Это жизнь - портал для женщин

Универсальными организациями являются. ООН – универсальная международная организация

Введение…………………………………………………………………………………….3

1.ООН универсальный международный орган……………………………………………..5

1.1 История возникновения ООН………………………………………………………….5

1.2 ООН: понятие, уели и задачи…………………………………………………………12

2. Система главных органов ООН ………………………………………………………….16

2.1 Структура ООН и направленность деятельности ее органов ……………………...16

2.2 Вспомогательные органы ООН………………………………………………………21

3. Пути дальнейшего развития ООН ……………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………………………...37

Список использованных источников …………………………………………………....39

Введение

Тема данной курсовой работы обусловлена тем что, Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 192 страны мира.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.

ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Целью данной работы является анализ статуса ООН, компетенции его главных органов на соответствие отнесения ее к универсальной международной организации.

Задачей является показать особенность становления ООН как универсальной организации.

1 ООН универсальная международная организация

1.1История возникновения ООН

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Главной постоянно действующей межправительственной органи­зацией является Организация Объединенных Наций (основана в 1945 г.). Согласно уставу ООН призвана осуществлять междуна­родное сотрудничество с целью разрешения глобальных эконо­мических проблем (ст. 1) «с целью создания условий стабильно­сти и благополучия», с целью «содействия повышению уровня жизни, экономическому развитию и прогрессу в мире».

Вопросами экономического сотрудничества занимается выс­ший орган ООН - Генеральная Ассамблея и руководимый ею ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет).

Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному со­трудничеству в экономической, социальной и других отраслях; ГА также осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС.

Экономический и Социальный Совет призван решать кон­кретные задачи международного экономического сотрудничества. Согласно Уставу ООН, в функции ЭКОСОС входит проведение различного рода исследований и докладов по международным вопросам в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам.

В рамках Совета разрабатываются проекты международных соглашений и конвенций, которые в последствии предостав­ляются на утверждение в Генеральную Ассамблею. В функции ЭКОСОС входит также координация деятельности специализи­рованных учреждений ООН, с которыми он заключает специаль­ные соглашения, а также руководство региональными эконо­мическими комиссиями.

Под руководством Экономического и Социального Совета работают следующие региональные экономические комиссии.

1. Европейская экономическая комиссия (Экономическая ко­миссия для Европы) была создана в 1947 г. сроком на пять лет для оказания эффективной помощи разоренным Второй миро­вой войной европейским странам. Затем срок деятельности этой комиссии был продлен на неопределенный срок. Высшим орга­ном комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган Комиссии - Секрета­риат, который имеет отделы: планов и исследований, промыш­ленный, транспортный, торгово-посреднический. В рамках Ко­миссии действует десять комитетов: по черной металлургии; по углю; по электроэнергии; по промышленности и внутреннему транспорту; по рабочей силе; по жилищному вопросу; по разви­тию внешней торговли и др.

2. Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) создана в 1947 г. в качества временной организации. В 1952 г. комиссия была реорганизована в постоянную. Высшим органом Комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган - Секретариат, состоящий из отделов промышленности и торговли, транспорта и связи, со­циальных вопросов, исследований и планов. В ЭСКАТО имеют­ся: Комитет по промышленности и естественным ресурсам, Ко­митет по внутреннему транспорту и связи, Комитет по торговле. При участии ЭСКАТО были разработаны проекты строительства трансазиатской железной дороги и строительства трансазиатско­го шоссе через 15 стран.



3. Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА) создана в 1948 г., в 1951 г. преобразована в постоянную комис­сию. Ее членами являются 20 государств Латинской Америки Высшим и постоянно действующими органами Комиссии явля­ются соответственно пленарные сессии и Секретариат. В составе Секретариата шесть отделов. При участии ЭКЛА создана Лати­ноамериканская экономическая система (ЛАЭС).

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была образована на XXV сессии ЭКОСОС (1958 г.). Функции, высшие и постоянно действующие органы аналогичны другим экономическим комис­сиям. ЭКА разработала проекты по строительству трансафрикан­ской, транссахарской и восточно-африканской автомагистралей.

5. Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) сконцен­трировала внимание на исследовательской форме деятельности, обобщая и прогнозируя тенденции и перспективы развития от­дельных стран региона. В частности, исследуется практика транс­национальных корпораций в нефтяной промышленности региона.

Важным вспомогательным органом Генеральной Ассаммб-леи ООН является Комиссия по международной торговле (ЮНИСТРАЛ), которая проводит работу по содействию и уни­фикации прав международной торговли. В частности, ею разра­ботана Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на конференции ООН в 1980 г.

Одним из наиболее значительных органов ООН, занимаю­щихся проблемами экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она бы­ла учреждена в 1964 г. как вспомогательный орган ГА ООН и уже давно переросла в самостоятельную автономную. Высшим органом ЮНКТАД являются сессии конференции (собираются один раз в три-четыре года). Между сессиями конференция ра­ботает в виде Совета по торговле и развитию (собирается два раза в год). При Совете действует семь постоянных комитетов: по сырьевым товарам; по промышленным товарам; по преферен­циям; по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; по морским перевозкам; по передаче технологий и экономическому сотрудничеству развивающихся стран, а также четыре рабочие группы.

В резолюции ГА ООН, которой была учреждена ЮНКТАД, ее функции были сформулированы следующим образом:

1)поощрение международной торговли, особенно с точки зрения ускорения экономического развития, в частности торгов­ли между странами, находящимися на разных уровнях развития;

2)установление принципов и политики, касающихся между­народной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

4)рассмотрение и содействие координации деятельности дру­гих учреждений в рамках системы ООН;

5)принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

6)согласование политики правительств и региональных эко­номических группировок в области торговли;

7)рассмотрение любых других вопросов в пределах компе­тенции.

Характер деятельности ЮНКТАД, ее структура, универсаль­ность, объем компетенций природа принимаемых документов дают все основания рассматривать ее в качестве постоянной ме­ждународной организации. Штаб-квартира организации нахо­дится в Женеве.

Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1956 г. в целях содействия индустриализации развивающихся государств. В 1985 г. она приобрела статус специа­лизированного учреждения ООН. Высшим органом ЮНИДО яв­ляется Генеральная конференция, созываемая один раз в четыре года; руководящим органом является Совет по промышленному раз­витию, заседания которого проводятся один раз в год. Совет со­стоит из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией сроком на три года на основании принципа справедливого гео­графического представительства. Постоянный комитет является вспомогательным органом Совета и собирается на свои сессии дважды в год. Секретариат - административный орган ЮНИДО находится в Вене (Австрия). Генеральный секретарь ЮНИДО по представлению Совета утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. К руководящим органам относится так­же Комитет по программным и бюджетным вопросам. С 1981 г. функционирует информационный банк по промышленности и технологии.

Основополагающими документами организации являются Лимская декларация и План действия по промышленному раз­витию и сотрудничеству, принятые в 1975 г. ЮНИДО разраба­тывает рекомендации и программы для правительств развиваю­щихся стран по оказанию технической помощи в проектирова­нии и строительстве объектов.

Установление равноправного международного экономиче­ского сотрудничества в области науки и техники должна содей­ствовать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана оказывать помощь развивающимся странам в становлении национальных систем охраны промыш­ленной собственности и авторских прав.

Среди валютно-кредитных учреждений ООН выделяются: Международный валютный фонд (МВФ);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

■ Международная финансовая корпорация (МФК);

Международная ассоциация развития (MAP).

Все эти организации носят межправительственный характер и имеют статус специализированных учреждений ООН, т.е. ООН не может давать им рекомендации в отношении политики и ос­новных направлений их деятельности.

МВФ и МБРР - крупнейшие международные валютно-кредитные организации - созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 г. Чле­нами каждой организации являются 184 государства, в том числе и Российская Федерация.

Цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и представлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валют­ных курсов.

Главная цель МБРР - содействовать реконструкции и раз­витию территорий государств-членов путем поощрения капита­ловложений для производственных целей.

МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР и насчи­тывает 176 государств-членов) занимается финансированием главным образом многонациональных проектов, в которых уча­ствует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.

MAP (создана в 1960 г. как филиал МБРР, сейчас в нее входят более 160 государств) предоставляет беспроцентные кредиты раз­вивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Срок кредитования для наименее развитых (по списку ООН) стран составляет 40 лет, для остальных - 35 лет.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - это крупнейший межправительственный торговый договор. Было принято в 1948 г. как временное соглашение. На протяжении всей истории (1948-1994 г.г.) его важнейшей функцией явля­лось проведение многосторонних раундов торговых переговоров. Всего таких раундов было 8. Последний, Уругвайский раунд за­вершился в апреле 1994 г. подписанием Заключительного акта, состоявшего из соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и ряда документов, которые в совокупности соста­вили систему ВТО.

Высшим органом ВТО является Конференция министров госу­дарств-участников ВТО. Ее сессии проходят не реже одного раза в два года. Между сессиями по мере необходимости созывается Генеральный Совет участников ВТО. Он выполняет функции Органа по разрешению споров и Механизма по обзору торговой

политики. Конференция министров назначает Генерального ди­ректора, который руководит Секретариатом ВТО. Все решения в рамках ВТО принимаются консенсусом. В компетенцию ВТО входят:

■ Международная торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами;

■ торговля текстилем и одеждой;

■ международная торговля услугами; ■ интеллектуальная собственность;

■ связанные с торговлей инвестиции;

■ специальные защитные, антидемпинговые и компенсаци­онные меры;

■ санитарные и фитосанитарные меры;

■ правила происхождения товаров;

■ импортное лицензирование и др.

Все многосторонние соглашения ВТО обязательны для госу­дарств-участников, остальные страны вынуждены следовать нор­мам и правилам, выработанным в ГАТТ/ВТО.

В современных международных экономических отношениях значительная роль принадлежит универсальным объединениям, формально не являющимся международными организациями. К их числу следует, прежде всего, отнести Парижский и Лон­донский клубы кредиторов.

Парижский клуб - межгосударственный механизм, создан­ный для выработки многосторонних договоренностей государст­вами-кредиторами по отношению к государствам-должникам с целью пересмотра условий погашения задолженности. Офици­ально не имеет устава, правил приема и закрепленных структур.

Российская Федерация, являясь продолжателем СССР, в Связи с членством в Клубе получила возможность перевести в практическую плоскость реализацию значительных внешних ак­тивов, многие из которых считались «безнадежными».

Лондонский клуб был создан с целью выработки договоренно­стей со странами-должниками по выплате внешнего долга и пога­шения межбанковской задолженности. Он объединяет 600 ком­мерческих банков-кредиторов ведущих стран мира. Его возглав­ляют представители «Дойче банк» (Германия).

К универсальным международным экономическим организациям относятся:

1) Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС). Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

· Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;

· Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

· Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;

· Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

2) Всемирная торговая организация (ВТО). 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем: обеспечения полной занятости; роста производства и торгового обмена товарами и услугами; оптимального использования источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. ВТО имеет следующую структуру:

1. Конференция министров (раз в два года).

2. Всеобщий совет: Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).

3. Вспомогательные органы: Совет по услугам, Совет по товарам, Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность; Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам. Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Например, допускается принятие следующих мер: административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям; административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия

платежного баланса и др.); пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров; добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран - экспортеров и импортеров; ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).


3) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организа́ция европе́йского экономи́ческого сотру́дничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств - членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.

4) Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. В состав рабочих органов, занимающихся экономическими вопросами, входят:

Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;

Экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству;

5) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South-East Asian Nations, ASEAN) была подписана 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Секретариат АСЕАН был образован в 1976 г. и находится в Джакарте. Основные цели АСЕАН на основе Бангкокской декларации : содействие экономическому, социальному и культурному развитию посредством сотрудничества стран региона; обеспечение экономической и политической стабильности в регионе; разрешение внутрирегиональных проблем.

6) Европейская экономическая комиссия ООН. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - региональная организация Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).

Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН) была создана в 1947 г. для содействия развитию экономического сотрудничества между странами-членами этой комиссии. Является одной из пяти региональных комиссий Организации Экономического и Социального Развития ООН (ЭКОСОС). Организация насчитывает 56 государств-членов. Наряду с европейскими странами в состав организации входят Соединённые Штаты Америки, Канада, Турция, Израиль, бывшие советские республики Средней Азии. Штаб-квартира ЕЭК ООН находится в Женеве, Швейцария. Годовой бюджет составляет около 50 млн. долларов США.

7) Международная торговая палата. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) - всемирная предпринимательская организация, основными задачами которой являются выработка рекомендаций по экономической политике и практике на основе правил торговли и инвестирования, а также разработка стандартов коммерческой деятельности.

МТП создана в 1919 г. Членами МТП являются национальные комитеты и группы более чем из 60 стран. В 75 странах, где такие комитеты или группы не созданы, экономические субъекты (фирмы) осуществляют прямое членство в МТП. Местонахождение - Париж (Франция). Основными целями МТП являются:

Представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;

Обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;

Разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;

Предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;

Поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран.

8) Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО (англ. UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) - является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощьразвивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением Организации Объединённых Наций стала в 1985 году. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 174 государствами-членами, промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 34 страновых и региональных отделений, 19 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и 9 технологических центров.

9) Организация Черноморского экономического сотрудничества. Организация черноморского экономического сотрудничества - межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС основана 1 мая 1999 на базе Договора о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.

Что касается марксистской литературы, то качества государства как органи­зации неоднократно отмечались в работах В.И. Ленина (присутствовало и само слово «организация»). Термины «государство - машина угнетения», «аппарат», даже «дубина» в руках одного класса против другого широко использовались в марксистской литературе. Исследовались и некоторые отличия этой организации, скажем, от родового строя, но основное внимание уделялось ее социальному ха­рактеру. На социальном признаке в марксистской литературе основаны все глав­ные классификации государственности.

Обычным было понятие государства как политической организации , но трак­товалось оно тоже неодинаково. В определениях, приводимых в философских и политических словарях, издававшихся в СССР, понятие государства как поли­тической организации нередко расширялось по существу до отождествления его с самим обществом, политически (государственно) организованным, говорилось, что «… государство - политическая организация общества. При этом речь шла, разумеется, об обществе в целом, а не об одной из его политических организаций. Такой подход в известной мере коренился в некоторых высказываниях основоположников марксизма в тот период развития, когда политические партии еще не приобрели большого влияния, а другие объединения не играли значитель­ной политической роли.

Ныне в государствоведческих исследованиях на первый план все чаще стали выдвигаться не вопросы политической организации общества, а проблемы политической власти в нем. При этом определение государства как политической) организации или даже как одной из политических организаций в обществе не раскрывает в достаточной мере всего набора его организационных свойств. Часто встречающаяся характеристика государства как политического учрежде­ния, института (особой формы организации) тоже не вполне самодостаточна - ведь существует множество других политических институтов. В поисках дефини­ции не помогают, как отмечалось, и ссылки на разделение населения по адми­нистративно-территориальным единицам, ибо этот признак не имеет универсаль­ного характера. Иерархическая структура государственных органов, на которую иногда ссылаются, не может служить критерием разграничения: она имеется и в других организациях (хотя и с неодинаковым значением этой иерархии). Не помо­гают также ссылки на принудительный характер власти (хотя и по-своему, но родительская и корпоративная власти тоже имеют принудительный характер).

На наш взгляд организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для данного общества (очерченного государственными границами) характеру. В эту организацию входят все находящиеся на данной терри­тории лица, независимо от того, желают или не желают они этого: граждане, лица без гражданства, с двойным (множественным) гражданством, иностранцы. Они уплачивают на содержание этой организации не добровольные (как во многих партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых, да и то не всегда, они могут, лишь покину! территорию данной организации. Во мно­гих случаях различные сборы уплачиваюТ’1ГТра:я^^ за пределами своего государства, если они, например, получают заработную плату от государства или имеют определенные виды собственности на территории государства (последнее относится и к иностранцам). Все другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации невзирая на то, разде­ляют они ее цели и задачи или борются против нее (их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). В зависимости находят­ся и все юридические лица, сами органы государства. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из стра­ны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве останется, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.

В современном социально асимметричном обществе нет другой аналогичной универсальной организации. Универсальная организация предгосударственного родового общества, племенная организация населения существуют в иных усло­виях и построены на иных принципах, имеющих неполитический характер. «Уни­версальные» международные организации (например, ООН) в принципе никогда не являлись универсальными: какие-то государства не входят в число их членов, да и организации эти совсем иного качества, чем государство.

Лишь в некоторых африканских странах как социалистической ориентации (ориентированных на тоталитарный социализм), так и ориентации капиталисти­ческой (формы искаженного, тоталитарного капитализма в политическом строе) были предприняты попытки создать еще более универсальную организацию, чем государство. Так, Гвинейская Народная Революционная Республика при режиме Секу Туре была провозглашена »партией-государством» (это нашло отражение и в конституции 1982 г.). Согласно этой концепции, как было сказано в преамбуле упомянутой конституции, государство отождествляется с партией. Были созданы единые, слитные партийно-государственные структуры и органы власти в масштабе страны и на всех уровнях административно-территориального деления. Аналогичный порядок (также при существовании единственной партии) был конституционно закреплен в Республике Заир, где лозунг капиталистического развития в экономике сочетался с тоталитарным режимом. Согласно ст. 32 кон­ституции 1980 г. (аналогичный порядок устанавливали и другие, более ранние конституционные акты) в обществе существовал единственный политический институт - Народное движение революции. Все жители страны автоматически считались его членами, а парламент, правительство, суды - его органами. Эти суперуниверсальные формы были во многом искусственными явлениями и, про­державшись по два с половиной десятилетия, исчезли (в Гвинее - в результате военного переворота 1984 г., в Заире - в итоге массовых народных выступ­лений в начале 90-х годов). Качества государства как универсальной организации предполагают исследование вопроса о пределах и эффективности такой универсальности. В отечественной послеоктябрьской литературе вопрос о пределах универсальности связывался чаще всего с социальными аспектами: с исследова­нием роли государства как главного орудия по преобразованию общества на но­вых началах. Пределам его вмешательства в общественную, а иногда и личную жизнь в государствоведческой литературе почти не ставилось преград. Лишь в правовой литературе в связи с обсуждением вопроса о правовом регулировании говорилось об объективных пределах последнего. Что же касается вопросов о влиянии количественных параметров государства (численность населения, разме­ры территории и др.) на его эффективность, то они в такой постановке вопроса фактически не обсуждались.

В зарубежной литературе пределы универсальности государства связывались с двумя аспектами: его ролью и количественными критериями, причем последние рассматривались обычно в связи с процессами возникновения новых государств в результате краха колониализма. Вопрос о роли государства в разные периоды решался неодинаково: от концепции невмешательства и роли «ночного сторожа» до тотального огосударствления жизни, включая многие частные стороны (фа­шистские концепции, мусульманские фундаменталистские доктрины). Количест­венные критерии использовались преимущественно на базе опыта малых афри­канских стран. В частности, утверждалось, что государство может быть эффек­тивной универсальной организацией, если численность его населения не менее 15 млн. человек. Были и другие взгляды, касавшиеся плотности населения на территории, но в целом они опирались на частичный опыт, высказывались по­путно и имели в основном умозрительный характер.

Более основательно, в основном в международно-правовой литературе, разра­ботан взгляд о соотношении универсальности государства и этноса. Считается, что любой этнос, сознающий себя в качестве нации, вправе создавать свою суверенную или автономную организацию публичной политической власти, и это право признается и защищается мировым сообществом. Не может быть никаких юридических аргументов против политического самоопределения любой, даже

самой малочисленной, нации, если при этом не нарушаются права человека и права проживающих вместе с ней других этносов . Правда, вопрос об эффектив­ности и даже жизнеспособности малого государства при этом не ставился, а само понятие этноса, народности, нации и особенно этноса, осознающего себя нацией, остаются в литературе довольно неопределенными (правда, эти последние проб­лемы уже выходят за сферу юридических наук).

Из сказанного видно, что проблема универсальности государства, ее различ­ные аспекты на конкретном страноведческом материале в государствоведении в должной мере еще не разработаны. Между тем многие из таких вопросов в ус­ловиях современных тенденций «суверенизации», распада ряда федераций и обра­зования новых малых (а иногда и очень малых, преимущественно островных) государств имеют весьма важное практическое значение. Актуальны они и для России, стран СНГ, на территории которых проживают многие десятки наций и этносов, стремление отдельных лидеров которых максимально отгородиться от своих соседей часто приводит к общей разрухе.

Словом, исследование разносторонних качеств универсальности государствен­ной организации, ее пределов и эффективности приобретает важнейшее теоре­тическое и практическое значение. Однако, совокупный предмет общей теории государства и права очерчен определенными рамками, общая же политология вряд ли имеет возможность заниматься этим: у нее свои задачи. Видимо, лишь формирование особой отрасли знаний - сравнительного государствоведения может продвинуть нас вперед в решении этих теоретических и прикладных задач.


Похожая информация.


Классической международной межправительственной организацией универсального типа является Организация Объединенных Наций. С ООН связано соглашениями более 130 специальных организаций, действующих для решения конкретных вопросов. Это различные программы, фонды и специализированные учреждения, имеющие собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организациями, финансируемыми как за счет добровольных, так и обязательных взносов .

Попытки формирования глобальной международной организации предпринимались и раньше, после Первой мировой войны, реализуясь в основании Лиги Наций - предшественницы ООН. Однако именно Вторая мировая война поставила вопрос о совместном решении проблем мира и безопасности еще более жестко, впервые в истории способствуя созданию действительно универсальной международной организации с ведущей ролью стран-победительниц. Решение о создании ООН было окончательно принято союзниками по антигитлеровской коалиции в 1945 г., когда стал понятен исход Второй мировой войны. Однако уже в августе 1941 г. Президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер- министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии У. Черчилль подписали Атлантическую хартию, обозначившую направления международного сотрудничества с целью поддержания международного мира и безопасности. Впоследствии всеобщее следование идее глобальной международной организации многократно подтверждалось в совместных декларациях союзнических государств. В январе 1942 г. было впервые использовано предложенное Ф. Д. Рузвельтом словосочетание “объединенные нации", представителями 26 союзных государств подписана Декларация Объединенных Наций в поддержку Атлантической хартии. В октябре 1943 г. на Московской конференции, в декабре 1943 г. на Тегеранской конференции, в сентябре - октябре 1944 г. на конференции в Вашингтоне, а в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции США, Соединенное Королевство, СССР и другие страны неоднократно подтверждали готовность к созданию ООН. Были разработаны цели и структура Организации. Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско в апреле, 24 октября 1945 г. был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и другими подписавшими его государствами и вступил в силу. С тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День ООН .

В январе 1946 г. создаются основные действующие органы, формируется организационная структура ООН. Впервые созываются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, принимаются первые резолюции, назначается Генеральный секретарь, принимается Всеобщая декларация прав человека. В Уставе ООН сформулирована миссия этой международной организации - для чего она создается, какие цели и функции реализует в своей деятельности: “Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями; сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека; быть центром для согласования действий наций” . Выражение миссии предполагало наиболее общие формулировки, отражающие направленность и предназначение создаваемой международной организации. Конкретизация миссии была осуществлена в главах Устава, посвященных целям и принципам ООН, провозгласивших “суверенное равенство” “миролюбивых государств” - членов ООН и “решение международных споров только мирными средствами”. Конечно, декларируемые цели впоследствии были неоднократно нарушены различными странами - членами ООН, на протяжении второй половины XX и XXI вв. неоднократно прибегавшими далеко не к мирным средствам разрешения споров и осуществлявшими бомбардировки других стран без мандата ООН. Однако с самого начала своей деятельности именно ООН выступала главным наднациональным арбитром, устанавливавшим правила международного взаимодействия и способствовавшим урегулированию международных конфликтов.

Согласно Уставу, шестью главными действующими органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат . Генеральная Ассамблея действует на сессионной основе, состоит из представителей всех государств- членов, проводит очередные сессии один раз в год. Также предусмотрена возможность созыва Генеральным секретарем специальных сессий Генеральной Ассамблеи по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи каждое государство - член ООН имеет один голос и может быть представлено в составе не более пяти делегатов и пяти заместителей. В настоящее время членами ООН являются 193 государства (14 июля 2011 г. 193-м государством, вошедшим в число членов ООН, стала Республика Южный Судан).

Работа сессий Генеральной Ассамблеи осуществляется в рамках шести комитетов, в которые могут входить делегаты из различных стран - членов ООН. Первый комитет занимается политическими вопросами, проблемами безопасности и разоружения, Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами, Третий комитет - социальными, гуманитарными и культурными вопросами, Четвертый комитет - вопросами международной опеки и территорий, Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами, Шестой комитет - правовыми вопросами. Помимо комитетов, Генеральной Ассамблеей могут формироваться отдельные вспомогательные комиссии и конференции, например Комиссия по правам человека при Экономическом и социальном совете, экономические комиссии, Комиссия по международному праву, Комиссия по проблемам разоружения, Конференция ООН по торговле и развитию. В системе ООН комиссии и конференции выполняют функции координационных центров, обеспечивающих работу по соответствующим направлениям и проблемам развития. На основе исследований проблем по ключевым направлениям международного сотрудничества Гене- ральная Ассамблея представляет странам - членам ООН обоснованные рекомендации.

Установленный порядок предполагает принятие решений по вопросам поддержания мира и безопасности Советом Безопасности, состоящим из 15 членов. В соответствии с Уставом, именно на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24). Все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их (ст. 25). В то время как другие органы ООН выносят рекомендации государствам-членам, только Совет Безопасности (СБ) обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу . В настоящее время, как и ранее, со времени основания ООН, в число постоянных членов СБ ООН входят Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Каждый из десяти непостоянных членов СБ ООН избирается сроком на два года (пять непостоянных членов ежегодно). Сегодня в их число входят Ангола, Венесуэла (Боливарианская Республика), Египет, Испания, Малайзия, Новая Зеландия, Сенегал, Украина, Уругвай и Япония . Избрание непостоянных членов СБ ООН осуществляется по географическому принципу: пять непостоянных членов избираются от государств Азии и Африки, два - от государств Латинской Америки, два - от государств Западной Европы и других государств, и один - от государств Восточной Европы. Совет Безопасности выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного суда .

Именно Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, дает рекомендации или принимает решение о том, какие меры следует предпринять (ст. 39 Устава ООН). Он призывает стороны урегулировать спор мирным путем и рекомендует методы или условия урегулирования (ст. 33 Устава ООН). В своей практической деятельности для поддержания мира и безопасности СБ ООН нередко прибегает к санкциям, в том числе санкционирует военные операции против государств-нарушителей, введение миротворческих формирований в зоны конфликта, организацию постконфликтного урегулирования, введение международной администрации в зонах конфликта. Для этого государства-члены предоставляют в распоряжение СБ ООН “по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода” (ст. 43 Устава ООН).

Чтобы иметь возможность совместных международных принудительных действий, члены Организации Объединенных Наций поддерживают в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил. Численность и степень готовности этих контингентов и планы их совместных действий определяются Советом Безопасности с помощью Военно-штабного комитета (ст. 45-46 Устава ООН). В случае спора между государствами именно Совет Безопасности заявляет требования о мирном урегулировании спора и рекомендует процедуры и способы мирного урегулирования. При нарушении мира и актах агрессии он принимает решение о квалификации деяний как агрессии, подписывает с государствами - членами ООН соглашения о предоставлении ими вооруженных сил, применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности.

Поддержание мира и обеспечение международной безопасности со стороны ООН и других международных организаций может осуществляться по нескольким направлениям. В этой связи следует упомянуть прежде всего концепцию превентивной (предупредительной) дипломатии, участники которой стремятся предупредить возникновение споров между сторонами, не допустить перерастания уже имеющихся споров в конфликты или ограничить масштаб конфликтов после их возникновения. Первоначально идея “превентивной дипломатии” была высказана в 1960 г. в период холодной войны на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи Генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Она состояла в том, чтобы предупреждать локальные конфликты или препятствовать их разрастанию вследствие вмешательства сверхдержав на той или иной стороне. С тех пор политика “превентивной дипломатии” многократно осуществлялась в различных странах. По завершении холодной войны концепция превентивной дипломатии была снова взята на вооружение после выступления Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали в 1992 г. В докладе перед Генеральной Ассамблеей превентивная дипломатия была определена как деятельность в целях предупреждения возникновения споров между сторонами, недопущения перерастания существующих споров в конфликты и ограничения масштабов конфликтов после их возникновения .

О необходимости “расширения арсенала превентивной дипломатии” говорил в докладе “Превентивная дипломатия: достижение результатов”, посвященном памяти бывшего Генерального секретаря ООН Д. Хаммаршельда Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 г. Превентивная дипломатия нередко оказывается одним из немногих путей сохранения мира, а следовательно, спасения жизней людей и предотвращения тяжких экономических последствий. Ведь в среднем издержки гражданской войны поглощают более чем 30-летний рост объема валового внутреннего продукта (ВВП) развивающейся страны. Кумулятивные издержки, связанные с наиболее жестокими и продолжительными гражданскими войнами, составляют десятки миллиардов долларов США, а процесс восстановления до первоначального уровня роста занимает в среднем 14 лет. Усилия же по предупреждению кризисов могут быть гораздо менее дорогостоящими . Генеральный секретарь ООН отметил, что, несмотря на серьезные проблемы, которые по-прежнему препятствуют достижению успеха в области превентивной дипломатии, коллективные усилия все же привели к тому, что число конфликтов малой интенсивности, начавшихся в период 2000-2009 гг., составило примерно половину от числа таких конфликтов, начавшихся в 90-е гг. прошлого столетия. За этот же период количество новых конфликтов высокой интенсивности (изначально таковых или переросших в таковые) также сократилось с 21 до 16*.

Идея превентивной дипломатии реализуется несколькими способами. Прежде всего для поддержания мира и приведения враждующих сторон к соглашению с помощью мирных средств осуществляются миротворческие операции. Они могут реализовываться посредством превентивного размещения в проблемных регионах миссий наблюдателей - военного, полицейского и гражданского персонала ООН. Созданные для реагирования на кризисные ситуации и значительно различающиеся в целях и масштабах деятельности политические миссии в проблемных регионах проводят различную работу, способствующую предотвращению потенциальных конфликтов. Их сотрудники участвуют в оказании добрых услуг, взаимодействуют с правительствами вовлеченных стран, помогают осуществлять мирные инициативы сторон потенциального конфликта. Значимым направлением предотвращения выступает “превентивное разоружение” - сбор и уничтожение оружия, находящегося в руках потенциальных участников различных сторон конфликта. Конечно, предотвращение конфликта и недопущение насилия являются некоторым идеальным вариантом. В случае если превентивных мер оказывается недостаточно или они предпринимаются слишком поздно, для прекращения столкновений и примирения требуются переговорный процесс, дипломатические усилия и посредничество. На всех стадиях конфликта важны политические действия и решения по устранению противоречий, лежащих в основе конфликта.

Урегулированию конфликтов между сторонами способствует применение многонациональных сил под командованием ООН - миротворчество. Не располагая постоянным международным во-

оружейным контингентом военного или полицейского характера, в своей деятельности ООН использует миротворческие силы, добровольно предоставляемые государствами-членами. Миротворческие операции позволяют создавать буферные зоны между воюющими сторонами и играют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня. Также они могут оказывать помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин . Миротворческие операции проводятся силами ООН с 1948 г. Со времени Первой арабо-израильской войны на Ближнем Востоке действует миссия ООН для наблюдения за выполнением условий перемирия. Начиная с 1949 г. до настоящего времени группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане играет важную роль в установлении мира в Джамму и Кашмире.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН оснащены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН .

Прекращению военных конфликтов способствует активная миротворческая деятельность генеральных секретарей ООН, которые, согласно ст. 99 Устава ООН, уполномочены “доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности”. По просьбе Совета Безопасности Генеральный секретарь может назначать представителей, посредников, координаторов для оказания содействия Совету в урегулировании ситуаций, представляющих угрозу для международного мира и безопасности. Известны случаи, когда Совет Безопасности обращался к Генеральному секретарю с просьбой использовать механизм добрых услуг и принять непосредственное участие в решении того или иного вопроса . Яркими примерами содействия генеральных секретарей и их специальных посланников в поиске решений проблем являются прекращение войны между Ираном и Ираком и достижение соглашения о выводе советских войск из Афганистана в 1988 г. Недавними примерами длительного личного участия Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в миссии добрых услуг и переговорном процессе на Кипре (а до него других генеральных секретарей начиная с 1964 г.) служат многочисленные встречи с лидерами общин киприотов-греков и киприотов-турок на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности.

В регионах международных конфликтов действуют миссии специальных (личных) представителей, посланников и советников Генерального секретаря ООН. Так, в резолюции 1244 от 10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово - Специального представителя Генерального секретаря ООН и Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК). После вступления в силу 15 июня 2008 г. новой конституции задачи Миссии были существенно скорректированы в направлении содействия безопасности, стабильности и уважения прав человека. Согласно резолюции 1528 от 27 февраля 2004 г., Совет Безопасности постановил учредить Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ). После президентских выборов 2010 г. в Кот-д’Ивуаре и последовавшего за ними политического кризиса ОООНКИ во главе со Специальным представителем Генерального секретаря в Кот-д"Ивуаре продолжала проводиться в стране с целью защиты гражданского населения, содействия оказанию гуманитарной помощи, поддержки ивуарийского правительства в осуществлении программы разоружения, демобилизации и реинтеграции комбатантов, а также помощи в области прав человека. Резолюцией 1401 от 28 марта 2002 г. учреждена Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА) во главе со Специальным представителем и Главой Миссии Генерального секретаря по Афганистану . К сожалению, далеко не все миссии ООН были успешными. Так, в 1993 г. не достигла своих целей миссия ООН в Сомали. В 1994 г. миссия ООН оказалась недостаточной для предотвращения геноцида в Руанде. В 1999 г. действия миссии ООН также не смогли воспрепятствовать гражданской войне на Балканах.

После стабилизации ситуации или завершения конфликта, в том числе благодаря миротворчеству, становится возможным осуществление миростроительства как последовательности действий, направленных на предотвращение рецидивов столкновений между противоборствовавшими сторонами и постепенный переход к миру. В структуре ООН действуют Комиссия по миростроительству и Управление по поддержке миростроительства (УПМ). В состав Управления входят Секция поддержки Комиссии по миростроительству, Секция планирования политики и Секция финансирования в целях поддержки миростроительства. Управление также помогает поддерживать мир в пострадавших от конфликтов странах путем мобилизации международной поддержки усилий в области миростроительства, прилагаемых национальными сторонами, которые несут за них ответственность. Эта помощь включает в себя предоставление поддержки Комиссии по миростроительству в ее работе и мобилизацию усилий системы Организации Объединенных Наций от имени Генерально- го секретаря, а также (в партнерстве с внешними субъектами деятельности) разработку стратегий миростроительства, мобилизацию ресурсов и усиление международной координации. Надежной основой для этой поддержки является функция Управления как методического центра, располагающего информацией об извлеченных уроках и передовых методах миростроительства . Миростроительство осуществляется в виде поддержки органов власти и структур гражданского общества, заинтересованных в упрочении мира в регионе, в контроле над уничтожением оружия и содействии адаптации участников военных действий к мирной жизни. Миссии по миростроительству были развернуты ООН в 7 странах и субрегионах Азии и в 11 странах и субрегионах Африки. В настоящее время продолжают действовать политические миссии ООН в Афганистане и на Ближнем Востоке, Ираке, Ливане и Центральной Азии, в Бурунди, Гвинее-Бисау, Западной Африке, Ливии, Сомали, Сьерра-Леоне и Центрально-Африканской Республике (Миссия ООН по содействию Сомали была учреждена в 2013 г.).

За годы существования деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности неоднократно претерпевала изменения. В годы холодной войны каждая из сторон стремилась активно использовать ООН и право вето в Совете Безопасности для реализации своих интересов. В 1963 г. происходит увеличение числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, вызванное необходимостью вовлечения развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости, равно как и общего возрастания числа государств - членов ООН. В это же время были введены действующие до настоящего времени региональные квоты по избранию непостоянных членов Совета Безопасности для государств Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы и Западной Европы.

По завершении холодной войны полномочия ООН еще более усиливаются вследствие расширения круга контролируемых вопросов в направлении санкционных, экономических и административных решений. Разрушение биполярной структуры мировой политики и экономики не могло не сказаться на деятельности ООН как универсальной организации, регулирующей международные отношения во всем мире. Следствием разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений для ООН стало стремление ряда стран к увеличению собственного представительства в ООН и ее руководящих органах. Оно особенно проявилось в призывах к реформированию ООН и критике института постоянного членства в Совете Безопасности со стороны различных стран с целью их собственного вхождения в число постоянных членов. Также существуют проблемы лоббирования и лучшего финансирования миротворческих операций, более “выгодных” с точки зрения политических интересов ряда стран во главе с США.

В 1979 г. проблема представительства государств в Совете Безопасности и возможности его расширения была вынесена на рассмотрение 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1993 г. в ходе 48-й сессии была принята резолюция Генеральной Ассамблеи “Об учреждении Рабочей группы открытого состава для рассмотрения всех аспектов вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов, касающихся Совета Безопасности”. В данной резолюции шла речь о повышении эффективности и географической представленности регионов в Совете Безопасности, но не было определено, какими методами и в каких формах следует осуществлять реформирование .

Идея расширения численного состава Совета Безопасности широко дискутируется на различных уровнях и в различных странах. Еще до окончания холодной войны со стороны США звучали призывы к включению в Совет Безопасности Германии и Японии. Сегодня США выступают “мягким противником” предоставления ФРГ места постоянного члена Совета Безопасности ООН из-за опасений по поводу собственного исключительного влияния. Современный проект США предполагает увеличение состава Совета Безопасности ООН на два постоянных и два или три непостоянных члена. В американской политической элите нередко раздаются голоса о “завершении исторической миссии” и “ненужности” ООН, о необходимости создания новой универсальной международной организации “на демократических началах”, т. е. без включения не только в состав руководящего органа по безопасности, но и в число государств-членов России и Китая. Подобные идеи отражают стремление к усилению собственной власти, вседозволенности и неподконтрольности любым формам надзора со стороны международного сообщества и каким бы то ни было международным мандатам.

Наибольший прогресс в отношении реформирования ООН был достигнут к 2005 г., когда Генеральный секретарь Кофи Аннан выступил с докладом “При большей свободе”, содержащим предложения по поводу реформирования ООН. В докладе были представлены два варианта преобразования Совета Безопасности: иметь шесть новых постоянных членов плюс четыре новых непостоянных члена без права вето или же вариант нового порядка избрания состава Совета Безопасности без расширения числа постоянных членов. В том же году с идеями нового порядка формирования Совета Безопасности выступили Германия, Япония, Бразилия, Индия, предложив увеличить число постоянных членов до 11, а непостоянных до 14. В то же время африканские государства Гана, Нигерия, Сенегал и ЮАР, акцентируя внимание на том, что страны континента не представлены среди постоянных членов Совета Безопасности, как на ранних этапах существования ООН и в самой этой международной организации, предложили расширить состав постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности до 26. Согласно их общему мнению, это могло быть сделано в том числе за счет присутствия двух африканских стран в числе постоянных и двух - среди непостоянных членов. Напротив, Италия, Китай, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Пакистан и другие региональные державы выступили против создания новых постоянных мест в Совете Безопасности ООН (в том числе против вхождения Германии), зато предложили расширить состав Совета Безопасности до 25 членов за счет увеличения числа непостоянных членов на десять стран.

Поддерживая идею реформирования ООН с целью большего вовлечения в ее руководящие структуры, прежде всего Совет Безопасности, представителей различных развитых и развивающихся стран, Российская Федерация не раз призывала к достижению “широкого согласия” по данному вопросу. По мнению министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, “для реформы Совета Безопасности ООН необходим компромисс между двумя пока непримиримыми подходами к категориям расширения... Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая - считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решение через расширение количества непостоянных членов” . Сложная структура и взаимоисключающие интересы государств - членов ООН как крупнейшей международной организации обусловливают необходимость длительного поиска консенсусов и компромиссов. Несмотря на проблемы и разногласия, миротворческая деятельность ООН для большинства государств-членов по-прежнему является не только наивысшей ценностью, но и альтернативой произволу одной страны или группы стран в международных отношениях. Разумное реформирование Организации Объединенных Наций могло бы способствовать более оперативному и результативному реагированию на международные кризисы и конфликты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!