Это жизнь - портал для женщин

Система непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы

В процессе знакомства с разнообразными явлениями неживой природы необходимо воспитывать у детей эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.

Сезонные и погодные явления. В теплые осенние дни наблюдения проходят при активном участии детей. Слушая рассказ о золотой осени, они отмечают тепло ласкового солнца, синее небо и медленно плывущие белые облачка.

В ненастный дождливый день не стоит устраивать наблюдение, не подготовив детей к восприятию этой унылой картины. Детям будут не совсем понятны высказывания взрослого о тучах, о ненастной погоде. Целесообразно начать работу с подготовительной беседы во время сборов на прогулку. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, спрашивает, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонты. Закрепляя знания детей о предназначении этой одежды, воспитатель связывает их с погодными условиями конкретной прогулки: «Холодно, идет дождь, вот поэтому у всех плащи и сапоги». Выйдя на прогулку, воспитатель закрепляет сказанное: «Посмотрите, как одета бабушка, какой у нее красивый зонт, похож на цветок. А где птички? Они спрятались, не хотят, чтобы их перышки стали мокрыми! А нам дождь не страшен: у нас и сапоги, и плащи, и гуляем мы на веранде».

Таким образом, характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают формирование соответствующих представлений.

Неожиданно пошел густой, мохнатый снег. Сквозь его пелену детям интересно смотреть на мир. «Снегопад!» —говорит взрослый, и дети начинают понимать, о чем идет речь.

Воспитатель обращает внимание детей на то, какое солнышко во время прогулки. Весной оно ласково светит, пригревает. Дети могут убедиться в этом сами: они бегают по участку, прикладывают ладошки то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде. Летом солнце бывает жарким. Тогда приятнее играть в тени под деревьями.

Педагог обращает внимание детей и на цвет неба: «Оно бывает разного цвета: синее, голубое и даже серое. По нему плывут то легкие белые облачка, то огромные серые тучи»; образно рассказывает о ветре: «В осеннюю пору он зло завывает, срывает листья, гонит тучи. Летом ветер-ветерок ласково веет, несет прохладу» и о дожде: «Дождь тоже разный. В непогоду мелкий, затяжной. Сразу все вокруг становится серым, унылым. Летом весело скачет, радостно и звонко стучит по крышам, пузырится в лужах и быстро убегает».

На прогулке детей застал град. Белые горошины скачут, катятся во все стороны, быстро тают. Дети могут взять их в руки, ощутить холод, сравнить по величине заскочившие на веранду горошины.

Интересное красочное явление — радуга. Она разноцветной дугой раскинулась на небе. Показывая ее детям, можно прочитать потешку «Радуга-дуга».

Сезонные явления пока еще не до конца понятны младшим дошкольникам, но яркие впечатления от них остаются в душе каждого ребенка. Погодные явления в такой же мере доступны пониманию детей.

В холодный морозный день, когда не видно солнца, дети чувствуют себя неуютно. Воспитатель должен поднять их настроение: «Слышите, как снег хрустит, поскрипывает под ногами?» Прислушались дети, а взрослый предлагает: «Посмотрите, какие-то следы на снегу. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости?» Пусть дети сами рассказывают, фантазируют, проявляют активность, интерес к окружающему. Цель достигнута — вот уже и оживились все ребятишки.

Следует учитывать, что настроение детей может резко понизиться уже при выходе на прогулку, едва малыши увидят серое небо, мокрые кусты, поникшие цветы. Педагог должен что-то экстренно предпринять. Изменить настроение могут, например, две лягушки, которые проскакали по дорожке и скрылись в траве. Где они? Почему не видно? И вскоре после рассказа воспитателя дети весело скачут, распевают песенку «Музыкальных ребят» (см. летние конспекты прогулок).

Наблюдения за сезонными и погодными явлениями тесно связаны с наблюдениями за растительным и животным миром, помогают сформировать первые представления о временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша.

Все залито солнечным светом. На фоне синего неба еще ярче выделяется желтый цвет осенних листьев. Какого цвета деревья и кусты? Какого цвета ковер из листьев под ногами? Все это —золотая осень. Осень желтого цвета.

Все вокруг, куда ни глянь, утопает в снегу, покрыто снегом, укутано им. Все вокруг белым-бело. Какого цвета зима? Дети отвечают сами.

Что значит «солнышко пригревает»? Пусть дети убедятся в этом сами: прикладывают ладошку к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая разницу температур. Всем становится понятно: солнышко спешит все согреть, весну встречать пора. Теперь уже стремительно изменяется все вокруг: люди сменили шубы на куртки, валенки —на резиновые сапоги. Почему? А где снег? Откуда столько луж, ручьев? Кругом журчит, поет вода. Почему? Чему радуются птицы? Оказывается, все это потому, что весна на дворе. Пришла красавица-весна, и вдруг все вокруг зазеленело. Какого цвета трава? Какого цвета листья? Так какого цвета весна?

А летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной поляне. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они — как живые цветы, И сами дети в ярких одеждах —как цветы. Все нарядное, красивое. Лето —красное, красивое. А что значит «солнце припекает»? Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое, летнее постаралось.

Природный материал

Вода. Ознакомление с водой и ее свойствами осуществляется в теплое время года в конце прогулки, когда есть возможность сразу же завести детей в помещение и переодеть при необходимости. Проводится такое ознакомление в виде игр-занятий под строгим контролем взрослого (см. раздел «Самостоятельная деятельность детей»).

Лужи. Детям интересно рассматривать лужу. В ней отражаются предметы ближайшего окружения, которые исчезнут, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают большие и маленькие. Одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Лужи также бывают глубокие и мелкие. Их можно измерить лопаткой, палочкой (но не сапогом). Измерив, вместе со взрослым дети решают, можно по луже провезти машину или она утонет. Детям нравится пускать по луже разные предметы, которые есть под рукой: ветки, щепки, пластмассовые и бумажные кораблики, мячи —интересно, что тонет, что плавает. Увлекаясь, дети бросают в лужи лопатки, разнообразные игрушки, поэтому взрослому приходится их останавливать.

Ручьи. Дети сами находят себе занятия: соединяют ручьи, прокапывая канавки, поворачивают их русла. Веселое журчание ручьев, солнечные блики, тепло — все радует детей.

Снег. Знакомство со свойствами снега и льда происходит во время выполнения трудовых действий зимой. Ошибкой практики следует считать то, что воспитатель, стараясь придать красочность постройкам, иногда окрашивает снег в яркие цвета. Ребенок с помощью взрослого должен понять и принять красоту и великолепие природного материала (педагог читает детям отрывок из стихотворения Н. Никитина «На дворах и домах»). Чуть оживить снег могут мелкие цветные льдинки, которые дети выкладывают узорами. Помимо построек, дети выполняют разнообразные дидактические упражнения, игры, задания типа «Какое ведро тяжелее (с пушистым или мокрым снегом)?».

Песок . Предлагается детям в свободное пользование в теплое время года. Игры с песком более содержательны, когда воспитатель предлагает детям специально подобранный набор мелких игрушек или когда они по собственной инициативе начинают использовать разнообразный природный материал в качестве заместителя.

Глина, тесто . Дети используют ее, когда по предложению взрослого и с его помощью начинают лепить недостающий игровой материал: чашки, блюдца, угощения, украшения и т.д. Часто вместо глины применяется цветное тесто. Оно удобно тем, что его можно заготовить впрок довольно много. К тому же в зависимости от желания малыша этому подсобному материалу тут же придают соответствующую окраску. Оторвал малыш себе кусок теста, сам покрасил в розовый цвет и слепил ежа. Берет другой кусок, красит —вылепил медведя. Увлеченно действует ребенок, соединяя цветные куски между собой, меняя свои замыслы, в конце такой творческой работы он точно знает, что получилось. Вылепленные персонажи появляются на лужайке, под кустами. В следующий раз их угощают вылепленными ягодами, морковками, яблоками. Бывает, разноцветных ежей собирается целая семейка —и всем хватает и места под кустом, и угощений. Сооружения из снега, вылепленные из глины и теста зверушки используются в наблюдениях, целью которых является развитие пространственных ориентировок. Уточнить место расположения многочисленных построек из снега зимой, конкретизировать знания детей об их назначении помогает следующий прием —показ этих построек любимым игрушкам (вынести на участок большую куклу Машу) или гостям (после новогоднего праздника приходит Снегурочка). Дети наперебой показывают, как можно играть со слоненком, с жирафом и т.д.

Камешки, ракушки . Во время целевых прогулок на опушку леса, к водоему дети собирают камешки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры-задания, учатся первоначальному счету. Хранится этот материал в специальных небольших легких ящичках, удобных для переноса, или в маленьких корзиночках. Чтобы детям было интереснее играть, камешки можно покрасить масляной краской, тем самым усилив естественный цвет: голубовато-серый, зеленовато - желтый. Не следует красить камешки в яркие цвета (дети могут принять их за конфеты, взять в рот). Ребенок должен научиться ценить естественную красоту природы. Дети подолгу и разнообразно используют природный материал в самостоятельной деятельности.

Цели и задачи:

Наблюдения за живой природой.

  1. Наблюдения за растениями.
    На деревьях и кустарниках - пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах - множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные - земляника, черника, малина, голубика; ядовитые - волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.
    Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
  2. Наблюдения за животными.
    Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора - выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.3. Наблюдения за птицами. Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.4. Наблюдения за насекомыми.
    Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая», мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом - толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой.

  1. Сезонные и погодные явления. Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда - ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль - самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
  2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.
  3. Наблюдения за трудом взрослого. Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.

4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре. В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней — так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют уход

Многогранный мир пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей» - отмечает В.А.Сухомлинский.

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.

Наблюдения могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями, объектами неживой природы).

В исследованиях многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (кратковременные) и длительные, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

Особенно важны длительные непрерывные наблюдения.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, наблюдения за объектами неживой природы используются – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательнос ть в наступлении явлений природы, устанавливают причинно-следств енные связи.

Эти наблюдения дети младшего возраста выполняют под руководством воспитателя, а старшего дошкольного возраста – самостоятельно.

Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление. Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия.

Воспитание заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Детям младшего дошкольного возраста очень интересны наблюдения за водой. Предлагаемая система непрерывных наблюдений за водой с детьми младшего дошкольного возраста способствует развитию наблюдательности, любознательности, развитию логического и образного мышления, познавательной активности, развивает и совершенствует речевую активность и аналитические способности. Кроме того формирует интерес к опытнической деятельности.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами

в течение месяца с детьми младшего дошкольного возраста

1. Беседа-наблюдени е «Вода всем нужна».

Цель : Сформировать представления детей о качествах воды, необходимых для роста, жизни всех растений, животных и человека. Подвести к пониманию того, что без воды не могут жить рыбы, птицы, звери и человек. Развивать умение устанавливать причинно-следств енные связи. Доставить детям эмоциональное удовлетворение от общения друг с другом и игр с водой.

2. «Знакомство со свойствами воды (опыты с водой)».

Цель : Сформировать знания детей о качествах воды - прозрачная, чистая, не имеет вкуса; о свойствах воды - жидкая- течет; тонет-не тонет (с использованием различных предметов).

3. « Откуда берется дождь?» (наблюдение за облаками и тучами).

Цель : Дать детям представление о том, что облака состоят из мельчайших капелек воды, которые собираются в большие капельки- тучи и затем идет дождь. Развивать умение устанавливать причинно-следств енные связи.

4. «Какой бывает дождь» (наблюдение за дождем).

Цель : Сформировать у детей представление о разных видах дождя (мелкий, крупный). Повышать уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей. Закрепление словаря - дождь из тучки.

5. «Сильный дождь - большая лужа» (наблюдение на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя).

Цель : Сформировать представление детей о свойствах дождя: сильный дождь- большая лужа, мелкий дождь- маленькая лужа. Дождь полил грядки- наблюдение за почвой после дождя.

6.Проведение на прогулке подвижной игры «Солнышко и дождик».

Цель : Развивать умение детей устанавливать причинно-следств енные связи: солнышко-гуляем, дождик-прячемся под зонтик, убегаем.

7.Экспериментиро вание на прогулке. Опыт «Песок-вода».

Цель : Развивать причинно-следств енные связи: вода - льется, она жидкая; песок - сыплется, он сыпучий. Развивать умение проводить элементарные опыты с водой и песком. Сформировать представление детей о свойствах песка (сухой- сыплется, мокрый - можно лепить).

Список литературы:

1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

2.С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

3.Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом - природа»).

4. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

5. Экспериментальна я деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

6. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

1. Сезонные и погодные явления.1. Сезонные и погодные явления.
Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во
время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков
зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Интересно наблюдать утреннюю и
вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно,
погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий
денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание
стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию - лето
красное. Показать яркое сезонное явление - радугу. Старшие дети учатся по отдельным
признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения
липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода,
можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так
сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в
водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день,
продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные
сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе,
определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда
солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для
наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за
тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают,
что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными
приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.
Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов
уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и
самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период
являются игры с водой и песком.

Наблюдения за живой природой летом 1. Наблюдения за растениями летом

Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и
кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев,
отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. Луговые
цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые:
пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Люди заготавливают сено, собирают
урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений
детей о растениях. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть
красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
2. Наблюдения за животными летом
Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные
детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от
врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие
имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам
следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами летом

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают
птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для
птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом
насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обследуя деревья, дети встретятся
со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают
вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда
птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает
внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.
4. Наблюдения за насекомыми
Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза.
Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью
лупы. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и
прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья
коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку
на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не
причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи,
осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают
гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу,
поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей
бережное отношение к насекомым.

Галина Мамонтова
Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Старшая группа

Наблюдения за неживой природой

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за росой - где оседает, на что похожа, полюбоваться блестящими капельками.

Учить наблюдать явления природы , анализировать

2 неделя Наблюдение за солнцем - где солнце было утром, где находится сейчас? Когда было теплее? Когда солнце светится ярче : утром или днем? Развивать память, умение сравнивать.

3 неделя Наблюдение за тенью - отчего она получается? Обратить внимание на то, что утром и вечером тень длинная, а днем - Развивать интерес к окружающему, желание наблюдать .

4 неделя Наблюдение за общим состоянием погоды - не так ярко светит солнце, появляется роса, дни становятся прохладнее, вспомнить понятие "ранняя осень". Развивать интерес к окружающему, желание наблюдать .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за туманом - когда туман был гуще : утром или днем? На что он похож, из чего он состоит? Знакомить с осенними явлениями, уметь делать выводы о закономерностях природы .

2 неделя Обратить внимание на освещенность в течение дня, на продолжительность дня : дни стали короче, ночи длиннее Закреплять понятие о сезонных явлениях, умение анализировать результаты наблюдений .

3 неделя Наблюдение за дождем - какое небо во время дождя, отличается ли летний дождь от осеннего и чем? Изменилась ли температура воздуха на улице во время дождя? Учить строить предложения на основе собственных наблюдений .

4 неделя Наблюдение за небом - части ли появляются тучи, какое небо? Гак ли ярко светит солнце? "В октябре с солнцем распрощайся, поближе к печи подвигайся". Закрепить признаки осени, познакомить с приметами октября, уточнить понятие "золотая осень".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за инеем - что лежит на траве, предметах; на что похож иней? Как вы объясните слова "заморозки"? Развивать наблюдательность , умение размышлять.

2 неделя Наблюдение за ветром - с какой стороны дует ветер? Определить силу ветра, что можно о нем сказать? (холодный, сильный, морозный) Учить подбирать соответствующие слова.

3 неделя Предложить измерить температуру воздуха - стало ли теплее, чем утром? Где температура выше в тени или на солнце? Можно ли сказать, что солнце припекает? Почему? Развивать желание наблюдать , учить делать выводы и объяснять их.

4 неделя Наблюдение за состоянием погоды - отметить, что изменилась освещенность дня, температура воздуха стала низкой, дует холодный ветер. Формировать понятие об осени, уточнить понятие "поздняя осень". "Ноябрь - ворота зимы".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за падающим снегом обратить внимание на полет снежинок - легко , плавно падают отдельными снежинками или хлопьями . Учить наблюдать явления природы , видеть красоту её, анализировать результаты наблюдений .

2 неделя Рассматривание льда на лужах - от чего зависит толщина льда? Можно ли ходить по льду. Что такое лед? Формировать элементарные представления о переходе вещества их жидкого состояния в твердое.

3 неделя Наблюдение за солнцем - жарко ли греет солнце, высоко стоит? Какой цвет солнца : ярко-желтый или бледный? Развивать умение наблюдать , говорить о своих наблюдениях .

4 неделя Наблюдение за сезонными изменениями - за каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь?Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?Зачем засыпают корни деревьев снегом?Как одеваются люди зимой и осенью? Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) ;, познакомить с пословицей «Декабрь год замыкает, зиму начинает» .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за морозными узорами на окнах : на стекле цветы и листья - все искрится, все бело, но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал, отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (мороз) - в какую погоду образуются узоры? Почему они образуются? Чем их рисует мороз? Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях.

2 неделя Наблюдение за гололёдом : что такое гололёд? Как он появляется? Чем опасен? Продолжить формировать элементарные представления о переходе вещества из жидкого состояния в твёрдое.

3 неделя Наблюдение за снегом : что такое снег?Где образуются снежинки ? Какой на ощупь снег?Почему скрипит снег?Когда снег бывает мокрый, когда сухой?Из какого снега легче лепить? Почему?

Формировать представление о свойствах снега;предложить рассмотреть снежинки сквозь лупу , учить замечать красоту окружающей природы .

4 неделя Наблюдение за небом : какого цвета небо Низкое оно или высокое? Чем покрыто небо? Как дети определили, что это – тучи? –

Развивать умение наблюдать , делать выводы и объяснять их,

познакомить с приметой января «январь - середина зимы» .

5 неделя Наблюдение за следами на снегу : кто здесь прошел (взрослый или ребенок) Чей это след (птица, животные , следы машины и лыж) След свежий или старый ? Как вы определили? -

Развивать наблюдательность , мышление, умение обосновывать свой ответ, интерес к окружающему.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за солнцем - жарко ли греет солнце, высоко ли стоит? Какой цвет у солнца : ярко - желтый или бледный? -.

развивать умение наблюдать , активизировать словарь, правильно строить предложения

2 неделя Наблюдение за ветром : как мы определим, есть ли ветер? Каким, по силе, бывает ветер? А если идет снег и дует ветер, как эти явления можно назвать? (поземка, метель, вьюга, буран)

расширять представления детей о зимних явления.

3 неделя Рассматривание сосулек : почему они не капали утром? Когда они капают, почему? Отчего они образуются?В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? Почему сосульки растут «головой вниз» ? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

развивать умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях природы .

4 неделя Наблюдение за таянием снега -где снег тает быстрее?Почему? Каким становится талый снег, во что он превращается?

Формировать представление о переходе вещества из твердого состояния в жидкое.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за солнцем : оно чаще стало появляться на небе, стало ли теплее? День стал короче или длиннее? Как вы это докажете?

развивать наблюдательность , умение делать логические выводы.

2 неделя Наблюдение за дождем - что можно о нем сказать (сильный, мелкий, моросящий, ливень) . Какое всё во время дождя? (мокрое, сырое, унылое Развивать умение наблюдать , подбирать определения.

3 неделя Рассматривание камней - предложить найти : самый красивый, самый блестящий, необычный, гладкий, шероховатый. Развивать интерес к окружающему. Умение описывать свои определения.

4 неделя Наблюдение за погодой описать правда ли, что уже пришла весна? В чем вы это почувствовали, увидели?

Развивать наблюдатель-ность , уточнить знание примет ранней весны, познакомить с поговоркой "Март весну встречает, с зимой борется".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание песка и земли - каким стал песок (сухим, теплым, сыпучим, а каким он был зимой? Какой стала земля (сухая, темная, на ней появилась Развивать желание наблюдать , сравнивать.

2 неделя Наблюдение за увеличением светового дня - увеличился ли день? Почему? Солнце всходит раньше или позже? Развивать понятие детей о сезонных изменениях.

3 неделя Наблюдение за небом - обратить внимание на голубизну неба, на то, что оно стало выше. На что похожи, плывущие по небу облака? Развивать фантазию умение видеть происходящие в природе изменения .

4 неделя Наблюдение за туманом - что вы наблюдали утром , рассеялся ли туман днем? Из чего он состоит, что он напоминает? Чем опасен туман? Развивать желание дели-ться впечатлениями, раз-мышлять. Познакомить с пословицей : "Апрель - землю красит".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за температурой воздуха - предложить измерить температуру воздуха на прогулке - она стала выше или ниже, чем утром? Где температуры выше в тени или на солнце, почему? Развивать мышление, желание наблюдать .

2 неделя Наблюдение за первой грозой . Что такое гроза? - это и дождь, и ветер, и молния одновременно. Можно ли гулять во время грозы? Чем это грозит Знакомить детей с весенними явлениями.

3 неделя Наблюдение за воздухом - есть ли воздух вокруг нас? Как его обнаружить, предложить помахать перед собой ладошкой - что вы ощущаете? Развивать интерес.

4 неделя Наблюдение за состоянием погоды - определить и охарактеризовать состояние погоды, познакомить с пословицей "Дождь в мае - три Активизировать словарь детей, закрепить приметы поздней весны.

Старшая группа

Наблюдения за живой природой

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Сравнение колорадского жука с "Божьей коровкой" Отметить характерные особенности внешнего строения, окраски; основные жизненные функции : дышат, двигаются, растут, размножаются, воспитывать гуманное отношение ко всему живому .

2 неделя Наблюдение за кузнечиком .

Закрепить представление понятия о своеобразии данного живого существа , особенностей его строения, образа жизни.

3 неделя Рассматривание паука и паутины. Дать представление об условиях среды обитания.

Наблюдение за насекомыми .

Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в экосистемах. Дать представление о составе сообществ луга, об условиях среды, к

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за собакой Расширить представление детей о домашних животных , дать представление о проявлении чувств животного : голод, радость, привязанность.

2 неделя Наблюдение за кошкой Расширить представление о проявлении чувств животного : удовольствие, радость, привязанность, ласковость.

3 неделя Наблюдение за лошадью с

жеребенком. Дать конкретное представление о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются, характерные особенности строения данных животных .

4 неделя Наблюдение за коровой Расширить представление о домашних животных , дать представление о системе потребностей животного : оптимальная температура, место обитания, пища, об общей зависимости их

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Разговор "Красная книга - что это?" Объяснить экологические зависимости, осознание которых способствует развитию у детей современного экологического

2 неделя Наблюдение за перелетными птицами, подготовка к отлету. Расширить знания детей о сезонных изменениях основных условиях среды обитания : дни стали короче, меньше света, холодные дожди, ветры, питаться стало нечем, птицы

3 неделя Наблюдение за птицами .

Сравнительная

характеристика. Расширить представление о составе сообщества, о среде обитания птиц : лес, поле, огород, дать представления об установлении связей с условиями их существования.

4 неделя Изготовление кормушки Расширить знания о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания : защищает птиц, изготавливает кормушки для еды, чтобы птицы не погибли зимой.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за синицей с использованием художественной литературы. Продолжать вызывать интерес к пернатым; расширять представления детей о синице, ее повадках, среде обитания.

2 неделя Наблюдение за вороной , познакомить с приметой : ворона под крыло нос прячет - к морозу Расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

3 неделя Наблюдение за голубями . Закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними) .

4 неделя Наблюдение за синицей и воробьем в сравнении, с использованием художественного слова. Углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание кроликов на картине.

Расширить представление об уходе за животными , об условиях трудовых процессов по уходу.

2 неделя Наблюдение за кошкой . Расширять представления детей о мире животных , воспитывать желание проявлять о них заботу.

3 неделя Наблюдение за собаками .

Развивать мышление, умение оберегать себя, желание помочь по мере возможности.

4 неделя Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Дать детям представление о том, что среди рыб есть

хищники,активизировать словарь.

неделя Рассматривание картин с изображением животных жарких стран : верблюдом, слоном, жирафом. Совершенствовать знания о жизни животных , развивать наблюдательность , умение рассказывать о своих наблюдениях .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за домашними животными зимой .

Закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года ; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище) .

2 неделя Наблюдение за зимующими птицами с использованием художественного слова. Закреплять знания о зимующих птицах;формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;воспитывать желание заботиться о них и охранять.

3 неделя Наблюдение за пауком .

Дать представление о своеобразии и неповторимости живого существа , о его жизненных свойствах : дыхании, движении, питании.

4 неделя Наблюдение за зимующими птицами.

Уточнить знания детей о птицах, развивать интерес к природе .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за курицей с цыплятами Расширить представление о домашних птицах, об уходе за ними, об удовлетворении их потребностей.

2 неделя Наблюдение за первыми перелетными птицами Расширить представление о сезонном изменении и возвращении в связи с этим перелетных птиц.

3 неделя Наблюдение за зимующими птицами Учить замечать и отмечать изменения в поведении птиц в связи с сезонными изменениями.

4 неделя Рассматривание диких животных : медведь, белка, еж, волк, лиса, лось. Уметь замечать, что с изменением условий среды обитания, происходят изменения в жизни и в поведении диких животных , расширить представление о помощи человека диким животным .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за муравьями . Расширить представление об особенностях строения, о связи между средой обитания существ и особенностями их строения.

2 неделя Наблюдение "Пчелы коллективные насекомые". Расширить знание о потребностях данного вида в условиях среды : свете, воздухе, пище, месте обитания, защите от врагов.

3 неделя Наблюдение за гусями с гусятами. Расширить знания о домашних птицах, об уходе человека за птицами.

4 неделя Наблюдение за домашними животными (рассматривание) Учить замечать изменения в их жизни в связи с сезонными изменениями; расширить знания об условиях жизни домашних животных .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за животными около водоема . Расширить знания о жизненных свойствах животных : питание, дыхание, движение, питье.

2 неделя Наблюдение за животными луговой природной среды зоны . Учить замечать изменения в их жизни в связи с сезонными изменениями.

3 неделя Разговор "Красная книга" Познакомить детей с основной ее целью : выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, и для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

4 неделя Наблюдение за разновидностями бабочек. Развивать умение отличать своеобразие и неповторимость каждого живого существа , необходимость бережного и заботливого отношения к природе .

Старшая группа

Наблюдения за растениями

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 педеля (тополь, ива, сирень, волчьи ягоды) . Конкретизировать представления детей об основных группах растений , закреплять умения различать их по коре, плодам, семенам. Проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой .

2 педеля Рассматривание осенних цветов в букете : астры, розы, георгины. Закреплять название цветов ранней осени, расширять представление растениях сада, представления о труде, человека по выращиванию садовых цветов.

3 неделя Наблюдение за травой на поляне с чтением :

"Ты, трава, моя травушка.

Ты, трава, моя шелковая.

Да кто же тебя, траву, притоптал?

Притоптали меня, травинушку,

Да всё детушки, да всё малые

В зеленом саду гуляючи,

Бегая играючи. Расширять представление детей о травянистых растениях луга.

4 неделя Рассматривание овощей : моркови, капусты, помидоры, огурцы. Закрепить представление об овощах, закрепить знания об основных трудовых процессах по уходу за растениями огорода.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение : "Золотая осень" с чтением "Улетает лето" Трутневой. Закрепить представление о сезонных изменениях, основных условиях основных условиях среды обитания; закрепить понятие, что растения приспособились к переменам, сбрасывают листья деревья и кустарники .

2 неделя Рассматривание осенних цветов : хризантемы, дубки. Развивать умение давать сравнительную характеристику цветов средней осени; рассматривать представление о растениях сада.

3 неделя Наблюдение за травянистыми растениями : подорожник, щавель. Расширить представление о растениях луга : растения приспособились к осенним переменам, сбрасывают семена, начинают вянуть.

(иллюстрации) . Разновид-ности : съедобные, несъедобные с чтением : "За грибами". Закрепить знания о съедобных и ядовитых грибах; расширить представление об условиях среды, к которым приспособились грибы - определенная температура, освещенность, влажность.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за туей и вишней . Закрепить умение давать сравнительную характеристику по коре, плодам; расширить представление о серьезных изменениях одного вида в сравнении с другими видами.

2 неделя Наблюдение за распространением семян репейника. Расширить знания детей о размножении растений семенами.

3 неделя Рассматривание комнатного растения - алоэ. Закрепить знание о том, что растения бывают лекарственные, алоэ в том числе. Закрепить понятие, что

растения получают питание из почвы с помощью корней, размножаются черенками.

4 неделя Викторина "овощи и фрукты" с загадками. Д/И "Узнай по описанию". Закрепить умение классифицировать объекты по существенным признакам.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за ростом и развитием фиалки и фикуса.

Формировать представление о том, что одни растения растут быстро и цветут, а другие растут медленно. Закрепить представление о том, что растения дышать всеми частями, размножаются черешками, листьями.

2 неделя Наблюдение за вязом . Формировать представления о зимнем ясене, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

3 неделя Рассматривание муляжей фруктов - яблоко, груша, слива, апельсин, лимон - ввести понятие «цитрусовые»

Дать представление о том, что для их выращивания нужны определенные условия : влажность, температура, освещенность.

4 неделя Наблюдение за деревьями в инее Полюбоваться хрустальной красотой, созданной природой . Обратить внимание на состояние природы в окрестностях детского сада и необходимость её охраны. Воспитывать нетерпимость к бессмысленной порче растений

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Продолжение наблюдения за ростом фиалки и фикуса.

Учить видеть изменения в росте растений, уточнить представление о росте растений, что необходимо для их роста.

2 неделя Наблюдение за всходами картофеля.

Развивать интерес к жизни растений, умение определять, что им нужно для лучшего роста.

3 неделя Наблюдение за вишней зимой Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;воспитывать бережное отношение к растениям (не заде-вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются) .

4 неделя Наблюдение за цветущим декабрисом. Развивать интерес к растениям, умение замечать изменения, закреплять правила ухода за ним.

неделя Наблюдение за туей и вязом : что общего у этих деревьев? Чем они отличаются?

Закреплять умение давать сравнительную характеристику; расширять представление о серьезных изменениях одного вида в сравнении с другими видами.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за почками на сирени.

Расширять представления детей о жизни растений, продолжать учить бережно относиться к растениям.

2 неделя Наблюдение за деревом и кустарником –сравнить два вида растений.

Упражнять в умении давать сравнительную характеристику, развивать наблюдательность .

3 неделя Наблюдение за проросшей фасолью.

Закреплять представление о росте, развитии и размножении растений.

4 неделя Наблюдение за распустившимися в вазе веточками.

закреплять знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений, развивать интерес к окружающему.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за деревьями и кустарниками . Сравнение почек на ветках, в вазе и на деревьях. Обобщить представление о характерных признаках весны - набухание почек, развивать умение сравнивать объекты природы

2 неделя Рассматривание цветущей традесканции Обобщить представление о характерных признаках весны - набухание почек, развивать умение сравнивать объекты природы по признакам различия и сходства.

3 неделя Рассматривание первых весенних цветов : нарциссы, пролески, подснежники, тюльпаны с чтением "Подснежник" Серова. Полюбоваться цветами, дать конкретное представление о зависимости роста, развития и размножения; об условии среды наиболее приятной для этого времени года.

4 неделя Развлекательная викторина "Где овощ, где фрукт?" Расширять знания об овощах и фруктах, знать их характерные особенности, уметь классифицировать

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание комнатных растений - бальзамин и герань Уточнить представление детей о функции растений, воспитывать стремление создать благоприятные условия для жизни растений.

2 неделя Наблюдение за цветением деревьев и кустарников . Продолжить формировать представление о сезонных изменениях Учить связно рассказывать о неблагоприятных явлениях природы , объяснять их, закреплять умение составлять рассказ о наблюдаемом .

3 неделя Наблюдение за разновидностью травянистых растений : одуванчик, фиалка с чтением стих - я "Одуванчик" Высоцкой. Расширять представление о составе сообществ луга, закрепить представление об условиях среды, к которым приспособлены травы.

4 неделя Рассматривание грибов (альбом) с загадками о грибах Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, представления о приспособленности грибов к определенной гем-ре, влажности, свете, которые есть в лесу.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Продолжение наблюдение за травянистым покровом с чтением стихотворения "Хорошо весной". Продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира.

2 неделя Д/И "Узнай дерево". Закрепить умение классифицировать объекты по существенным признакам : умение сравнивать по цветкам, листьям, цвету, запаху.

3 неделя Рассматривание комнатного растения - виноград и винограда садового. Дать обобщенное представление о жизни растений в обычной экологической системе и в помещении.

4 неделя Беседа "Богатство, окружающее нас". Закрепить представление детей о растительном мире, о его непрерывном движении, изменении и развитии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!