Это жизнь - портал для женщин

Вспомогательная историческая дисциплина изучающая печати. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины и их роль в исторических исследованиях

1.3. История развития вспомогательных исторических дисциплин

Донаучный период становления вспомогательных исторических дисциплин был связан с чисто практическими нуждами. Древние писцы в целях установления подлинности документов сравнивали почерки, вырабатывали приемы анализа актового формуляра, следили за способом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению событий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычислений пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц.

По мере дальнейшего развития Русского государства практические знания в области вспомогательных исторических дисциплин все более часто применялись в жизни. В XV–Х VII вв. развитие практической палеографии выразилось в составлении учебных пособий:

· рукописные азбуки-прописи, задачей которых было обучение грамоте;

· руководства для писцов-рисовальщиков, в них содержались разъяснения того, как разглаживать бумажный лист, наносить на него золотой грунт, составлять и подбирать краски, пользоваться кистью, линейкой (правилом), циркулем (кружалом).

Практические знания в области палеографии нашли отражение в графике книжного шрифта и украшении печатных книг, а также в оформлении печатных азбук и букварей: «Азбуки» Ивана Федорова (1574), «Азбуки» Василия Бурцева (1634), Букваря Кариона Истомина (1694).

Практическая метрология . Развитие внутренней и внешней торговли, начало складывания всероссийского рынка, попытки усовершенствования податного обложения повысили потребность в знаниях, необходимых при подсчетах площадей, длины, веса, объема. Эта же потребность вызвала к жизни специальные руководства – справочники, содержащие обобщенные сведения из области практической метрологии. Среди них важное место занимала «Торговая книга», составленная в ХVI в. и существенно дополненная в ХVII в. Книга содержала сведения о товарах и ценах и предназначалась для обучения молодых людей торговому делу. В одной из ее статей «О мерах» был дан достаточно полный перечень и описание существовавших тогда мер, и указывалось на соотношение между ними. О мерах единого русского государства мы узнаем из еще одного сочинения ХVII в. – «Счетных мудростей», руководства по арифметике и основам алгебры. В ХV I –ХVII вв. для составителей писцовых книг было создано руководство по измерению земельной площади «Книга сошного письма».

В ХV–ХVII вв. практическая хронология развивалась по двум направлениям. Одно из них было связано с накоплением практических знаний в области астрономии и математики, необходимых для определения времени. Другое продолжало предшествующие традиции вычисления пасхалий как главных вех, к которым привязывались остальные переходящие праздники церковного календаря. Подсчет церковных праздников на Руси был доведен только до 7000 г. (по эре от сотворения мира, от РХ – 1492 г.), с наступлением которого в древности ожидался конец света и Страшный суд. Пророчество не оправдалось, и по прошествии 7000 г. были сделаны расчеты пасхалий и составлен так называемый «Круг Миротворный». В ХVI в. его дополнили информацией о високосных годах, месяцах, временах года, числах церковных праздников.

Развитие практической генеалогии в ХV–ХVII вв. было связано с деятельностью государственной власти и нуждами боярства и дворянства. В Русском государстве требовалось соблюдение строгой иерархичности назначения на службу и необходим был учет местнических порядков при получении того или иного места. Это и явилось причиной появления частных родословных книг, которые после их переработки были включены в середине XVI в. в официальный источник – «Государев родословец». Он употреблялся для справок в местнических спорах. В 1682 г., в связи с отменой местничества, была сделана попытка обновить и пополнить родословные росписи. Результатом работы явилось создание «Бархатной книги», содержащей родословия старинного русского боярства и дворянства.

В 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича в Посольском приказе была подготовлена «Большая государственная книга, или Корень российских государей» («Титулярник»). Книга содержала помещенные в хронологической последовательности портретные изображения киевских и московских великих князей и царей (от Рюрика до Алексея Михайловича включительно). В «Титулярнике» был записан полный царский титул и давались рисунки государственного герба и 33 гербов земель и княжеств, названия которых входили в царский титул.

Следующая ступень в развитии вспомогательных исторических дисциплин была связана с выявлением, публикацией и критикой исторических источников и написанием научных трудов по истории России. Первые наблюдения в области вспомогательных исторических дисциплин прослеживаются в сочинениях XVII I в. В.Н. Татищев открыл и исследовал «Русскую Правду» и «Судебник» 1550 г., а также использовал большое количество летописных и других источников. Сведения по хронологии, палеографии, генеалогии, топонимике давались в исторических трудах М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.И. Болтина, в комментариях к изданиям источников Н.И. Новиковым. В 1773–1791 гг. Н.И. Новиков осуществил многотомное издание «Древней Российской Вивлиофики» (вивлиофика – библиотека), в котором впервые опубликовал духовные и договорные грамоты князей, ханские ярлыки, родословицы («Бархатную книгу») и др. источники.

В 1722 г. по указу Петра I при Сенате была создана Герольдмейстерская контора, обязанностью которой являлось составление не только городских, но и частных гербов. С 1725 г. основные нумизматические находки начали сосредотачиваться в Академии наук. С 1755 г. сбором монет стал заниматься нумизматический кабинет Эрмитажа.

Само понятие о палеографии, метрологии, хронологии, сфрагистике, нумизматике и др. получило развитие только в ХIХ в. Именно в это время начинается научный период развития вспомогательных исторических дисциплин. На этом этапе шло выявление и накопление фактического материала, имеющее итогом появление работ, в которых давалось описание материала, делались первые шаги по его научному осмыслению, обобщению и классификации. С публикацией статей о русских мерах длины и веса, о торговых ценах на товары и хлеб началось описание материалов по русской метрологии, завершившееся книгой Ф.И. Петрушевского «Общая метрология», вышедшей в 1849 г. и обобщившей ранее собранный материал.

Практическая необходимость научной датировки публикуемых источников, в первую очередь Полного собрания русских летописей, открыла страницу жарких споров о летосчислении Древней Руси, старшинстве мартовского или сентябрьского годов. Тогда же были обобщены и популярно изложены сведения о календарях, а П.В. Хавский обратился к составлению хронологических таблиц, существенно облегчивших определение дат исторических событий (Хавский П.В. Таблицы для проверки годов в русских летописях. М., 1856).

Сводным трудом по сфрагистике и геральдике стала работа А.Б. Лакиера «Русская геральдика» (кн. 1-2, СПб., 1855). В первой книге этого труда давался исторический обзор русских печатей и делалась попытка их научной классификации. Вторая книга содержала историю дворянских гербов. В тесной связи с геральдикой развивалась генеалогия. Столкнувшись с необходимостью разобраться в чрезвычайном обилии повторяющихся имен князей в ранний период Российской истории, авторы трудов по истории России приступили к составлению княжеских родословных росписей и таблиц.

В ХIХ в. к палеографии относилось все «древлеписание» – не только рукописи, но и надписи на камне, монетах. Первая научная работа по палеографии – А.Н. Оленин «Письмо о камне Тмутараканском» (1806). В работе И.И. Срезневского «Славяно-русская палеография XI – XVI вв.» (СПб., 1885) к объекту изучения палеографии были отнесены и надписи, сделанные на твердых предметах: иконах, монетах, камнях. Только со временем к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописей. Изучение надписей на камне стало уделом эпиграфики, надписей на металлической печати – сфрагистики, на монете – нумизматики.

Возможность использования более частных палеографических приемов датировки давала работа Н.П. Лихачева, посвященная бумажным водяным знакам. Достижением историографии явился учебник по палеографии В.Н. Щепкина, вышедший в 1918 г. Работа В.Н. Щепкина и сегодня в значительной степени сохранила свою научную ценность.

Интерес к вопросам летосчисления, усилившийся главным образом в связи с кампанией, проводимой в пользу замены юлианского календаря григорианским, дал толчок к изучению часосчисления и летописного летосчисления на Руси. Компромиссная гипотеза Н.В. Степанова об отставании мартовских годов от сентябрьских на полгода или, наоборот, опережении их (так называемые ультрамартовские годы) положила конец спорам о начале года на Руси, продолжавшимся еще с первой половины ХIХ в.

Трудами Н.П. Лихачева начала ХХ в. были заложены основы научной сфрагистики.

Со второй половины ХIХ в. в ряде вузов было введено чтение лекционных курсов по палеографии, нумизматике, метрологии, сфрагистике, генеалогии и геральдике. Однако в конце ХIХ – начале ХХ в. все еще продолжали оставаться нечетко выраженными предмет и задачи отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Некоторые из них рассматривались в качестве прикладных по отношению к другим вспомогательным историческим дисциплинам: сфрагистика – как прикладная дипломатики, геральдика – как прикладная генеалогии. Хронология, находившаяся в процессе становления, часто рассматривалась в учебных курсах по палеографии. Разработка теоретических вопросов отличалась неравномерностью. Например, палеография развивалась преимущественно на источниках, написанных уставом и полууставом. Деловые бумаги, в том числе и частные акты, написанные скорописью, исследовались недостаточно. Не стали объектом исследования такие признаки бумаги, как клейма и штемпели. Не равномерно развивались отдельные разделы нумизматики. Серьезным недостатком нумизматического собирательства являлась недооценка монетного клада как комплексного нумизматического источника. Метрология ограничивалась преимущественно изучением древнерусских мер, сфрагистика проявляла больший интерес к печатям Х V I–Х V II вв., чем к печатям древним, причем изучались печати, сохранившиеся при документах. Что же касается печатей, найденных в земле, в отрыве от документов, то за неимением методик их обработки они еще не привлекли должного внимания исследователей. Введенные во второй половине ХIХ в. в научную практику формулы перевода дат все еще отличались громоздкостью и неудобством. Некоторые классификации печатей и монет нуждались в критической переоценке.

Некоторые разработки в области вспомогательных дисциплин содержали ошибочные положения. Например, весовая метрология отрицала самобытное развитие русских единиц веса и утверждала, что славяне их заимствовали у арабов, греков, скандинавов. Факт раннего развития единиц и систем веса, в том числе гривны, у восточных славян еще до их контактов с Востоком, Византией и Скандинавией учеными-метрологами игнорировался. Противореча показаниям монетного материала о значительном дроблении денежных единиц, метрологи отрицали пестроту областных мер в период феодальной раздробленности.
В генеалогии неверным был вывод об отсутствии письменных источников о родословных рабочих и крестьян и о невозможности восстановлении их генеалогии.

В ХХ в. в научный оборот были вовлечены новые вещественные источники, найденные в ходе археологических раскопок. Еще в самом начале ХХ в. была открыта сфрагистическая сокровищница Руси – Новгородское городище. На протяжении периода существования Новгородской республики оно было главной резиденцией князя. На городище находились княжеская канцелярия и архив. Материальные остатки этих учреждений сохранились в виде печатей или их осколков, находки которых не прекращаются до настоящего времени, составив громадный сфрагистический фонд. Большое значение для накопления сфрагистического материала имели раскопки в Пскове Домонтова городища. Именно в ХХ в. началось изучение печатей, найденных в отрыве от документов.

Открытие археологами начиная с 1951 г. в Новгороде, а затем в Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Витебске и других городах берестяных грамот дало в руки исследователям несколько сотен единиц ранее неизвестных источников. Ежегодные находки все новых и новых монетных кладов расширили исследовательскую базу нумизматов.

В советское время стали издаваться на протяжении ряда лет сборники и журналы по вспомогательным историческим дисциплинам: «Архивное дело», «Советские архивы» (сейчас «Отечественные архивы»), «Археографический ежегодник» (с 1957 г. до настоящего времени); «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968 г. до настоящего времени).

В работах ученых ХХ в. Л.В. Черепнина, М.Н. Тихомирова, А.В. Арциховского, Б.А. Рыбакова, И.Г. Спасского, В.Л. Янина, П.В. Устюгова, Е.И. Каменцевой, Н.А.Соболевой и других получили развитие глубокий исторический подход, теоретическое переосмысление целей и задач, совершенствование методик палеографии, метрологии, сфрагистики, геральдики, нумизматики, ономастики, хронологии.

Контрольные вопросы

1. Что такое внешняя критика исторического источника? Чем от нее отличается внутренняя критика исторического источника?

2. Раскройте деление исторических наук на три большие группы. Какое место среди исторических наук занимают вспомогательные исторические дисциплины?

3. Дайте определение восьми вспомогательным дисциплинам, которые мы будем изучать.

4. С какими нуждами было связано развитие вспомогательных исторических дисциплин в древности и средние века?

5. Обоснуйте, почему научный период развития вспомогательных исторических дисциплин начинается в XIX в.?

6. Какие российские ученые XVIII – XIX вв. занимались вспомогательными историческими дисциплинами?

8. Какие научные открытия ХХ в. позволили вспомогательным историческим дисциплинам эффективно развиваться?

Библиографический список

1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. М., 1994.

3. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.

4. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

Е.В. Пчелов*

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ КОНТЕКСТЕ

В этой статье мне хотелось бы остановиться на современном положении вспомогательных исторических дисциплин (далее - ВИД) в исторической, и не только в исторической науке, показать их сегодняшнее значение для гуманитарного знания и рассмотреть возможные пути их развития в будущем.

Прежде всего нужно ответить на вопрос, что такое ВИД, что понимается ныне под этим названием и что собой эти «дисциплины» в настоящее время представляют.

Наверное, не будет неожиданностью сказать, что ВИД - наименование, которое берется в кавычки как в целом, так и в каждой из частей этого понятия, - представляют собой весьма условный конгломерат, даже скорее круг наук, научных дисциплин, очень разноплановых, очень разнохарактерных, которые объединены несколькими основными моментами. Эти признаки не только относятся к сегодняшнему положению ВИД, но и отражают их общую, вернее схожую в каждом конкретном случае, историю. Это, во-первых, чисто прикладные функции данных областей знания, которые они выполняли и выполняют сейчас по отношению к собственно исторической науке - иными словами то, что заложено и в слове «вспомогательный», и в слове «исторический», и в слове «дисциплина», т. е. нечто практическое, дополнительное, узко конкретное. Во-вторых, это общность происхождения. Практически все ВИД начали оформляться, формироваться в процессе эрудиционного изучения письменных источников и были (как и остаются) непосредственно связаны с задачами «критики» источника. В самом деле, историк должен

*Пчелов Евгений Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Российского государственного гуманитарного университета. © Пчелов Е.В., 2008

Е.В. Пчелов

уметь прочитать письменный источник, датировать его, определить печать, понять те реалии культуры (названия, измерения и т. п.), которые в этом документе упоминаются, т. е. по сути дела выполнить ту часть работы, которая в классическом источниковедении именовалась критикой происхождения (внешней критикой) и позволяет установить подлинность документа и вписать его в определенный источниковый контекст. Развитие практических навыков и накопление информации со временем привели к выделению отдельных областей как более-менее самостоятельных частей исторического знания, которые и стали позднее именоваться ВИД. Сразу скажу, что эта чисто практическая функция - функция, помогающая историку подготовить к исследованию исторические источники, никуда не исчезла и никогда не исчезнет - она останется за этими дисциплинами и в будущем, ибо, конечно, наука, в том числе и гуманитарная, развивается не путем «смены формаций», предполагающей отрицание или забвение предшествующего, а путем «приращения» знаний и методов и тем самым увеличения и расширения своего внутреннего содержания.

Точно так же навсегда актуальным останется и эрудиционный характер Вид. для того чтобы успешно ими заниматься, нужно очень много знать, причем в разных научных областях, и хотя во многих Вид (таких, как генеалогия, геральдика, палеография, ономастика) создаются и успешно функционируют электронные базы данных и компьютерные программы, они все же не в состоянии заменить исследователя, его творческую интуицию и эрудицию, его кругозор и интеллектуальные, аналитические способности.

Итак, единство происхождения и изначальных практических функций позволяют рассматривать Вид как некую область условно объединяемых отдельных наук. Это происхождение обусловило и название, которым мы пользуемся. Оно громоздко, неудобно и крайне непривлекательно. действительно, когда мы произносим его, у неподготовленного слушателя сразу возникает представление о ВИД как о чем-то частном, дополнительном и незначительном, а отсюда появляется и соответствующее, зачастую пренебрежительное, отношение. разумеется, название ныне совершенно не адекватно реальному содержанию предмета, оно отражает лишь одну из сторон этого содержания, да и то не слишком удачно. расширение научных задач ВИД, самого исследовательского пространства современного гуманитарного знания, достижение значитель-

ной частью ВИД качества самостоятельных наук привели к попыткам отказа от прежнего наименования и поискам новых идентификационных обозначений, которые, впрочем, не дали сколько-нибудь удовлетворительного результата. Наиболее распространенной альтернативой является название «специальные исторические дисциплины», предложенное академиком М.Н. Тихомировым. Поскольку емкого и краткого наименования в науке так и не появилось, остается два пути: или оставить название старое и продолжать пользоваться им, подчеркивая его условность и историзм, или вовсе отойти от содержательной сущности общего наименования, сохранив его лишь в качестве приблизительного контура и понимая каждую из Вид вполне самостоятельной, самодостаточной и самоценной гуманитарной наукой. Предпосылки ко второму пути имеются.

Выйдя (в научном смысле) как бы из общего источника, Вид не просто обособились, но и довольно далеко друг от друга отошли. Сейчас уже вне контекста прикладных задач, на первый взгляд, казалось бы, почти ничего нельзя найти общего у таких, например, наук как геральдика и хронология или ономастика и метрология. Каждая из дисциплин не только вырабатывала свою теорию, методику, практику, увеличивала свой информативный, содержательный потенциал, но некоторые из них сами стали «делиться», образовывая все более и более сложную структуру. Становясь самостоятельно значимыми, части выходили из целого и обретали вполне автономное «существование». Так, к примеру, произошло с филигранологией (филиграноведением) или бонистикой. Увеличиваясь и как бы разрастаясь, ВИД оказались во власти центробежных сил, когда индивидуальность каждой дисциплины стала явственно доминировать над становящимся все более и более зыбким единством.

Поскольку, по сути традиционным, что объединяет ВИД, является их «прикладная» функция по отношению к «собственно историческому» исследованию, то и само это понятие в настоящее время включает в себя ряд разнородных наук, которые в целях некоторой систематизации могут быть объединены в отдельные группы по различным признакам. В историографии неоднократно предлагались разные классификации ВИД, призванные прояснить их природу1. Например, ВИД можно систематизировать по признаку отношения к историческому источнику (источниковедческая классификация). Здесь выделяются дисциплины, имеющие в качестве объекта прежде всего

Е.В. Пчелов

конкретные виды и разновидности источников: письменные -палеография, лингвистические - ономастика, вещественные -нумизматика, изобразительные - геральдика и т. д., и, с другой стороны, дисциплины, имеющие определенный предмет исследования и использующие для его исследования самые разные по своей природе источники: хронология, метрология, генеалогия и др. Возможны, разумеется, и другие классификации.

Если же в целом попытаться охватить взглядом некий общий круг ВИД, то несложно увидеть, что одна часть их изучает системы ориентации во времени и пространстве и их «материальное» воплощение: это своего рода «хронотопный» комплекс Вид - хронология и хронометрия, историческая география и картография, метрология как исследование систем мер и весов и способов их конкретного измерения; другая часть - определенные вещественные или изобразительные источники знакового характера: нумизматика, сфрагистика, геральдика, вексиллология, фалеристика и др.; третья - системы культурной идентификации в языке: ономастика; четвертая - системы ориентации в обществе: генеалогия, архонтология, так называемый «социальный этикет»; и, наконец, пятая - знаки письма и историю письменной культуры: палеографический «круг» дисциплин (порядок перечисления, разумеется, условный).

Важной особенностью всех ВИД является их ярко выраженная полидисциплинарность. В научной литературе уже не раз подчеркивались их многообразные взаимосвязи между собой и кроме того, что особенно важно, с другими гуманитарными и не гуманитарными науками. Совершенно очевидно, что мы не можем успешно заниматься исследованиями в области хронологии, ничего не понимая в астрономии, или геральдикой, не имея хотя бы общего представления об истории изобразительного искусства. Методы ВИД продуктивно используются в различных, зачастую далеких от исторического дискурса науках, и это позволяет различить контуры некоторого синтеза, существенно обогащающего обе «стороны». Одним из примеров такой «пограничности» может служить генеалогия, методы которой активно применяются в генетике человека, как и методы генетики результативны при решении генеалогических вопросов2. Начало этому взаимодействию было положено в своё время в рамках евгеники, вообще мыслившейся рядом выдающихся ученых (таких, например, как Н.К. Кольцов) как область возможного синтеза наук ради достижения общей, практической позитивной цели. Методическая и предметная

«взаимопроникаемость» - еще один признак относительного единства ВИД.

Между тем, конечно, нет сомнения, что, оставаясь практическими, прикладными дисциплинами, ВИД представляют собой своего рода «азбуку истории» и без овладения этой «азбукой» невозможна результативная работа с источниками. Но главное, в современной познавательной ситуации значение ВИД в контексте гуманитарного знания становится совершенно иным и приобретает абсолютно иной, можно сказать универсальный, характер. В самом деле, ВИД занимаются столь существенным пластами истории культуры, сориентированы на столь фундаментальные культурные универсалии, что вполне способны и должны, стать азбукой и для любого ученого-гуманитария в целом, независимо от его узко-специальной принадлежности. Так, без хронологии, метрологии и исторической географии невозможно представить себе модель мира в той или иной культуре, восприятие времени и пространства3; без изучения генеалогии и систем родства нельзя понять организацию общества, не говоря уже о таких важнейших культурных явлениях как письмо, счет, всякого рода эмблематические системы и т. д. В этом отношении ВИД вполне сопоставимы с другой областью некогда прикладного исторического знания - источниковедением, обретающим в настоящее время такой же универсальный для всего гуманитарного знания характер4. То, что объединяет ВИД, - это вне всякого сомнения понятие «культура», образами, символами и моделями которой они по сути своей и занимаются.

Существенно отметить, что ВИД, подобно источниковедению, способны дать нам точное и определенно достоверное знание о предмете своих изысканий, можно сказать, что именно они (хотя, конечно, не одни они) делают историческую науку и вообще гуманитарную область сферой точного научного знания, именно научного, а не субъективно-интерпретационного, т. е. в сущности делают науку наукой. Это сегодняшнее положение и значение ВИД, к сожалению, еще не достаточно осознанное, вновь, кстати, ставит вопрос об их общем наименовании.

Однако в рамках самих ВИД, увы, далеко не всегда еще можно говорить о вполне сформировавшемся научном статусе. Сегодняшнее положение этих дисциплин (я говорю сейчас об отечественной науке) сложно, а в некоторых случаях их состояние даже близко к кризисному. Здесь я хотел бы отметить ряд внушающих тревогу явлений.

Е.В. Пчелов

Во-первых, значительная часть ВИД так и замерла на стадии эмпирического «накопления» материала при ощутимом отсутствии «аналитических процессов» (что не в последнюю очередь обусловлено и их зачастую непростой исторической «судьбой» в отечественной традиции). К таким наукам относятся многие «объектные» ВИД, как, например, сфрагистика или геральдика. Если говорить о геральдике, то даже задача введения в научный оборот всего необходимого, можно сказать элементарного для данной науки источникового материала еще далека от разрешения. Мы практически не имеем современных, фундаментальных, научных публикаций ранее не публиковавшегося архивного комплекса родовых, да и многих территориальных гербов дореволюционной России. Задача, сформулированная в свое время В.К. Лукомским, не решена до сих пор. Геральдические же исследования по большей части представляют собой описательные работы, в которых доля анализа остается крайне низкой, - иными словами, исследователи пытаются, и небезуспешно, ответить на вопросы «где, что, когда и как», но совершенно не задаются вопросом «почему». Отсюда иногда удивительная беспомощность в решении проблем, где аналитика должна составлять необходимую часть исследования.

Можно вспомнить о пресловутой истории двуглавого орла и всадника, когда тщательный анализ конкретного материала и попытки выяснить смысл и значение (семантику) этих эмблем (как и их многочисленных разновидностей) в разных культурах и в разные эпохи заменяется зачастую наивным объединением внешне схожих изображений в единый семантический контекст без различия этих культур, эпох и стилей. То, что тот же двуглавый орел существовал, к примеру, у хеттов, арабов, византийцев, ордынцев и т. д., свидетельствует лишь о широкой распространенности эмблемы как таковой, а также, возможно, и об определенных культурных влияниях (конкретные пути которых большей частью остаются неясными), но совершенно не объясняет смыслового содержания этой эмблемы, которое необязательно было одинаковым или схожим во всех этих культурах. А ведь важно определить эту семантику, как-то классифицировать изобразительные признаки, понять, как воспринимали эмблему в период ее активного бытования и после, как это восприятие отличалось «внутри» культуры и «вне» ее, собрать, наконец, как можно более репрезентативный источниковый материал, в том числе и «на уровне» изображений, а не выхватывать из контекста внешне схожие, да и то

Вспомогательные исторические дисциплины...

приблизительно, эмблемы и на основании этого сходства так или иначе трактовать их историю. Работы, в которых хотя бы задаются подобные вопросы, в нашей геральдике, увы, все еще редки. Отрадным исключением среди недавних исследований является книга о великокняжеской печати 1497 г. Магдолны Агоштон5, которой, видимо, надоела эта зыбкая неопределённость отечественных публикаций и она самым скрупулезным образом провела тщательнейшее источниковедческое исследование печати 1497 г. и наконец опубликовала этот важнейший источник так, что стало возможно рассмотреть его без увеличительных приборов (впервые за четверть века его изучения в современной геральдической науке!). Поистине горькой правдой становятся слова В.К. Лукомского о том, что геральдика (он говорил в данном случае о русской родовой геральдике) станет для будущих историков примерно тем же, чем были египетские иероглифы для Шампольона в начале его изысканий.

Примерно такая же ситуация сложилась и в некоторых других ВИД, как например, в генеалогии, где установление родственных связей (вещь, безусловно, необходимая и полезная), как правило, и является конечным результатом исследования. Я никоим образом не хочу умалить значимость такой сугубо конкретной, частно ориентированной деятельности. Нет, составление любой родословной, а тем более ее публикация - важна и существенна сама по себе, и честь и хвала исследователям, занимающимся столь кропотливым трудом. Чем больше будет научных родословных, тем лучше, тем больше будет наполняться информационная «копилка» генеалогической науки. Но важно помнить, что наука состоит не только в этом, что за всей добытой информацией стоят новые исследовательские задачи и рубежи. Недооценка соотношения тщательного, источниковедчески выверенного эмпирического исследования и аналитических, научных подходов и задач и приводит к многочисленным малоаргументированным, а потому декларативным утверждениям типа незначительной (или наоборот большой) значимости для Средневековья (да и для более позднего времени) внешнего вида эмблемы или о красном цвете как самом популярном в русской культуре. Такие декларации лишь обнажают отсутствие необходимой источни-ковой базы и источниковедческую непроработанность, далекий от науки статус той или иной дисциплины, создают впечатление, что ими, якобы, с успехом может заняться и дилетант.

В других ВИД обнаруживаются вполне реальные, остро ощутимые разрывы и даже «провалы» исследовательской тра-

Е.В. Пчелов

диции, вероятно, связанные в том числе и с повышенным эру-диционным характером ВИД. Здесь сразу можно вспомнить о хронологии и метрологии. Специалистов в этих областях в нашей науке можно буквально пересчитать по пальцам. Если исторической хронологией еще занимаются несколько человек в Москве и в Петербурге, а также, в отдельных других центрах (Барнауле)6, то историческая метрология почти сошла на нет. Это очень серьезная проблема, и она стоит и перед другими областями ВИД. На всем этом сказывается также и отсутствие современных учебных пособий. Мы все учились по учебникам Е.И. Каменцевой, и они навсегда останутся «азбукой» профессии, но жизнь идет вперед и нужны все новые и новые учебники (о чем, кстати, и сама Елена Ивановна всегда говорила). Сейчас же есть или учебники по отдельным дисциплинам, но порой очень слабые, или обобщающие учебники сразу по нескольким дисциплинам, из которых учебник Г.А. Леонтьевой, В.Б. Кобрина и П.А. Шорина в значительной части устарел, а петербургский учебник Европейского университета в некоторых своих частях даже откровенно недостоверен. не говоря уже о том, что все учебники так и находятся на прежнем уровне понимания ВИД как сугубо исторических и специфических наук.

Третий момент, характеризующий современное положение, это наплыв в некоторых областях научного пространства ВИД откровенно дилетантских, а зачастую агрессивно невежественных сил. Конечно, некоторые ВИД в последние годы переживают подъем и стали очень популярны в чисто практическом плане. Это, безусловно, очень отрадное явление. Я имею в виду прежде всего генеалогию и геральдику. Здесь ощутимые подвижки налицо - создана и успешно функционирует государственная геральдическая служба, действуют общественные организации (ряд генеалогических обществ, геральдическое общество, геральдические семинары), издаются журналы7. Широкая общественная поддержка сделали практическую генеалогию и практическую геральдику явлением современной культуры. Особенно важно подчеркнуть ту большую работу, которую проводят все эти структуры по популяризации своих областей, по поиску и систематизации материала, публикации новых исследований, и, что в особенности существенно, начался процесс издания источников на электронных носителях (опубликованы тома Общего гербовника Исторической библиотекой, генеалогические и биографические справочники петербургскими генеалогами). но параллельно с этим возникают и иные тенденции - непрофес-

Вспомогательные исторические дисциплины..

сионализм, непонимание сущности ВИД, незнание их методов создают неестественных, квазинаучных монстров, которые уже присутствуют в виде «квазихронологии», «квазипалеографии» (связанной в основном с дешифровкой древних систем письма или откровенными фальсификациями типа «Влесовой/Веле-совой книги») и уже сейчас «квазигеральдики». Разумеется, не только агрессивное невежество лежит в их основании, здесь задействованы и другие, весьма примитивные (в том числе и коммерческие) факторы, но «разрастание» таких микробных колоний не может проходить незамеченным для профессионального сообщества. Всему этому можно противопоставить только ясное понимание научного содержания Вид, серьезные и глубокие исследования и продуманное преподавание с усилением и формированием научных направлений и школ8.

Общегуманитарные, можно сказать общенаучные, методы Вид, их фундаментальное значение для гуманитарной сферы в рамках самих Вид, как видим, не вполне или почти не отрефлексированы. Этому в какой-то степени способствует и атомизация современной науки. Если все же ориентироваться на интеграционный путь (имеющий, по моему мнению, непреходящую ценность для научного знания как такового) и на «выход» Вид из узких «вспомогательно-исторически-дисциплинарных» рамок (фактически в ряде случаев уже совершившийся), то необходимы, во-первых, осмысление как путей достижения этого нового положения, так и самой его сущности, и, во-вторых, исследовательская деятельность в направлении актуальных общегуманитарных проблем и научных задач.

К числу наук, где до сих пор ВИД не нашли себе адекватного применения (и даже не вышли на новый уровень научного осмысления), относится, на мой взгляд, такая значительная общегуманитарная область, как семиотика. Исторически семиотика, основанная, как известно, философом и логиком Ч.С. Пирсом, лингвистом Ф. де Соссюром и математиком Г. Фреге, наиболее активно развивалась в нескольких основных направлениях: логико-математическом, структурно-лингвистическом, биосемиотическом, структурно-семиотическом в области культурной и социальной антропологии и др. Если семиотика текста, как представляется, больше соприкасается с источниковедением, то семиотика культуры (см. конспект учебного курса «Семиотика культуры» Г.С. Кнабе9) может самым активным образом актуализировать исследовательские практики ВИД. Ведь практически все ВИД можно рассматривать в контексте

Е.В. Пчелов

семиотики, которая вполне в состоянии выполнять роль того «инструмента наук», о котором говорил Ч. Моррис, конечно, и для исторического знания также (что и происходит отчасти в рамках современной научной парадигмы). Значение ВИД в семиотике культуры трудно переоценить. Ведь именно такие, казалось бы, традиционные ВИД и занимаются исследованием разнообразных знаковых систем (зачастую не осознаваемых в рамках этих наук как системы), причем, что особенно важно, в их историческом развитии - это и разнообразые знаки-ориентиры (как, например, карта или календарь), знаки объединения, принадлежности, собственности, отличия, статуса - флаги, гербы, фалеронимы, имена и т. д., знаки счета, системы письма, системы кодов и шифров и многое другое, покрывающее значительное «поле» семиотического пространства любой культуры. Но, к сожалению, нужно признать, что даже современные учебные пособия по семиотике (как, например, примечательное учебное пособие Л.Л. Фёдоровой10) лишь в очень незначительной степени учитывают огромный «наработанный», репрезентативный информационный и методологический потенциал ВИД, что влияет и на корректность изложения материала (в вышеназванном пособии, к примеру, раздел о геральдике и вексиллологии базируется почти исключительно (!) на столь ненадежном «источнике» сведений, как «Энциклопедия знаков и символов» Дж. Фоли). В то же время и сами ВИД крайне слабо восприняли те значимые для гуманитарных наук исследовательские возможности, которые предоставляют методы семиотики. Думается, семиотический подход способен существенно обогатить ВИД, «вывести» их на новый аналитический уровень, раскрыть их актуальную роль в гуманитарной науке. Еще В.Б. Кобрин обосновывал для исторической науки понятие «исторической семиотики», которая может, вероятно, быть своего рода интердисциплиной, охватывающей определенные стороны различных ВИД, и выступать еще одним признаком их единства.

В этом контексте весьма актуальной становится выдвинутая еще о. Павлом Флоренским идея о создании Symbolarium"а - универсального словаря символов разных культур, к осуществлению которой он приступил, но которую, по понятным причинам, так и не смог реализовать. Флоренский составил план словаря и успел написать только первую его «статью», опубликованную лишь в 1980-х гг. - «Точка». Словарь мыслился им прежде всего на основе простейших геометрических фигур, расположенных по мере их усложнения. Важной особенностью словаря был

Вспомогательные исторические дисциплины...

очень высокий уровень философского осмысления символов. Имеющиеся в настоящее время словари символов и эмблем, как переводные, так и оригинальные русскоязычные, конечно же, ни в малейшей степени не приближаются к замыслу Флоренского и в большинстве своем написаны на низком исследовательском и источниковедческом уровне. Как правило, это вполне беспомощное «сваливание в кучу» разнообразных малодостоверных и полученных из третьих рук сведений в хаотическом порядке, причём с очень явным псевдо-эзотерическим уклоном. Основателем этой «традиции» в нашей историографии был В.В. Похлёбкин (сделавший, впрочем, и немало полезного), чей «Международный (!) словарь символики и эмблематики» стал для многих его эпигонов своеобразным образцом. Единственным изданием, где идея Symbolarium"а в более широком понимании частично воплощена в жизнь, является на сегодняшний день ставшая классической энциклопедия «Мифы народов мира», где присутствуют глубокие статьи, посвященные и календарю, и знакам письма, и разнообразным, например животным и растительным, символам. Не так давно Вяч.Вс. Иванов вновь выдвинул проект Флоренского (естественно, в новом варианте) в качестве актуальной научной задачи, и его предложения к этому проекту были опубликованы в первом сборнике «Антропология культуры»11. ВИД, можно думать, способны служить одним из залогов постепенной реализации этого плана.

ВИД стоят сегодня на нелегком пути: многое сделано - еще больше предстоит сделать. но мне кажется, что чем раньше они станут не только «вспомогательными», не только «историческими» и не столько «дисциплинами», тем скорее обретут полноценный статус наук.

Примечания

1 В этой связи большое значение имеет классификация ВИД, предложенная С.М. Каштановым. См.: Каштанов С.М. К вопросу о классификации вспомогательных исторических дисциплин / / Перестройка в исторической науке и проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин: Тез. докл. и сообщений V Всесоюз. конф. Киев, 1990. С. 75-77. Ср.: Соболева H.A., Аксенов А.И. Вспомогательные исторические дисциплины: современное состояние и структура взаимоотношений / / Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): Сб. ст. М., 1993. С. 220-234.

2 Об обеих «сторонах» этого взаимодействия см., к примеру: Эфроим-сон В.П. Гениальность и генетика. М., 1998; Барышникова Н.В.,

Е.В. Пчелов

Дадали Е.Л., Поляков А.В. Клинико-генеалогический метод (в разделе «Методы медицинской генетики») // Генетика / Под ред. В.И. Иванова. М., 2006. С. 380-384; Родионов А.В. Молекулярная генетика на службе генеалогии / / Известия Русского генеалогического общества. СПб., 2005. Вып. 17. С. 5-15 и мн. др. Чрезвычайно существенны генеалогические методы и в изучении систем родства. См., к примеру: Афанасьева Г.М., Симченко Ю.Б. Методика генеалогических описаний и использование их для сбора сведений о номенклатурах родства и брачных нормах // Антропологические исследования. М., 1992. Вып. 10, кн. 2: Новое в методике и методологии антропологических исследований. С. 5-43 и др.

3 Показательно, например, что такие известные книги о средневековой европейской культуре, как «Категории средневековой культуры» А.Я. Гуревича (М., 1984) и «Западная Европа XI-XIII веков» А.Л. Ястребицкой (М., 1978) начинаются с описания представлений средневекового человека о времени и пространстве.

4 См.: Медушевская О.М. Теория, история и метод источниковедения // Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М.: РГГУ, 2004. С. 17-168 и др. работы О.М. Медушевской, М.Ф. Румянцевой и научной школы кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ.

5 Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. К истории формирования русской государственной символики. М., 2005. Применительно к истории образа Георгия Победоносца в русской культуре в целом принципиальное значение имеет работа С.Я. Сендеровича «Георгий Победоносец в русской культуре» (М., 2002).

6 Некоторой, впрочем, довольно результативной, попыткой устроить «смотр сил» в исторической хронологии и придать ей новый исследовательский импульс стала специальная конференция, организованная кафедрой ИВИД ИАИ РГГУ в декабре 2006 г. Ее материалы см.: Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца / Сост. Ю.Э. Шустова; Отв. ред. Р.А. Симонов. М., 2006.

7 Существенную роль в научном развитии геральдики играет и Геральдический семинар ИАИ РГГУ, основанный Е.И. Каменцевой, который к настоящему времени издал 7 сборников своих трудов (Труды ИАИ. М., 2000. Т. 34; Гербовед. М., 2004-2007. № 70, 75, 80, 85, 90, 95) и два сборника ежемесячных бюллетеней (Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам ИАИ РГГУ. М., 2005. Бюл. № 1-15; М., 2007. Бюл. № 16-30). См. также: Елена Ивановна Каменцева: Биобиблиогр. указ. / Сост.: Л.Н. Простоволосова, Е.В. Пчелов. М., 2006.

8 Новое понимание сущности ВИД уже находит отражение в современных учебно-методических пособиях, см.: Вспомогательные исторические дисциплины (примерная программа дисциплины) / / Историко-архи-воведение. Специальность 020800. Государственный образовательный

Вспомогательные исторические дисциплины...

стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин Федерального компонента. М., 2003. С. 637-700; Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб.-метод. модуль. М.: РГГУ, 2004. (Серия «Я иду на занятия...»). «Срез» современного научного и педагогического состояния в этой области был, в частности, представлен на конференции кафедры ИВИД в январе 2006 г., собравшей более 120 участников, см.: Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII науч. конф. кафедры. М., 2006.

9 Кнабе Г.С. Семиотика культуры: Конспект учебного курса. М., 2005.

10 Фёдорова Л.Л. Семиотика: Учеб. пособие. М., 2004.

11 Иванов Вяч.Вс. Symbolarium: предложения к словарю символов // Антропология культуры. М., 2002. С. 32-38.

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы :

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История - наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных документов), эпиграфика и др.

Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но если какая-либо вспомогательная историческая дисциплина рассматривает всегда только один вид исторического источника и использует только “свои” методы для его анализа, то источниковедение охватывает весь комплекс источников, используя при этом выводы любой из вспомогательных исторических дисциплин.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).

Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Свое название она получила от греческого слова “номизма” (монета) в эпоху средневековья.

Сфрагистика (от греческого слова “сфрагис” – печать) - вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати.

Геральдика (от латинского слова Heraldus – глашатай) основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств. Основной, но не единственной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов.

Метрология (от греческих слов “метрон” – мера и “логос” – наука, учение) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры в их историческом развитии и взаимной связи.

Хронология (“хронос” – время) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития.

Историческая ономастика – изучение истории имен собственных.

Топонимика – географические названия

Этнонимика – названия народов

Антропонимика – личные имена.

Археология - (от архео- и греч. lygos - слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Лекция № 1. Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторических наук.

1. Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах.

2. Классификация вспомогательных исторических дисциплин.

3. Проблемы развития вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе.

1. Вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды, формы и содержание исторических источников.

В научный оборот термин “вспомогательные исторические дисциплины” ввел в начале ХХ в. академик Н.П.Лихачев. Читая в Петербургском археологическом институте курс дипломатики, палеографии и хронологии, ученый назвал их в лекциях “вспомогательными историческими знаниями”.

Современные ученые выделяют порядка 60 вспомогательных дисциплин. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Так, п алеография изучает внешние признаки памятников письменности (графика букв, особенности написания, чтение и датировка текстов).

Со временем из палеографии выделился целый ряд новых вспомогательных дисциплин: кодикология, текстология, эпиграфика, берестология, папирология, графология, криптография, маргиналистика.

Кодикология изучает способы изготовления и внешний вид книги, историю создания рукописных собраний, торговлю рукописями и их использование. Текстология изучает историю возникновения и судьбу текста произведений (поиск канонического текста, установление авторства). Эпиграфика изучает надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах), берестология – на берёзовой коре, папирология – на папирусе. Графология изучает теорию почерка, по которому определяется характер человека. Криптография изучает историю тайнописи, занимается дешифровкой криптограмм. Маргиналистика изучает авторские, читательские, дарственные пометки, тексты на полях и незаполненных страницах книг. Филиграноведение изучает историю изготовления бумаги, а также приемы датировки рукописей по маркировочным знакам бумаги.

Сфрагистика изучает печати, а также историю их возникновения.

Историческая хронология изучает возникновение и развитие различных систем летоисчисления, а также способы перевода дат в современную систему летоисчисления.

Историческая метрология изучает названия различных мер (длины, веса, площади и объёма), историю их возникновения и развития, соответствия современным мерам.

Нумизматика изучает происхождение монет, историю развития денежных систем и монетного производства. В состав нумизматики входит медальерика , которая изучает историю возникновения и развития ненаградной медали и медальерного искусства.

Геральдика изучает государственные, городские, корпоративные и личные гербы, занимается описанием существующих гербов и созданием новых.

Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

Историческая ономастика изучает историю собственных имен географических объектов (топонимика), людей (антропонимика), небесных тел (астронимика), животных (зоонимика), предметов материальной культуры (хрематонимика), богов (теонимика).

Археография занимается разработкой методов и правил издания исторических источников.

Дипломатика изучает происхождение, форму, внутреннее построение и содержание исторических актов.

Бонистика изучает бумажные деньги и ценные бумаги (акции, облигации).

Фалеристика изучает эволюцию наградных систем в различных государствах, рассматривает принципы награждения и правила ношения наград, процесс изготовления знаков отличия (орденов, медалей).

Вексилология изучает историю создания и развития флагов, хоругвей, вымпелов.

Униформоведение изучает развитие обмундирования и снаряжения личного состава вооруженных сил, мундиры и сопутствующие им атрибуты гражданских чиновников.

Историческая география изучает физико-географический ландшафт определённой эпохи, население с точки зрения его этнического состава, географию производства и хозяйственных связей, внешних и внутренних границ.

Филателия изучает историю почтовой связи по документам и знакам почтовой оплаты (маркам, конвертам, открыткам).

Как видно, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свой объект исследования, но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучить исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Вспомогательные исторические дисциплины решают не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и дают материалы для выводов в области истории.

Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогают в решении вопроса об уровне развития письменности того или иного народа. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений. Знание метрологических единиц помогает уяснению уровня налогового обложения, объёма сельскохозяйственного производства. Генеалогия имеет значение для выводов о характере социальной структуры общества.

К числу «вспомогательных исторических дисциплин» большинство исследователей не относят источниковедение, археологию, этнографию, историографию, документоведение. Есть мнение, что к этим наукам уместно применять термин “специальные исторические дисциплины” в значении “более самостоятельные”. Такое определение термину было дано историком М.Н.Тихомировым. Однако, ряд ученых отождествляют понятия “вспомогательные” и “специальные” исторические дисциплины (С.Н.Валк, Е.И.Каменцева).

В любом случае можно без сомнения утверждать, что каждая вспомогательная историческая дисциплина обладает достаточной долей самостоятельности, имея свои особые цель и методы исследования. Но, вместе с тем, разработки в области вспомогательных исторических дисциплин «помогают» развитию исторической науки в целом. В этом смысле вспомогательные дисциплины являются «помощниками истории».

2. Существуют два основных подхода к классификации вспомогательных исторических дисциплин:

1. Классификация по отношению к материальному носителю (источнику).

2. Классификация по ценности для целей исторического исследования.

Первый принцип классификации имеет свою историю. Вначале вспомогательные исторические дисциплины делили на две большие группы. К первой относились дисциплины, изучающие разные виды источников, но каждая с какой-то одной стороны решающая свои специальные задачи. Ко второй группе причислялись дисциплины, которые исследовали определенные виды источников, но всесторонне. В 1990 г. принцип классификации дисциплин по отношению к источнику получил свое завершение в работах профессора С.Каштанова. Он предложил делить дисциплины на три группы:

1) дисциплины, имеющие объектом исследования источники одного вида;

2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных видов;

3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета.

К первому типу можно отнести, для примера, нумизматику, бонистику, фалеристику, ко второму – палеографию, к третьему – хронологию, метрологию, генеалогию.

Отметим промежуточное положение некоторых дисциплин в рамках этой схемы. К примеру, сфрагистика и геральдика принадлежат, казалось бы, целиком к первому типу. Но печати и гербы во многих случаях являются частью объектов-носителей, которыми ни сфрагистика, ни геральдика не занимаются. Значит, эти дисциплины относятся не только к первому, но и ко второму типу.

В соответствии со вторым принципом классификации к первой группе относятся дисциплины, связанные с понятиями пространства и времени (хронология, историческая география), ко второй группе – дисциплины, изучающие письменные источники (палеография), к третьей – так называемые традиционные дисциплины, изучающие вещественные памятники (нумизматика, фалеристика).

3. Положение вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе является довольно сложным.

Во-первых, значительная часть дисциплин так и замерла на стадии эмпирического «накопления» материала при ощутимом отсутствии «аналитических процессов». К таким наукам относятся многие «объектные» дисциплины, как например, геральдика и генеалогия.

Если говорить о геральдике, то даже задача введения в научный оборот всего необходимого для данной науки источникового материала ещё далека от разрешения. Практически отсутсвуют современные фундаментальные научные публикации ранее не публиковавшегося комплекса родовых и многих территориальных гербов дореволюционной Беларуси. Геральдические же исследования по большей части представляют собой описательные работы, в которых доля анализа остаётся крайне низкой, – иными словами, исследователи пытаются, и небезуспешно, ответить на вопросы «где, что, когда и как», но совершенно не задаются вопросом «почему».

Примерно такая же ситуация сложилась и в генеалогии. Безусловно, составление любой родословной, а тем более её публикация – важна сама по себе. Чем больше будет научных родословных, тем лучше, тем больше будет наполняться информационная «копилка» генеалогической науки. Но важно помнить, что наука состоит не только в этом, что за всей добытой информацией стоят новые исследовательские задачи и рубежи. Недооценка соотношения тщательно выверенного эмпирического исследования и аналитических, научных подходов и задач в итоге приводит к многочисленным мало аргументированным утверждениям.

Во-вторых, в ряде вспомогательных дисциплин обнаруживаются вполне реальные, остро ощутимые разрывы исследовательской традиции. Здесь уместно вспомнить о хронологии и метрологии. Специалистов в этих областях в современной науке крайне мало. Это очень серьёзная проблема, и она стоит и перед другими областями вспомогательных исторических дисциплин. Всему этому способствует также и отсутствие современных учебных пособий. Сейчас же есть или учебники по отдельным дисциплинам, или обобщающие учебники по нескольким дисциплинам, но значительно устаревшие.

Третий момент, характеризующий современное положение, это наплыв в некоторые области научного пространства вспомогательных исторических дисциплин откровенно дилетантских суждений. Конечно, некоторые дисциплины в последние годы переживают подъём и стали очень популярны в чисто практическом плане (генеалогия, геральдика). Но вместе с этим возникают и иные тенденции – непрофессионализм, непонимание сущности вспомогательных исторических дисциплин, незнание их методов.

Сегодня в мире насчитывается около 2,5 тыс. различных наук. Большинство из них можно условно разделить на две категории: естественные (исследующие законы природы) и гуманитарные (изучающие человеческое общество). Одни науки зародились в глубокой древности, другие появились сравнительно недавно. История - это гуманитарная дисциплина, возраст которой насчитывает больше 2 тысячелетий. Её отцом принято считать Геродота - учёного, жившего в Древней Греции в V веке до Рождества Христова. Его авторству принадлежит трактат "История", описывающий события греко-персидских войн и обычаи людей, живших в те времена. Труд Геродота является древнейшим образцом литературы, содержащим достоверные сведения о развитии общества.

Значение вспомогательных исторических дисциплин

Предмет исторической науки - это изучение прошлого человеческого общества и определение закономерностей его развития. Современные учёные рассматривают минувшие времена с различных ракурсов: они исследуют быт, внутреннюю и внешнюю политику государств, их культуру, дипломатические и финансовые отношения, деятельность политических и общественных деятелей и прочее. Облегчают изучение человеческого прошлого вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся археология, нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеография, метрология, хронология и т. д. Немало интересных сведений удалось получить благодаря исторической географии. Без тщательного изучения перечисленных наук сложно понять прошлое человечества.

Древние раскопки

Археология - это наука, изучающая историю древних людей по сохранившимся памятникам (могильникам, стоянкам, поселениям, оружию, предметам быта, украшениям). Для поисков объектов учёные сначала проводят полевые исследования, затем наступает очередь раскопок. Найденные археологические памятники тщательно изучают в лабораторных условиях: их классифицируют, определяют их возраст и сферу применения. Объекты, добытые в результате раскопок, имеют большое научное значение, так как они помогают пролить свет на происхождение и развитие человеческого общества.

Понятие палеографии

Палеографией называют дисциплину, объектом исследования которой является древняя письменность и всё, что с ней связано. Старинные тексты, начертанные на папирусах, пергаменте и бумаге, - важнейшие источники информации, содержащие в себе описание реальных событий многовековой давности. Однако ни один старинный рукописный материал не станет представлять интерес для исторической науки, если он не будет расшифрован. Палеографы изучают текст, определяют его автора, дату написания, а также возраст и подлинность самого документа.

С развитием этой вспомогательной дисциплины учёным удалось гораздо глубже и детальнее исследовать историю Древнего мира. Например, о социальном перевороте в Египте, произошедшем в 1750 г. до н. э., удалось узнать из рукописи, найденной в конце XIX века в некрополе Саккара. Детальное исследование документа показало, что он относится к XVIII ст. до н. э. и описывает реальные исторические события.

Геральдика и сфрагистика, их связь

Наука о гербах называется геральдикой. В древние времена у всех знатных лиц и родов были свои эмблемы. Позднее они стали появляться у городов и государств. Форма гербов, рисунки и надписи, нанесённые на них, имели свой глубокий смысл, соответствующий сложившимся в обществе устоям. Специалисту достаточно взглянуть на предложенный ему знак, чтобы определить, какому роду или государству он принадлежал и о чём свидетельствует его внешний вид. Старинные рукописи нередко украшались гербами, поэтому их расшифровка требует знаний не только по палеографии, но и по геральдике.

Наука о гербах имеет тесную взаимосвязь со сфрагистикой - дисциплиной, изучающей печати и их отображения на разных поверхностях. Иногда её ещё называют сигиллография. Изначально она была составной частью дипломатики, занимающейся определением подлинности исторических документов, однако постепенно отделилась от неё и стала самостоятельной дисциплиной. Тесная связь между геральдикой и сфрагистикой заключается в том, что при изготовлении гербов и печатей использовались одни и те же изображения.

Нумизматика и метрология

Изучая вспомогательные исторические дисциплины, обязательно нужно уделить внимание нумизматике - науке о монетах и их обращении. Изучение древних денег способно донести до современного человека информацию о разрушенных городах, не сохранившихся до сегодняшнего времени, важных исторических событиях и великих людях прошедших эпох. При чеканке старых монет использовали те же символы, что и на печатях и гербах, поэтому и здесь прослеживается связь между отдельными историческими дисциплинами.

Метрология занимается изучением мер веса, площади, объёма и расстояния, используемых в прошлом. Она помогает проанализировать особенности экономического развития государств в разные эпохи. Так как названия мер веса и денежного счёта в древности часто совпадали, метрологию следует изучать вместе с нумизматикой.

Историческая хронология и география

Определить места возникновения древнейших цивилизаций, направления миграции народов, границы стран и городов, изменение климатических условий и их влияние на расселение людей поможет историческая география. Старые карты, которым удалось сохраниться до наших дней, позволяют более глубоко понять атмосферу и события давних эпох.

Среди вспомогательных исторических дисциплин также стоит назвать хронологию - науку, предметом исследования которой являются системы времяисчисления и древние календари разных народов. Также она определяет даты произошедших событий и последовательность, в которой они случались.

Вышеперечисленные науки подробно изучаются на исторических факультетах вузов. В высших учебных заведениях читается курс по вспомогательным дисциплинам, отдельно преподаются археология, историческая география и другие науки. Для студентов сегодня издаётся большое количество литературы по теме. Здесь и учебники, и методические пособия, и монографии. Г. А. Леонтьева, «Вспомогательные исторические дисциплины» - самая популярная книга у студентов-историков. Этот учебник состоит из нескольких частей, каждая из которых посвящена отдельной науке. В нём можно найти информацию о геральдике, хронологии, палеографии, метрологии и прочих науках. Благодаря лёгкой подаче материала студенты могут всесторонне изучить вспомогательные исторические дисциплины. Учебник считается самым современным на сегодняшний день, он позволяет получить глубокие знания по предмету, что впоследствии поможет человеку тщательно исследовать все материалы и объекты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!