Это жизнь - портал для женщин

Типология и функции общественных организаций и движений. Общественно-политические движения и организации

Среди многообразия общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социально-классовый признак: - движения, имеющие ярко выраженный классовый характер;

  • - движения, имеющие ярко выраженный межклассовый характер, либо внеклассовый характер (национально-освободительное антивоенное, экологическое и др.).
  • - движения, выражающие интересы социальной прослойки, четко обособленной профессиональной группы (интеллигенция, военные, врачи, адвокаты создают свои общественные движения). В этом случае слои или группы могут действовать подобно классу, т.е. создавать политические движения, выражающие их групповые стремления.

По отношению к существующему строю выделяют: консервативные, реформистские, революционные, контрреволюционные движения.

В зависимости от степени и формы организации движения выделяют: стихийные (существующие, как правило, недолго); слабо организованные (массовые демократические движений высокоорганизованные (выступают с общезначимыми идеями, отраженными в программах, юридически оформленных, имеют структуру и функции, регламентированные соответствующими документами).

Следовательно, общественные организации и движения относятся к субъектам политики. Об их политической субъективности можно говорить тогда, когда они способны к сознательным действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов социальных групп, улирюших на протекание политических процессов. Значимость общественных организаций и движений тесно связана с их политической ролью в обществе. «Общественные организации и движения в политической системе четко выделяются, прежде всего, как организации внегосударственные или внеправительственные, отличающиеся от других элементов политической системы непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. Общественные организации и движения, являясь фундаментом гражданского общества, стали фактором общественных изменений, средством общественного контроля, вносят порядок в общественную жизнь. Политическая роль общественных организаций и движений определяется ситуацией, когда растет требование специализации организационных структур государства и растет ожидание со стороны и государства, и различных групп населения, что общественные организации и движения могут содействовать демократизации и противодействовать бюрократизации политической жизни.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные.

Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило создание различного рода экологических союзов и ассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.

Функции общественных организаций и движений

Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

  • 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
  • 2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
  • 3) Функция социализации . Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
  • 4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Общественные движения, участвуя в общественной политической деятельности, могут выполнять следующие Функции:

  • - участвовать в образовании государственных структур;
  • - принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;
  • - представлять и защищать интересы граждан;
  • - осуществлять социальный контроль;
  • - формировать общественное мнение и т.д.

Введение

Общественные организации и движения - это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.

Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов., 1997. С. 302.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие не решаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда, во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании. Во-вторых, когда складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения. В-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов. Наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов. Там же. С 303.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти. Политическая энциклопедия / Под. ред. Г. Семигина - М., 1999. С. 575

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий. Там же. С 575

Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников. Политология: учебник для ВУЗов/ Под ред. М. Василика. М., 2006. С. 104

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

  • - с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
  • - по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
  • - по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
  • - по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
  • - по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
  • - по методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • - конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
  • - выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
  • - создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • - руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. Там же. С. 105

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы). Там же. С. 105

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах - любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.

Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.

Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология - удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.

Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.

Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых - и обществоведов и естествоиспытателей - ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений. Воробьев К.А. Политология: учебное пособие для ВУЗов. М., 2005. С. 225

В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945). Г. Семигин. Указ. соч. С. 86

В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей. В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами. Там же. С 87

И системе любого государства особую роль играют политические организации. Они выполняют множество функций, объединяя людей, обеспечивая учет их интересов властью. Организации политические - это особая форма деятельности населения, возникшая на заре зарождения демократии. Нынче они являются основным структурным элементом общественной системы. Давайте рассмотрим формы политической организации населения и особенности их деятельности.

Определение

Государство живет и функционирует по своим правилам. Нынче планета движется к унификации процессов, развивая демократию. И в любой системе есть организации. Политические отличаются от иных целями. Они участвуют в формировании ведут за нее борьбу. Появлению организаций предшествует возникновение в обществе некоей деятельности, объединяющей большое количество людей. Они взаимодействуют на почве общего интереса, постепенно приходя к мысли о формировании структуры, выработки целей. Например, партии стремятся к власти. Они объединяют определенные слои населения и выражают их интересы. Данная группа стремится повлиять на политическую с тем, чтобы вызвать заявленные перемены в обществе. Партии рабочих стремились к власти в девятнадцатом веке, чтобы внедрить социальные стандарты. Либералы желают снизить роль государства в обществе, установить иные правила в экономике, политике, культуре, привнести свои ценности в жизнь людей. Любые организации, политические или нет, имеют определенную структуру. Она возникает с целью планировать, организовывать и направлять общую работу ее членов.

Цели политических организаций

Далеко не все объединения принимают участие в борьбе за власть. А это главный критерий, по которому выделяют организации политические. Они должны иметь достаточно влияния в обществе, поддержку определенного процента населения, чтобы их деятельность влияла на государственную систему. Согласно законодательству они ставят перед собой следующие цели:

  • формирование мнения больших масс населения;
  • участие в политическом воспитании и образовании граждан;
  • сбор и донесение до властных органов мнений людей;
  • выдвижение кандидатов в выборные органы.

То есть, любая политическая организация старается привлечь к себе внимание. Ей необходима поддержка масс, чтобы воплотить заявленные цели в жизнь.

Характеристики политических организаций

Давайте рассмотрим критерии, по которым выделяют рассматриваемые объединения граждан. Для того чтобы влиять на власть или прийти к ней, организации должны действовать в легитимном политическом поле. Это требует от них выполнения ряда нормативных норм, прописанных в законодательстве. Политические организации характеризуются следующими признаками:

  • формальность и реальность существования;
  • форма собственности - общественная;
  • цели некоммерческие;
  • социальная значимость;
  • общегосударственная значимость.

Кроме того, объединение должно действовать открыто. Люди входят в них на различных основаниях консолидации, от идеи до вероисповедания, сплачивающего их вместе. Приведем пример. Общероссийский народный фронт связывает воедино специалистов, борющихся с коррупцией во власти, стремящихся усовершенствовать государственную систему.

Классификация политических организаций

В каждом объединении есть определенное число членов. Кроме того, оно пользуется поддержкой некоторого числа населения, политические партии имеют мандаты в парламенте. Данные признаки учитываются при квалификации по размеру. Организации могут быть большими и малыми. По основам деятельности выделяют:

  • идеологические;
  • традиционные;
  • клерикальные;
  • классовые;
  • лидерские;
  • этнические;
  • партнерские;
  • альтернативные;
  • корпоративные и другие.

По форме и содержанию деятельности выделяют:

  • общественные объединения (Общероссийский народный фронт);
  • профсоюз;
  • партия.

Следует отметить, что существуют и другие классификации. Так как нас интересует роль их в обществе, то иные приводить не станем. Они интересны только в теоретической плоскости.

Политическая деятельность политических организаций

Объединение ставит перед собой цель. Как правило, она состоит в том, чтобы распространить на все общество заявленную идею или принцип. Например, концентрируют внимание на положении наиболее уязвимых слоев населения, их правах. Кстати, они имеют большую поддержку во всех странах, в том числе и развитых.

Политические организации плотно работают с населением. Их деятельность двояка. С одной стороны, им необходимо проводить исследование мнений людей, чтобы выявить потенциальных приверженцев. С другой, нужно вести пропаганду для привлечения людей.

То есть каждая организация ведет борьбу с иными силами с тем, чтобы сделать свою идею общепринятой, естественной, получить поддержку как можно большего числа населения. Формы работы различны. Основной упор делается на постоянное общение с населением путем проведения общественных мероприятий, индивидуальных бесед, создания и распространения рекламных материалов. В последнее время много внимания уделяется работе в социальных сетях. К сожалению, эта форма деятельности была придумана совсем не официальными, легитимными силами. Ее породили совсем другие, деструктивные организации, стремящиеся пошатнуть устойчивость всей планеты.

Международные политические организации

В глобальном мире не существует преград в виде границ для идей. Государства составляют союзы, то же делают отдельные граждане, имеющие общие интересы. Ярким примером являются военно-политические организации. Они могут быть как межгосударственными, официальными, так и нелегальными (ИГ - запрещена в РФ). ВПО объединяют страны на основе общих внешних угроз. Например, НАТО - организация, которая ставит перед собой цель защитить страны-участницы от военного нападения. А члены ШОС поставили перед собой более глобальные задачи. Они противостоят глобальному терроризму, тем самым - неформальным или нелегальным военно-политическим организациям. Последние, в свою очередь, также имеют заявленные цели, объединяющие адептов. К примеру, ИГ борется против современного устройства мира. Ее лидеры ведут планомерную и целенаправленную работу по разрушению государств.

А что в России?

Теперь поговорим немного про политические имеет многолетнюю традицию самоорганизации населения. Идеи всегда прекрасно впитывались массами на этой территории. Современная РФ многообразна. Вместе с профсоюзами - наследием СССР - нынче действуют разнообразные партии. Среди них выделяют парламентские (например, "Единая Россия") и молодые, еще ни разу не завоевавшие ни одного мандата. Так как критерий создания политической силы бил изменен некоторое время назад, люди стали создавать новые партии в основном на идее патриотизма. С большой долей вероятности, на процесс повлияли политические изменения в мире, воссоединение с Крымом и дальнейшие события на Украине. Кроме того, существуют сплоченные силы, которые не являются партиями. Например, Общероссийский народный фронт. Как уже говорилось, эта организация объединяет людей, которые желают усовершенствовать власть, очистить ее от негативных явлений.

Новшества в политический жизни?

Необходимо отметить, что общество не стоит на месте, оно постоянно развивается. В России 9 мая проходит очень интересное мероприятие. Оно известно уже во всем мире и получило название «Бессмертный полк». В современной международной обстановке это движение патриотов оказывает гигантское, пока неоцененное, влияние на широкие массы населения стран. Задуманное как акция памяти, мероприятие переросло в большое движение, сплотившее миллионы граждан идеей. Она заключается в том, что все жители постсоветского пространства являются потомками победителей. Это очень глубокая мысль (или чувство). Новая идея заставляет пробуждаться массы, анализировать происходящие события с иной точки зрения. Наверное, людям нужно посмотреть на международное положение страны глазами своих, несомненно, великих и в то же время простых предков. К чему это приведет? Так или иначе «Бессмертный полк» являет нам пример политического движения снизу, из масс, не имеющий отношения к материальным проблемам, как все ранее существовавшие.

Заключение

В демократическом обществе - очень сложная система. Его участники стремятся привлечь к своей деятельности каждого гражданина. Они выполняют как регулирующие, так и воспитательные функции в обществе. Удивительно, но в последнее время интерес к во всем мире стала проявлять молодежь. Это говорит в первую очередь о начале процесса обновления системы и является положительным фактором. Политическое будущее всей цивилизации нынче туманно. Специалисты говорят о старении системы. Людям нужны новые идеи, общие интересы, деятельность. Появится ли она или уже имеется ("Бессмертный полк") - увидим. Впереди все самое интересное.

Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. www.mainedu.ru

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.

Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:

  • Отсутствие единой программы, устава.
  • Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.
  • Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.
  • Добровольность участников на основе солидарности.
  • Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

    Классификация общественно-политических движений

    1. По отношению к существующему строю

    : консервативные, реформистские, революционные

    2. По месту в политическом спектре:

    левые, правые, центристские

    масштабу

    : местные, региональные, международные

    4. По методам и способам действия

    : легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

    5. По продолжительность существования

    : однодневки, долгожители.

    Особое место в политической системе общества занимают общественные организации

    К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные, спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей - от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.

    Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы

    Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.

    Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

    Политическое поведение личности. Условия политической социализации личности
    Определение места человека в системе социально-политических отношений требует рассмотрения понятия политической социализации, то есть комплекса тех социально-политических процессов, которые готовят человека к активной политической жизни, ...

    Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
    В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превраще­ния всей массы нас...

    Сравнительная характеристика электорального поведения в России
    Отношение российских избирателей к происходящим в стране реформам и их актуализации в деятельности политических объединений оформило два типа электорального поведения: устойчивый и неустойчивый. Историческая практика избирательного проце...

    Любая деятельность в сфере политики осуществляется группами людей, объединенных общей целью и нормами поведения, принятыми у них. В результате таких действий идеология, политвзгляды и убеждения получают материальную форму существования, воплощаются в жизнь. Эти организации называются политическими, о них более подробно будет рассказано в данной статье.

    Что такое политическая организация?

    Если говорить простыми словами, то политические организации – это разновидность общественных объединений, целью которых является реализация политических убеждений и интересов, а также взаимоотношения с органами власти.

    Среди особенностей подобных сообществ можно назвать внутреннюю устойчивость, дисциплинированность и четкую иерархию. В них есть руководитель, лидер, а также ряд приближенных к нему лиц. Помимо этих людей такие организации имеют сторонников и членов, численность которых довольно устойчива и документально зафиксирована. Также они имеют пассивных и активных сторонников. Активные принимают непосредственное участие в жизни объединения, состоят в нем. А также выражают свои убеждения и взгляды открыто на мероприятиях. Пассивные готовы поддержать организацию на выборах, но не участвуют в ее повседневной жизни.

    Виды политических организаций

    Классифицировать политические организации можно по множеству признаков. Например, если разделять их по отношению к государству, то они бывают:

    • Государственные – непосредственно само правительство, органы центральной власти и местного самоуправления.
    • Негосударственные – к ним относятся общественно-политические организации, политические партии, движения и другие сообщества.

    Следующим параметром для классификации можно назвать социальный признак, согласно которому объединения политического характера делятся по классовому составу либо по национальному.

    Но это далеко не все разновидности, на которые можно подразделить такие организации. Их можно распределить и по степени политизированности: либо полностью политические, например партии, либо сообщества граждан, имеющие интересы из других сфер жизни. Также их можно разделять по идеологическому признаку – коммунистические, либеральные, консервативные и многие другие. По степени распространения политические организации бывают международные, внутригосударственные и внутристрановедческие.

    Что такое социально-политическая организация?

    В науке понятие политического движения определяется как сообщество граждан, ставящее перед собой цель оказать влияние на принятие изменений, касающихся социальной сферы, либо, наоборот, противодействовать им. Социально-политические организации выполняют конкретные цели и задачи, возникающие в ходе осуществления власти в политической сфере. Среди их функций можно обозначить установление социальных взаимодействий, определение порядка желаемого и достижимого для той или иной группы, владение информацией о возможности разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки организации.

    Общественно-политическая организация - что это?

    В любой стране с демократическим строем неотъемлемой частью являются общественно-политические организации. Они возникают благодаря гражданскому волеизъявлению и выступают как сила, оказывающая какое-либо влияние на органы власти. От общественного движения такие сообщества отличаются наличием фиксированного членства.

    ВЛКСМ как пример политической организации

    Типичным примером стандартной политической организации может являться ВЛКСМ. Расшифровка – Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи. Созданный как союзник и помощник для компартии, ВЛКСМ являлся именно общественно-политической организацией, не ставящей перед собой задачу борьбы за власть. Ленинский комсомол практически с первого дня своего существования активно включился в трудовую, хозяйственную, научную, военную и прочую деятельность страны и оказал огромное, чаще всего позитивное влияние на эти сферы жизни.

    ВЛКСМ, расшифровка названия которого включает в себя слово «всесоюзный», показывает, насколько эта организация была распространена. Можно судить о ее роли в жизни каждого советского молодого человека.

    Следует отметить, что ВЛКСМ в качестве молодежной организации сохранился и до наших дней, правда, не в таком масштабе, как раньше. Идею коммунистического движения для молодых людей сохранила и продолжила КПРФ. Однако изменилось название: сначала это был СКМ – Союз коммунистической молодежи, а с 2011 года движение носит название ЛКСМ – прибавилось слово «ленинский». Но также если в советские времена ВЛКСМ считался резервом для КПСС, а членство в нем было обязательным, то аналогичные современные политические организации не носят обязательного характера и вряд ли оказывают какое-то серьезное влияние на политическую жизнь государства. Скорее это просто дань памяти, сохранение традиций прошлых лет.

    Политические организации в России

    На момент конца 2015 года в России зарегистрировано 77 партий, и это наибольшее число официально зарегистрированных политических организаций за всю историю государства. Представлен почти весь спектр идеологических позиций: от крайне левых до крайне правых убеждений. Политические организации представляют собой как партии, так и общественные движения и организации. Среди всего их многообразия можно встретить и провластные, и оппозиционные сообщества, и даже экстремистские, запрещенные законом.

    Политические организации России представлены в органах государственной власти несколькими партиями, каждая из которых имеет свое число депутатов. Их самое большое число принадлежит партии «Единая Россия», на втором месте – КПРФ, следом за ними - партия "Справедливая Россия" и либерал-демократы из ЛДПР, которых скорее можно назвать консерваторами, нежели либералами.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!