Это жизнь - портал для женщин

Развитие коренных малочисленных народов. Об утверждении концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов севера, сибири и дальнего востока российской федерации

11 часов назад, Методология и инструменты государственного планирования Установлен новый порядок формирования сводного доклада о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм Постановление от 17 июля 2019 года №903. Новыми правилами формирования Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ унифицированы требования к оценке эффективности реализации государственных программ и пилотных государственных программ, которые переведены на проектное управление.

12 часов назад, Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения Установлены предельные уровни софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Федерации Распоряжение от 17 июля 2019 года №1553-р. Утверждены предельные уровни софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств регионов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по субъектам Федерации. Это позволит федеральным органам исполнительной власти – главным распорядителям средств федерального бюджета и органам исполнительной власти субъектов Федерации определить объёмы софинансирования при предоставлении субсидий на 2020–2022 годы.

Вчера

3 июля 2019 , Постановление от 22 июня 2019 года №803. Цель принятых решений – расширение набора финансовых инструментов, через которые «ВЭБ.РФ» сможет привлекать финансирование, дополнение списка активов, в которые госкорпорации и госкомпании смогут инвестировать свои временно свободные средства.

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Минрегиону России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации в 2009-2011 годах Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2009 года
N 132-р

I. Введение

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российского государства.

Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы Севера), права которых гарантируются , а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Российское государство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию малочисленных народов Севера.

Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера.

Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.

Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая объединения малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов.

II. Современное состояние малочисленных народов Севера

В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера (включая также вновь выделенных переписью камчадалов, теленгитов, тубаларов, челканцев и чулымцев) составила 244 тыс. человек, причем численность отдельных народов колеблется от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20-70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.

В конце XX - начале XXI веков произошел рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. Появились общественные лидеры и успешные предприниматели - руководители общин и предприятий из числа представителей малочисленных народов Севера. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы "родовые угодья", территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закрепленные за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных селах и поселках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощенную систему налогообложения.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации , Лесным кодексом Российской Федерации , Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации .

Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За последние 15 лет в Российской Федерации были реализованы 3 федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счет средств федерального бюджета были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства.

Во многих органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы структурные подразделения по делам малочисленных народов Севера, координирующие соответствующие региональные целевые программы и вопросы социально-экономического развития этих народов. Государственными органами статистики ведется сбор и анализ экономических и социальных показателей районов проживания малочисленных народов Севера.

В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учетом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

В издательствах по государственному заказу издается учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий успешно действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена - уникальный этнолингвистический образовательный и исследовательский центр.

Традиционно уделяя внимание вопросам устойчивого развития малочисленных народов Севера, Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством - членом ООН, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Реализуется комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы по защите прав малочисленных народов Севера, разработке эффективных экономических механизмов обеспечения их традиционного образа жизни и традиционного природопользования, а также развитию системы медицинских услуг и образования в районах их проживания. Ряд мероприятий направлены на исследование, сохранение и пропаганду культурного наследия, развитие традиционной культуры малочисленных народов Севера, оказание содействия в обеспечении участия представителей малочисленных народов Севера в работе международных организаций.

За последние годы в рамках развития государственно-частного партнерства сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами - владельцами "родовых угодий", что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5 - 2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение.

Требует совершенствования законодательное регулирование создания территорий традиционного природопользования, которые могут стать эффективным инструментом сохранения и развития традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Также необходимо внесение изменений в земельное законодательство в части установления безвозмездного срочного пользования малочисленными народами Севера земельными участками для традиционного природопользования, в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - в части установления полномочий органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, в законодательство о рыболовстве и животном мире - в части приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к водным биологическим ресурсам и охотничьим животным.

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

III. Принципы устойчивого развития малочисленных народов Севера

Принципами устойчивого развития малочисленных народов Севера являются:

гарантия прав малочисленных народов Севера в соответствии с Конституцией Российской Федерации , общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

комплексность решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов Севера;

координация действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов Севера;

обеспечение эффективного участия малочисленных народов Севера в достижении своего устойчивого развития;

признание значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

рациональное использование земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

признание права малочисленных народов Севера на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

необходимость участия представителей и объединений малочисленных народов Севера в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных народов Севера.

IV. Цель, задачи и основные направления Концепции

Целью Концепции является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач.

Первой задачей является сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

установление правового режима охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа малочисленных народов Севера к управлению данными территориями;

обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

предоставление для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации;

разработку и внедрение методики расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйствующими субъектами; *IV.4.4)

содействие адаптации малочисленных народов Севера к экологическим, экономическим и социальным последствиям изменения климата и другим факторам, вызывающим стресс;

определение порядка и методики проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

картирование и оценку природных ресурсов на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

проведение мониторинга состояния исконной среды обитания и экологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Второй задачей является развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Решение данной задачи предусматривает:

совершенствование практики реализации льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

расширение транспортно-логистических услуг и содействие формированию рынков сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности;

поддержка форм малого и среднего предпринимательства малочисленных народов Севера, направленных на повышение эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности, включая развитие системы финансовой поддержки, кредитования и лизинга;

развитие сети факторий;

упрощение порядка и процедуры получения лицензий для осуществления малочисленными народами Севера охотничьего промысла в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

охрану и рациональное использование пастбищ, а также завершение земельно-кадастровых работ для развития северного оленеводства;

создание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности цехов по первичной и глубокой переработке продукции оленеводства и других традиционных промыслов, в том числе с использованием современных технологий;

государственную поддержку развития северного оленеводства и селекционно-племенной работы для улучшения пород северного оленя;

организацию природоохранных мероприятий, включая меры пожарной безопасности, с привлечением представителей малочисленных народов Севера;

совершенствование процедуры предоставления малочисленным народам Севера участков для осуществления рыболовства и охоты;

развитие этнотуризма и экологического туризма с участием представителей малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

развитие традиционных художественных промыслов, ремесел, включая изготовление сувенирной продукции, а также содействие их продвижению на внутреннем и внешнем рынках.

Третьей задачей является повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня.

увеличение объемов жилищного строительства (включая традиционные формы жилища), обеспечение доступности и улучшения качества социальных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

организацию бесперебойного завоза товаров народного потребления в места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

повышение качества и доступности транспортных услуг;

обеспечение качественными услугами связи, включая мобильную связь и сеть Интернет;

реализацию программы оптимизации локальной энергетики, предусматривающей строительство источников энергоснабжения малой мощности для обеспечения качественного энергоснабжения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

стимулирование создания новых рабочих мест в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

создание объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в местах проживания малочисленных народов Севера;

разработку и внедрение системы показателей качества жизни малочисленных народов Севера для мониторинга их соответствия среднероссийским показателям.

Четвертой задачей является создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня.

осуществление мер по улучшению экологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

реализацию программ укрепления здоровья малочисленных народов Севера;

реализацию мер по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья малочисленных народов Севера;

проведение регулярных профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья малочисленных народов Севера и социально значимых заболеваний;

укрепление материально-технической базы стационарных учреждений лечебного и лечебно-оздоровительного профилей, включая фельдшерско-акушерские пункты в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

развитие мобильных форм медицинской помощи и повышение доступности экстренной медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

создание сети консультационных центров телемедицины на базе районных и областных больниц и сети удаленных пунктов телемедицины для получения первичной информации о состоянии здоровья пациентов;

реализацию мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование продажи и потребления алкогольной продукции в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

поддержку и развитие физической культуры и спорта малочисленных народов Севера;

разработку показателей состояния здоровья малочисленных народов Севера и санитарно-эпидемиологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, мониторинг их соответствия среднероссийским показателям.

Пятой задачей является повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей.

Решение указанной задачи предусматривает:

развитие сети кочевых и других специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

поддержку малокомплектных детских садов и школ;

оснащение учреждений системы образования современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса;

внедрение современных технологий дистанционного обучения;

повышение уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров национальных школ и других образовательных учреждений;

организацию подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;

изучение родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства;

разработку и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных пособий для изучения родных языков и национальной культуры малочисленных народов Севера.

Шестой задачей является содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера.

Решение этой задачи предусматривает:

привлечение уполномоченных представителей малочисленных народов Севера к участию в проведении общественных экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

проведение консультаций с малочисленными народами Севера до начала реализации проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

развитие форм социального и государственно-частного партнерства представителей малочисленных народов Севера, органов государственной власти и органов местного самоуправления, промышленных компаний;

привлечение представителей малочисленных народов Севера к участию в охране объектов животного и растительного мира в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержку развития территориального общественного самоуправления и общинных форм самоуправления малочисленных народов Севера.

Седьмой задачей является сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.

Решение указанной задачи предусматривает:

создание информационной базы объектов культурного наследия малочисленных народов Севера;

издание произведений устного народного творчества, художественной и иной литературы на национальных языках;

поддержку традиционных художественных промыслов и ремесел;

поддержку создания многофункциональных этнокультурных и культурно-просветительных центров малочисленных народов Севера, модернизацию учреждений культуры;

популяризацию культурного наследия малочисленных народов Севера в средствах массовой информации.

V. Механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется путем:

совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав, традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных народов Севера с учетом цели и задач Концепции, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

реализации федеральных, региональных, ведомственных целевых программ и планов мероприятий, направленных на социально-экономическое и этнокультурное развитие малочисленных народов Севера;

учета целей и задач устойчивого развития малочисленных народов Севера при формировании федерального и региональных бюджетов, привлечения внебюджетных средств на эти цели;

информационного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в сфере устойчивого развития малочисленных народов Севера как внутри страны, так и за рубежом;

взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями и объединениями малочисленных народов Севера;

организации системы государственного статистического мониторинга состояния малочисленных народов Севера, соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов;

проведения научных исследований социально-экономического развития малочисленных народов Севера.

VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализацию Концепции предусматривается осуществить в 2009-2025 годах в 3 этапа.

На первом этапе (2009-2011 годы) будет реализован комплекс первоочередных мер, предусматривающих совершенствование нормативной правовой базы в области защиты прав малочисленных народов Севера, в том числе в части упорядочения терминологии, используемой в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы гарантии прав и традиционного природопользования, совершенствования разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения приоритетного доступа малочисленных народов к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, водным биологическим ресурсам и охотничьим животным, безвозмездного срочного пользования земельными участками для традиционного природопользования малочисленными народами Севера, утверждения перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, разработки и утверждения методики расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйствующими субъектами.

Предполагается внести изменения в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" с целью обеспечения создания в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера модельных территорий традиционного природопользования федерального значения.

Также будет оказана государственная поддержка экономического и социального развития малочисленных народов Севера путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В рамках государственной поддержки планируется создать новые кочевые школы, фактории, объекты социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, развивать инновационные формы дистанционного образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины, предоставление услуг в сфере культуры и коммуникаций.

Увеличение размеров субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства с одновременным снижением платы за единицу площади лесных участков для ведения северного оленеводства позволит сделать эту отрасль одной из важных составляющих роста качества жизни и благосостояния в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Одновременно в целях увеличения ресурсов охотничьих животных, повышения занятости местного населения и обеспечения продовольственной безопасности районов Крайнего Севера планируется проведение мер государственной поддержки по расселению овцебыков.

Будут разработаны и внедрены меры государственной поддержки сохранения традиционной народной культуры малочисленных народов Севера.

Предполагается реализовать комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

Предусматривается создать систему государственного статистического наблюдения, мониторинга и анализа состояния малочисленных народов Севера, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года будет проведен анализ динамики демографических показателей и показателей уровня жизни малочисленных народов Севера.

Задача сохранения и поддержки традиционного образа жизни малочисленных народов Севера является одной из приоритетных при реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года.

В результате реализации мероприятий первого этапа будут созданы нормативные правовые и экономические условия для развития традиционного природопользования, роста качества жизни и улучшения демографической ситуации среди малочисленных народов Севера, сформированы системы информационного и методического обеспечения.

На втором этапе (2012-2015 годы) предусматривается продолжить осуществление мероприятий по созданию условий для устойчивого развития малочисленных народов Севера.

Ожидается, что на втором этапе в результате реализации мер государственного стимулирования и поддержки произойдут существенные изменения уровня качества жизни малочисленных народов Севера, их занятости в традиционных видах хозяйственной деятельности, снизится зависимость мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности от завоза топлива и нефтепродуктов в связи с использованием местных (в том числе альтернативных) источников теплоэнергоснабжения, будет обеспечен доступ малочисленных народов Севера к медицинским услугам (включая возможности мобильной медицины и телемедицины), сети Интернет и мобильной связи.

Предполагается создать необходимые условия для занятости представителей малочисленных народов Севера в традиционных отраслях хозяйственной деятельности, а также в этнотуризме, экологическом туризме, организации лесовосстановительных, землеустроительных, природоохранных работ, мониторинге состояния окружающей природной среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Усилия государства в подготовке национальных кадров для работы в бюджетной сфере позволят увеличить долю малочисленных народов Севера среди сельских врачей и учителей.

На основе осуществления модельных проектов территорий традиционного природопользования начнется формирование сети территорий традиционного природопользования федерального значения.

В 2015 году будут подведены итоги проведения в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

В результате реализации мероприятий второго этапа предполагается достигнуть положительных демографических тенденций среди большинства малочисленных народов Севера, включая увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни, увеличение в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом суммарного коэффициента рождаемости, снижение смертности детей первого года жизни в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.

На третьем этапе (2016-2025 годы) будут сформированы условия для устойчивого развития малочисленных народов Севера, в том числе включающие эффективные механизмы сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни, завершение модернизации традиционной хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

В результате реализации мероприятий третьего этапа к 2025 году предполагается достигнуть среднероссийских показателей качества жизни малочисленных народов Севера, а также снизить смертность детей первого года жизни не менее чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом.


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"

1

В статье авторы исследуют современное состояние традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера. По мнению авторов, оленеводство является самой рентабельной отраслью промыслового хозяйства северян, поэтому сохранение оленеводства является важным условием сохранения этноса северных народов, физического, духовного здоровья их членов, поскольку в этой отрасли занято преимущественно национальное население. Выявлено, что важнейшая экономическая проблема – это переработка и реализация продукции, с которой сталкиваются все традиционные отрасли коренных малочисленных народов Севера, в том числе и охотничий промысел. Успешное решение данной проблемы позволит наладить эквивалентный обмен между традиционными и комплексирующими отраслями и повысить эффективность первых. Показано, что большее развитие в традиционных отраслях хозяйствования коренных малочисленных народов Севера получают формы организации производства и занятости, более всего отвечающие природопользованию в этом округе: общинно-родовые, семейные угодья, общины и фактории. Развитие оленеводства, охоты и рыболовства является путем перехода коренных малочисленных народов Севера к экономической самостоятельности, основой сохранения этносов, их языка, культуры, традиций.

коренные народы севера

традиционное хозяйство

рыночная экономика

частная собственность

хозяйствующий субъект

1. Артюхов А.В., Хайруллина Н.Г. Социально-демографическая ситуация в оценках коренных народов Севера // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2011. – № 4. – С. 80–84.

2. Артюхов А.В., Хайруллина Н.Г. Тенденции этнокультурной ситуации в северном регионе // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 106–109.

3. Изюмов И.В. Место гражданско-правовых договоров направленных на геологическое изучение недр в системе гражданско–правовых отношений // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – № 4. – С. 47–51.

4. Хайруллина Н.Г. Взаимоотношения коренного населения Тюменского Севера с участниками нефтегазового освоения // Нефть и газ. – 1998. – № 1. – С. 116–119.

5. Хайруллина Н.Г. Государственное регулирование рынка труда: мнения экспертов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2014. – № 2 (37). – С. 49–51.

6. Хайруллина Н.Г. // Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ: материалы Международной научно-практической конференции. – Тюмень, 2010. – С. 196–204.

7. Хайруллина Н.Г., Алгадьева Т.М. Традиционное мировоззрение в этнокультуре ханты и манси // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 31–34.

8. Хайруллина Н.Г., Балюк Н.А. Реконструкция традиционного природопользования обских угров. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2007.

9. Хайруллина Н.Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – № 3. – С. 74–80.

10. Хайруллина Н.Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. 2000. – № 3. – С. 117–121.

11. Харамзин Т.Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (по материалам социологических исследований). – М.: Икар, 2001.

12. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры): монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

13. Харамзин Т.Г. Экологическое здоровье обских угров: монография. – Ханты-Мансийск, 2010.

В отечественной экономической науке советского периода была принята следующая классификация укладов в период «перехода от капитализма к социализму», т.е. ориентировочно в 1920–1936 гг.: патриархально-общинное хозяйство; мелкотоварное производство; частнокапиталистическое хозяйство; государственный капитализм; социалистический уклад. Отслеживание национальной политики СССР с первых лет его создания (1922 г.) до 90-х годов XX в. и критический анализ научных публикаций по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера позволяют составить определенную картину воспроизводства их общностей за этот период. По нашему мнению, в контексте этого периода можно выделить четыре основные фазы.

На первой фазе – в 20-х годах – проводилась политика «встраивания» коренных малочисленных народов Севера в систему социалистических производственных отношений. Суть социально-экономической политики в этот период определили два основных момента:

1) приобщение коренных малочисленных народов Севера к культурно-техническим достижениям и формам труда в Центральной России;

2) бережное отношение к национальным традициям и формам хозяйствования.

Вторая фаза – начало 30-х годов – начало 70-х годов.

Третья фаза – начало 70-х годов до 1985 г. .

Обнаружение богатых месторождений нефти и газа и других природных ресурсов привело к очередной смене акцентов в национальной политике в 70-х годах. В этот период начинается интенсивное промышленное освоение Тюменского региона, сопровождавшееся вытеснением коренных малочисленных народов Севера с традиционных мест проживания. Интенсивное внедрение значительных масс пришлого населения, создание производственной инфраструктуры и организация добычи нефти и газа имели своим следствием отчуждение части территории у коренного населения. По существу, были отчуждены средства их традиционного жизнеобеспечения .

Начавшаяся в 1985 г. перестройка общественного сознания позволила снять запрет на исследование недостатков в идеологической сфере страны. Ученые и специалисты стали активно разрабатывать решения по широкому кругу накопившихся социально-экономических проблем, в т.ч. по различным проблемам жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.

После 1991 г. в связи с развалом СССР и изменением общественного устройства в Российской Федерации изменилась в худшую сторону ситуация в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. Понимание этой ситуации и тревога за судьбу коренных малочисленных народов нашла отражение в ряде международных симпозиумов и конференций на федеральном уровне .

Российские исследователи с большей принципиальностью стали поднимать проблемы малых народов и традиционной экономики северных районов на государственный уровень и предлагать масштабные решения.

В 1995 г. принят «Устав Ханты-Мансийского автономного округа», в котором нашли отражение изменения в общественном устройстве страны и определен статус территорий проживания коренных малочисленных народов Севера. Позднее приняты и другие нормативные документы, регламентирующие закрепление за родовыми общинами территорий их обитания и предоставление им самостоятельности в решении внутриобщинных вопросов и другие аспекты.

Мировой опыт в решении проблем коренных малочисленных народов Севера, опыт зарубежных арктических стран и международные правовые акты дают ясные ориентиры в решении вопросов улучшения ситуации в жизнедеятельности этих народов. Смысл документов заключается в создании особого правового статуса коренных малочисленных народов Севера, обеспечении их права на землю, природные ресурсы, культуру, язык и этническое самосознание, помощь в организации реального самоуправления в общинах .

Истощение природно-ресурсного потенциала северных территорий под техногенным давлением проявляется в снижении продуктивности пастбищ и промысловых угодий и сопровождается абсолютным сокращением территории обитания коренных малочисленных народов Севера. Для коренных малочисленных народов Севера истощение природно-ресурсного потенциала означает усиливающееся ограничение условий для существования .

В результате продолжающегося сокращения продуктивных угодий коренные малочисленные народы Севера вынуждены менять места своего проживания и перемещаться к соседям. Как следствие, происходит искусственное «уплотнение» на угодьях, пригодных для традиционного природопользования, снижение их продуктивности и т.д.

Рассмотрим оленеводство. В районах своей наибольшей концентрации оленеводство обеспечивает занятость четверти трудоспособного населения из числа коренных малочисленных народов Севера и дает 50–80 % денежных доходов. Оленеводческое хозяйство Севера насчитывает 2,2–2,4 млн голов оленей. В ряде северных районов за счет оленеводства удовлетворяется более 50 % потребности населения в свежем мясе и мясных продуктах. Кроме того, оленеводство стимулирует развитие охотничьего промысла, поставляет сырье для кожевенных заводов, корма для звероферм и др. В последние годы широкое распространение получают заготовка и продажа неокостеневших оленьих рогов (пантов) и сухого рога для фармацевтической промышленности .

В Ханты-Мансийском автономном округе товарное оленеводство получило развитие в северной части округа в приграничных районах с Ямало-Ненецким автономным округом (Березовский и Белоярский районы), на долю которых приходится почти все поголовье оленей в общественном секторе.

Оленеводство является самой рентабельной отраслью промыслового хозяйства северян. Поэтому сохранение оленеводства – одно из важнейших условий сохранения этноса северных народов, физического, духовного здоровья их членов, т.к. в этой отрасли занято преимущественно национальное население. Развитие оленеводства – это один из путей перехода коренных малочисленных народов Севера к экономической самостоятельности, основа сохранения этносов, их языка, культуры, традиций.

В любой родовой общине складывается определенное разделение труда. Поэтому неоленеводческая часть общины может получать в свое владение отдельные компоненты инфраструктуры отрасли или всю их совокупность: механический транспорт, зооинвентарь, холодильные установки, склады, забойные пункты и пр. Для оседлого населения рациональна приватизация предприятий по переработке продукции оленеводства и по оказанию платных услуг оленеводам.

Все большее развитие в традиционных отраслях хозяйствования коренных малочисленных народов Севера получают формы организации производства и занятости, более всего отвечающие природопользованию в этом округе: общинно-родовые, семейные угодья, общины и фактории. Многие, новые на данный момент, самостоятельные хозяйственные формирования создаются в процессе реорганизации бывших ранее колхозов, совхозов, коопзверпромхозов и госпромхозов и, при всем разнообразии названий, не имеют принципиальных различий по способу формирования и целевому назначению. По сути, они являются формами своеобразного возврата к традиционным семейно-родовым методам хозяйствования коренного населения и образуются на базе индивидуальной и коллективной (групповой) форм собственности, обеспечивают восстановление традиционных семейных и трудовых отношений .

В настоящее время оленьи пастбища в отдельную категорию земель вторичного пользования выделены в Белоярском, Березовском и Сургутском районах ХМАО. В связи с развитием частного оленеводства в Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах назрела необходимость выделения оленьих пастбищ как отдельной категории земель вторичного пользования на этих и других территориях округа.

Для определения перспектив дальнейшего развития оленеводства необходима организация землеустроительных работ по определению оленеёмкости пастбищ в каждом районе, родовом угодии и общине, располагающими оленепоголовьем.

Другой из важнейших отраслей традиционного сектора хозяйства является охотничий промысел, который наряду с другими отраслями хозяйства коренных малочисленных народов Севера испытывает значительные трудности в переходный период. Это связано в первую очередь с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа, обусловившим сокращение ареалов охотничьих ресурсов, реорганизацией хозяйств, занимающихся промыслами, сложностью со сбытом продукции. Кроме того, причинами этого явились лесные пожары, вырубка лесов, загрязнение обширных территорий выбросами промышленных отходов, а также нерациональный (хищнический) промысел и браконьерство со стороны представителей нефтегазового комплекса. Не последнюю роль сыграло и сокращение охотников-профессионалов из числа коренного населения из-за недостаточного снабжения их припасами и отсутствия экономической заинтересованности в охотничьем промысле .

Переработка и реализация продукции – важнейшая экономическая проблема, с которой сталкиваются все традиционные отрасли коренных малочисленных народов Севера, в том числе и охотничий промысел. Успешное решение данной проблемы позволит наладить эквивалентный обмен между традиционными и комплексирующими отраслями и повысить эффективность первых.

Несмотря на достаточно длительный срок промышленного освоения округа и снижение объемов добычи продукции охотничьего промысла ресурсы копытных животных и пушных зверей Ханты-Мансийского автономного округа значительны.

Развитие охотничьего промысла играет не столько экономическое, сколько социальное значение в сохранении коренных малочисленных народов Севера. В экономическом плане для его функционирования и создания надлежащего уровня жизни занятых в нем представителей коренных народов необходима финансовая поддержка государства.

За годы промышленного освоения территории Ханты-Мансийского автономного округа удельный вес рыбной отрасли снизился не только относительно, но и абсолютно, что было связано с загрязнением водоемов отходами промышленного производства, а в последние годы с экономическими условиями.

Особенно негативно загрязнение окружающей среды сказалось на водоемах Средней Оби, где наиболее интенсивно осваиваются нефтегазовые месторождения. Здесь сбрасываются большие объемы хозяйственно-бытовых стоков, что отрицательно сказывается на развитии кормовой базы рыб и их воспроизводстве, путях миграции и местах зимовок. Загрязнение водоемов нефтью выводит из строя нерестилища, места зимнего отстоя (живуны). К настоящему времени в связи с развитием нефтегазового комплекса рыбохозяйственное значение потеряли более 100 таежных рек .

Повышение продуктивности водоемов и сохранение рыбодобывающего производства необходимы для жизни национального населения и обеспечения ценным продовольствием, требуют строительства рыбопитомников, рыбоводно-мелиоративных станций и ряда других подобных объектов. Но для этого необходимы огромные капиталовложения.

В период рыночных преобразований традиционная деятельность коренных малочисленных народов Севера направлена в первую очередь на обеспечение собственных потребностей, а не на создание товарной продукции. Коренное население, занятое традиционным природопользованием, получило больше возможностей в удовлетворении личных потребностей за счет продукции отраслей северного хозяйства, необходимой для их существования.

Библиографическая ссылка

Михайлова М.В., Харамзин Т.Г. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-5. – С. 1032-1035;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39673 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

– зав. отделом организации научных связей Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (г. Хабаровск). E-mail: *****@***ru

Особенности развития человеческого потенциала коренных малочисленных народов Севера

В статье рассматриваются социологические аспекты современного состояния коренных малочисленных народов Севера, традиционно проживающих в бассейне реки Амур на территории Хабаровского и Приморского краев , анализируется состояние их здоровья, уровень доходов, уровень образования, сохранение культурных традиций. На основании анализа указанных факторов выводится индекс развития человеческого потенциала этих народов.

Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс человеческого потенциала, национально-этнические общности, коренные малочисленные народы Севера, социальное благополучие личности.

В современном обществе действительное богатство страны определяется не только валовым национальным продуктом , но и развитием человеческого капитала. Это понятие является одновременно и экономической, и социальной категорией. К основным составляющим человеческого капитала относят комбинацию следующих компонентов: культурно-этнические особенности; образование и профессиональная подготовка, физиологические и психологические характеристики личности; состояние здоровья; движущие потребности, мотивация, ценности.

Оценка человеческого капитала достаточно затруднена, поскольку данная категория имеет интегративный характер. Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций.

По структурным составляющим человеческого потенциала можно характеризовать и социальную группу, и страну в целом. Попытаемся в рамках нашего исследования применить данный индекс к национальным общностям коренных малочисленных народов Севера.

Развитие человеческого потенциала зависит от следующих факторов: физическое, психическое, материальное и социальное благополучие личности, гражданская, общественная и государственная защищенность граждан. Система этих факторов образует социосферу, обеспечивающую развитие личности, а в масштабе общества – развитие человеческого капитала.

Рассмотрим каждый из этих факторов в национально-этнических общностях коренных малочисленных народов Севера.

Физическое и психическое благополучие личности определяется, прежде всего, состоянием здоровья, уровнем медицинской помощи, экологической безопасностью жизни.

Состояние здоровья коренных народов вызывает сегодня серьезную озабоченность. По данным Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) и Программы ООН по окружающей среде (UNEP), за последние годы система жизнеобеспечения коренных народов Севера подверглась резкой и негативной трансформации. Серьезные разрушения и загрязнения природных комплексов, сокращение территорий традиционного природопользования , истощение ресурсов, социальные и экономические изменения привели к ослаблению и даже разрушению складывавшихся веками анатомо-физиологических адаптаций, сокращению продолжительности жизни и росту заболеваний .

Таблица 1

Состояние здоровья коренных малочисленных народов Севера

Аборигенное население

Российская

Федерация

Рождаемость

15 – 60 (на 1000 чел)

Продолжительность

предстоящей жизни

Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни составляет:

48,6 ± 3.2 лет для мужчин;

57,2 ± 4.7 лет для женщин

59 лет – мужчины;

68 лет – женщины

Младенческая смертность

30 – 60 (на 1000 родившихся живыми)

Причины смерти

«внешние причины» – травмы, несчастные случаи , самоубийства + алкогольная интоксикация в совокупности составляют около 50% общего показателя смертности.

Источник: The second AMAP International Symposium on Environmental Pollution of the Arctic: Extended abstracts. AMAP report 2002:2, Rovaniemi, Finland. – 2002. (Программа Арктического Мониторинга и Оценки (АМАП), доклад 2002.

К числу социально обусловленных заболеваний относится, прежде всего, туберкулез. За последнее десятилетие произошло ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Российской Федерации в целом. Показатель распространенности туберкулеза у КМНС Хабаровского края за 1997 – 2006 гг. вырос почти в 2 раза, заболеваемость у детей – в 1,4 раза, смертность повысилась на 45% .

Высок уровень психических заболеваний. Распространенность психических расстройств за последние 10 лет увеличилась в 3 раза. Структура заболеваний говорит о том, что значительная часть коренного населения с трудом приспосабливает традиционные, исторически сложившиеся формы поведения к современным требованиям жизнедеятельности, диктуемым индустриализацией и коммерциализацией . Реакция организма на резкое изменение внешних условий и невозможность быстро выработать адекватную линию поведения приводят к возникновению чувства социальной неполноценности. Все это ведет к психическим нарушениям.

Социально опасной для народов Севера является проблема алкоголизма. По уровню заболеваемости населения алкоголизмом и алкогольными психозами почти все северные народы занимают в Российской Федерации ведущие места. В литературе появился даже термин «северный алкоголизм».

Профессор Международного независимого эколого-политологического университета объясняет специфический характер алкоголизма у коренных народов генетической обусловленностью . Но в последние годы отмечается более раннее начало употребления алкогольных напитков (12 – 14 лет) и быстрая утрата контроля над употреблением алкоголя. Алкоголизация является и причиной высокой смертности от случайных причин (утонул, замерз и т. д.). Травмы и отравления стоят на первом месте среди причин смертности у КМНС Хабаровского края.

Таблица 2

Структура заболеваемости в Хабаровском крае

Источник: Сулейманов, здоровья коренных народов Приамурья: фармакогенетические аспекты. Доклад на Научно-практической конференции «Влияние загрязнения реки Амур на традиционный образ жизни и здоровье коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края». 29 мая 2007 г., г. Хабаровс.

Можно выделить следующие причины ухудшения здоровья у КМНС:

Социально-экономические:

Ø разрушение традиционного уклада жизни;

Ø разрушение традиционной среды обитания;

Ø потеря социальных ориентиров;

Ø снижение жизненного уровня;

Ø нарушение внутрисемейных отношений;

Ø невостребованность личности.

Медико-биологические:

Ø генетические особенности функционирования организма;

Ø низкие адаптивные ресурсы организма;

Ø недоступность получения адекватной медицинской помощи.

Материальное благополучие личности представителей коренных народов составляет уровень доходов, обеспеченность рабочими местами, возможность заниматься традиционными видами деятельности и реализовывать продукцию этой деятельности. Что же происходит в этой сфере жизни аборигенов ?

Этно-социальную обстановку в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера определяют общие проблемы: свертывание нерентабельного местного производства и связанная с этим безработица , недостаточный объем государственных ассигнований на развитие социальной инфраструктуры .

Процесс сокращения людей, занятых в общественном производстве, затронул практически все народы. Фактический уровень безработицы в национальных селах составляет не менее 40 – 50% от числа экономически активного населения. При этом, глубокие сдвиги происходят и в структуре занятости. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в традиционных отраслях у нивхов и нанайцев занято лишь 14%, участие коренного населения в строительстве сократилось до 1%, на транспорте и связи – до 2,5%.

В Приморском и Хабаровском краях доход от трудовой деятельности имеют около одной трети коренного населения (29%) (рис.1). Большое число людей имеют либо сезонный характер работы, либо получают доход от личного подсобного хозяйства. Значительная часть населения живет на пособия, а также на пенсии и стипендии. У нанайцев, например, число таких людей составляет почти половину всего населения (48,5%).

Катастрофическое положение сложилось в удаленных поселках, где с ликвидацией совхозов не осталось никаких производств. В селе Гвасюги Хабаровского края из опрошенных представителей коренного населения 74% имели доход ниже 3000 руб. При этом, величина месячного прожиточного минимума в Хабаровском крае на момент проведения анкетирования (май – июнь 2006 г.) составляла 4785 руб.

Среднее образование" href="/text/category/srednee_obrazovanie/" rel="bookmark">среднее образование (табл. 3). Однако в сравнении со среднероссийским (77,5%) этот показатель довольно низок.

Таблица 3

Уровень образования коренных малочисленных народов Севера

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 13 // Стат-ка России. – М. – 2005.

В настоящее время действует несколько вузов, осуществляющих подготовку специалистов из числа коренных народов. В Хабаровском крае подготовкой специалистов из числа коренных народов Севера занимались еще с 30-х годов ХХ века несколько учебных заведений. В настоящее время профессиональную подготовку национальных кадров осуществляют Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Дальневосточный государственный медицинский университет, Николаевское-на-Амуре педагогическое училище коренных малочисленных народов Севера, Николаевское-на-Амуре медицинское училище коренных малочисленных народов Севера.

Среди сегодняшних коренных народов Приамурья до 10% людей с высшим, неполным высшим и послевузовским образованием, до 20% – со средним специальным.

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002. Т. 13 // Стат-ка России. – М. – 2005.

Рис. 2. Уровень образования КМНС Приамурья

Важнейшую роль в процессе воспроизводства человеческого капитала играет культура (в том числе этническая культура), затрагивая, прежде всего, его социальную составляющую. Этническая культура в значительной степени определяет и социальную структуру национальной общности.

Традиционная культура коренных народов Приамурья является не только исключительно самобытной, но и очень древней, вобравшей в себя пласты культуры мохе и культуры Бохай, искусства и ремесел Золотой империи чжурчженей и сопредельных народов древнего Китая, Кореи и Японии.

Основными компонентами традиционной культуры коренных народов Севера являются анимистические представления об окружающем мире, сходный для всех коренных народов комплекс разнообразных родильных, свадебных, погребальных, промысловых ритуалов и запретов, культы различных животных и скал. Важную нишу в культуре коренных народов Севера занимало шаманство, служившее духовным стержнем традиционного общества.

Исторические и социально-экономические процессы ХХ века кардинально повлияли на культуру коренных народов, явились причиной ее трансформации и утраты многих ритуалов, обрядов, праздников – всех тех элементов, которые и определяют неповторимую духовность этой культуры и самобытность коренных этносов.

По данным опроса, около половины коренных жителей национальных сел Хабаровского края знают и соблюдают традиции своего народа. В основном, соблюдаются промысловые обряды.

Социологические исследования" href="/text/category/sotciologicheskie_issledovaniya/" rel="bookmark">исследовании социологических аспектов жизнедеятельности коренных малочисленных народов Приамурья мы выявили:

а) крайне низкие показатели состояния здоровья КМНС;

б) низкий уровень доходов;

в) довольно высокий уровень образования;

г) сохранение культурных традиций и высокую степень заинтересованности в продолжении этих традиций.

Имеющиеся данные позволяют нам попытаться определить индекс развития человеческого потенциала коренных малочисленных народов Приамурья, который складывается из индекса продолжительности жизни, индекса образования и ВВП на душу населения.

x - min (x )

x -индекс = ------

max (x ) - min (x )

где min (x ) и max (x ) являются максимальными и минимальными значениями, которые достигала переменная х соответственно.

LE - 25

Ø Индекс продолжительности жизни =

где LE средняя продолжительность жизни КМНС. По данным табл. 1, средняя продолжительность жизни КМНС составляет 48,6 лет для мужчин, 57,2 – для женщин. Средний показатель составит 53 года.

= 0,46

Ø Индекс образования = ---- x ALI + ----- x GEI

3 3

Ø Индекс грамотности взрослого населения (ALI) =

Грамотность взрослого населения КМНС Приамурья составляет

= 0,994

Ø Индекс совокупной доли учащихся (GEI) =

Совокупная доля учащихся складывается из отношения числа учащихся школ, средних и высших учебных заведения к общему числу молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. К сожалению, такими данными среди коренных народов Приамурья мы не располагаем, но считаем приемлемым использовать показатель совокупной доли учащихся по Хабаровскому краю. Количество учащейся молодежи на 01.01.2006 г. составляло 270916 чел., общее количество населения в возрасте от 15 до 24 лет на этот же период составляло 271000 чел. Таким образом, доля учащейся молодежи составляет 0,999%, и соответственно

индекс GEI = -- = 0,009

Определив индексы грамотности (ALI) и совокупной доли учащихся (GEI), вычисляем индекс образования

---- х 0,994 + ---- х 0,009 = 0,665

3 3

log (GDPpc) – log (100)

Ø GDP Index =

log (40000) – log (100)

где GDPpc – ВВП на душу населения при паритетной покупательной способности в долларах США, 40000 $ – величина максимального дохода на душу населения, $ 100 – доход минимальный.

При ВРП Хабаровского края на душу населения в 2005 году 113897 руб., что в долларовом эквиваленте составляло на тот период $ 3996,3, индекс GDP составит:

= 0,0976

Расчет ИРЧП будет следующим:

0,465 + 0,665 + 0,0976

ИРЧП = = 0,409

Таким образом, мы определили (пусть с некоторой долей приблизительности) индекс развития человеческого потенциала для коренных малочисленных народов Приамурья. Индекс ИРЧП менее 0,5 принято считать «низким развитием». Согласно докладу ООН о развитии человека за 2007 год, полученный нами индекс соответствует уровню ИРЧП африканских стран Республики Конго (0,411) и Эфиопии (0,406). ИРЧП России в 2007 году составляет 0,802, что позволило ей, хотя и с трудом, войти в группу стран с высоким уровнем развития (выше 0,8) .

Таблица 4

Список стран по индексу развития человеческого потенциала

0,409

Сьерра-Леоне

1

Образование и коренной язык представляют собой потенциал сохранения и развития малочисленных народов. Цель: проанализировать тенденции в области родного языка и образования малочисленных народов Севера Сибирского региона с объяснениями и иллюстрациями, выяснить перспективы развития. Методы: описательный и ретроспективный анализ социологического мониторинга (с 1993 года, с интервалом в 2 года) проблем малочисленных народов Севера Тюменской области. Результаты: выявлена, с одной стороны, тенденция уменьшения количества детей, обучающихся на родном языке, с другой стороны, наличие интереса малочисленных народов к обучению родного языка в школах. Вывод: перспективы развития заключаются в расширении национального образования для восстановления знаний родного языка среди молодежи с использованием современных образовательных технологий.

коренной язык.

образование

коренное население

1. Артюхов А.В., Хайруллина Н.Г. Социально-демографическая ситуация в оценках коренных народов севера // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2011. – № 4. – С. 80-84.

2. Садыкова Х.Н. Базовые ценности молодёжи: межпоколенческий подход // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2010. – № 1. – С. 63-65.

3. Ткачёва Н.А. Миграционные процессы и национальная безопасность России. Лаб. культурно-ист. исслед. Западной Сибири. «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т и др.», Тюмень, 2010.

4. Ткачёва Н.А., Фокина А.Б. К вопросу о потенциале наставничества // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С. 193.

5. Устинова О.В. Управление профессиональной подготовкой муниципальных кадров: региональный аспект (рукопись): дисс. … канд. социол. наук. – Тюмень, 2004.

6. Хайруллина Н.Г. Коренные народы Тюменской области: взгляд социолога. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 476 с.

7. Хайруллина Н.Г. Обские угры: социальные характеристики и тенденции развития. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 297 с.

8. Хайруллина Н.Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов тюменского севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. – 2000. – № 3. – С. 117.

9. Хайруллина Н.Г., Щербаков Г.А. Детерминанты устойчивой региональной социальной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 1491.

10. Хайруллина Н. Г., Балюк Н. А. Реконструкция традиционного природопользования обских угров. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. – 244 с.

11. Харамзин Т. Г., Хайруллина Н. Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры). – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2003. – 221 с..

12. Харамзин, Т. Г., & Хайруллина, Н. Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. – СПб.: ООО «Миралл», 2006. – 194 с.

13. Khairullina N.G., Sadykova K.N. Interaction between generations: a sociologi-cal approach // World Applied Sciences Journal. – 2014. – Т. 31. – № 1. – С. 124-127.

14. Lamazhaa Ch.K. The Archaization of Society in the Period of Social Transformations // Knowledge . Understanding. Skill. – 2011. – № 3. – С. 35-42.

В статье британского журнала «Экономист» подчеркивается, что малочисленные северные народы должны противостоять многим современным угрозам, в связи с которыми их культурные традиции не только ломаются, но и вымываются «большой водой» .

Тревогу вызывают процессы ассимиляции, утраты самобытной культуры малочисленных этносов по всему миру, в том числе и коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) Тюменской области.

Тюменская область является одним из крупнейших регионов России, ее территория занимает третье место в РФ и составляет свыше 1,4 млн кв. км (8,4 % площади России); относится к числу регионов России с многонациональным составом населения: здесь проживают представители более 140 национальностей, в том числе 26 КМНС. Численность проживающих на территории области коренных народов Севера составляет 67,1 тыс. человек или треть от их общей численности в Российской Федерации . В пределах Тюменской области сосредоточено наибольшее количество представителей четырех аборигенных народов: 90 % ханты, 95 % манси, 65 % ненцев, 45 % селькупов. В среде четырех названных народов в пределах Тюменской области сохранились группы с достаточно сильным традиционно-культурным потенциалом - ямальская, полярно-уральская, гыданская, тазовская группы кочевых тундровых ненцев, нумтинско-пуровская группа лесных ненцев, войкарская, сынская, куноватская, казымская группа ханты, сосьвинско-ляпинская группа манси, верххне-тазовская группа селькупов .

Внимание к изучению проблем коренных малочисленных народов Севера Тюменской области определяется, во-первых, особой ролью этих этносов в социокультурном наследии человечества, во-вторых, изменениями в среде этих народов, в-третьих, процессами, происходящими в современном мире, которые затрагивают их интересы.

Одним из значимых показателей, характеризующих изменения в жизнедеятельности КМНС, является язык, а благодаря образованию осуществляется передача социокультурного наследия и его развитие от поколения к поколению.

В этой связи считаем возможным акцентировать внимание на цели данного исследования - изучение динамики языковых и образовательных процессов в среде КМНС Тюменской области и перспектив их развития, которая представляет научный интерес в поисках истоков проблем, перспектив и разработках рекомендаций, с одной стороны, для сохранения этнокультурной самобытности, с другой стороны, для развития рассматриваемых народов и других малочисленных этносов мира.

В статье представлен дескриптивный и ретроспективный анализ (с 1993 г., с интервалом в два года) результатов социологического мониторинга этнокультурных, экономических, политических и социальных проблем, выполненного коллективом социологов Тюменского государственного нефтегазового университета и сотрудников Научно-исследовательского института угроведения (г. Ханты-Мансийск).

Объект исследования - коренное население, проживающее в центрах национально-территориальных образований и в населенных пунктах компактного проживания коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее ХМАО), расположенного на Севере Тюменской области. Объем выборки всех исследований превышает 5500 человек. В качестве единиц отбора при формировании выборки были взяты параметры демографической структуры коренного населения ХМАО: национальность, пол, образование, социально-профессиональная принадлежность. При этом выборка отражает социально-демографическую структуру коренного населения, что позволяет считать полученные результаты репрезентативными.

Период между исследованиями - 2 года - выбран не случайно, поскольку данный отрезок времени наиболее полно позволяет уловить и проанализировать происходящие перемены, динамику этнокультурных, социально-экономических, политических процессов в ХМАО.

Таким образом, статья подготовлена на основе материалов многолетних исследований жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера Тюменской области, результаты которых нашли отражение в научных работах Н. Г. Хайруллиной . Кроме этого, использовалась официальная информация в сети Интернет, материалы исследований современных ученых и практиков по вопросам сохранения традиций, обеспечения социокультурного развития и повышения образовательного уровня коренных народа Севера, мировых образовательных тенденций .

Язык коренных малочисленных народов Севера Тюменской области

В результате анкетных опросов, проведенных в 1995-2005 гг. среди коренного населения, удалось проследить динамику степени владения ими своих родных языков (рис. 1).

Рис. 1. Динамика степени владения родным языком аборигенным населением ХМАО, %

Таблица 1

Динамика ответов респондентов на вопросы, связанные со знанием языка, %

Какой язык лучше всего знаете

Язык, на котором говорите дома

Язык, на котором общаетесь на работе

Язык детства

Структура ответов на вопрос «Какой язык лучше всего знаете?» представлена в табл. 2.

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос, какой язык лучше всего знаете в зависимости от сферы занятости, %

Сфера занятости

Родной и русский

Традиционное природопользование

Нефтегазовая промышленность

Обслуживание

Образование

Культура

Здравоохранение

Органы власти

Транспорт

Строительство

Не работаю

Следует отметить, что представители старшего поколения чаще говорят на родном языке. Представители молодого поколения говорят, как правило, на русском или русском и родном языке (табл. 3).

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос «На каком языке Вы говорите дома?» в зависимости от возраста, %

Родной и русский

В целях исследования было интересно выяснить, в какой степени респонденты владеют родным языком. Исходя из ответов, свободно владеют языком, разговаривают и пишут только 22,6 % коренного населения. Почти такое же число респондентов - 19,5 % могут разговаривать и читать, а 17,6 % - только разговаривать.

Образование КМНС Тюменской области

Важно отметить, что в каждом втором национальном поселении отсутствует национальная школа, а в общеобразовательных школах (67 %) отсутствуют курсы изучения национального языка.

Основными недостатками школьного образования, по мнению коренного населения, являются следующие:

Школа не дает достаточных общих знаний, в том числе для поступления в училища, техникумы, вузы - 53,3 %;

Дает часто лишние знания, но не учит тому, что необходимо для жизни на Севере - 50 %;

Ухудшается здоровье детей - 40 %;

Ребенок отрывается от семьи - 28,2 %;

Дети не узнают истории своего народа, обычаев и культуры - 69,4 %;

Не дает достаточного знания родного языка - 63,5%.

Позицию полной национальной автономии в системе обучения разделяет третья часть аборигенных жителей (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о национальности учителя, %

Изучение истории своего народа считают важнейшей задачей школы 52 % респондентов, и еще 20,1 % считают необходимым элементом школьного образования. Только 3,4 % отрицают необходимость изучения истории своего народа в средней школе.

Рис. 3. Отношение коренного населения к преподаванию родного языка в школе, %

Следует отметить, абсолютное большинство опрошенных отметили необходимым введение преподавания родного языка во всех классах средней школы, треть опрошенных даже утверждает необходимость всего обучения на родном языке .

Цель текущего исследования заключалась в обобщении материалов социологического мониторинга с объяснениями и иллюстрациями для определения перспектив развития языка и образования КМНС (коренных малочисленных народов Севера).

Как следует из результатов исследования, сфера занятости является одним из факторов, оказывающих влияние на уровень владениям коренным языком.

Так, выяснилось, что самый высокий уровень национально-языковой компетенции имеют респонденты, занятые в сфере образования, традиционного природопользования, неработающие. Кроме этого, исследование выявило, что большинство представителей коренных народов Севера Тюменской области не владеют родным языком, что свидетельствует о языковой ассимиляции. Этому способствовали следующие обстоятельства: обучение в школах велось на русском языке, а также недостаточное количество и качество курсов национального языка в ХМАО.

Анализируя тенденции в области родного языка, выявили сокращение числа респондентов, не владеющих, и тех, которые могут разговаривать, читать на языке народа с одновременным увеличением числа ответивших, которые владеют им свободно. Выглядит обнадеживающей тенденция к повышению интереса к обучению родному языку.

Что касается образования, то проведенное исследование позволяет обозначить следующие причинно-следственные взаимосвязи и выводы. Обучение детей ведется, как правило, по общегосударственным школьным программам, что способствует культурной ассимиляции подрастающего поколения, приводя к немотивированному отсеву, формальному получению образования, отсутствию заинтересованности в его продолжении . Воспитание детей в отрыве от родителей в течение 8-10 лет (период становления гражданских качеств личности) приводит к разрушению семей аборигенов, их традиций, вносит дисгармонию в отношения между поколениями .

Важно отметить, что система образования коренных жителей не отличается высокой эффективностью, поскольку не учитываются: преобладание образного мышления, качественное отличие культурно-предметной среды в формировании личности, непосредственно деятельный характер традиционных форм обучения и воспроизводства культуры. Вместе с тем большинство респондентов собирается учить родному языку своих детей и выражает мнение о необходимости его преподавания в школах.

Какие перспективы развития имеются у языка и образования коренных народов? На фоне выявленных тенденций, а также стремления мирового сообщества к сохранению традиционных культур малочисленных этносов, необходимо развитие такого образования, которое бы учитывало национальные особенности этноса, способствовало повышению уровня владения родным языком, что обусловило бы укрепление этнического самосознания. Это особенно важно, поскольку язык - основа национальной культуры, утрата родного языка неизбежно превращает человека в маргинала, а народ ведет к духовной и этнической деградации .

В этой связи перспективы развития заключаются в расширении национального образования для восстановления знаний родного языка среди молодежи с использованием современных образовательных технологий.

Обозначенное способно обеспечить гармоничную интеграцию коренных малочисленных народов Севера в современное мировое сообщество. Нельзя не отметить, что сформированная авторская позиция не противоречит мнению авторитетных российских ученых, занимающихся исследованием проблем малочисленных этносов.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что выбор дальнейшего вектора развития образования и языковых процессов остается за самим народом.

Рецензенты:

Койше К.К., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, управляющий Аппарата Тюменской областной думы, г.Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Фокина А.Б. КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20951 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!