Это жизнь - портал для женщин

Европейский союз (ЕС): цели, система органов, функции и полномочия. Институциональная структура европейского союза

В отличие от СНГ, Европейский Союз (ЕС) представляет собой международную организацию, изначально в большей степени ориентированную не на политическую, а на экономическую интеграцию государств-участников. Созданный в конце ХХ века, ЕС является региональной экономической организацией, решающей задачу повышения конкурентоспособности объединенной Европы на мировых рынках .

Договор о создании ЕС был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды). Уже после вступления в силу (1 ноября 1993 года) Маастрихтские соглашения были дополнены принятыми в 1997 году в Амстердаме и в 2001 году в Ницце соглашениями. В структуру ЕС входят три основных Европейских сообщества: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В принципе, формирование ЕС имеет достаточно долгую историю: ЕОУС был создан в 1951 году, а ЕЭС и Евратом - в 1957 году. В 1965 году государства-участники сообществ заключили соглашение об объединении данных структур и создали общие для них руководящие органы. Первоначальными членами сообществ были шесть государств: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ, к которым несколько позже присоединились еще девять стран. Принятый в 1986 году Единый европейский акт знаменовал собой начало тесной политической интеграции Европы (выработку общей внешней политики) и утвердил вместо принципа единогласия при принятии решений принцип квалифицированного большинства. Эти положения стали правовой основой формирования ЕС в современном виде. Амстердамский договор 1997 года расширил компетенцию ЕС в сфере социальной политики, подверг частичной реформе структуру Союза, а также обязал государства-члены более тесно сотрудничать в области правосудия и безопасности.

В своей деятельности ЕС преследует следующие цели :

1)образование союза европейских народов;

2)содействие сбалансированному экономическому прогрессу путем создания пространства без внутренних границ, усиления социально-экономического взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания единой валюты;

3)утверждение собственной идентичности в международной сфере путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе - и совместной оборонной политики;

4)сохранение и приумножение общего достояния государств-членов.

Для достижения указанных целях в рамках ЕС осуществляется комплекс следующих мероприятий:

Отмена таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт в торговле между государствами-членами;

Проведение общей торговой политики;


Создание внутреннего рынка с отменой любых препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;

Проведение общей политики в сфере сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, окружающей среды и в социальной сфере;

Сближение национальных законодательств государств-членов для нормального функционирования общего рынка;

Содействие исследованиям и промышленному развитию;

Осуществление совместных мероприятий в области энергетики, социальной защиты и туризма.

Основными органами ЕС являются Совет, Европейский парламент, Комиссия, Суд, Европейский совет и Европол.

Совет является коллегиальным органом ЕС, в котором каждое государство представлено чиновником уровня министра. Как правило, при рассмотрении наиболее общих вопросов деятельности ЕС государства-члены представлены своими министрами иностранных дел. Однако в тех случаях, когда в рамках ЕС решаются проблемы отдельных отраслей экономики, в состав Советов могут входить министры соответствующих ведомств. Такие советы получили название "секторальных". На практике Совет ЕС собирается на свои заседания не реже одного раза в месяц, а "секторальные" - один раз в три месяца. Организационная подготовка заседаний является обязанностью государства, которое в данный момент председательствует в Совете. Председательство в Совете длится шесть месяцев и подчиняется принципу ротации (очередности).

Совет считается исполнительным органом ЕС, хотя на практике он, совместно с Европейским парламентом, осуществляет и законодательные полномочия. Кроме того, в компетенцию Совета входит решение некоторых бюджетных вопросов, заключение от имени ЕС международных договоров и формирование других органов Союза.

Все решения принимаются в Совете путем голосования. В зависимости от характера рассматриваемого вопроса он может быть решен единогласно или простым либо квалифицированным большинством голосов. В настоящее время общее число голосов в Совете равно 87.

Большое значение имеет деятельность различных вспомогательных органов Совета ЕС (их насчитывается около 250), и в первую очередь - Комитета постоянных представителей, который формирует повестку дня для заседаний Совета и проекты его решений.

Комиссия ЕС - орган, который призван обеспечивать общие (интегрированные) интересы Союза. Как показывает практика, деятельность Комиссии в меньшей степени, чем деятельность Совета, отражает национальные потребности государств-членов Союза. В состав Комиссии входят 20 независимых членов, причем 5 государств (Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция) имеют в Комиссии по два представителя.

Комиссия обладает контрольными полномочиями, правом законодательной инициативы и в пределах, определяемых Советом - законодательными функциями. Однако главная задача Комиссии - обеспечение неуклонного выполнения государствами-членами ЕС принимаемых в рамках Союза решений. Кроме того, в некоторых случаях (на основе делегированных полномочий) Комиссия может выполнять и представительские функции, например - заключать от имени ЕС соглашения с другими государствами и международными организациями.

В структуру Комиссии входят 24 генеральные дирекции, секретариат и различные вспомогательные органы. Генеральные дирекции представляют собой подразделения Комиссии, работающие по отраслевому принципу: каждая дирекция решает строго определенный круг вопросов (финансы, промышленность, сельское хозяйство и др.). Общее число сотрудников Комиссии превышает 15000 человек.

Политическую составляющую европейской интеграции в рамках ЕС представляет Европейский парламент , который состоит из 626 депутатов, избираемых на пятилетний срок на основе прямого всеобщего голосования гражданами европейских государств. Помимо законодательных полномочий, Европарламент осуществляет отдельные контрольные и бюджетные функции, а также принимает участие в формировании других органов ЕС. В частности, Европарламент вправе выразить вотум недоверия составу Комиссии и требовать отчета от Совета и Комиссии. Деятельность Европарламента во многом способствует созданию единого европейского политического пространства. В частности, в Европарламенте рождаются предпосылки для образования общеевропейских политических партий, которые представлены в нем соответствующими фракциями. В настоящее время крупнейшими являются фракции Европейской народной партии (Христианские демократы) и социал-демократов.

В зависимости от характера входящих в повестку дня вопросов, Европарламент принимает решения простым или квалифицированным (2/3 от списочного состава депутатов) большинством голосов. Европейский парламент проводит как пленарные заседания, так и работу в постоянных комитетах, которых насчитывается около 20. Пленарные заседания с периодичностью примерно один раз в месяц проходят в Страсбурге, однако большая часть заседаний в комитетах и фракциях проводятся в Брюсселе.

Европейский суд обладает юрисдикцией в отношении споров между государствами-членами ЕС, между самим ЕС и государствами-членами, между отдельными органами ЕС, между ЕС и физическими лицами. При этом Суд, как правило, принимает к рассмотрению только такие иски, которые могут быть разрешены на основе права ЕС и договоров о его учреждении и статусе. В частности, Суд рассматривает дела о нарушении права ЕС, о признании недействительными актов Союза, о неправомерности действий и бездействий его органов, о толковании нормативных актов ЕС и т. п.

Важно подчеркнуть, что Суд не вправе отменять решения национальных судов государств-членов ЕС. Таким образом, его деятельность осуществляется параллельно внутригосударственным судебным системам и призвана способствовать единообразному толкованию и применению общеевропейских правовых актов. В последнее время важным направлением деятельности Суда становится защита нарушенных прав и свобод граждан, если соответствующее нарушение связано с функционированием Союза.

В состав Суда входят 15 судей, среди которых не может быть двух граждан одного государства. Судьи назначаются на шестилетний срок с общего согласия правительств государств-членов могут быть повторно назначены на свои должности. Каждые три года состав Суда подвергается частичной ротации. Особенностью Европейского суда является то, что в его структуру входят 8 генеральных адвокатов, пять из которых должны быть гражданами Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции. Генеральные адвокаты выполняют в Суде экспертные функции: их мнения по рассматриваемым делам учитываются судьями при принятии окончательных решений.

Рассмотрение дел в Суде осуществляется в двух формах: пленарной и путем создания палаты с нечетным числом судей. Все решения принимаются большинством голосов судей, рассматривающих дело. С 1989 года Суд является апелляционной инстанцией для Суда первой инстанции - учреждения, созданного в помощь Суду. Таким образом, в настоящее время в рамках ЕС действует двухступенчатая судебная система.

Доминирующим рабочим языком Суда является французский. Место пребывания Суда - Люксембург.

Европейский совет является несколько необычным для традиционного понимания органом международной организации. Он скорее действует как регулярно созываемая международная конференция, на которой политические лидеры государств-членов обсуждают наиболее общие вопросы и проблемы Союза. Согласно статье 4 Амстердамского договора 1997 года, Европейский совет дает необходимые побудительные мотивы и определяет общие политические ориентиры интеграции. Таким образом, решения Европейского совета не носят правового характера: они служат лишь политической предпосылкой для дальнейших действий других органов Союза. Фактически, договоры о создании ЕС отразили практику регулярных встреч глав европейских государств и правительств, которая сложилась задолго до появления ЕС. Как правило, тот или иной вопрос попадает в поле зрения Европейского совета только в том случае, если его не удалось решить на уровне Совета ЕС по причине принципиальных разногласий или недостатка компетенции его членов.

В настоящее время ЕС обладает достаточно сложной структурой, куда входит несколько десятков других органов (Счетная палата, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк и др.)

Помимо экономической сферы, государства-члены ЕС тесно сотрудничают в области внешней политики и правосудия. Так, при проведении общей внешней политики государства-члены преследуют цели защиты общих ценностей и интересов Союза, укрепление его безопасности, а также безопасности в мире. Основной формой сотрудничества по выработке общей внешней политики является регулярный обмен информацией, представляющей взаимный интерес. Кроме того, государства-члены Союза, которые одновременно являются членами Совета Безопасности ООН, должны согласовывать свои позиции по всем обсуждаемым в Совете вопросам. Таким образом, ЕС стремится к синхронному голосованию своих членов в главном органе ООН. Наконец, дипломатические и консульские учреждения государств ЕС сотрудничают в целях выработки единой позиции по всем актуальным проблемам международных отношений.

В области правосудия и внутренних дел государства-члены Союза сотрудничают по таким вопросам, как предоставление политического убежища, иммиграционная политика, борьба с наркотизмом, правовая помощь по гражданским и уголовным делам, таможенное дело и т. д. Большую роль в координации сотрудничества в данной сфере играет деятельность Европола.

В научной литературе высказывается точка зрения, что ЕС является международной организацией в классическом смысле этого термина только применительно к сотрудничеству в экономической области 1 . Что же касается отношений в области внешней политики и правосудия, то они продолжают носить ярко выраженный международно-правовой характер, так как все три договора о ЕС прямо не наделяют его международной правосубъектностью. В частности, органы ЕС действуют в этих сферах не от своего имени, а от имени государств-членов. Что же касается собственно сообществ, то все они пользуются признанной международной правосубъектностью. Такая ситуация обусловлена структурной неоднородностью самого ЕС: система Союза включает в себя три так называемые "опоры", каждая из которых обладает особой правовой природой: сообщества, общая внешняя политика и политика в области безопасности, а также сотрудничество в области правосудия.

Достаточно распространена также точка зрения об определенной "наднациональной" природе ЕС и принимаемых в его рамках решений. В самом деле, еще в 1964 году Суд ЕС назвал его правовым сообществом, в рамках которого "государства-члены и их органы подлежат контролю с точки зрения соответствия их актов конститутивной основе, каковой является договор о ЕЭС". По сути, компетенция и полномочия Союза мало зависят от государств-членов (хотя и имеют производный характер). На это указывает и тот факт, что учредительные документы предусматривают возможность расширения Союзом полномочий его органов. Наконец, служащие ЕС и депутаты Европарламента представляют не государства, а народы Европы.

В настоящее время регламенты Совета ЕС и Комиссии являются актами прямого действия на территории государств-членов Союза и имеют приоритет перед нормами национального законодательства. Во всяком случае, по этому пути преимущественно идет практика: лишь во Франции и Великобритании судебные органы в отдельных случаях отрицают прямое действие директив ЕС на территории этих государств. Таким образом, ЕС представляет собой такое объединение государств, в котором экономическая и политическая интеграция сопровождаются созданием единого правового пространства, обязательного для принятия отдельными государствами.

Под "правом ЕС" традиционно понимаются учредительные договоры о создании ЕОУС, ЕЭС и Евратоме, а также три договора о создании ЕС (Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий). Кроме того, большое регулятивное значение имеют такие источники, как Единый европейский акт (ЕЕА) 1986 года, Акт о прямых выборах в Европейский парламент 1976 года, Договор о Европейском экономическом пространстве 1992 года и договоры о присоединении к ЕС отдельных государств. Следует также упомянуть о большом количестве актов, принимаемых основными органами Союза. В настоящее время можно констатировать, что право ЕС находится в стадии становления. Для него, в частности, характерны отсутствие строгой иерархии принимаемых актов, их неупорядоченность, невыделенность отдельных отраслей, слабая кодификация и т. д. Отдельно стоит сказать об отсутствии в ЕС сколько-нибудь четкого механизма принуждения (санкций), который мог бы применяться Союзом против государств-нарушителей. Например, за время существования ЕС зарегистрировано больше ста случаев неисполнения государствами-членами решений Европейского суда, у которого нет средств для их принудительной реализации. В качестве примера данного механизма может служить институт штрафных санкций, предусмотренный статьей 228 (2) Амстердамского договора, однако и он целиком основан на доброй воле государства-нарушителя (то есть целиком обладает признаками обычной международно-правовой ответственности).

Анализ основных тенденций функционирования ЕС позволяет сделать предположение о том, что он эволюционирует в сторону межгосударственного образования конфедеративного типа. на это, в частности, указывает институт единого гражданства, введение которого предусмотрено учредительными документами Союза.

ЕС является одной из главных институционных структур, в рамках которых происходит процесс европейской интеграции. Вместе с тем, попытки принять конституцию единой Европы пока терпят неудачу на уровне национальных институтов (итоги референдумов в Нидерландах и Франции), что свидетельствует об определенном кризисе идеи окончательного объединения.

В настоящее время в ЕС входят 25 государств. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе. Более 150 государств имеют свои представительства при ЕС. В свою очередь отдельные органы ЕС (например, Комиссия) имеют представительства в ряде крупных государств.

Республика Казахстан начала тесно сотрудничать с ЕС практически одновременно с обретением независимости. В качестве примера можно упомянуть заключенное 23 января 1995 года в Брюсселе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, а также Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Европейским Сообществом, Европейским объединением по углю и стали, Европейским сообществом по атомной энергии, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны от 6 декабря 1995 года.

Говоря о европейских интеграционных процессах, следует учитывать огромное влияние на них таких структур, как Совет Европы, НАТО, ОБСЕ и др.

СТРУКТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В НЕМ

Старший правительственный секретарь Антти Посио

I Структура Европейского Союза

Договор о Европейском Союзе вступил в силу с заключением Маастрихтских соглашений 1 ноября 1993 года, после ратификации всеми тогдашними 12 государствами-членами. Затем, начиная с 1994 года, в Союз вступили Финляндия, Швеция и Австрия. Итак, государств-членов в настоящий момент - 15.

Основу ЕС составляют Европейские сообщества - основанное Парижским соглашением 1951 года Европейское объединение угля и стали и основанные Римским соглашением 1957 года Европейское (экономическое) сообщество и Европейское сообщество по атомной энергий. С Союзным договором сотрудничество государств-членов распространилось на совместную внешнюю политику и политику безопасности, а также на сотрудничество в области права и внутренних вопросов. Структуру Союза принято называть "системой трех колонн".
(Пленка для эпископа)

Первая колонна (т.н. колонна Сообщества) охватывает:

Внутренний рынок, в т.ч. условия труда и безопасность товаров
- конкурентную политику
- экономическую и монетарную политику
- торговую политику
- сельское хозяйство
- рыболовство

Во вторую колонну входит сотрудничество между государствами-членами в области внешней политики и политики безопасности. Целью являются общие позиции (совместные декларации и рекомендации) и общие действия (совместные меры государств-членов) на международном уровне. Ведется дискуссия и об организации совместной обороны. Финляндия придерживается принципа военного неприсоединения и самостоятельной обороны.

Третья колонна охватывает сотрудничество между государствами-членами в правовых и внутренних вопросах, т.е., внутреннюю безопасность Союза. В нее входят положения о совместной политике по вопросам въезда в страну, переселения людей и предоставления убежища, о таможенных делах, борьбе с наркотиками и международной преступностью, а также о полицейских делах. Опираясь на правовое сотрудничество, Союз стремится к сближению законодательств государств-членов и к признанию приговоров действенными на территории всего Союза. Важной сферой правового сотрудничества является защита экономических интересов Сообщества от попыток получать дотации на ложных основаниях.

Сверхнациональные черты налицо лишь в первой колонне. ЕС не имеет статуса юридического лица. Зато такой статус имеется у всех трех сообществ, входивших в состав Союза. Союзные сообщества являются независимыми субъектами права с самостоятельной компетенцией, независимой от государств-членов. Обязательное для государств-членов сверхнациональное законодательство охватывает лишь вопросы первой колонны. Вопросы, относящиеся ко второй и третьей колоннам, безусловно входят в сферу взаимодействия правительств государств-членов.

Вопросы охраны труда относятся к первой колонне (внутренний рынок) и входят, таким образом, в рамки сверхнационального законодательства, обязывающего государства-члены. Вопросы, которые будут обсуждаться здесь сегодня и завтра, основываются, главным образом, на вышеупомянутом договоре о создании Европейских Сообществ (т.н. Римское соглашение).

II Органы Европейского Союза

1. Общее

Органы Европейского Союза состоят из органов сообществ. В вопросах первой колонны, сообщества пользуются независимой законодательной властью, которая в европейских государствах принадлежит парламентам, избранным на выборах; исполнительной властью, принадлежащей правительствам; и юрисдикцией, принадлежащей независимым судам.

В организационной системе стремились найти равновесие между сверхнациональной формой принятия решений и национальными интересами государств-членов, и, с другой стороны, между представительными органами, избранными путем демократических выборов, и органами, назначенными в административном порядке.
(Пленка для эпископа)

На высшем уровне деятельностью и развитием Союза управляет Европейский Совет (The European Council), состоящий из глав государств и правительств участников Союза. Европейский Совет не принимает практических решений по делам, входящим в компетенцию Союза. Его задача - стимулировать развитие Союза и намечать общую политическую линию развития. Как совещание глав государств на высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. Совет созывается регулярно не менее одного раза в полгода, в течение полугодового председательства каждого из государств-членов. Финляндия будет председательствовать в Европейском Союзе с начала июля 1999 года до конца года.

Основными институтами Союза являются Европейский парламент (The European Parliament), Совет Европейского Союза (The Council), Комиссия Европейских Сообществ (The Commission), и Суд Европейских Сообществ (The Court of Justice). Комиссия и Суд, а частично и Парламент, представляют исключительно союзные интересы. Достижению национальных целей, в свою очередь, содействует Совет.

2. Европейский парламент

Европейский парламент является представительным органом с общим количеством членов 626, которые избираются прямыми выборами в каждом из государств-членов. Из Финляндии избирается 16 депутатов. Члены Европейского парламента создают свои парламентские фракции на основе политической направленности, а не по национальности.

Парламент участвует в выборе членов других институтов и может с квалифицированным большинством голосов отозвать Комиссию. Он является консультативным органом Совета и Комиссии. В законодательной работе Парламент участвует как орган, дающий свои заключения, и, частично, принимающий решения совместно с Советом. Парламент может затруднять принятие решений Советом, выдавая отрицательные заключения. Парламент участвует в обсуждении бюджета Союза и принимает окончательные решения по расходам, предоставленным на усмотрение. Парламент подтверждает, со своей стороны, принятие новых членов в Союз. Для проведения практической работы Парламент разделена на комиссии, одна из которых занимается, в частности, вопросами условий труда.

3. Совет

Действительным органом принятия решений является Совет Европейского Союза. В Совет (Совет министров) входят министры правительств государств-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Совет общих дел занимается наиболее важными из вопросов, входящих в компетенцию Совета. Он состоит из министров иностранных дел государств-членов. Вопросами охраны труда занимаются соответствующие министры государств-членов, ведающие охраной труда - министры труда или социального обеспечения.

Обычно каждый совет проводит не менее двух официальных заседаний и одной неофициальной встречи в течение одного председательского срока. Совет может собираться одновременно в двух или более многочисленных составах.

В Совете представлен один министр из каждого государства-члена. Однако число голосов членов Совета зависит от размера и экономического значения страны. Министры Германии, Франции, Италии и Англии, например, имеют в совете по 10 голосов, а министры Ирландии, Дании и Финляндии только по три голоса. Число голосов других стран колеблется от четырех до восьми. (Пленка для эпископа.)

Общее количество голосов 87. Для квалифицированного большинства требуется 62 голоса. Законы об охране труда подтверждаются на Совете квалифицированным большинством. Все выдвигаемые на Совете вопросы обсуждаются в Комитете постоянных представителей государств-членов (Coreper), состоящем, в основном, из послов.

Подготовка вопросов, до рассмотрения их в Комитете постоянных представителей, ведется в комитетах и рабочих группах. В обсуждении вопросов в рабочих группах участвуют эксперты центральных администраций и представительств государств-членов. В обсуждении вопросов охраны труда участвуют, в частности, многие присутствующие здесь служащие Министерства труда Финляндии. В рабочих группах все предложения проходят тщательную проверку, и в Комитет постоянных представителей передаются лишь те вопросы, о которых не достигли единогласия в рабочих группах. Согласованные вопросы, как правило, не рассматриваются Комитетом постоянных представителей. Из Комитета постоянных представителей на специальное рассмотрение Советом переходят лишь вопросы, оставшиеся открытыми в Комитете постоянных представителей. С точки зрения Совета главный упор в процессе принятия решений делается на подготовке вопросов в рабочих группах. В них представители государств-членов, естественно, действуют в рамках полномочий, предоставленных их министрами.

4. Комиссия

Главным рабочим органом Европейского Союза является Комиссия. В ее состав входит 20 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств государств-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен, как минимум, один представитель из каждой страны-члена. Однако члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Союз.

В развитии законодательства Сообщества Комиссия имеет исключительное право инициативы. Все предложения должны проходить через Комиссию. В процессе обсуждения Комиссия может изменить свое предложение или снять его с повестки дня. Комиссия отвечает за выполнение решений Сообщества, контролирует соблюдение законов Союза в государствах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейских Сообществ иск против государства-члена за нарушение членских обязательств.

Комиссия разделена по обсуждаемым вопросам на 23 главных директората. Предложения Комиссии, как правило, основываются на законодательных проектах, которые тщательно взвешиваются в соответствующем директорате Комиссии и в его рабочих группах. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах Союза.

5. Другие органы

Суд Европейских Сообществ обеспечивает правильное применение и истолкование законодательства Сообщества. Суд по вопросам аудита контролирует расходование средств и управление рабочих органов. Совместно с центральными банками государств-членов Центральный банк Европы составляет центральную банковскую систему Европы. Ожидается, что со временем Центральный банк Европы будет иметь исключительное право на эмиссию казначейских билетов.

Помимо Парламента, представительными органами являются Комитет по регионам и Комитет по экономическим и социальным вопросам, которые дают Совету и Комиссии заключения, не обязывающие последних. Они представляют знание государств-членов по разным областям и регионам.

III Законодательная власть Европейских Сообществ

Законодательная власть представляет собой право издавать обязательные нормы. Законодательную власть в Союзе осуществляют сообщества. Таким образом, законодательная власть затрагивает сферу вопросов первой колонны - колонны Сообщества. В сфере вопросов второй и третьей колонн Союз не может издавать законов.

Основой правопорядка сообществ являются учредительные соглашения и договоры о присоединении (первичное право). На этих договорах основана власть сообществ издавать сверхнациональные законы и истолковывать их. В них утверждены и задача и цели сообществ, а также установлен порядок использования компетенции. Иначе говоря, они являются своего рода конституциями Союза и его сообществ.

Законодательная работа сообществ должна неизменно опираться на мандат, содержащийся в вышеназванных соглашениях. Новое законодательство об охране труда основано, главным образом, на статьях 100а (товары) и 118а (условия труда) Римского соглашения.

Высшая законодательная власть в сообществах принадлежит Совету (Совету министров), состоящему из соответствующих министров государств-членов. Правовые акты об охране труда Совет может издавать в порядке, установленном Учредительным соглашением, по решениям, основанным на квалифицированном большинстве. Ограниченную законодательную власть имеют также Комиссия и Парламент.

2. Основные виды правовых актов

Правовые акты Совета - либо постановления (regulations), либо директивы (directives). Постановление - действительно во всех случаях. Оно по всем частям обязательно и применяется как таковое во всех государствах-членах. Постановление автоматически вытесняет национальное законодательство по данному вопросу.

Директива обязывает государства-члены стремиться к поставленной в ней цели, но позволяет национальным органам выбирать формы и методы. Директива обязывает правительства и парламенты государств-членов к изданию законов. Она обязывает государства-члены в установленный срок приводить национальное законодательство в соответствие с содержанием директивы. Если национальное законодательство по истечении срока не соответствует требованиям директивы, то директива может вступить в законную силу в стране-члене, после чего она применяется как таковая, подобно постановлению. Законодательство об охране труда основано на директивах. В сферу контроля со стороны органов охраны труда входит, правда, и постановление Европейских сообществ о времени езды и отдыха водителей тяжелого транспорта. Постановление применяется, в частности, к транспорту из санкт-петербургского региона в Финляндию.

3. Исполнение правовых актов и контроль за ними

Исполнение правовых актов и контроль за их соблюдением - обязанность Комиссии. В целях исполнения правовых актов Комиссия публикует их в официальном порядке и информирует о них органов власти государств-членов. После этого органы власти должны либо привести национальное законодательство в соответствие с требованиями директивы, либо указать, что существующее законодательство отвечает требованиям директивы.

Директивы можно включать в национальное законодательство разными способами. В Финляндии национальные правовые акты приводятся в соответствие с целями, определенными в директиве, в национальном законодательном порядке.

В области охраны труда достаточные изменения в законодательство вносятся, как правило, постановлениями Государственного совета (правительства). В докладах, с которыми финские представители будут выступать, описывается порядок включения в финское законодательство основных директив об охране труда.

Государства-члены должны извещать (нотифицировать) Комиссию о вступлении директив в силу. Если нотифицированное исполнение не соответствует директиве, Комиссия требует дополнительные разъяснения от государства-члена. При необходимости Комиссия делает правительству государства-члена замечание о недостатках в исполнении законодательства Сообщества и требует их устранения. Если государство-член не устраняет недостатка, Комиссия обязана представить дело на рассмотрение Суда Европейских Сообществ, предъявляя иск государству-члену за невыполнение договорных обязательств.

IV Суд Европейских Сообществ

1. Состав суда

Суд Европейских Сообществ - один из пяти первоначальных институтов сообществ. Он находится в Люксембурге и начал действовать еще в 1952 году. В его состав входит 15 судей, являющихся членами суда. Помимо них в его состав входят девять генеральных адвокатов (advocate general) и помощники. Судьи и генеральные адвокаты назначаются общим решением правительств государств-членов на шестилетний срок. На практике в состав суда входит один судья из каждой страны-члена.

2. Задачи и статус Суда

Задача Суда - гарантировать соблюдение закона при применении и толковании законодательства Сообщества. Суд рассматривает прямые иски и дает национальным судам решения-прецеденты об истолковании и действенности права Сообщества.

Он обладает исключительным правом толкования законодательства Сообщества, но не имеет иерархического положения по отношению к национальным судам государств-членов. В неясных случаях суд государства-члена может попросить у Суда Европейских Сообществ решения-прецедента о толковании права Сообщества. В таком случае апелляционные суды государства-члена обязаны просить решения-прецедента до принятия окончательного решения. Решение-прецедент Суда Европейских Сообществ обязывает национальный суд.

3. Правовой контроль Суда

Помимо выдачи решений-прецедентов национальным судам, Суд осуществляет правовой контроль путем разрешения прямых исков против государств-членов или органов Сообщества. Суд принимает решения по искам и выдает решения-прецеденты лишь по запросам. Он не имеет права выдвигать собственных инициатив.

3.1. Иски против государств-членов

Комиссия может предъявить против государства-члена иск за нарушение Учредительного соглашения. Государство-член может также предъявить иск против другого государства-члена за нарушение членских обязательств. До сих пор Комиссия предъявила около 600 исков. По политическим соображениям государства-члены не склонны подавать друг на друга в суд.

Если государство-член не соблюдает решение Суда, то Суд может на основе отдельного иска, предъявленного Комиссией, наложить на него штраф за упущение.

3.2. Иски против органов Сообщества

Государства-члены и другие органы Сообщества (Совет, Комиссия, Парламент) могут оспаривать законность правовых актов и решений. Для отменения правового акта иск должен быть предъявлен в течение двух месяцев с издания акта. В исключительных случаях частные лица и организации тоже могут предъявлять иски с целью отменения решения. В том же порядке можно предъявить иск против органа Сообщества за невыполнение обязанностей.

V Заключение

Суд Европейских Сообществ играет существенную роль как орган, гарантирующий правопорядок Союза и совершенствующий его. Политически независимый Суд делает Сообщество правовой системой. Как нейтральный орган, Суд может обеспечить единое применение права Сообщества, издание новых правовых актов и углубление интеграции. Следовательно, Суд является гарантом развития.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ БОЛЬШИНСТВОМ В Т. Ч.:

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТНИКОВ

УСЛОВИЯ РАБОТЫ

ИНФОРМИРОВАНИЕ И ВЫСЛУШИВАНИЕ РАБОТНИКОВ

РАВЕНСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХ, КТО ВЫТИСНИЛСЯ С РЫНКА ТРУДА

БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ В ЕС

1. СОВЕТ МИНИСТРОВ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2. КОМИТЕТ ПОСТОЯННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ I

3. РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

4. ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

5. КОМИТЕТ РЕГИОНОВ

6. КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

7. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СТРАН-ЧЛЕНОВ В ЕС

8. КОМИССИЯ
(комиссары)

9. ГЛАВНЫЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ (DG)

(DG-V по вопросам труда и социального обеспечения)

ОБЩИЕ ТИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ЕС

ДЕКРЕТЫ
сами по себе обязуют страну-член

ДИРЕКТИВЫ
обязуют привести законодательство в соответствие с ними

ПОСТАНОВЛЕНИЯ
обязуют тех, кому они адресованы

ЗАКЛЮЧЕНИЯ
нормативны

Методы контроля, применяемые комиссией

1. Сообщение о вступлении директивы в силу (нотификация)

2. Сообщение о технических правилах
- дир. 83/189/ЕЭС
- постановление Гос. совета 885/1995

3. Сообщение о правилах охраны труда
- постановление комиссии 88/383/ЕЭС

4. Отчет о применении директивы
- раз в 4 года или 5 лет
- взгляды сторон кол договоров
- адресуется комиссии
- парламент, комитет по экономике
и социальному обеспечению,
консультативный комитет по охране труда

5. Неофициальный контроль
- записки, посещения

6. Официальный выговор
- статья 169
- обоснованное заявление комиссии
- суд ЕС

Состав суда ЕС и назначение его членов

15 судей, по одному судье из каждого государства-члена

9 генеральных адвокатов

Регистратор

Прочий персонал, около тысячи человек

Судьи и генеральные адвокаты назначаются совместным договором правительств сроком на 6 лет.

Собирается отделами и на пленарные заседания.

ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ

1. Контролирует соблюдение закона при толковании и применении Учредительного соглашения.

2. Компетенция только на территории внутреннего рынка
ограничивается определенными исками и прецедентами

3. Монополия толкования вопросов юрисдикции сообщества

4. Без иерархического положения по отношению к национальным судам искприговор, признающий законность притязаний

иск государства-члена другому государству-члену

иск о законности решения института ЕС
* иск об отмене, который может предъявляться другим институтом, а также при определенных условиях частной стороной

* в течение двух месяцев с принятия решения

* иск о пассивности

ПРИВЕДЕНИЕ ПРИГОВОРОВ В ИСПОЛНЕНИЕ

Лояльность

Наложенный судом ЕС компенсационный или условный штраф

Национальные последствия

РОЛЬ СУДА

Широкое право усмотрения

Решающее значение цели и задач соглашения

Правовые нормы решения суда включаются в acquнs Communautaire (свод правовых норм)

Существенная роль в осуществлении интеграции


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Ульяновский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра государственной службы

Курсовая работа по Европейскому праву на тему:

Органы Европейского союза.

Выполнил:

Студент 4 курса юридического факультета Ахметов Дамир Илдусович

Научный руководитель:

Иглин Алексей Владимирович

Работа сдана «___»________2011г.

Ульяновск 2011 г.

Введение…………………………………………………………………..…………………………………3 стр.

Глава 1. Система органов ЕС……………………………………………………………………….5 стр.

1. Понятие и структура организационного механизма……………………………..5 стр.

Глава 2. Институты ЕС

1. Совет Европейского Союза…..…………………………………………..…….…………...12 стр.

2.Парламент……………………………………………………………………………………………….19 стр.

3. Комиссия………………………………………….…………………………………………………….19 стр.

4. Суд………………………………………………………..……………………………………………..…21 стр.

5. Счётная палата………………………………………….…………………………………………..24 стр.

Глава 3. Отраслевые органы

1.Европейский Совет……………………………………………………………………………..30 стр.

2. Европейский Инвестиционный банк…………………………………………………..45 стр.

3. Европейский Центральный банк…………………………………………………………..51 стр.

Заключение………….…………………………………………………………………………………..55 стр.

Список используемой литературы……………………………………………………………56 стр.

Введение.

Европейский союз, связанные с образованием и деятельностью этой организации изменения на территории «Старого света» в настоящее время являются объектом значительного интереса в различных кругах российского общества. Пишут даже о «буме интереса» 1 .Характерной чертой второй половины двадцатого века является активное развёртывание процессов региональной интеграции государств. В мире появляются оригинальные по своей природе и новые по своим качественным характеристикам образования, формируемые на стыке национального и международного права и способные оказывать всё большее воздействие на ход мировых событий и эволюцию права. К числу таких образований прежде всего относится Европейский Союз. Всё большее число государств под влиянием интеграционных тенденций в добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) образований международного характера. Европейский Союз в настоящее время является одним из наиболее эффективных, авторитетных и динамичных негосударственных образований такого рода. За короткий по историческим меркам срок (около 50 лет) Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляет в самых различных сферах общественной жизни.

Выбор органов ЕС в качестве предмета исследования обусловлен в первую очередь тем, что именно последние выступают реальными субъектами властной и иной компетенции ЕС. Главное значение в этой деятельности отводится институтам.

Цель моей работы : попытаться охарактеризовать органы ЕС, основные направления их деятельности, структуру, организационный механизм их работы и т.д.

Мной также была поставлена задача : дать заинтересованным лицам оптимальный объём знаний по органам ЕС, истории их создания и перспективам развития.

Глава 1. Система Органов Европейского Союза.

    Понятие и структура организационного механизма Европейского Союза.

После учреждения в 1992 году Европейского Союза начал действовать так называемый «Единый конституционный механизм» 2 , основы организации и функционирования которого закрепляются в Договоре о ЕС.

Организационный механизм Европейского Союза – это система институтов и других органов, посредством которых данная организация осуществляет свою компетенцию. С точки зрения своей структуры организационный механизм складывается из двух частей.

Между тем, как справедливо отмечает Ю.М.Юмашев «институциональная система ЕС ориентирована скорее на государственную модель, нежели на международно-правовую» 3 .

Руководящие органы, наделённый, как правило, властными полномочиями, именуются в праве Европейского Союза институтами. На институты возложено осуществление задач Европейских сообществ и Союза в целом, именно в лице своих институтов Европейский союз реализует те суверенные права, которые были делегированы ему государствами-членами. Институты образуют ядро организационно механизма Европейского Союза.

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский Парламент, Совет и Комиссия своим правовыми актами ежегодно учреждает новые органы Союза, число которых, таким образои постоянно возрастает. Органы – носят вспомогательных характер и / или консультативный характер (Экономический и социальный комитет как консультативный орган, включающий представителей разных классов и профессий на территории ЕС). Понятие»орган» в праве Европейского союза используется в широком значении.

Институтов ЕС сначала было 4, ныне их 5: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счётная палата (ст.7 Договора о ЕС). Однако даже при беглом просмотре учредительных договоров нетрудно увидеть, что кроме этой пятёрки институтов в организационном механизме Союза есть немало других элементов: Европейский совет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, агентства, Политический комитет (в рамках Общей политики и политики безопасности), Европол и др.

Ещё больше их можно обнаружить если ознакомиться с нормативными актами ЕС: Европейское агентство по медицинских продуктов, Европейское агентство по окружающей среде, Комитет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др.

Именно институты выступают теми органами Союза, на которые возложено осуществление его задач от имени последнего и, главное, которые наделяются в этом качестве властными полномочиями в отношении государств-членов, физических и юридических лиц, включая издания нормативных актов (регламенты и директивы) и индивидуальных решений.

Понятие «институт», таким образом, можно определить как составное и в тоже время относительно обособленное подразделение аппарата Европейского Союза, которое участвует в осуществлении его функций и задач, действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объёмом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

«Следовательно структуру организационного механизма можно охарактеризовать как двухуровневую. Первый уровень составляет институционный механизм (система пяти институтов), для второго (другие органы) характерно многообразие организационно-правовых форм и общих условий деятельности. 4

Глава 2. Институты ЕС: структура, полномочия, порядок формирования.

    Совет Европейского Союза.

Совет Европейского союза (Совет министров) – основной орган принятия решений в структуре ЕС. Он собирается на уровне министров национальных правительств и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.).

В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета принято различать «общий Совет» и «специальный Совет». Членами «общего Совета» являются министры иностранных дел, «специального» в рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают, либо отвергают их путём голосования. Следует подчеркнуть, что одним из главных полномочий Совета является его право принимать нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению всеми субъектами Европейского Союза. Эту свою функцию Совет реализует совместно с Парламентом, но первый имеет право «вето», которое носит абсолютный характер. Законодательная роль Совета ЕС выражается в «определении широких политических директив», нормативном закреплении и представлении интересов государств-членов Европейских Сообществ, принятии решений по вопросу подготовки и принятия нового законодательства, поддержке правовыми средствами межправительственного принципа сотрудничества в рамках Европейского Союза. Если законопроекты принимаются на базе консультативной процедуры «данная процедура в различных вариациях предусмотрена ст. 45, 49, 52, 67, 83, 89, 132 Договора о ЕС», то Совет принимает документ в окончательной редакции и не редко вопреки возможным возражениям Парламента Европейского Союза.

«Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством и они не могут быть отменены. Решение о периодическом (не менее трех раз в году) проведении встреч глав государств и правительств было принято ещё в 1974 году в Фонтенбло. Особенно значимы спорные решения могут быть оспорены в судебном порядке» 5 .

В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств членов поочередно занимает пост председателя в течение 6 месяцев.

Организация работы . Министры и должностные лица государства-председателя руководят работой заседаний Совет Европейского Союза и его вспомогательных органов.

Состав и порядок формирования . «Появление Совета в системе институтов Сообществ было продиктовано необходимостью обеспечить представительство интересов каждого государства-члена» 6 .

Кроме 27 национальных министров в заседании Совета традиционно участвуют представители Комиссий с правом совещательного голоса. Заседать в Совете может любой уполномоченный представитель « на министерском уровне». С начала 1960-го гг. наряду с заседаниями Совета в составе министров иностранных дел «общего» Советом всё чаще стали созываться «специальные» Советы, состоящие из министров экономики, финансов, сельского хозяйства и т.д.

    Совет по общим вопросам и внешним сношениям.

    Совет по экономическим и финансовым вопросам.

    Совет по вопросам правосудия и внутренних дел.

    Совет по вопросам занятости.

    Совет по вопросам внутренней, социальной политики, рынка, промышленности и здравоохранения и по делам научно-исследовательской деятельности.

    Совет по вопросам транспорта, телекоммуникаций и энергии.

    Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства.

    Совет по вопросам окружающей среды.

    Совет по вопросам образования, молодёжи и культуры.

Большую часть заседаний составляют не «общие», а «специальные» (или «секторные», «технические») Советы, в которых и приминаются почти все законодательные акты. В рамках «общего» Совета решаются главным образом вопросы, связанные с внешнеполитическими мероприятиями Союза. В том числе в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также вопросы, имеющие значение для всех сфер деятельности Союза. Совет заседает в Брюсселе, а три месяца в году – в Люксембурге.

Внутренняя организация . Из всех институтов Сообществ и Союза в целом именно Совет обладает наиболее сложным устройством. Ключевыми элементами в структуре Совета являются: 1) Комитет постоянных представителей и 2) Председатель (Институт Председательства); важную роль играют также 3) Генеральный секретариат и его руководитель, 4) Рабочие группы. Председатель Совета также выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогают секретариат и его глава – назначаемые советом. Генеральный секретарь Совета – Высший представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

1. Общие сведения о системе органов ЕС.

2. Основные органы ЕС: общая характеристика.

4. Консультативные и вспомогательные органы ЕС

Общие сведения о системе органов ЕС

В соответствии со ст. 4 Договора о Европейском Союзе 1992 г. осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают его основные органы («институты»):

1) Совет ЕС;

2) Парламент;

3) Комиссия;

5) Счетная палата (Палата аудиторов).

Эти пять руководящих органов образуют единый институциональный механизм, который должен обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения общих целей.

Договор о ЕС интегрировал в систему руководящих органов Европейский Совет, который представляет собой неформальное заседание глав государств-членов. На проводимых саммитах они обсуждают наиболее важные и неотложные вопросы политической и экономической жизни Европы и принимают по ним решения.

Общим признаком всех институтов (основных органов) ЕС является наличие у них полномочий принимать юридически обязательные акты для государств-членов, юридических лиц, граждан. Однако объем и содержание этих полномочий различны. Это дает возможность проводить классификацию институтов Европейского Союза.

В зависимости от порядка формирования выделяются «избираемые» и «назначаемые» институты. Так, непосредственно гражданами ЕС избирается Европейский парламент по установленным квотам в зависимости от численности избирателей в той или иной стране. Остальные институты ЕС назначаются.

Ряд органов ЕС формируется на паритетной основе (одно государство – один член). По такому принципу в ЕС формируются четыре его института: Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата (Палата аудиторов).

В зависимости от выполняемых задач, целей и направлений деятельности институты ЕС иногда подразделяются на политические, т.е. призванные разрабатывать и проводить в жизнь политику Европейского Союза в разных сферах его компетенции, и неполитические. К первым относят Совет, Комиссию и Парламент. Неполитическими институтами считаются Суд и Палата аудиторов.



По аналогии с государствами институты ЕС классифицируются по функциям, «ветвям власти», которые они представляют. Основным законодательным органом считается Совет, исполнительным – Комиссия, судебную (и контрольную) власть осуществляют Суд и Палата аудиторов. Европарламент согласно этой классификации входит в законодательную ветвь власти, однако самостоятельным правом издания нормативных актов не обладает.

Кроме институтов (руководящих органов), в систему власти ЕС входят консультативные и вспомогательные органы, призванные содействовать институтам власти в выполнении поставленных перед ними задач. К числу таких органов, в частности, относятся Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский омбудсман, Европол (Европейское полицейское ведомство).

Основные органы ЕС: общая характеристика

Совет ЕС (Совет)

Совет Европейского Союза (Совет) или, как его называют, Совет министров ЕС является одним из руководящих органов ЕС. Его статус и полномочия определяются в ст.ст.202-210 Договора о ЕС.

Назначение Совета ЕС – обеспечить координацию общей экономической политики государств-членов, осуществлять руководство бюджетом (совместно с Европарламентом), заключать международные договоры.

Совет ЕС обладает законодательной и бюджетной властью. Он – главный субъект, принимающий решения в области общей внешней политики и политики безопасности, а также в сфере сотрудничества полиций и судов в уголовной сфере.

Состав Совета ЕС. В соответствии со ст.146 Договора о ЕС в состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне. По этой причине Совет ЕС называют Советом министров, поскольку в нем заседают представители от правительств. Состав министров определяется характером вопросов, которые будут рассматриваться на заседании.

Чаще всего участниками заседаний Совета ЕС являются министры иностранных дел. Но в его работе Совета могут участвовать и другие министры, например, внутренних дел, сельского хозяйства, культуры, финансов, образования, охраны окружающей среды.

В настоящее время сложилось девять различных составов Совета ЕС:

по общим вопросам и международным отношениям;

по экономическим и финансовым отношениям;

по правосудию и внутренним делам;

по вопросам занятости, социальной политики, здравоохранению и отношений с потребителем;

по вопросам конкуренции;

по транспорту, телекоммкникации и энергетике;

по сельскому хозяйству и рыболовству;

по вопросам окружающей среды;

по вопросам образования, молодежи и культуры.

Председателем (или президентом) Совета ЕС является министр того государства, которое в данные полгода председательствует в ЕС.

Полномочия Совета ЕС. Они определяются исходя из назначения этого органа и могут быть разделены на пять групп:

1) координация экономической и социальной политики ЕС;

2) осуществление бюджетной (финансовой) политики ЕС;

3) разработка и осуществление общей политики по вопросам внешней политики и политики безопасности;

4) формирование органов ЕС и назначение должностных лиц ЕС;

5) осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц.

Вырабатывая единую позицию по основным вопросам, Совет ЕС принимает основную массу нормативно-правовых актов. Проекты решений должны предварительно согласовываться с Комиссией и Европарламентом.

Совет наделен полномочиями по подготовке и принятию бюджета ЕС совместно с Европарламентом, а в последующем контролирует его исполнение.

К внешнеполитическим полномочиям Совета относятся: заключение международных договоров от имени ЕС; издание специальных актов в рамках общей внешней политики и политики безопасности; представительство ЕС на международной арене (его осуществляет Генеральный секретарь Совета – Высокий представитель по вопросам ОВПБ); принятие санкций от имении ЕС в отношении других государств; принятие решения об использовании Сил быстрого реагирования ЕС.

Совет ЕС формирует Счетную палату ЕС, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и некоторые другие органы. Ниццский договор наделил Совет правом учреждать «судебные палаты» и назначать их членов. Совместно с Европарламентом Совет принимает участие в формировании Комиссии ЕС.

Совет ЕС принимает решения по вопросам визовой политики, миграции и предоставления убежища.

В пределах своих полномочий Совет контролирует исполнение учредительных договоров и законодательных актов ЕС.

Порядок принятия решений. В практике Совета используетсятри способа принятия решений: путем консенсуса (единогласно), квалифицированным большинством и простым большинством.

По важнейшим вопросам – в сферах внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судов, политики предоставления убежища и иммиграционной политики, политики экономической и социальной гармонизации, налоговой политики – Совет ЕС принимает решения путем консенсуса (согласия). Каждое государство по главным направлениям деятельности обладает правом вето и может заблокировать принятие того или иного решения. Кроме того, допускается воздержание от голосования.

Принятие решений квалифицированным большинством проводится по всем иным вопросам. При этом каждое государство обладает в Совете определенным числом голосов, пропорциональным численности населения, а также учитывающим экономические показатели развития страны.

Раньше, когда в составе ЕС было 15 государств, действовали следующие пропорции в определении «взвешенных голосов» государств-членов: Германия, Великобритания, Италия и Франция - 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Португалия и Нидерланды – 5, Австрия и Швеция – 4, Дания, Ирландия и Финляндия – 3, Люксембург – 2 голоса. Решение считалось принятым, если за него было подано 62 голоса (т.е. 71,2% от общего числа). При этом в его пользу должны высказаться не менее 10 государств-членов.

· Германия, Франция, Италия и Великобритания 29

· Испания и Польша 27

· Нидерланды 13

· Бельгия, Чехия, Греция, Венгрия, Португалия 12

· Австрия и Швеция 10

· Дания, Ирландия, Литва, Словакия и Финляндия 7

· Кипр, Эстония, Латвия, Люксембург и Словения 4

· Мальта 3

Для получения квалифицированного большинства требуется минимум 232 голоса (72,3%). Кроме того, решение должно быть поддержано большинством государств. Любая страна вправе потребовать подтверждения того, что голоса, поданные «за», репрезентуют как минимум 62 % населения ЕС.

То есть, система принятия решений в Совете основывается на трех факторах: числе государств, проголосовавших «за»; количестве принадлежащих им взвешенных голосов; демографическом критерии (совокупном количестве населения государств-членов).

Совет созывается его Председателем и работает на непостоянной основе.

Официальное местонахождения Совета ЕС - г. Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания Совета проходят в Люксембурге.

Организация и формы работы . Заседания Совета проводятся по инициативе Председателя или по требованию государств-членов. Сессия Совета включает одно или несколько заседаний.

В заседаниях от каждого правительства участвует национальная делегация во главе с министром (членом Совета). С правом совещательного голоса в заседании участвуют представители Комиссии ЕС как субъекта законодательной инициативы, а в некоторых случаях - и Европейского центрального банка.

Важную роль в подготовке и реализации решений Совета ЕС играет Комитет постоянных представителей (KOREPER). Он состоит из послов государств-членов, аккредитованных при Комиссии ЕС. В рамках этого Комитета рассматриваются и утверждаются проекты почти всех решений, которые позднее принимаются Советом.

Кроме Комитета постоянных представителей, Совет может образовывать различные специальные комитеты и рабочие группы (как правило, в целях подготовки проектов законодательных актов и их согласования с правительствами государств-членов).

Для создания надлежащих условий деятельности Совета ЕС и его рабочих комитетов действует Генеральный секретариат. Его численность - около 2500 сотрудников.

Европейский парламент

Согласно ст. 137 Договора о ЕС, Европарламент состоит из представителей народа государств-членов, объединенных в Сообщество.

Первоначально Европарламент формировался из делегированных депутатов национальных парламентов. С 1979 г. депутаты Европарламента избираются прямым тайным голосованием в государствах-членах ЕС. Право избирать и быть избранным в Европейский парламент принадлежит гражданам ЕС независимо от места проживания.

Срок депутатских полномочий - 5 лет. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в силу смерти депутата, добровольной отставки, лишения депутатского мандата. Решение о лишении депутатского мандата выносится большинством голосов от списочного состава Парламента.

Лица, избранные в состав Европарламента, обладают свободным мандатом (т.е. не связаны наказами своих избирателей) и наделяются депутатским иммунитетом, который может быть снят лишь самим Парламентом.

Независимо от того, в какой стране избраны депутаты, они выступают представителями всех народов ЕС в целом и объединяются друг с другом в политические группы (фракции), исходя из своей партийной принадлежности.

Очередные выборы Европарламента 7-го созыва прошли 4 – 7 июня 2009 года. В выборах приняли участие 375 млн. избирателей из 27 стран.

Действующий ныне парламент имеет следующее количество депутатских мандатов: Германия – 99; Франция, Италия и Великобритания – по 78; Испания и Польша – по 54; Румыния – 35; Нидерланды – 27; Бельгия, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия – по 24; Швеция – 19; Австрия и Болгария – по 18: Дания, Финляндия, Словакия – по 14; Ирландия, Литва – по 13; Латвия – 9; Словения – 7; Эстония, Кипр, Люксембург – по 6; Мальта – 5 (всего 785 депутатов).

Количество мест, приходящихся на каждую страну ЕС, зависит в первую очередь от численности ее населения, хотя представительство не является строго пропорциональным – малые страны пользуются в этом вопросе некоторым преимуществом.

Полномочия Европарламента. К ведению Европарламента относится решение следующих вопросов:

1) принятие совместно с Советом и Комиссией ЕС законодательных актов;

2) утверждение бюджета ЕС и отчета о его исполнении;

3) контроль над деятельностью других органов и должностных лиц ЕС;

4) санкционирование важнейших международных договоров ЕС;

5) дача согласия на вступление в ЕС новых членов.

В законодательной сфере Европейский парламент совместно с Советом ЕС рассматривает и принимает нормативно-правовые акты и другие решения, проекты которых вносит, как правило, Комиссия.

Объем законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях он участвует в законодательном процессе с правом совещательного голоса (“консультативная процедура”), в других - с правом решающего голоса (“процедура совместного принятия решений”).

Сфера совместного принятия решений постоянно расширяется. Маастрихстский договор 1992 г. наделил Европарламент правом принимать законодательные акты совместно с Советом ЕС в сфере регулирования внутреннего рынка, образования, науки, окружающей среды, охраны здоровья, культуры, защиты прав потребителей.

Амстердамский договор закрепил 23 новых сферы совместного законотворчества Европарламента и Совета ЕС, а Ниццский договор – добавил еще 7 сфер правового регулирования. Так, Европарламент и Совет ЕС несут совместную ответственность за принятие бюджета ЕС по предложению Комиссии. После обсуждения проекта бюджета Парламент большинством голосов может его отклонить. В таком случае Комиссия и Совет вносят новый проект на утверждение Парламента.

Совет ЕС и Комиссия обязаны представлять Парламенту доклады по итогам своей деятельности, а также итоговый годовой доклад о деятельности ЕС.

Парламент осуществляет постоянный контроль над органами ЕС. Он имеет право роспуска Комиссии в случае принятия решения о вотуме недоверия (для этого требуется 2/3 голосов всех депутатов).

Парламент также контролирует процесс осуществления политики ЕС в разных сферах, в том числе путем обсуждения отчетов о работе различных органов ЕС.

Кроме законодательных, бюджетных и контрольных полномочий, Европарламент дает согласие на заключение важнейших международных договоров ЕС; дает разрешение на вступление в ЕС новых государств; участвует в формировании ряда институтов и органов Союза: Комиссии, Счетной палаты, Дирекции Европейского центрального банка, Омбудсмена ЕС.

Организация и формы работы. Руководство работой Европарламента осуществляет его Председатель, избираемый на 2,5 года. В качестве консультативных органов при Председателе действуют Бюро (включает Председателя и 14 вице-председателей) и Конференция председателей (в составе Председателя парламента и председателей депутатских фракций).

В организации работы Парламента значительную роль играют парламентские фракции, которые представляют европейские политические партии и группы. Наибольшим влиянием в парламенте пользуются такие партии, как Европейская народная партия, Партия европейских социалистов, Партия Европейских либералов.

Основная работа депутатов ведется в 20 постоянных комитетах: по бюджету; по бюджетному контролю; по экономическим и валютным отношениям; по вопросам занятости и социальным отношениям; по вопросам окружающей среды, здравоохранения и продовольственной безопасности; по вопросам промышленности, науки и энергетики; по вопросам внутреннего рынка и защиты потребителя; по транспорту и туризму; по вопросам регионального развития; по сельскому хозяйству; по вопросам культуры и образования; по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам; по конституционным отношениям; по вопросам прав женщин и гендерному равенству; по петициям; по внешним сношениям; по вопросам развития; по внешней торговле.

Европейский парламент работает на сессионной основе. Считается, что сессия длится весь год, но заседания проходят обычно один раз в месяц в течение недели.

Официальная резиденция Европарламента находится в г. Страсбурге (Франция). Секретариат Европарламента располагается в Люксембурге. В его штате - более 4000 сотрудников.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!