Это жизнь - портал для женщин

Шииты сирия асад. Почему Асада не любят в арабских странах и в целом на Ближнем Востоке? Современное положение дел в мусульманском мире

Корреспондент телеканала "Аль-Джазира" Сафван Джуллак - сириец. Знаком с ситуацией в стране изнутри. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов о религиозной составляющей сирийского конфликта.

- Мы знаем, что в Сирии живут сунниты, шииты, алавиты... Алавизм - одна из ветвей шиизма. Якобы шииты отличаются от суннитов тем, что настаивают: умму должен возглавлять лишь прямой наследник пророка Мухаммада (мир ему), а у суннитов такого нет. Неужели из-за этого столько крови? Насколько важна в сирийском конфликте религиозная составляющая?

Сейчас религиозный фактор уже важен. Есть такое правило: если ваши враги сильны, то их нужно разделить. В арабском мире нет лучшего способа, чем разделение на религиозной почве.

Например, в Ираке много шиитов и много суннитов. До того, как туда влезла Америка, никто не говорил о разночтениях. Люди жили мирно, независимо от того, кто как молится или одевается. Разделение на шиитов и суннитов – искусственный процесс. Постарались американское ЦРУ и "израильский" "Моссад".

Пять лет назад в Сирии жили абсолютно мирно и шииты, и сунниты, и алавиты. У меня были друзья среди одних, других и третьих, у нас общая Родина. Сирийская революция – это революция свободы. В первую очередь народ хотел свободы и ничего другого. Потом Запад начал разжигать грязную смуту между суннитами и шиитами, фактически заставив их воевать между собой. Сирийская революция превратилась в гражданскую войну. С Капитолия наблюдают, как Сирия разрушается своим народом, как народ воюет сам с собой...

Этот же процесс поедает и сирийскую оппозицию. Она очень разношерстная. Как я уже говорил, чтобы уничтожить врага, его нужно разделить. Несмотря на то, что разных батальонов очень много, ни та, ни другая сторона не добьются успеха. У каждого свои цели.

- Приходилось читать, что алавиты всегда были самым бедным людом и потому охотно шли в армию. От того и отцу Башара Асада - алавиту Хафезу Асаду было не сложно провести госпереворот, ибо все офицеры были алавиты. Это правда?

Нет. Когда в 1970 году Хафез Асад совершил переворот и стал единоличным властителем, лишь тогда убрал всех суннитов с руководящих постов в армии и спецслужбах и назначил алавитов, которым доверял. Хафез Асад и его сын Башар доверяли руководящие должности в стране алавитам, курдам, туркменам, всем, кроме суннитов. Это продолжалось долго и в результате они сделали из Сирии королевство под вывеской "республика".

86% населения Сирии - сунниты. Башар Асад боялся и до сих пор боится суннитов. Ибо меньшинство (алавиты) управляет большинством.

Кстати, когда началась т.н. "арабская весна", на улицы вышли и сунниты, и шииты, и курды, и туркмены, не вышли только алавиты. И это их ошибка...

Рискует ли Россия в Сирии всерьез настроить против себя суннитский исламский мир? Пока министерство обороны РФ документирует бомбардировки территорий, которые, как утверждают на Западе, контролируют оппоненты президента Башара Асада, экстремисты на Ближнем Востоке не менее ожидаемо реагируют. На этой неделе два террористических объединения — группировка «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство» (ИГ), объявили джихад России. И те, и другие придерживаются ислама суннитского толка, в то время как режим Башара Асада во многом опирается на алавитское (шиитское) меньшинство в стране.

Вмешательство России в гражданскую войну в Сирии вызвало возмущение влиятельных суннитских игроков, прежде всего Турции и Саудовской Аравии, настаивающих на уходе Асада. Однако в Кремле стараются развеять впечатление, что Россия заняла позицию в противостоянии между шиитами и суннитами. «Это ложный тезис», — подчеркнул президент России Владимир Путин в одном из недавних интервью.

«Дело не в том, что он шиит»

Руководство РФ осознавало, что ее вмешательство в Сирии будет рассматриваться в контексте трений между суннитами и шиитами, но для нее это не имело значения, уверен главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.

По словам Мирского, свою роль сыграло наличие военных связей между Сирией и Россией, тот факт, что Асад является союзником Ирана и нежелание Москвы сдать союзника. «Путин поставил не на ту лошадь, а сейчас под американским давлением, как слабак, как лузер, отступает? Зная Путина хоть немножко, можете ли вы себе представить, чтобы он сделал такую вещь?» — заявил профессор Мирский.

В Кремле, по его словам, понимают, что «сунниты против них во всем арабском мире, где из 21 страны сунниты составляют подавляющее большинство в двадцати. Но они надеются, что, в конечном счете, плюсы перевесят минусы». Мирский сформулировал, как ему представляется, типичную реакцию на военную операцию РФ в Сирии в суннитском мире: «Если взять человека с улицы и спросить, как он относится к ИГ, он скажет, что они слишком жестокие и делают такие вещи, которые мусульманин не должен делать. Но они — свои, понимаете, сунниты, а Россия сейчас их убивает. Чем она для них лучше, чем Америка или Израиль? Ненамного лучше».

Основные риски

Главные риски для РФ в контексте суннитско-шиитского противостояния — это террористические атаки, но также и риск удорожания военной операции в Сирии, полагает старший сотрудник Ближневосточного центра Карнеги в Бейруте Йезид Саиг.

«Мне не ясно, вызовет ли военное вмешательство России новую волну добровольцев с арабского Востока, которые захотят бороться с режимом Асада. Этот феномен наблюдался в течение нескольких лет и, возможно, не повторится после вступления Москвы в конфликт. Вероятнее всего, последует реакция крупных политических игроков «на земле», — предположил Саиг.

По его словам, США могут разрешить поставки сирийской оппозиции управляемых зенитных ракет напрямую или через Саудовскую Аравию. «Это не обязательно изменит баланс сил, но повысит расходы. Россияне могут оказаться перед выбором: усилить свое военное присутствие или остановиться».

Крупные игроки пока не опасны

Но пока непосредственных рисков не просматривается, что вполне устраивает Москву, которая планирует все лишь на короткую перспективу, считает Мирский: «Ошибка всех комментаторов — думать, что кто-то там (в руководстве РФ. — Ред.) планирует на долгие годы вперед. Вот сегодня огромный успех Путина — он на коне, почитайте иностранную прессу, везде одно и то же. При этом он не потерял ни одного солдата, ни одного самолета. Вот это главное для них — не суть дела, а как это выглядит».

В настоящее время у Саудовской Аравии, по мнению Йезида Саига, мало рычагов влияния на Москву — Эр-Рияд скован высокими бюджетными расходами, низкой ценой на нефть и дорогостоящей операцией в Йемене.

«Представители саудовских властей этим летом необычайно часто навещали Москву, предлагая инвестиции и закупки российского оружия, надеясь, видимо, таким образом убедить Москву ослабить поддержку режима Асада. Но или предложение было несерьезным, или Кремль решил, что потенциальные сделки с саудитами не настолько интересны, чтобы менять свою ставку на Сирию», — полагает Йезид Саиг.

Возможности Турции оказать давление на Россию больше, но и степень взаимозависимости, по выражению Саига, высока: «Можно отказаться от помощи россиян для строительства АЭС, но это потребует долгих переговоров. Газовые поставки из России нечем заменить сразу, если не обращаться за помощью к Ирану. У Турции много газовых проектов, но они еще не начали работать. Потенциально потери для России здесь могут быть значительными, но на реализацию угроз у Анкары уйдут годы».

«Единственный плюс»

В целом сведение сирийской проблематики к главному конфликту в исламе мало чем поможет в анализе событий, уверен Йезид Саиг: «Суннитов много и под контролем режима Асада. Не думаю, что мы можем свести все к поддержке Россией шиитов». Однако это не отменяет того факта, что российские интересы в Сирии, по словам Саига, сходятся в некоторых аспектах с политическим курсом шиитских «Хезболлах» и Ирана.

Одной из таких точек соприкосновения стала защита алавитского меньшинства в Сирии, уточнил Григорий Мирский. «Я не верю, что наша авиация выиграет эту войну и что удастся уничтожить ИГ. Но для меня совершенно ясно, что Дамаск и Латакия спасены. Шииты должны всю жизнь молиться за них (российских пилотов — прим. ред.) . Но это единственный плюс, все остальное — минусы».

В течение продолжительного времени в Сирии идет гражданская война. Сначала она носила локальный характер, но постепенно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. В конечном итоге к военным действиям подключилась даже давно не воевавшая столь далеко от своих границ Россия. «Телеграф» разобрался, кто и какие цели преследует в Сирии.

Шииты против суннитов

По словам известного российского арабиста и исламоведа, профессора Восточного факультета СПбГУ Ефима Резвана, в районе сирийского города Алеппо сейчас воюют 15 группировок. С одной стороны, это шииты — ливанские, иранские и некоторые другие, а с другой стороны — сунниты. К первым можно отнести Корпус стражей исламской революции (КСИР) из Ирана, представителей ливанской организации «Хезболла». А ко вторым, например, сирийских туркменов (туркоманов). Шииты выступают в поддержку действующего президента Башара Асада, а сунниты — против него и в поддержку демократии.

На самом деле, вражда между суннитами и шиитами зародилась еще на заре становления ислама и тянется с конца VII века. Если вкратце и поверхностно объяснять суть их противоречий, то можно охарактеризовать их как разногласия о преемственности в исламе. Сунниты признают первых четырех халифов после основоположника этой религии пророка Мухаммеда (Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али), а шииты чтят только последнего из этой четверки — халифа Али, который является у них первым из 12 почитаемых имамов. Именно в этом конфликте и лежит корень всех остальных противоречий между двумя самыми крупными ветвями ислама.

Ефим Резван

Как считает профессор Ефим Резван, вся политическая конъюнктура западной цивилизации сейчас заточена под большую войну. «Без этого Запад прожить уже не может. Напрямую с Россией и Китаем воевать тяжело, а вот война на Ближнем Востоке как нельзя кстати подходит для этого. Это попытка сбросить долги, продать оружие и так далее», — подчеркнул эксперт.

По мнению Ефима Резвана, в Сирии фактически идет интернациональная внутриисламская война, поддерживаемая с двух сторон с той целью, чтобы она не прекратилась. «То, что мы видим сейчас в Сирии, можно сравнить, например, с гражданской войной в Испании 1936-1939 годов, Корейской войной 1950-1953 годов», - пояснил арабист.

Ефим Резван считает, что Россию вынудили в итоге поддержать шиитскую сторону. Кроме этого, по мнению эксперта, внутриисламский конфликт между шиитами и суннитами активно хотят переместить на территорию России, но основная масса российских мусульман — это сунниты, а шиитов совсем мало. Конфликта между ними нет. Для России гораздо больше актуальны противоречия внутри самих суннитов — допустим, между последователями суфизма и салафизма, о которых «Телеграф» писал ранее.

Кто за Асада, а кто против?

Как пояснил Ефим Резван, за Башара Асада воюют фактически частные военные компании из числа шиитов. «Причем особо отмечу, что бойцы Асада сейчас получают гораздо больше денег, чем воюющие на противоположной стороне. Они получают гигантские суммы. Сюда можно отнести и КСИР, и ливанских шиитов из "Хезболлы", и иракских шиитов. Отстаивают они интересы Ирана, Сирии и Ливана», — подчеркнул исламовед.

Что касается противников Башара Асада, то в их число входят монархии Персидского залива (Катар, Саудовская Аравия). Причем подпитывают эти страны оппозицию нынешнего сирийского президента в первую очередь финансово — покупают амуницию и оружие. «Части повстанцев, которые недавно прорвали оцепление в Алеппо, были вообще экипированы как западный спецназ», — добавил Ефим Резван.

Арабист считает, что оппозицию Башару Асаду поддерживают и США. «Но они делают это очень завуалированно. Они даже уходят от прямого ответа на вопрос о том, какие именно группировки получают их поддержку», — резюмировал Ефим Резван.

Особняком здесь стоит запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ). Эти люди никого не поддерживают и воюют со всеми, а целью ставят создание на части Сирии и Ирака авторитарного государства. Фактически это религиозные нацисты. Их задача — обращать население в радикальный ислам, а тех, кто не захочет этого сделать, уничтожать.

Курды

Еще одним воюющим в Сирии движением являются курды. Как рассказал «Телеграфу» сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии курдов РФ Фархат Патиев, в Сирии проживает около 3,5 млн курдов, что составляет около 18% от общего числа населения страны. Большинство курдов живут на своих исторических землях — в Курдистане. До гражданской войны в Сирии треть курдов проживала в городах Алеппо, Дамаск, Хомс, Ракка, Хама. По мере углубления сирийского кризиса наметился отток части курдского населения с арабской части страны на территорию сирийского Курдистана. Географически под сирийским Курдистаном подразумевают три кантона (района) на севере страны, включая практически освобожденный район Манбидж и пока еще занятые боевиками районы Азаз, Баб и Джараблус с населением около 4,6 млн человек.

Фархат Патиев

«В Сирии курды находятся в состоянии войны с ИГИЛ, "Джабхат Фатш аш-Шам" (бывшая "Джабхат ан-Нусра") и другими террористическими организациями. За пять лет противостояния курдам удалось освободить практически всю северную Сирию, называемую курдами Западным Курдистаном, кроме трех районов — Джараблус, Азаз и Баб», — пояснил Патиев.

По его словам, единственное, что может сгладить существующие сейчас противоречия (и в Сирии, и в Турции) — это введение гибкой системы управления. «План по внедрению унитаризма в ближневосточном регионе потерпел крах. Федерализм — не идеальная, но лучшая модель для региона», — подчеркивает Патиев.

За минувшие годы в Западном Курдистане (называемом также Рожавой) были сформированы все институты, необходимые для полноценного функционирования автономии. 17 марта 2016 года здесь было провозглашено создание Федерации Рожава — Северная Сирия. Тем самым курды и другие этнические и конфессиональные группы региона провозгласили курс на федеративную Сирию. В то же время Башар Асад негативно воспринял эту инициативу. «Сирия слишком мала для федерализации», — заявил он.

«Если в целом оценивать отношения между курдами и сирийским правительством, то начиная с гражданской войны в 2011 году курды объявили нейтралитет и строго придерживались его. За пять лет между курдскими силами самообороны и правительственными силами иногда возникали столкновения, но не столь значимые, чтобы говорить о наличии серьезного конфликта. Отношение курдов к сирийскому режиму в настоящий момент держится на формуле: не трогай меня, не трону тебя», — резюмировал Патиев.

Саудовская Аравия

«Темной заинтересованной стороной» в сирийском конфликте является Саудовская Аравия с ваххабизмом в качестве государственной религии. А что нужно ей? Ефим Резван рассказал «Телеграфу», как он когда-то посетил религиозное учебное заведение под Эр-Риядом, где готовят богословов, причем прививая им достаточно радикальную форму ислама и нелюбовь к западной цивилизации. Он задал высокопоставленному чиновнику вопрос, зачем они это делают, готовя фактически будущих радикалов. «Знаете, если мы не направим это (радикальные идеи — прим. ред.) вовне, это вернется к нам», — ответил тот.

Саудовская Аравия заинтересована во внутренней стабильности. С одной стороны, они инвестируют в сирийский конфликт. Но с другой, есть огромная инерция, ведь заявленная цель боевиков ИГ — Мекка и Медина, расположенные на территории Саудовской Аравии.

По словам Резвана, эту страну также обижает обделенность. «Есть G7, есть Совбез ООН. А где там представлен исламский мир? Мусульман никто не спрашивает, хотя их огромное количество. В Саудовской Аравии считают, что когда возникнет огромное мусульманское государство с атомной бомбой, то тогда с мусульманами и начнут считаться», — подытожил исламовед.

Чем грозит Европе «кризис беженцев», как Запад провинился перед Востоком, откуда взялось Исламское государство — об этом в интервью «Фонтанке» рассказал востоковед, политолог, историк, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.

— Европа переживает «кризис беженцев». Почему они бегут в Евросоюз, почему их не спасают более благополучные мусульманские страны?

– Этот кризис, прежде всего, – следствие войны в Сирии, больше всего беженцев оттуда. На втором месте – беженцы из Ирака, где тоже война. На третьем – беженцы из Афганистана, там тоже война. Дальше – из Сомали, это тоже война. И из Ливии – где тоже война. А уже на последнем месте – беженцы из стран тропической Африки, там войны нет, но люди просто умирают от голода. И больше всего они как раз бегут в мусульманские страны. Сейчас в Ливане 2 миллиона беженцев из Сирии, а там своего населения – всего 4 миллиона. То же самое – в Иордании. Но Ливан и Иордания – бедные страны, сколько народу они могут прокормить? А до Саудовской Аравии беженцам не добраться. Да и кто их туда пустит? Поэтому они бегут в Европу. Им и в голову не приходит задумываться о религии. Они бегут от мусульман, которые их убивают, к христианам, которые их кормят. Они бегут от смерти и от голода. Они счастливы уже потому, что попадают в страну, где можно спокойно жить, можно работать, где их могут накормить.

— С точки зрения распространения не ислама, а именно исламистских взглядов, это не опасно?

– Конечно, опасно! Потому что следующее поколение уже забудет, что их отцы и матери нашли в этих странах приют, спасаясь от голода и смерти. Следующее поколение начинает вести себя по-другому. А кругом культура другая, цивилизация другая, отношение к женщинам совершенно другое. Исламистам противно смотреть на светское государство. Для настоящего исламиста, побывавшего в Америке или Англии, так называемое равноправие женщин – это проституция.

— А чувство благодарности к стране, которая их спасла?

– У первого поколения беженцев оно есть. Сейчас они благодарны. Приехала молодая девушка, она благодарна. Через 10 лет у неё родятся пятеро детей. Она не будет работать, будет получать пособие. Она даже не станет учить язык той страны, где живёт.

— Но западные страны, в частности – Германия, создают для беженцев целые программы, чтобы те получали образование, работали, делали карьеру.

– Некоторые так и поступают. Есть люди, которые хотят стать квалифицированны ми специалистами, сделать карьеру, в совершенстве осваивают язык, хотят играть какую-то роль в новой стране. Но таких меньшинство. А большинство культуру новой страны терпеть не может.

— Может быть, когда на Востоке закончатся катаклизмы, они захотят вернуться домой, к родной культуре?

– Никогда в жизни исламисты не захотят вернуться в свою страну. Там их ничего хорошего не ждёт. Там их будут ловить, как преступников, и убивать. В христианской стране исламисты чувствуют себя гораздо свободнее, легче, вольготнее.

— Отказать им в приюте Европа не может, потому что сейчас им действительно нужна помощь. Можно ли как-то интегрировать этих людей в европейскую культуру?

– Если бы я знал ответ, то мог бы претендовать на Нобелевскую премию.

— В израильской прессе на днях появились сообщения о том, что Россия «приступила к военной интервенции в Сирию». Пишут, что на авиабазу под Дамаском прибывают российские самолёты. Это правда?

– Чепуха. Вся авиация Башара Асада – это и так российские самолёты. И танки, и пушки – всё у него и так российское. Что тут может быть нового? А людей туда посылать никто не будет.

— В июне президент Путин говорил о создании коалиции для борьбы с Исламским государством в Сирии. Может быть, это военная помощь в рамках коалиции?

– Коалиция была создана год назад американцами. Но Россия отказалась в ней участвовать. Россия предложила другую коалицию, но это так и осталось на словах.

— Дамаск не одобряет коалицию, созданную США, называет её участников «странами, причастными к происходящему в Сирии кровопролитию». За пределами Сирии тоже есть такая точка зрения, что события на арабском Востоке – дело рук США. Как именно они «причастны к кровопролитию» в Сирии?

– А при чём здесь США? В Сирии это началось 4 года назад, когда мальчишки в городе Дера на юге страны ночью вышли на улицу и стали писать граффити: «Народ требует свержения режима». То есть они потребовали того же самого, чего требовали за месяц до того в Тунисе. В Египте. В Ливии. Их стали хватать, пытать, расстреливать. Поднялись их родственники, знакомые. Начали расстреливать их. И пошло, пошло… Когда диктатор бросает войска убивать мальчишек, когда их семьи, родственники, знакомые начинают выступать, причём происходит всё это в стране, где 75 процентов населения – сунниты, а 12 процентов – шииты, алавиты, то раскручивается всё дальше и дальше. И чем дальше раскручивается – тем больше люди выступают. У армии не хватает сил, люди не хотят воевать. Войска алавитов боеспособны, но их слишком мало.

— Шииты, алавиты – это правительство Асада, а оппозиция – сунниты, так?

– Да. Вот как вы думаете: почему правительственна я армия, вооружённая до зубов российским оружием, уже 4 года не может справиться с группой, которую Асад называет бандитами, наёмниками и уголовниками?

— Почему?

– Моральный дух другой. Среди суннитов, которые и подняли восстание, наверх вышли исламисты. А для исламиста великое счастье – умереть за веру. Против них выступает армия, которая тоже в большинстве состоит из суннитов. И они не хотят воевать против исламистов. Солдаты – это люди, думающие о том, как бы вернуться домой живыми. А против них – исламисты, мечтающие умереть за веру. Так продолжается 4 года, а Асад контролирует не больше 20 процентов территории. И эту войну он никогда не выиграет.

— Но мы ведь говорим не только о Сирии, «арабская весна» в большей или меньшей степени затронула почти два десятка исламских стран Азии и Африки, где есть противоречия между шиитами и суннитами…

– Вот! Ислам раскололся на шиитов и суннитов 1300 лет назад, с тех пор началась война между шиитами и суннитами. Америки ещё на свете не было! И в каждой стране, где есть шииты и сунниты, они друг друга терпеть не могут. Мне только сегодня прислал письмо сын, который сейчас в Германии на конференции. Зашёл разговор о расколе в исламском мире. «Какой может быть раскол? – говорят мусульмане. – Нет никакого раскола». Их спрашивают: как же, а шииты? «Шииты? А кто вам сказал, что они мусульмане?»

— Религиозным противоречиям 1300 лет, правители в странах, охваченных «арабской весной», сидели десятилетиями. Что спровоцировало взрыв в 2011 году?

– Какую-то одну главную причину назвать нельзя. В этих странах царит фрустрация, неудовлетворённо сть: ничего у них не получается, демократии не получается, социализма не получается, реформы не получаются. С Израилем справиться – тоже не получается, евреи бьют их каждый раз в каждой войне. Всё плохо. Коран говорит: «Вы лучшая из общин, появившаяся на благо человечества». А получается – кто правит миром? Какие-то паршивые американцы! Объедините всё это – и вы поймёте, что в основе – глубокий моральный кризис, нравственный кризис. Экономический кризис. Всё сплелось воедино. Только одно дело, когда это происходит в такой стране, как Кувейт или Бахрейн, где человек может поехать лечиться за границу за счёт государства, взяв с собой бесплатно ещё и сопровождающего. Другое дело – страна вроде Йемена, где люди – полуголодные, или нищий Судан.

— А ведь это всё нефтяные страны.

– Нефтяные богатства у Судана огромны, но эти идиоты, Север и Юг, не могут друг с другом поладить. Поэтому им и нефть ничего не даёт. Они не могут её вывозить: добывают в одном Судане, а вывозят через другой. И друг с другом воюют.

— Но «арабская весна» охватила не только бедные страны.

– В богатых Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Омане всё прошло относительно тихо. Но Ливия – тоже богатая страна. Так что дело не в бедности или богатстве.

— Вот как раз насчёт Ливии – так тут Россия обвинила США открытым текстом: «Хаос стал прямым следствием безответственног о вмешательства США».

– В Ливии для половины населения, востока страны, Каддафи никогда не был приемлем. В Киренаике (нефтеносный регион Ливии, начавший восстание. – Прим. «Фонтанка» ) его всегда терпеть не могли. И он отвечал им тем же. Когда-то должен был наступить взрыв. И вот настал момент, когда люди начали писать лозунги против режима. Их схватила полиция. Родственники пошли их освобождать. Родственников расстреляли. Тогда уже другие люди заняли помещение полиции, захватили оружие. Начались столкновения с полицией. Пошло дальше. Народ восстал. А Каддафи, вместо того чтобы по-человечески выступить перед людьми, сказал им: «Вы крысы и тараканы, мы вас всех выжжем, ни одного дома не останется». И послал самолёты бомбить этих людей. Бенгази, главный город восточной области Киренаике, выгнал войска Каддафи. Тогда тот двинул туда танковую колонну. Всё это вызвало в мире возмущение. Вопрос был поднят в Совете Безопасности ООН. Президентом России тогда был Медведев, и Россия не стала налагать вето. Было принято решение создать над Ливией бесполётную зону. Французская авиация налетела и разбомбила к чёрту эту танковую колонну. Тем самым спасли Бенгази, иначе Каддафи залил бы его кровью. После этого восточная часть страны отделилась. Началась война между востоком и западом.

— А американцы-то как в этом участвовали?

– Американцы в этом вообще не участвовали. За исключением двух дней, когда они послали несколько ракет «Томагавк», чтобы уничтожить зенитную артиллерию ПВО Каддафи.

— Нас во всех этих конфликтах больше всего интересует сила под названием Исламское государство…

– Это тоже сунниты.

— Как оно появилось?

– А оно появилось благодаря товарищам Брежневу, Громыко, Устинову.

— Подождите, я читала ваши же статьи о том, что оно отпочковалось от «Аль-Каиды».

– Так я об этом и говорю. Откуда, по-вашему, «Аль-Каида» взялась?

— Американцы.

– Ничего подобного. Была война в Афганистане. Туда вошла советская армия, чтобы помочь марксистскому правительству. Это был первый случай, когда войска неверных вторглись в страну, где шла война между сторонниками ислама и сторонниками марксизма. И тогда во всём исламском мире был брошен клич: «Джихад! Неверные вторглись в мусульманскую страну!» И арабские добровольцы, юноши, поехали туда. Они создали организацию, которую назвали «Аль-Каида». Во главе встал бен Ладен. Но поскольку в это время шла «холодная война», то Рейган, не будь дурак, конечно, в это дело вмешался. И через пакистанцев дал оружие.

— «Аль-Каиде»?

– Не только. Против советской армии воевали афганцы, моджахеды. Те, кого у нас называли душманами. Их было 90 процентов. А «Аль-Каида» – это было несколько тысяч арабов. Потом, когда советская армия не выиграла войну и ушла, американцы потеряли интерес к Афганистану.

— Но осталась «откормленная» ими и вооружённая «Аль-Каида».

– Осталась «Аль-Каида», и бен Ладен сказал: мы разгромили одну сверхдержаву, советское знамя сброшено в мусорную яму, теперь мы возьмёмся за вторую сверхдержаву. Через несколько лет они начали действовать в США – и, наконец, взорвали башни-близнецы. Вот после этого бен Ладен стал создавать филиалы своей организации, в том числе в Ираке. Как раз тогда там американцы устроили свою интервенцию. Это было бен Ладену очень на руку. Американские войска вторглись в Ирак – и началось то же самое, что было в Афганистане: был объявлен джихад. И такие же люди, как те, что воевали против советских солдат в Афганистане, хлынули в Ирак – воевать против американцев.

— Буш повторил ошибку СССР?

– Конечно! Только ещё хуже. Потому что советская армия в конце концов ушла – и нам нет дела до Афганистана. А от ошибки Буша пострадали американские интересы на Ближнем Востоке. Иран поднялся во весь рост. Саддам Хусейн был его главным врагом, а американцы его уничтожили. Это была страшная ошибка, страшная. Но уже ничего не поделаешь.

— Как филиал «Аль-Каиды» в Ираке превратился в Исламское государство?

– Американцы же принесли в Ирак демократию, а демократия – это всеобщие выборы. И на выборах выяснилось, что 60 процентов населения Ирака – шииты. А суннитов всего 25 процентов. То есть, по логике, шииты должны были встать во главе государства. Тогда сунниты подняли войну. Им на помощь пришли алькаидовцы. Выиграть войну они не смогли – ушли в Сирию. К этому времени наступила «арабская весна», в Сирии началась гражданская война. Там алькаидовцы начали воевать против шиитов. Захватили несколько районов, в которых добывается нефть. И стали продавать нефть по демпинговым ценам. Получили деньги – начали закупать оружие. И вернулись обратно в Ирак. Только уже под другим названием – Исламское государство Ирака и Сирии. Потом назвали себя халифатом. Захватили треть Ирака и треть Сирии. От «Аль-Каиды» они откололись, у них даже отношения плохие. Вот и всё. И при чём тут американцы?

— Как раз из ваших слов получается, что очень даже при чём.

– Почему?

— А ошибка с Ираком?

– С Ираком – да. Но бен Ладен ведь создал филиалы своей всемирной террористической сети не только в Ираке, но и в Африке, и на Аравийском полуострове, в разных местах. Американцы к этому не имели отношения. Они быстро поняли, что это страшный враг. Только было уже поздно. Лет тринадцать назад я был в Иракском Курдистане, и мне прочли листовку местного филиала «Аль-Каиды». Это было обращение к молодым бойцам: «Ты спрашиваешь, брат мой, почему мы должны убивать американцев? Потому что американцы – это те же евреи, которые отняли у нас Палестину и захватили Иерусалим».

— Чем Исламское государство отличается от «Аль-Каиды», которая тоже провозглашала целью создание халифата?

– Это уже другие люди, другое поколение. У них другая идеология. Вместо того, чтобы устраивать террористические акты в Америке, в Англии или других странах, они создали халифат. Молодёжь хлынула к ним со всего мира. Те, кто вовсе не захотел бы устраивать взрывы в Америке или в Англии, поехали к ним. Хотя это двойная глупость. Кого они убивают в Сирии, в Ираке? Арабов. Они воюют против своих же – шиитов. То есть убивают своих же братьев.

— Так они шиитов братьями не считают.

– Да, но ехать откуда-то из Австралии в Сирию, чтобы там убивать шиитов, защищая ислам, это уже полный идиотизм. Тем не менее так происходит.

— Они опаснее, чем «Аль-Каида»?

– Конечно!

«Аль-Каида» распространялась везде и могла устроить теракт где угодно, а эти себя назвали Исламским государством Ирака и Леванта. Левант – это всё-таки ограниченная территория на востоке Средиземного моря.

– Нет, это раньше они себя так называли. А теперь от этого отказались. И называют себя просто – Исламское государство. Халифат – это халифат. От Франции до Китая.

— Их расширение – реальная угроза?

– Кто ж это может знать? Думаю, об этом думают и Обама, и Путин, и все президенты и короли.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Справка:

Георгий Мирский — востоковед, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ. Специализируется на странах Ближнего Востока, темах исламского фундаментализма и международного терроризма. Окончил в 1952 году Московский институт востоковедения, защитил кандидатскую диссертацию по новейшей истории Ирака и докторскую — о роли армии в политике развивающихся стран. В советское время был профессором МГИМО и сотрудником отдела Азии, Африки и Латинской Америки журнала «Новое время». В 1990-е читал лекции в университетах США, за счёт стипендии фонда Макартуров проводил исследование по теме «Межэтнические отношения в бывшем Советском Союзе как потенциальный источник конфликтов». В настоящее время — профессор Высшей школы экономики (факультет мировой экономики и мировой политики) и Московской высшей школы социальных и экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

По всей видимости, древний мудрец был прав, когда сказал, что всё имеет свое начало и свой конец. Режим Башара Асада постепенно сдает свои позиции. Многие западные страны открыто признают оппозицию в качестве легитимной власти. Но, самое главное, затянувшийся сирийский конфликт приобрел ярко выраженный межконфессиональный характер, что может вылиться в многочисленные беды для сирийского народа…

В настоящее время значительная часть шиитов Сирии являются алавитами. Алавизм был основан в IX веке шиитским богословом по имени Абу Шауиб Мухаммад Ибн Нусайр. Религия алавитов плохо изучена (в первую очередь по причине закрытости алавитской общины). Кроме того, алавиты (подобно друзам) используют тактику «такийя», которая позволяет соблюдать чужие религиозные обряды при условии сохранения в душе истинной веры. Однако, на основании доступной информации можно сделать вывод, что алавизм очень сильно отличается от шиитского ислама, не говоря уже об исламе суннитском.

Тем не менее, сами алавиты не раз заявляли о своей принадлежности к шиитской ветви ислама. Шейхи алавитов приняли несколько деклараций о принадлежности алавизма к шиитскому исламу еще в первой половине XX столетия. Президент Сирии Хафез аль-Асад, алавит, поддерживал курс на военно-политическое сближение Сирии с шиитским Ираном. С 1973 года шииты считают алавитов частью шиитского мира (фетва о распространении правил, определяющих гражданские правоотношения, на алавитов).

А вот сунниты, особенно салафиты, относятся к алавизму как к извращению истинной веры. Один из основателей салафизма Ибн Таймия утвержал, что алавиты наносят вред мусульманской общине и запрещал мусульманам вступать с алавитами в гражданские правоотношения по правилам, принятым среди мусульман.

В настоящее время в Сирии против законного правительства, во главе которого стоит алавит Башар аль-Асад, воюют мятежники-сунниты. Ситуация эта не нова – так, с 1976 по 1982 год правящая в Сирии партия БААС (генеральным секретарем партии являлся Хафез аль-Асад) уже вела вооруженную борьбу с исламистами-суннитами, которых возглавляли сирийские Братья-мусульмане.

*Наша справка:
Население Сирии составляет около 20 млн. человек. Более половины сирийцев - сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и алавитов (16 %), разных направлений христианства (10 %) и исмаилитов.
Государственный язык - арабский. С 1963 года республика находится под управлением партии «Баас». Современная государственность Сирии насчитывает немногим более 60 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в 4-м тысячелетии до н. э. Столица - Дамаск, один из древнейших постоянно заселённых городов мира. По утверждениям некоторых историков, Дамаск - древнейшая из существующих сейчас столиц мира.

** иллюстрация - «Аллах хранит Сирию». Плакат с изображением президента в Дамаске.

(По материалам открытых СМИ).

Рецензии

В Сирии есть еще около миллиона друзов, религия которых есть ответвление ислама, возникшее еще в 11 веке. Друзы занимают нейтральную позицию в этой войне и сейчас, наверное, массово перейдут к нам на Голаны, являясь для нас дружественным народом, составляющим в том числе ядро пограничных войск на ливанской границе. Нейтралитет друзов и сгубил Асада.С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке.Сергей

Спасибо, Сергей! Дельное дополнение! Друзы - особая тема!
"С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке..."
Пусть будет на замке!
Мирного неба!
С уважением,

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!