Межпарламентская ассамблея снг. Межпарламентская ассамблея содружества независимых государств Генеральный секретарь совета мпа снг
Утверждено
Постановлением Совета
Межпарламентской
Ассамблеи государств
- участников
Содружества Независимых
Государств
29 декабря 1992 года
Дополнено
16 апреля 1993 года,
23 мая
1993 года,
8 февраля 1994 года,
8 июня 1994
года
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕКРЕТАРИАТЕ
СОВЕТА МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
1.
Секретариат Совета Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников СНГ (в
дальнейшем - Секретариат) создается в целях
эффективного обеспечения организации
работы Межпарламентской Ассамблеи, ее
Совета, комиссий и других органов.
Секретариат в своей деятельности
руководствуется Уставом СНГ, Регламентом
Ассамблеи, решениями Ассамблеи и ее Совета,
распоряжениями Председателя Совета,
законодательством Российской Федерации в
части взаимоотношений со страной
пребывания, настоящим Положением.
2.
Секретариат является постоянно
действующим рабочим органом Совета
Ассамблеи.
Государство пребывания
Секретариата Совета МПА и принимающие
государства предоставляют Секретариату
все возможности, необходимые для
выполнения его функций, обеспечивают
неприкосновенность помещений
Секретариата, иммунитеты и привилегии.
3. Секретариат выполняет следующие
функции:
обеспечение связи с
парламентами государств - участников СНГ и
других стран;
подготовка материалов к
заседаниям Ассамблеи, ее Совета и других
органов;
информационно-справочное
обеспечение Ассамблеи, ее Совета и других
органов;
обобщение информации о
выполнении решений Ассамблеи, Совета и
других органов;
официальная рассылка в
Верховные Советы (парламенты) материалов;
формирование архива Ассамблеи;
выпуск печатных изданий Ассамблеи;
взаимодействие со средствами массовой
информации по вопросам освещения работы
Ассамблеи, ее Совета и других органов с
межпарламентскими и другими
международными организациями, включая
направление материалов Ассамблеи;
организация хозяйственного обеспечения
деятельности Ассамблеи, ее Совета и других
органов.
4. Руководство всей
деятельностью Секретариата осуществляет
генеральный секретарь - руководитель
Секретариата Совета Межпарламентской
Ассамблеи.
Кандидатура генерального
секретаря - руководителя Секретариата
Совета утверждается Советом Ассамблеи по
рекомендации Председателя Совета сроком на
3 года.
5. Генеральный секретарь -
руководитель Секретариата:
-
осуществляет руководство деятельностью
Секретариата и несет ответственность за
выполнение возложенных на него задача;
- без доверенности действует от имени
Секретариата перед юридическими лицами и
организациями государств - участников
Содружества;
- представляет по
поручению Совета Ассамблеи его интересы в
сношениях с международными
организациями;
- организует выполнение
Секретариатом решений Совета Ассамблеи и
поручений его Председателя;
- вносит на
рассмотрение Совета Ассамблеи проект сметы
расходов на предстоящий год и отчет об
исполнении сметы расходов за предыдущий
год;
- разрабатывает и утверждает по
согласованию с Председателем Совета
Ассамблеи структуру и штатное расписание
подразделений Секретариата;
-
утверждает положения, на основании которых
действуют структурные и обособленные
подразделения Секретариата;
-
направляет работу основных подразделений
Секретариата;
- утверждает
перспективный и календарный планы работы
секретариата;
- в пределах
предоставленных ему настоящим Положением
полномочий распоряжается имуществом и
средствами Секретариата, заключает
договоры и контракты, в том числе трудовые,
выдает доверенности;
- открывает в
банковских учреждениях расчетные и другие
счета;
- издает распоряжения и приказы,
обязательные для всех сотрудников
Секретариата;
- применяет к сотрудникам
Секретариата меры поощрения и накладывает
на них взыскания;
- выполняет другие
функции, возлагаемые на Секретариат
Советом Ассамблеи и Председателем Совета.
6. В состав Секретариата Совета МПА
входят представители Верховных Советов
(парламентов) государств - участников
Содружества Независимых Государств,
работающие на постоянной основе.
Представители Верховных Советов
(парламентов) государств - участников СНГ
являются по должности заместителями
генерального секретаря Совета МПА по
вопросам взаимодействия с
соответствующими парламентами.
Координируют работу представителей
Верховных Советов (парламентов) государств
- участников СНГ генеральный секретарь -
руководитель Секретариата Совета МПА и
один из представителей национальных
парламентов (дуайен).
Представители
Верховных Советов (парламентов) государств
- участников СНГ:
- обеспечивают связь
своих парламентов с Советом Ассамблеи, ее
секретариатом, а также с постоянными и
временными комиссиями Межпарламентской
Ассамблеи;
- присутствуют на заседаниях
Межпарламентской Ассамблеи и ее Совета,
постоянных и временных комиссий, участвуют
в их подготовке;
- организуют контроль
за проведением решений Ассамблеи и ее
органов в национальных парламентах;
- в
случае отсутствия членов постоянных
комиссий от Верховных Советов
(парламентов), при наличии полномочий,
делегированных Верховными Советами
(парламентами) письменно, принимают участие
в голосовании по обсуждаемому вопросу.
Представители Верховных Советов
(парламентов) государств - участников СНГ в
своей деятельности руководствуются
Уставом СНГ, Регламентом Межпарламентской
Ассамблеи, решениями Ассамблеи и ее Совета,
распоряжениями Председателя Совета,
Положением о Секретариате Совета
Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников СНГ, постановлениями и
решениями Верховных Советов (парламентов),
а также распоряжениями председателей
(спикеров) Верховных Советов (парламентов) и
генерального секретаря - руководителя
секретариата Совета Межпарламентской
Ассамблеи.
7. Секретариат является
юридическим лицом, находится на
самостоятельном балансе, имеет
соответствующие счета (рублевый и валютный)
в учреждениях банка, закрепленное за ним
имущество, печать с полным наименованием и
другие реквизиты самостоятельного
учреждения. Юридический адрес
Секретариата: 193060, Санкт - Петербург,
Шпалерная ул., дом 47 (Таврический дворец).
8. Имущество и средства Секретариата
отражаются на его балансе и используются в
соответствии с действующим
законодательством.
9. Деятельность
Секретариата финансируется Верховными
Советами (парламентами) государств -
участников МПА в соответствии с принятым
Регламентом, а также за счет средств,
поступающих по договорам от сдачи в аренду
помещений, имущества и иной хозяйственной
деятельности, не запрещенной законом.
10. Ликвидация и реорганизация Секретариата
производится по решению Совета
Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников Содружества Независимых
Государств.
"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА МЕЖДУ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ УКРАИНЫ"(Вместе с "ОТДЕЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ")(Заключено в г. Москве 29.12.1992) »
Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ , сокращённое неофициальное название Межпарламентская ассамблея СНГ - занимается принятием законодательных актов, а также приведением законодательств СНГ под мировые стандарты.
Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) была основана 27 марта 1992 года в городе Алма-Ата (Республика Казахстан). Соглашением, подписанным главами парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, Межпарламентская ассамблея была учреждена как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес.
Таврический дворец
В 1993-1995 годах членами Межпарламентской ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.
В мае 1995 года главы государств СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 года. В соответствии с этой Конвенцией Межпарламентская ассамблея получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов Содружества Независимых Государств.
В своей деятельности Межпарламентская ассамблея наибольшее значение придает вопросам, связанным с гармонизацией и сближением законодательств государств Содружества. Эта работа получает свое воплощение в принимаемых Межпарламентской ассамблеей модельных законодательных актах и рекомендациях, при создании которых учитывается опыт парламентов стран Содружества и международных парламентских организаций. За годы деятельности Межпарламентской ассамблеей было принято более 200 документов, обеспечивающих реальное сближение национальных законодательств, в их числе Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный модельные кодексы, Общая часть Налогового модельного кодекса и несколько глав Специальной части. Решения Межпарламентской ассамблеи и ее органов вырабатываются на основе консенсуса, что позволяет принимать взаимоприемлемые документы.
Основным направлением модельного законотворчества в экономической сфере является формирование правовых основ общего экономического пространства Содружества Независимых Государств, и в частности, правовое обеспечение создания зоны свободной торговли государств - участников СНГ. Переходу стран Содружества к работе в рыночных условиях способствовал ряд принятых Межпарламентской ассамблеей модельных законодательных актов, в том числе три части модельного Гражданского кодекса, Общая часть Налогового кодекса, модельный закон «Об электронной цифровой подписи». С участием Европейского банка реконструкции и развития подготовлен модельный закон «О рынке ценных бумаг». В декабре 2004 года на базе Межпарламентской ассамблеи состоялось заседание парламентских делегаций государств - участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства. На нем было принято решение об учреждении консультативного института, в рамках которого осуществлялось бы сотрудничество законодательных органов государств - участников Соглашения в сфере законодательного обеспечения формирования ЕЭП. В результате были созданы парламентские группы по вопросам формирования Единого экономического пространства, первое совместное заседание которых состоялось в октябре 2005 года в Таврическом дворце - штаб-квартире Межпарламентской ассамблеи государств -участников СНГ.
С каждым годом возрастает роль Межпарламентской ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, обеспечении соблюдения основных прав и свобод человека, в гуманитарном сотрудничестве. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства, социальную защиту населения в условиях рынка.
Кроме того, МПА СНГ способствует созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывает согласованную законодательную базу для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества, немало делает в области правового обеспечения борьбы с международным терроризмом. Так, с целью активизации законодательной деятельности в этом направлении в октябре 2004 года по инициативе Межпарламентской ассамблеи СНГ и на ее базе была создана Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. В состав этой Объединенной комиссии, помимо представителей парламентов Содружества и членов Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности, вошли представители правоохранительных органов государств - участников СНГ и межгосударственных органов Содружества.
Межпарламентская ассамблея приняла самое активное участие в разработке ряда межгосударственных программ, в том числе Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года, Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года, Программы государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. Меры по реализации этих программ предусмотрены в принятом на пленарном заседании ассамблеи в декабре 2000 года Перспективном плане модельного законотворчества и сближения национальных законодательств в Содружестве на период до 2005 года.
Межпарламентская ассамблея всячески способствует развитию интеграционных процессов на территории Содружества, направляя, в соответствии с Конвенцией о Межпарламентской ассамблее Содружества Независимых Государств, свои рекомендации и предложения Совету глав государств и Совету глав правительств.
Помимо этого, Межпарламентская ассамблея осуществляет апробацию многих межгосударственных документов. Так, проект Устава Содружества перед принятием его Советом глав государств СНГ рассматривался на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи. Флаг и эмблема Содружества были приняты по итогам проведенного ею международного конкурса, а положения о них подготовлены Межпарламентской ассамблеей и представлены на рассмотрение Совета глав государств. В основу принятого главами правительств СНГ в январе 2000 года Соглашения об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей был положен ранее принятый Межпарламентской ассамблеей рекомендательный законодательный акт «Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей в государствах - участниках Межпарламентской ассамблеи».
В целях демократизации общественной жизни в странах СНГ Межпарламентская ассамблея направляет своих наблюдателей на парламентские выборы и выборы глав государств. Большое значение в этом отношении имеет разработанная Межпарламентской ассамблеей конвенция «О стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств».
Эти и многие другие актуальные вопросы деятельности и развития Содружества Независимых Государств и международного сотрудничества рассматриваются на пленарных заседаниях Межпарламентской ассамблеи, которые проходят два раза в год в Таврическом дворце. В них принимают участие парламентские делегации, возглавляемые руководителями национальных парламентов, представители уставных и отраслевых органов СНГ, наблюдатели от международных и общественных организаций. Принятые на заседаниях Межпарламентской ассамблеи модельные законодательные акты и рекомендации направляются в национальные парламенты для использования их при подготовке новых законов и внесении изменений в действующее законодательство. По сведениям, предоставляемым парламентами - участниками Межпарламентской ассамблеи, эти документы успешно используются в их законотворческой деятельности.
Организацию деятельности Межпарламентской ассамблеи осуществляет Совет МПА СНГ, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Несколько раз в год Совет собирается на свои заседания для обсуждения актуальных проблем Содружества, рассматривает вопросы, связанные с подготовкой и проведением пленарных заседаний Ассамблеи, международных научно-практических конференций и семинаров, координирует миротворческую деятельность парламентариев.
Административный орган Совета - Секретариат Совета МПА СНГ. Он занимается вопросами аналитического и организационно-технического обеспечения деятельности Межпарламентской ассамблеи, Совета и постоянных комиссий, работает в тесном взаимодействии с уставными и отраслевыми интеграционными органами, а также с Исполнительным комитетом СНГ, с которым заключено долговременное соглашение о сотрудничестве.
Важную роль в разработке и подготовке модельных законодательных актов, других документов играют постоянные комиссии МПА СНГ: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по аграрной политике, природным ресурсам и экологии; по политическим вопросам и международному сотрудничеству; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления; контрольно-бюджетная. В комиссиях ведется работа по созданию модельных законодательных актов и подготовке документов к рассмотрению на заседаниях Межпарламентской ассамблеи, а также по организации предварительного обсуждения этих документов на международных конференциях, семинарах, симпозиумах.
члены Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Армения, Грузия, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Киргизстан. Не участвует Узбекистан.
Примечания
Ссылки
СНГ (основано 8 декабря года) | |
---|---|
Члены СНГ | Азербайджан Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Молдавия Россия Таджикистан Узбекистан |
Ассоциированные члены СНГ | Туркмения |
Фактические члены СНГ | Украина (не ратифицировала Устав СНГ) |
Бывшие члены | Грузия (3 декабря - 18 августа ) |
Органы СНГ | Совет глав государств Совет глав правительств Совет министров иностранных дел Совет министров обороны Совет министров внутренних дел Совет объединенных вооруженных сил Совет командующих погранвойсками Совет руководителей органов безопасности и специальных служб Экономический совет Межпарламентская ассамблея Экономический суд |
(МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.
В 1993 - 1995 годах членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.
26 мая 1995 года главы государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств ~ участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 года. В 1997 году к Конвенции присоединилась Республика Молдова. По этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества Независимых Государств.
Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.
Межпарламентская Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Возрастает роль Ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества. Парламентам для использования в национальном законотворческом процессе направлены модельные акты и рекомендации МПА о социальных правах и гарантиях граждан, защите прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защите гражданских лиц, прав военнопленных и т.д.
Парламентами - участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности. Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли.
Межпарламентская Ассамблея принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств договоров (соглашений заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, - и иных международных договоров, участие в которых государств - участников Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств.
Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в “горячих точках” стран Содружества и разработку правовых основ для последовательного осуществления этой деятельности.
В прошедшие с момента образования Ассамблеи годы ее усилия были направлены на содействие Совету глав государств - членов СНГ, а также ООН и ОБСЕ в разрешении региональных конфликтов, укреплении мира в Нагорном Карабахе; Приднестровье, Республика Молдова; Абхазии, Грузия, а также на внешних рубежах Содружества (Таджикистан). Советом МПА образованы комиссии Межпарламентской Ассамблеи по урегулированию конфликтов в указанных регионах СНГ.
Достигнуты существенные результаты, важнейшим из которых стало подписание в мае 1994 года Бишкекского протокола - единственного политического документа, обеспечивающего прекращение огня в Нагорном Карабахе.
В октябре 1999 года и январе 2000 года группа депутатов парламентов -членов МПА работала в районе Северного Кавказа Российской Федерации (Чечня, Ингушетия, Дагестан) с целью получения информации о ходе антитеррористической операции федеральных сил России в Чечне и о положении временно перемещенных лиц на территории Ингушетии. Итоги работы депутатской группы доведены до сведения депутатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ и Европарламента.
Одним из ответственных направлений деятельности МПА является установление и развитие контактов с другими международными парламентскими организациями.
С рядом организаций взаимоотношения строятся на договорной основе. Так, в июне 1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между МПА и ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). В июне 1998 года были подписаны Совместное заявление Совета МПА и Бюро ПА ОБСЕ (Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) и Меморандум о сотрудничестве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с Секретариатом Совета МПА. В декабре 1998 года - Протокол о сотрудничестве между МПА и ПАЧЭС (Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества). В январе 1999 года в Гватемале было подписано Соглашение о сотрудничестве по обмену информацией между Советом МПА и Центрально-американским парламентом (ЦАП). В июне 1999 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась торжественная церемония подписания Меморандума о намерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственных областях.
Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет состоящий из руководителей парламентских делегаций Совет Ассамблеи, который собирается на свои заседания четыре раза в год.
Подготовку мероприятий, проводимых Межпарламентской Ассамблеей и ее Советом, осуществляет находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА.
В соответствии с договором между Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и Советом Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств Секретариат Совета МПА осуществляет также информационное, правовое, материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Межпарламентского Комитета и его органов.
Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий:
По правовым вопросам;
- по экономике и финансам;
- по социальной политике и правам человека;
- по аграрной политике, природным ресурсам и экологии;
- по вопросам обороны и безопасности;
- по науке и образованию;
- по культуре, информации, туризму и спорту;
- по политическим вопросам и международному сотрудничеству;
- по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления;
- контрольно-бюджетная.
Межпарламентская Ассамблея выступила инициатором проведения ежегодных Петербургских экономических форумов. Работа экономического форума посвящена поиску новых путей обеспечения устойчивого развития стран СНГ, углубления их экономической интеграции, анализу возможностей международного инвестиционного сотрудничества.