Это жизнь - портал для женщин

Перечень международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, cемейным, уголовным и иным делам. Послевоенный мировой порядок.После второй мировой войны сложился мировой порядок, отличавшийся двумя с

Первая мировая война привела к коренным изменениям в международно-политической обстановке. Потерпели поражение и оказались в тяжелом положении две крупнейшие мировые державы - Германия и Россия. Страны Антанты и США вместе выиграли войну, но оказались после ее окончания в неравном положении. В экономическом отношении США гигантски усилились за годы войны. Они предоставляли крупные займы Англии и Франции. Рост экономической силы позволил США пре-

тендовать на мировое лидерство. Эти тенденции отразились в американской инициативе прекращения войны, изложенной в так называемых «14 пунктах» В.Вильсона.

Великобритания в ходе войны окончательно утратила положение первой мировой державы. Она добилась ослабления Германии, но стремилась не допустить роста военной силы Франции. Англия видела в Германии силу, способную противостоять росту французского влияния в Европе.

Франция добилась военного поражения Германии, но победа ей досталась нелегко. Ее экономические и людские ресурсы были слабее, чем германские, поэтому она стремилась создать гарантии против возможного реванша со стороны Германии.

Важным элементом международной ситуации стало возникновение в результате национально-освободительного движения новых независимых государств в Европе - Польши, Чехословакии, Югославии, Прибалтийских государств. Победившие державы не могли игнорировать волю народов этих стран.

Итоги первой мировой войны были закреплены в мирных договорах, выработанных на Парижской мирной конференции, открывшейся 18 января 1919 г. На конференции, в которой участвовали 27 государств, тон задавала так называемая «большая тройка» - премьер-министр Великобритании Д.Ллойд- Джордж, премьер-министр Франции Ж.Клемансо, президент США В.Вильсон. Показательно, что побежденные страны и Советская Россия не были приглашены на конференцию.

Центральное место в решениях Парижской конференции занял Версальский мирный договор с Германией, подписанный 28 июня 1 91 9 г. По нему Германия признавалась виновницей войны и вместе со своими союзниками несла всю ответственность за ее результаты. Германия обязывалась провести демилитаризацию Рейнской зоны, а левый берег Рейна занимали оккупационные войска Антанты. Область Эльзас-Лотарингии возвращалась под французский суверенитет. Германия уступала Франции также угольные копи Саарского бассейна, который на 1 5 лет переходил под управление Лиги наций. По истечении этого срока вопрос о будущем этой области предусматривалось решить путем плебисцита среди ее населения.

Германия обязывалась также уважать независимость Австрии в границах, которые были установлены Сен-Жерменс- ким мирным договором 1919 г. Она признала независимость

Чехословакии, граница которой проходила по линии прежней границы между Австро-Венгрией и Германией. Признав полную независимость Польши, Германия отказывалась в ее пользу от части Верхней Силезии и Померании, от прав на город Данциг (Гданьск), включенный в таможенную границу Польши. Германия отказывалась от всех прав на территорию Мемеля (нынешней Клайпеды), которая в 1923 г. была передана Литве. Германия признавала «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1.08.1914», т. е. к началу первой мировой войны. Она обязывалась также отменить Брестский договор 1918 г. и другие договоры, заключенные с Советским правительством.

Германия лишалась всех своих колоний. Исходя из признания виновности Германии в развязывании войны, в договор был включен ряд положений, предусматривающих демилитаризацию Германии, в том числе сокращение армии до 100 тысяч человек, запрет новейших видов вооружений и их производства. На Германию была возложена выплата репараций.

Версальский мирный договор в совокупности с другими договорами: Сен-Жерменским (1919), Нейиским (1919), Три- анонским (1919) и Севрским (1923) составили систему мирных договоров, известную под названием Версальской.

Сен- Жерменский мирный договор, заключенный между странами Антанты и Австрией, по сути дела, официально узаконивал распад Австро-Венгерской монархии и образование на ее обломках собственно Австрии и ряда новых независимых государств - Венгрии, Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое в 1929 г. было преобразовано в Югославию.

Нейиский мирный договор, подписанный странами Антанты и Болгарией в ноябре 1919 г., предусматривал территориальные уступки со стороны Болгарии в пользу Румынии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. Договор обязывал Болгарию сократить свои вооруженные силы до 20 тысяч человек и возлагал на нее довольно обременительные репарации. Она лишалась также выхода к Эгейскому морю.

Трианонский договор (по названию Трианонского дворца Версаля) был призван упорядочить отношения стран-победительниц с Венгрией.

Севрский мирный договор, заключенный между странами-победительницами и Турцией, узаконил распад и раздел Османской империи.

Одним из важнейших результатов конференции стало образование Лиги наций. Согласно уставу, она должна была способствовать развитию сотрудничества между всеми народами, гарантировать мир и безопасность. Создание Лиги наций стало первым шагом по формированию международного правового пространства, складыванию принципиально новой философии международных отношений. Вместе с тем под эгидой Лиги наций был оформлен миропорядок, отвечающий интересам именно стран-победительниц. Это в первую очередь выразилось в фактическом переделе колоний между странами-победительницами. Была введена так называемая мандатная система, в рамках которой отдельным государствам, прежде всего Великобритании и Франции, предоставлялись мандаты на управление территориями, ранее принадлежавшими Германии и Османской империи, потерпевших поражение.

Закрепление раскола мира на колониальные системы не отвечало интересам американской дипломатии. США не ратифицировали Версальский договор и не вошли в Совет Лиги наций. Вместе с тем США не могли остаться в стороне от складывания нового мирового политического пространства. Примирить их позиции с бывшими союзниками должна была новая конференция, проходившая в столице США Вашингтоне в конце 1921 - начале 1922 г.

На Вашингтонской конференции был принят ряд решений, которые пересматривали или уточняли положения заключенных ранее договоров. В частности, были введены ограничения на военные флоты пяти держав - США, Великобритании, Франции, Италии и Японии. США удалось добиться заключения договора четырех стран - США, Англии, Франции и Японии - по совместной защите их островных владений в Тихом океане. Был подписан договор девяти стран по Китаю, в соответствии с которым на эту страну распространялся американский принцип «открытых дверей». Он предусматривал также возвращение Японией Китаю полуострова Шаньдунь.

Созданная в Версале и Вашингтоне система договоров зафиксировала соотношение сил между великими державами, сложившееся в результате мировой войны. Версальский мир провозгласил начало новой эпохи без войн и насилия. Однако последующий ход событий продемонстрировал всю шаткость, непрочность и недолговечность системы, закрепившей раскол мира на победителей и побежденных.

Во многих странах существовала надежда, что мировая война 1914 -1918 гг. будет последним военным столкновением подобного масштаба, что народы и правительства более не поддадутся военному психозу, смогут мирным путем решать возникающие конфликты. Мир, однако, оказался недолгим, более напоминал мирную передышку. Внутренние проблемы и конфликты во многих странах в послевоенные годы сочетались с ростом противоречий на международной арене, приведших ко второй мировой войне.

§ 14. ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В 1920-Е ГГ., МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ

Поражение блока Центральных держав не решило противоречий на международной арене. Ситуация конца 1918 г., когда победителям предстояло определить основы нового миропорядка, была крайне сложной и неоднозначной.

В годы войны страны Антанты приняли на себя ряд взаимных обязательств, в частности не заключать сепаратного мира и не выдвигать мирных условий, не согласованных с союзниками. В предварительном плане были достигнуты договоренности о перераспределении сфер влияния, территориальных изменениях. Однако выполнение в полном объеме предварительных договоренностей, многие из которых носили тайный характер, противоречили друг другу, было практически невозможным.

Антанта и Советская Россия. Одна из проблем была связана с Россией, выход которой из войны означал нарушение обязательств перед союзниками. Этот шаг снял вопрос о передаче ей контроля над Черноморскими проливами, тем более, что Советское правительство отказалось от всех соглашений, заключенных прежними режимами. В период, когда союзники вырабатывали условия послевоенного мирного урегулирования, политическое будущее России еще не определилось. На ее территории возникли десятки никем не признанных самопровозглашенных государств. Каждый из лидеров антибольшевистского движения претендовал на роль спасителя страны.

Возникновение в марте 1919 г. Советской республики в Венгрии, продержавшейся 133 дня, подъем революционного движения в Германии породили у правящих кругов держав Антанты опасения, что охваченные послевоенной разрухой и хаосом страны Европы падут перед большевизмом. Все это, а также надежды на возможность раздела самой России на сферы влияния, побуждало союзников поддерживать антибольшевистские движения. Страны Антанты игнорировали Советское правительство, контролировавшее лишь несколько центральных губерний.

В итоге основы послевоенного миропорядка были заложены без России, ее интересы не были учтены, что безотносительно к идеологии большевизма закладывало семена будущего конфликта между СССР и странами-победительницами в мировой войне. Показательно, что большинство лидеров белого движения (генералы А.И. Деникин, П.Н. Врангель, адмирал А.В. Колчак) выступало за сохранение «единой и неделимой» России. Они отрицали право на самостоятельность стран, выделившихся из состава империи - Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии.

Мирный план В. Вильсона. Определенную проблему для Великобритании и Франции создавали и условия мира, которые отстаивались президентом США В. Вильсоном. Вильсона принято считать одним из основоположников так называемого «политического идеализма». Его подход к международным делам, не отрицая, что они решаются на основе балансов сил и державного противоборства, исходил из необходимости утверждения универсального международного порядка, основанного на правовых принципах.

Мировая война, по мнению Вильсона, была последним уроком, доказывающим необходимость внесения упорядоченности в международные отношения. Чтобы эта война стала последней, условия мира, как считал Вильсон, не должны унижать достоинства побежденных государств. Еще в начале 1918 г. он сформулировал «14 основных принципов» послевоенного мира, пред пол агавших, в частности, обеспечение свободы торговли и мореплавания, учет интересов народов колониальных стран, коллективное решение спорных вопросов, что подрывало перспективы расширения английской и французской колониальных империй.

Делегация США настаивала, что обеспечение мира на будущее должна гарантировать новая международная организация - Лига Наций. При возникновении споров между государствами она призвана была играть роль третейского судьи, а в случае возникновения военного конфликта предпринимать коллективные действия для прекращения агрессии. Устав Лиги допускал возможность введения международных санкций против страны-агрессора, начиная от экономической блокады и кончая, после соответствующих консультаций, использованием военной силы. При этом делегация США настаивала, чтобы Устав Лиги Наций вошел в качестве составной части в договор о мире с Германией.

Итоги первой мировой войны. Компромисс между победителями был найден с большим трудом. Стремления Франции к максимально возможному ослаблению Германии были удовлетворены лишь частично. Согласно решениям Парижской конференции 1919 г. она вернула себе Эльзас и Лотарингию, присоединенные к Германии после франко-прусской войны 1870 г. Район Саара, богатый углем, был выведен из-под юрисдикции Германии, его судьбу предстояло решить референдуму. Территория Германии по левому берегу Рейна провозглашалась демилитаризованной зоной, саму Германию обязали выплачивать репарации, которые должны были ослабить ее экономику. Были признаны границы новых государств в Восточной Европе, при этом Польше передавались восточные земли Германии, Румынии - Трансильвания, ранее входившая в состав Австро-Венгрии, где значительную часть населения составляли венгры, часть приграничной с Болгарией территории. Наибольшие же выгоды получила Сербия, ставшая ядром нового государства - Югославии (королевства сербов, хорватов и словенцев).

Условия мира удовлетворили далеко не все европейские государства. В Германии, Венгрии и Болгарии вопрос возврата территориальных потерь стал одним из главных в их внутренней политике, основой консолидации милитаристских, реваншистских сил. Не были выполнены обязательства, которые союзники ранее дали Италии как в плане раздела колоний, так и приращения территории.

Создание Лиги Наций позволило правящим кругам Англии и Франции найти решение проблемы захваченных у Германии колоний. Формально они были переданы под контроль Лиги Наций, которая вплоть до времени, когда колонии будут готовы к самостоятельности, передала мандаты на управление ими странам Антанты.

Замысел создания универсальной международной организации, способной с беспристрастных позиций рассматривать возникающие спорные вопросы, принимать меры к пресечению агрессии, иначе говоря, выступать гарантом мира, был, бесспорно, перспективным. Однако Лига Наций не стала универсальной организацией. Исходно в ее состав не вошла охваченная гражданской войной Россия. Конгресс США, несмотря на то что условия Версальского мира и Устав Лиги Наций разрабатывались с участием президента этой страны В. Вильсона, не одобрил эти документы. В высшем законодательном органе США было сильно влияние сторонников изоляционизма, невмешательства в конфликты за пределами Американского континента. В итоге США не вошли в Лигу Наций, в которой тем самым преобладающее влияние приобрели колониальные державы - Великобритания и Франция. С Германией же США подписали в 1921 г. отдельный мирный договор.

Не была удовлетворена своим положением на международной арене и Япония. В годы войны ей удалось, воспользовавшись отвлечением внимания конкурентов и ослаблением России, навязать Китаю договор, известный как «21 условие», фактически превращавший его в протекторат. На Вашингтонской конференции 1921 -1922 гг., столкнувшись с единым фронтом остальных держав, Япония была вынуждена отказаться от «21 условия» к Китаю, вернуть ему захваченный бывший германский порт Циндао. В рамках заключенного соглашения по ограничению морских вооружений Японии не удалось добиться признания равенства с США и Великобританией. Единственная уступка, которая ей была сделана, состояла в обязательстве США воздерживаться от военного строительства на принадлежащих им островах в западной части Тихого океана и на Филиппинах.

Пацифизм 1920-х гг. 1920-е гг. вошли в историю как «десятилетие пацифизма». Народы Европы устали от войны, что содействовало росту пацифистских, антивоенных, настроений, учитывавшихся политическими лидерами. Страны, недовольные условиями мира, были слишком ослаблены и разобщены, чтобы предпринять попытки реванша. Державы, в наибольшей мере усилившиеся в итоге войны - Великобритания и Франция, были больше заинтересованы в сохранении и укреплении завоеванных позиций, чем в новых захватах. Ради того, чтобы предотвратить рост реваншистских настроений в побежденных странах, они были готовы к определенным компромиссам, в том числе и с Германией. Сроки выплаты ей репараций были увеличены (в 1931 г. в условиях мирового экономического кризиса платежи вообще были прекращены). Американский капитал содействовал восстановлению германской экономики (план Дауэса 1924). В 1925 г. в городе Локарно между Германией и ее западными соседями был подписан Рейнский гарантийный пакт, предусматривавший нерушимость западных границ Германии, которая стала членом Лиги Наций. В 1928 г. по инициативе министра иностранных дел Франции Бриана и государственного секретаря США Келлога большинство государств мира подписало пакт об отказе от войны как средства политики. Продолжались и переговоры об ограничении вооружений, которые позволили державам, обладавшим наибольшими военно-морскими силами (США, Великобритании, Японии, Франции, Италии), в 1930-1931 гг. договориться об ограничении предельного тоннажа крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Наиболее сложные проблемы возникали в связи с особенностями политики СССР, сложностями нормализации отношений между ним и странами-победительницами в мировой войне, однако и в этой сфере в 1920-е гг. наметился определенный прогресс.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Томас Вудро Вильсон (1856-1924) - президент США от Демократической партии (1913-1921). Родился в штате Джорджия в религиозной семье, его отец был доктором богословия, пастором в городе Огаста и готовил сына к религиозной карьере. Однако, окончив один из самых престижных в США колледжей, Принстонский, и получив специальность юриста в университете штата Виргиния, В. Вильсон решил посвятить себя научной и преподавательской деятельности. Он написал ряд фундаментальных научных работ и стал одним из основателей политологии и теории государственного управления. В 1902 г. был избран ректором Принстона, который получил статус университета. В 1910 г. из-за конфликта с профессурой подал в отставку, но это не испортило ему карьеру: В. Вильсон был избран губернатором штата Нью-Джерси, а в 1912 г. он стал кандидатом в президенты США от Демократической партии и одержал победу.

В качестве президента США В. Вильсон считал себя призванным придать новый облик Америке и всему миру. По его мнению, его избрание на этот пост было знаком высшей воли. В. Вильсон считал, что политика Америки должна быть воплощением высоких морально-этических идеалов, которые США призваны нести миру. Во внутренней политике В. Вильсон отстаивал идею социальной гармонии. В период его президентства были введены прогрессивные ставки подоходного налога, создана Федеральная резервная система, обеспечившая государственный контроль над денежным обращением в стране. Во внешней политике Вильсон был сторонником выхода США из самоизоляции, активной роли Америки в мировых делах, активизации ее внешнеторговой экспансии. Он выступал за учреждение международной организации, способной играть роль учителя, наказывающего драчливых учеников и разрешающего их споры. Еще до начала первой мировой войны по его инициативе были начаты переговоры о создании союза нордических, протестантских наций - США, Великобритании и Германии, коалиции европейских народов для ответа на будущий «вызов» Азии.

Завершение первой мировой войны, казалось, создает шанс реализации идей нового миропорядка В. Вильсона, который лично принял участие в Парижской мирной конференции. Однако при определении конкретных условий Версальского мира последнее слово оставалось за Великобританией и Францией. Принятый ими, по настоянию Вильсона, проект учреждения Лиги Наций не получил поддержки в США, где Конгресс счел, что Америке невыгодно принимать на себя слишком большие внешние обязательства. Отказ Конгресса от ратификации Версальского договора был серьезным ударом для В. Вильсона, который тяжело заболел. Последние 17 месяцев своего президентства он был парализован, руководство аппаратом Белого дома осуществляла его супруга. В историю В. Вильсон вошел как основоположник курса политического идеализма во внешней политике (перестройки мира согласно умозрительным схемам).

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«Статья 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.

Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра, по меньшей мере, каждые десять лет. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышен без согласия Совета <...>

Статья 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства. Статья 11. Определенно объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир Наций. В подобном случае Генеральный секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого члена Лиги <...> Всякий член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Собрания или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которых мир зависит. Статья 12. Все члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета <...>

Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам <...> то он <...> рассматривается, как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязанностям Лиги <...> Может быть исключен из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

Статья 17. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является членом Лиги или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательствам, лежащим на ее членах в целях урегулирования спора, на условиях, признанных Советом справедливыми <...>

Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16».

«Статья 1 .Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.

Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами.

Статья 3. Настоящий договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами <...> и он войдет в силу в отношениях между ними, как только все документы о ратификации будут депонированы в Вашингтоне.

Настоящий договор, как только он вступит в силу, как это предусмотрено в предыдущем абзаце, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему других держав мира».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В каких международных условиях складывались основы послевоенного мира?

2. На каких идеях базировались «14 основных принципов» В. Вильсона? Что новое они вносили в подходы к международным делам?

3. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему. Кого и почему она не устраивала?

4. Когда и с какой целью была создана Лига Наций? Выполнила ли она поставленные цели, какое имела значение?

5. Подготовьте сообщение: «Десятилетие пацифизма: процессы и проблемы».

После Второй мировой войны сложился международный порядок, отличавшийся двумя существенными особенностями. Во-первых, это уже упоминавшееся четкое разделение мира на две социально-политические системы, которые находились в состоянии перманентной «холодной войны» друг с другом, взаимных угроз и гонки вооружений. Раскол мира нашел свое отражение в постоянном усилении военной мощи двух сверхдержав - США и СССР, он инсти- туализировался в противостоящих друг другу двух военно-политичес- ких (НАТО и ОВД) и политико-экономических (ЕЭС и СЭВ) союзах и прошел не только по «центру», но по «периферии» международной системы.
Во-вторых, это образование Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений и все более настойчивые попытки регулирования международных отношений и совершенствования международного права. Образование ООН отвечало объективной потреб-ности создания управляемого международного порядка и стало началом формирования международного сообщества как субъекта управления им. Вместе с тем вследствие ограниченности своих полномочий ООН не могла выполнить возлагаемой на нее роли инструмента по поддержанию мира и безопасности, международной стабильности и сотрудничества между народами. В результате сложившийся между-" народный порядок проявлялся в своих основных измерениях как противоречивый и неустойчивый, вызывая все более обоснованную озабоченность мирового общественного мнения.
Опираясь на анализ С. Хоффманна, рассмотрим основные измерения послевоенного международного порядка.Горизонтальное измерение послевоенного международного порядка характеризуют следующие особенности:
1. Децентрализация (но не уменьшение) насилия. Стабиль тздсть н центральном и глобальном уровнях, поддерживаемая взаимным уст рашением сверхдержав, не исключала нестабильности на региональных и субрегиональных уровнях (региональные конфликты, локальные войны между «третьими странами», войны с открытым Участием одной из сверхдержав при более или менее опосредованной поддержке другой сверхдержавой противоположной стороны и т.п.).
2. Фрагментация глобальной международной системы и ре тональных подсистем, на уровне которых выход из конфликтов каждый раз гораздо больше зависит от равновесия сил в регионе и чисто внутренних факторов, касающихся участников конфликтов, чем от стратегического ядерного равновесия.
3. Невозможность прямых военных столкновений между сверхдержавами. Однако их место заняли «кризисы», причиной которых становятся либо действия одной из них в регионе, рассматриваемой как зона ее жизненных интересов (Карибский кризис 1962 г.), либо региональные войны между «третьими странами» в регионах, рассматриваемых как стратегически важные обеими сверхдержавами (Ближневосточный кризис 1973 г.).
4. Возможность переговоров между сверхдержавами и возглавляемыми ими военными блоками с целью преодоления создавшегося положения, появившаяся в результате стабильности на стратегическом уровне, общей заинтересованности международного сообщества в ликвидации угрозы разрушительного ядерного конфликта и разорительной гонки вооружений. В то же время эти переговоры в условиях существующего международного порядка могли привести лишь к ограниченным результатам.
5. Стремление каждой из сверхдержав к односторонним преимуществам на периферии глобального равновесия при одновреме ином взаимном согласии на сохранение раздела мира на «сферы влияния» каждой из них.
Что касается вертикального измерения международного порядка, то, несмотря на огромный разрыв, существовавший между мошыо сверхдержав и всего остального мира, их давление на «третьи страны» имело пределы, и глобальная иерархия не становилась большей, чем прежде. Во-первых, всегда сохранялась существовавшая в любой биполярной системе возможность контрдавления на сверхдержаву стороны ее более слабого в военном отношении «клиента». Во-вторых-произошел крах колониальных империй и возникли новые государства, суверенитет и права которых стали защищаться ООН и региональ ными организациями типа ЛАГ, ОАЕ, АСЕАН и др. В третьих, в международном сообществе формируются и получают быстрое распространение новые моральные ценности либерально-демократического содержания, в основе которых - осуждение насилия, и особенно по отношению к слаборазвитым государствам, чувство постимперской вины (знаменитый «вьетнамский синдром» в США) и т.п. В-четвертых, «чрезмерное» давление одной из сверхдержав на «третьи страны», вмешательство в их дела создавали угрозу усиления противодействия со стороны другой сверхдержавы и негативных последствий в результате противостояния между обойми блоками. Наконец, в-пятых, указанная выше фрагментация международной системы оставляла возможность претензий определенных государств (их режимов) на роль региональных квазисверхдержав с относительно широкой свободой маневра (например, режим Индонезии в период правления Сукарно, режимы Сирии и Израиля на Ближнем Востоке, ЮАР в Южной Африке и т.п.).
Для функционального измерения послевоенного международного порядка характерно прежде всего выдвижение на передний план в деятельности государств и правительств на международной арене экономических мероприятий. Основой этого стали глубокие экономические и социальные изменения в мире и повсеместное стремление людей к росту материального благосостояния, к достойным XX в. условиям человеческого существования. Научно-техническая революция сделала отличительной чертой описываемого периода деятельность на мировой арене в качестве равноправных международных акторов неправительственных транснациональных организаций и объединений. Наконец, в силу ряда объективных причин (не последнее место среди них занимают стремления людей к повышению своего уровня жизни и выдвижение на первый план в международных стратегическо-диплома- тических усилиях государств экономических целей, достижение которых не может быть обеспечено автаркией), заметно возрастает взаимозависимость различных частей мира.
Однако на уровне идеологического измерения международного порядка периода холодной войны эта взаимозависимость не получает ЗДекватного отражения. Противопоставление «социалистических цен- ностей и идеалов» «капиталистическим», с одной стороны, устоев и °6раза жизни «свободного мира» «империи зла» - с другой, достигли к середине 1980-х гг. состояния психологической войны между двумя общественно-политическими системами, между СССР и США.
И хотя путем использования силы на региональных и субрегио- альных уровнях ограничения возможностей «средних» и «малых» государств сверхдержавам удавалось сохранять глобальную безопас-имозависимую систему. Новое значение приобрел вопрос о войне и мире: пришло понимание всеми, кто причастен к принятию политических решений, того, что в ядерной войне не может быть победителей и побежденных и что войну уже нельзя рассматривать как продолжение политики, ибо возможность применения ядерного оружия делает вполне вероятной гибель человеческой цивилизации. Возникают и новые беспрецедентные вызовы, связанные с появлением все более очевидных черт международного беспорядка. Все это потребовало соответствующих изменений в области международных отношений.
В таких условиях все настойчивее пробивает себе дорогу идея нового международного порядка. Однако между ней и ее практическим воплощением лежат политические и социологические реальности наших дней, которые отличаются глубокой противоречивостью и требуют соответствующих подходов к своему анализу. Рассмотрим их подробнее.

1920-е гг. вошли в историю как «десятилетие пацифизма». Народы Европы устали от войны, что содействовало росту пацифистских, антивоенных, настроений, учитывавшихся политическими лидерами. Страны, недовольные условиями мира, были слишком ослаблены и разобщены, чтобы предпринять попытки реванша. Державы, в наибольшей мере усилившиеся в итоге войны -- Великобритания и Франция, были больше заинтересованы в сохранении и укреплении завоеванных позиций, чем в новых захватах. Ради того, чтобы предотвратить рост реваншистских настроений в побежденных странах, они были готовы к определенным компромиссам, в том числе и с Германией. Сроки выплаты ей репараций были увеличены (в 1931 г. в условиях мирового экономического кризиса платежи вообще были прекращены). Американский капитал содействовал восстановлению германской экономики (план Дауэса 1924). В 1925 г. в городе Локарно между Германией и ее западными соседями был подписан Рейнский гарантийный пакт, предусматривавший нерушимость западных границ Германии, которая стала членом Лиги Наций. В 1928 г. по инициативе министра иностранных дел Франции Бриана и государственного секретаря США Келлога большинство государств мира подписало пакт об отказе от войны как средства политики. Продолжались и переговоры об ограничении вооружений, которые позволили державам, обладавшим наибольшими военно-морскими силами (США, Великобритании, Японии, Франции, Италии), в 1930--1931 гг. договориться об ограничении предельного тоннажа крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Наиболее сложные проблемы возникали в связи с особенностями политики СССР, сложностями нормализации отношений между ним и странами-победительницами в мировой войне, однако и в этой сфере в 1920-е гг. наметился определенный прогресс.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Томас Вудро Вильсон (1856--1924) -- президент США от Демократической партии (1913--1921). Родился в штате Джорджия в религиозной семье, его отец был доктором богословия, пастором в городе Огаста и готовил сына к религиозной карьере. Однако, окончив один из самых престижных в США колледжей, Принстонский, и получив специальность юриста в университете штата Виргиния, В. Вильсон решил посвятить себя научной и преподавательской деятельности. Он написал ряд фундаментальных научных работ и стал одним из основателей политологии и теории государственного управления. В 1902 г. был избран ректором Принстона, который получил статус университета. В 1910 г. из-за конфликта с профессурой подал в отставку, но это не испортило ему карьеру: В. Вильсон был избран губернатором штата Нью-Джерси, а в 1912 г. он стал кандидатом в президенты США от Демократической партии и одержал победу.

В качестве президента США В. Вильсон считал себя призванным придать новый облик Америке и всему миру. По его мнению, его избрание на этот пост было знаком высшей воли. В. Вильсон считал, что политика Америки должна быть воплощением высоких морально-этических идеалов, которые США призваны нести миру. Во внутренней политике В. Вильсон отстаивал идею социальной гармонии. В период его президентства были введены прогрессивные ставки подоходного налога, создана Федеральная резервная система, обеспечившая государственный контроль над денежным обращением в стране. Во внешней политике Вильсон был сторонником выхода США из самоизоляции, активной роли Америки в мировых делах, активизации ее внешнеторговой экспансии. Он выступал за учреждение международной организации, способной играть роль учителя, наказывающего драчливых учеников и разрешающего их споры. Еще до начала первой мировой войны по его инициативе были начаты переговоры о создании союза нордических, протестантских наций -- США, Великобритании и Германии, коалиции европейских народов для ответа на будущий «вызов» Азии.

Завершение первой мировой войны, казалось, создает шанс реализации идей нового миропорядка В. Вильсона, который лично принял участие в Парижской мирной конференции. Однако при определении конкретных условий Версальского мира последнее слово оставалось за Великобританией и Францией. Принятый ими, по настоянию Вильсона, проект учреждения Лиги Наций не получил поддержки в США, где Конгресс счел, что Америке невыгодно принимать на себя слишком большие внешние обязательства. Отказ Конгресса от ратификации Версальского договора был серьезным ударом для В. Вильсона, который тяжело заболел. Последние 17 месяцев своего президентства он был парализован, руководство аппаратом Белого дома осуществляла его супруга. В историю В. Вильсон вошел как основоположник курса политического идеализма во внешней политике (перестройки мира согласно умозрительным схемам).

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«Статья 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.

Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра, по меньшей мере, каждые десять лет. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышен без согласия Совета <...>

Статья 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства. Статья 11. Определенно объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир Наций. В подобном случае Генеральный секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого члена Лиги <...> Всякий член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Собрания или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которых мир зависит. Статья 12. Все члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета <...>

Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам <...> то он <...> рассматривается, как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязанностям Лиги <... > Может быть исключен из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

Статья 17. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является членом Лиги или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательствам, лежащим на ее членах в целях урегулирования спора, на условиях, признанных Советом справедливыми <... >

Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16».

«Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.

Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами.

Статья 3. Настоящий договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами <... > и он войдет в силу в отношениях между ними, как только все документы о ратификации будут депонированы в Вашингтоне.

Настоящий договор, как только он вступит в силу, как это предусмотрено в предыдущем абзаце, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему других держав мира».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. В каких международных условиях складывались основы послевоенного мира?
  • 2. На каких идеях базировались «14 основных принципов» В. Вильсона? Что новое они вносили в подходы к международным делам?
  • 3. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему. Кого и почему она не устраивала?
  • 4. Когда и с какой целью была создана Лига Наций? Выполнила ли она поставленные цели, какое имела значение?
  • 5. Подготовьте сообщение: «Десятилетие пацифизма: процессы и проблемы».

Во-первых, это уже упоминавшееся достаточно четкое разделение мира на две социально-политические системы, которые находились в состоянии перманентной «холодной войны» друг с другом, взаимных угроз и гонки вооружений. Раскол мира нашел свое отражение в постоянном усилении военной мощи двух сверхдержав - США и СССР, он институализировался в противостоящих друг другу двух военно-политических (НАТО и ОВД) и политико-экономических (ЕЭС и СЭВ) союзах и прошел не только по «центру», но по «периферии» международной системы.

Во-вторых, это образование Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений и все более настойчивые попытки регулирования международных отношений и совершенствования международного права. Образование ООН отвечало объективной потребности создания управляемого мирового порядка и стало началом формирования международного сообщества как субъекта управления им. Вместе с тем, вследствие ограниченности своих полномочий, ООН не могла выполнить возлагаемой на нее роли инструмента по поддержанию мира и безопасности, международной стабильности и сотрудничества между народами. результате сложившийся мировой порядок проявлялся в своих основных измерениях как противоречивый и неустойчивый, вызывая все более обоснованную озабоченность мирового общественного мнения.

Опираясь на анализ С. Хоффманна, рассмотрим основные измерения послевоенного мирового порядка.

Так, горизонтальное измерение послевоенного мирового порядка характеризуют следующие особенности.

1. Децентрализация (но не уменьшение) насилия . Стабильность на центральном и глобальном уровнях, поддерживаемая взаимным устрашением сверхдержав, не исключала нестабильности на региональных и субрегиональных уровнях (региональные конфликты, локальные войны между «третьими странами», войны с открытым участием одной из сверхдержав при более или менее опосредованной поддержке другой из них противоположной стороны и т.п.).

2. Фрагментация глобальной международной системы и региональных подсистем, на уровне которых выход из конфликтов зависит каждый раз гораздо больше от равновесия сил в регионе и чисто внутренних факторов, касающихся участников конфликтов, чем от стратегического ядерного равновесия.

3. Невозможность прямых военных столкновений между сверхдержавами. Однако их место заняли «кризисы», причиной которых становятся либо действия одной из них в регионе, рассматриваемой как зона ее жизненных интересов (Карибский кризис 1962 г.), либо региональные войны между «третьими странами» в регионах, рассматриваемых как стратегически важные обеими сверхдержавами (Ближневосточный кризис 1973 г.).

4. Возможность переговоров между сверхдержавами и возглавляемыми ими военными блоками с целью преодоления создавшегося положения, появившаяся в результате стабильности на стратегическом уровне, общей заинтересованности международного сообщества в ликвидации угрозы разрушительного ядерного конфликта и разорительной тонки вооружений. В то же время эти переговоры в условиях существующего мирового порядка могли привести лишь к ограниченным результатам.

5. Стремление каждой из сверхдержав к односторонним преимуществам на периферии глобального равновесия при одновременном взаимном согласии на сохранение раздела мира на «сферы влияния» каждой из них.

Что касается вертикального измерения мирового порядка, то, несмотря на огромный разрыв, существовавший между мощью сверхдержав и всего остального мира, их давление на «третьи страны» имело пределы, и глобальная иерархия не становилась большей, чем прежде. Во-первых, всегда сохранялась существовавшая в любой биполярной системе возможность контрдавления на сверхдержаву со стороны ее более слабого в военном отношении «клиента». Во-вторых, произошел крах колониальных империй и возникли новью государства, суверенитет и права которых защищаются ООН и региональными организациями типа ЛАГ, ОАЕ, АСЕАН и др. В-третьих, в международном сообществе формируются и получают быстрое распространение новые моральные ценности либерально-демократического содержания, в основе которых - осуждение насилия, особенно по отношению к слаборазвитым государствам, чувство постимперской вины (знаменитый «вьетнамский синдром» в США) и т.п. В-четвертых, «чрезмерное» давление одной из сверхдержав на «третьи страны», вмешательство в их дела создавали угрозу усиления противодействия со стороны другой сверхдержавы и негативных последствий в результате противостояния между обоими блоками. Наконец, в-пятых, указанная выше фрагментация международной системы оставляла возможность претензий определенных государств (их режимов) на роль региональных квазисверхдержав с относительно широкой свободой маневра (например, режим Индонезии в период правления Сукарно, режимы Сирии и Израиля на Ближнем Востоке, ЮАР - в южной Африке и т.п.).

Для функционального измерения послевоенного мирового порядка характерно выдвижение на передний план деятельности государств и правительств на международной арене экономических мероприятий. Основой этого явились глубокие экономические и социальные изменения в мире и повсеместное стремление людей к росту материального благосостояния, к достойным XX века условиям человеческого существования. Научно-техническая революция сделала отличительной чертой описываемого периода деятельность на мировой арене в качестве равноправных международных акторов неправительственных транснациональных организаций и объединений. Наконец, в силу ряда объективных причин (не последнее место среди них занимают стремления людей к повышению своего уровня жизни и выдвижение на передний план в международных стратегическо-дипломатических усилиях государств экономических целей, достижение которых не может быть обеспечено автаркией), заметно возрастает взаимозависимость различных частей мира.

Однако на уровне идеологического измерения мирового порядка периода холодной войны эта взаимозависимость не получает адекватного отражения. Противопоставление «социалистических ценностей и идеалов» «капиталистическим», с одной стороны, устоев и образа жизни «свободного мира» «империи зла», - с другой, достигли к середине 80-х годов состояния психологической войны между двумя общественно-политическими системами, между СССР и США.

Особенности современного этапа мирового порядка. Идея нового мирового порядка принимает самые различные концептуальные формы, в многообразии которых можно выделить два основных подхода - политологический (с акцентом на правовые аспекты) и социологический. Такое разделение, конечно, носит достаточно условный характер и его значение не должно преувеличиваться.

Сторонники первого подхода исходят из объективной потребности повышения управляемости мира и использования в этих целях существующих интеграционных процессов. Настаивая на необходимости создания международной системы, базирующейся на законности, они указывают на ускоряющееся на наших глазах расширение роли и сфер применения международного права и на повышение значения международных институтов.

Другие , рассматривая создание мировых институтов, управляющих международными экономическими и политическими отношениями, как путь к формированию в отдаленном будущем планетарного правительства, указывают на роль региональных процессов как катализаторов, способных ускорить создание таких институтов. Так, например, почетный генеральный директор Комиссии европейского сообщества К. Лейтон выдвинул модель регионального сотрудничества по образу ЕЭС.

Разнообразны взгляды сторонников социологического подхода к проблеме мирового порядка. Так, например, некоторые из них считают, что (становление мирового порядка будет идти через конвергенцию социальных структур, размывание общественно-политических различий двух типов общества и затухание классовых антагонизмов . Настаивая на том, что именно такой путь может привести, в конечном счете, к формированию единой цивилизации (подчеркнем при этом, что некоторые из положений данной концепции отчасти подтверждаются дальнейшим развитием событий на международной арене), они вместе с тем достаточно скептически относятся к возможности создания единого управляющего центра для всего человечества. Так, по мнению А.Е. Бовина, отсутствие устойчивого постоянного баланса интересов не позволяет говорить - в среднесрочной перспективе, - о возможности делегирования подобному центру членами мирового сообщества части своих прав, своего суверенитета.

Подчеркнем еще раз, что выделение двух указанных подходов носит условный характер. Разницу между ними нельзя абсолютизировать, она относительна: сторонники политологического подхода не отвергают роль социальных факторов в становлении нового мирового порядка, так же как и сторонники социологического подхода не игнорируют влияния политических факторов. Речь идет лишь о том, что одни исходят из преимущественно межгосударственных, политических отношений и на этой основе осмысливают социальные и иные процессы, а другие строят анализ политических процессов и структур международных отношении на исследовании социальных тенденции.

Именно с позиций социологического подхода можно увидеть пути решения неразрешимого в рамках «чисто» политологического рассмотрения центрального для проблемы мирового порядка вопроса - о соотношении между национально-государственным суверенитетом и всеобщей мировой ответственностью. «Священный» принцип суверенитета выглядит с этих позиций совершенно иначе, что позволяет заметить, что «безудержное исполнение национальных суверенитетов слишком часто сводится к насильственному шоку борющихся эгоизмов, означает неразумную эксплуатацию природы без заботы о будущих поколениях и экономическую систему, которая не способна реализовать «естественную справедливость» в отношениях между богачами «раз- мира» и миллионами голодающих в «третьем мире».

Социологический подход, интегрирующий политологический анализ, как уже отмечалось выше, дает возможность широкого и целостного представления проблемы мирового порядка, которое позволяет представить его основы в виде определенной системы факторов, и важное место в которой принадлежит факторам социокультурного характера. Элементами такой системы выступают отношения господства, интереса и согласия международных акторов, а также наличие соответствующих механизмов , обеспечивающих функционирование мирового порядка и регулирование возникающих в его рамках напряжений и кризисов. При этом роль первого элемента (отношения господства) , который выражается в военно-силовых отношениях государств на мировой арене и построенной на них международной иерархии, сегодня существенно изменяется, отчасти снижается, хотя и не исчезает.

Заметные изменения претерпевает и второй элемент мирового порядка, связанный с интересами акторов . Во-первых , происходят преобразования в структуре национальных интересов государственных акторов международных отношений: на передний план выдвигаются интересы, связанные с обеспечением экономического процветания и материального благополучия. Во-вторых , укрепление роли негосударственных акторов сопровождается снижением контроля со стороны правительств над мировой экономической жизнью и распределением ресурсов, большая часть которого осуществляется транснациональными корпорациями.

Что касается третьего элемента мирового порядка - отношений согласия, то речь идет о том, что любой порядок может иметь место лишь при условии добровольного присоединения акторов к лежащим в его основе нормам и принципам. В свою очередь, это возможно только при определенном совпадении их с теми общими ценностями, которые и вынуждают акторов действовать в определенных границах .

Наконец, что касается четвертого элемента мирового порядка - механизмов , обеспечивающих его функционирование, позволяющих урегулирование возникающих в его рамках напряжений и кризисов, то, помимо уже рассмотренных выше моральных и правовых регуляторов, следует отметить возрастание роли международных обменов и коммуникаций . Каждый из каналов коммуникации, призванных способствовать сохранению стабильности и совершенствованию мирового порядка, способен вызвать обратный эффект: спровоцировать его кризис, усиливая неудовлетворенность тех или иных влиятельных акторов международных отношений.

Как свидетельствует история, крушение одного типа мирового порядка и замена его другим происходит в результате масштабных войн или революций. Своеобразие современного периода состоит в том, что крах международного порядка, сложившегося после 1945 г., произошел в условиях мирного времени. Вместе с тем мирный характер уходящего мирового порядка, как мы видели, был достаточно относительным: во-первых, он не исключал многочисленных региональных вооруженных конфликтов и войн, а во-вторых, постоянной напряженности в отношениях между двумя противостоящими блоками, выступающей как состояние «холодной войны». Последствия ее окончания во многом сходны с последствиями прошлых мировых войн, знаменовавших переход к новому мировому порядку: крупномасштабные геополитические сдвиги; временная дезориентация в результате потери главного противника как победителей, так и побежденных; перегруппировка сил, коалиций и союзов; вытеснение ряда прежних идеологических стереотипов; смена политических режимов; возникновение новых государств и т.п.

Заключение

Сегодняшний мир еще далек от такого состояния. Прежний мировой порядок и принципы международных отношений, построенный на силе и устрашении, хотя и подорван в глобальном масштабе, но в то же время его правила и нормы еще продолжают действовать (особенно на региональных уровнях), что не дает оснований для выводов о необратимости тех или иных тенденций. Упадок же послевоенного мирового порядка открывает перед человечеством переходный период, полный опасностей и угроз для социальных и политических устоев общественной жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!