Это жизнь - портал для женщин

Ограничение государственной власти институтами гражданского общества. Гражданское общество: признаки и структура


Гражданское общество появляется на высшем этапе развития буржуазного общества и представляет собой особое социальное образование между индивидом и правовым государством.
Главным действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Это один из основных признаков гражданского общества.
Особенностью общественных отношений в гражданском обществе являются горизонтальные, невластные связи, в отличие от иерархических и вертикальных властных государственных отношений.
Основу гражданского общества составляют экономические отношения, базирующиеся на многообразии форм собственности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены обладают собственностью и пользуются правом распоряжаться ею по своему усмотрению. Защищенная законом экономическая независимость придает человеку определенную самостоятельность в отношениях с государством. Наличие собственности служит главным условием свободы личности в любом обществе. Многоукладная экономика в гражданском обществе в интересах улучшения социального положения людей регулируется экономическими методами государством. Поэтому полной экономической независимости индивида в таком обществе нет.
Существуют и другие признаки, характеризующие гражданское общество.
Прежде всего, - это сфера общественной жизни, не регулируемая государством и включающая в себя партии, общественные движения и организации, религию, искусство и т. д. Это наиболее активные образования, отражающие разнообразные интересы множества социальных слоев и групп населения. Отношения людей в данной сфере общественной жизни характеризуются индивидуальным выбором, определенными целостными ориентациями. Спецификой этих организаций является то, что они создаются на добровольной основе не государством, а самим гражданином.
В сферу частной повседневной жизни входят социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические и другие прочные устойчивые связи. Развитие подобных отношений носит динамичный характер. Вертикальные и горизонтальные связи при этом часто изменяются, обновляются.
Из вышеизложенного следует такое определение: гражданское общество - это негосударственная сфера общественной жизни, совокупность социокультурных отношений, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей индивидов и коллективов.
Таким образом, основной функцией гражданского общества является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов.
В рамках выполнения этой основной задачи гражданское общество осуществляет важные социальные функции:
1. Юридическое обеспечение защиты прав граждан и их объединений, их интересов от необоснованного вмешательства со стороны государства.
2. Осуществление на основе гражданского общества широкого самоуправления на различных уровнях общественной жизни.
3. Законное обеспечение частных сфер жизни людей от часто жесткой регламентации со стороны государственных структур.
4. Реальное обеспечение прав и свобод человека, равный доступ граждан к участию в государственных и общественных делах.
5. Гражданское общество выполняет функции социального контроля по отношению к своим членам. Независимо от государства общественность своими средствами может заставить человека соблюдать нормы поведения, оказать на него воспитывающее воздействие.
6. Гражданское общество выполняет коммуникационную функцию. В условиях демократии правовое государство обязано добиваться удовлетворения основных прав и интересов своих граждан. Однако в условиях многоукладной экономики интересы различных групп населения столь разнообразны и дифференцированны, что государственные структуры часто не могут своевременно и квалифицированно их удовлетворить. Поэтому задачи организаций гражданского общества информировать государство о возникших потребностях граждан, удовлетворение которых возможно только с помощью государства. Контакты государственных структур с организациями гражданского общества позволяют властям знать настроение различных групп населения, в том числе и по отношению к себе. В условиях демократии именно гражданское общество является источником легитимности государственной власти.
7. Деятельность организаций гражданского общества стабилизирует государственную власть. В сложных ситуациях, особенно в периоды кризисов, депрессией, социальных волнений, войн, на помощь ослабевшей государственной власти в состоянии прийти прочные структуры гражданского общества. Однако такую помощь власть может получить лишь в том случае, если правящая элита уважительно относилась к органам гражданского общества, поддерживала общественную самодеятельность граждан, пыталась убеждать граждан в позитивном характере деятельности режима, защищала их социальные права и интересы.
8. Гражданское общество в условиях правового государства выполняет функцию обеспечения минимального жизненного уровня всем членам общества. Особенно это относится к слабо защищенным группам - инвалиды, престарелые, дети. Активную роль в этом благородном деле должны играть благотворительные организации, церковь и др.

Еще по теме 30. Гражданское общество: признаки, институты, характер взаимодействия с государством.:

  1. Понятие политики, ее сущность и функции. Власть и властные отношения в политике.К.Маркс и М. Вебер о политике и политических отношениях в обществе.Политическая социология и политология - науки, изучающие политическую сферу жизни общества.Государство как основной политический институт. Признаки государства, характеристики государства, функции государства.Гражданское общество и правовое государство.

Общество формирует государственные институты (выборы, отзыв, референдум и т.д.), участвует в их функционировании, корректирует публичную власть через использование права обращений в суды. Вместе с тем, государство может быть разрушителем цивилизованных отношений, превращая человека в винтик, послушное орудие, манипулируя общественным мнением или свертывая горизонтальные связи, свободы граждан. Россия долгие годы демонстрировала миру жесткое воздействие государства на людей, войну со своим народом, огосударствление демократических институтов, оно находило отражение во всем - и в экономике, и в социально-духовной сфере. Это происходило в силу неразвитости гражданского общества, его “вытаптывания” сильным государством, которое в свою очередь было поглощено КПСС. Но гражданское общество и государство нуждаются друг в друге, либо взаимно дополняются, либо они равно несут потери от нарушения связей. Теперь стоит задача установить между государством и гражданским обществом упорядоченные отношения, превратив его институты в самодостаточное автономное целое, способное самостоятельно формулировать и ставить на повестку дня свои проблемы. Тогда и государство может освободиться от своих противоречий, мешающих его нормальному функционированию.

Таким образом, гражданское общество противоположно атомизированному, в нем существуют множественные горизонтальные связи, и оно представляет собой более высокий этап развития общества по сравнению с естественным состоянием общности (отношения государства, человека и общества здесь носят правовой характер).

На вопрос, существует ли гражданское общество в России, даются разные ответы. Одни говорят, да, оно было всегда, другие отрицают этот факт. Сопоставление того, что мы имеем с обозначенными признаками гражданского общества свидетельствует о том, что некоторое число людей и институтов общества, совокупность которых можно было бы отнести к истинным гражданам, не являются еще той “критической массой”, что меняет ситуацию.

Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. А раз так, то естественно определить те меры, которые могут вести страну такого рода к совершенству:

1. Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют юридического признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального плюрализма, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом. Людьми выплачиваются налоги, чтобы в обществе царил порядок, - его нет, более того, в обществе распространяется уголовная этика, криминальные структуры диктуют государству и обществу свои правила, люди начинают все чаще обеспечивать свое существование с помощью самозащиты или обращения к уголовным авторитетам.

Народ может противостоять всему этому, он все меньше верит государству, которое, в свою очередь, не ощущает в полной мере силу гражданского общества и, может быть, поэтому остается безответственным.

Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.

  • 2. Исторически доказано, что гражданское общество зреет по мере освобождения экономической среды от административных и политических оков. Налоговый и земельный кодексы должны обеспечить нормальное проявление частных и групповых интересов в производстве, обмене, потреблении, распределении благ. Почва для автономии личности создается не только собственными усилиями людей, но и ограничениями государства, развитием рыночных отношений, переходом государства от управления экономическими процессами в обществе к регулированию, государство должно быть способно создать экономические условия оптимального развития гражданского общества.
  • 3. Условием нарождения гражданского общества является обеспечение верховенства народа, отслоенности гражданского общества от государства, свободы создания общественных организаций, деформализации их работы, т.к. с их помощью удается разнообразить частные интересы, и люди получают свою долю власти, ассоциации выступают промежуточным звеном между человеком и государством и “работают” на утверждение, удовлетворение многообразных потребностей людей. Свобода ассоциаций служит преодолению атомизации общества, восстановлению социальных связей; многое могло бы решиться превращением “московских” партий в подлинно российские, приданием высокой роли общественному мнению, преодолением отчуждения людей от власти.

Задача современного российского общества заключается в том, чтобы формировать горизонтальные связи между людьми, поддерживать и развивать договорные отношения как инструменты укрепления институтов, уравновешивающих государство и одновременно поддерживающих индивида. Сейчас ценны те общественные учреждения, которые формируются “снизу” самими индивидами. В их число входят и политические партии (не являющиеся правящими). Политическим партиям в России мешает доминирование государства во многих сферах общественной жизни, недостаточное понимание большими группами людей своих подлинных интересов. Имеет значение и неправильное отношение к ним российского истеблишмента: президент и правительство “козыряют” своей над- и внепартийностью, между тем, это обстоятельство можно расценивать как инерцию прошлого “технократического”, советского подхода - главное компетентность и деловые, личные качества, но не политическая линия, интересы социальных макрогрупп, выраженные в партийных программах. Партии, обеспечивающие в своей совокупности баланс социальных интересов, дают обществу и политической системе стабильность.

Препятствием к скорейшему вызреванию гражданского общества является чрезмерная ограниченность полномочий представительных органов власти в стране, а зачастую лишь “декоративный” характер их деятельности. Народное представительство на уровне регионов состоит сплошь и рядом из руководителей исполнительных органов нижестоящей власти, что противоречит принципу разделения властей и не позволяет депутатам уделять достаточное внимание законодательной и другой деятельности. На уровне местного самоуправления в одной структуре объединены и представительная, и исполнительная власти. Малое число депутатов в них также усиливает исполнительную власть, как и то, что главой местного самоуправления чаще всего оказывается глава местной администрации. И тогда открывается дорога для раздувания штатов, коррупции, отчуждения людей от власти, ибо они не видят как действуют их представители, не чувствуют подконтрольность чиновников, нет наблюдаемости их работы и последовательного отстаивания их интересов. К тому же вынужденная эпизодичность работы таких депутатов приводит к тому, что представительная функция в областных, городских думах, земских и законодательных собраниях осуществляется недостаточно. Депутат может не работать на избирателей и никакой ответственности за это не последует. Ему не предоставят необходимую информацию - тоже никто не ответит. Принятый в депутатском корпусе бюджет могут не выполнить. Верховенство исполнительной власти опасно разрушением горизонтальных связей в обществе. Все эти противоречия требуют своего разрешения. Средства могут быть разными: правовые аттестации для должностных лиц и обучение депутатов, законодательное закрепление форм действительного разделения властей. Например, можно с успехом проводить общегородские собрания избирателей, обсуждая назревшие проблемы, решения и т.д.

4. Движение к гражданскому обществу наиболее ярко проявляется в духовной сфере. Гражданственное сознание свободного человека обеспечивает возрастание самопроявлений личности. Иное восприятие дается после запрета цензуры, установления свободы слова, открытости информации, обновления учебников, содержания преподавания. Неконфронтационное воспитание может привести к гражданскому согласию, к снятию агрессивности.

В Нижнем Новгороде сейчас предпринимаются меры для развития местного самоуправления, формирования общественного территориального самоуправления, пересматривается с точки зрения дальнейшей демократизации устав города. Делается многое другое. Но потребности развития гражданского общества еще велики. Они заключаются в необходимости иметь представительную власть в районах города, в обучении местных сообществ элементарным навыкам общения между собой и артикулированию имеющихся проблем, умению искать и находить пути их разрешения. Децентрализация власти в государстве за счет ее передачи самоуправлению учит людей искусству объединяться. В этих целях за рубежом издается масса популярной литературы, касающейся различных способов, как возвратить людям политическую власть. Общество должно само захотеть изменений и осознать собственный потенциал. Реформы сверху чаще обречены на неудачу, тогда как общественный диалог, плавно переходящий к выбору позиции и непосредственным действиям, позволяет людям осознать свои интересы и возможности, расстаться с чувством безнадежности, научиться самоуважению, сотрудничеству с другими и, таким образом, преодолеть разобщенность индивидов.

Российское общество находится в начале своего становления как информационного на обломках идеологического самовластия зреют плоды открытости.

Самая разнообразная информация стала реальностью, и это дает людям возможность жить в едином информационном пространстве и вступать друг с другом во взаимодействие. Наряду с этим в современной России строятся вполне обоснованные политические прогнозы, свидетельствующие также о стремлении привилегированных кланов и власть имущих устанавливать правила игры в интересах ничтожного меньшинства. Поэтому сейчас остро необходимо формирование государства открытого, подконтрольного, считающегося с гражданским обществом.

Гражданское общество способно предотвратить появление новой тирании, а это для человека означает свободу вступать и покидать общественные объединения, менять место жительства и место пребывания. Но свобода человека предполагает также его ответственность за свои слова и дела, за семью и общество.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

Волович Александр Игоревич,

аспирант Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина.

Гражданское общество состоит из постоянно взаимодействующих частных лиц, классов, групп, институтов, и характеризуется сложной, многообразной структурой. В качестве его звеньев выступают практически все элементы социальной, профессиональной, демографической, национальной, конфессиональной, культурной, духовной самоорганизации общества. Как отмечает К.С. Гаджиев, «гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это – система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д.».

Существует достаточно много подходов к институтам гражданского общества. Одни исследователи относят к ним различные экономические организации, другие предпочитают ограждать гражданское общество от экономической сферы. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и с политической сферой, институты которой часто фигурируют в спорах о границах гражданского общества.

Так, Джин Л. Коэн и Эндрю Арато предпочитают не относить к гражданскому обществу экономические институты: «только реконструкция по­нятия гражданского общества в рамках трехчастной модели (отделяю­щей гражданское общество как от государства, так и от экономических структур) позволяет этому понятию не только играть оппозиционную роль в условиях авторитарных режимов, но и возрождать свой критичес­кий потенциал в условиях либеральной демократии… Под «гражданским обществом» мы понимаем сферу социальной интеракции между экономикой и государст­вом, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (в частности, семью), объединений (в частности, добровольных), социаль­ных движений и различных форм публичной коммуникации».

Л.И. Спиридонов выделяет в современном гражданском обществе три уровня общественных отношений. Первый уровень, по его мнению, охватывает сферу семьи, быта и культуры. Второй уровень охватывает уровень экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление, в отличие от личного потребления, которое осуществляется на первом уровне - в быту. На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. На втором уровне Л.И. Спиридонов включает в гражданское общество профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.д. На третьем уровне в гражданское общество входят политические объединения граждан, в частности политические партии.

Э.П. Григонис сферу гражданского общества охарактеризовал следующим образом: «В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи). Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти, и является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества».

В рамках настоящей статьи наибольший интерес представляют те институты гражданского общества, которые в процессе своей деятельности потенциально способны ограничивать государственную власть. Несмотря на неоднозначность отнесения некоторых из них к институтам гражданского общества, в качестве наиболее влиятельных во взаимоотношениях с государственной властью можно назвать: политические партии, местное самоуправление, средства массовой информации, а также всевозможные общественные объединения различных типов.

В юридической науке неоднократно утверждалось и утверждается, что существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом и государством призваны сыграть политические партии. Политические партии являются инструментом выражения, формирования и представительства общественного мнения, средством политического самоопределения граждан и субъектом ответственности власти перед ними. Партии - универсальный политический институт, связывающий государство и граждан, обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах, выражающий волю избирателей относительно политического курса и экономического развития страны.

Как верно замечает К.Г. Холодковский, «место политических партий в политической системе детерминировано их двоякой природой: как элемента гражданского общества и части государственного механизма. Уже тот факт, что партия своими корнями уходит в толщу гражданского общества, где зарождаются и оформляются групповые интересы, но при этом через свои руководящие инстанции врастает в механизм государственной власти, придает ей уникальное качество агента двусторонней связи гражданского общества и государства».

Механизм транслирования интересов гражданского общества в государственное управление заключается в том, что нацеленные на достижение своих сугубо партийных интересов, связанные с получением, удержанием и осуществлением власти, партии, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе, выполняют социально значимые задачи. Выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), партии как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении и т.д.

Таким образом достигается ограничение государственной власти. Партии выступают с программами уменьшения налогов за счет сокращения государственного аппарата, что является следствием уменьшения предметов ведения и полномочий государственной власти; аккумулируя посылы гражданского общества, связанные с недовольством деятельностью государственной власти, партии пытаются ограничивать такую деятельность, тем самым получая поддержку избирателей.

Особого внимания заслуживают оппозиционные партии. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде ее бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (т.е. партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлениям и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве.

Стоит заметить, что для того, чтобы политические партии действовали в интересах общества, необходим комплекс условий: политическая конкуренция, прозрачность и открытость деятельности партий, свобода средств массовой информации, развитые демократические процедуры и др. Немаловажное значение имеет и внутрипартийная демократия. От того, насколько внутрипартийная структура партийной организации позволяет прорываться импульсам общественных потребностей, выражающихся в позициях низовых партийных звеньев, настолько та или иная политическая партия может воспроизводить и решать проблемы гражданского общества.

Местное самоуправление, так же как и политические партии, не все исследователи относят к институтам гражданского общества. Тем не менее, предоставление гражданам определенной степени свободы в самоуправлении на территории их проживания – это достаточно эффективный барьер, наглядно демонстрирующий границу между гражданским обществом и государством.

Необходимо отметить, что в мире сложилась практика, при которой в основе регулирования предметов ведения муниципальных образований положен принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Данный принцип утвердился в XIX в. в Великобритании (англосаксонская модель). Подобная муниципальная система действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах. В основу правового регулирования предметов ведения местного самоуправления во Франции и в ряде иных стран положен принцип, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов (французская, или так называемая континентальная модель).

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации 1993 г. органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями. Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами (ст. 133).

Однако, как показывает практика, существует ряд нарушений вышеуказанных положений Конституции РФ: установление региональными правовыми актами ограничений на самостоятельность местного самоуправления по вопросам, подлежащим регулированию исключительно на федеральном уровне; ограничение региональными законами прав граждан на осуществление местного самоуправления; превышение региональными правовыми актами пределов правового регулирования в решении вопросов местного значения; передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; выделение отдельных территорий из-под действия законодательства о местном самоуправлении и ряд других.

Если местное самоуправление наиболее эффективно в структурном ограничении государственной власти, то есть в тех случаях, когда требуется не допустить воздействие государственной власти на определенные сферы общества, не допустить излишней централизации предметов ведения и полномочий, то средства массовой информации как институт гражданского общества способны не менее продуктивно ограничивать повседневную деятельность государственной власти.

В условиях развитых демократических институтов влияние СМИ на деятельность властей огромно. Развитие СМИ в современном мире неотделимо от развития демократического процесса. СМИ выступают основным инструментом информационного обеспечения граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, нарушающих интересы общества, об их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Потенциал СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, обо всех антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнеса, властных структур, тех или иных социальных институтов. Как отмечает Н.К.Заика, «по отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня».

Средства массовой информации непосредственно участвуют в формировании рейтинга политиков. Аккумулируя аналитические мнения различных экспертов, проводя журналистские расследования, организуя различные дискуссионные обсуждения, СМИ оказывают огромное влияние на результаты выборов. В этом содержится сам механизм ограничения государственной власти средствами массовой информации. В условиях свободы и независимости СМИ, политики, желая победить на выборах, объективно вынуждены работать на общество своей страны, служить ему, заботиться о его благополучии, в противном случае государственно-властный пост займут политические конкуренты.

Часто говорят о невозможности существования объективной и правдивой журналистики в условиях свободы. Как пишет Я.Н. Засурский: «Основная коллизия при этом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системы политических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересы власти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают».

Показательный пример развития СМИ в США опровергает такие суждения. Как утверждает Джордж А. Кримски: «По сути дела, сегодня журналисты занимают место в низших эшелонах публичной популярности. Их считают, с одной стороны, слишком могущественными, с другой – не заслуживающими доверия. Первоначально американская пресса была практически листовочной индустрией, принадлежавшей конкурирующим политическим группам или связанной с ними и втянутой в постоянные пропагандистские войны. Вопрос о доверии не стоял. Стать инструментом демократического принятия решений прессу заставило разнообразие мнений. Каким-то образом из-под этого хаотического нагромождения информации и дезинформации смогла пробиться общая истина. В итоге появилось стремление к объективности».

Влияние СМИ растет с каждым годом также за счет тенденций всеобщей глобализации. В современном мире создается огромная глобальная коммуникационная система. В этом процессе принимают участие национальные государства, международные информационные агентства, транснациональные медийные корпорации, неправительственные, правозащитные организации и т.д. Складывается мировой медийный рынок - «место, где вырабатываются и применяются формальные и неформальные правила, определяющие характер общепринятых нормативов, пространство, где соперничают идеологии и оформляются альянсы, определяющие, в конечном счете, судьбы правительств и наций, арена, на которой образы, порождаемые СМИ, становятся подспорьем или заменителем силы». Происходящее в глобальной информационной среде приобретает все большее значение для всех сфер социальной жизни. Тенденция развития СМИ в мире свидетельствует о том, что их роль в международных делах постоянно возрастает. Этот процесс все больше воспринимается как реальный фундамент идеи создания мирового информационного пространства. Современное развитие СМИ оказывается существенным социально-политическим явлением в странах всего мира.

Для выполнения СМИ как института гражданского общества функций, связанных с ограничением государственной власти, необходим целый комплекс прав. Особое значение имеет закрепление прав СМИ в нормах международно-правовых документов, так как без инструментов внешнего ограничения государственная власть, обладающая монополией на формирование системы законодательства, без особого труда способна значительно уменьшить возможности СМИ либо сделать их лояльными к любой деятельности властей.

Несмотря на наличие в российском законодательстве прав СМИ, а также норм, направленных на их реализацию, СМИ подвергаются значительному давлению со стороны государственной власти. С сожалением приходится констатировать, что в арсенале средств борьбы с неугодными журналистами в последние годы все чаще используются многочисленные проверки и обыски в редакциях, обвинения в использовании нелицензионных программных продуктов. По заявлениям обиженных должностных лиц возбуждаются уголовные дела против журналистов, обвиняемых в клевете и нанесении оскорбления. Обыденностью становится всевластие и произвол бюрократических структур, как на стадии выдачи лицензий, так и при осуществлении контроля и надзора за соблюдением условий лицензирования.

Общественные объединения, наряду с другими институтами гражданского общества, также выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Общее между всеми видами общественных объединений состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии и, таким образом, способны существенно ограничивать государственную власть.

В научной литературе общественное объединение нередко называют основным институтом гражданского общества, который выступает как определяющий компонент характеристики этого общества, а иногда даже просто отождествляют эти понятия. Как пишет С.А. Авакьян, «если граждане свободно могут выражать свои мнения, если… могут создавать различные объединения – налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может называться гражданским обществом». Ю.Н. Хмара определяет гражданское общество «как совокупность свободных ассоциаций граждан, негосударственных институтов, самоорганизующихся посреднических групп и многообразных связей между ними, не зависимых от государственной власти и способных к организованным, ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера». В основе гражданского общества А. Токвиль также рассматривал различные ассоциации и объединения – религиозные, семейные, профессиональные и т.д. Как отмечает Ю.Н. Хмара, «по его мнению, помимо своих непосредственных задач ассоциации выполняют и другие функции. Во-первых, они являются институтами, защищающими нравственные ценности, свободу мысли и самостоятельность решений от вмешательства со стороны государства. Во-вторых, они выступают гарантом, защищающим как людей от посягательств внешних политических сил, так и социальную сферу и политические институты от чрезмерных амбиций и эгоистических интересов самих людей».

Такая позиция ученых небезосновательна, так как общественные объединения, имеющие в основе своего существования именно инициативу граждан - непосредственных носителей интересов, выступая инструментом, существенно облегчающим реализацию и защиту этих интересов, в том числе посредством реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, способны с более высокой степенью эффективности и адекватности влиять на деятельность государственной власти по сравнению с другими институтами гражданского общества. Группы лиц, объединенных общими интересами, – это один важный механизм, посредством которого отдельные индивиды добиваются от государственной власти, от избираемых ими должностных лиц реализации общих интересов, какими бы специализированными они не были. Исходя из вышесказанного, общественное объединение действительно можно назвать основным институтом гражданского общества, его наиболее характерным признаком, так как большинство общественных объединений воплощают собой то, что может быть названо подлинными гражданскими инициативами.

Общественные объединения, являясь, в сущности, подлинным выразителем гражданской инициативы, способны активно влиять на государственную политику, они позволяют гражданам, по сути, создавать альтернативные политические источники, которые они могут мобилизовать, когда решат, что частные экономические деятели или государственные чиновники нарушают их интересы. Такое влияние общественных объединений на государственную власть достигается в силу ряда причин.

Во-первых, общественные объединения включают в себя индивидов, имеющих общие интересы. Чем больше численность объединения, чем большую поддержку оно получает от общества, тем выше степень осознания той или иной проблемы и уверенности участников объединения в правильности своей позиции.

Во-вторых, общественное объединение в целях реализации общего интереса концентрирует интеллектуальные, материальные, информационные и другие ресурсы, а также повышает эффективность их использования. Индивиды, объединенные общими интересами, обмениваются информацией и идеями друг с другом и другими гражданами, они могут проводить расследование или заказать проведение исследования, позволяющие проникнуть в суть проблемы, способны привлечь достаточное внимание прессы и всего общества.

В-третьих, общественные объединения, имеющие широкую поддержку среди населения, способны повлиять на результаты выборов. Группы, способные убедить избирателей голосовать тем или иным образом, вызывают страх и уважение к себе со стороны кандидатов. Избираемые официальные лица защищают политику, за которую выступает подавляющее большинство во время опросов общественного мнения, поскольку они хотят увеличить свой рейтинг. Соглашаясь с позицией популярного общественного объединения, политики склоняют на свою сторону огромное количество потенциальных избирателей, благодаря которым они могут победить на выборах.

Общественные объединения в силу своего воздействия на политику государства часто подвергаются существенному давлению со стороны последнего. Выставленные государством барьеры могут иметь различный характер: пропорционально возрастающая сложность в регистрации в зависимости от закрепленной в уставе территории деятельности объединения (чем шире территория деятельности, закрепленная в уставе организации, тем сложнее процесс ее регистрации); прямой запрет на существование незарегистрированных общественных объединений; запрет на участие в качестве членов и учредителей общественных объединений юридических лиц; запрет на участие в качестве членов и учредителей общественных объединений иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства; запрет на осуществление экономической деятельности общественных объединений; сложность процедуры регистрации, избирательное применение отказов в регистрации, большая стоимость регистрации.

Глобализация международных отношений вывела в последние десятилетия на общемировую сцену новых участников – международные общественные объединения, или международные НПО. В международных отношениях эти институты получили «взрывное» распространение во второй половине XX в., и ныне играют важную, часто незаменимую роль.

Международные общественные объединения оказались весьма эффективными в решении множества вопросов, имеющих международный уровень, они активно мобилизуют мнения как общества в целом, так и его отдельных групп; представляют коллективные интересы групп, пытающихся воздействовать на различные национальные правительства и международные организации, побуждая их совершенствовать свою деятельность. Такие объединения способны обладать весомым авторитетом и оказывать существенное влияние на мировое общественное мнение, политику и позиции государств.

Так, международные общественные объединения потенциально и в некоторых случаях реально противостоят правительственной политике по широкому кругу вопросов – от либерализации разводов в Италии, до поддержания мира в Израиле на Ближнем Востоке, усилению французской экономики или поддержания баланса платежей в Великобритании. Конфликт между правительством и транснациональной организацией может отразиться на политике правительства, стоящего за этой организацией, но он также может стать результатом разницы политик правительства страны - хозяина транснациональной организации и самой организации, причем правительство страны, принимающей организацию на своей территории (если такое существует), необязательно должно быть втянуто в конфликт.

Вполне можно согласиться с точкой зрения исследователей, отмечающих, что вся совокупность международных общественных объединений всех типов образует новое явление, не зависящее или минимально зависящее от резких перемен политических систем, режимов, международного курса в отдельных странах. В современном мире они оказывают большое влияние на политику государств, выполняют весьма многочисленные, необходимые и значительные реальные функции. Отдельные организации могут не соответствовать общему весомому предназначению этих институтов, но в целом они оказывают положительное влияние на международную жизнь, мировую политику и развитие. В большинстве случаев предлагаемые ими меры нацелены на то, чтобы привести к созданию более справедливого и гуманного мирового порядка, решить проблему управляемости международными экономическими, социальными и политическими процессами в интересах подавляющего большинства человечества.

Зарождение и дальнейшее развитие международных общественных объединений и глобального гражданского общества необходимо расценивать как существенный исторический прорыв в практике защиты и реализации основной ценности общества - прав и свобод человека. Совокупность международных общественных объединений, наряду с межправительственными организациями, способна заставить любое государство создать политико-правовую инфраструктуру, позволяющую различным институтам гражданского общества ограничивать государственную власть в целях реализации и защиты интересов индивида и общества. При этом негосударственные субъекты глобальной политики и межправительственные организации не должны полностью подчинять государства, сужая свободу их действий. В своей деятельности глобальное гражданское общество, так же как и национальное, должно опираться на возможности государства как основного политического института, предназначением которого является служение обществу.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что институты гражданского общества имеют достаточный потенциал для ограничения государственной власти. Политические партии, местное самоуправление средства массовой информации, различные виды общественных объединений как национального, так и международного уровня способны активно участвовать в создании политико-правовых условий, необходимых для ограничения государственной власти и развития гражданского общества. В системе ограничения государственной власти основная движущая роль должна принадлежать институтам гражданского общества. Именно гражданская инициатива, обеспеченная правовой базой, имеет потенциал постоянно отслеживать деятельность государственной власти практически во всех сферах жизни общества и оптимально ограничивать ее в пределах минимально необходимого вмешательства.

Литература

1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. 359 с.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Сорос - Международные отношения, 1994. 400 с.

3. Гайнутдинов Р.И. Основная миссия глобального гражданского общества // Международное публичное и частное право. 2006. № 5.

4. Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. 317 с.

5. Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления. URL: http://www.samoupra vlenie.ru/16-03.htm.

6. Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации. М., 2007. 72 с.

7. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. М., 2006.
380 с.

8. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 447.

9. Кеохейн Р.О., Най Дж. С. Транснациональные отношения и мировая политика // Соц.-гум. знания. 1999. № 5. 240 с.

10. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. URL: http://society.polbu.ru/koveshnikov_gosuprav/ch08_all.html .

11. Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003. 782 с.

12. Кримски Д.А. Роль средств массовой информации в демократическом обществе. URL: http://www. infousa.ru/media/krimsky_rus.htm.

13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Рос. газ. 2003. 8 окт. № 202.

14. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. (Серия «21 век: информация и общество»). 336 с.

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. 484 с.

16. Хмара Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия. Челябинск, 2007. 118 с. Кримски Д. А. Роль средств массовой информации в демократическом обществе. URL : http://www. infousa.ru/media/krimsky_rus.htm.

Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. (Серия «21 век: информация и общество»). С. 317.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 16.

Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из "простых смертных" может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Сразу возникает вопрос: а что, разве наше общество не гражданское?

Словосочетание "гражданское общество" условно, так как "негражданского", а тем более "антигражданского" общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как "гражданин", "гражданство".

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.

По существу же термин "гражданское общество" приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием понимается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

За эпитетом "гражданское", несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

Как уже отмечалось, Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело - проект, другое - его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов , лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции "по ведению общих дел" (К. Маркс). Его задача - "не мешать" нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус "подданных", крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

В то же время звание "гражданин" выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". - Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность - это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, "очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться" 7 . Иными словами, "раздельное" существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос - какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более - авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления. Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым - сословие. Да и Маркс писал, что "в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства".

Составными элементами структуры гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность "есть наличное бытие свободы, она сама по себе - существенная цель" (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Рынок - самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

В то же время гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Становление гражданского общества в России - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет в конечном счете к достижению указанной цели.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!