Это жизнь - портал для женщин

Сокращение вооружений. СНВ: история договора о сокращении вооружений

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора заканчивается 5 декабря 2009 года. При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет. Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячединиц. Предельное количество ядерных боезарядов‑ 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР - не более 3,6 тысячтонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7 ‑ 2,2 тысяч единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ .

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

26 сентября 1997 года в Нью‑Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет - с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно‑ на 3‑4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

Четвертый раунд переговоров проходил с 22 по 24 июля 2009 года в Женеве. Встреча проходила в закрытом режиме . Участники дискуссии обсудили параметры будущего соглашения с особым упором на элементы, обозначенные в Совместном понимании президентов РФ и США по вопросам СНВ, подписанном 6 июля в ходе Московского саммита.

31 августа ‑ 2 сентября 2009 года в Женеве состоялся пятый раунд переговоров по СНВ . По сообщению российского МИД, "стороны приступили к отработке конкретных статей договора, а также договорились о переносе работы над ними в рабочие группы".

С 21 сентября по 3 октября 2009 года в Женеве проходил шестой раунд российско-американских переговоров по СНВ. "В рамках состоявшейся дискуссии, прошедшей в деловой, конструктивной атмосфере, была продолжена отработка конкретных текстовых положений будущего договора . Согласование статей проекта нового договора, а также его технических аспектов проводилось в рабочих экспертных группах", - говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД России.

23 сентября 2009 года в Нью-Йорке президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры, на которых обменялись своими оценками того, как продвигается работа экспертов по подготовке нового договора по СНВ . После встречи президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что работа по подготовке нового договора СНВ идет конструктивно, документ может быть готов в установленный срок.

Россия и США планируют подготовить новое соглашением по СНВ к декабрю 2009 года.

Финальные показатели достигнуты США не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и за счет переоборудования части пусковых установок БРПЛ «Трайдент-II» и тяжелых бомбардировщиков В-52Н, указано в заявлении российского МИДа . Российское ведомство при этом уточняет, что не может подтвердить приведение этих стратегических вооружений в непригодное состояние, предусмотренное договором.

Сколько зарядов осталось

— 527 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

— 1444 единицы боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

— 779 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

У США, по данным Госдепа на 1 сентября прошлого года , насчитывалось:

— 660 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

— 1393 единицы боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

— 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

Приглашение к переговорам

Представитель Госдепартамента Хизер Нойерт в заявлении по выполнению договора СНВ заметила, что «исполнение нового СНВ расширяет безопасность США и их союзников, делает стратегические отношения США и России более стабильными, <...> критически важными во время, когда доверие в отношениях снизилось, а угроза недопонимания и ошибочных расчетов выросла». США, как заявила Нойерт, продолжат полностью выполнять новый СНВ. МИД в своем заявлении также подтвердил приверженность договору.

Однако политики и эксперты обращают внимание на то, что будущее договора пора начать обсуждать. «Мы должны сейчас принимать решение о том, что делать с договором, <...> он как бы заканчивается скоро. Мы должны думать, как его продлевать, что там делать», — обращал внимание президент России Владимир Путин 30 января этого года на встрече с доверенными лицами. Прямого ответа от президента США Дональда Трампа на этот вопрос не последовало.

Действующий СНВ истекает в 2021 году, по согласию сторон, как указано в тексте, он может быть продлен на пять лет. Если договор не будет продлен или вместо него не будет заключен новый документ, США и Россия лишатся уникального инструмента взаимного контроля, обращают внимание американские эксперты. По данным Госдепа , с начала действия договора стороны обменялись 14,6 тыс. документов о местонахождении и перемещении вооружений, провели 252 инспекции на местах, 14 встреч в рамках комиссии по договору.

Для того чтобы продлить действие СНВ-3 еще на пять лет, как это подразумевает текст соглашения, Москве и Вашингтону достаточно обменяться дипломатическими нотами. Председатель Совета ПИР-центра генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский сказал РБК, что из-за текущих политических разногласий между Россией и США договориться о принципиально новом соглашении сторонам будет крайне сложно, поэтому продление СНВ-3 на пять лет выглядит гораздо более возможным вариантом развития событий.

Подготовка нового соглашения является реалистичным и даже желательным вариантом при наличии политической воли в Москве и Вашингтоне, но если ее не будет, стороны пойдут на продление действующей версии, уверяет руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

О чем договариваться

Россия и США сокращали стратегические вооружения три десятка лет, однако выполнение условий по договору СНВ, скорее всего, поставит точку в процессе сокращения ядерных арсеналов, пишет газета The New York Times. Указанные в принятом 2 февраля Обзоре ядерных сил США приоритеты по развитию ядерных вооружений и созданию новых маломощных ядерных зарядов приведут к новой ядерной гонке вооружений, но соревноваться страны теперь будут не по их количеству, а по тактико-техническим характеристикам, пишет издание.

Новая американская ядерная доктрина провозглашает концепцию избирательных ядерных ударов и внедрения систем пониженной взрывной мощности и высокой точности, что потенциально готовит почву для эскалации ядерного конфликта, предупреждает Арбатов. Именно поэтому, считает эксперт, необходимо новое, всеобъемлющее соглашение, которое обратилось бы к проблемам развития высокоточных неядерных систем.

Еще при подготовке действующего договора эксперты с обеих стороны указывали на то, что договорную базу России и США нужно расширить на нестратегическое ядерное оружие, противоракетную оборону и другие чувствительные вопросы.

До сих пор курирующая вопросы сокращения вооружений в Госдепартаменте в ранге и.о. помощника Госсекретаря Анна Фридт еще в 2014 году ​говорила, что США совместно с НАТО должны в перспективе, когда позволят политические условия, разработать и предложить России свою позицию по нестратегическому ядерному оружию. Нестратегическое (тактическое) оружие отличается небольшой мощностью, к таким вооружениям относят авиационные бомбы, тактические ракеты, снаряды, мины и другие боеприпасы местного радиуса действия.

Для России вопрос нестратегического ядерного оружия является таким же принципиальным, как и тема противоракетной обороны для США, отмечает Бужинский. «Тут имеется взаимные табу, и уступать в сферах, где у одной из сторон есть преимущество, никто из них не готов. Поэтому в обозримой перспективе речь может идти лишь о дальнейшем количественном сокращении. Обсуждение качественных характеристик вооружений в переговорном процессе — предложение давнее, но в текущих условиях граничит с фантастикой», — говорит он.

Бывший министр обороны США Уильям Перри сказал РБК, что в следующем договоре об СНВ следует ввести ограничения для всех типов ядерных оружий — не только стратегических, но и тактических: «Когда люди говорят о том, что такое ядерный арсенал сегодня, — они имеют в виду около 5000 боеголовок на вооружении, что уже и так довольно плохо. Но у нас в США есть еще пара тысяч ядерных снарядов на складах, которые так же могут быть использованы. И такие снаряды есть не только в США, но и в России, так называемое тактическое ядерное оружие».

Расширение же числа участвующих в сокращении ядерных арсеналов сторон, по мнению Бужинского, маловероятно, поскольку другие ядерные державы — Великобритания, Франция, КНР — логичным образом потребуют от Москвы и Вашингтона сначала сократить число боеголовок до их уровня, прежде чем вступать в какие-либо соглашения.

Новое соглашение, по словам Арбатова, должно учесть темы, которые составители СНВ-3 обошли стороной. В первую очередь это системы ПРО и развитие высокоточных систем неядерного оснащения большой дальности. «Трех лет для подготовки нового соглашения на базе уже имеющегося дипломатам вполне хватит: СНВ-3 был согласован за год, договор СНВ-1 был подписан в 1991 году после трех лет работы практически с нуля», — резюмирует Арбатов.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 (ОСВ-1), временное С. между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических вооружений. Подписано 26.05.1972 в Москве. Срок дей¬ствия 5 лет. Временное С. вступило в силу 3.10.1972. Протоколом к Временному С. устанавливались предельные уровни стратегического оружия. Стороны договорились о контроле за соблюдением положений Временного С. с помощью национальных технических средств, о запрещении преднамеренной маскировки. В соответствии с Временным С. РВСН впервые приступили к ликвидации пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР). Согласно Протоколу о процедурах, регулирующих замену, демонтаж или уничтожение стратегических наступательных вооружений в РВСН в 1974-1976 гг. были сняты с боевого дежурства, демонтированы или уничтожены 210 ПУ МБР Р-16У, Р-9А с оборудованием и сооружениями стартовых позиций наземного и шахтного типа.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2) , Д. между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Вене 18.06.1979. Д. состоит из преамбулы и 19 статей. Неотъемлемой частью договора являются: Протокол к Д., Совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических наступательных вооружений. Д. устанавливает для обеих сторон предельные уровни средств доставки ядерного оружия; предусматривает сокращение существующих ядерных арсеналов и накладывает ограничения на модернизацию стратегических наступа¬тельных систем и создание новых систем. Каждая из сторон, в частности, обязалась: ограничить СНВ в количественном и качественном отношении, проявлять сдержанность в создании новых видов СНВ; ограничить пусковые установки (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (баллистические ракеты с дальностью более 5500 км.), ПУ баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиков (ТБ), баллистические ракеты класса «воздух-земля» (БРВЗ) суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц (по вступлении Д. в силу) и 2250 единиц (на 01.01.1981); ограничить ПУ МБР и БРПЛ, оснащенные разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) и боевых ракет воздушного базирования (БРВБ), оснащенные РГЧ ИН, а также ТБ, оснащенные крылатыми ракетами (КР) с дальностью более 600 км. суммарным количеством, не превышающим 1320 единиц; в пределах этого суммарного количества ПУ МБР, оснащенных РГЧ ИН, ограничено 820 единицами; не создавать новых типов МБР, за исключением одного легкого типа; начать переговоры о дальнейших мерах по сокращению и ограничению стратегических вооружений. Д. предусматривал качественные ограничения: стороны обязались не создавать и не развертывать боевых ракет с дальностью более 600 км. для установки на плавучих средствах, не являющихся подводными лодками, а также ПУ таких ракет; средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов ОМП, включая орбитальные ракеты, мобильные ПУ тяжелых МБР и др. В целях обеспечения соблюдения положений Д. предусмотрено использовать национальные технические средства. Срок действия Д. – 31.12.1985. Протокол к Д. предусматривал обязательства сторон: не развертывать КР с дальностью более 600 км. на ПУ морского или наземного базирования; не проводить летные испытания КР с дальностью 600 км., оснащенных РГЧ ИН, с ПУ морского или наземного базирования; не проводить летные испытания БРВЗ и не развертывать такие ракеты. В соответствии с Д. ОСВ-2 стороны обязались немедленно приступить к переговорам с целью дальнейшего ограничения и сокращения СНВ.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 (Договор о РСМД), Д. между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Подписан в Вашингтоне 8.12.1987. Вступил в силу 1.06.1988. Д. состоит из преамбулы и 17 статей. Неотъемлемой его частью являются: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Д., Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Д., и Протокол об инспекциях в связи с Д., подписанные одновременно с Д. В соответствии с Д. каждая из сторон ликвидирует свои ракеты средней и меньшей дальности и не имеет такие ракеты в дальнейшем. Ликвидации подлежат с советской стороны 826 развернутых и неразвернутых (находящихся в запасе, на хранении и т.п.) РСД (ракеты РСД-10, Р-12, Р-14, известные в США соответственно как СС-20, СС-4 и СС-5), 608 развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) для них, 60 ракетных операционных баз и десятки ракетных вспомогательных объектов и 926 развернутых и неразвернутых РМД (ОТР-22, ОТР-23, известные в США как СС-12 и СС-23); со стороны США – 689 РСД (ракеты «Першинг-2», ВGM-109G), в т.ч. 429 развернутых, и 170 РМД («Першинг-1А»). В качестве способов ликвидации ракет предусмотрены подрыв или сжигание, а для согласованного количества РСД – запуск. Корпус головных частей (ГЧ) деформировался, ядерный заряд (ЯЗ) – утилизировался. ПУ и вспомогательное оборудование ликвидируется путем приведения в состояние непригодности для использования в качестве боевой техники (методом подрыва для РСД-10, разрезания для Р-12, Р-14). Разрешалось до 100 ракет ликвидировать методом пуска. ГЧ без ЯЗ деформировались. Всего с 26 августа по 29 декабря 1988 в СССР ликвидированы методом пуска с полевых позиций из районов г. Читы и г. Канска под непосредственным контролем групп США 72 ракет РСД-10.

ПУ и транспортные средства для ракетных комплексов (РК) РСД-10 ликвидировались на базе «Сарны» (Украина), ракеты Р-12, Р-14 – на базе «Лесная» (Белоруссия), ракеты РСД-10 и их ГЧ – на полигоне «Капустин Яр». Разрешалось бывшие мобильные установки, транспортные средства (тягачи) использовать в народном хозяйстве. Д. предусматривалась система проверки соблюдения его положений, основанная на сочетании различных методов проверки с использованием как национальных технических средств контроля, так и разнообразных форм и методов (включая инспекционную деятельность), предполагающих определенную степень открытости сторон для такой проверки, а также механизм консультаций, которые могут потребоваться при практическом осуществлении положений Д. Период инспекционной деятельности, согласно положений Д., продолжался в течении 13 лет с момента вступления его в силу и закончился 31 мая 2001.

Д. является бессрочным, однако каждая из сторон имеет право выйти из него в силу исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 (СНВ-1), Д. между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Москве 31.07.1991, вступил в силу 5.12. 1994. Д. состоит из преамбулы и 19 статей. Неотъемлемой его частью являются: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Д., Протоколы к Д. (Протокол о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих под действие Д.; Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Д. и др.) и Приложения. Д. устанавливаются: уровни и подуровни количественных ограничений на развернутые носители ядерного оружия (ЯО), пусковых установок (ПУ) и боезаряды, порядок осуществления их сокращения; количественные ограничения на неразвернутые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) для мобильных ПУ и их ПУ; количественные ограничения на установочное оборудование; количественные ограничения на ПУ, предназначенные для испытаний и обучения; порядок переоборудования МБР, ПУ и ликвидации СНВ; ограничения по модернизации и замене СНВ; ограничения на места размещения СНВ; система контроля за соблюдением положений Д.; меры сотрудничества, порядок ратификации, внесения поправок и регистрации Д. Д. также накладывает определенные ограничения на перемещения мобильных ПУ. В Д. приводятся перечень и основные тактико-технические характеристики (ТТХ) всех СНВ СССР и США, подпадающих под действие Д., и места их размещения. На дату подписания Д. существующими типами МБР, баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиков (ТБ) являлись: а) для СССР – МБР: РС-10, РС-12, РС-16, РС-20, РС-18, РС-22, РС-12М (известные в США соответственно как СС-11, СС-13, СС-17, СС-18, СС-19, СС-24, СС-25); БРПЛ: РСМ-25, РСМ-20, РСМ-50, РСМ-52, РСМ-54 (известные в США как СС-Н-6, СС-Н-8, СС-Н-18, СС-Н-20, СС-Н-23); ТБ: ТУ-95, ТУ-160, (известные в США как «Беар», «Блэкджек»); б) для США – МБР: «Минитмен-2», «Минитмен-3», МХ; БРПЛ: «Посейдон», «Трайден-1», «Трайден-2»; ТБ: В-52, В-1, В-2. За точку отсчета в Договоре взяты данные о стратегическом ЯО, которыми стороны обменялись по состоянию на 1.09.1989: у СССР носителей – 2500, боезарядов – 10271, у США соответственно 2246 и 10563. Д. определено, что сокращения должны производиться в три этапа и через семь лет после вступления Д. в силу (5.12.1994) число боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 6000 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ. Общее количество развернутых носителей соответственно не должно превышать 1600 единиц. По истечении семилетнего периода (по состоянию на 5.12.2001) количественные ограничения по носителям и боезарядам сторонами были выполнены. Д. предусмотрены качественные ограничения на возможности развития СНВ. В частности, запрещено разрабатывать тяжелые МБР новых типов; тяжелые БРПЛ, МБР и БРПЛ с количеством боезарядов более 10; боевых ракет класса «воздух-земля» и т.д. Д. предусмотрены два вида контроля: с использованием национальных технических средств и путем проведения инспекций. Включены новые в сравнении с Д. о РСМД виды инспекций: по подсчету количества ББ, после завершения рассредоточения, по подозрению. Д. предусматривает значительное увеличение количества взаимно передаваемой информации и оперативности ее представления. Стороны приняли обязательство не чинить препятствий контролю, соблюдать определенные правила получения телеметрической информации при проведении летных испытаний ракет (обмен после каждого пуска магнитными лентами с данными) для анализа специально согласованной группы параметров в интересах оценки и контроля договорных обязательств (стартовый вес МБР или БРПЛ, количество ступеней, забрасываемый вес, количество боеголовок). Срок действия Д. – 15 лет с момента обмена ратификационными грамотами (до 5.12.2009). Д. также может быть продлен по согласованию сторон на пятилетний срок и очередные пятилетние сроки, если только он не будет заменен до истечения этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Каждая из сторон имеет право выйти из него в силу исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 (СНВ-2), Д. между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан 3.01.1993 в Москве, срок действия распространялся до 2003. Д. состоит из преамбулы и 8 статей. Д. предусматривал сокращение к январю 2003 числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц, а также запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Неотъемлемой частью Д. являются Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных по ТБ в связи с Д.; Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и о процедурах, регулирующих переоборудование шахтных пусковых установок (ШПУ) тяжелых МБР в связи с Д.; Протокол о показах и инспекциях ТБ в связи с Д. Д. предусматривал более глубокие сокращения СНВ в меньшие сроки, чем Д. СНВ-1. Д. СНВ-2 до настоящего времени не ратифицирован США в части, касающейся Нью-Йоркского протокола от 26.09.1997, который является неотъемлемой частью Д. и предусматривает более длительные сокращения стратегических наступательных вооружений, чем сроки, указанные в тексте Д. РФ Д. СНВ-2 был ратифицирован в 2000 с рядом дополнительных условий. В 2002 РФ вышла из Д. СНВ-2 в ответ на выход США из договора по ПРО 1972. Он был заменен более компромиссным Д. о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 (Договор о СНП), Д. между РФ и США о сокращении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Москве 24.05.2002, вступил в силу 1.06.2003. Д. состоит из преамбулы и 5 статей. Д. устанавливает, что к 31.12.2012 суммарное количество стратегических ядерных боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 1700-2200 единиц. Д. не определена система контроля за ходом сокращения боезарядов. Стороны соглашаются, что Д. о стратегических наступательных вооружениях 1993 остается в силе в соответствии с его положениями. Срок действия Д. - до 31.12.2012. Д. также может быть продлен по согласованию сторон или заменен ранее этого срока последующим соглашением. Каждая из сторон в осуществление своего государственного суверенитета может выйти из Д. о СНП.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, известный под названием СНВ‑2, был подписан президентами РФ и США в Москве 3 января 1993 г. Его основным положением стало обязательство России и Соединенных Штатов сократить количество боезарядов на стратегических носителях до 3-3,5 тыс. единиц. Другим важным пунктом договора являлось требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боевым блоком, и всех тяжелых ракет. Пусковые установки ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения должны были быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежали уничтожению. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры. Датой окончательного завершения сокращений было установлено 1 января 2003 г.

Поскольку при разработке Договора предполагалось, что значительная часть сокращений боезарядов может осуществляться с помощью снятия боевых блоков с развернутых систем, в Договоре СНВ‑2 были сняты практически все ограничения на уменьшение количества боезарядов, числящихся за баллистическими ракетами. Одновременно со смягчением ограничений на количество разгруженных боезарядов, Договор СНВ‑2 снимал требование о том, чтобы при разгрузке ракеты более, чем на два боезаряда, осуществлялось уничтожение платформы разведения.

Существенным отличием нового договора от СНВ‑1 1991 г. стал переход к пересчету количества крылатых ракет бомбардировщиков по их максимальному оснащению. Кроме этого, Договор СНВ‑2 разрешал переоснащение до 100 бомбардировщиков, не оснащенных крылатыми ракетами воздушного базирования, для выполнения неядерных задач, оставляя при этом возможность их обратного переоснащения.

26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ‑2. Он предусматривал отсрочку осуществления Договора с 31 декабря 2001 г. до 31 декабря 2007 г. Она была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его первой статьей должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 31 декабря 2001 г. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 гг., время на его выполнение сократилось бы на 3‑4 гг.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 г. с условием сохранения договора по ПРО 1972 г. США ратифицировали Договор в январе 1996 г., однако он в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 г. на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным. Однако выход США из соглашения по ПРО в 2002 г. заставил российскую сторону заявить о прекращении своих обязательств по Договору СНВ‑2.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА СНВ-2

Американское руководство поддерживало президента М.С.Горбачева до попытки государственного переворота в СССР 19 августа 1991 г. Осознав, насколько слабы его позиции, Соединенные Штаты переориентировалось на контакты с президентом РСФСР Б.Н.Ельциным. США были заинтересованы в том, чтобы Москва, связанная с Вашингтоном договоренностями, стала гарантом нераспространения ядерного оружия бывшего СССР. В Вашингтоне опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территориях которых было дислоцировано советское ядерное оружие. Требовалось предотвратить утечку атомного оружия и технологий его производства в страны, которые стремились стать ядерными. Москва тоже не хотела превращения бывших советских республик в ядерные государства. Вот почему происходило сближение США и России в вопросе о «ядерном наследии» СССР.

В феврале 1992 г. президент России Б.Н.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. Хотя визит носил ознакомительный характер, в его ходе в Кэмп-Дэвиде была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США, в которой обе страны заявили о том, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В документе содержался ряд важных новаций. Во-первых, в нем впервые говорилось о готовности России и США сотрудничать в утверждении «общих демократических ценностей». Это было шагом вперед по сравнению с периодом 70-х годов, когда основой отношений между СССР и США провозглашалось мирное сосуществование.

Во-вторых, в документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнеров». Это позволяло вести речь о переходе Москвы и Вашингтона от ситуативного сотрудничества на базе сходства интересов по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений, подразумевающему наличие обширной сферы общих устремлений, устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимную терпимость. В-третьих, в документе говорилось о наличии для России и США «общих опасностей», что в принципе могло означать намерение подчеркнуть доверительный и долговременный характер российско-американского сближения.

В июне 1992 г. президент Б.Н.Ельцин отправился в Вашингтон вторично. В Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной во время встречи, ничего не говорилось о «новом союзе партнеров», и слово «партнерство» фигурировало только в названии одного из разделов этого документа без пояснения, что это партнерство должно подразумевать. Это воспринималось как признак желание обеих сторон или одной из них отказаться от форсированного сближения.

В американской и российской элитах шли дебаты о допустимых пределах российско-американского сближения. В США предстояли президентские выборы, и соперники критиковали Дж.Буша за его внешнюю политику. В Москве, в Верховном совете России и в обществе в целом, шла борьба между сторонниками и противниками Б.Н.Ельцина. Российские левые считали политику Б.Н.Ельцина не соответствующей интересам страны.

В Вашингтонской хартии 1992 г. содержалось положение о «неделимости» безопасности Северной Америки и Европы. В нем было сказано: «Безопасность неразделима от Ванкувера (тихоокеанский порт в Канаде на канадско-американской границе - Ред.) до Владивостока». Из смысла текста хартии следовало, что Россия впервые официально связала свою национальную безопасность с национальной безопасностью стран НАТО. Это не было заявкой Москвы на присоединение к Североатлантическому альянсу, но свидетельствовало о том, что в понимании российского руководства обеспечение безопасности России мыслилось в контексте сотрудничества с ним.

Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым обязывалось следовать российское руководство в проведении внутренней политики. К ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключенном с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России. Хартия представляла собой «кодекс поведения», которому российское руководство обязалось следовать. Фактически Москва согласилась признать за США право быть неформальным арбитром в оценке российских реформ. В литературе стало фигурировать выражение «домашнее задание» России - набор принятых ею на себя морально-политических обязательств относительно проведения внутренних преобразований, которые должны были подготовить ее к полноценному партнерству с Западом.

В российском политическом сообществе возник поток комментариев о российско-американском «союзе» («партнерстве»). Большая часть рассуждений не имела под собой реальных оснований. Отношения России и США стали невраждебными. Но для их преобразования в союзнические или партнерские требовались солидные экономические и иные основания, которые не могли сложиться быстро. Поэтому российско-американские отношения в 90-х годах уместно определять как «квази-союз» - то есть «почти», «незавершенный» союз.

Улучшение наметилось в торгово-экономических отношениях России и США. В июне 1992 г. вступила в силу договоренность о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования. Это не означало, что США отменили поправку Джексона - Веника 1974 г. Она продолжала действовать, но американская администрация смогла добиться согласия конгресса предоставить России искомый режим сроком на один год. С тех пор он предоставляется России ежегодно решением сената по упрощенной процедуре. Но на постоянной основе режим наибольшего благоприятствования России не предоставлен. США сохранили возможность оказывать на нее давление посредством угрозы отменить его в любое время.

Для экономических отношений России с США и другими странами Запада важное значение имело решение о роспуске КОКОМ (Комитета по контролю за экспортом в социалистические страны), принятое в ноябре 1993 г. в Гааге на совещании стран-участниц этого комитета. Вместо КОКОМ была создана организация по контролю за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений в государства, политика которых вызывает озабоченность международного сообщества.

В ноябре 1992 г. республиканская партия потерпела поражение, и президентом США стал кандидат от демократов Билл Клинтон. Формирование «квази-союзнических» отношений между Россией и Соединенными Штатами продолжилось. В США говорилось о том, что основой российско-американского сближения является сотрудничество в демократическом преобразовании России, строительстве в ней свободного общества и рыночной экономики. На несколько лет идея «демократической солидарности» России и США, России и Запада заслонила противоречия, которые существовали в российско-американских отношениях.

3 января 1993 г., еще до вступления в должность новоизбранного президента, Дж.Буш-старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, START II). При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 г. и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 г. числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.

Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г. В июне 1995 г. он был внесен на ратификацию в Федеральное Собрание России. Процесс ратификации затянулся до 1997 г. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально ввиду отсутствия в бюджете средств на реализацию обязательства по замене разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками. На самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских интересов.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/transformaciya_rossiysko_amerikan%C2%ADskih_otnosh-a1510.html

СОКРАЩЕНИЕ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ

1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и пусковые установки МБР, баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями Ш и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, количество между 3800 и 4250 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 4250 единиц.

2. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон, не превышают:

a) 2160 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ;

b) 1200 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезарядами

c) 650 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

3. По выполнении обязательств, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, каждая из Сторон осуществляет дальнейшее сокращение и ограничение своих МБР и пусковых установок МБР, БРПЛ и пусковых установок БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков, боезарядов МБР, боезарядов БРПЛ и вооружении тяжёлых бомбардировщиков таким образом, чтобы не позднее I января 2003 года и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями III и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжёлыми бомбардировщиками, количество между 3000 и 3500 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 3500 единиц.

4. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон не превышают:

a) количество между 1700 и 1750 единицами для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ, или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 1750 единиц;

b) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезаряда; и

c) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

Из Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА

Государственная Дума в пятницу на закрытом пленарном заседании рассмотрела вопрос о ратификации Договора СНВ-2 и документов, связанных с Договором по ПРО от 1972 года. Впервые парламент провел обсуждение и ратификацию международных договоров без участия представителей СМИ.

Все примыкающие к залу заседаний помещения были опечатаны службой охраны, а в коридорах громко звучала музыка. Подобные меры предосторожности, по словам полномочного представителя президента в Госдуме Александра Котенкова, объяснялись тем, что для убеждения настроенных против утверждения Договора депутатов требовались "весомые секретные аргументы".

Напомним, что Договор СНВ-2, предусматривающий сокращение ядерных вооружений США и России до 3,5 тыс. единиц, подписанный в 1993 году, был внесен в Госдуму на ратификацию еще в 1995 году. Однако, левое большинство Госдумы прежнего созыва все это время тормозило рассмотрение вопроса о ратификации Договора. Между тем, Сенат США ратифицировал договор в январе 1996 года. В соответствии с Договором, Россия берет на себя обязательство уничтожить ракеты с разделяющимися головными частями. США взамен сокращает боезаряды на ракетах морского и наземного базирования.

Депутаты Госдумы приняли законопроект "О ратификации документов в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г.". За ратификацию проголосовало - 413 депутатов, против - 8, воздержалось - 1.

В пакете документов ратифицировано также соглашение "О мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами", определяющее порядок обмена между сторонами - участниками Договора информацией о планах по созданию противоракетных систем, их техническому испытанию и эксплуатации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!