Это жизнь - портал для женщин

Евросоюз был создан. Каково влияние Евросоюза на современный мир

Были высказаны еще на Парижской конференции 1867 г. Однако практической реализации эти интеграционные идеи не получили: противоречия между странами были столь глубокими, что до осознания необходимости сотрудничества страны Европы прошли через две мировые и несколько локальных войн.

Интеграционные тенденции в Европе вновь проявились сразу после окончания Второй мировой войны, когда ведущие европейские страны осознали, что восстановление и развитие национальных экономик возможно только при объединении усилий и ресурсов. Представление о полувековом пути европейских стран к интеграции лучше всего дает хронология событий.

Хронология развития Европейского союза

9 мая 1950 г. — министр иностранных дел Франции Р. Шуман внес предложение о создании единой европейской организации по производству и потреблению угля и стали, объединяющей стратегические потенциалы Франции и Германии;

18 апреля 1951 г. — в Париже подписан договор о создании Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали Франция, ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург;

25 марта 1957 г. — в Риме странами — членами ЕОУС подписаны договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества но атомной энергии (ЕврАтом);

4 января 1960 г. — образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания. Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания;

9 июля 1961 г. — подписано соглашение об ассоциированном членстве Греции в ЕЭС — первый подобный документ в истории Сообщества;

20 июля 1963 г. — подписана Яундская конвенция — соглашение, заложившее основы ассоциированных связей между ЕЭС и Африкой. Благодаря этой конвенции 18 африканских стран получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществом в течение пяти лет;

1 июля 1964 г. — ЕЭС создается общий аграрный рынок ЕЭС, начало деятельности Европейского фонда поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА);

1 июля 1968 г. — досрочно завершено создание Таможенного союза. Отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС;

Октябрь 1970 г. — комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам во главе с премьер-министром Люксембурга П. Верне- ром представила план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного союза — так называемый план Вернера. В соответствии с планом к 1980 г. планировалось создание полного экономического и валютного союза с единой валютой;

24 апреля 1972 г. — введение «валютной змеи» как реакции на нестабильность мирового валютного рынка. Предусматривалось изменение валютных курсов стран — участниц «коллективного плавания» в рамках установленных пределов отклонений от среднего центрального курса;

1 января 1973 г. — вступление в Европейское Сообщество Дании, Ирландии и Великобритании;

21 января 1974 г. — Совет министров ПС приступает к осуществлению программы социальных действий, направленной на достижение полной и оптимальной занятости в Сообществе и улучшение условий труда;

9-10 декабря 1974 г. — на встрече глав государств и/или правительств в Париже определен порядок избрания депутатов Европейского парламента (всеобщим, прямым и тайным голосованием);

28 февраля 1975 г. — Европейское Сообщество и 46 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) подписывают Ло- мейскую конвенцию (Ломе, Того), призванную заменить Яундекую конвенцию и предусматривающую сотрудничество в области торговли;

9-10 марта 1979 г. — на сессии Европейского совета в Париже принято решение о введении в действие Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС включает:

  • (ЭКЮ),
  • механизм валютного обмена и информации,
  • кредитные условия,
  • трансфертный механизм;

1 января 1981 г. — в Сообщество принимается Греция;

8 декабря 1984 г. — 10 стран Сообщества и 65 партнеров в АКТ подписывают третью Ломсйскую конвенцию. Впервые была прямо выражена идея уважения прав человека;

9 сентября 1985 г. — межправительственная конференция в Люксембурге, целью которой явился пересмотр Римских договоров и оформление политического сотрудничества стран-членов;

2-4 декабря 1985 г. — сессия Европейского Совета в Люксембурге. Принят единый европейский акт, призванный усовершенствовать

Римский договор и создать к 31 декабря 1992 г. единый внутренний рынок;

1 января 1986 г. — членами Европейского Сообщества становятся Испания и Португалия. Число стран-членов возрастает до двенадцати;

1-13 февраля 1988 г. — чрезвычайная сессия Европейского Сове- га в Брюсселе. Государства-члены приходят к согласию по вопросам финансовой реформы, принимая гак называемый Пакет Делopa-I, а также ограничения расходов на общую аграрную политику;

8-12 декабря 1989 г. — сессия Европейского Совета в Страсбурге. Принято решение о созыве в конце 1990 г. Межправительственной конференции по проблемам формирования экономического и валютного союза;

15 декабря 1989 г. — 12 государств — членов Сообщества и 69 стран АКТ подписывают четвертую Ломейскую конвенцию;

18 декабря 1989 г. — подписано Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Европейским Сообществом и СССР;

29 мая 1990 г. — в Париже подписано Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для поддержки реформ в странах Центральной и Восточной Европы;

19 июня 1990 г. — Франция, ФРГ. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах Сообщества;

14 декабря 1990 г. — в Риме открывается межправительственная конференция по вопросам создания политического союза, а также экономического и валютного союза;

16 декабря 1991 г. — подписаны соглашения об ассоциации между Сообществом и Венгрией, Польшей и Чехословакией;

7 февраля 1992 г. — в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств — членов Европейского Сообщества;

2 мая 1992 г. — Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономическою пространства. ЕАСТ, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяет западноевропейские страны — не члены ЕС: Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн. По существу, это является включением стран ЕАСТ во внутреннюю европейскую интеграцию;

1 января 1993 г. — завершена программа строительства единого внутреннего рынка ЕС. На внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов;

1 ноября 1993 г. — вступили в силу Маастрихтские соглашения. Сообщество официально переименовано в Европейский союз;

24 июня 1994 г. — на о. Корфу (Греция) заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ПС и Россией. К целям Соглашения относится создание условий для образования в будущем зоны свободной торговли, охватывающей в основном всю торговлю между ними, условий для свободы учреждения компаний и движения капитала;

1 января 1995 г. — в вступают Австрия, Финляндия и Швеция;

12 июня 1995 г. — ЕС и страны Балтии подписывают Соглашения об ассоциации;

1 июля 1995 г. — вступает в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Его участниками стали Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Испания и Португалия. Позднее к ним присоединились Италия, Авсгрия, Греция и Финляндия;

26 марта 1996 г. — в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция (МПК) стран — участниц Евросоюза. Цель конференции — принятие решений, касающихся ревизии основополагающих договоров ЕС, и выработка новой стратегии в связи с созданием Экономического и валютного союза и предстоящим расширением ЕС;

13-14 декабря 1996 г. — сессия Европейскою совета в Дублине (Ирландия). Обсуждение текста нового договора о Европейском союзе, завершившееся подписанием Пакта стабильности, что ознаменовало собой новый важный шаг к переходу на единую валюту с 1 января 1999 г.;

июнь 1997 г. — встреча членов Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды). Появление нового проекта договора о ЕС, призванного реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения;

1 декабря 1997 г. — вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС;

12-13 декабря 1997 г. — на встрече в Люксембурге принято окончательное решение о принятии 12 новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция признается официальным 13-м кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами «первой волны» (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 г.;

2 мая 1998 г. — сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999 г. войдут в экономический и валютный союз и введут единую валюту — евро;

1 января 1999 г. — страны ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту — евро. Евро начинает использоваться в безналичном обороте для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и расчетов;

1 января 2002 г. — введение наличного евро. Замена национальных наличных денег на наличные евро. Процесс создания Европейского экономического союза завершен.

Первые шаги валютной интеграции в Европе были сделаны еше в 1950-х годах XX в. Создание Европейского общего рынка ускорило этот процесс.

В 1958-1968 гг. сформировался Таможенный союз:

  • отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле;
  • введены единые таможенные тарифы на ввоз товаров из третьих стран.

К 1967 г. сложился общий аграрный рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд Европейского союза. Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были отменены многие ограничения на движение капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере торговли потребовала конвергенции в сфере государственного регулирования экономики. Назрела необходимость создания наднациональных координирующих механизмов. В конце 1970 г. страны Евросоюза приняли прог рамму поэтапного создания к 1980 г. экономического и валютного союза.

План Вернера (премьер-министр Люксембурга) предусматривал три этапа.

1- этап : 1971-1973 гг. — координация и последующая унификация бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализация движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества. Предусматривалось сужение пределов колебаний (±1,2% и затем до нуля) валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют;

2- этап: 1974-1979 гг. — создание наднациональных органов с правами в области финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

3- этап: введение в 1980 г. единой валюты и создание европейской федеральной денежно-кредитной системы. Планировалось гармонизировать деятельность банков и банковское законодательство. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

В апреле 1973 г. странам ЕС удалось создать Европейский фонд валютного сотрудничества и европейскую расчетную единицу (ЕРЕ). Процесс валютной интеграции развивался по следующим направлениям:

  • межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
  • совместное плавание курсов валют ЕЭС (Европейская «валютная змея»);
  • проведение валютных интервенций не только в долларах, но и в европейских валютах (с 1972 г.) для уменьшения зависимости от доллара;
  • формирование системы межгосударственных взаимных кредитов для покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками;
  • создание бюджета ЕЭС, который в значительной мере используется для валютно-финансового регулирования аграрного Общего рынка;
  • введение системы компенсационных валютных выплат и сборов — налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальные валюты по специальному курсу;
  • учреждение межгосударственных валютно-кредитных институтов: Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.

Однако значительные структурные различия экономик стран- участниц, психологическая и экономическая неготовность к передаче суверенных прав наднациональным органам регулирования валютно-финансовых отношений, экономические (прежде всего энергетический) и валютные кризисы 70-80-х годов XX в. не позволили полностью осуществить план Вернера. Его идеи в значительной мере реализовались позднее.

Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Режим «европейской валютной змеи» оказался недостаточно эффективным, поскольку не в полной мере подкреплялся координацией валютно-экономической политики стран ЕС. Чтобы не расходовать валютные резервы, некоторые страны периодически выходили из «валютной змеи». С середины 70-х годов только ФРГ, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и периодически Франция участвовали в совместном плавании валютных курсов; остальные предпочитали индивидуальное плавание своих валют (Великобритания, Ирландия, Италия и периодически Франция).

К концу 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. Комиссия Евросоюза в октябре 1977 г. предложила создать европейский орган для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран — членов ЕЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу франко-германского проекта в 1978 г. В Париже 9-10 марта 1979 г. состоялась сессия Европейского совета, на которой было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), главные задачи которой:

  • установление относительной валютной стабильности внутри ЕС;
  • необходимость стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • усиление взаимосвязи процессов экономическою развития и придание нового импульса европейскому интеграционному процессу;
  • оказание стабилизирующего воздействия на международные экономические и валютные отношения.

» Новейшее время » Каково влияние Евросоюза на современный мир?

Эйфелева башня в свете восходящего солнца, Париж

Евросоюз (Европейский союз) - это несколько десятков стран Европы, которые объединились в своеобразное общее государство для того, чтобы развивать собственную экономику, а также оказывать влияние на экономику других стран.

Экономика стран, входящих в Евросоюз, развита очень высоко: в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии и др. производится огромное количество качественных товаров, которые очень успешно продаются по всему миру. Кроме того, эти страны обладают значительными запасами полезных ископаемых: угля, нефти и газа, что также оказывает влияние на мировую экономику.

Евросоюз является не только самым крупным продавцом, но и одним из самых "оптовых" покупателей: различные страны с удовольствием привозят сюда свою продукцию и оказывают различные услуги. Кроме того страны, входящие в Евросоюз, очень часто посещают туристы: например, самой популярной в мире страной для "путешественников" является Франция.

Когда образовался Евросоюз?

В 1951 г. в Европе было создано Европейское объединение угля и стали, в которое вошли всего лишь 6 стран - Италия, ФРГ, Франция, Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Эти государства объединились для того, чтобы вместе и без особенных затрат производить сталь и уголь. В 1957 г. это объединение переросло в Европейское экономическое общество, к которому за несколько десятков лет присоединились многие европейские страны - Дания, Великобритания, Греция, Испания, Португалия и др. В 1992 г. Европейское сообщество начинает именоваться Евросоюзом и сейчас включает в себя 27 стран.

В Евросоюзе действуют собственный парламент, единая европейская валюта - евро, а жители некоторых стран могут ездить друг другу в гости без заграничного паспорта.

Актуальность темы этой контрольной работы очевидна. Евросоюз- это мощная организация, которая имеет значительный вес на политической и экономической мировой арене. На сегодняшний день это организация, к которой стремятся примкнуть, мнение которой является если не определяющим и решающим в политических и экономических процессах, то имеющим большую значимость.

Цель моей работы определить мотивы создания такого «титана». Ведь в состав Евросоюза входят 27 стран мира. Что заставило 27 государств объединиться, выработать механизмы взаимодействия?

Мне так же интересно понять механизмы его функционирования и взаимодействия, принципы, опираясь на которые, Евросоюз принимает в свои ряды новых членов. Каким багажом должна обладать страна для вступления в Евросоюз?

В своей работе хочу проанализировать конкретные события, произошедшие в мире за последние несколько лет, и понять насколько эти события затронули интересы Евросоюза. И как сам Евросоюз относится к этим событиям.


Европейский Союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Евросоюз- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Список стран – членов Европейского Союза:

Австрия

Королевство Бельгия

Болгария

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Венгрия

Германия

Ирландия

Королевство Испания

Люксембург

Королевство Нидерланды (Голландия)

Португалия

Румыния

Словакия

Словения

Финляндия

Франция

Эстония

С момента учреждения Евросоюза на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Еврозона - понятие, обозначающее 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Основными институтами Евросоюза(ЕС) являются:

Европейский совет (собирается не менее двух раз в год на уровне глав государств или правительств и Председателя Европейской комиссии), определяет генеральную политическую линию развития ЕС. Лиссабонский договор ввел пост постоянного Председателя Европейского совета, избираемого главами государств и правительств на срок 2,5 года. В настоящее время его занимает бывший премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей.

Совет Евросоюза (Совет министров иностранных дел или, при решении отраслевых вопросов, соответствующих министров государств-членов) уполномочен при­нимать обязывающие решения практически по всем аспектам деятельности ЕС. Порядок заседаний определяется Председателем Совета. До вступления в силу Лиссабонского договора им был соответствующий министр председательствовавшего в ЕС государства. Теперь в случае проведения заседания Совета на уровне министров иностранных дел на нем будет председательствовать Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон (Великобритания).

Европейская комиссия – ЕК (до принятия Лиссабонского договора – Комиссия Европейских сообществ) – исполнительный орган, своего рода правительство, занимающийся повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями «европейского права», формируемого учредительными договорами, законодательными актами и международными договорами Союза. Готовит проекты нормативных документов для утверждения Советом и выпускает собственные административные регламенты. Насчитывает 27 членов (еврокомиссаров), получающих, с общего согласия правительств государств-членов, мандат сроком на пять лет. С 22 ноября 2004 г. КЕС возглавляет португалец Жозе Мануэль Баррозу. 16 сентября 2009 года ЕП утвердил его в качестве председателя ЕК на очередной пятилетний срок.

Европейский суд участвует в формировании «европейского права» и обеспечивает его единообразное толкование. Нижняя палата суда выносит решения также по искам физических и юридических лиц. Палата аудиторов проверяет финансовые отчеты по всем доходам и расходам ЕС, учреждаемых им органов и обобщает результаты ревизий по завершении каждого финансового года.

Европейский центральный банк – орган Европейского союза. Официально утвержден 1 июня 1998 г. Определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы Центральных Банков.


В 1922 году Ричард Куденхоув-Калерги опубликовал свое знаменитое произведение Пан-Европа, проект. В ней аристократ австрийско-венгерского происхождения анализирует идеи высокопоставленного французского чиновника Луи Лушера, констатируя, что современные войны требуют от участников гигантского промышленного потенциала. От противного, таким образом, существует возможность избежать конфликта между крупными государствами путем помещения их ресурсов под коллективный контроль. Таким образом, есть надежда на предотвращение новой войны между Германией и Францией в случае совместного контроля этими странами немецкого угля и французской стали.

Куденхоув-Калерги предлагает создать Соединенные Штаты Европы по американской модели. По его мнению, это способствовало бы созданию державной Европы наряду с США, СССР и Британской империей. В его понимании Европа простиралась от Польши до Франции.

В 1926 году Куденхоув-Калерги создает организацию под названием Общеевропейский союз и созывает конгресс в Вене, собравший более 2000 участников. Куденхоув-Калерги предлагает проект мирного сотрудничества суверенных государств, выступая против фашистского видения насильственно объединенной Европы, в которой национальные государства были бы уничтожены. Он завоевывает поддержку множества интеллектуалов, среди которых Гийом Аполлинер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Томас Манн, Хосе Ортега-и-Гассет, Пабло Пикассо, Райнер Мария Рильке, Сен-Жон Перс и др.

Председателем Союза избирают лауреата Нобелевской премии мира Аристида Бриана.

В 30-х годах проект получает политическое воплощение благодаря деятельности Аристида Бриана и Эдуарда Хэрриота.

Вступить в Федеральный европейский союз предлагается двадцати шести государствам. Кроме того, предприниматель Жан Моне, бывший первым заместителем генерального секретаря Лиги наций, констатирует, что этот союз де-факто становится европейской межправительственной организацией, и предлагает превратить его в Европейский союз. К несчастью, эти меры принимаются слишком поздно и не могут воспрепятствовать кризису на Уолл стрит и усилению опасности.

В конце второй мировой войны Куденхоув-Калерги переезжает в США, где предпринимает активную лоббистскую деятельность с целью убедить Вашингтон навязать Европе федеральную организацию сразу же после установления мира. Его усилия приводят к успеху в 1946 году, когда эта идея получает одобрение Совета по международным отношениям, который включает ее в список рекомендаций Госдепартаменту.

Со своей стороны в 1946 году бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает против «железного занавеса, упавшего наЕвропу». Он заявляет, что необходимо стабилизировать западную часть Европы и помешать коммунистической заразе.

8 мая 1946 года британская организация-близнец Совета по международным отношениям, Королевский институт международных отношений (RIIA, так называемый «Чатем-Хаус»), приурочивает к первой годовщине капитуляции Рейха презентацию совместного проекта Лондона и Вашингтона. Озвучивает англо-американскую позицию Йозеф Ретингер, бывший советник фашистского польского правительства, находящийся в изгнании в Лондоне и ставший агентом секретных служб Ее величества.

Эту позицию популяризирует Уинстон Черчилль, в свою очередь выступивший в пользу создания «Соединенных Штатов Европы».

Однако этот проект не имеет ничего общего с проектом Куденхоува-Калерги и демократов межвоенного периода. Лондон и Вашингтон намереваются создать общее англо-американское гражданство, скрепив, таким образом, великую империю англофонов. В этом контексте «Европа» рассматривается как созвездие государств, приглашенных сотрудничать между собой и поместить часть своих промышленных ресурсов под контроль наднациональной инстанции, более или менее очевидно руководимой Англоязычной империей. Все эти меры должны были привести к созданию обширной зоны свободной торговли, недоступной для коммунистического влияния.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии(Euratom - European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC - European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств, с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).


Евросоюз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объеме 14,79триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе - по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз - крупнейший экспортёр и самый большой импортёртоваров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция - 1,5 %, дефицит государственного бюджета - -0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

Функциями Европейского союза является обеспечение более тесных отношений между государствами-членами. Это делается для того, чтобы расширить возможности государств-членов, например, свободной торговли, свободу передвижения, свободу выбора работы. Раньше это было связано с множеством бюрократических барьеров. Евросоюз также можно назвать противовесом Соединенным Штатам как единственной глобальной сверхдержавы.

Евросоюз, организация, которая активно участвует в общественной и политической жизни общества в мировом масштабе. Евросоюз участвует в оценке значимых событий мира, как положительных, так и отрицательных.

Грузино-осетинский конфликт в августе 2008 года так же получил свою оценку со стороны Евросоюза.

Европарламент поддержал выводы доклада международной независимой комиссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини по расследованию обстоятельств конфликта в Южной Осетии, в котором говорится, что войну в августе 2008 года начала Грузия, но Россия ее спровоцировала. В документе также отмечено, что ответные действия российской стороны в ходе вооруженного конфликта были несоразмерными.

Реакция мирового сообщества на комментарии Евросоюза не заставила долго ждать.

США изменили отношение к Саакашвили, достаточно вспомнить, что недавно на сессии Генассамблеи ООН с ним отказался встретиться президент США Барак Обама.

«Не только в России, но и в любой другой стране Саакашвили уже не воспринимают серьезно. Режим Саакашвили держится только за счет антироссийской риторики», - считает Бурджанадзе.

За весьма краткий по историческим меркам отрезок времени Евросоюз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит перед собой иные задачи и цели.

Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять лет назад были такие, как:

1. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;

2. утверждение европейской идентичности на международной арене, в частности, путем проведения общей внешней политики и политики в области общественной безопасности, которая могла бы привести в нужный момент к созданию системы совместной обороны;

3. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем проведения гражданства Союза;

4. развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и внутренних дел;

5. сохранение достижений Сообщества и развитие их, чтобы определять в какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов ЕС.


Итак, резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что Евросоюз - это организация со своей историей, развитой системой институтов управления.

С мнением этой организации считаются многие сильные мира сего.

Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь некоторые из ее основных результатов:

В социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты “евро”, издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

В политической области: функционирование весьма работоспособной системы “европейских” органов власти, которая включает избираемый непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию, Совет, Европейский центральный банк, и др.;

В правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных, централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак”, установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и т.д.

В дополнение к этому (далеко не полному) перечню уже осуществленных преобразований Европейский Союз сейчас готовится совершить еще один шаг, который может иметь весьма далеко идущие последствия для всей Европы. Речь идет о принятии единого Конституционного договора Союза, призванного заменить собой действующие учредительные документы организации.


1. Экономическая теория под редакцией О.С. Белокрыловой. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006 год.

2. Эконимика В.В.Янова, Е.А. Янова. Москва, «Экзамен» 2008 год.

3. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005.

4. Голева Г.А., Самофалов В.И. Мировая экономика: основы, - Рн/Д: РГЭУ, 2002.

5. Википедия свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!