Это жизнь - портал для женщин

Визовая политика шенгенской зоны. Что такое Шенгенское соглашение

Небольшой населённый пункт в карликовом европейском государстве Люксембург, Шенген, прославился на весь мир. Ведь именно тут в 1985 состоялось подписание договора, который получил название «Шенгенское соглашение». Какие страны его подписали? Что он предполагает?

С 1950-х годов власти европейских государств пришли к идее создания единого экономического общества. Оно подразумевает свободу перемещения не только товаров, услуг, финансов, но и людей. Долгое время европейцы оставались стеснёнными в своей свободе перемещения, даже несмотря на то, что для поездки не требовалось предварительное оформление визы. Паспортный контроль отнимал достаточно много времени. Однако решение данной проблемы было вскоре найдено.

Шенгенское соглашение представляет собой межгосударственный договор. Этот документ предполагает упрощение паспортно-визового контроля на границах государств, входящих в Европейский союз. Изначально он был независим от прочих структур евроинтеграции.

Впервые соглашение было подписано 14.06.1985 в европейской деревне Шенген руководством 5 стран . Однако договор вступил в силу спустя почти 10 лет – 26.03.1995, а в мае 1999 он и вовсе прекратил своё существование. На замену документу пришло Шенгенское законодательство Евросоюза. Таким образом, положения соглашения вошли в законодательные акты ЕС как шенгенские правила.

Страны, подписавшие соглашение

На сегодняшний день участниками Шенгенского соглашения являются 26 государств. Из них 22 страны, которые одновременно входят в Европейский союз, а именно:


  • C 1985 года – Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды и Франция.
  • С 1990 — Италия.
  • С 1991 – Испания, Португалия.
  • С 1992 – Греция.
  • С 1995 – Австрия.
  • С 1996 – Дания, Финляндия, Швеция.
  • С 2004 – Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Германия является одной из первых стран, подписавших соглашение . Однако изначально оно было подписано властями бывшей ФРГ. В 1990 году произошло воссоединение ФРГ с ГДР. Поэтому фактически действие документа началось именно в 1990.

Помимо этого договор подписали и 4 государства, не являющиеся членами ЕС, но входящие в Европейскую экономическую зону:

  • Исландия (с 1996 года).
  • Лихтенштейн (с 2008).
  • Норвегия (с 1996).
  • Швейцария (с 2004).

В пограничных пунктах между вышеперечисленными государствами осуществляется исключительно выборочный паспортный контроль.

Страны-исключения

Шенгенский договор был подписан не всеми европейскими странами. Исключениями являются следующие государства или отдельные их земли:

  1. Албания.
  2. Босния и Герцеговина.
  3. Великобритания. При присоединении к Евросоюзу изначально оговорила условия своего неучастия в политике ЕС относительно внешней безопасности. Власти страны считают, что наиболее рациональным и эффективным методом борьбы с нелегальной иммиграцией является пограничный контроль.
  4. Дания. Имеет особый статус в рамках договора. На Фарерские острова и Гренландию, принадлежащие этой стране, действие Шенгенского соглашения не распространяется.
  5. Ирландия. Наряду с Великобританией не присоединилась к договору для сохранения возможности свободного перемещения своих граждан между странами.
  6. Испания. В испанских городах на североафриканском побережье, Сеута и Мелилья, не осуществляется паспортного контроля въезжающих на их территорию и признаются шенгенские визы.
  7. Македония.
  8. Нидерланды. На всех заморских территориях этого государства, расположенных за пределами Европы, не действует шенгенское законодательство.
  9. Норвегия. Законодательство не распространяется на архипелаг Шпицбергер и остров Ян-Майен.
  10. Сербия.
  11. Франция. Для посещения заморских территорий, находящихся за пределами Европы, оформляются отдельные визы.
  12. Черногория.

Также исключениями являются Болгария, Республика Кипр, Румыния и Хорватия. Здесь Шенгенское законодательство применяется не в полной мере, поскольку его применение требует проведения ряда мероприятий. В пограничных пунктах этих стран по-прежнему осуществляют паспортный контроль.

Однако краткосрочные визы, выданные шенгенскими государствами, позволяют пребывать на территории этих 4 государств. Но национальные визы Кипра, Болгарии, Хорватии и Румынии не дают права для посещенеия Шенгена.

Особый статус имеют и карликовые государства – Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино . Власти Андорры не подписывали соглашение, но не требуют оформления визы для въезда. Ватикан и Сан-Марино фактически входят в Шенгенскую зону, поскольку окружены территорией Италии и не имеют собственных пограничных пунктов. В Монако имеется пункт паспортного контроля в морском порту, но фактически французские власти осуществляют здесь контроль.

Основные правила и требования соглашения

Schengen Visa in passport page

Шенгенское соглашение предполагает соблюдение странами Визового кодекса ЕС. Визовый кодекс ЕС – это единый свод правил, касающихся оформления и предоставления виз странами Европейского союза. Он включает в себя 6 разделов (общие сведения, сведения о транзитных аэропортовых визах, правила и процедуры оформления виз, управление и организация контроля, основы сотрудничества на местах, заключения), а также 13 приложений.

Правила, которые устанавливаются в рамках этого законодательного акта, распространяются на всех граждан государств, пересекающих границы Евросоюза . При этом они касаются и иностранцев, которые не имеют гражданство одной из . В то же время Визовый кодекс распространяется на Исландию, Норвегию, Лихтенштейн и Швейцарию. Вот наиболее важные выдержки из кодекса:

  • Для получения разрешения на пересечение границ стран Европейского союза необходимо заполнять визовую анкету унифицированной формы.
  • Ответственными за заполнение анкеты и оплату пошлины за ребенка являются его законные представители – родители или опекуны.
  • В анкете заявитель должен поставить несколько подписей.
  • Перечень основных документов для оформления виз стал единым, но он не является исчерпывающим. Консульства стран ЕС вправе запрашивать дополнительную документацию.
  • С целью упрощения визовых формальностей лицам, которые регулярно совершают поездки в шенгенские страны, оформляются многократные визы. При этом иммиграционные власти стран ЕС придерживаются принципа постепенности. Это означает, что сначала оформляется однократная виза, затем многократная на полгода и далее многократная на более длительный период.
  • Подавать заявку на оформление новой визы можно ещё до окончания периода действия предыдущей.
  • Обладатели краткосрочных виз имеют дополнительный 15-дневный коридор для возможности сдвинуть сроки поездки при форс-мажорных обстоятельствах.
  • Обязательным требованием консульств при оформлении визы является наличие в загранпаспорте как минимум 2 пустых страниц.
  • Если поездка предполагает посещение сразу нескольких стран, то подавать заявку следует в консульство той страны, где заявитель планирует провести большее количество дней. Если же период пребывания в каждой стране относительно одинаков, то документы подаются в консульство страны первого въезда.
  • Если в выдаче визы отказано, заявитель об этом уведомляется специальным письмом. В нём подробно излагаются причины отказа и условия подачи апелляции.
  • Период рассмотрения документов сокращается до 10 календарных дней. При этом заявка может быть подана за 3 месяца до предполагаемой поездки.
  • Если консульство того или иного государства ЕС отсутствует в стране, где проживает заявитель, он вправе обратиться в дипломатическое представительство любого государства ЕС.
  • Раз в 59 месяцев необходимо проходить процедуру сдачи биометрических данных.
  • Виза может быть оформлена также для ведения гастрольной деятельности в шенгенских государствах.

Шенгенская зона

Шенгенская зона представляет собой совокупную территорию тех стран, которые применяют Визовый кодекс ЕС или считаются участниками соглашения фактически . Страны-исключения в эту зону не входят. То есть это территория, где осуществляется беспрепятственное перемещение людей без прохождения обязательного паспортного контроля.

При этом межгосударственные границы внутри зону могут быть пересечены не только на пограничном пункте, но и в произвольных местах. Общая площадь Шенгенской зоны составляет 4,3 млн км2.

Категории виз

Визовый кодекс ЕС предполагает унификацию въездных разрешений вне зависимости от страны, которая его оформила. На сегодняшний день существуют следующие категории шенгенских виз:

  • A – виза для иностранцев, следующих транзитом через аэропорты Шенгенской зоны.
  • B. Также транзитные визы. Необходимы для пересечения границ одной или нескольких при следовании в третьи страны. Действительны для одного либо нескольких въездов, период транзита не может превышать 5 дней. Данная категория виз оформляется только для иностранцев, которым запрещено безвизовое пребывание на территории шенгенских стран.
  • C – краткосрочные шенгенские въездные разрешения. Могут быть действительны на один, два или несколько въездов. Наличие виз данной категории предполагает ограничение срока пребывания в Шенгенской зоне – не более 90 дней за 180-дневный период. Оформляются исключительно для иностранцев, для которых Визовым кодексом ЕС не предусмотрен безвизовый въезд. Помимо этого с 2010 года визы типа C выдают и для целей транзита.
  • D – национальные долгосрочные визы. Дают право на пребывание более 90 дней в полугодии в государствах, иммиграционными властями которых они оформляются, а также не более 90 дней в полугодии в других шенгенских странах. Ранее существовала комбинированная категория виз C+D. Однако новая категория D её упразднила.
  • FTD/FRTD. Данные въездные разрешения представляют собой дорожные и железнодорожные документы для транзита. Эти специальные документы оформляются исключительно для россиян властями Литвы, следующих транзитом через Литовскую республику в Калининградскую область.

Въездные разрешения категории C позволяют перемещаться по территориям всех государств, где действует Визовый кодекс ЕС. Если же виза оформлена тем государством, которое применяет Шенгенское законодательство частично, то она наделяет своего обладателя правом находиться только на территории этой страны.

В качестве исключения, когда поездка иностранца носит гуманитарный характер, государства зоны могут оформлять визы с пометкой LTV. Это означает, что документ действителен только на территории определённой страны и не даёт права перемещения в пределах шенгенских государств.

Помимо этого на визах типа C могут ставиться специальные отметки, которые исключают посещение одной или нескольких стран Шенгенской зоны . К примеру, если на стикере будет пометка (–IT), пребывание её обладателя на территории Италии будет незаконным.

На каждом визовом стикере указывается количество разрешённых въездов. В связи с этим выделяют 3 подкатегории виз, а именно:

  • Однократные (действительны для 1 въезда, пометка 01).
  • Двукратные (действительны для 2 въездов, пометка 02).
  • Многократные (действительны для нескольких въездов, пометка Mult).

Таким образом, Шенгенское соглашение – международный договор о сотрудничестве государств в вопросах миграции и иммиграции. Он предполагает не только упрощение паспортного контроля для граждан государств Шенгенской зоны, но и унификацию типов въездных разрешений, оформляемых для иностранцев. На сегодняшний день договор подписан властями 26 европейских государств.

Свобода передвижения людей связана прежде всего с правила­ми пересечения государственных границ. Эта проблема в силу многих причин долго не находила общего решения в Европе. Только к середине 1980-х годов наметился заметный прогресс.

Уже в 1970-е годы между странами Европейского союза проис­ходил довольно беспрепятственный обмен товарами и услугами. Передвижение людей контролировалось с нормативно-правовой точки зрения, т.е. для путешествия по странам региона ЕС граж­данину необходимо было предъявить заграничный паспорт. Но на практике требования были значительно мягче, и уже в то время для пересечения границ внутри стран ЕС гражданам ФРГ, Фран­ции или Нидерландов было достаточно предъявить только нацио­нальный паспорт.

В середине 1980-х годов по решению этого вопроса начались переговоры между правительствами стран ЕС.

После длительных политических дискуссий 13 июня 1984 г. во­прос о создании зоны свободного передвижения людей, капита­лов, товаров и услуг был практически решен. Первым шагом к этому соглашению была подписанная канцлером ФРГ Г.Колем и президентом Франции Ф. Миттераном так называемая Саарбрюк- ская конвенция, которая регламентировала пограничный и тамо­женный контроль между двумя странами.

Через год в замке Шенген, расположенном в пригороде Люк­сембурга, 14 июня 1985 г. Германия, Франция, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург на основе Саарбрюкской конвенции подписали Шенгенское соглашение (названо по месту подписания), которое стало крупнейшим соглашением с момента основания Европей­ского экономического сообщества.

Главная цель этого Соглашения - взаимная готовность сначала облегчить гражданам прохождение паспортного и таможенного кон-

I роля на границах между этими государствами, а затем вообще отменить такой контроль. Чтобы новым порядком не воспользова­лись лица преступного мира, стороны согласовали перечень не­обходимых мер безопасности. С их принятием сохранялся и, более того, усиливался контроль на внешних границах.

В 1990-е годы руководители стран ЕС признали, что решение иммиграционных проблем зависит главным образом не от мер полицейского характера, а от согласованных и продуманных дей­ствий в области экономической и социальной политики.

В целях эффективного решения проблемы регулирования воз­можных иммиграционых потоков развитые государства Западной Европы разработали соответствующую политическую концепцию, м также комплекс конкретных мер, которые были закреплены в Шенгенском соглашении.

Первое Шенгенское соглашение не было реализовано в наме­ченные сроки, поэтому через 5 лет, 19 июня 1990 г. было подпи­сано новое Шенгенское соглашение (Шенген-2 ), хотя формально тго практическое применение первого Шенгенского соглашения. Выл принят окончательный Устав Шенгенского соглашения, включающий 192 пункта. Шенген-2 решал главным образом во­просы бесконтрольного пересечения внутренних границ едино­го внутреннего рынка и осуществления контроля при пересече­нии внешних границ, когда паспортная проверка проводится всего один раз.

Определился статус лиц, прибывающих из третьих стран. Для них установлены краткосрочные и долгосрочные визы, предус­мотрены условия передвижения в рамках стран - участниц Со­глашения, отработан порядок рассмотрения заявлений о предо­ставлении убежища.

В Шенгене-2 подробно регулируются вопросы полицейского сотрудничества, оказания правовой помощи в уголовном произ­водстве и при выдаче преступников, в совместной борьбе против распространения наркотиков.

Среди положений Шенгенского соглашения об­ращают на себя внимание:

    взаимное признание виз, выдаваемых странами-участницами;

    введение единой визы, действующей на территории стран- участниц;

Рассмотрение и решение вопроса о предоставлении убежища в каждом случае только одним государством;

    полицейское сотрудничество;

    иммиграционная политика и политика, касающаяся граждан третьих стран;

Таможенное сотрудничество.

Предпосылкой к введению единой визы в страны действия Шен­генского договора, которая признавалась бы действительной все­ми странами - участницами Соглашения, стало принятие ряда юридических документов, определяющих порядок въезда граждан третьих стран на территорию стран ЕС, это:

Единый список, насчитывающий в настоящее время 110 стран, гражданам которых необходимо получить визу для въезда в любую страну - участницу Соглашения;

    единый список лиц, въезд которых в страны Европейского союза нежелателен;

    общие для стран ЕС критерии, по которым ходатайствующим будет предоставляться виза для въезда на территорию действия Шенгенского соглашения или общий для всех стран перечень при­чин, которые могут служить предлогом для отказа в выдаче визы.

Следующие 5 лет были посвящены решению ряда проблем ре­ализации Шенгенского соглашения. В первую очередь речь шла о создании единой компьютерной базы данных с информацией о гражданах государств, не входящих в зону безвизового обмена, которые посещают страны ЕС, а также об обеспечении доступа к этой информации консульских отделов стран - участниц Шен­генского соглашения.

О Шенгенских соглашениях можно сказать, что они легче под­писывались, чем начали выполняться. Достаточно напомнить, что их вступление в силу неоднократно откладывалось. Даже в начале 1994 г. Исполнительный комитет Шенгенских стран (Исполком) принял решение об очередной отсрочке, мотивируя ее тем, что компьютерная база Шенгенской информационной системы еще не отлажена и, как показали проверки, нередко дает сбои.

Соглашение вызвало большой интерес со стороны других ев­ропейских государств. Его привлекательность заключалась не только в отмене пограничных формальностей для людей, но и значи­тельно упрощало многие процедуры и правила, действовавшие в процессе осуществления практически всех свобод единого внут­реннего рынка (передвижение товаров, капиталов и т.д.).

Не случайно круг участников Шенгенского соглашения посте­пенно расширялся. К нему присоединились: Италия (1990), Ис­пания и Португалия (1991), Греция (1992), Австрия (1995). Одна­ко не все страны сразу могли полностью удовлетворить требова­ниям ЕС. Испания и Португалия сразу же, в 1991 г., стали пол­ноправными участниками Соглашения и полностью приняли все его положения. Италия только в середине 1996 г. стала изменять внутреннее законодательство в соответствии с требованиями Со­глашения и полностью присоединилась к нему только к 1997 г. Греция и Австрия не сразу смогли удовлетворить требования Шен- гена.

Некоторые страны заняли выжидательную, а то и открыто от­рицательную позицию. Не желала вступать в Соглашение Вели­кобритания, настаивая на сохранении полного своего контроля за пересечением национальных границ. Ирландия была вынужде­на последовать решениям Лондона, иначе ее граждане лишились бы существующих льгот при поездках в Великобританию. До на­стоящего времени эти две страны так и не присоединились к Шенгенскому соглашению.

О своем присоединении к Шенгенскому соглашению заявили Дания, Финляндия и Швеция. Препятствием для этих стран была необходимость урегулировать вопросы, связанные с их участием в безвизовом порядке пересечения границ, действующем в Скан­динавии 40 лет. До последнего времени получалось так, что если бы скандинавская «тройка» вступила в Шенгенское соглашение, то через государства, не являющиеся членами Европейского со­юза и Шенгенского соглашения, можно было бы беспрепятствен­но проникать на территорию единого внутреннего рынка. Иначе говоря, возникла бы опасность осложнений, порождаемых сосу­ществованием двух различных правовых режимов. Выход был най­ден, когда к Шенгенскому соглашению в марте 2001 г. присоеди­нились все пять скандинавских стран: Дания, Финляндия, Шве­ция, Норвегия и Исландия.

Новым шагом в развитии Шенгенского процесса явилось при­нятое 12 декабря 1998 г. решение Исполкома об отмене с 1 марта 1999 г. визового режима в отношении граждан Эстонии, Латвии и Литвы. Это решение свидетельствует о желании европейских стран быстрее интегрировать прибалтийские государства в Евросоюз. Выли заключены двусторонние соглашения о безвизовых поезд­ках, действия которых не распространяются на лица, не обладаю­щие гражданством прибалтийских государств. Для них сохранился визовый режим. Государства - участники Шенгенского соглаше­ния обратились к прибалтам с призывом присоединиться к Кон­венции ООН о правовом статусе лиц без гражданства от 28.09.54 г. (Женевская конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951 г.) с тем, чтобы все проживающие на их территории могли в будущем пользо­ваться правом безвизового въезда.

В настоящее время в Шенгенское визовое простран­ство входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Фран­ция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Порту­галия. Льготный безвизовый порядок въезда в страны Шенгенского соглашения предоставлен Венгрии, Польше, Словакии, Чехии, Лат­вии, Литве, Эстонии. Их граждане могут въезжать в страны Шен­генского соглашения без визы, только со своим национальным паспортом.

Свободу передвижения людей и товаров в рамках Шенгенского соглашения довольно скоро уравновесила суровая реальность под названием «компенсирующие меры». Пришлось резко усилить ох­рану внешних границ, наладить информационный обмен и со­трудничество правоохранительных органов, принять меры по борь­бе с транспортировкой наркотиков и оружия. Затем на первый план вышла борьба с нелегальной иммиграций. В связи с этим серьезная ситуация сложилась в Италии, Испании и Греции. Не­легальные иммигранты, проникающие во многие европейские страны из Албании, бывшей Югославии, Северной Африки, Ук­раины и Белоруссии, исчисляются сотнями тысяч. Политологи полагают, что свобода передвижения может разрушить правовое поле Европы. Это порой побуждает чиновников, ответственных за контроль над въездом в Европу, принимать жесткие меры по от­ношению к иностранцам, въезжающим на территорию стран Шенгенского соглашения.

Необходимо отметить, что отдельные страны ЕС подписали договоры о безвизовом въезде с третьими странами, с которыми имеется традиционный широкий обмен. Например, между Ита­лией и некоторыми африканскими странами, Бельгией и Заи­ром, Австрией и Венгрией. Из-за исторически сложившихся свя­зей выходцам из стран Латинской Америки не нужна въездная виза в Испанию, однако страны ЕС настаивают на изменении та­кой визовой практики, так как она обеспечивает свободу дей­ствий в Европе колумбийским и другим латиноамериканским тор­говцам наркотиками. Граждане Португалии пользуются правом двойного гражданства с Бразилией и наоборот. Большое количе­ство иммигрантов прибывает в Великобританию с индийского суб­континента, а во Францию - из Северной Африки.

По мнению экспертов стран ЕС введение унифицированных въездных предписаний является единственным эффективным и универсальным способом регулирования потока беженцев и им­мигрантов.

В июле 1995 г. все государства - члены ЕС подписали конвен­цию о создании Европейского полицейского ведомства - Евро- пола. Это пока еще информационная система, предназначение которой - сбор и обработка сведений о террористах, их дея­тельности и о транспортировке наркотиков. Деятельность Евро- пола призвана, прежде всего, контролировать и решать пробле­мы, порождаемые открытыми границами в рамках Шенгенских соглашений.

Шенгенское соглашение специально оговаривает, что в случае угрозы общественному порядку внутренние границы государств - участников Шенгенского соглашения могут восстанавливаться на ограниченный период по решению правительства. В таком случае другие страны об этом извещаются заранее. Пограничная служба тем самым получает возможность проверять при переходе грани­цы удостоверения личности или загранпаспорта.

В соответствии с Соглашением каждая страна Шенгенской группы «после введения единой внешней границы Сообщества осущест­вляет пограничный контроль в соответствии с едиными принципа­ми и нормами, но при этом в рамках национальной компетенции и с учетом интересов всех стран-участниц». Контроль внешних гра­ниц должен быть усилен настолько, чтобы быть эффективным и не вызывать сомнений ни у одной из заинтересованных стран. Для этого соответствующие рабочие группы изучают механизм вложения финансовых средств каждым партнером на укрепление внешних границ. Разработан целый ряд юридических документов и различ­ных административно-технических нормативов, которые смогут обеспечить единый подход к осуществлению пограничного и тамо­женного контроля в отношении граждан третьих стран.

Не все в реализации Шенгенского соглашения проходило гладко. Возникали многочисленные проблемы. В частности, несмотря на высокую степень защиты - за все время существования дизайн визовой этикетки несколько раз менялся, одновременно совер­шенствовались средства защиты от подделок, - отмечались слу­чаи подделки бланков шенгенских виз. Чаще всего речь шла о са­мостоятельном исправлении сроков действия документа.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о введении еди­ной европейской визы, с помощью которой Европа планирует бо­роться с нелегальной иммиграцией. Общеевропейский план борь­бы с нелегальной иммиграцией, предложенный всем странам ЕС, в частности предусматривает создание единой европейской консуль­ской службы и единой европейской туристской визы. Авторство по новым инициативам принадлежит Испании - стране, известной своим жестким иммиграционным законодательством, - и состоит в следующем: поскольку граждане третьих стран, получив отказ в шенгенской визе одной из стран ЕС, обращаются в консульство другой, но в конце концов попадают в страну, где их по той или иной причине не хотят видеть, постольку планируется не только облегчить режим депортации таких иммигрантов, но и ввести санк­ции против стран, не являющихся членами ЕС, которые не прини­мают мер по пресечению незаконного выезда их граждан в Европу.

Создан единый автоматизированный банк данных полицейских органов - Шенгенская информационная система (ШИС), располо­женная в г. Страсбурге. Система охватила полицейские органы всех стран Европейского союза, примкнувших к Шенгенскому согла­шению.

В банк данных стали вводиться сведения о лицах, выдачу кото­рых запрашивали страны-участницы соглашения; о лицах, по­дозреваемых в совершении особо опасных преступлений; о доку­ментации и иных предметах, являющихся уликами в расследуе­мых делах, связанных с серьезными уголовными преступления­ми, и др. Составной частью полицейского сотрудничества стала возможность преследовать преступников на территории других стран - участниц Соглашения, что в отдельных случаях требует присутствия должностных лиц государства, на территории кото­рого осуществляется арест.

В Российской Федерации консульства стран, входящих в Шен­генское соглашение, часто сталкиваются с предоставлением не­достоверных сведений заявителя о себе и о целях поездки. Однако любое нарушение условий Шенгенского соглашения, в том числе и представление заведомо ложных сведений, влечет за собой от­каз в выдаче разрешения на въезд на территорию одного из госу­дарств Шенгенской зоны и автоматически закрывает туристу до­рогу практически во все государства Евросоюза.

В ближайшие годы предполагается расширить число стран, вхо­дящих в Шенгенское соглашение. Одним из основных претенден­тов является Кипр. На очереди - Польша, Латвия, Хорватия.

Все страны Европы привлекают ежегодно множество туристов со всего мира. Она знаменита своим высоким уровнем жизни, развитостью стран, культурой, искусством, богатейшей историей и отличным сервисом. Для совершения поездки в любую из требуется особая виза - Шенгенская, а вся Европа целиком называется Одно из самых привлекательных направлений туризма - страны Шенгенского соглашения, список этих государств пополняется из года в год.

История

Европейское экономическое сообщество на протяжении последних десятилетий стремилось к достижению Четырех свобод - перемещения внутри Европы услуг, товаров, капиталов и людей. Для достижения этих целей подписано множество договоров и соглашений, которые регламентируют отношения стран Европы между собой. В 1958 году было подписано соглашение о создании европейского Таможенного союза, который значительно упростил перемещение внутри зоны товаров и услуг, перемещение граждан затруднялось паспортным и визовым контролем - каждому въезжающему гражданину необходимо было представить документы и пройти таможенный досмотр. Это причиняло определенные неудобства и занимало достаточно много времени на каждой пересекаемой границе. Для упрощения передвижений граждан внутри Европы было заключено Шенгенское соглашение - подписание его состоялось в июне 1985 года на борту судна «Принцесса Мари Астрид» неподалеку от деревни Шенген - отсюда и название соглашения. Это место было выбрано из-за своего местоположения - на пересечении границ трех стран - Люксембурга, ФРГ и Франции. Соглашение было подписано главами пяти государств - Люксембурга, Франции, ФРГ, Нидерландов и Бельгии. Эти государства первыми стали называться соглашения", список их пополняется до сих пор. Постепенно все остальные члены ЕС присоединялись к действующему соглашению. Суть этой договоренности сводилась к упрощению границ между странами-участницами, отмене таможенного, паспортного и визового контроля.

Страны

Большинство - это страны Шенгенского соглашения. Список их время от времени меняется. В настоящее время в Шенгенскую зону входит 27 государств: Австрия, Венгрия, Германия, Бельгия, Греция, Дания, Исландия, Италия, Латвия, Испания, Литва, Лихтенштейн, Мальта, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Финляндия, Чехия, Швейцария, Франция, Швеция и Эстония. Страны шенгенского соглашения - список 2014 года - значительно отличаются от данных прошлых лет. Из всех государств, входящих в Шенгенское соглашение отказывается подписать только Великобритания и Ирландия - для посещения этих государств требуется получение собственной национальной визы, паспортный и сохранился.

Как получить шенген

Для того чтобы получить Шенгенскую визу, необходимо соблюсти несколько условий - по правилам нужно обращаться за разрешением в посольство той страны, в которой будет наиболее длительный срок пребывания. Если же поездка совершается в несколько стран и пребывание примерно одинаково в каждой, то визу должно выдать посольство страны въезда на территорию ЕС. В посольстве следует предоставить максимум информации о себе, представить все документы и соблюсти все требования. Формы документов и заполнение анкет можно найти на официальных сайтах посольств. В случае отказа возможно повторное обращение через некоторое время.

Категории виз

Существует несколько типов виз, которые выдают страны шенгенского соглашения. Список 2014 года включает в себя следующее. Виза категории А - аэропортовая. Выдается при транзите через Европу. Категория B - виза для транзита, которая действительна для нескольких въездов в страны ЕС, срок пребывания не может превышать 5 дней. Категория С - краткосрочная, срок пребывания по ней не может превышать 90 дней, на протяжении полугода. К категория D относятся национальные визы разных стран Евросоюза, срок пребывания по ним позволяет находиться в Европе свыше 90 дней. Условия перемещения по Шенгенской зоне регулируются внутренним законодательством страны, выдавшей такую визу. В некоторых случаях странами выдаются визы, имеющие пометку LTV . Это означает, что гражданин может перемещаться только внутри страны, которая выдала визу - но не по всей Шенгенской зоне. Визы в соглашения оформляются через посольства. Оформление занимает до 30 дней - в зависимости от категории и страны пребывания. Можно оформить разрешение на въезд самостоятельно либо обратиться за помощью в туристические фирмы или к посредникам.

Документы для оформления

Одним из самых труднодоступных считается разрешение на въезд в страны Шенгенского соглашения. Список документов, необходимых для получения визы, время от времени обновляется. Для обращения в посольство за разрешением на въезд требуются документы. В первую очередь загранпаспорт. Причем он должен быть действителен на протяжении полугода после совершения поездки. Фотографии установленного образца и заполненная анкета - строго по образцам, предоставленным посольством. Справка с места службы или работы - на ней обязательно указываются все контактные телефоны и адрес предприятия, для неработающих граждан, например, студентов, требуется справка из учебного заведения. Обязательно нужно подтвердить финансовую состоятельность - представить справку о покупке валюты с расчетом на 50 евро в день на одного человека или взять выписку с кредитной карты или банковского счета. В случаях неработающих граждан необходимо предоставить информацию о том, кто оплачивает поездку и проживание в стране. Обязательно потребуется медицинская страховка, информация обо всех членах семьи - детях, супругах, и т.д., свидетельства о браке и документы на детей - вместе с ксерокопиями. Все дополнительные документы, запрашиваемые посольством, должны быть предоставлены по первому требованию.

Причины отказа

Страны-участницы Шенгенского соглашения предъявляют достаточно строгие требования ко всем въезжающим гражданам. Самыми распространенными причинами отказа считаются: нарушение прежде выданной визы, отсутствие некоторых необходимых документов, наличие данных о совершенном преступлении, подача ложных сведений о себе, недостаточная финансовая обеспеченность. Работники посольства могут отказать в выдаче визы по причине возникновения сомнений в том, что гражданин вернется обратно после совершения поездки. Для того чтобы избежать этого, рекомендуется подтвердить наличие собственности и родственников на родине.

Многие путешественники, планирующие посетить Европу с целью туризма, сталкиваются с необходимостью оформления визы (если, конечно, предполагаемая страна визита не входит в ). При этом не всегда есть ясность, чем отличается виза в шенгенскую зону от , Испанию или другие европейские страны. Попробуем разобраться в этом вопросе.

История появления Шенгенского соглашения

Как известно, страны Европы относительно невелики. В то же время, плотность населения европейских государств достаточно высока, а культурные связи между жителями – очень плотные. В связи с этим, перед правительствами крупнейших европейских стран давно стояла проблема упрощения процедуры пересечения границ между соседними государствами. Первая встреча для решения этого вопроса произошла в 1985 году, когда лидеры 5-ти европейских стран (ФРГ, Бельгии, Франции, Нидерландов, Люксембурга) собрались в городе Шенген (Люксембург) и подписали соглашение, на основании которого к 1990 году должны были быть упрощены процедуры прохождения паспортного контроля между границами этих стран.

В 1990 году состоялась повторная встреча глав стран Шенгенского соглашения, где было принято решение о объединении процесса создания Европейского Союза и единой шенгенской зоны. Были выработаны унифицированные в общих чертах правила получения виз и образовалось понятие «Шенгенская виза», которая предоставляла право въезда в шенгенскую зону иностранным гражданам. Причем, въезжая через одну из стран шенгенской зоны, иностранный гражданин автоматически получал право на посещение любой страны Шенгенского соглашения. Кроме того, предполагалось создание единой шенгенской информационной системы, содержащей данные о миграции иностранцев, выданных визах и так далее.

На протяжении 1990-1992 годов, к Шенгенскому соглашению присоединились многие из стран Европейского Союза (Испания, Португалия, Греция, Италия). В то же время Великобритания, Дания и Ирландия отказались войти в шенгенскую зону. Параллельно с этим, возникли сложности с созданием единой информационной системы и унификацией миграционного законодательства в разных странах. В итоге, вступление в силу Шенгенского соглашения переносилось несколько раз. С 1995 года положения Шенгенского соглашения ступили в силу на территории 7 государств: ФРГ, Люксембурга, Бельгии, Нидерландов, Франции, Португалии и Испании. Остальные страны Европейского Союза пока не готовы были отменить внутренние границы.

В 1999 году Шенгенское соглашение было заменено так называемым Шенгенским законодательством – положения Шенгенского соглашения были внесены в законодательство Европейского Союза. С этого момента, все страны, принимаемые в ЕС, автоматически попадают в шенгенскую зону – единое политическое и экономическое пространство, без внутреннего паспортного контроля.

Страны Шенгенского соглашения в 2013 году

На середину 2013 года к странам Шенгенского соглашения относятся 27 государств. Не все они в полном объеме приняли положения Шенгенского соглашения, зачастую ограничения касаются отдельных областей, таких как Афон в Греции или Гренландия в Дании, для которых введены специальные режимы.

Некоторые страны, не подписывали Шенгенского соглашения, но границы с ними фактически отсутствуют, так как де-факто они являются составной частью других государств. Это Андорра (является частью Испании), Монако (часть Франци), Сан-Марино (часть Италии). Великобритания и Ирландия, напротив, не отменяют паспортного контроля на своих границах, аргументируя это своим островным положением и тяжелой ситуацией с иммигрантами. Запланированное на лето 2013 года присоединения к странам Шенгенского соглашения Румынии и Болгарии было перенесено на конец 2013 года. На особом положении находится остров Кипр из-за политических проблем с Северной частью острова.

Страны Шенгенского соглашения по состоянию на 2013 год

Страна Год отмены погранконтроля Условия пересечения границы

Погранконтроль не осуществляется

Де-факто относится к странам Шенгенского соглашения вместе с Италией

Погранконтроль не осуществляется

Германия

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Гренландия и Фарерские острова не относятся к шенгенской зоне.

Исландия

Погранконтроль не осуществляется

Области Сеута и Мелилья – действует паспортный контроль для въезжающих с других африканских территорий.

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Лихтенштейн

Погранконтроль не осуществляется

Люксембург

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Нидерланды

Погранконтроль не осуществляется

Норвегия

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Португалия

Погранконтроль не осуществляется

Словакия

Погранконтроль не осуществляется

Словения

Погранконтроль не осуществляется

Финляндия

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Швейцария

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Погранконтроль не осуществляется

Таким образом, планируя свою поездку в Европу, вам необходимо выяснить, входит ли выбранная вами страна в шенгенскую зону и применяется ли в полном объеме на ее границах Шенгенское соглашение. Если – да, то получив визу в страну Шенгенского соглашения, вы без осуществления паспортного контроля, фактически без границ, сможете путешествовать по 30 странам Европы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!