Это жизнь - портал для женщин

Что входит в места общего пользования. Места общего пользования: определение, как они определяются в нормативно-правовых актах

Консультант ЖКХ Полезные статьи о ЖКХ 20.02.2019 11.11.2019

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме , и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются .

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений , которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354 , так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений . Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения , то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения , то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома , соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

У любого нормального человека вид грязи вызывает отрицательные эмоции, тем более чистота напрямую влияет на здоровье его организма.

В своих собственных квартирах люди самостоятельно следят за порядком, могут создавать чистоту и уют хоть каждый день.

В подъездах уборка и содержание входит в , которая обслуживает многоквартирный дом.

Это требование прописано в Жилищном Кодексе в 36 статье . Ниже подробно описываются нормы содержания лестничных площадок в порядке.

Определение понятий и законодательное регулирование вопроса

Закон не предусматривает наличие уборщицы для каждого отдельного подъезда. Она может убирать от трех до десяти объектов сразу. Если жилищно-коммунальное хозяйство совсем не предоставляет подобных специалистов, значит оно нарушает законодательные нормы.

Согласно Постановлению Госстроя Российской Федерации 170 , утвержденного с 27 сентября 2003 года, убирать лестничные клетки должны сотрудники управляющей компании. Допускается также заключать соглашения с подрядными организациями. В соответствии с Постановлением Правительства по 290 статье , принятой третьего апреля 2013 года, а также ГОСТом о жилищно-коммунальных обязанностях и услугах производится уборка на лестничных площадках назначенными лицами. Осуществляя профессиональные обязанности, они руководствуются правилами из перечисленных документов.

Обязательная уборка в подъездах многоквартирного жилого комплекса производится согласно законодательству Правительства от двадцатого апреля 2013 года. Отображение графика подобного процесса присутствует в приложение к договорному соглашению с жилищным управлением.

Правила наведения порядка

Из 36 раздела Жилищного Кодекса следует, общее имущество многоквартирного дома состоит из лифтов, коридоров, площадок, чердаков, технических этажей, лестниц, подвалов и других помещений, расположенных в данном сооружении.

Согласно Постановлению Правительства 290 управляющая компания несет ответственность за выполнение минимального количества разнообразных действий, связанных с содержанием дома в чистоте и обеспечением приемлемого образа каждому подъезду.

В этом же пункте отмечены положения, по которым очищение и влажная уборка производятся для следующих участков:

  • коридоров и тамбуров;
  • подоконников, лифтов, решеток окон и приямков;
  • шкафов и дверц к электрическим щиткам;
  • ящиков для корреспонденции и лестничных площадок.

Уборка подъездов, соответствующая всем законодательным нормам, – это обязанность . Следовательно, внесенные денежные средства жильцов за его ремонт и содержание направляются в эту организацию.

Периодичность осуществления

По общим техническим условиям ГОСТа Российской Федерации 51617-2000 о жилищных и коммунальных услугах, уборщица должна выполнять следующие работы:

Ответственные за поддержание чистоты

В соответствии с Постановлением Правительства в обязанности всех коммунальных служб входит содержать должным образом несущие конструкции жилого здания, оборудование, инженерные и технические системы.

Из двадцать третьего пункта можно четко выделить действия , связанные с содержанием помещения, расположенном в многоквартирном сооружении. К ним относится:

  • осуществление влажной и сухой уборки в холлах, тамбурах, галереях, коридорах, кабинах и площадках лифта, пандусах, ступенях лестниц;
  • протирание пыли, которая покрывает решетки окон, подоконники, лестничные перила, шкафы электрических счетчиков, почтовые ящики, слаботочные устройства, дверные полотна, коробки и ручки, доводчики;
  • очищение оконных стекол;
  • удаление грязи с защитных приспособлений. Как правило, это металлические решетки, покрытия ячеек, приямки, текстильные маты.

Конфликтные ситуации и методы их разрешения

На сегодняшний момент очень часто жители квартир сталкиваются с плохим качеством уборки в подъездах. Многие жалуются на плохое состояние лестничных маршей из-за заметного слоя грязи либо пыли на них, мусора, паутин, окружающих надписей, в том числе и на стенах. Очевидно, данные ситуации возникают из-за нерегулярного наведения порядка в подъездах.

Далеко не все могут молча реагировать на подобное положение вещей, поэтому они стараются отстоять собственные права. Можно долго возмущаться, надеясь на перемены к лучшему, но самый действующий способ - это обратиться в жилищно-коммунальную службу или управляющую организацию, обслуживающие соответствующее жилое здание. Данные компании обязаны дать консультации по поддержке чистоты в помещениях, ведь в оплату коммунальных услуг входит уборка подъездов, принадлежащих определенному дому. Недовольным жителям должна быть оказана квалифицированная консультация специалиста.

Жильцы в праве направить письменную претензию в виде , по поводу грязного состояния лестничных клеток либо подъездов. Подобный документ составляется в любой форме с указанием требований. Сотрудники управляющей компании либо жилищно-коммунального хозяйства обязаны предоставить ряд необходимых разъяснений по оформлению заявления.

Конфликты могут быть связаны с работой уборщиц в подъездах. Все жалобы по невыполнению стоящих перед ними задач, нарушению законов по обслуживанию лестничных площадок, а также отсутствию работника на месте его деятельности подаются руководящим лицам управляющей компании по месту жительства. Они, в свою очередь, должны принять меры по отношению к нерадивому сотруднику, в том числе за дальнейшее халатное отношение к своей работе его снимут с должности.

Компания по управлению жилым строением обязана направить специальную комиссию , в целях произвести оценку, насколько качественно были произведены работы по поддержанию чистоты в подъездах.

Если компания по обслуживанию многоквартирных домов не предпринимает никакие меры по поступившей жалобе от собственников, то они имеют полное право направить в следующие организации :

  • Федеральная служба Роспотребнадзор;
  • прокуратура;
  • городская и районная администрация.

Срок рассмотрения направленных жалоб составляет не более одного месяца с момента их поступления. Если заявление не терпит отлагательств, период рассмотрения уменьшается до одного либо пяти дней.

Таким образом, поддержание чистоты в подъездах зданий, имеющих большое число квартир, – это обязательная норма законодательства, утвержденная двадцатого апреля 2013 года. При заключении договорного соглашения с УК, обслуживающей многоквартирный дом, к нему обязательно прилагается порядок работ по выполнению уборки. Данная организация ответственна за исполнение оказания подобной услуги перед собственниками жилых помещений.

О правилах оказания услуг по наведению чистоты в многоквартирных домах управляющими компаниями рассказано в следующем видеосюжете:

В последнее время нередко встает вопрос о понятии «нежилых помещений » в многоквартирных домах. Зачастую их путают его с помещениями, которые входят в состав общего имущества, или с местами общего пользования. В связи с этим вопросов о расчетах размера платы за коммунальные услуги только прибавляется.

Итак, разберемся, что такое «нежилые помещения », и как для них должна рассчитываться плата за коммунальные услуги.

Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту Правила) нежилым помещением в многоквартирном доме признается помещение, которое не является жилым помещением (квартирой) и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (подъезды, подвалы, лифты, лестничные клетки, чердаки и т.д.).

Условно, под нежилыми помещениями можно понимать коммерческие помещения (магазины, кафе, парикмахерские, аптеки, которые расположены в доме и, соответственно, являются его неотъемлемой частью).

У нежилого помещения также как и у жилого должен быть собственник (т.е. на него должно быть оформлено соответствующее свидетельство о регистрации права собственности).

Кроме того, собственники нежилых помещений обладают такими же правами и обязанностями, как и собственники жилых помещений, а это означает, что расчет размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. на общедомовые нужды) производится для них на общих основаниях, согласно занимаемой площади, показаниям индивидуальных приборов учета, либо по объемам, выявленным расчетным способом.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги, указанных в Правилах применяется такое понятие как общая площадь всех жилых и нежилых помещений , т.е. используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений. Важно отметить , что помещения общего пользования , которые входят в состав общего имущества, в данную площадь не включаются .

На сегодняшний день, правильное определение площади стало актуальным в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, поскольку в тех домах, где данных приборов нет, неважно какую площадь составляют коммерческие организации, занимающие первые этажи, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая площадь помещения и иные параметры.

В случае если в доме все же установлен общедомовой прибор учета, важно учитывать все помещения, поскольку если не брать в расчет нежилые помещения, то данные расходы будут возложены на собственников и нанимателей квартир.

Все чаще встречаются случаи, когда помещения, входящие в состав общего имущества (подвалы, цоколи и т.д.) приобретают статус нежилых помещений. В подобных случаях порядок расчета размера платы за коммунальные услуги может принять 2 кардинально противоположные формы :

1) если помещение, входящее в состав общего имущества (подвал, цоколь и т.д.) юридически оформлено как нежилое (т.е. на него выдано свидетельство о регистрации права собственности), то расчет будет производиться как для нежилых помещений;

2) если же данное помещение не зарегистрировано как нежилое, то данное помещения будет относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, и в данном случае плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на всех собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений этого дома, пропорционально занимаемой площади.

Таким образом , в тех многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо точно знать, на каком основании занимаются данные помещения, и каким образом для них производится расчет платы за коммунальные услуги.

Собственникам жилья на заметку :

Согласно подпункту р) пункта 31 Правил в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому, при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги, потребителям коммунальных услуг необходимо своевременно обращаться к исполнителю за соответствующими разъяснениями.

Только потребительский контроль может заставить исполнителей добросовестно подходить к выполнению своих обязанностей.

Гл.юрист ИА «Малая Родина» В. Шашнов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!