Это жизнь - портал для женщин

Молодежные неформальные группы в россии. Молодежь как социальная группа: что с ней происходит

Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально.

Молодежь является такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Духовные ценности молодежи, ее взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы.

Молодежь составляет почти четверть населения республики это существенная часть избирательного корпуса, значительная часть трудового потенциала страны.

Молодежные проблемы существуют в любом обществе, они имеют под собой два очень важных основания. С одной стороны, они являются отражением всех тех процессов, которые происходят в обществе. С другой – молодежные проблемы в значительной степени обусловлены особенностями молодежи как социально-демографической группы общества.

Молодежная проблема включает в себя множество граней, аспектов. Проблемы молодежной социализации, политической, экономической, культурной, проблемы установления нормальных отношений с иными социальными группами, проблемы молодой семьи, образования, досуга, здоровья, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, адекватной потребностям национальной экономики, – это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединяются в единую молодежную проблематику любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост проявлений отклоняющегося поведения и молодежной преступности, конфликтов между поколениями.

Молодежь – это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если ей не будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества. Прежде всего, она нуждается в гарантиях приобретения знаний, соответствующих общественным потребностям, профессиональной подготовки, возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь, создания условий для образования семьи.



Молодежь как социальная группа отличается тем, что она испытывает серьезные трудности на этапе жизненного старта, в первую очередь, с трудоустройством, у молодежи острее стоят жилищные и материальные проблемы. На современном этапе усложнились проблемы психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы вовлечения молодежи в систему социальных взаимосвязей.

Во многих международных документах, докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира молодежь является наиболее уязвимой группой общества.

Молодежь как социально-демографическая группа имеет целый ряд отличительных особенностей.

Она является наиболее подвижной частью общества, группой, наиболее восприимчивой к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире. Но молодежи присущи черты маргинальности. Она легче поддается манипулированию, в ней не сформированы устойчивые представления и убеждения, еще затруднена политическая и социальная ориентация. В политической культуре молодежи значительную роль играют элементы «субкультуры», «контркультуры», или «культуры протеста».

Молодежь как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30–31 года. Именно на эти годы приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии; начало трудовой деятельности; вступление в брак, рождение детей.

Молодежь – это специфическая социально-демографическая общественная группа, имеющая общие социально-психологические особенности и ориентации, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества.

Но в то же время молодежь – это такая социально-демографическая группа, которая является внутренне дифференцированной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловлены определенным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества, особенностями социализации молодежи.

Социально-психологические особенности молодежи, ее социальные и политические ценности обусловливаются не только уровнем социально-экономического, культурного развития, но и уровнем политического развития общества.

Все политические институты государства влияют на политическое поведение граждан, стремятся контролировать его с помощью специальных механизмов. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству типа поведения, лояльного к данной политической системе, к данным политическим ценностям и нормам.

Возникает закономерный вопрос: как молодежь вовлекается в политику; как овладевает теми или иными политическими ролями; как формируются ее политические ценности и убеждения; ведь человек не рождается ни с коммунистическими, ни с фашистскими убеждениями.

И ученые, и политики-практики утверждают, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, политических и правовых нормах, нормах политического поведения.

Политическая наука определяет политическую социализацию как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которые позволят ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта.

Политическая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей. Понятие «политическая социализация» шире, чем понятие «политическое воспитание» и «политическое просвещение», ибо включает в себя не только целенаправленное воздействие государственной идеологии, но и стихийное влияние, собственную политическую активность индивида.

В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Этот процесс называется первичной социализацией. На этом этапе происходит первоначальное восприятие человеком политических категорий, формирование индивидуального отношения к явлениям политической жизни.

Процесс политической социализации продолжается в течение всей жизни, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома. Происходит постоянное накопление опыта, так как человек участвует в течение своей жизни во многих политических событиях, организациях, движениях. Он может не только обретать, но и утрачивать определенные представления, взгляды, ценности.

В процессе политической социализации участвуют многие субъекты, влияние которых обеспечивает определенные политические ориентации граждан, их политическое поведение, ценностные ориентиры. Прежде всего, это институты государственной власти.

Значительную роль выполняют политические партии . Наряду с государством они формируют у граждан отношение к партиям, к партийной системе, представление об отношениях между государством и политическими партиями. Политическим партиям принадлежит особая роль в воспитании политических лидеров и в политическом просвещении общества.

В числе субъектов политической социализации необходимо отметить общественные организации. Они активно участвуют и в политической жизни, и в формировании основных моделей политического поведения, политического сознания граждан.

Все более заметную роль в процессе политической социализации молодежи играют средства массовой информации . В условиях НТР их влияние стало особенно значительным.

В странах с развитой рыночной экономикой существенное влияние на общество и его политическую культуру оказывают деловая община, мир бизнеса .

Важным субъектом, участвующим в формировании политической культуры, являются: академическая община; научно-техническая интеллигенция; культурная элита общества.

Результатом политической социализации являетсяопределенная структура личности, в которой политические ценности и цели становятся устойчивыми и работающими элементами.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. В таких условиях происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. Складываются деформированные представления об обществе и общественных отношениях, которые могут приобрести устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис.

В таких условиях молодые люди теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда игра идет "без правил", нарушается его интеграция и стабильность.

В современном обществе есть определенные особенности во взаимодействии поколений в процессе политической социализации. Изменились роль и влияние традиционных ценностей. Научно-техническая революция, стремительный рост средств массовой информации, вовлечение в политику многих слоев общества приводят к тому, что часто опыт старых поколений остается невостребованным, а иногда и непригодным. Новые социальные и политические явления неоднозначно влияют на ценностные ориентации молодежи.

На современном этапе развития белорусского общества существуют серьезные проблемы в молодежной среде, обусловленные многими причинами, в том числе становлением новых для нашей республики социально-экономических и политических отношений: рынка и демократии .

Особенности современного этапа в развитии нашего государства осложняют процессы социализации молодежи, в молодежной среде идут процессы не только социализации, но и ресоциализации.

В условиях социализма иначе решались не только проблемы занятости, но и многие другие проблемы. Сегодня взаимоотношения в обществе приобретают иной характер, новые процессы происходят в политике, экономике, на рынке труда, в сфере образования, в семье.

В настоящее время наша страна не располагает достаточными материальными и финансовыми ресурсами, чтобы решить все существующие в обществе экономические и социальные проблемы в здравоохранении, образовании и культуре – в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физического формирования молодого поколения.

В сложном положении находится молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизические проблемы. Наблюдается рост социального сиротства. Имеет место такие проблемы, как рост безнадзорности, бродяжничества, суицидов, жестокости и насилия.

Имеет место процесс десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодежи. Происходит «омолаживание» преступности, растет потребление наркотиков в молодежной среде. Серьезную проблему для общества представляет молодежная безработица. Все это ведет к сокращению участвующих в экономической и социально-политической жизни, росту социальной пассивности части молодежи.

Социальное и политическое становление молодого поколения всегда было связано с серьезными трудностями. Особенно сильно это явление проявилась на рубеже XX-XXI веков. Конфликты и противоречия современного мира затрудняют процессы политической и общественной социализации молодежи. Возрастает необходимость в усилении государственного влияния на процессы формирования молодого поколения.

Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью и социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности, важнейшим направлением формирования государственной идеи.

Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики являются:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.3. Молодежь как социальная группа

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Основные проблемы молодежи

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Молодёжь Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Золотая молодежь С французского: Jeunesse doree. Буквально: Позолоченная молодежь.В свое время Жан Жак Руссо в своем романе «Новая Элоиза» (1761) писал о «позолоченных людях» (hommes dores), то есть о знатных, состоятельных господах, одетых в расшитые золотом камзолы. В эпоху Великой

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

Молодежь - барометр общества Слова знаменитого русского врача, основоположника военно-полевой хирургии и активного борца с сословными предрассудками в области образования Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Цитируется как напоминание о том, что о нравственном здоровье

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

молодежь солдаты первых шести месяцев службы А теперь, молодежь, слушайте сюда, - он стряхнул пепел прямо на сияющий пол. - На чужих не работать. Выполнять приказы только своих. Если кто-то захочет вас припахать, пусть обращается ко мне. автора Томчин Александр

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).Семья возникла в конце первобытнообщинного строя

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

8.12. Молодежь - какая она и чем интересуется? В привокзальном районе крупного города на улице к вам может подойти юное создание с взъерошенными фиолетовыми волосами и затуманенным взором и попросить у вас немного денег - на наркотики. Кое-кто из подростков не может найти

Из книги автора

Осторожно: молодежь Из бюллетеня конгресса врачей-наркологов: «В России формируется молодежная наркотическая культура со своими центрами - дискотеками. Эта молодежная субкультура активно поддерживается средствами массовой информации, пропагандирующими рэйв как

Из книги автора

Глава 12 Группа советских войск в Германии – Западная группа войск в 1945-1994

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Под возрастными границами молодежным в России (по данным Росстата) принято считать интервал от 15 до 29 лет. Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

  • Младшая группа и подростки, как правило, с 15 до 18 лет (учащиеся) – находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
  • Средняя группа: молодежь до 24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
  • Старшая группа: молодые взрослые 25-29 лет – это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Согласно данным Росстата на 2014 г., молодежь в возрасте от 15 до 19 лет составляла 6 млн 956 тыс. (4,8 %), в возрасте от 20 до 24 лет – 9 млн 971 тыс. (6,9 %), в возрасте от 25 до 29 лет – 12 млн 522 тыс. (8,7 %) человек. В совокупности доля молодежи в населении России составляет 20,4 % или 29 млн 449 тыс. человек.

В качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко считается образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина – это уже, как бы, не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».

Молодежь социально неоднородна, и различные ее группы (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская молодежь) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять-шесть лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Возраст молодого ученого, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.

Молодость – это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и круг общения.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека – время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и, особенно, пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

Государство заинтересовано в социально активной и, в то же время, неконфликтной молодежи. Именно поэтому в каждой стране вырабатывается особая молодежная политика. Значимость ее объясняется тем, что от устремлений и настроения молодежи зависит будущее страны. В современной России уделяется особое внимание молодежи, что находит отражение в государственных документах и конкретных практических мерах. В частности, в Концепции государственной молодежной политики РФ зафиксирована «необходимость особой политики в отношении молодежи. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, не заменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге – за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые».

Молодежь в нашей стране разделяет с взрослым населением страны ответственность за настоящее и будущее государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России. Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Именно поэтому государственная молодежная политика в РФ призвана обеспечить:

стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!