдохновляющим примером выработанные народными воспитателям и приемы и методы трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

В этнокультурных центрах приоритетным направлением в работе является приобщение детей к истокам народной культуры

Знакомство с традициями и обычаями рядом живущих народов -- одно из направлений работы по этнопедагогике. Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я». Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине.

Вывод по первой главе курсовой работы

Этническая культура позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер.

Она способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке ее ценностных ориентаций и жизненной позиции. Она подобно роднику питает человека.

досуг личность этнокультурный общество

ГлаваII Этнокультурные центры - эффективный вид организации досуговой деятельности

2.1 Понятие культуры досуга

Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Деятельность этнокультурного центра, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.

2.2 Этнокультурный центр как эффективный вид организации досуга

Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа могут способствовать учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры. Приоритетным направлением в деятельности центра должно стать развитие межнациональных отношений, культурного взаимообмена не только в России, но и за ее пределами на международном уровне. Участие коллективов народного творчества центров в республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, праздниках позволяет не только демонстрировать богатство, уникальность и разнообразие культуры народов России, но и способствует развитию культурного обмена, сохранению дружеских отношений, межнациональному сотрудничеству, становлению и укреплению положительного имиджа культурной деятельности всего общества. В этой связи этнокультурные учреждения могут использовать различный арсенал профессиональных форм культурной работы, например, создать Галерею национального костюма с постоянно действующим лекторием, где будут собраны образцы национальной одежды народов России; проводить фотовыставки народного костюма; организовать мастерскую по пошиву дагестанского национального костюма, головных уборов, обуви, изготовлению украшений и т.д., где будут шить костюмы не только для фольклорных творческих коллективов района, но и для жителей села, что позволит привлечь детей и молодежь к изучению исконных ремесел, традиций декоративно- прикладного искусства, послужит сохранению народного костюма, культурному развитию села; организовать кружки, школы художественного мастерства под руководством опытных мастеров для обучения молодежи в целях сохранения, популяризации традиционных народных художественных промыслов в местах бытования тех или иных видов традиционных народных ремесел; создать мастерские по изготовлению музыкальных инструментов, обучение этому искусству детей и молодежи послужит сохранению преемственности поколений с экспозицией народных музыкальных инструментов, где можно проводить мастер- классы с участием мастеров-изготовителей, известных музыкантов, владеющих секретами инструментального мастерства и игры на них и мн.др.; создание культурного проекта «Книги - культурная память», что поможет сохранить историю и традиции села, память о народе, о личностях, прославивших свое село, оставивших след в российской культуре, пробудить интерес и желание изучать многонациональную культуру народов России. Эта деятельность будет служить патриотическому воспитанию, формированию высоких нравственных критериев и эстетических вкусов, утверждению общечеловеческих моральных ценностей, объединению поколений, будет способствовать вовлечение подрастающего поколения в работу по сбору материала об истории села, его прошлом и настоящем, носителях народных традиций, мастерах декоративно-прикладного искусства, которые являются достоянием национальной культуры, а также произведений устного народного творчества (легенд, поговорок, притч, сказаний и др.). Проведение праздников дружбы, народного костюма, национального инструмента, ремесел и народных промыслов «Сельское подворье», «Песни и танцы моего народа» и других традиционных праздников, фестивалей с участием выходцев из села и мн.др., может иметь также туристическую привлекательность, стать объектами знакомства с этнокультурой, природных достопримечательностей села, района. Реализация таких художественно-творческих проектов будет способствовать сохранению традиционного художественного наследия народов, развитию этнотуризма. Культурный туризм в свою очередь станет мощным рычагом в финансовой поддержке художественного наследия, стимулом развития народных ремесел и промыслов, даст новый импульс для сохранения фольклорных коллективов, т.к. выступления фольклорных коллективов, демонстрация уникальной этнокультуры являются одними из пунктов привлечения туристов.

Этнокультурные центры - культурно-досуговые учреждения призваны осуществлять: информационное обеспечение, координацию творческой деятельности, обогащение межмуниципального и межнационального культурного диалога, путем проведение мероприятий в рамках культурного обмена (фестивали, гастроли творческих коллективов по селам, соседним районам, городам, выставки и т.д.), систематическое изучение социокультурных проблем, вопросов востребованности культурно- досуговых услуг населением, состояния деятельности культурно-досуговых учреждений села, района. Работникам культуры необходимо улучшать качество деятельности культурно-досуговых учреждений, как центров межнационального культурного сотрудничества народов России, привлекать и развивать культурный потенциал населения, создавая позитивный имидж своего села, народа.

Примером такого этнокультурного центра является Волгоградска региональная общественная организация казачий этнокультурный комплекс "Наследие".

Цель работы этого этнокультурного центра заключаются в:

Сохранение и возрождение традиционной национальной культуры;

Объединение казачьей молодежи;

Культурно-позновательная деятельность. Организация отдыха;

Воспитание и развите эстетических, морально-нравственных и духовных качеств, путем приобщения к казачьей культуре;

Просвещение в области истории, православия, национального языка "Гутора", культуры и традиций казаков:

Создание условий для физического и волевого развития личности.

Направления деятельности:

А) просветительский центр:

Православие;

История;

Этнография;

Этнолингвистика;

Фольклор;

Б) военно-спортивный центр:

Паращютная подготовка;

Туристическая школа;

Основы самбо, рукопашного боя

Военно-тактическая подготовка.

В) фольклорно-этнографическая студия:

Реконструкция казачьих обрядов;

Изучение певческих традиций казаков;

Бытовая хареография;

Фольклорный теотр;

Фольклорный ансамбль.

Г) центр дизайна и прикладного творчества:

Изготовление тематической сувенирной продукции, предметов быта;

Изготовление украшений;

Тряпичная кукла.

Д) центр традиционной казачьей одежды:

История казачьего костюма;

Пошив национальной одежды казаков, а так же ее трансформация в современные условия (показ моделей, пошив. реализация).

Кроме русских национальных организаций многочисленными и наиболее активными общественными объединениями региона являются: немецкие, татарские, армянские, чеченские, еврейские, дагестанские, украинские, казахские, корейские и др.

Культурная автономия немцев была образована в 1997 году. Ее создание стало итогом десятилетнего развития движения российских немцев в Волгоградской области. Объединившись в национально-культурную автономию, российские немцы при поддержке областной и муниципальных администраций стали уделять основное внимание развитию национальной культуры и языка и, особенно на территории районов компактного проживания немцев. Был открыт немецкий национально-культурный центр в г. Камышине, в школах создавались классы и факультативы с углубленным изучением немецкого языка, национальные художественные коллективы. Традиционным стало проведение праздников немецкой культуры. Хорошей базой для этого стал Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта» в Красноармейской районе г. Волгограда, который является воплощением живой истории немцев-колонистов Поволжья. Здесь функционирует центр немецкой культуры, воскресная школа для взрослых, другие программы.

Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области образована в 1999 году. Эта организация ведет активную работу по развитию культурных традиций татарского народа, по организации национальных праздников - Сабантуй, Курбан-Байрам, Рамазан.

Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области учреждена в 2002 году. Организация создана для объединения усилий украинцев в целях сохранения и развития украинской культуры, языка, защиты прав и интересов своих членов, установления реального равноправия украинцев с населением коренной национальности, укрепления дружбы между нациями.

Волгоградская региональная общественная организация «Казахстан» создана в 2000 году, представляет интересы свыше 50 тыс. казахов области, проживающих компактно в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском и Быковском районах. Цель организации: защита гражданских, экономических и культурных прав и свобод лиц казахской национальности, проживающих в области. Организация развивает культурные традиции казахов, обратившихся за помощью в решении социально-бытовых проблем, поддерживает казахских студентов, ведет среди них культурно-массовую работу. Организация контактирует с представительством Республики Казахстан в г. Астрахани. В 2011 году создана и уже активно действует Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Наследие Казахстана»

Волгоградская областная общественная организация «Армянская община» создана 1997 году. Основными целями организации являются защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан, а также сохранение и изучение культурного и исторического наследия армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построен Храм Святого Георгия. Ведется активная социально-благотворительная деятельность. В 2007 г. создано региональное отделение общероссийской организации «Союз армян России». Работа этих организаций вносит значительный вклад в поддержание традиций и обычаев армянского народа в Волгоградской области, сохранение межнационального мира и согласия, укрепление культурных и экономических связей между Волгоградской областью и Республикой Армения.

Волгоградская городская общественная благотворительная организация «Еврейский общинный центр» была создана в 1999 году для сохранения и распространения традиций, этнокультурного и религиозного наследия еврейского народа, удовлетворения общественной потребности в благотворительности и милосердии. Еврейский общинный центр является учредителем образовательных учреждений - СОШ «Ор Авнер» и детского сада «Ган Геула». Центр проводит большую культурную работу. Организация пропагандирует свою работу в газете «Шофар Поволжья».

Волгоградская региональная общественная организация «Дагестан» зарегистрирована в 1999 году. Основной целью организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных свобод граждан РФ - представителей народов Дагестана, проживающих на территории Волгоградской области. Дагестанская община особое внимание уделяет религиозным праздникам. По инициативе этой организации проводятся соревнования по волейболу и мини-футболу, в которых участвуют команды разных возрастов из представителей различных национальностей. Традиционным массовым культурным мероприятием стало проведение в январе большого концерта в Центральном концертном зале г. Волгограда, посвященное Дню образования Республики Дагестан.

Корейцы начали объединяться в нашем регионе в 2001 г., когда была создана Национально-культурная автономия корейцев г. Волгограда, основной задачей ее является возрождение языка, культурных традиций и обычаев среди корейской молодежи. Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. По инициативе организации несколько лет проводился День независимости Кореи, когда в Волгограде проходил областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов. Сейчас в г. Волгограде осуществляют свою деятельность Волгоградская региональная общественная организация «Центр взаимопомощи корейцев» и Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев».

Официально зарегистрированные национальные объединения осуществляют на территории Волгоградской области широкую деятельность, имеющую ряд основных направлений.

Во-первых, это организационное направление: объединение представителей того или иного этноса в рамках одного сообщества, выделение руководящего аппарата, осуществляющего координацию деятельности членов общины и налаживающего взаимодействие с органами власти другими национальными организациями. Во многом благодаря этому сотрудничеству в регионе удается поддерживать благоприятную, мирную обстановку в сфере межнациональных отношений и национальной безопасности.

Во-вторых, социальное направление: помощь представителям своего этноса в трудных жизненных ситуациях, экономическая поддержка, ускорение адаптации мигрантов, временно находящихся или проживающих на территории Волгоградской области, благотворительная помощь.

В-третьих, это правозащитное направление: оказание юридической поддержки, помощь в оформлении и сборе документов, содействие в получении гражданства.

В-четвертых, образовательное и культурное, ориентированное на сохранение и поддержание традиций, самобытности, языка данной этнической общности. Во многом, данная деятельность направлена не только на сохранение собственных традиций, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.

Безусловно, все перечисленные направления деятельности национальных общественных организаций носят созидательный характер и способствуют стабилизации обстановки в регионе, развитию толерантности, сохранению культурного богатства и разнообразия Волгоградской области

Результаты проведения данных мероприятий объективно способствуют формированию позитивного имиджа соответствующих национальных общин в общественном мнении населения региона. Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Национальные общественные организации Волгоградской области являются значимым фактором, оказывающим существенное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить, что в проведении вышеназванных мероприятий принимали участие кроме непосредственных организаторов, граждане различных национальностей, представляющие актив соответствующих общественных объединений. Данная тенденция в деятельности НОО свидетельствует об их заинтересованности в укреплении межнационального мира и согласия, повышении уровня межэтнической толерантности, развитии взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

И так сделаем вывод: традиционная культура этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В деятельности этнокультурных центров она закрепляет наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступает хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью.

В этнической культуре традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.

Заключение

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Для реализации поставленных задач в условиях работы этнокультурного центра необходимо:

Повысить уровень этнокультурной компетентности путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельность;

Способствовать организации в этнокультурном центре конкурсов, викторин, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Крещения, Масленицы, Спас и т. д.,

Ввести в учебный работы этнокультурного центра занятия в рамках национально-регионального компонента для обогащения кругозора населения, снижения уровня националистических настроений;

Для соблюдения принципа толерантности, адаптации социальных к потребностям и интересам различных этнических групп в рамках приобщения человека к родной культуре и организации досуговой деятельности необходимо:

Целенаправленно прививать знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре;

Формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ;

Способствовать укреплению этнического самосознания, позитивному отношению к людям других национальностей.

Этническая культура многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические и другие ценности. Традиционная культура впитала в себя такие важнейшие нормы общечеловеческой морали, как гуманность и достоинство, честь и совесть, долг и справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т.д.

Этнические особенности формируют основные национальные признаки. Этнос, представляет собой целостную систему и существует лишь при наличии жесткой внутренней связи, в которых этническая традиция, язык выполняют интегративную функцию. Истоки любой национальной культуры коренятся в исторических условиях формирования этноса. Без этнического самосознания невозможно развитие и национального самосознания.

Список литературы

1. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.

2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, - 1995.

3. Александрова, Н.С. Возрождение сообществе: культурно-исторического проблемы и наследия региональном перспективы Н.С. Александрова -№2. -С.12-16.

4. Амонашвили, Ш.А. Размышления гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили. М., 1996. 494с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994.

6. Арнольдов А.И. Культура и горизонты XXI века/ А.И. Арнольдов // Вестник МГУКИ. - 2003. - №1. - С.9-18.

7. Афанасьев, А.Н. Народные праздники. Древо жизни А.Н. Афанасьев. М 1991.-79с.

8. Афанасьев, Л.А. Духовная сила человека Л.А. Афанасьев Вестник Академии духовности PC (Я). 1996. №2. 14-16. 14.

9. Белогуров, А.Ю. Поликультурное образование в системе воспитания нравственной личности. Проблемы личности и общества A.IO. морально- нравственного Владикавказ: развития СОГУ, Белогуров. 2004.-145с.

10. Беспалько В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.- С.10-12.

11. Библер, B.C. Культура. Диалог культур B.C. Библер Вопросы философии.-1986.-№6. 32-41.

12. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М. , 1994. 262 с.

13. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.

14. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса Г.Н. Волков. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. 160с.

15. Гришина, Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: автореф. дис. канд. пед. наук /Г.Н. Гришина.-М., 1990.- 17с.

16. Дошкольное воспитание. N12-2007 год"/ А.Д. Жариков "Растите детей патриотами", Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина", Н.Н. Наумова "Фольклорный праздник"

17. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис- 1997 - 544 с.

18. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 363 с.

19. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995

20. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001

21. Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М., 1998. 144 с.

22. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с. и др.,

23. Чистов K.B. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры //Советская этнография. 1982. - № 3. - С.43-58.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Организация свободного времени детей и подростков как социальная проблема. Специфика досуговой деятельности с подростками отклоняющего поведения. Анализ путей оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2013

    Характеристика досуговой деятельности. Исследование социально-психологических особенностей подросткового возраста. Формы организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков. Специфика деятельности социального педагога по организации досуга.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2010

    Значение досуга в человеческой жизнедеятельности. Социальная работа и теория организации культурно-досуговой деятельности. Ее понимание с деятельностной, философско-социологической и общесоциологической позиций. Технология и методика организации досуга.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Формы организации культурно-досуговой деятельности по месту жительства, рекомендации по использованию их в условиях центров социальной помощи семье и детям. Характеристика региональной программы развития культурно-досуговой деятельности в г. Москве.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2011

    Теоретические аспекты: уровни, виды и принципы организации досуга в России. Социокультурные функции досуговой деятельности. Значимость досуговых институтов. Рассмотрение туризма как одной из перспективных форм досуга, выполняющей социокультурную роль.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Специфика культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города. Социально-психологические особенности подросткового возраста. Досуговая деятельность подростков. Формы организации культурно-досуговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2006

    Понятие и принципы организации досуговой деятельности, ее содержание и разновидности, значение в современном обществе. Интернет и оценка его социально-досуговых возможностей. Особенности и направления деятельности молодежи на просторах Всемирной Сети.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Особенности молодого поколения, специфика его положения в современном обществе. Решение проблем молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики в России. Совершенствование деятельности по организации досуга детей и молодежи.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2011

    Характеристика и отличительные черты социологического подхода к культуре. Субкультуры и контркультуры - культуры отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни. Этноцетризм и культурный релятивизм.

Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа могут способствовать учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры. Приоритетным направлением в деятельности центра должно стать развитие межнациональных отношений, культурного взаимообмена не только в России, но и за ее пределами на международном уровне. Участие коллективов народного творчества центров в республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, праздниках позволяет не только демонстрировать богатство, уникальность и разнообразие культуры народов России, но и способствует развитию культурного обмена, сохранению дружеских отношений, межнациональному сотрудничеству, становлению и укреплению положительного имиджа культурной деятельности всего общества. В этой связи этнокультурные учреждения могут использовать различный арсенал профессиональных форм культурной работы, например, создать Галерею национального костюма с постоянно действующим лекторием, где будут собраны образцы национальной одежды народов России; проводить фотовыставки народного костюма; организовать мастерскую по пошиву дагестанского национального костюма, головных уборов, обуви, изготовлению украшений и т.д., где будут шить костюмы не только для фольклорных творческих коллективов района, но и для жителей села, что позволит привлечь детей и молодежь к изучению исконных ремесел, традиций декоративно- прикладного искусства, послужит сохранению народного костюма, культурному развитию села; организовать кружки, школы художественного мастерства под руководством опытных мастеров для обучения молодежи в целях сохранения, популяризации традиционных народных художественных промыслов в местах бытования тех или иных видов традиционных народных ремесел; создать мастерские по изготовлению музыкальных инструментов, обучение этому искусству детей и молодежи послужит сохранению преемственности поколений с экспозицией народных музыкальных инструментов, где можно проводить мастер- классы с участием мастеров-изготовителей, известных музыкантов, владеющих секретами инструментального мастерства и игры на них и мн.др.; создание культурного проекта «Книги - культурная память», что поможет сохранить историю и традиции села, память о народе, о личностях, прославивших свое село, оставивших след в российской культуре, пробудить интерес и желание изучать многонациональную культуру народов России. Эта деятельность будет служить патриотическому воспитанию, формированию высоких нравственных критериев и эстетических вкусов, утверждению общечеловеческих моральных ценностей, объединению поколений, будет способствовать вовлечение подрастающего поколения в работу по сбору материала об истории села, его прошлом и настоящем, носителях народных традиций, мастерах декоративно-прикладного искусства, которые являются достоянием национальной культуры, а также произведений устного народного творчества (легенд, поговорок, притч, сказаний и др.). Проведение праздников дружбы, народного костюма, национального инструмента, ремесел и народных промыслов «Сельское подворье», «Песни и танцы моего народа» и других традиционных праздников, фестивалей с участием выходцев из села и мн.др., может иметь также туристическую привлекательность, стать объектами знакомства с этнокультурой, природных достопримечательностей села, района. Реализация таких художественно-творческих проектов будет способствовать сохранению традиционного художественного наследия народов, развитию этнотуризма. Культурный туризм в свою очередь станет мощным рычагом в финансовой поддержке художественного наследия, стимулом развития народных ремесел и промыслов, даст новый импульс для сохранения фольклорных коллективов, т.к. выступления фольклорных коллективов, демонстрация уникальной этнокультуры являются одними из пунктов привлечения туристов.

Этнокультурные центры - культурно-досуговые учреждения призваны осуществлять: информационное обеспечение, координацию творческой деятельности, обогащение межмуниципального и межнационального культурного диалога, путем проведение мероприятий в рамках культурного обмена (фестивали, гастроли творческих коллективов по селам, соседним районам, городам, выставки и т.д.), систематическое изучение социокультурных проблем, вопросов востребованности культурно- досуговых услуг населением, состояния деятельности культурно-досуговых учреждений села, района. Работникам культуры необходимо улучшать качество деятельности культурно-досуговых учреждений, как центров межнационального культурного сотрудничества народов России, привлекать и развивать культурный потенциал населения, создавая позитивный имидж своего села, народа.

Примером такого этнокультурного центра является Волгоградска региональная общественная организация казачий этнокультурный комплекс "Наследие".

Цель работы этого этнокультурного центра заключаются в:

  • - Сохранение и возрождение традиционной национальной культуры;
  • - Объединение казачьей молодежи;
  • - Культурно-позновательная деятельность. Организация отдыха;
  • - Воспитание и развите эстетических, морально-нравственных и духовных качеств, путем приобщения к казачьей культуре;
  • - Просвещение в области истории, православия, национального языка "Гутора", культуры и традиций казаков:
  • - Создание условий для физического и волевого развития личности.

Направления деятельности:

  • А) просветительский центр:
    • - Православие;
    • - История;
    • - Этнография;
    • - Этнолингвистика;
    • - Фольклор;
  • Б) военно-спортивный центр:
    • - Паращютная подготовка;
    • - Туристическая школа;
    • - Основы самбо, рукопашного боя
    • - военно-тактическая подготовка.
  • В) фольклорно-этнографическая студия:
    • - Реконструкция казачьих обрядов;
    • - Изучение певческих традиций казаков;
    • - Бытовая хареография;
    • - Фольклорный теотр;
    • - Фольклорный ансамбль.
  • Г) центр дизайна и прикладного творчества:
    • - Изготовление тематической сувенирной продукции, предметов быта;
    • - Изготовление украшений;
    • - Тряпичная кукла.
  • Д) центр традиционной казачьей одежды:
    • - История казачьего костюма;
    • - Пошив национальной одежды казаков, а так же ее трансформация в современные условия (показ моделей, пошив. реализация).

Кроме русских национальных организаций многочисленными и наиболее активными общественными объединениями региона являются: немецкие, татарские, армянские, чеченские, еврейские, дагестанские, украинские, казахские, корейские и др.

Культурная автономия немцев была образована в 1997 году. Ее создание стало итогом десятилетнего развития движения российских немцев в Волгоградской области. Объединившись в национально-культурную автономию, российские немцы при поддержке областной и муниципальных администраций стали уделять основное внимание развитию национальной культуры и языка и, особенно на территории районов компактного проживания немцев. Был открыт немецкий национально-культурный центр в г. Камышине, в школах создавались классы и факультативы с углубленным изучением немецкого языка, национальные художественные коллективы. Традиционным стало проведение праздников немецкой культуры. Хорошей базой для этого стал Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта» в Красноармейской районе г. Волгограда, который является воплощением живой истории немцев-колонистов Поволжья. Здесь функционирует центр немецкой культуры, воскресная школа для взрослых, другие программы.

Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области образована в 1999 году. Эта организация ведет активную работу по развитию культурных традиций татарского народа, по организации национальных праздников - Сабантуй, Курбан-Байрам, Рамазан.

Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области учреждена в 2002 году. Организация создана для объединения усилий украинцев в целях сохранения и развития украинской культуры, языка, защиты прав и интересов своих членов, установления реального равноправия украинцев с населением коренной национальности, укрепления дружбы между нациями.

Волгоградская региональная общественная организация «Казахстан» создана в 2000 году, представляет интересы свыше 50 тыс. казахов области, проживающих компактно в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском и Быковском районах. Цель организации: защита гражданских, экономических и культурных прав и свобод лиц казахской национальности, проживающих в области. Организация развивает культурные традиции казахов, обратившихся за помощью в решении социально-бытовых проблем, поддерживает казахских студентов, ведет среди них культурно-массовую работу. Организация контактирует с представительством Республики Казахстан в г. Астрахани. В 2011 году создана и уже активно действует Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Наследие Казахстана»

Волгоградская областная общественная организация «Армянская община» создана 1997 году. Основными целями организации являются защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан, а также сохранение и изучение культурного и исторического наследия армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построен Храм Святого Георгия. Ведется активная социально-благотворительная деятельность. В 2007 г. создано региональное отделение общероссийской организации «Союз армян России». Работа этих организаций вносит значительный вклад в поддержание традиций и обычаев армянского народа в Волгоградской области, сохранение межнационального мира и согласия, укрепление культурных и экономических связей между Волгоградской областью и Республикой Армения.

Волгоградская городская общественная благотворительная организация «Еврейский общинный центр» была создана в 1999 году для сохранения и распространения традиций, этнокультурного и религиозного наследия еврейского народа, удовлетворения общественной потребности в благотворительности и милосердии. Еврейский общинный центр является учредителем образовательных учреждений - СОШ «Ор Авнер» и детского сада «Ган Геула». Центр проводит большую культурную работу. Организация пропагандирует свою работу в газете «Шофар Поволжья».

Волгоградская региональная общественная организация «Дагестан» зарегистрирована в 1999 году. Основной целью организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных свобод граждан РФ - представителей народов Дагестана, проживающих на территории Волгоградской области. Дагестанская община особое внимание уделяет религиозным праздникам. По инициативе этой организации проводятся соревнования по волейболу и мини-футболу, в которых участвуют команды разных возрастов из представителей различных национальностей. Традиционным массовым культурным мероприятием стало проведение в январе большого концерта в Центральном концертном зале г. Волгограда, посвященное Дню образования Республики Дагестан.

Корейцы начали объединяться в нашем регионе в 2001 г., когда была создана Национально-культурная автономия корейцев г. Волгограда, основной задачей ее является возрождение языка, культурных традиций и обычаев среди корейской молодежи. Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. По инициативе организации несколько лет проводился День независимости Кореи, когда в Волгограде проходил областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов. Сейчас в г. Волгограде осуществляют свою деятельность Волгоградская региональная общественная организация «Центр взаимопомощи корейцев» и Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев».

Официально зарегистрированные национальные объединения осуществляют на территории Волгоградской области широкую деятельность, имеющую ряд основных направлений.

Во-первых, это организационное направление: объединение представителей того или иного этноса в рамках одного сообщества, выделение руководящего аппарата, осуществляющего координацию деятельности членов общины и налаживающего взаимодействие с органами власти другими национальными организациями. Во многом благодаря этому сотрудничеству в регионе удается поддерживать благоприятную, мирную обстановку в сфере межнациональных отношений и национальной безопасности.

Во-вторых, социальное направление: помощь представителям своего этноса в трудных жизненных ситуациях, экономическая поддержка, ускорение адаптации мигрантов, временно находящихся или проживающих на территории Волгоградской области, благотворительная помощь.

В-третьих, это правозащитное направление: оказание юридической поддержки, помощь в оформлении и сборе документов, содействие в получении гражданства.

В-четвертых, образовательное и культурное, ориентированное на сохранение и поддержание традиций, самобытности, языка данной этнической общности. Во многом, данная деятельность направлена не только на сохранение собственных традиций, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.

Безусловно, все перечисленные направления деятельности национальных общественных организаций носят созидательный характер и способствуют стабилизации обстановки в регионе, развитию толерантности, сохранению культурного богатства и разнообразия Волгоградской области

Результаты проведения данных мероприятий объективно способствуют формированию позитивного имиджа соответствующих национальных общин в общественном мнении населения региона. Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Национальные общественные организации Волгоградской области являются значимым фактором, оказывающим существенное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить, что в проведении вышеназванных мероприятий принимали участие кроме непосредственных организаторов, граждане различных национальностей, представляющие актив соответствующих общественных объединений. Данная тенденция в деятельности НОО свидетельствует об их заинтересованности в укреплении межнационального мира и согласия, повышении уровня межэтнической толерантности, развитии взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

И так сделаем вывод: традиционная культура этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В деятельности этнокультурных центров она закрепляет наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступает хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью.

В этнической культуре традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!