Это жизнь - портал для женщин

По лиссабонскому договору статус института получил а. Лиссабонский договор: как меняется Европейский союз. Вопросы, голосование по которым производится по принципу квалифицированного большинства

Следующий договор, заменив предыдущие, был подписан в Амстердаме 2 октября 1997, а в силу он вступил 1 мая 1999 (полное название: Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, основывали Европейские Сообщества и ряда связанных с ими актов). В договоре внимание сосредоточено на укреплении политического союза, внесены изменения в положения, которые касаются прежде всего основных прав сообщества, институтов, процедуры принятия решений, общей внешней политики и политики безопасности, а также сферы юстиции и внутренних дел, договор дополнен разделом о политике занятости. Все изменения, внедрены Амстердамским договором, были обусловлены желанием приблизить Союз к его граждан. С целью обеспечения свободы перемещения лиц в пределах ЕС предусмотрено создать территорию свободы, безопасности и справедливости. С вступлением договора в силу вопрос визовой политики, политики беженцев и иммиграционной политики, а также судебных органов по гражданским делам были перенесены на уровень сообществ. К договору добавлен правовой задел Шенгенского соглашения с 1985 года, однако отдельные полномочия в этой сфере сохранили за собой Дания, Великобритания и Ирландия. Амстердамский договор расширил компетенции Сообщества в сфере защиты среды, общественного здоровья и прав потребителей. В рамках институциональных изменений расширены полномочия председателя Европейской Комиссии и повышен роль Парламента в процедуре принятия совместных решений. Одним из важных вопросов было также применение в процессе европейской интеграции принципа эластичности (близкого сотрудничества), согласно которому в рамках действующей институциональной системы те государства-члены, которые обнаружат на это волю, могут интегрироваться глубже других.

Европейский союз стал слишком громоздким - слишком бюрократическим. Кроме того, у него не хватало возможностей для борьбы с глобализованным миром. Если бы он был расширен, чтобы включить в него многие бывшие коммунистические страны, Кипр и Мальту и, возможно, больше стран в будущем, ему нужна была реформа. Группа рассмотрит, как решать проблемы, которые рассматривались как остатки Ниццкого договора.

Результат хорошо известен. Последовал период размышлений на два года, даже если некоторые государства-члены продолжали проводить референдумы и процесс ратификации, чтобы оценить поддержку созданного документа. В конечном итоге это привело к принятию унифицированной версии институциональных изменений, зафиксированных в «договоре о реформе», который теперь известен как «Лиссабонский договор». Этот договор также требовал одобрения на популярных референдумах в разных государствах-членах и окончательной подписи некоторых глав государств.

> Ниццкий договор

Продолжением начатой Амстердамским договором институциональной реформы стало подписание 26 февраля 2001 Ниццкому договора (вступил в силу 1 февраля 2003 года, полное название: Ниццкий договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, основывали Европейские Сообщества и ряда связанных с ними актов) . Договор ввел изменения, призванные приготовить институциональную систему и систему принятия решений ЕЕ к функционированию в составе двадцати семи государств - членов. Важнейшие изменения в Договор о Европейском Союзе касались процедуры приостановления определенных прав, вытекающие для государства - члена по применению договора, если это государство серьезно и постоянно нарушает основные принципы ЕЕ; назначения общего представителя в пределах общей внешней политики и политики безопасности; принципов тесного сотрудничества во второй и третьей основаниях ЕС; борьбы с уголовной преступностью. Изменения, введенные Ниццким договору в текст Договора об учреждении Европейского Сообщества, касающихся расширения сферы принятия решений квалифицированным большинством голосов и принципов функционирования отдельных органов и институтов после расширения ЕС

Хотя он часто пытался, в конечном итоге был подписан Лиссабонский договор. Какие институциональные изменения были сделаны? Каков был результат этих изменений и привели ли они к желаемым результатам? Как мы можем понять эти результаты с теоретической точки зрения? Теории европейской интеграции обычно фокусируют свое внимание на межгосударственных переговорах, основных интересах, основных факторах, лежащих в основе процесса интеграции, и роли экспертов.

Неуловимый поиск непрерывности? Законодательное принятие решений и председательство в Совете до и после Лиссабона. Андреас Варнтен. Одним из основных нововведений в институциональной структуре Европейского союза, принятого Лиссабонским договором, было создание избранного председательства в главе Европейского совета. Этот офис был создан для обеспечения согласованности и непрерывности работы Совета. Действительно, на протяжении десятилетий наблюдатели жаловались на отсутствие офиса, обеспечивающего непрерывность работы Совета, не в последнюю очередь в законодательной сфере.

>Конституция для Европы

Ниццкий договор не урегулировал всех вопросов и изменений, которых требовало эффективное функционирование после расширения ЕС. Поэтому Европейский Совет на встрече в городе Лаекене 15 декабря 2001 одобрил Декларацию о будущем Европейского Союза, в котором призвала к дальнейшей работе по совершенствованию Сообщества. Чтобы обеспечить прозрачность и масштабность реформирования, Совет принял решение о созыве в феврале 2002 года Европейского Конвента. В нем приняло участие ста пятидесяти представителей всех заинтересованных сторон: представители правительств пятнадцати государств - членов и тринадцати государств - кандидатов, представители их национальных парламентов, представители Европейского парламента, Европейской Комиссии, Комитета регионов и Экономического общественного комитета, а также европейские общественные партнеры (например, неправительственные организации), омбудсмены. Задачей Конвента был анализ важнейших вопросов, связанных с развитием ЕЕ и приготовления проекта Конституции для Европы. После года работы на пленарных сессиях и заседаниях рабочих групп Конвент представил проект правового акта, который был положен в основу деятельности межправительственной конференции.

Реформа Совета и вопрос о более долгосрочной перспективе председательства в Совете также являются важной темой Конвенции о будущем Европе, которая заложила основу для Лиссабонского договора. Результат был, однако, гибридом. В то время как Президиум Европейского Совета был расширен, председательство на уровне министров и рабочих групп продолжает вращаться каждые шесть месяцев между государствами-членами. Это изменение вряд ли значительно увеличит непрерывность законодательной деятельности Совета.

Объем ее компетенций резко возрос, его членство выросло почти в пять раз, и разработка его законодательных процедур принятия решений стала более сложной. На протяжении всей истории Союза Совет министров был ключевым звеном, через которое все законы должны пройти, чтобы их принять. Следовательно, все обсуждения институциональной реформы включали изменения в работу Совета.

Работа над конституцией завершилась подписанием 29 октября 2004 в Риме Договора, который основывает Европейскую конституцию. Процесс ратификации договора в государствах - членах был нарушен, поскольку 29 мая 2005 Франция, а 1 июня 2005 Нидерланды не поддержали на референдуме этот документ. Учитывая это, на заседании 16 и 17 июня 2005 Европейский Совет признала ратификации этого документа в срок, предусмотренный предварительным постановлениями, то есть до 1 ноября 2006 года, невозможна. К концу 2006 года Договор ратифицировали 18 государств - членов, а именно: Австрия, Бельгия, Кипр, Эстония, Финляндия, Греция, Испания, Литва, Люксембург, Латвия, Мальта, Словакия, Словения, Венгрия, Италия, Болгария и Румыния. Однако из-за того, что Конституцию одобрили не все государства, в силу оно не вступило.

Лиссабонский договор ввел институциональные изменения, которые изменили баланс как между учреждениями, так и государствами-членами в рамках институтов. Применение некоторых из этих изменений должно было быть отложено из-за их крайней политической чувствительности. Кроме того, мы можем предположить, что субъекты и институты как коллективные органы, возможно, уже скорректировали свое поведение в процессе подготовки к моменту, когда будет создана вся новая институциональная структура. Какие шаблоны возникают и мы фиксируем какие-либо признаки перемен после Лиссабонского договора с нами?

> Лиссабонский договор

Негативные тенденции в развитии интеграции удалось преодолеть в январе 2007 года, когда Германия во время своего президентства в ЕЕ предложила заключить новый договор, учтя в нем основные принципы конституционного договора. Текст договора, который получил название Лиссабонского, был обнародован на саммите ЕС в Лиссабоне 18-19 октября 2007 года и подписан 13 декабря в лиссабонском монастыре иерономитив. Согласно ст. 6 Договора, он должен вступил в силу 1 января 2009 года, при условии принятия всех ратификационных документов или первого дня следующего месяца после принятия ратификационных документов государством - участником договора, последней выполнила эту формальность. В Ирландии референдум состоялся дважды: в июне 2008 года и в октябре 2009 года. Во время первого ирландская общественность не поддержала договор, зато во втором победили сторонники этого документа (67% за и 33% против). Последним условием вступления в силу Лиссабонского договора было составления ратификационных документов Чехией, которая дольше оттягивала момент ратификации. Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года, а значит, с одиннадцатимесячного опозданием. Таким образом, инициированную в 2002 году Европейским конвентом работу над институциональной реформой Европейского Союза была завершена.

Пост-Лиссабонское председательство в Европейском совете

Изучается изменение уровня сопротивления в отношении созвездия национальной и политической идентичности этих субъектов. Кристин Арнольд. Доверие к политическим институтам играет важную роль в функционировании представительных демократий. Десмонд Динан.

Престовиц, считающий себя нетрадиционным мыслителем, носил обычную мудрость. Несомненно, Ван Ромпей мало известен в Соединенных Штатах и ​​имеет низкое признание имени среди большинства европейцев. Будучи первым избранным президентом Европейского совета, который объединяет политических руководителей государств-членов, а также президента Комиссии, Ван Ромпей в значительной степени сформировал эту новую позицию после Лиссабонского договора. Его политическое происхождение и личные качества оснастили Ван Ромпей правильным набором навыков для трудной и требовательной работы.

Лиссабонский договор привел к правового порядка ЕС такие важнейшие новации:

Процедуру выхода из Европейского Союза (государство, приняла решение о выходе из ЕС, нотифицирует своем намерении в Европейском Совете, идут переговоры об условиях выхода, которые после одобрения Европейским парламентом приймаюся квалифицированным большинством голосов Совета ЕС)

Кажется, что новое президентство было изобретено с учетом Ван Ромпей. Фактически, работа была первоначально задумана с Тони Блэром в виду, в частности самим Блэром. Расширение вращающегося председательства в Совете министров, вращающееся председательство в Европейском совете, несомненно, нуждается в реформе. Производительность конкретных президентов сильно различалась; встречи Совета Европы часто плохо подготовлены и соблюдались; и от одного президентства к другому не было достаточной непрерывности.

Объяснение переговоров в Согласительном комитете

Замена национальной ротации постоянным президентом казалась хорошей идеей. Фабио Франчино и Камилла Мариотто. Согласительный комитет - это последний шанс для Европейского парламента и Совета разрешить разногласия, возникшие в законодательном процессе. Если Совет не одобрит поправки в парламентское второе чтение, президенты Совета и Парламента созовет заседание согласительной комиссии для решения оставшихся разногласий между этими двумя учреждениями. Иными словами, примирение необходимо, когда Совет не одобрил поправки, внесенные парламентом после прочтения его общей позиции.

Установление права гражданской инициативы (Комиссия начать законодательный процесс на заявку не менее миллиона граждан ЕС)

Укрепление значение принципов оказания помощи и пропорциональности (каждый национальный парламент имеет возможность выяснить, учтены в решении Комиссии эти принципы)

Увеличение значения Европейского Парламента благодаря расширению сферы применения процедуры совместного принятия решений;

Согласительный комитет состоит из членов Совета и парламента в равном количестве. В отличие от делегации Совета, которая по сути является Советом, правила процедуры парламента предписывают состав его делегации отражать всю Ассамблею политическими группами. В состав парламентской делегации должны входить председательский комитет и докладчик досье, а также один из трех вице-президентов, ответственных за примирение, играя также роль председателя делегации. Делегацию Совета, напротив, возглавляет министр, председательствующий на пост президента.

Совершенствование процесса принятия решений посредством расширения сферы дел, принимаются квалифицированным большинством голосов в Раде. Начиная с 2014 года квалифицированное большинство будет высчитываться по принципу двойного большинства: государств - членов и населения. Двойное большинство составят по крайней мере 55% государств - членов, представляющих не менее 65% населения ЕС;

Цель примирения заключается в том, чтобы подготовить в течение шести недель совместный текст, поддержанный квалифицированным большинством делегатов Совета и абсолютным большинством депутатских делегатов. Комиссия принимает участие в переговорах о согласительной процедуре без права голоса. Если соглашение будет найдено в совместном тексте, этот документ затем будет проголосован в течение шести недель в соответствии с закрытым правилом и квалифицированным и простым большинством голосов в Совете и парламенте соответственно.

Эта процедура со временем изменилась. До Амстердамского договора окончательное усыновление было прерогативой Совета: Совет мог бы сделать окончательное предложение о принятии или увольнении в парламент, которое должно было собрать абсолютное большинство, чтобы остановить неопровержимо предложенную меру. Этот последний процедурный шаг укрепил, по крайней мере в принципе, переговорную руку Совета, но принятие правила процедуры, в котором говорится, что парламентское руководство выскажет предложение об отказе в таких обстоятельствах, предположительно ограничило потенциальную выгоду Совета.

Введение должности постоянного председателя Европейского Совета, избираемого на два с половиной года, изменений в составе Европейского парламента и уменьшения состава Комиссии;

Упорядочение каталога полномочий ЕС и определения сфер его самостоятельной деятельности (исключительные компетенции), а также сфер, в которых могут действовать сами государства - члены (общие компетенции) и в которых действия Союза является только дополнением к действиям государств - членов (действия в поддержку, координационные и вспомогательные действия). К исключительным полномочиям договор относит немного вопросов, а именно: таможенный союз, установление правил конкуренции на внутреннем рынке, денежная политика для государств еврозоны, вопрос сохранения морских биологических видов и общая торговая политика.

Делегированные и реализующие полномочия после Лиссабона

Через два года после его осуществления мы спрашиваем, удовлетворяет ли этот договор это ожидание, и с этой целью мы рассматриваем итоги голосования на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. В отличие от новой системы с ситуацией до Лиссабона, этот вклад свидетельствует о том, что межинституциональные отношения в отношении делегированных полномочий остаются динамичными и что оценка «победителей» и «проигравших» в этой области требует анализа того, как формальные конституционные положения в договорах осуществляются и осуществляются на практике.

Лиссабонский договор, известный также как Договор о реформе (официальное название - «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества») был подписан на саммите ЕС 13 декабря 2007 в в Лиссабоне. Его назначение - внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Лиссабонский договор ввел две новые статьи 290 и 291 Договора о функционировании Европейского союза в качестве договорной базы для новой системы передачи делегированных и осуществляющих полномочия Комиссии. Было проведено различие между делегированными и осуществляющими актами. В соответствии с первой категорией актов Совет и Европейский парламент имеют только права на пост пост-контроль и могут либо возражать против действия, предложенного Комиссией в течение определенного срока, либо отменить делегированные полномочия.

Система, касающаяся осуществления актов, в значительной степени напоминает старые процедуры комитологии: комитет, состоящий из представителей государств-членов, осуществляет контроль за полномочиями по осуществлению, возложенными на Комиссию. Новая система сокращает количество процедур с пяти до двух и включает меры по обороне, которые - в рамках пре-Лиссабонской системы - подпадают под положения, содержащие более низкий порог для голосования, чтобы предотвратить принятие таких мер. Реформа также отменила направление в Совет министров по спорным делам.

Необходимость нового регулирующего документа связана с почти двукратным увеличением ЕС (с 15 государств до 27), а также с появлением новых задач в области внешней политики, безопасности, энергетики, экологии и так далее. По замыслу авторов документа, прописанные в Лиссабонском договоре реформы позволят трансформировать громоздкий Евросоюз в более эффективную структуру..

Вместо этого в настоящее время существует апелляционный комитет, состоящий из представителей государств-членов, который возглавляет Комиссию, и который будет заниматься спорными делами, которые не получают одобрения на уровне комитета. Рассматривая практическое осуществление двух статей договора через ключевые элементы реформы, будет проведена более полная и тонкая оценка изменений, вызванных Лиссабонскими реформами.

Пределы межведомственного сотрудничества: определение

Мишель Чини. Часто утверждали, например, что Европейский парламент и Европейская комиссия были союзниками в проекте «построить Европу». Как представляется, существует большая готовность к сотрудничеству по вопросу, который ранее считался центральным вопросом автономии отдельных учреждений. В качестве альтернативы, возможно, это изменение является скорее отражением новой эры зрелости и уверенности. Тем не менее, этот сдвиг не следует переоценивать.

Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г.

После подписания и ратификации Договор о реформе перестанет существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.

Оценка и устранение демократического дефицита Европейского союза

Роберт Томсон. Тем не менее, исследование очень актуально для четырех основных сборов, которые были заметны в дискуссиях о дефиците демократии. Он следовал за Ниццким договором, Амстердамским договором, Маастрихтским договором, Единым европейским законом и Римским договором.

Лиссабонский договор отменил предыдущую конституционную структуру своими «тремя столпами» в европейских договорах. Лиссабонский договор отменил Европейское сообщество и передал все свои полномочия и институты новому европейскому «Союзу». Термин «Европейское сообщество» исчез из всех договоров и был заменен словом «Союз» или «Европейский союз».

Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В статье 1 характеризуются изменения, которые вносятся в Договор о ЕС (стр. 3 - 40), в статье 2 - изменения в Договор об учреждении европейского сообщества (стр. 41 - 150), в статье 3 перечислены заключительные положение (стр. 151-152).

Новый договор изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединенной Европой. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные, - экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., - становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении институтов Союза. Так, ввoдится пост президента Европейского Союза, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года. Президент ЕС будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

В соответствии с Договором Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом (ст.9а). Парламент получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов).

С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число депутатов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум - 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., а до этого времени предусмотрен переходный период.

Европейский совет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года.

Изменения вносятся в систему голосования в Совете ЕС по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г., квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55% членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65% населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета.

До 31 октября 2014 г. будет применяться ныне действующая система, заложенная в Ниццком договоре, в соответствии с которой принципу квалифицированного большинства отвечают три условия: согласие 255 членов Совета (из 345, то есть 73,9%), которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62% населения ЕС.

Данный механизм позволяет государствам, которые не способны создать блокирующее меньшинство в Совете, отложить принятие решения по проблемному вопросу на «разумный период времени», в течение которого предпринимаются попытки найти компромисс.

Председательство в Совете будет осуществляться заранее определёнными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев. Эти группы будут составляться по принципу равной ротации, при этом во внимание будет приниматься и географическая сбалансированность представленных членов ЕС. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.

Европейская комиссия, действующая с 2009 по 2014 гг., будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 г. Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения».

Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами.

Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета. После этого Совет ЕС по предложению избранного председателя одобряет список стран-членов Комиссии. Непосредственно члены Еврокомиссии назначаются путём голосования по принципу квалифицированного большинства в Евросовете.

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности (ст. 9е Договора о ЕС). Он будет возглавлять Совет по международным отношениям и одновременно являться одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС.

Определенные изменения вносятся в статус Суда ЕС. Отныне судебная система будет состоять из Европейского суда, Суда первой инстанции и специализированных судов. От каждого государства в Суде будет представлен один судья. Кроме того, в штат Суда включаются 11 генеральных адвокатов (на данный момент - восемь). Судьи и адвокаты назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом.

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза.

К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики.

На Союз возлагается обязанность оказывать поддержку государствам-членам в сфере защиты здоровья населения, культуры, туризма, образования, спорта.

В Договоре отведено значительное место политике в области обороны. Решения по вопросам в данной сфере принимаются единогласно (Ст. 17 Договора о ЕС). Устанавливается обязательная коллективная ответственность стран-членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства «обязаны» оказать помощь и поддержку «всеми возможными средствами». Это обязательство не нарушает специфику политики безопасности ряда членов союза (нейтральных государств или связанных особыми соглашениями) и соглашения в рамках НАТО.

Что касается Хартии ЕС об основных правах 2000 г., то в Договоре содержится норма о том, что Хартия «… имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза» (ст. 6 Договора о ЕС). То есть, положения Хартии будут носить обязательный характер. Это позволит контролировать соответствие директив и положений документов ЕС тем принципам, которые изложены в Хартии.

Новшеством в Договоре является наделение граждан ЕС правом обращаться с предложениями в Европарламент или Совет по вопросам изменения законодательства. Однако данная инициатива должна получить поддержку со стороны 1 млн. граждан. При этом Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения предложения.

Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Для этого в соответствии с законодательством страны необходимо уведомить Евросовет. После обсуждения заявления о выходе Евросовет на заседании принимает решение квалифицированным большинством.

В Договоре уделяется внимание борьбе с глобальным изменением климата. В этой связи ЕС призывается «предпринимать меры на международном уровне по борьбе с региональными и глобальными проблемами окружающей среды, в первую очередь - с изменением климата».

Договор также предполагает создание Европейского пространства исследований, дополняет социальную политику, дает Союзу «стимулирующие» полномочия в вопросах образования, спорта, политики в отношении молодёжи; дает новое определение принципа субсидиарности; освещает вопросы в сфере сельского хозяйства и рыболовства.

Лиссабонский договор сравнивают с конституцией ЕС. Это связано с тем, что его положения касаются институционализации Евросоюза (например, введения поста президента, усиления роли Европарламента и т.д.). Однако по своему содержанию этот договор представляет собой лишь дополнение к уже действующим договорам. В случае принятия он заложит правовые основы для реформирования институтов ЕС.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие предпосылки обусловили европейскую интеграцию?

2. Что является экономической предпосылкой развития интеграции?

3. Какие политические факторы содействовали образованию сообществ?

4. Что образует культурные предпосылки европейской интеграции?

5. Какие идеологические предпосылки привели в образованию ЕС?

6. Какие события характерны для первого канала европейской интеграции?

7. Чем ознаменовался второй этап евроинтеграции (март 1957 г. - февраль 1986 г.)?

8. С какой целью был принят Единый европейский акт 1986 г.?

9. Назовите основные положения Маастрихстского договора 1992 г.?

10. В чем сущность Амстердамского и Ниццского договоров?

11. Какие причины обусловили разработку и принятие Конституции ЕС?

12. Какие новеллы (новшества) предусматривает Лиссабонский договор 2007 г.?

__________________________________



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!