Это жизнь - портал для женщин

Какие правила безвизового режима. Без виз, но не без правил: как будет работать на практике безвизовый режим с Евросоюзом

Получение виз является процессом, требующим определённых затрат времени и усилий. Это происходит вне зависимости от того, каким способом оформляется этот разрешительный документ: самостоятельно или с помощью агентств, специализирующихся на предоставлении таких услуг. Поэтому многие люди пользуются преимуществами, которые даёт , и , и .

Что представляет собой безвизовый режим? По определению, это такой порядок международных отношений, который не требует специального разрешения – визы для въезда в страну для граждан иностранных государств. Он устанавливается в одностороннем или многостороннем порядке между субъектами международных отношений и предполагает свободное перемещение граждан из тех стран, которые подписали такие соглашения.

Самым известным примером многостороннего договора на сегодняшний день является создание Шенгенской зоны. было подписано в рамках либерализации визового режима для граждан в 1985 году. Небольшая деревня Шенген в Люксембурге собрала тогда представителей всего 5 стран: Германии, Бельгии, Франции, Нидерландов и Люксембурга.

Однако реально Шенген начал работать с 1995 г., когда произошло фактическое открытие границ в соответствии с разработанным визовым законодательством. Тогда же к нему присоединилось большинство европейских государств. Особый статус в Шенгенской зоне имеют Великобритания и Ирландия. Они не участвуют в проведении совместной внешней политики Евросоюза, поэтому и сохраняется. После серии расширений ЕС все его новые члены присоединялись к Шенгенскому законодательству, автоматически соглашаясь с условиями.

На сегодняшний день участниками, попадающими в зону действия Шенгена, являются 26 европейских стран, включая 4 страны с так называемым ассоциированным участием, как «связанные с шенгенской деятельностью Евросоюза». Это Швейцария, Лихтенштейн, Исландия и Норвегия, исключая архипелаг Шпицберген (те, кто желают отправиться туда, могут сделать это по специальному Шпицбергенскому трактату).

Автоматически в Шенгенскую зону попали крохотные европейские государства - Монако и Сан-Марино. Четыре страны, такие как Болгария, Хорватия, Румыния и Кипр, обязались выполнять условия Шенгенского Соглашения, однако не сделали этого в силу различных причин.

По условиям Шенгена.

В четверг во второй половине дня Европейский парламент с большим запасом голосов примет решение о безвизовом режиме для Украины.

Об этом можно говорить с уверенностью еще до голосования: в Европарламенте всегда было уверенное большинство в поддержку визовой либерализации. Против выступают только правые и частично левые радикалы, многие из которых (сюрприз!) не скрывают своей лояльности к РФ.

Дальнейший календарь утверждения безвиза также известен. "Европейская правда" публиковала его больше месяца назад и теперь его подтвердили все возможные источники. "Мы идем по графику, остались одни формальности, но их надо пройти", - говорят европейские дипломаты.

Итак, безвиз будет, и заработает он в середине июня. Но это не снимает всех вопросов.

Главный из них - как безвиз будет работать на практике?

Какие документы придется брать за границу? Кого не пустят в Европу, "завернув" на границе? Что делать со справками о доходах? Правда ли, что безвиз у нас - "неполный"?

Где мифы, а где правда? Вопрос безвиза в Украине действительно очень мифологизирован, хотя порой, как в поговорке, дым не без огня.

В этой публикации "Европейская правда" ответит на вопросы, которые звучат чаще всего, а ближе к дате старта безвиза соберет новые вопросы, чтобы снова дать разъяснения.

Чип вам!

Сначала о самом простом - базовых условиях.

В распоряжении ЕвроПравды имеются данные всеукраинского соцопроса, проведенного по заказу ЕС, который свидетельствует: большинство украинцев не знают даже того, что условием безвиза является биометрический паспорт. А вопрос о том, что делать со старыми паспортами после одобрения безвиза, ЕвроПравда слышит даже от журналистов.

Итак, въезжать в ЕС без визы будет разрешено исключительно тем, у кого есть биометрический паспорт. То есть паспорт с чипом, на который записаны фото, подпись и отпечатки пальцев данного человека.

Это не какие-то эксклюзивные условия для Украины.

Такое требование действует для всех без исключения государств, прошедших визовую либерализацию с ЕС за последнее десятилетие; да и в самом Евросоюзе давно выдают исключительно биометрические паспорта.

Несколько лет назад звучали предостережения против биометрики в религиозных кругах, но сейчас снялась и эта проблема. В Украинской православной церкви Киевского патриархата окончательно сняли вопрос к новым документам (патриарх Филарет лично получил биометрический паспорт), УГКЦ в настоящее время также не имеет претензий к паспортам с чипами. Возражения порой звучат только от представителей УПЦ Московского патриархата.

Примечательно, что хотя сами сторонники РФ долгое время выступали против перевода украинской системы на новый стандарт, в России биометрические паспорта ввели с 2010 года - значительно раньше, чем в Украине.

Но вернемся к нашим реалиям и к вопросу: что делать с ныне действующими паспортами? Ответ прост: ничего. Никаких требований по их замене у ЕС нет.

У вас есть действующая мультивиза в паспорте старого образца? Спокойно пользуйтесь ею до завершения срока ее действия. Хотите оставить старый паспорт и оформить биометрику как второй документ? Пожалуйста, это тоже разрешено.

если не будет биометрического паспорта, но возникла необходимость поехать в ЕС.

К примеру, в Молдове, где безвиз заработал три года назад, в прошлом году продолжали выдавать визы тем, кому они нужны. В семь шенгенских консульств, работающих в Кишиневе, за визами обратились 2000 человек. Большинство из них - иностранцы, но около трети - граждане Молдовы со старыми паспортами.

Это может показаться странным, ведь оформление нового паспорта стоит меньше, чем виза. Но не забывайте, что в Молдове - так же, как и в Украине, - действует соглашение о визовом упрощении, по которому пенсионеры, студенты и несколько других категорий имеют право на бесплатную визу.

Это не снимает мороки с оформлением, необходимости ходить в посольство или визовый центр. Но возможность поставить визу в старый паспорт останется и в дальнейшем.

А вот биометрический паспорт на оформление визы у вас просто не примут и посоветуют ехать сразу на границу. В ЕС уже готовят соответствующую инструкцию для консульств, говорят источники ЕвроПравды.

Пакет путешественника

Этот вопрос - наиболее мифологизированный.

В соцсетях распространено мнение, мол, "все те документы, которые до сих пор носили в консульство, теперь нужно будет брать на границу". Приходилось встречать даже абсурдные упоминания, что европейские пограничники будут спрашивать "справку о задолженности перед жэком" и "справку о несудимости".

Говоря словами одного из тех, кто писал в ЕП, "хотелось бы знать точный перечень "справок из бани", которые нужны будут на границе".

У нас есть ответ на этот вопрос, и он подтвержден документально. В ЕС действует так называемый "Шенгенский пограничный кодекс" (Schengen border code), где указан порядок и правила пересечения границы иностранцами.

Главный вывод из кодекса:

нет никаких дополнительных требований к тем туристам, которые едут в ЕС по безвизовому режиму.

Да, европейские пограничники будут проверять цель поездки тех, кто едет по безвизу, но требования к ним точно такие же, как и к обладателям визы. Ведь когда вы прибыли на границу с визой в паспорте, вас также могут не пустить в страну. К примеру, если пограничник выяснит, что вы едете работать по туристической визе.

В пограничном кодексе есть пять требований, которые распространяются как на "визовых", так и на "безвизовых" иностранцев. Въезд в страны ЕС разрешен тем гражданам, которые:

1) имеют на руках документ для пересечения границы (заграничный паспорт, проездной документ ребенка, диппаспорт и т.п.);

2) могут обосновать цель и условия пребывания в ЕС;

3) располагают достаточными финансовыми средствами как для пребывания в ЕС, так и для возвращения в Украину, или же способны получить их законным образом (это - прямая цитата из пограничного кодекса);

4) не находятся в перечне лиц, которым запрещен въезд в ЕС;

5) не представляют угрозы для общественного порядка, безопасности, общественного здоровья и международных отношений.

Для тех, у кого нет биометрического паспорта, к этому перечню добавляется шестой пункт - нужно иметь в паспорте действующую визу.

С первым пунктом мы уже разобрались.

В четвертом пункте речь идет о тех украинцах, кто был депортирован из государств-членов ЕС с запретом въезда на определенный срок (скажем, на год или на пять лет).

Прежде всего, речь идет о нарушителях визового режима - тех, кто нелегально работал в ЕС, кто остался в ЕС на более длительный срок, чем предусмотрено визой, а также о преступниках, осужденных в государствах-членах ЕС и высланных на родину. И если срок запрета въезда для конкретного человека еще не истек, можно быть уверенным: его точно "завернут" на границе.

Это, кстати, может создать для Украины серьезные проблемы.

Количество тех, кому запрещен въезд в ЕС, доподлинно неизвестно, но наверняка речь идет о сотнях или даже тысячах людей. Визовые нарушители в первые же недели безвиза могут поехать на границу, где получат кучу отказов и ухудшат статистику страны.

В пятом пункте (лица, представляющие международную или уголовную опасность) речь идет о тех, кто есть в базах Интерпола или Европола; еще один пример - те, кто последнее время ездил в Сирию или Иран. Таких людей достаточно немного даже в масштабах Украины.

Мы не зря пропустили второй и третий пункты - они касаются всех без исключения путешественников. Поэтому остановимся на них подробнее.

"Куда едете?"

Для начала - совсем немного теории.

Визовый режим является довольно архаичным инструментом, именно поэтому ЕС постепенно отменяет его для других государств. Сохраняют его лишь для тех стран, где есть высокий уровень визовых отказов; Украина уже давно не является таковой.

Главная цель визовой и пограничной проверок - убедиться в том, что человек не планирует нарушать миграционные правила.

Если упрощенно, то в ЕС есть два ключевых правила для путешественников:

не работать без рабочей визы и придерживаться так называемого "правила 90 дней" (пребывание в Шенгене не более 90 дней на каждые 180 дней).

Именно эти правила являются ключевыми и именно их соблюдение проверяет пограничник.

А теперь вернемся к законодательству ЕС, к пограничному кодексу. Перечень документов, о которых может спросить пограничник, приводится в приложении 1 к нему и зависит от цели поездки.

Для бизнес-поездок (командировок) это:

  • приглашение на встречу, или
  • другой документ, подтверждающий торговые или деловые отношения (прим: это прямая цитата, то есть вы сами выбираете удобный и возможный документ) , или
  • билет на выставку или собрание, если целью поездки является их посещение.

Кстати, обратите внимание, что для бизнес-поездок обратный билет не входит в перечень обязательных документов, и это логично - срок бизнес-визита может затянуться. Но будьте готовы объяснить эту потребность пограничнику.

Для туризма или частных поездок у вас спросят:

  • бронирование проживания или приглашение (не официальное "визовое", а произвольное!), если вы собираетесь остановиться у друзей;
  • обратный билет (если вы путешествуете на автомобиле, это не является требованием);
  • маршрут или план вашей поездки.

Причем законодательство ЕС предоставляет путешественнику право доказать свою добропорядочность различными документами и дает больше гибкости, чем стандартный "визовый" пакет.

Едете на автомобиле и будете останавливаться в кемпинге? Прекрасно, тогда вы можете вообще обойтись без брони, объяснив это пограничнику и предоставив ему данные о запланированном маршруте.

Но главное - точно те же документы пограничники порой требуют и сейчас!

Как мы уже отмечали, пограничные правила после начала действия безвиза остаются неизменными. Любой, кто путешествует в ЕС, подтвердит: на границе всегда спрашивают о цели визита, а если у пограничника есть хотя бы тень подозрения, он просит показать соответствующие документы - или распечатки, или в электронном виде.

Но никаких "справок из жэка"!

Речь идет исключительно о тех документах, которые путешественник все равно должен был бы взять с собой, когда едет за границу.

Миф о "справках из банка"

Последний пункт из перечня условий пересечения границы - о финансовой состоятельности.

Опять же, это условие действует и сейчас, при визовом режиме. Точно в той же мере, как будет действовать при безвизе. Но почему-то людям нравится миф о том, что на границу придется везти банковские выписки, справки с работы, сведения о недвижимости или любое другое подтверждение финансового положения.

Миф приобрел такую популярность, что даже грузинский МИД включил это требование... в перечень советов для соотечественников к началу действия безвиза! Плакаты с таким требованием (среди прочих пунктов, конечно) сейчас расклеены в вагонах тбилисского метро.

Хотя в ЕС настаивают: это неправда. Такого требования нет в официальном описании правил безвиза для Грузии , который распространяет Еврокомиссия. И, конечно же, его нет в пограничном кодексе ЕС.

Оно нарушает главный принцип: пограничники не требуют документов, которые турист не берет с собой в поездку (а справку из банка не возьмет ни один вменяемый путешественник).

Тем более нонсенс - мнение о том, что кого-то будет интересовать справка о вашей недвижимости. Напомним, этот пункт пограничных правил касается того, что у вас должны быть в наличии средства на проживание. Очевидно, что недвижимость никак на это не влияет:)

У автора этих строк есть основания полагать, что этот пункт не будет поводом для массовых проверок при безвизе. Случаи, когда на границе ЕС просят показать наличные, сейчас единичны; опыт Молдовы, где безвиз действует уже три года, свидетельствует, что для наших соседей это также не стало заметной проблемой.

Но для полной уверенности - разберемся, какие варианты дает нам законодательство ЕС. Кодекс предлагает путешественнику несколько опций:

1) наличные средства (но почти никто в ЕС не возит значительные суммы наличными);
2) тревел-чеки (устаревший и неактуальный вариант);
3) оплаченное проживание и билеты;
4) финансовые гарантии приглашающей стороны;
5) кредитные карты.

Собственно, последним пунктом можно и ограничиться.

Мы живем в XXI веке, и для европейцев не секрет, что кредитки сейчас является главным механизмом хранения и расходования денежных средств. По опыту, в тех редких случаях, когда на границе спрашивают о средствах, достаточно предъявить карту международных платежных систем.

А о справках - забудьте.

"Да ничего не изменится!"

Сложно сказать, откуда берут начало мифы о "том же пакете документов, только теперь - на границе", ведь они не имеют связи с реальностью.

Возможно, к их распространению приложили руку и зарубежные "друзья". Видимо, нужно сказать спасибо и собственному желанию найти "зраду" там, где ее нет. Вероятно, "добавило перца" и то, что украинцев слишком часто обманывали в вопросах безвиза, а потому и сейчас веры нет - по крайней мере, к заявлениям политиков.

Но здесь речь идет не об обещаниях, а о законодательстве. К тому же - о законодательстве ЕС, которое на скорую руку не изменишь.

Поэтому есть все основания утверждать: большинство слухов о том, что "безвиз ненастоящий" и "ничего не изменится", откровенно ложны.

Да, в первые месяцы будут определенные проблемы и перегибы. Да, точно будут осложнения на наземной границе, прежде всего с Польшей (там ведь и сейчас пункты пропуска перегружены). Да, к людям с пустым паспортом будут относиться с большим подозрением и чаще будут просить показать бронь, билеты и прочие документе.

Но уже после первой поездки и первого штампа паспорт становится не пустым.

Единственное, что несет реальную угрозу - это несоблюдение правил нами, гражданами Украины. И в случае, если за полгода мы услышим о массовых нарушениях "правила 90 дней" или о "вояжах" нелегальных гастарбайтеров - тогда Украина действительно получит проблемы с безвизом. Но это - совсем другая история, которая, надеемся, так и не станет реальностью.

редактор "Европейской правды"

Европейские политики предварительно согласовали отмену визового режима для Украины. Издание сайт проанализировало, какие выгоды получат граждане и власти страны, если ЕС окончательно откроет двери для украинцев

Вечером 28 февраля прозвучало вожделенное для украинских властей заявление о достижении Советом Европейского союза и Европейским парламентом консенсуса по вопросу введения безвизового режима для граждан Украины.

«Когда изменения вступят в силу, обладатели биометрических паспортов смогут въезжать в ЕС на 90 дней в течение 180-дневного периода для деловых, туристических или семейных поездок», — говорится в сообщении пресс-службы Европейского парламента.

Ожидания украинцев не оправдались

Многие жители Украины ожидали, что с отменой визового режима смогут отправиться на заработки в европейские страны. Однако Европейский парламент подчеркнул, что безвизовый режим не дает гражданам Украины право на трудовую деятельность без разрешения, а также нахождение на территории стран ЕС свыше 90 дней в каждом полугодии. Кроме того, для поездки в Великобританию или Ирландию все равно придется получать разрешение. Иными словами, речь идет о гостевых визах.

«Сама тема звучит красиво, но на самом деле — это более чем символический жест. Система пересечения границы будет более сложной: если раньше украинцы обращались в консульство и сдавали туда пакет документов, то теперь они будут вести эти же документы с собой и предъявлять их на границе, и решение о разрешении на въезд будет давать не консул, а пограничник», — сказал в интервью изданию сайт председатель Института украинской политики Константин Бондаренко.

Для того, чтобы понять выгоду для Украины от безвизового режима с Европейским союзом, стоит обратиться к опыту Молдавии, для которой либерализовали порядок въезда на аналогичных условиях в апреле 2014 года. Сейчас жители страны в большей степени уповают на получение румынских паспортов.

По словам политолога, если украинцы захотят отправиться на заработки в европейские страны, то в условиях наплыва нелегальных мигрантов из других стран столкнутся с высокой конкуренцией за рабочие места в секторе низкоквалифицированной рабочей силы, где в основном заняты приезжие с Украины, многие из которых имеют среднее и высшее образование. Другой проблемой служит языковой барьер — на Украине сравнительно небольшой процент граждан, владеющих английским и другими языками. По этой причине российское направление более привлекательно.

По оценке экспертов, в настоящее время за рубежом работают около 3 млн граждан Украины. Опрос, проведенный социологической группой «Рейтинг», показал, что 36% украинских трудовых мигрантов уехали в Польшу, 25% — в Россию, по 5% — в Чехию и Германию, 3% — в Италию.

Обратимая сила решения

Согласно регламенту, теперь эту договоренность должен подтвердить профильный комитет Европейского парламента, затем эту инициативу на пленарной сессии большинством голосов должны одобрить депутаты Европейского парламента. После чего эту инициативу большинством голосов должны одобрить депутаты Европарламента, а затем и члены Совета ЕС квалифицированным большинством, то есть идею должны поддержать как минимум 55% государств-членов (Великобритания, Ирландия и Дания не голосуют по этому вопросу, потому что не подчиняются общим решениям в сфере миграционной политики ЕС, что зафиксировано во время подписания Договора о ЕС), которые представляют не менее 65% населения государств-членов Евросоюза. Решение вступает в силу через 20 дней после публикации в Официальном журнале Европейского союза.

«Тянуть с решением вопроса о безвизовом режиме для Украины уже некуда. Сейчас остаются лишь бюрократические преграды, Киев со своей стороны выполнил все требования, которые ему предъявляли, даже перевыполнил, потому что основной блок вопросов выполнили еще тогда, когда этим вопросом занимался Валерий Хорошковский, будучи вице-премьером правительства Украины. К декабрю 2012 года невыполненными оставались 3-4% требований «дорожной карты», после событий 2013-2014 годов появились новые требования, например более активная борьба с коррупцией и внедрение новых стандартов, чего не было в 2012 году. Теперь утверждение Советом ЕС и Европарламентом — это формальность», — считает Константин Бондаренко.

Европейские политики заблаговременно обезопасили себя от негативных последствий открытия границ для Грузии и Украины, поэтому в качестве одного из условий предоставления безвизового режима по инициативе Германии и Франции стало утверждение механизма оперативной приостановки его действия. Соответствующее решение было принято Советом ЕС 27 февраля. Согласно документу, после соответствующего сообщения одного из государств ЕС Еврокомиссия в течение месяца должна принять решение об отмене действия принципа открытых границ на срок девять месяцев. Решение вступит в силу автоматически. В течение этого периода Еврокомиссия совместно с заинтересованными странами должна найти выход из ситуации, из-за которой и было приостановлено действие безвизового режима. Раньше все государства ЕС должны были единогласно проголосовать за возврат к визовому режиму с третьими странами, после чего следовала процедура денонсации соответствующего соглашения.

Приостановка безвизового режима предусмотрена, в частности, при злоупотреблении его условиями. Например, в случае массового въезда лиц, которые пытаются нелегально эмигрировать или работать в странах Евросоюза, а также значительного роста необоснованных прошений о предоставлении убежища или роста риска для общественного правопорядка или национальной безопасности стран ЕС.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!