Это жизнь - портал для женщин

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее

Понятие «справедливость» как требование соответствия деяния и воздаяния, прав и обязанностей, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём всегда выступало одной из главнейших ценностей человека.

При переходе с микро- на макроуровень это понятие трансформируется в категорию социальной справедливости, обозначающей фактическое соответствие общественных отношений представлениям о должном социальном порядке, обеспечивающем свободное развитие, достойный уровень и качество жизни всех граждан. Тем самым социальная справедливость предполагает не просто некий уровень потребления, а напрямую связана с реализацией идеала всесторонне развитой личности.

Главная задача социальной справедливости - это определение совокупности явлений в различных областях жизнедеятельности человека, которые смогут способствовать прогрессу личности и общества, а также создание адекватных условий для их осуществления, исходя из существующей социальной системы.

Кризис цивилизации, идентичности, этики, права нисколько не поколебал положения этой ценности в сознании личности и общества, а даже напротив, укрепил его. Справедливость (а не формальные негативные свободы или уравнительное распределение) - вот ценность, вокруг которой возможно объединение по меньшей мере 95% граждан России, в том случае, если их представления о конкретном выражении справедливости привести к «общему знаменателю». Синтез эгалитаристского и меритократического понимания справедливости предполагает обеспечение реального равенства возможностей, примерно равный доступ всех граждан к жизненно важным материальным и духовным ценностям и при этом дополнительные блага и льготы сообразно реальным заслугам (трудовым, военным, научным, спортивным), признаваемым большинством общества.

Понимая справедливость как с позиций личного эгоизма и групповых интересов, так и нравственных категорий, этнокультурных традиций, защиту справедливости индивид возлагал прежде всего на органы власти, видя именно в этой функции оправдание существования властных институтов, их метафизический смысл. Не удивительно, что концепт «справедливое государство» встречается еще в произведениях Платона. В связи с отрицательной аттестацией последствий английской буржуазной революции левеллеры противопоставляли справедливую республику республике О.Кромвеля. В ХVIII в. концепция справедливого государства, обосновывавшаяся ссылками на естественное и природное право, превратилась в важный постулат общественной мысли. Вскоре возникла и проблема вариаций понимания, его сведения либо к идее нравственности, либо права. Что касается практической политики, то здесь, как отмечает, Д.Н.Миронов, имеющиеся подходы можно свести к трем направлениям:

1. отвергающее справедливость, поскольку она уравнивает людей (Ф.Ницше);

2. оправдывающее принятый государственный порядок (тоталитарные режимы);

3. сводящее идею к социальному государству.

Ярким примером «западного» понимания государства справедливости является работа Д.Роулза «Теория справедливости», где предполагается равенство в отношении основных свобод, определяющих исходное положение человека в обществе, задающее условие его деятельности и неравенство в отношении возможных результатов этой деятельности. Однако здесь игнорируется классовый характер реальной власти, не прописаны механизмы обеспечения реального равенства возможностей; откровенно утопичным выглядит второй из исходных принципов, согласно которому социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех и б) доступ к положениям (статусам) и должностям был бы открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.

Так или иначе в ходе социальной практики стало ясно, что достижение социальной справедливости немыслимо вне официальной системы социальных обязанностей государства, реального выполнения им комплекса инвестиционных (развитие социальной инфраструктуры), защитных (сбережение человека от превратностей рыночной стихии) и расходно-перераспределительных функций.

Тема справедливости государственной власти «красной нитью» проходит через всю историю русской мысли, начиная с Киевского (Иларион, Даниил Заточник, Владимир Мономах) и Московского (Федор Карпов, Юрий Крижанич) периодов. Если в философии Европы осмысление проблем государства в основном обуславливается рационалистической парадигмой общегодных требований и системой либеральных ценностей, то в русской философской традиции, с её, как писал С.Л.Франк, стремлением «не только понять мир и жизнь, а… постичь главный нравственно-религиозный принцип мироздания, чтобы преобразить мир, очиститься и спастись», вопросы о сущности и формах государства были обусловлены историческим и религиозно-нравственным контекстом, проникнуты началами общей истины. В русской мысли государство никогда не выступало лишь политическим институтом и юридической категорией, но «деятельно нравственной» силой. Политика перестаёт быть изолированной от духовной жизни общества областью при условии, что в основе политики будет идея не внешнего устроения общества, а внутреннего совершенствования человека.

В XIX и начале ХХ в. (когда русский народ, по словам Н.А.Бердяева, «высказал себя в слове и мысли») вопросы государственного устройства занимали одно из основных мест в работах русских философов. Вся русская социально-философская и политическая мысль (консервативная, либеральная, социалистическая) «билась» над тем, как утвердить в обществе личностное начало, одновременно сохранив в нём начало национальное и государственное. Однако по-настоящему оригинально, глубоко и основательно подойти к решению поставленной проблемы удалось лишь тем мыслителям, кто восстановил идейную связь с концептуальным наследием допетровской Руси, синтезировал православный и западный духовный опыт и сформулировал Русскую идею, поместив либеральные доктрины естественного права, правового государства, а также классические философские системы (Канта, Гегеля и др.) в её контекст, переведя их из области отвлеченной логики в область человеческой истории.

Все, кто видел миссию России в реализации модели свободной нравственной гармонии личности, общества и государства и её ненасильственном распространении в мире (славянофилы, Вл.Соловьев, Л.А.Тихомиров и др., в эмиграции - евразийцы и И.А.Ильин), сходились в представлении о том, что государство обязано улучшать не только материальные, но и духовные условия человеческого существования и содействовать свободному развитию всех человеческих сил и возможностей. При этом едины русские мыслители были и в понимании того, что правильное (справедливое, нравственное) государство - это государство сильное, в котором право подчинено морали, его надежным фундаментом выступает твердый нравственный стержень такой личности, для которой приоритет соборного целого стоит на первом месте.

Поэтому правы те, кто отмечает, что проблема социальной справедливости предполагает рассмотрение её национальной ипостаси как одной из приоритетных задач по возрождению России с учетом специфики русской традиции. Анализ трудов русских православных мыслителей и теоретиков русского революционного народничества как наиболее ярких выразителей русской традиции, показал, что, несмотря на противоположность их исходных мировоззренческих принципов, существует определённое сходство позиций верующих и атеистов, материалистов и идеалистов в решении проблемы социальной справедливости, особенно в переломные моменты развития российского общества.

По мнению Л.Вознесенского, социальная справедливость как национальная идея (правильнее, на наш взгляд, как часть идеологии, вытекающей из национальной идеи) несёт в себе целый ряд преимуществ:

1. является достаточно общей для выполнения объединительной функции и вместе с тем достаточно конкретной для понимания её смысла каждым человеком независимо от уровня его образованности;

2. позволяет сторонникам разных политических течений сблизить их идейные позиции;

3. даёт обществу представление о генеральном направлении его развития, высшей цели исторического движения;

4. является критерием, позволяющим объективно оценить темп общественного развития и уровень достигнутого;

5. выводит Россию на позицию морального лидера мира;

6. практически неуязвима для сколько-нибудь принципиальной критики, несет только конструктивное начало.

Таким образом, философию Русской идеи вполне корректно интерпретировать как проект справедливого нравственного государства. Что касается эволюции этого проекта, то в его рамках постепенно наметился переход от сугубо религиозных оснований рассмотрения проблемы к позициям светской духовности, представлениям о том, что борьба добра и зла становится объективной реальностью в рамках общественного, прежде всего политического, бытия и сознания. В условиях теоретической противоречивости и неоднозначности практических результатов воплощения моделей либерального правового, либерального социального и социалистического государства автор (вслед за позицией Центра научной политической мысли и идеологии) разделяет подход о необходимости их синтеза в рамках концепции нравственного государства. Органическая связь концептов «справедливость» и «нравственность» делает необходимым рассмотрение нравственного государства как справедливого государства. В этом и состоит ключевое направление развития теории и проекта нравственного государства на сегодняшний день.

Выделив и раскрыв некоторое время назад 7 концептуальных положений идеологии нравственного государства, автор 3-м из них определил социальную справедливость, не сводящуюся к примитивной уравнительности.

В постсоветской России рассмотрением вопросов, связанных с тематикой справедливости как в идеале имманентного качества государства (в основном - анализом проблемы в истории мировой и русской мысли, а также представлениями о ней в общественном сознании) занимались В.И.Хайруллин, С.Ф.Мазурин, В.Л.Римский, М.Ю.Пахалов и др. Стоит специально выделить ранее приведенную статью Д.Н.Миронова, а также материал С.С.Иванова.

Д.Н.Миронов как теоретик государства и права, пусть и с позиций юридического либерализма, дает следующее определение: «Справедливое государство - это государство, к которому население выражает доверие, поддерживает управление, осуществляемое им, и позитивно оценивает деятельность государственной власти в интересах общего блага». При этом доверие к государству связано с принципом справедливости, нравственностью, идеями и ценностями общества, интеллектуальным и волевым развитием личности. Конечно, по содержанию доверие населения к государству может быть инерционным (историческим), личностным (доверие к лидеру) и технологическим (итогом применения маркетинга).

В демократическом исполнении доверие (faith, confidence) является актом консенсуса, согласованным мнением дифференцированных общественных сил, коллективов, индивидов и общества. Система отношений, связанных с доверием к государству, базируется на интеллектуальной, морально-волевой, политико-правовой, эмоционально-поведенческой характеристиках индивида, коллектива и общества. Справедливое государство, выступая как часть механизма предупреждения отчуждения власти от общества, призвано защищать ее от зарождения и развития процесса, обозначаемого в науке как захват государства (State capture).

По мнению С.С.Иванова, основными сущностными признаками этического государства являются социальный характер государственности, осуществляющей публично-правовое регулирование экономики с целью обеспечения общественного благосостояния и социальной справедливости, а также оптимизация церковно-государственных отношений, регулируемых на основе принципа «симфонии властей». Утверждая детерминированность идеала этического, справедливого государства прежде всего христианскими теориями государственности, данный автор отмечает, что «справедливое (этическое) государство есть государство персоналистское, социальное, правовое, светское и федеративное, способное к формированию достойной политической элиты общества и в то же время к постоянному повышению правовой культуры общества посредством осуществления демократии участия - широкого привлечения граждан к делам общественного, производственного и государственного управления».

Средством обеспечения этического характера государства может стать формирование системы органов этической власти, сформированных на основе представительства научного сообщества, верующих и атеистов. Особенно важной представляется мысль Иванова о том, что немаловажную роль в процессе нравственного преобразования сущности государства может сыграть выработка направлений государственной политики, ориентированной на морально-политическую консолидацию общества посредством содействия формированию общенациональной идеи как своеобразного способа идеологической легитимации государственной власти, разновидности интегративной правовой идеологии, который представляет собой единство определённых духовно-нравственных и социальных ценностей, признанных обществом и положенных в основу права.

К сожалению, конкретных представлений о том, как должно выглядеть устроение страны, в которой реализована справедливость в современных условиях и в перспективе - на языке устройства всех институтов, функций, процедур, механизмов государства - пока не разработано.

По мнению С.С.Сулакшина, ясности нет, по крайней мере, по трем причинам:

1. Нераскрытость базовых понятий в конкретном контексте (при том, что у гуманитарных категорий есть свойство релятивизма: их смысл зависит от контекста приложения);

2. Склонность теоретиков и политиков к сведению потребностей человека к материальным, что не дает исторически и эволюционно динамичного решения - проекты реализации «захлебываются» в своем историческом развитии;

3. Практика государственного строительства «с колес», по наитию, в результате компромиссов и случайных движений.

Тем не менее, сравнительный анализ и синтез «наработок» отдельных авторов позволяет не только сделать вывод о невозможности рассмотрения проблемы достижения справедливости вне этического и национального контекста, только на формально-правовой основе и «голом» рационализме. Уже сейчас можно выделить несколько нормативных принципов организации справедливого государства, отталкиваясь от которых можно выстроить проект государственности и новую политическую идеологию как теоретическую основу программы партии нового типа (о необходимости которой столь много писалось в изданиях Центра Сулакшина на протяжении последних месяцев):

Официальное закрепление в Конституции и других правовых нормах приоритета классического перечня этических добродетелей и национальной идеи и придание им статуса главного источника правотворческой деятельности и государственного стратегического планирования.

Законодательное утверждение полного баланса прав и обязанностей (каждое новое право порождает обязанность и самоограничение). Жесткая правовая ответственность представителей госаппарата за должностные преступления, в т.ч. посредством детально прописанной процедуры общественного суда.

Обеспечение реального равенства возможностей участия граждан в занятии выборных должностей посредством строгого ограничения и фиксации размера средств, потраченных на это участие.

Формирование на федеральном и региональном уровнях ещё одной ветви власти - этической, с функцией публичного осуждения или одобрения социально значимых и «резонансных» решений и действий, их оценки на предмет соответствия социальной справедливости, этическим заповедям и национальной идее. Состав её органов должен формироваться только из представителей общественных организаций путем прямых общенародных выборов, при выработке чётких критериев допущения к этим выборам, прежде всего безупречной репутации и реальных заслуг перед обществом (вклад в общественную безопасность, защиту Отечества, в производство благ, в культуру, идеологию).

Активная роль государства как экономического субъекта в перераспределении на основе дифференцированного подхода к налогообложению, субсидиарных схем поддержки различных групп населения.

Способствование всестороннему - нравственному, интеллектуальному и физическому - развитию каждого гражданина. Власть должна сознательно формировать личность как субъекта политики и в какой-то степени судьи над политическим режимом. Формирование идеала гармонично развитой личности принципиально невозможно без комплексной систематической поддержки государством таких фундаментальных институтов, как семья, образование, литература и искусство в их традиционном/классическом виде.

Адекватное и полное информирование населения, обязанность говорить правду; законодательный запрет на использование технологий манипуляции сознанием, достижения управляемости системы путем «формируемого общественного мнения», атомизации, дезориентации, дезорганизации и деморализации личности и общества.

То обстоятельство, что большинство из представленного перечня принципов противоречит сущностным основам политических систем современного Востока (неустранимость традиционной (деспотической) и/или партийной диктатуры) и Запада (всевластие сверхгосударства, т. е. управленческого сообщества, состоящего из международной бюрократии, финансовой олигархии, элитарных клубов-лож, ТНК, тайных спецслужб, а также отказ от регулирующей роли морали, псевдодемократия как власть манипулятора вместо власти тирана), так или иначе вынуждает ставить вопрос о потенциале России. Имея в виду (к сведению циничных либеральных скептиков) не некую «богоизбранность», а содержание глубоко разработанной (но, увы, «неофициальной») национальной идеи, автор этих строк, как и в ряде других своих материалов, вновь повторяет: Россия, которая, учтя достижения и ошибки советского периода, отвергнув заблуждения либерального эксперимента, демонстрируя иной подход к базовому содержанию нравственности применительно к государственным структурам, т. е. официально объявив нравственную идею идеей государственной, смогла бы радикально сменить модель, выбранную в 1990-х, положила бы тем самым начало реализации нового мирового проекта - проекта Справедливости, Нравственности и Гармонии.

Шемшук Владимир - Этическое государство - читать книгу онлайн бесплатно

Владимир Шемшук

Этическое государство.

Прошлое, настоящее, будущее

Человек не может жить без веры, без чѐтких социальных ориентиров. Этические принципы,

вытекающие из народной философии и национальной морали, помогут помочь восстановить веру

российского человека, с которой тысячелетиями жила Россия.

Государством должны управлять духовные и высоконравственные люди. Без претворения в

жизнь этических норм невозможна эволюция человека и общества.

На основе исторического материала и современных представлений автор – доктор

философских наук Шемшук В.А. показал направление эволюции, привѐл примеры живых социальных

конструкций и сделал прогноз будущего развития России.

Предисловие

Во все времена и у всех народов находились люди, которые пытались понять, почему жизнь в

обществе такая неустроенная и в чѐм причина несчастий человека? Что только ни выдвигали они в

качестве первопричины бед и несчастий в обществе: торговлю, деньги, машинизацию производства,

«плохого царя», «дурные законы» и т.д. Казалось, что стоит только удалить источник бед,

мешающий людям жить и реализовывать себя, и общество достигнет благоденствия. Идеолог

анархизма князь П.А. Кропоткин, например, считал, что для того, чтобы общество процветало,

необходимо устранить государственную машину, предоставив людям на местах самим решать свои

проблемы. Один из основателей социалистического движения Вильгельм Вейтлинг полагал, что во

всѐм виновата частная собственность: достаточно еѐ отменить, и общество придѐт к благоденствию.

Другой социалист – Габриэль Мабли называл первопричиной всех общественных зол деньги и

предлагал перейти на натуральный обмен.

Но мы видим, что сегодняшнее устранение государства от решения острых проблем (чего

добивался П.А. Кропоткин) привело не к желаемой самоорганизации общества, а к организации

преступных элементов. Мы знаем, сколько было горя и слѐз во времена Французской, а затем и

русской революций, когда отменили частную собственность и начали отбирать у людей нажитое

ими имущество. За это ратовали социалисты, но это ни на сантиметр не приблизило людей к

всеобщему счастью. Мы знаем, что и другие эксперименты над обществом по устранению

первопричины социальных противоречий ни к чему не приводили. Движение в Англии по

уничтожению машин потерпело фиаско. Военный коммунизм в России, одной из целей которого

была ликвидация денег (о чѐм мечтал Мабли) и торговли, привел к массовому обнищанию. В том-то

и дело, что источник бед не в самих деньгах и машинах, торговле и собственности, ибо отмена их в

обществе не устраняет у людей стремления к ним. Источник бед – человеческие отношения в

обществе по поводу всех этих вещей, т.е. общественная мораль.

Реформисты и революционеры всех времѐн и народов направляли свои усилия на претворение в

жизнь законов, которые, по их представлениям, должны были привести общество к гармонии и

справедливости. Принятием закона они пытались создать идеальный общественный порядок, но

жизнь неизменно обманывала их ожидания. Почему же до сих пор никому не удалось установить в

Человек не может жить без веры, без чётких социальных ориентиров. Этические принципы, вытекающие из народной философии и национальной морали, помогут помочь восстановить веру российского человека, с которой тысячелетиями жила Россия.

Государством должны управлять духовные и высоконравственные люди. Без претворения в жизнь этических норм невозможна эволюция человека и общества.

На основе исторического материала и современных представлений автор – доктор философских наук Шемшук В.А. показал направление эволюции, привёл примеры живых социальных конструкций и сделал прогноз будущего развития России.

Предисловие

Во все времена и у всех народов находились люди, которые пытались понять, почему жизнь в обществе такая неустроенная и в чём причина несчастий человека? Что только ни выдвигали они в качестве первопричины бед и несчастий в обществе: торговлю, деньги, машинизацию производства, «плохого царя», «дурные законы» и т.д. Казалось, что стоит только удалить источник бед, мешающий людям жить и реализовывать себя, и общество достигнет благоденствия. Идеолог анархизма князь П.А. Кропоткин, например, считал, что для того, чтобы общество процветало, необходимо устранить государственную машину, предоставив людям на местах самим решать свои проблемы. Один из основателей социалистического движения Вильгельм Вейтлинг полагал, что во всём виновата частная собственность: достаточно её отменить, и общество придёт к благоденствию. Другой социалист – Габриэль Мабли называл первопричиной всех общественных зол деньги и предлагал перейти на натуральный обмен.

Но мы видим, что сегодняшнее устранение государства от решения острых проблем (чего добивался П.А. Кропоткин) привело не к желаемой самоорганизации общества, а к организации преступных элементов. Мы знаем, сколько было горя и слёз во времена Французской, а затем и русской революций, когда отменили частную собственность и начали отбирать у людей нажитое ими имущество. За это ратовали социалисты, но это ни на сантиметр не приблизило людей к всеобщему счастью. Мы знаем, что и другие эксперименты над обществом по устранению первопричины социальных противоречий ни к чему не приводили. Движение в Англии по уничтожению машин потерпело фиаско. Военный коммунизм в России, одной из целей которого была ликвидация денег (о чём мечтал Мабли) и торговли, привел к массовому обнищанию. В том-то и дело, что источник бед не в самих деньгах и машинах, торговле и собственности, ибо отмена их в обществе не устраняет у людей стремления к ним. Источник бед – человеческие отношения в обществе по поводу всех этих вещей, т.е. общественная мораль.

Реформисты и революционеры всех времён и народов направляли свои усилия на претворение в жизнь законов, которые, по их представлениям, должны были привести общество к гармонии и справедливости. Принятием закона они пытались создать идеальный общественный порядок, но жизнь неизменно обманывала их ожидания. Почему же до сих пор никому не удалось установить в государстве законы, способствующие всеобщему благоденствию? Ответ прост: общество – это динамическая (постоянно изменяющаяся) система, и новые условия её существования требуют новых законов. Если в обществе нет условий для их принятия или изменения старых, то возникают противоречия, выражающиеся в накоплении и всё большем усилении недовольства отдельных слоев населения, которое в итоге выльется в бунт, революцию, гражданскую войну. Но если в основу государственных законов положены этические принципы, то в обществе создаются условия для обязательного разрешения возникающих социальных противоречий, т.е. происходит общественное развитие – эволюция. Общественные проблемы должны решаться своевременно и независимо от того, кто стоит у власти: коммунисты, демократы или либералы. А для этого необходимо, чтобы в решении этих проблем принимали участие не только те, кто управляет, но и те, кем управляют. Пока сами граждане не начнут оказывать влияние на политику и принятие законов, будут существовать и «плохие цари», и «дурные законы».

Любая конституция, состоящая из конкретных законов, обречена на её несоблюдение именно из-за постоянно изменяющихся социальных условий. В конституции должны быть отражены только принципы и цели и дана возможность постоянной творческой работы над государственным устройством. Мы прекрасно понимаем, что создание условий для изменения общества не означает предотвращения его гибели от дурных законов, которые по недомыслию могут принять всем миром граждане страны. Должны быть чёткие ориентиры, что можно принимать, а что нельзя. Должно быть ясное представление, зачем государство нужно человеку. Если для того, чтобы копить богатство, то каким должно быть это богатство?

Начиная с XVII века, философы и экономисты спорили о том, что является источником богатства. Назывались различные его виды: торговля, плодородие почв, минеральные ресурсы, земельная рента, прибавочная стоимость, идеи. Но богатство – это не только всё перечисленное и не только то, что мы обычно понимаем под богатством: одежда, пища, утварь, жильё, но и знания, технологии, навыки, способности человека, моральные достижения. К особому виду богатств следует отнести возможность в любой момент приобрести любую необходимую вещь или сделать её, или взять её у кого-то для своей цели. Другими словами, богатством можно назвать то, что даёт возможность цивилизации выжить и добиться процветания. Под ценностью мы понимаем всё то, что способно производить богатства общества.

Гуманизм провозглашает главной ценностью и источником всех богатств – человека, потому что все реализуется посредством человека. Всё, что созидает человека, является богатством. А это прежде всего человеческие отношения (мораль). Именно они организуют общество, если строятся на живой мора ли (способствующей выживанию) или дезорганизуют его, если подчинены другой морали. И чем выше моральные принципы во взаимоотношениях людей, тем больше возможностей у члена общества реализовать себя, тем богаче становится государство. (Здесь мы имеем в виду мораль, не которая декларируется, а которая исполняется в обществе).

Чем человек моральней, тем он талантливей. Человек с гордостью назвал себя Homo sapiens (Человек разумный), но разум без морали мёртв, а что может родить мёртвое? Без морали разум подобен топору, которому все равно что рубить – дрова или головы. Аморальные люди производят лишь хаос и разрушение, и особенно опасно, если в их руках государственные бразды правления: они умудряются обесценить и обессмыслить жизни миллионов людей. Мы сейчас подходим к рубежу, когда Человечество осознает приоритет морали над разумом, и, перешагнув этот рубеж, человек будет иметь право называться Homo Moralis . Мораль отражает уровень достижений цивилизации.

Сегодня считается, что политикой могут заниматься профессионалы, предпочтительно юристы. Но для политика недостаточно иметь юридическое, историческое или экономическое образование. Главное для него – быть глубоко моральным человеком, чтобы он мог быть примером для подражания, а это не "продукт" образований, а результат воспитания.

Вторым по значимости богатством являются знания, или, говоря языком Станислава Лема, сумма технологий цивилизации. Соответственно, ценностью является то, что позволяет получить эту сумму, т.е. творчество. Чтобы России стать богаче других стран, нужно не пытаться их догонять, а создать условия для реализации творческого труда, тогда можно будет достичь не только уровня развитых стран, но и встать на одну ступень с другими космическими цивилизациями. Уровень развития науки также определяется уровнем морали, поскольку моральные принципы конструируют алгоритмы мышления и поведения.

К третьему виду богатства относятся материальные ценности: полезные ископаемые, природные источники энергии (солнечная, геотермальная, энергия приливов и пр.), лесные и речные ресурсы, плодородие почв, разнообразие ландшафтов, животного и растительного мира, а также все предметы, производимые человеком или с помощью человека. Соответственно ценностью является человеческий труд, преобразующий природные богатства в предметы потребления (см. таблицу 1).

Таблица 1. Богатства и ценности человека

Двигателем жизни современной цивилизации является материальное богатство, а самоценность личности не является значимой.

Когда большинство людей смогут осознать приоритет ценности человека над остальными видами богатств, качество двигающих цивилизацию сил изменится, и научно-технический и социальный прогресс существенно ускорятся.

Этическое государство

Приоритет морали в древнем славяно-арийском обществе.

Этика – наука о целях и ценностях человека, из которых вырастают формы взаимоотношений с самим собой (нравственность), с людьми и природой (мораль). Нравственность и мораль управляют эмоциями человека, а они, в свою очередь, имеют свойство преобразовывать человека в ту или иную сторону в зависимости от качества эмоций, и чем эмоции сильней (до определённого предела), тем сильней преображение (метаморфоза). Т.о., этика – движущая сила эволюции. Приведём некоторые необходимые нравственные качества зрелой личности:

    безупречность – не генерировать негатив,

    честность – мысли, слова и дела совпадают,

    ответственность – неисполнение принятых решений уничтожает силу сущности,

    смелость - страх усиливает негативную ситуацию.

Нарушая этические принципы, человек, не желая и не ведая того, вызывает органические нарушения в своём теле, ухудшает качество чувств, извращает эмоции, теряет связность мышления и рвёт ткань событий, к которым он стремится и которые ему суждены. Наши далёкие прапредки знали об этом.

Парадигма бытия современной техногенной цивилизации, основанная на иудеохристианской идеологии и римском праве Запада, как известно, ведёт в глобальный системный кризис и, в конечном счёте – к самоуничтожению. Этому всячески способствует т.н. Мировое Правительство, внедряя повсеместно массовые прививки, генно-модифицированные продукты питания, алкоголь, табак, наркотики, климатическое оружие…, а через средства массовой дезинформации – стереотипы поведения типа мультикультурности, неограниченной эмансипации женщин вопреки их природе и т.д., ведущие к растворению рас и народов в единое безликое стадо. В существующей мировой экономической системе власть имущие считают, что 7 млрд человек, населяющих планету, слишком много и оптимальное количество его должно быть не более1 млрд. В данной ситуации существует два выхода: Новый Мировой Порядок (сионофашизм) или вернуться к Славяно – Арийской Ведической Православной парадигме бытия, о которой подавляющее большинство ничего не знает стараниями сил, контролирующих нашу планету.

Современный человек называет себя homo sapiens – человек разумный. Это необходимое, но недостаточное условие его бытия. Следующее условие – homo moralis, человек морали или этики, основанной на культуре (культ УРА) славяно-арийского ведического православного происхождения (пара высших уровней бытия: ПРАВЬ-СЛАВЬ входят в символический крест, в который входит и другая пара: ЯВЬ-НАВЬ). Из него следует приоритет ценности творческой личности, а не материального богатства.

У наших прапредков мораль основывалась на семи основах, которые имеют свои соответствия в природе согласно универсальному принципу подобия и размерностей во всём сущем: от простого уровня организации системы - к более сложной. «Как вверху, так и внизу; что внутри, то и снаружи; что в большом, то и в малом». Гермес Трисмегист. (1).

    Терпимость – явление суперпозиции – целостность.

    Взаимоуважение – резонанс – развитие.

    Преемственность – сохранение энергии – наследственность.

    Соответствие – 3-й закон Ньютона – гомеостаз.

    Соизмеримость – закон рычага – приоритет морали над правом – раздражимость.

        Открытость, но уравновешенная традициями и почитанием предков – 2-й закон Ньютона – изменчивость.

        Сотрудничество через отзывчивость – самонастройка, синэргия – самоорганизация.

Эти основы ещё были широко распространены до времени Петра 1.

Ни один из выше приведенных семи моральных основ нарушать нельзя, т.к. за ним рушатся все остальные (живой организм, например, не может существовать без одного из семи основ, этих по сути признаков жизни).

В этическом государстве действуют не законы, основанные на римском праве, которые поддерживаются репрессивным аппаратом, а принципы морали, которые совпадают с общественной моралью и поддерживаются общественным мнением и совестью граждан. Следует признать, что в настоящее время у некоторых народов даже отсутствует в языке понятие «совесть».

Назначение морали – сохранение семьи, коллектива, государства. Цель этического государства – создание общества для решения любых социальных противоречий, дающего возможность реализоваться и эволюционировать каждому и способствовать достижению Общего Блага. Но такое совершенное общество возможно при наличии совершенных людей. Путь к построению такого общества неблизкий. Сначала нужно построить капиталистическое общество – свободное предпринимательство и торговлю без эксплуатации.

Многомерная экономика.

Круговорот энергии и вещества человека и общества.

Как известно, у человека существует четыре вида обменных процессов:

пищеварение, кровообращение, лимфообращение, нервные связи. Согласно принципу подобия Гермеса Трисмегиста в обществе должны быть подобные структуры.

Общество для своей жизнедеятельности производит непрерывно предметы потребления, имеющие свою стоимость, которая м. б. выражена через энергетический эквивалент.

Цена любого производимого предмета состоит соответственно из:

    энергии человека – нормочасы, например;

    энергии машин, сырья, материалов;

    сэкономленной энергии при применении новых идей и услуг;

    энергии непроизводственной сферы – энергии прав и способностей (инициативы).

Эти четыре независимых видов круговоротов энергии могут быть выражены через деньги, которые не должны конвертироваться между собой. Каждому круговороту соответствует свой вид труда:

    индивидуально необходимый, поддерживающий жизнь человека продуктами питания;

    общественно необходимый, поддерживающий жизнь государства и общества - через круговорот товаров;

    общественно полезный – через круговорот идей и услуг;

    индивидуально полезный – через саморазвитие, учёбу.

Каждый человек участвует во всех четырёх круговоротах. Для обеспечения их функционирования необходимо создать соответствующие службы. Четыре круговорота, построенные на частной инициативе, сводят до минимума вмешательство государства в процесс, поскольку в открытом информационном пространстве они будут обладать глубокими обратными связями, т.е. будут саморегулироваться. Такой процесс есть аналог гомеостаза в организме или в биоценозе (поддержание постоянства внутренней среды). Гомеостаз стремится к гармоничному взаимодействию всех систем организма. Гармония воспринимается человеком посредством понятия красоты через мораль и культуру на всех уровнях реальности.

Гармонично всё, что симметрично. В минеральной природе шесть степеней симметрии, 5-я зарезервирована Жизнью и строится по «золотому сечению» через числа Фибоначчи. К симметрии Жизни относятся и более высокие симметрии вплоть до 12-й, после которой начинаются симметрии Разума. Древние знали о связи всего ряда созидающих сечений с соответствующими степенями симметрий. Обобщённая формула сечений:

X n - X n-1 = 1, где n – чётное число соответствует созидательным процессам, n нечётное – разрушительным.

Все степени симметрии можно выразить через конкретные геометрические формы, в том числе и симметрии Разума, например, семь основных моральных принципов. Если эти формы выстроить в виде зданий, рощ из соответствующих деревьев и т.д., то все они будут иметь синергетический эффект и усиливать способности человека. У китайцев это называется «фен-шуй». В настоящее время наш урбанистический ландшафт, в котором мы живём, вместе с социальным устройством ведёт нас к неизбежному вырождению. Поэтому остро стоит задача восстановления нообиоценоза планеты. Согласно явлению кластирования менее энергоёмкие структуры меньшей массы, но более иформационноёмкие, могут превращать более энергоёмкие большей массы в подобную себе. Это явление работает и в социальной сфере. Если организуется устойчивая ячейка более 2% людей в России, живущим по принципам древнерусской морали, в организацию взаимопомощи, то в течение сравнительного короткого времени вся страна сможет принять эти принципы. Они являются необходимым условием возникновения гармонии в социуме.(*). Часто неосознанное стремление человека к истине есть на самом деле стремление к гармонии. Т.е. истина гармонична.

Гармония в человеке и социуме взаимосвязана с гармонией в природе и в космосе потому, что мыслеобразы, усиленные эмоциями, формируют, в конечном счёте, реальность. Об этом знают все, кто интересуется эзотерикой. Мыслительный же процесс воспроизводится вербально. Кстати, язык наших прапредков был образный (слова звучали как мантры, т.е. творили реальность). Отсюда следовала необходимость строго соблюдать этические правила. Однако в настоящее время язык русский сильно исковеркан.

Ещё К. Маркс отмечал в «Капитале», что мерилом всех богатств общества является развитость индивида. А восточная мудрость гласит: «Все ценности лежат внутри человека, и если вы не нашли богатство в себе, то куда вы пойдёте его искать?»

В настоящее время на планете существует лишь один круговорот товаров и энергии и один их эквивалент – деньги. При таком функционировании общества, навязанном нам внешними силами, невозможно гармоничное развитие. Оно обречено на кризисы и разрушительные реформы.

Чтобы осуществить возможность построения многомерной экономики, нужно иметь социально открытую политическую систему баланса возможных типов государственной власти одновременно (см. табл.1).

Таблица 1.

Тип власти

Социальный

институт

Способ прихода

Аристократия

Идеологическая

Партия, средства

информации

Олигархия

Оперативная

Два правителя

Конкурс, выборы

Исполнительная

Правительство

Назначение

Монархия

Охранная

Верховный арбитр

Наследование

Демократия

Законодательная

Референдум

Всё по праву

Судебная

Верховный суд

Конкурс, выборы, жребий, награда

Оценивающая

Старейшинат

Автоматическое вхождение

Такие правила «игры» избавят демократию от безответственности, олигархию и тиранию от произвола, аристократию от мягкотелости, монархию от жестокости в борьбе за трон.

Сочетая все формы прихода к власти, общество очистится от безответственных и безнравственных политиков. По мере эволюции сознания в обществе должны меняться и формы власти в направлении формы власти наших прапредков, славяно-ариев.

Моральные принципы могут стать источником силы государства, если они жизненны, т.е. основаны на традициях наших далёких прапредков и соответствуют законам природы.

Структура древнего общества.

0. Семья – 7 человек и более

7. Сообщество – 7 артелей

1. Род – 3 семьи и более

8. Соглас – 8 сообществ

2. Племя – 2 рода и более

9. Народ – 9 согласов

3. Община – 3 племени

10. Скопа – 10 народов

4. Товарищество – 4 общины

11. Орда – 11 скоп

5. Братчина – 5 товариществ

12. Человечество – 12 орд

6. Артель – 6 братчин

Итого: более 144 млрд. человек

Такое огромное число говорит лишь о том, что человечество в те времена состояло из содружества инопланетных цивилизаций, населявших планеты окружающих нас созвездий (знаков Зодиака, равных числу 16). (2).

Основа общества – Род. Его назначение, основная функция выводится из существования древних традиций, позволяющих человеку перевоплощаться в своём Роде – Народе, т.е. в своей Расе. Это было принципиально важно. Прапредки знали, что белая раса имеет по своей генетике значительно более высокое эволюционное число, чем все остальные расы, живущие на нашей планете. (3). Поэтому смешение с другими расами ухудшает генетику и приводит к вырождению. Об этом знают те, кто контролирует планету, но всячески скрывают от нас. Для того, чтобы поддерживать чистоту расы, существовали каноны РИТА (4). И здесь нет места никакому расизму, это объективная данность. Исторический факт: многие малые народы только потому сохраняли свою целостность и идентичность, что находились в ареале проживания славяно-ариев. Ещё в 19 веке русский философ К. Леонтьев выразил идею гармоничного взаимодействия народов в своей книге «Цветущая сложность».

Форма устройства древнего общества: эгрегор (бог) или «полевой компьютер» вершил управление обществом. Он осуществлял управление через события – каноны, которые общество с помощью жрецов (волхвов) «вшивало в эгрегор. Жрецы поддерживали силу эгрегора и постоянство его функций. Эгрегор действовал безотказно и немедленно.

В таком устройстве обществе кроме родственных и духовных никаких других связей нет. Все люди и их объединения экономически независимы. Преобладал прямой обмен услугами, товарами без накопления излишков, как в живой природе. Важным было правильно распорядиться имеющимися ресурсами (энергией). Одним из важных критериев прогресса того времени был т.н. энергогенез, когда человек мог переходить на потребление более тонких видов энергии: от физической пищи – к пище чувств; от пищи чувств – к пище эмоций, мыслей; к душевной и духовной энергиям. Именно этот критерий прогресса определял экономику общества, где вместо денег пользовались различными видами энергии. Общество с подобными критериями прогресса имело возможность бесконечной эволюции в отличие от системного кризиса и деградации человеческой популяции, которую мы наблюдаем в наше время. Выражаясь языком христианского святого Серафима Саровского: «цель православной жизни есть стяжание духа святого».

Цель этой краткой статьи, выраженной в конспективной форме, – оторвать внимание читателя от заземлённых представлений и показать фрагменты той величественной перспективы бытия, в котором жили наши далёкие прапредки.

    Шемшук В.А. Этическое государство. Изд. «ЛАД». Всемирный фонд планеты Земля. М. 2005.

        Левашов Н.В. Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее. С-Петербург, ИД «Митраков», 2011.

        Левашов Н.В. Россия в кривых зеркалах. С – Петербург, 2010.

        Славяно – Арийские Веды. Изд. «РОДОВИЧ», Омск, 2011.

* Примечание. В определённой мере задачей распространения знаний о подлинной истории России и основ древнерусской этики, а также делом организации взаимопомощи занимается Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век», основанное академиком Н.В. Левашовым. Организация взаимопомощи осуществляется через Объединённые Свободные Профсоюзы РФ, учредительный съезд, которых происходил 02.12.11 г. в г. Москва. Возглавляет ОСП РФ также Н.В. Левашов. РОД ВЗВ в полном составе вошёл в этот профсоюз.

этически, этики и нравственности, которых должно придерживаться общество или государство ... производство, приоритет которого... Древнее Славяно -Арийское Православие – система представлений и норм жизни славяно -арийского ...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!