Это жизнь - портал для женщин

Экскурсия видовое разнообразие живых организмов. Экскурсия "биологическое разнообразие вокруг нас"

Цели экскурсии:

  • Обобщить знания о природных сообществах, раскрывая на примере конкретного биогеноценоза видовое многообразие (бактерии, грибы, растения, животные); среду их обитания, факторы неживой и живой природы, антропогенный фактор, сезонные изменения в жизни живых организмов; использование знаний о закономерностях эволюционного процесса в природной среде, о его критериях и факторах на конкретных примерах.
  • Используя знания о закономерностях природного сообщества, показать их уязвимость со стороны человека; принятие конкретных решений по рациональному природоиспользованию; воспитание чувства ответственности и сопричастности к экологически неблагополучным местам в природном сообществе; формирование экологического мышления.
  • На конкретном биогеоценозе раскрыть его основные компоненты.
  • Рассмотреть и установить структуру биогеоценоза степного участка. Выявить характер размещения особей в популяциях, их численность, границы, жизненные формы, возрастной спектр, послойное размещение в популяции.
  • Установить условия жизни в сообществе, круговорот веществ и поток энергии в нем.
  • Выяснить основные формы взаимодействия различных компонентов биогеоценоза (живых, костных и биокостных).
  • Показать сезонные и временные изменения в биогеоценозе.
  • Добиться понимания учащимися условий, обеспечивающих устойчивость биогеоценоза.
  • Составить перспективу дальнейшего существования конкретного биогеоценоза.
  • Используя знания по теории эволюции и закономерностях развития биогеоценоза, обосновать необходимость его охраны и рационального использования.

Подготовительный этап

  • В феврале утвердить сроки и место проведения экскурсии.
  • Обсудить задания с учителями литературы и обществоведения.
  • За месяц до проведения экскурсии объявить учащимся тему, цель и ознакомить со списоком литературы для подготовки к заданиям и написанию отчета.
  • Обсудить содержание экскурсии “Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в природном сообществе”, проведенной в восьмом классе.
  • Просмотр кинофильма “Растительные сообщества”.
  • Анализ гербарного материала по видовому разнообразию степного биогеоценоза.
  • Подготовить оборудование: люксметр, рулетка, линейка, термометры, компас, фотоаппарат, рамка с сеткой, папка и копалка для сбора растений, большой конверт для каждого звена с указанием даты проведения экскурсии, темы, цели, номера звена. В конверте находится схема маршрута, задания и блокнот.
  • Составление схемы маршрута экскурсии и плана ее проведения.

Проведение экскурсии

На первой остановке уточняется маршрут, состав звеньев, напоминаются правила поведения в природе, с помощью списка эдификаторов степных сообществ уточняются виды, которые будут встречаться по маршруту экскурсии: злаки (образующие крупнодерновинные виды - ковыль и мелкодерновинные - типчак) - пырей ползучий, тимофеевка обыкновенная и степная, костер безостый и береговой, житняк; из класса двудольных - шалфей остепненный, василек русский и сумской, люцерна серповидная, астрагал, осока низкая, льнянка дроколистная, вейник наземный, полынь обыкновенная (чернобыльник), полынь метельчатая, горькая и австрийская, тысячелистник благородный и обыкновенный, цикорий обыкновенный, горец шероховатый и вьюнковый, мордовник круглоголовый и русский, латук татарский и компасный; кустарники - ракитник русский и дрок красильный.

Из животных по маршруту могут встретиться представители отрядов типа Членистоногие: Жесткокрылые, Чешуекрылые, Прямокрылые, Двукрылые; представители классов типа Хордовые: Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие; представители почвенной микрофлоры: дрожжи из порядка первичносумчатые; бактерии: маслянокислые, окисляющие клетчатку, азотобактерии, возбудители аммонификации белковых веществ. Для изучения микробных ценозов в почве используют метод обрастания стекол по Н.Г. Холодному. Поскольку этим методом предлагалось работать учащимся седьмого класса на экскурсии “Многообразие царств живой природы”, перечисленные организмы из царств “Грибы” и “Бактерии” могут быть использованы в качестве звеньев пищевой цепи степного биогеоценоза.

Задание 1

Определить основные виды растений. Выявить их приспособленность к совместному обитанию и к абиотическим факторам. Результаты наблюдений занести в таблицу.

Результаты наблюдений за животными занести в таблицу.

Задание 2

Найти редко встречаемое растение. Определить количество особей на 1 м 2 , выделить из них молодые и взрослые особи. Установить формы борьбы за существование (внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными факторами среды). Установить черты приспособленности к условиям существования (формы листьев, восковой налет, опушение, развитие корневой системы, отрастание и др.). Перспективы существования вида в природе.

Переход на участок сорной растительности, граничащей с лугом.

Во вводной беседе внимание учащихся обращается на то, что растения пустыря таят в себе много интересного для изучающих эволюционное учение. В ходе краткого знакомства с этими растениями выявляются приспособления к условиям обитания. К защите от поедания животными: бодяк полевой (имеет иголки по краям листьев); полынь обыкновенная (едкий и горький на вкус клеточный сок). К распространению плодов и семян: лопух большой (плоды с помощью зацепок крепятся к шерсти животных), череда трехраздельная (плоды - двузубцы), бодяк полевой (семянки с парашютиками, разлетающиеся от дуновения ветра). К абиотическим факторам: неприхотливость к составу, плодородию почвы, условиям увлажнения; светолюбивость.

Затем внимание учащихся обращается на типичного представителя сорной растительности - бодяк обыкновенный. Им предлагается сравнить два близкородственных вида: бодяк полевой и бодяк обыкновенный. Учащиеся отмечают отличия между ними по степени расчленения листовой пластинки, колючести, величины соцветий. Затем, в процессе беседы, выясняется, что все эти отличия относятся к морфологическому критерию вида, дается характеристика критерия как группы признаков. На этих же объектах рассматривается экологический критерий (различные места обитания растений: хотя и бодяк полевой и бодяк обыкновенный встречаются на сорных участках, но бодяк обыкновенный можно встретить и на лугах среди разнотравья, а бодяк полевой - типичное растение пустырей).

Далее экскурсия останавливается на лугу, где встречаются три близкородственных вида клевера: клевер ползучий, клевер гибридный и клевер луговой. Рассматриваются их отличия по морфологическому и экологическому критерию, обращается внимание на физиологический критерий (клевер ползучий отцветает, клевер гибридный и клевер луговой еще в полном цвету), а также биохимический (окраска соцветий различна, что говорит о наличии разных химических веществ). Под руководством учителя формулируется вывод о том, что даже близкородственные виды имеют между собой много отличий, каждое из которых является приспособлением к конкретным условиям обитания; этими приспособительными различиями обусловлено огромное многообразие растительного мира на земле.

Школьники делятся на 4 группы (группы и консультанты определены заранее), каждая группа получает свое задание.

Задание 1

Найдите на исследуемом участке популяции разных видов растений. Почему эти группы организмов мы можем назвать популяциями? Что такое популяция?

Задание 2

Выявите изменчивость на примере популяции какого-нибудь вида. К какой форме изменчивости вы можете отнести выделенные отличия? Какое значение имеет форма изменчивости для существования вида в целом?

Задание 3

Выявите приспособленность подорожника большого к условиям вытаптывания. Благодаря какому свойству эти особенности передаются из поколения в поколение? Подумайте, какое значение имеет образование на каждом растении огромного количества семян.

Задание 4

Подумайте, в чем может проявляться относительный характер приспособленности. Приведите примеры, используя растения изучаемого участка.

После работы по заданиям каждая группа выступает с кратким сообщением, а учитель задает уточняющие вопросы.

Далее заслушивается заранее подготовленное одним из учащихся сообщение на тему: интенсивность размножения различных видов сорных растений, многие из которых при благоприятных условиях обитания смогли бы заселить всю поверхность земного шара за несколько месяцев. Формулируется вывод о том, что недостаток пространства, ресурсов, условий для всех появляющихся на свет организмов приводит к борьбе за существование. Отмечается, что Дарвин употреблял это понятие для обозначения всей совокупности отношений между особями и различными факторами окружающей среды. Учащимся предлагается изучить эти отношения на примере биоценоза соснового леса.

В ходе беседы составляется характеристика биологических особенностей сосны (неприхотлива к почвам, выдерживает резкие колебания температуры, но требовательна к свету и т.д.), отмечается ее ландшафтообразующая роль в этом сообществе; дается анализ травянистого яруса (изучаемого предварительно двумя учениками на пяти пробных площадках); отмечается, что травянистый покров соснового леса не такой густой и плотный, как лиственного, а тем более лугового, который можно назвать разреженным. Причиной данного явления может быть небольшая толщина хвойного спада. В малоснежные морозные зимы опад из хвоинок не защищает большинство травянистых растений и они вымерзают. Одновременно, в результате медленного разложения хвоинок, создается кислая реакция среды в почвах соснового леса, которая также малопригодна для многих растений. Сосна выделяет в воздух особые вещества - фитонциды, обладающие свойством угнетать рост и развитие бактерий, а также и некоторых травянистых растений. Учащиеся записывают основные цепи взаимоотношений организмов, выявленные в процессе беседы.

Далее учитель отмечает, что и в таких жестких условиях существования обитают травянистые растения, имеющие для этого специальные приспособления. Один из учащихся рассказывает о живучке ползучей, которая выдерживает любые заморозки и зимние морозы, переживает этот неблагоприятный период в зеленом состоянии, обладает высокой вегетативной способностью к размножению, образует много усов; о ландыше майском, который выделяет в почву особые вещества, препятствующие распространению рядом с ним других растений.

На следующей остановке демонстрируются растения, которые в результате борьбы за существование получили преимущества в развитии и распространении и являют собой образец биологического прогресса вида, хотя они являются запасными и много лет назад не встречались в нашей дикой природе.

Первое из них - свидина обыкновенная . Преимущественное развитие в этом лесу растению дали следующие особенности: высокая порослевая активность, что обуславливает большое пространство, «захваченное» кустарником; неприхотливость к почвам, влаге, освещению, устойчивость к вредителям; размножение отводками (длинные, прижатые к почве ветви, в этот же год пускающие корни); распространение семенами (плоды разносят дрозды-рябинники).

Второе растение - недотрога обыкновенная . Это растение интересно тем, что его семена прорастают даже в утоптанной почве, выдерживают ее промерзание; оно неприхотливо к самым разным условиям существования, может впитывать влагу туманов всей поверхностью тела; однолеток, имеет небольшую корневую систему.

Узкая приспособленность растений к жестким условиям обитания в нижнем ярусе рассматривается на примере кислицы обыкновенной.

Перед ребятами ставится вопрос: какие организмы - узкоприспособленные к среде обитания или неприхотливые к разным условиям - будут иметь преимущества в процессе эволюции при меняющихся условиях среды и почему?

Обобщив ответы, учитель предлагает рассмотреть еще одну форму борьбы за существование - внутривидовую.

Рассматривается пробная площадка соснового леса размером 10×10 м с деревьями одного возраста. Отмечается, что при однородности основной массы деревьев встречаются и редкие сухостойные особи, и засыхающие, и высокие крепкие деревья.

В ходе беседы учащиеся подводятся к выводу, что причины такого явления - мутационная изменчивость и внутривидовая борьба за существование.

Особенности внутривидовой борьбы изучал один из учеников на 6-ти участках, три из которых отличаются разной степенью утоптанности почвы, а три - разными условиями увлажнения. После сообщения, содержащего численные показатели (количество сухостойных, засыхающих, ослабленных и здоровых деревьев), учащиеся приходят к выводу, что самая “ожесточенная” внутривидовая борьба осуществляется в нормальных условиях, т.к. действие еще одного фактора, угнетающего развитие деревьев, вызывает сокращение количества сосен на единицу площади. В данных условиях среды наиболее приспособленными являются особи с качествами интенсивного роста стебля и корневой системы. “Переживание наиболее приспособленных” форм Дарвин назвал естественным отбором.

Еще один вопрос: как должен измениться генотип сосны при длительных неизменяющихся условиях среды? В ходе беседы учащиеся подводятся к пониманию механизма возникновения приспособленности как результата длительно действующего отбора, накопления многих мелких наследственных изменений, полезных в данных условиях. Особи выживают, т.к. наследственные изменения становятся “достоянием” всей популяции и быстро распространяются в ней. Популяция, изолированная от других, может стать самостоятельным видом благодаря накоплению мутаций и усилению признака.

Заключительный этап экскурсии проводится на опушке соснового леса, вблизи заболоченного луга. Здесь учащиеся получают карточки для групповой самостоятельной работы с целью закрепления знаний, приобретенных на экскурсии.

Карточка 1

Выявите зависимость видового состава и характера растительности на данном участке от степени уплотненности (вытоптанности) почвы. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Используя определительную карточку “Изменение в биогеоценозе соснового леса с увеличением нагрузки”, определите рекреационную нагрузку на разных участках биогеоценоза.

Карточка 2

Назовите формы борьбы за существование и раскройте их на примере биогеоценоза заболоченного луга. Выскажите ваши предположения о том, как будет развиваться растительность этого луга в течение ближайших десятилетий.

Карточка 3

На примере любого приспособления растения или животного к среде обитания покажите, как оно могло возникнуть в процессе эволюционного развития. Для этого:

  • представьте, что раньше у данного вида были другие особенности;
  • расскажите о тех условиях среды, которые способствовали образованию данного признака.

Карточка 4

Выявите приспособленность растений и животных, грибов и бактерий к совместному обитанию в сосновом лесу. Заполните таблицу “Приспособленность организмов к жизни в сообществе”.

Укажите значение ярусности в пространстве и времени.

После работы группы собираются вместе и обмениваются краткими сообщениями. Учитель задает дополнительные вопросы, уточняет ответы учеников.

По итогам экскурсии учащиеся пишут отчет по следующему плану:

  • Многообразие видов разных царств, увиденных на экскурсии.
  • Приспособленность растений различных мест обитания, различных сообществ (сорная растительность, лес, луг) и ее относительный характер.
  • Формы борьбы за существование и их примеры (по материалам экскурсии).
  • Наследственная изменчивость и естественный отбор - движущие силы эволюции.
  • Примеры антропогенного воздействия на биогеоценозы и их значение для эволюционных процессов.
  • Прогнозы дальнейшего развития сообщества (на примере одного из них).

Тема: Урок - экскурсия Многообразие живых организмов, их основные свойства

Цель: Показать многообразие живого мира пришкольного участка, выявить основные свойства живых организмов.

Задачи:

I . Образовательные:

1. Конкретизировать знания учащихся о разнообразии живых организмов, деля их на группы. Рассмотреть сходства живых организмов разных систематических групп.

2. Изучить основные признаки живого организма.

II . Развивающие:

    Совершенствовать коммуникативные навыки.

    Способствовать развитию биологических умений: наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты.

III . Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных видов деятельности.

2. Привитие культуры поведения в природе.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Планируемый результат.

Узнают о многообразии живых организмов пришкольного участка.

Ребята понимают особенности живых организмов и называют отличия от тел неживой природы.

Девиз урока.

Человек – частица прекрасного мира природы, и на нем лежит ответственность за его многообразие.

Метод обучения.

Частично поисковый. Все живые организмы такие разные. На какие группы их можно разделить? И есть ли черты, общие для всего живого?

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: блокноты, простой карандаш, фотоаппарат.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организация начала занятия.

    Приветствие. Наличие учащихся по группам (3 группы по 5 человек)

    Подготовка класса к уроку в не стен класса. Поведение во время экскурсии.

Правила о время экскурсии: не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, не уходить от учителя без разрешения с участка.

В природе можно наблюдать много растений и животных. Как к ним относиться?

Внимательно слушают. Задают вопросы. Делятся по группам; каждая группа избирает старшего, который отвечает за дисциплину при выполнении задания.

Выяснив чем можно заниматься во время экскурсии они сами устанавливают какой вред можно принести окружающим организмам и формулируют правила поведения не только вовремя экскурсии, но и в природе.

    Подготовка к основному этапу занятия.

Введение форме рассказа по пути к назначенным участкам. Отмечается красота природы в осенний период. Характерные приметы осени.

Рассматриваем часто встречающиеся на участке деревья, кустарники, травы, животных. Дается название живых организмов.

Какой группе относится тот или иной живой организм (рябина обыкновенная, калина обыкновенная, барбарис обыкновенный, карагана, липа, яблоня, шиповник, мох, астра, очиток; лишайники; трутовик; воробей, сорока, голубь, кошка, собака, черви, насекомые и тд.д).

Все они такие разные, эти живые организмы. На какие группы их можно разделить? И есть ли черты, общие для всего живого? Вот над этими вопросами мы подумаем и найдем ответ.

Почему животные, грибы, растения могут считаться живыми организмами? Что отличает их всех от неживой природы.

- Летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, уменьшается световой день, становиться холодно, часто идут дожди, птицы улетают на юг.

Ребята слушают и записывают в блокнот название встречающихся живых организмов. Самостоятельно называют живых организмов, приводят свои примеры и приводят доказательства, почему они относят к определенной группе живых организмов

Отвечают на вопросы.

- Все живые организмы можно отнести по группам растений, животных, лишайники, грибы.

- Растения - рябина обыкновенная, калина обыкновенная, барбарис обыкновенный, карагана, липа, яблоня, шиповник, мох, астра.

- животные - воробей, сорока, голубь, кошка, собака, черви, насекомые.

- грибы – гриб трутовик.

- особая группа лишайники.

- Живые организмы могут расти, дышать, питаться, двигаться, размножаться.

    Усвоение новых знаний и способов действия.

Какие же представители живых организмов есть на нашем пришкольном участке (школьный сад), и каким группам их можно отнести.

Ребятам по группам предлагается самостоятельно выполнить задания. У каждой группы свой участок наблюдения. Группа, которая лучше выполнит задание, подметит все живые организмы (на ветке яблони гриб - трутовик)- получит дополнительный бал, правильно соотнесет их по группам. Перечислит свойства живых организмов.

Работают по группам с карточками. (см. приложение)

    Первичная проверка понимания.

Беседа с элементами фронтального опроса.

Какие живые организмы встречались на вашем участке. Наиболее встречаемые живые организмы?

По каким признакам вы определили, что живые организмы относятся к разным группам? Какими признаками они обладают.

Докажите, что представители живых организмов разных систематических групп не только имеют отличительные черты, но и черты сходства?

- Кто из живых организмов привлек ваше внимание? Чем он интересен? Какие правила вы соблюдали?

Ребята заполнив карточки – задания сдают.

Перечисляют живые организмы: яблоня, шиповник, астры, бархатцы, муха, муравьи, сорока, кошка, воробьи, у стены мхи, на стволе яблони гриб - трутовик. Наиболее встречаемые живые - организмы из группы растений. Они все обладают свойствами живых организмов дышат, питаются, выделяют, растут, передвигаются – животные.

Живые организмы по разному питаются, например животные пищу себе добывают,гриб – трутовик питается готовой пищей, которую высасывает из дерева. Растения сами для себя создают пищу. Животные – легко и быстро передвигаются. Все живые организмы дышат у животных легкие, у растений на листьях устьица.

- Растения и животные питаются разными способами, но имеют клеточное строение.

    Подведение итогов занятия.

- Хорошо Вы с такими сложными заданиями справились. А теперь подведем итог работы в группе.

Дается анализ работы ребят по группам. Оценивается работа каждого ученика.

Оценки в дневник выставляются в классе.

По возвращению в школу можно по беседовать по вопросу Какие осенние явления можно наблюдать в жизни деревьев? Что такое листопад?

Можно отвечать на интересующие вопросы ребят.

Ответственный в группе дает оценку работы каждого в группе. Ребята самостоятельно выставляют оценку за урок. Называют ребят, которые нарушали правила поведения. Называют ребят, которые заметили интересный живой организм. Ребят которые фотографировали.

    Информирование о домашнем задании.

Задание задается в спокойной обстановке в классе, чтобы ничего не отвлекало внимание. Оформить отчет по плану (приготовленный на инд. карточках), стр. 6-10 учебника.

Записывают задание в дневник, выставляют оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовка к экскурсии.

Экскурсия в природу – увлекательная форма работы учителя с классом.

Из - за нехватки времени можно экскурсию провести и по пришкольному участку. Потратить время урока и перемены. Можно экскурсию провести на последнем уроке.

Показать на сколько разнообразные живые организмы обитают вместе с нами и рядом с домом. Обращаю внимание на своеобразие и красоту природы в осенний период года

За несколько дней до экскурсия, я прохожу по пришкольному участку и подбираю нужные объекты для изучения, места для остановок для демонстрации объектов, для самостоятельных наблюдений ребят. Затем составляю план экскурсии, в котором отражаю следующие разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. После экскурсии ребята обрабатывают собранный материал.

Зачастую ученики часто отвлекаются и самостоятельная часть проходит не эффективно Нужно подобрать таким образом участки и рассказать о живых организмах, которые часто встречаются, чтобы ребята во время самостоятельной работы не отвлекались с вопросами «А что это за растение? А как, оно называется?».

В течении 15-20 минут обследуется определенная территория школьного сада. Раздаются карточки с отпечатанными заданиями, и предлагается ознакомиться с ними. Группы расходятся по разным направлениям. Это позволит наиболее полно выявить разнообразие организмов.

Карточка – заданий.

Заполни таблицу

1. Группы живых организмов

растения

животные

лишайники

2.Перечисли свойства наблюдаемых живых организмов .

3.Наиболее часто встречаемые группы

На оформление отчета выделяю 7-8 дней. Такой срок, по моему мнению, позволяет учащимся еще раз посетить место экскурсии, повторить наблюдения, красочно оформить отчет

План письменного отчета.

    Красота осенней природы.

    Многообразие живых организмов (составить список живых организмов по группам «Растения», «Животные», «Лишайники», «Грибы»).

    Свойства живых организмов

    Фотографии, рисунки живых организмов.

Технологическая карта урока – экскурсии по биологии

5- 6 класс. Раздел «Строение живых организмов». Тема «Многообразие живых организмов, их основные свойства».

Задачи на этап урока

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Промежуточ

ный контроль

Примечания

1.Организация начала занятий.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверяет готовность учащихся, настраивает на рабочий лад.

Выстраивание правил на природе.

Формулирование правил на природе

Помочь ребятам определится по группам.

2.Подготовка к основному этапу занятий

Вызвать интерес к окружающей среде. Развитие наблюдательности. Умение описывать и сравнивать живые организмы.

Рассказ с элементами фронтальной работа с классом.

Устные ответы на вопросы учителя. Умеют слушать и уважать мнение другого.

Выяснить какими знаниями обладают ребята по данной теме полученные в нач. школе и 5 классе.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

Вызвать интерес к новому предмету биология, определить задачи, которые необходимо решить в течение урока.

Индивидуальная работа с группами.

Самостоятельная работа по карточкам

Работа по карточке.

Помочь ребятам в определении живых организмов, с отличительными свойствами.

4.Первичная проверка понимания.

Познакомить с многообразием живых организмов пришкольного участка

Формировать умение видеть прекрасное и интересное. Умение работать в группах.

Развивать биологические умения: наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты

Воспитывать любовь к природе.

Создание проблемной ситуации; беседа

Устные ответы на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Используя имеющиеся знания, сравнивают, описывают

Фронтальный опрос

5.Подведение итогов занятия

Повторить рассмотренные на экскурсии живые организмы, обобщить понятия; создать мотивацию выполнения домашнего задания

Корректировка деятельности учащихся. Подведение итогов работы

нацеливание на продолжение работы дома.

Обсуждение работы каждой группы. Диалог учителя с ребятами

Устные ответы на вопросы.

6. Домашнее задание

Нацеливает учащихся на создание «Творческого отчета», разъясняет, дается план письменного отчета. образец выполнения задания.

План отчет

Демонстрация видов оформления отчетов.

В курсе общей биологии особое место занимает эволюционное учение. В КИМ единого государственного экзамена по биологии много вопросов по эволюционному учению Ч.Дарвина. Я считаю, что большую роль в усвоении эволюционных знаний играет экскурсия в природу по изучению причин многообразия видов, на которой обучающиеся знакомятся с биологическими явлениями, устанавливают закономерности, овладевают умениями получать знания путём наблюдений в природе. Данную экскурсию я провожу на школьную поляну. Это самое живописное место в нашей школе.. Вместе с обучающимися получаем огромное удовольствие от общения с природой.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по экскурсии:« Причины многообразия видов в природе»»

МАОУ СОШ №138

Экскурсия на тему:

« Причины многообразия видов в природе»

Выполнили: Сенников Павел, Нестерова Татьяна
Проверила: Иванова Любовь Ивановна

г.Челябинск

Причины многообразия видов в природе.

Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

6. развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Ход экскурсии

На школьной поляне мы наблюдаем разнообразие видов растений, на ярусность. Каковы же причины такого разнообразия видов на столь малой территории? Виды одного рода отличаются физиологическими и морфологическими критериями. Для раскрытия понятия вида нужно сравнивать растения близких видов таких как лютик едкий, ползучий, кашубский. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий вида. Рассматривая их строение мы можем увидеть как сходства так и различия.

Особенности строения составляют морфологические критерии вида. В ходе экскурсии мы выясняем, что у этих растений разная природа цветения. Например сейчас цвете лютик едкий, а Лютик кашубский цветет в конце мая, лютик ползучий - в июле, это мы знаем из научной литературы. Отметим что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют экологические критерии вида.

Вывод: все виды отличаются друг от друга Экологическими, морфологическими, физиологическими критериями вида.

На поляне мы можем увидеть много тысячелистника обыкновенного. Это растение находиться повсеместно, но она не может переопыляются с других полян, так как между ними достаточно большое расстояние. Мы можем сделать вывод, что растения живут обособленно друг от друга.

Популяция - это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Клен татарский, дуб черешчатый, произрастающий в нашем саду, так же представляют собой популяции видов. Популяция - форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи.

На поляне мы увидели особи разного возраста карагача татарского, это можно увидеть по коре, веткам, корням деревьев. Но все деревья схожи, так как они относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передается от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство - наследственность. Именно эти свойства и обуславливает сходство близкородственных организмов. Все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивность окраски, размеров тела. Изменение этих признаков зависит от условий окружающей среды.

Обратим внимание на различие в окраске листьев, вьюнка полевого произрастающих на открытых места и в тени. У второго листья темнее, в них образуется хлорофилл. Благодаря этой особенности у растений в тени при пониженной освещенности синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения передаются по наследству. Это пример модификационой изменчивости. По наследству предаются только такие изменения признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов.

Огромное разнообразие живых организмов, населяющих пришкольный участок. Ч. Дарвин назвал совокупность этих взаимоотношения назвал борьбой за существования.

Травянистые растения имеют по 30-32 семени на нем. Из них вырастут не все семена, многие погибнут из-за неблагоприятных условий. Так как если все семена густо прорастут в одном месте, то между ними будет идти жесткая борьба за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. Дарвин утверждал, что между организмами разных видов идет жесткая борьба. Он назвал ее межвидовая, так же помимо межвидовой, существует борьба с условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильных дождей. Так происходит естественный отбор.

Пришкольный участок имеет равнинный рельеф и черноземную почву, есть как теневые участки, так и освещенные участки.

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

Черты приспособленности к абиотическим факторам

Клен татарский

Шиповник коричневый

Тысячелистник обыкновенный

Ярустность

Листопад

Дуб черешчатый

Лютик кашубский

Лютик едкий

1) Если растения произрастают на одном месте, то их черты одинаковы, так как они произрастают в одинаковых условиях.

2)Если растения одного вида произрастают в разных местах, то у них происходит модификационная изменчивость, размер листа, окраска, все это вызвано различными условиями окружающей среды.

3) На пришкольном участке за растениями ведется уход, и условия их среды обитания искусственно улучшены, в следствии чего, они становятся более жизнеспособны, чем растения того же вида в лесу

Вывод

Так мы доказали о сходствах и различиях растений одного вида. Посмотрели отношения особей одного вида. Раскрыли понятия популяции, изменчивости, наследственности на наглядных примерах. Многообразие видов в природе объясняется различными условиями обитания. Условия обитание не однородны, и из-за приспособления видов, они отличаются друг от друга, размерами или окраской.

Данная экскурсия может быть проведена при изучении темы " Эволюционное учение". Она значительно повышает интерес обучающихся к учебному материалу темы, облегчает его усвоение, способствует пониманию учащимися основных положений эволюционного учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия на тему: « Причины многообразия видов в природе».

В курсе общей биологии особое место занимает эволюционное учение. В КИМ единого государственного экзамена по биологии много вопросов по эволюционному учению Ч.Дарвина. Задача учителя – построить учебный процесс так, чтобы обеспечить прочное усвоение обучающимися этого учения. Я считаю, что большую роль в усвоении эволюционных знаний играет экскурсия в природу по изучению причин многообразия видов, на которой обучающиеся знакомятся с биологическими явлениями, устанавливают закономерности, овладевают умениями получать знания путём наблюдений в природе.

Данную экскурсию я провожу на Кумысную поляну. Это самое живописное место в нашем городе. Вместе с обучающимися получаем огромное удовольствие от общения с природой.

Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

6. развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

План экскурсии:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа, фронтальное наблюдение.
  3. Задания по группам.
  4. Подведение итогов. Заключительная беседа.

Ход экскурсии.

Задания по группам, состав групп определяется в классе, на предшествующем уроке. В начале экскурсии проверяю состав групп, провожу инструктаж по поведению на экскурсии. Затем отправляемся через 5- Дачную мимо родника на Кумысную поляну. Во время движения обучающиеся называют виды деревьев первого яруса, второго яруса, травянистые растения, виды кустарников. Обращаю внимание на то, чтобы обучающиеся давали правильные (двойные) видовые названия. Обращаю внимание обучающихся, что на небольшом участке леса, произрастают растения разных видов. Формулирую главный вопрос: « Каковы причины многообразия видов?». Это основной вопрос нашей экскурсии. Затем предлагаю обучающимся выяснить, чем отличаются виды, например одного рода, (клён американский, клён татарский) друг от друга. Для раскрытия понятия « вид», используем растения близких видов, это хорошо получается на таких растениях, как лютик едкий, ползучий, кашубский. На этих же примерах рассматривается данная тема в учебнике. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий. Далее изучаем их внешний вид. Определяем сходные признаки и их различия в строении цветка, листьев. Делаем выводы. Сообщаю обучающимся, что особенности строения составляют морфологический критерий вида. В ходе беседы выясняем, что у этих растений разные сроки цветения. Мы видим цветение лютика едкого. Лютик кашубский цветёт в конце мая, а лютик ползучий- в июле. (это мы знаем из прошлых экскурсий). Делаем выводы, что астения разных видов различаются сроками цветения, скоростью роста и развития. Отмечаем, что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют физиологический критерий вида. Вывод: все виды отличаются друг от друга морфологическими, экологическими, физиологическими признаками.

Движемся дальше. Вышли на полянку, где много лютика едкого. А в лесу встречался лютик едкий? Нет. А где мы ещё видели это растение? Вспоминаем, что когда входили в лес, на той полянке и видели это растение. Попадает ли пыльца лютика с одной поляны на другую? Молчание. В ходе беседы выясняем, что это маловероятно, ведь полянки расположены далеко друг от друга. Значит эти растения живут обособленно друг от друга. Вводим понятие « популяция». Группа особей одного вида, длительно существующая на определённой территории обособленно от других таких групп, называют популяцией. Берёза бородавчатая, клён татарский, дуб черешчатый, произрастающие в нашем лесу, также представляют собой популяции видов. Популяция – это форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи. Задание: найдите в популяции клёна татарского особи разного возраста. Обучающиеся это делают с большим удовольствием. Далее предлагаю рассмотреть 2-3 особи берёзы бородавчатой. Найдите черты сходства. Общих признаков много. В чём причина их сходства? Они близкородственные, т.к. относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передаётся от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно сохранять и передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство – наследственность. Именно это свойство и обуславливает сходство близкородственных организмов. Затем предлагаю найти у этих особей черты различия. Вывод: все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Поясняю, что изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивности окраски, размеров тела и т.д. Изменение этих признаков происходит под действием условий окружающей среды. Обращаем внимание на различия в окраске листьев сныти обыкновенной, произрастающей на открытых местностях и в лесу. У второй листья темнее, в них больше образуется хлорофилла. Благодаря этой особенности у растений в лесу при пониженной освещённости синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения не передаются по наследству. Это пример ненаследственной изменчивости. По наследству передаются только такие изменения признаков, развитие которых вызвано изменениями в наследственном материале. Именно наследственная изменчивость обуславливает возникновение новых признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов. Далее мы обращаем внимание на огромное разнообразие живых организмов, населяющих лес. Обучающиеся стараются установить какие взаимоотношения существуют между ними. Совокупность всех взаимоотношений Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. По ходу экскурсии находим травянистые растения и подсчитываем количество семян (плодов) на нём. Вырастут ли из всех этих семян взрослые растения? Конечно, нет. Почему? Если все семена осыпятся на этом месте и прорастут, то в густых всходах между проростками будет идти острая борьба за существование – за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал внутривидовой. Затем обращаем внимание на некоторые угнетённые растения тополя, берёзы бородавчатой, клёна татарского. Почему они такие? Ч.Дарвин утверждал, что сложные отношения устанавливаются и между организмами разных видов. Это межвидовая борьба за существование. А ещё растения вступают в борьбу с неблагоприятными условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильного ливня, да и человек иногда виновен. В борьбе за существование в популяции растений (животных) происходит естественный отбор: одни особи погибают, а другие выживают, дают жизнеспособное потомство, характеризуются высокой приспособленностью к новым условиям внешней среды. Предлагаю обучающимся установить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. Ребята работают. Далее изучаем, какие приспособления имеют растения к перенесению неблагоприятных условий в осенне-зимний период. Обращаю внимание на красоту осеннего леса. Затем обучающиеся работают в группах, выполняя задания.

Задания:

1. Составить план участка и дать характеристику его рельефа, влажности, освещённости, вида почв.

2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию и к факторам неживой природы. Результаты занести в таблицу.

Виды деревьев.

Виды кустарников.

Виды трав.

Черты приспособленности к совместному обитанию.

Черты приспособленности к абиотическим факторам.

3. определить критерии одного вида деревьев (кустарников или трав). Данные занести в таблицу.

Название вида:

Морфологические признаки:

Физиологические признаки

Экологические признаки.

4. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих на одном месте. Признаки сходства, признаки различия.

5. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих в различных условиях.

6. Какое воздействие на природу вы наблюдали в лесу? Задания для учащихся одинаковые, но каждая группа работает на своём участке.

Такие экскурсии очень познавательны и увлекательны. Во время экскурсии замечаем сломанные ветви деревьев, вырезанные надписи на коре деревьев. Мы обязательно поясняем какие могут быть последствия этих действий, как они влияют на природу. Беседуем о бережном отношении человека к природе.


МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Отчет по экскурсии
На тему: «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе
и приспособление к ним живых организмов»
Выполнил(а): ______________________,
учени___ 11 класса
учитель: Тропина О.С.
г. Далматово, _________год

Цель: _________________________________________________________

_
______________________________________________________________
Дата/температура воздуха: ______________________________________
Вид экскурсии: ________________________________________________
1. Изучение растительного мира
Ход экскурсии:
 Выясните, какие растения высажены в парке. Укажите их
видовое название и принадлежность к отделу.
Видовое название
Название отдела

п/п
 Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители какого
отдела растений преобладают? Что позволило им занять
господствующее положение?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
 Какие жизненные формы растений видны в зимнее время
года? ________________________________________________
 Перечислите черты приспособлений к низким температурам,
возникшие у растений.

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________


_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Изучение животного мира
 Перечислите представителей царства животных,
встретившихся во время экскурсии
 Определите систематическое положение каждого.
Род
Отряд Класс Подтип
Тип Царство
Вид

п/
п
Семей­
ство

 Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители
какого типа, класса животных встречаются зимой?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
 Перечислите черты приспособления млекопитающих к
распределив их по
зимнему времени года,
соответствующим столбцам.
Ароморфозы
Идиоадаптации
 Предположите, каким образом произошло возникновение этих
приспособлений с позиции эволюционного учения.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Общий вывод



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!