Это жизнь - портал для женщин

Рекомендации по правовым основам применения оружия (45636). Применение и использование оружия сотрудником правоохранительных органов

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Консультации юриста по ст. 23 Закона О Полиции

Задать вопрос:


    Надежда Алексеева

    Кто знает, помогите?. Мой брат уволился из рядов ВС РФ, по состоянию здоровья (попал в аварию) . После увольнения ему в течении года положены ежемесячные выплаты в размере оклада по званию и должности. А теперь вопрос: в каком документе это написано? (пункт, статья и т. д.) заранее спасибо!

    • Ответ юриста:

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХСтатья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.3. Военнослужащим - гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.Размер и порядок выплаты указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.Военнослужащим - гражданам, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.4. Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания;за каждый год свыше 15 лет - 3 процентов суммы оклада денежного содержания.Военнослужащим - гражданам, уволенным по тем же основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

    Евдокия Морозова

    Много ли людей осуждено в США за превышение пределов необходимой обороны? Почему?. 天_моНКмЕнТ. акра

    • Ответ юриста:

      Граждане США используют оружие для самозащиты ежегодно, примерно в 2,1 – 2,4 миллионов случаев - в 3-5 раз чаще, чем используют его преступники, при этом пистолеты и револьверы используются в целях самообороны в 1,5 - 1,9 миллионах случаев. Использованием оружия при самозащите считается, в том числе, и направление оружия на лицо совершающее противоправные деяния, а так же предупредительная стрельба в воздух. В большинстве случаев использования оружия, в целях самообороны, выстрелов не производится.Обо всех случаях применения оружия, повлекших за собой стрельбу на поражение, граждане обязаны незамедлительно сообщить в полицию. гражданами, в интересах самозащиты, в 98% - 99% случаев не приводит к гибели или серьезным увечьям нападающих, только в 1% случаев преступник оказывается, ранен и только в 0,1% случаев – убит. Всего, в целях самообороны, оружие уже применяли 11% владельцев. В тех же целях самообороны, оружие применялось 13% владельцев короткоствольного оружия.В 90% случаев, оружие применяется на дистанции 10 - 12 футов (примерно 3 - 3,5 метра) . При стрельбе на этой короткой дистанции выживают:- 9% пораженных стрельбой из гладкоствольных ружей;- 50% пораженных стрельбой из винтовок;- 90% пораженных стрельбой из пистолетов и револьверов.По данным Флоридского Государственного Университета ежегодно происходит 1 500 - 2 800 случаев убийств, в случаях самообороны и 300 - 600 случаев применения оружия полицией со смертельным исходом. Основные причины для владения оружием в США (по данным исследований 1978 года) :Охота - 51% или 33 миллиона граждан;Самооборона - 32% или 21 миллион граждан;Спортивная стрельба - 13% или 8,5 миллиона граждан;Коллекционирование - 4% или 2,6 миллиона граждан;Основные причины для владения короткоствольным оружием:Охота - 10% или 3,5 миллиона граждан;Самооборона - 58% или 21 миллион граждан;Спортивная стрельба - 18% или 6,3 миллиона граждан;Коллекционирование - 14% или 5 миллионов граждан; Основные причины смерти в США (по данным Национального Центра по Медицинской Статистики) .Всего случаев: 2 169 518, в т. ч. :Болезни сердца - 720 862 чел. ;Раковые заболевания - 514 657 чел. ;Инсульты - 143 481 чел. ;Хронические легочные заболевания - 90 650 чел. ;Пневмония и грипп - 77 860 чел. ;Диабет - 48 951 чел. ;ВИЧ инфекция (СПИД) - 29 555 чел. ;Цирроз и другие болезни печени - 25 429 чел. ;Несчастные случаи - 89 347 чел. в т. ч. :Дорожно-транспортные происшествия - 43 536 чел. ;Другие катастрофы, связанные с транспортными средствами - 2 086 чел. ;Самоубийства - 30 810 чел. (в 60% случаев - с применением огнестрельного оружия) ;Убийства и другие случаи преступного лишения жизни - 26 513 чел. (в 60% случаев - с применением огнестрельного оружия) ;Случаи падения с высоты - 12 662 чел. ;Отравления - 6 434 чел. ;Утонувших - 4 685 чел. ;Удушение - 4 195 чел. ;Пожары - 4 120 чел. ;Врачебные ошибки - 2 473 чел. ;Природные факторы - 1 453 чел. ;Огнестрельное оружие - 1 441 чел.Почитай повнимательней может найдеш чего полезного для себя.ссылка: www.saiga.ru

    Андрей Даншин

    где найти сайт Законопроект 2010.ру

    Полина Соколова

    друзья! пневматику можно носить без разрешения?.

    • Ответ юриста:

      Статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия На территории Российской Федерации запрещаются: 2) хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона, хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира; Статья 9. Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями, спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики) , спортивными организациями и образовательными учреждениями. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 111-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

    Наталия Суханова

    закон о полиции

    • Теперь можно бить кулаком и битой на вполне законных основаниях.Что не запрещено,то разрешено.

    Оксана Орлова

    полиция. Если участковый уполномоченый полиции составил протокол за нарушение пдд пешехода (перешел не там дорогу) не на своем административном участке могу ли я опротестовать данный протокол, на какой НПА мне сослаться

    • Ответ юриста:

      Нет не можете опротестовать протокол. Вы можете подать жалобу на постановление, которое было или будет вынесено по делу, если по Вашему мнению есть нарушения. Ищите процессуальные нарушения. Сотрудник полиции , согласно ФЗ о полиции должен присекать адм. правонарушения. Полицейский имеет право действовать по всей территории России. Согласно . Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях 1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Статья 23.3. Органы внутренних дел (милиция) 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 9) старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки) , статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 144-ФЗ) Теоретически шанс выиграть есть, если УУМ составил именно протокол, а не вынес сразу постановление о штрафе.

    Леонид Ремизов

    могут ли за мной устроить погоню если я на скутере. если не остановлюсь перед мусорами. и что будет если остановлюсь

    • Никаких законов что за мотоциклистами без шлема гоняться нельзя нет, уж не знаю, откуда этот миф, другое дело что со скутера ничего не возьмешь, конфисковать не имеют права, прав нет Закон о полиции: "1. Сотрудник полиции имеет право на...

    Григорий Юкин

    Наши полицейские имеют ли право стрелять в безоружного(убегающего) якобы преступника?

    • Ответ юриста:

      Федеральный закон РФ "О полиции" Статья 23. Применение огнестрельного оружия 4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

    Даниил Белобородов

    В каких случаях сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие

    Кирилл Сафонцев

    Пожалуйста,помогите с правоведением. Житель г.Чебоксары 19-летний Ухов, будучи в состоянии сильного опьянения, около полудня сел в поезд Московского метрополитена. При отсутствии к тому какого-либо повода, в вагоне он начал приставать к пассажирам, вытащил из кармана нож и стал им размахивать. Не встретив должного отпора, Ухов нанес удар ножом в плечо сделавшему ему замечание 56-летнему Оружеву, затем порезал куртки еще нескольким пассажирам. Ухова остановил выстрелом из пистолета, ехавший в этом вагоне л-нт милиции Саев. Однако и после выстрела, которым была прострелена правая кисть хулигана, Ухов не угомонился, а продолжал размахивать ножом и угрожать им пассажирам вагона. Лишь второй выстрел в грудную клетку обезопасил хулигана. С тяжелыми ранениями Ухов и Оружев были доставлены в больницу. Подлежит ли на Ваш взгляд Саев уголовной ответственности? Если нет, то какие для этого имеются основания? ответ обосновать,т.е.привести статью

    • Ответ юриста:

      [Закон РФ "О полиции"] [Глава 5] Статья 23. Применение огнестрельного оружия : 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; НО 6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Если применить к Закону России "О милиции" - то почитайте ст. 15

    Наталия Дорофеева

    Что нужно для того, чтобы получить разрешение на ношение огнестрельного оружия?. И в каких ситуациях его можно будет применить?

    • Ответ юриста:

      Читайте уважаемый ФЗ РФ N150 от 13 декабря 1996 года "ОБ ОРУЖИИ" Статья 9. Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему. Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями, спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики) , спортивными организациями и образовательными учреждениями. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 111-ФЗ) Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания. В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. Статья 10. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия. Право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют: 1) государственные военизированные организации; 2) юридические лица с особыми уставными задачами; 3) юридические лица - поставщики; (п. 3 в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 111-ФЗ) 4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; 5) физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации) , и организации, ведущие охотничье хозяйство; (п. 5 в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 111-ФЗ) 6) организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути; (в ред. Федеральных законов от 19.11.1999 N 194-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ) 7) образовательные учреждения; 8) граждане Российской Федерации; 9) иностранные граждане. Статья 23. Порядок взимания платежей при выдаче лицензий, разрешений и сертификатов, продлении срока их действия (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ). За выдачу лицензий на приобретение оружия, разрешений на хранение или хранение и ношение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему, сертификатов на модели оружия и типы патронов к нему, продление сроков действия разрешений и сертификатов с юридических лиц и граждан взимаются единовременные сборы. Размеры указанных сборов определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с вы

    Константин Малинкин

    Что не имеют права делать сотрудники ДПС если они на машине годнятся на мотоциклом???

    • все можно!!! кроме использования средств принудительной остановки типа "ЕЖ" или "ДИАНА" ст.22 закона "О полиции" 3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных...

    Антонина Андреева

    Имеет право ли спецназ применить оружие против митингующих? ?

    • Ответ юриста:
  • Надежда Попова

    Должны ли в магазине выдавать бытовую технику взамен находящейся на гарантийном ремонте?. Я купила вентилятор, который пару раз по 10 мин. поработал и перестал вообще включаться, забрали на гарантийный ремонт. а я что должна сдохнуть от жары за эти 2 недели? потом он мне вообще не так уж и нужен будет

    • Ответ юриста:

      Потребитель имеет право на предоставление аналогичного товара длительного пользования (обладающего этими же потребительскими свойствами), на время ремонта товара, или замены, если для замены требуется более 7 дней, при условии, что товар не входит в «Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара»: 1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства 2. Мебель 3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла) 4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары) 5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия. Для получения подменного товара необходимо предъявить продавцу (если товар для ремонта или замены передавался продавцу) письменное требование, и в течение 3 дней продавец обязан предоставить такой товар. За невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (п.1, ст.23). Сервисному центру такое требование тоже можно предъявить, но СЦ его выполнять не обязан и ответственности за невыполнение требования нести не будет, т.к. в течение гарантийного срока, установленного на товар - на СЦ положения ЗоЗПП не распространяются. Поэтому и ремонт там может длиться вечно и никакой ответственности за это СЦ не несет. Именно поэтому все претензии нужно предъявлять только продавцу, и если товар не входит в Перечень технически сложных товаров (ПП№ 575), сразу требовать от продавца возврата денег. Вентиляторы в Перечень 575 не входят, так что нужно было сразу отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать от продавца возврата денег, которые он должен был бы вернуть в течение 10 дней (ст.22 ЗоЗПП), при условии, что в недостатке нет Вашей вины. При требовании замены у продавца был бы месяц, а ремонтом могут заниматься до 45 дней, если срок ремонта согласован в письменной форме. Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков /laws/zpp/18.php Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков: /laws2/postan/post1.html Утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара /laws/zpp/19.php Статья 20. Устранение недостатков товара /laws/zpp/20.php Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара: /laws2/postan/postan51.html Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества /laws/zpp/21.php Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя /laws/zpp/22.php Статья 23. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя /laws/zpp/23.php

  • Алина Воробьева

    Теперь серьезный вопрос. Заранее предвижу негодование... И все же, как бы вы поступили на месте родителей? Ситуация...

    • Чисто моральная сторона вопроса очень сложная. На месте отца наверное я поступил бы так же. В Санкт-Петербурге было даже направление одно время догхантеры (те кто отстреливают собак) да поди и ищас есть. Однако это еще раз подтверждает...

    Илья Падорин

    Могут ли так поступать сотрудники милиции? {по закону}. 1. "Сотрудники милиции...вправе в служебных целях использовать транспортное средство законопослушного гражданина в исключительных случаях..." Ну вот взял господин полицейский например, мерин 600, раз****л его как следует, государство выделит компенсации? или водителю скажут ну вот ты помог и хрен с тобой, молочик чесслово! 2. Вот напали на тебя 2 бомжары, закатали, ты одному там "крапиву" сделал, они говорят ну все, доигрался и достают ксивы как же их отличить от маньяков, должны ли они удостверения показывать до применения силы?

    • Ответ юриста:

      В приказе значится: «Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления» . А такой необходимостью, по мнению новоявленных полицейских, может стать преследование преступника или предотвращение преступления. Правда, перед тем, как воспользоваться автомобилем, им придется сообщить место и время возврата автомобиля владельцам и затем по требованию выдать справку, что сотрудник правоохранительного органа пользовался транспортом. Взявшему автомобиль полицейскому будет положено немедленно сообщить об этом в дежурную часть, а по окончании пользования оставить авто у дверей отделения внутренних дел, описать состояние машины и то, что в ней находилось. Обязанность возвратить машину водителю падет на дежурного отделения внутренних дел. При этом запрещается использовать автомобили дипломатов и сотрудников консульств, а также если в них находятся беременные женщины или несовершеннолетние. Если же авто будет повреждено, «документирование повреждений осуществляется в установленном порядке» с предоставлением копий документов владельцу. http://www.rg.ru/2011/08/18/police.html Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу) . http://www.consultant.ru/popular/police/115_5.html

    Тимур Маланов

    Какие статьи каких законов запрещают направлять без необходимости огнестрельное оружие на людей? Какие карают за это?. Не ст. 119 УК РФ = Угроза убийством! вернее, не только она -- вроде бы есть отдельное правило, запрещающее без необходимости направлять огнестрельное оружие на людей, ДАЖЕ ЕСЛИ ТОЧНО ИЗВЕСТНО, ЧТО ОРУЖИЕ НЕ ЗАРЯЖЕНО.

    • Ответ юриста:
  • Ярослав Балабанов

    Пожалуйста, помогите решить задачу по административному праву.. При освобождении заложников, захваченных тремя пьяными неизвестными, бал ранен 14 летний Иванов. Капитан Сидоров в отчете указал, что Иванов напал на него с ножом в руках, когда капитан пытался освободить беременную женщину из наручников. Можно ли привлечь капитана за превышение должностных полномочий, так как Иванов полностью соответствовал физически своему возрасту Мог ли капитан применять к нему огнестрельное оружие? Заранее спасибо.

    • Ответ юриста:

      Примечание. Запрещено применение огнестрельного оружия (ч. 5 - 6 ст. 23):
      - в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних (за исключением случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции) ;
      - при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

      Согласно ст. 23 Закона о полиции полицейский имеет право применять огнестрельное оружие:
      - для защиты другого лица либо себя от посягательств, сопряженных с насилием, опасным для жизни или здоровья;
      - пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством, специальной и боевой техникой полиции;
      - освобождения заложников;
      - задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
      - задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
      - отражения группового или вооруженного нападения на здания и сооружения государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
      - пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, осужденных к лишению свободы;
      - остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
      - обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
      - разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по определенным в законе основаниям;
      - производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

  • Олег Сатанин

    У меня убили собаку, предумышленно из огнестрельного оружия, на территории моего дома.. Дело было в 3 часа, неизвестный, выстрелил 2 раза в мою собаку и скрылся. Труп обнаружили только утром. Какое наказание светит этому г****ну?

    • Жестокое обращение с животными , и то навряд ли. Если он проник в дом - то взлом с проникновением. В зависимости от умысла, может он на вашу жизнь покушался а собака помешала и он был вынужден скрыться.

    Валентина Максимова

    скажите пожалуйста.какое наказание может понести мой сын,у него нашли патрон,открыли уголовное дело

    • Ответ юриста:

      Если сын несовершеннолетний, то ничего страшного не будет, если совершеннолетний - на усмотрение суда. Скорее всего штраф если дело дойдет до суда, потому как сделают скидку на возраст. Лучше всего решить вопрос с участковым, не доводя дело дальше. Если что, то можно менять показания, ссылаясь на какие-либо причины - это дело полиции доказывать виновность, а вы можете менять показания, найдя обстоятельства, котрые помогут вам - ни прямо ни косвенно не дающие понять, что патрон был передан кем-то, или взят где-либо без спросу для каких-либо целей- просто найден на улице в тот же день в который с ним поймали и поднят просто как находка и хранился без каких-либо злых умыслов просто как красивая вещ. И в любое время вы имеете право не свидетельствовать против себя (по 51-й статье Конституции) , то есть не давать больше никакой информации следствию, кроме той, которая описана в протоколе. Как бы следователи, которые могут меняться, ни пугали и не требовали какой-либо информации не говорить им ничего лишнего - каждое слово может быть использовано против. Даже в суде вердикт выносится на основании решения присяжных, а если они никакого криминала не узрят, то будут рекомендовать судье самое мягкое решение. А вообще к взрослым закон применяется строго: Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств Задать вопрос о практическом применении этой статьи в вашей конкретной ситуации можно в Вопросах-Ответах. (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) 1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) , взрывчатых веществ или взрывных устройств - (в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ) наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

Применение огнестрельного оружия на территории Российской Федерации (РФ) регулируется несколькими статьями федеральных законов (ФЗ). Это закон ФЗ «О полиции» (применение огнестрельного оружия), закон «Об оружии» и закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Применение стрелкового оружия правоохранительными органами

Законом «О полиции» предусмотрены все случаи, при которых сотрудник полиции может применять оружие. Все причины применения достаточно подробно расписаны в 23 статье данного закона (части 1 и 3). В случаях, непредусмотренных данным законом, применение огнестрельного оружия сотрудником полиции является недопустимым.

Порядок применения оружия полицией возможен лишь в таких случаях:

  • Для защиты гражданского населения, если происходит нападение, которое угрожает их жизням. Угрожающим жизни считается нападение, продолжением которого будет увечье или смерть;
  • Также закон о применении оружия разрешает его применение полицией при нападении на полицейского, когда есть явная угроза его жизни и здоровью или преступник пытается завладеть оружием полицейского.

Во всех данных случаях закон разрешает применение табельного оружия. Все остальные действия сотрудников полиции с оружием, например демонстрация, приведение в боевую готовность и даже удары огнестрельным оружием не считаются применением оружия по ст. 23 ФЗ РФ.

Основные случаи, при которых соблюдаются условия применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Закон «О полиции» говорит, что применение физической силы совместно с применением огнестрельного оружия возможно в следующих ситуациях:

  • При попытке угона преступником полицейского автомобиля или любой иной техники, которая состоит на вооружении органов ОВД. В этом случае правовые основы применения оружия предусматривают предварительный выстрел в воздух;
  • При отказе человека сдать оружие, радиоактивные или взрывчатые веществ а, которые незаконно находятся у него. В данном случае сначала демонстрируется угроза применения оружия. Если человек начинает размахивать оружием или бросать в полицейских или гражданских лиц взрывчатыми или радиоактивными веществами, то закон допускает применение физической силы с использованием оружия;
  • При освобождении заложников закон разрешает применение физической силы и огнестрельного оружия только по отношению к лицам, которые могут причинить вред или убить заложников. Против лиц, которые не причиняют физического вреда заложникам, оружие не применяется (разрешено только применение физической силы);
  • При задержании преступника, который совершает тяжкое преступление против жизни, здоровья или имущества. Применение огнестрельного оружия в данном случае возможно, если преступник пытается скрыться и не реагирует на предупредительный выстрел. Перед использованием огнестрельного оружия полицейский обязан лично убедиться в факте незаконных действий нарушителя. Если сотрудник полиции действует исходя из показаний свидетелей, то разрешается только применение физической силы и спецсредств, так как подозреваемый может быть абсолютно непричастен к данному преступлению;
  • При отбитии вооружённого нападения на любые частные или государственные учреждения разрешается применение огнестрельного оружия;
  • Для пресечения побегов лиц, которые задержаны, помещены в тюрьму или конвоируются для перемещения в места отбывания наказания. При попытке сообщников заключённого помочь побегу также разрешается применение стрелкового оружия.

Данные пункты являются основным тезисом закона о применении стрелкового оружия полицией.

Другие случаи, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками МВД

Существуют и другие случаи, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел:

  • Сотрудники ГАИ могут применять для остановки транспортных средств нарушителей не только различные спецсредства, но и табельное оружие. Применение огнестрельного оружия допускается лишь после неоднократных невыполняемых требований остановиться и предупредительного выстрела в воздух. Огонь ведётся для механического поражения транспортного средства с целью его остановки;
  • Для обезвреживания граждан, которые своими действиями создают опасную обстановку для других граждан и при этом никак не реагируют на требования сотрудников МВД остановиться;
  • Для обезвреживания опасного дикого или бешеного животного, которое может угрожать жизни или здоровью граждан;
  • Пределы применения стрелкового оружия допускают совершение выстрелов с целью подачи сигналов опасности или предупредительных выстрелов в воздух;
  • Сотрудники МВД могут использовать служебное оружие для разрушения замков, которые препятствуют проникновению (на основании закона) полиции внутрь помещений.

Необходимо понимать, что при наличии разрешения, сотрудник МВД имеет право проникновения в любые помещения. Присутствие хозяев или владельцев помещения при этом не требуется.

Статья 23 также говорит о том, когда случаи применения оружия неприемлемы:

  • Нельзя стрелять на поражение в женщин, инвалидов или несовершеннолетних, если их инвалидность или возраст известен или очевиден сотруднику полиции. Допускается применение стрелкового оружия к таким лицам лишь при оказании сопротивления с применением оружия или при групповых или вооружённых нападениях данных лиц;
  • Если на месте совершаемого преступления наблюдается значительное скопление граждан, непричастных к данному преступлению, применяемые при задержании средства не должны причинить им вред. Использование в таких случаях стрелкового оружия запрещено, если могут пострадать непричастные граждане.

Закон, касающийся применения оружия гражданами Российской Федерации

Применение оружия и специальных средств гражданами РФ регулирует закон «Об оружии». В отличие от применения огнестрельного оружия сотрудниками МВД, владелец гражданского или охотничьего оружия может применять его только в случае крайней необходимости. Применяя оружие, его владелец должен чётко осознавать ответственность, которую придётся нести за превышение мер необходимой самообороны. Применять гладкоствольное или стрелковое оружие возможно лишь в следующих ситуациях:

  • Для защиты своей жизни, здоровья или имущества, если в этом есть крайняя необходимость;
  • Перед применением нужно обязательно предупредить лицо, в отношении которого планируется применить стрелковое оружие;
  • Выстрел без предупреждения возможен лишь в том случае, когда промедление может стоить жизни хозяину оружия или другим невиновным лицам;
  • При самообороне с помощью стрелкового оружия недопустимо причинение вреда третьим лицам.

Запрещено применять огнестрельное оружие по отношению к женщинам, инвалидам и несовершеннолетним лицам. Если данные лица участвуют в вооружённом или групповом нападении, тогда применение стрелкового оружия разрешается. В любом случае, о каждом факте применения оружия для самообороны, владелец обязан незамедлительно сообщить в ближайшее отделения органов внутренних дел. Если нападающий серьёзно ранен, владелец оружия обязан оказать ему первую помощь и вызвать медиков. Если стрелявший не знает, как оказывать первую помощь, лучше не трогать раненого до приезда скорой помощи.

Применение оружия военнослужащими

Ситуации применения оружия военнослужащими во многом сходны с ситуациями применения служебного оружия сотрудниками МВД. Все военнослужащие могут применять стрелковое оружие для защиты своей жизни и здоровья, если это необходимо для обороны. Командный состав может приказать своим подчинённым применить оружие в следующих случаях:

  • Для отражений различных нападений на объекты, находящиеся под охраной военной части, колонн, машин и иного армейского имущества;
  • Применение оружия часовым производится по уставу, сначала должно последовать предупреждение и выстрел в воздух, потом открывается огонь на поражение;
  • Если замечена попытка захвата оружия или военной техники, открывается огонь на поражение;
  • Применение оружия разрешается при задержании лиц, которые вооружены и не подчиняются требованиям о сдаче.

Кроме перечисленных случаев, командир может лично применить оружие или приказать подчинённым это сделать в случае бунта во вверенной ему части.

Применение стрелкового оружия и специальных средств в охране

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» позволяет использовать оружие сотрудникам охранных фирм и частным детективам только при соблюдении требований, указанных в данном законе.

Любой сотрудник частного охранного агентства при применении стрелкового оружия или специальных средств обязан:

  • Предупредить нарушителя о том, что он вынужден применить оружие, если нарушитель не выполнит его требований. При этом охранник обязан предоставить нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Немедленное открытие огня возможно лишь в случаях, когда нарушитель может угрожать жизни окружающих или охранникам и промедление повлечёт за собой тяжёлые последствия;
  • Охранник обязан даже при использовании стрелкового оружия стараться причинить минимальный вред нападающему. По возможности нужно просто нейтрализовать преступника;
  • При причинении телесных повреждений или пулевых ранений охранник обязан оказать первую помощь и вызвать медиков. Обращение в ближайший отдел внутренних дел является обязательным условием;
  • При причинении тяжких повреждений или смерти нападающего, охранник обязан в кратчайший срок уведомить об этом прокурора.

Все представители охранных структур обязаны иметь документы, подтверждающие их квалификацию. Нужно помнить, что лишь охранники самого высокого (шестого) разряда имеют право пользоваться гражданским стрелковым оружием. Кроме разряда, охранники должны с периодичностью проходить проверки на знание основ применения оружия и специальных средств. Данные проверки назначаются местными органами исполнительной власти, так же как и их периодичность. Любое превышение мер самообороны или применение оружия без крайней на то необходимости влечёт за собой уголовную ответственность.

Часто приходится сталкиваться с непониманием охранниками инструкций применения оружия и специальных средств, поэтому руководители охранных фирм должны уделить время для объяснения спорных моментов в должностной инструкции. Часто охранники считают, что их форма и бэйдж является достаточным способом объяснения их статуса. Перед тем, как дать какие либо указания нарушителю, охранник обязан уведомить его о том, что он является охранником и находится при исполнении своих обязанностей.

Если ситуация требует применения стрелкового оружия, охранник обязан сделать предупредительный выстрел в воздух. Многие охранники в стрессовой ситуации забывают сделать предупредительный выстрел, что часто приводит к непоправимым последствиям.

Статья 16 чётко указывает лишь на два случая, когда можно применять спецсредства или стрелковое оружие без предупреждения:

  • Если промедление повлечёт за собой опасность для жизни и здоровья охранника;
  • Если действия нарушителя могут повлечь за собой непоправимые последствия.

Огонь без предупреждения, в каких ситуациях он возможен?

Если более подробно рассмотреть данные пункты, можно выделить, какие именно действия нарушителя могут угрожать жизни и здоровью охранника или жизни других людей, в результате которых можно открывать огонь без предупреждения:

  • Если охранник видит огнестрельное оружие, направленное на другого человека, он может стрелять без предупреждения. С данным пунктом следует быть очень аккуратным, ведь существует множество моделей пневматического или сувенирного оружия (его называют ещё охолощённым) которое по внешнему виду не отличается от боевых аналогов (охолощённое оружие изготавливают на базе боевых образцов, лишая их возможности стрелять);
  • Нападение на охранника или другого человека с использованием холодного оружия или другого предмета, которым можно лишить жизни. В этом случае также стоит трезво оценивать ситуацию, возможно расстояние между преступником и жертвой достаточно велико и применение стрелкового оружия не является необходимым;
  • Если преступник начинает душить охранника путём сдавливания горла;
  • При выталкивании на ходу из автомобиля или другого движущего транспорта также допускается стрельба без предупреждения;
  • Если злоумышленник направил транспорт на человека, и существует опасность того, что он погибнет;
  • Попытка нападающего отобрать огнестрельное оружие может быть остановлено стрельбой без предупреждения.

Кроме этого, существует ещё множество внештатных ситуаций, при которых применение стрелкового оружия без предупреждения является оправданным. Например, попытки утопления, сожжения и тому подобные ситуации.

Случаи, когда существует опасность наступления тяжких последствий из-за промедлений, бывают различные. Только профессионализм охранника может определить реальную степень опасности. Например, если преступник приготовился к броску гранаты или самодельного взрывного устройства, следует незамедлительно открыть огонь.

Разбойное нападение на охраняемое имущество

Под нападением на имущество следует понимать нападение на охранника с целью завладения охраняемым имуществом. Действия, которые связаны с завладением чужого имущества, путём вооружённого нападения, квалифицируются как разбой, поэтому сотрудник охраны имеет право применять огнестрельное оружие для защиты своей жизни и здоровья.

Более сложный вариант – это кража имущества, когда преступники пытаются незаметно от охранника похитить вверенное ему имущество. В этом случае применение огнестрельного оружия зависит от конкретной ситуации. Не стоит стрелять в любого постороннего человека на охраняемом объекте, возможно, что это случайный прохожий, который заблудился или пьяный.

Существует один нюанс, касающийся предупредительных выстрелов в воздух. Если охранник выстрелит, не имея права открывать огонь на поражение, психологическая составляющая будет конечно высока и преступник сразу образумится, а вот действия охранника в этом случае подпадают под статью административного кодекса (стрельба в непредназначенных для этого местах), и за это предусмотрен денежный штраф.

Не стоит забывать, что статус частного охранника действует лишь во время его дежурства. В свободное от работы время охранник является обычным человеком, и все его действия с применением оружия подпадают под статьи закона «Об оружии», применяемом к обычным гражданам.

Применение оружия для защиты своего дома и имущества

В качестве огнестрельного оружия для обороны вашей квартиры или частного дома можно выбрать два варианта:

  1. Травматическое оружие;
  2. Охотничье оружие.

Если с первым вариантом всё более или менее понятно, то второй нужно рассмотреть более подробно. Так как в России множество охотников, глупо было бы им покупать для защиты своего имущества ещё и травматический пистолет. Тем более, что убойная сила гладкоствольного ружья не идёт ни в какое сравнение с мощностью травматического оружия.

Лучшим вариантом использования ружья при защите от грабителей будет вариант бескровный. Постарайтесь просто держать преступника на мушке до приезда полиции. Можно для демонстрации своей серьёзности выстрелить поверх его головы (так и полиция приедет быстрее, и соседей разбудите). Если преступник ведёт себя непредсказуемо и пытается бежать или ждёт момента, чтобы напасть на вас, лучше позволить ему уйти, чем стрелять на поражение. Это убережёт вас от проблем с превышением мер необходимой самообороны.

Применение стрелкового оружия в России – тема достаточно скользкая. Гражданским лицам рекомендуется применять огнестрел лишь в самых крайних случаях, когда угроза жизни очевидна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

9226 11.03.2019 5 мин.

Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.

Когда можно применять

Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».

Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение и наличие . О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по .

Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.

Использование оружия

Сотрудником полиции

Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:

    1. С целью защиты мирных граждан во время нападения, небезопасного для жизни. Таковым считается воздействие, которое при беспрепятственном продолжении приведет к тяжелым увечьям или смерти человека.
    2. Если осуществляется нападение на правоохранителя, появляется угроза его здоровью и жизни, налицо попытка завладеть табельным оружием.

Смотрите видео:

  1. Если злоумышленник пытается завладеть служебным автомобилем полиции или же иной техникой, стоящей на вооружении в органах правопорядка.
  2. Если человек отказывается от законных требований правоохранителей сдать оружие, боевые комплекты, взрывчатые и радиоактивные вещества, находящиеся с ним, оказывает активное сопротивление (замахивается боеприпасами, разбрасывает ядовитые вещества), выполняет действия, предоставляющие реальную угрозу для находящихся рядом лиц.
  3. С целью освобождения заложников. Полицейский может применить оружие исключительно против граждан, которые могут нанести физический вред или причинить смерть заложникам. Против лиц, которые причастны к преступлению, однако физического вреда потерпевшим нанести не могут, оружие не применяется.
  4. При необходимости задержать злоумышленника, во время совершения им преступления тяжкой степени против здоровья, жизни и чужого имущества. При этом подозреваемый пытается сбежать с места преступления. Полицейский должен лично увидеть факт противоправных действий, видеть, что деяние может быть продолжено, а злоумышленник пытается скрыться или оказывает сопротивление. Если же полицейского позвали свидетели, и они утверждают о совершенном преступлении, то применение оружия не допускается, поскольку лицо может оказаться непричастно к указанным деяниям.
  5. Если требуется отбить вооруженное нападение, а также штурмовое нападение группы злоумышленников на государственные помещения, различные общественные заведения, организации и частное жилье.
  6. Чтобы пресечь побег задержанного гражданина.
  7. Лица, помещенного под стражу.
  8. Гражданина, осужденного к определенному сроку лишения свободы.
  9. Чтобы пресечь попытки освобождения силой таких граждан.

Сотрудниками МВД

Страж порядка может использовать табельное оружие (например ) при возникновении таких ситуаций:

  1. Когда нужно остановить транспортное средство (движущееся) путем его механического повреждения, если гражданин своими действиями создает опасную обстановку для окружающих граждан, однако не реагирует на множественные требования полицейского остановиться.
  2. Чтобы обезвредить животное, которое угрожает жизни граждан.
  3. Для подачи срочных сигналов опасности, выполнения предупредительного сигнала, чтобы позвать на помощь.
  4. Чтобы разрушить запирающие конструкции (различные устройства и их элементы), которые препятствуют проникновению полицейского на законных основаниях внутрь жилого или любого другого помещения.

Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.

При проникновение в различные помещения

Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:

  1. Для спасения человеческой жизни или гражданского имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций, а во время массовых беспорядков, для обеспечения и контроля безопасности рядовых граждан.
  2. Для задержания граждан, которые по подозрению полицейского, совершили противоправные деяния.
  3. В целях пресечь готовящееся противозаконное деяние.
  4. Чтобы выяснить все обстоятельства несчастного случая.

О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.

Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.

Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение, в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.

В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.

Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.

Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.

Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте .

Беликин В.В.д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки

Зарыпов В.З.
старший преподаватель кафедры профессиональной, служебной ифизической подготовки
Академии управления МВД России

Косиковский А.Р.к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия.

Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств самыми жесткими являются право на применение огнестрельного оружия.

С одной стороны, эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации, прав граждан и сопряженных с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства зашиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон, и обеспечения безопасности личности. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.

Федеральный закон «О полиции» предоставляет право сотруднику полиции лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  • для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении)полиции;
  • для освобождения заложников;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В юридической литературе применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения.

В соответствии с принятой в науке административного права классификацией мер административного принуждения, в основу которой положен способ и цели обеспечения правопорядка, применение оружия отнесено к мерам административного пресечения.

Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации. В зависимости от конкретной ситуации в качестве непосредственной цели может быть и недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности.

Данные меры используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности лишь уполномоченными на то субъектами административной власти (в том числе полицией), что является результатом проявления их государственно-властных полномочий.

Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения. Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя с целью их прекращения. В результате посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к выполнению определенных обязанностей. Перечисленные признаки являются общими для всех мер данной группы. Они в полной мере относятся к применению огнестрельного оружия, что и позволило ученымадминистративистам отнести данную меру воздействия к мерам административного пресечения.

Вместе с тем применение административного принуждения главным образом связывают с совершением административного проступка, поскольку это присуще большинству мер административного принуждения. Особенность же применения огнестрельного оружия, в отличие от других мер административного пресечения, состоит в том, что использование данной меры, как правило, связано не с совершением административного проступка, а обусловлено необходимостью прекращения только таких деяний, которые по степени общественной опасности квалифицируются как преступления. В связи с этим в литературе встречаются различные суждения по поводу отраслевой принадлежности рассматриваемой меры.

Так, одни авторы считают, что применение огнестрельного оружия является мерой уголовно-правовой, поскольку оно направлено на пресечение преступления, а не административного правонарушения. Другие утверждают, что применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения, поскольку огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и причем, тяжкое преступление. Ряд авторов, исходя из того, что применение оружия в качестве меры пресечения допустимо лишь в отношении особо опасных преступников, делают вывод о том, что применение оружия не может быть признано мерой административного пресечения, а должно быть отнесено к мерам уголовно-процессуального характера.

Поддерживая в целом позицию ученых-административистов, подвергающих критике подобного рода точки зрения и обосновывающих принадлежность применения огнестрельного оружия к мерам административного принуждения, считается, что для того, чтобы правильно определить отраслевую принадлежность рассматриваемой меры воздействия, необходимо более четко уяснить характер тех общественных отношений, которые складываются в момент применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, то есть правовую природу данной меры.

Прежде всего, следует отметить, что результаты научных исследований ученых-административистов по проблемам административного принуждения убедительно доказывают необходимость его применения не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении особых условий, либо для предупреждения и пресечения преступлений.

Специфика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как и других мер административного пресечения, состоит в том, что его применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий.

В соответствии с установленными законом случаями, огнестрельное оружие сотрудники полиции имеют право применять лишь тогда, когда необходимо обеспечить немедленную реакцию на совершаемые общественно опасные и, как правило, противоправные действия. Однако подобные действия не всегда являются уголовно наказуемыми (например, действия водителя транспортного средства, создающего опасность для жизни и здоровья людей и отказывающегося остановиться на неоднократные законные требования сотрудника полиции, действия невменяемого лица, либо совершенные лицом, не достигшим соответствующего возраста, непосредственно угрожающие жизни и здоровью граждан)

Основания применения огнестрельного оружия, то есть юридические факты, с которыми законодатель связывает возможность его применения, заключают в себе признаки наиболее опасных и достаточно часто встречающихся на практике ситуаций, которые одновременно могут выступать в качестве элементов, характеризующих объективную сторону тяжких и особо тяжких преступлений, а также иных опасных действий, влекущих нарушение субъективных прав граждан и (или) интересов государства.

Особенность складывающихся на основе данных юридических фактов правоотношений заключается в том, что они возникают в связи с необходимостью прекращения только наличного и действительного общественно опасного посягательства либо события. Содержание данных правоотношений состоит в совершении должностным лицом защитных действий в момент, когда возникает реальная угроза либо происходит вредоносное вторжение в сферу охраняемых законом общественных отношений. Защитные действия могут совершаться не только сотрудниками полиции, но и самими гражданами, которые подвергаются нападению либо оказались на месте совершения противоправных действий. Правовой основой таких действий для граждан является законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника.

В отличие от граждан, действия сотрудников полиции, для которых пресечение различных по характеру противоправных действий входит в число их профессиональных обязанностей, получили в законе более подробную регламентацию. Полномочия по использованию имеющегося на вооружении полиции огнестрельного оружия изложены ст. 23 Закона РФ «О полиции», а в ст. 18 этого закона закреплены меры принуждения, применяемые сотрудниками полиции в качестве средств и способов необходимой обороны, задержания правонарушителей, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего способны самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная охранительная реакция.

Именно первой помощью и исчерпывается назначение данной группы мер, в том числе таких, как применение огнестрельного оружия. Поэтому правовая природа применения огнестрельного оружия состоит в том, что данные меры воздействия применяются сотрудниками полиции при возникновении состояния необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.

Таким образом, применение огнестрельного оружия, исходя из их правовой природы и назначения, относятся к мерам специального административного пресечения (защиты), а в зависимости от способа осуществления являются правомерными насильственными способами воздействия на лицо, совершающее общественно опасное деяние, транспортное средство или животное (непосредственным принуждением).

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление сотруднику полиции и нападение на него, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых полицейскому могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Закон РФ «О полиции» расширяет право сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:

  • для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции»;
  • для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции предоставляется право применять служебное огнестрельное оружие нового вида - огнестрельное оружие ограниченного поражения.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения - это пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения сотрудник полиции имеет право во всех ранее перечисленных случаях применения огнестрельного оружия, а также:

  • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Федеральным законом «О полиции» сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Вооруженный сотрудник полиции, в соответствии с ФЗ «О полиции», при выполнении функциональных обязанностей в целях соблюдения гарантий личной безопасности имеет право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность к немедленному применению, в случае возникновения оснований для его применения.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, статьи 20, 22, 25 гл. 2).

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011г., № 28. ст. 15.

3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 апреля 2011 г. № 75.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 2009. С. 74.

5. Административное Право: Учебник /Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. С 304; Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное «право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

6. Административное Право: Учебник / Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009. С. 304; Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

8. Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. - М., 2008. С.71.

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то , регулируется эта мера пресечения в основном , ее принято относить к .

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде федеральных законов. В некоторых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При этом применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.

Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В ст. 16 Закона РФ «О полиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для применения оружия. При этом попытка лица, держащего в руках обнаженное огнестрельное оружие, приблизиться к сотруднику полиции, сократив указанное им расстояние, или попытка задерживаемого лица прикоснуться к оружию сотрудника полиции дают ему право применить огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского или дипломатического иммунитета, служебного положения и иных обстоятельств. Однако запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, также несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции (кроме случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления; совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей; значительного скоплении людей, когда от стрельбы могут пострадать посторонние лица).

Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера административного пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. Поэтому в данном случае указаны дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник полиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или но месту нахождения. К сожалению, из Закона РФ «О полиции» непонятно, должен сотрудник полиции сообщать рапортом начальнику органа внутренних лел только о применении огнестрельного оружия или также о его использовании.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!