Это жизнь - портал для женщин

Точка у боевое применение. Тактический ракетный комплекс «Точка» – высочайшая точность

Как сообщает информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в силовых структурах Южного федерального округа, российская военная база в Южной Осетии получила на вооружение дивизион оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка-У» . Грузинские спецслужбы уже получили официальное уведомление о развёртывании в Южной Осетии ракетного вооружения.
В декабре 2010 года стало известно, что российская военная база, дислоцированная неподалеку от Цхинвали, получила дивизион реактивной системы залпового огня «Смерч». Решение о размещении ракетного вооружения на территории Южной Осетии было принято «для предотвращения возможной агрессии со стороны Грузии ».

Российская военная база была развёрнута в Южной Осетии после августовской пятидневной войны 2008 года и признания республики со стороны России. Российский контингент дислоцирован в гарнизонах Цхинвали и Джавы . По соглашению с местной властью, база размещена на 49 лет с возможностью продления срока.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Модернизированный тактический (дивизионный) ракетный комплекс «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B «Скарабей») стал поступать в войска в 1989 году. Организационно ракетный комплекс представлен в составе бригады, в которую в ходит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее.

В состав ракетного комплекса входят:
— ракета 9М79М с различными типами боевых частей;
— пусковая установка 9П129-1М;
— транспортно-заряжающая машина;
— транспортная машина;
— автоматизированная контрольно-испытательная машина;
— машина технического обслуживания;
— комплект арсенального оборудования.

Пусковая установка смонтирована на трёхосном амфибийном автомобильном шасси БАЗ-5921. Передняя и задняя пары колёс - управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота - 7 метров. Состав аппаратуры пусковой установки обеспечивает возможность абсолютно автономного её применения.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»:
Дальность стрельбы - 15…120 км
Скорость ракеты - 1000 м/с
Стартовая масса - 2010 кг
Масса боевой части - 482 кг
Боевые части (БЧ) ракеты :
— специальные;
— кассетная - 50 боевых элементов весом по 7,45 кг;
— осколочно-фугасная;
— осколочно-фугасные с радиолокационной головкой самонаведения.
Время подготовки к пуску:
— из готовности № 1 - 2 мин.
— с марша - 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом) - 18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ:
— по шоссе - 60 км/час
— на плаву - 8 км/час
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой) - 650 км
Технический ресурс боевых машин - 15000 км.
Экипаж - 4 человека.

Баллистическая ракета 9М79М отличается от ракет предшествующих тактических ракетных комплексов тем, что управление полётом ракеты осуществляется не управлением времени работы двигателя и не заданием первоначального угла запуска, а с помощью аэродинамических элементов управления - крыльев и имеющих оригинальную решётчатую конструкцию рулей.

Кроме того, аэродинамические рули продублированы газодинамическими, установленными на выходе сопла реактивного двигателя. При этом корректируется не только баллистическая траектория, но и осуществляется наведение на конечном её участке (в том числе и по командам радиолокационной головки самонаведения). Газодинамические рули обеспечивают управление на начальном участке траектории, когда при низкой скорости полёта аэродинамические недостаточно эффективны.

Ракеты снабжены однорежимным реактивным двигателем на твёрдом топливе , что обеспечивает высокую готовность комплекса к боевому применению, в отличие от комплексов с неампулизированными ракетами на жидком топливе, где операции по заправке ракет отнимали много времени, при этом храниться заправленные ракеты могли только очень ограниченное время.

Изначально комплекс разрабатывался под применение специальной (ядерной) боевой части. Кроме них были разработаны осколочно-фугасная и кассетная боевые части, а также боевые части с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Боевая часть неотделяемая.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части для большей эффективности производится на высотах порядка 10-20 метров . При этом БЧ спроектирована таким образом, что при подрыве образуется сфокусированная взрывная волна и направленная струя осколков. При этом сама ракета осуществляет доворот до положения, близкого к вертикальному по отношению к поверхности земли.
Всё это вместе повышает эффективность действия боевой части по уничтожению заглублённых командных пунктов или складов инфраструктуры противника. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 3 гектара.

Раскрытие кассетной боевой части, снабжённой 50 боевыми элементами осколочного действия, происходит на высоте 2 километров . Предназначена такая боевая часть для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности. Максимальная площадь зоны полного поражения для этой БЧ составляет 7 гектар.

Ракеты с боевыми частями, снабжёнными пассивной радиолокационной ГСН , предназначены для поражения целей, оснащённых радиолокационными станциями. В частности, такие ракеты применялись в стационарных береговых противокорабельных комплексах.

/По материалам lenta.ru и ru.wikipedia.org /

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab" .

Состав

Состав ракетного комплекса 9К79 (9К79-1) (см. галерею изображений машин комплекса):

  • Боевые средства
    • Ракеты:
      • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
      • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
      • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
      • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
      • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
      • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
    • Пусковые установки:(см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 , фото5 , фото6 )
      • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
      • 9П129М (9П129-1М)
      • 9П129М-1 (см. схему )
    • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1) (см. фото )
  • Специальные транспортные средства:
    • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
    • Машины хранилища - специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
    • Контейнеры
      • 9Я234 для ракетной части и ракет
      • 9Я236 для боевой части
    • Аэродромно-складские тележки
      • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
      • 9Т114 для боевой части
  • Средства технического обслуживания и регламентных работ:
    • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
    • машина технического обслуживания МТО 9В844 - для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
    • машина технического обслуживания МТО-4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
    • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
  • Средства управления связи - командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123)
  • Учебно-тренировочные средства:
    • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
    • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
    • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
    • разрезной макет ракетной части 9М79.
    • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
    • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ .
  • Тренажеры:
    • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
    • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
    • 2У420 - тренажер оператора.
    • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
    • 2У413 - тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1)

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части (см. схему ).

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

    Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

    • Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото ), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.
      Внутри КПО находится:

      • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
      • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
      • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
      • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
      • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В.
    • Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута - передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части - 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

      Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

      • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
      • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
      • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
      • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
      • 4 рулевые машины: 9Б69 - верхние - 2шт, 9Б68 - нижние- 2шт (9Б89 - 4 шт.)
    • Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности - 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке (см. фото ).

      Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

    Двигательную установку (см. описание ).

    Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б63 ракеты 9М79:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б65
    • гидропривод 9Б616:
      • блок автоматики 9Б66
      • питающая гидравлическая установка 6Б67
      • рулевая машина верхняя 9Б68 - 2 шт., рулевая машина нижняя 9Б69 - 2 шт.,
    • турбогенераторный источник питания 9Б149:
      • блок управления 9Б150
      • блок сопротивлений 9Б151
      • газотурбинный блок 9Б152
      • блок регуляторов 9Б242
    • комплект кабелей

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б84-1 ракеты 9М79-1:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64-1
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б638
    • гидропривод 9Б640:
      • блок автоматики 9Б66-1
      • питающая гидравлическая установка 6Б639
      • рулевая машина 9Б89 - 4 шт.
    • турбогенераторный источник питания 9Б185:
      • блок управления 9Б150-1
      • блок сопротивлений 9Б189
      • газотурбинный блок 9Б186
      • блок регуляторов 9Б242-1
    • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ1-30В
    • комплект кабелей

    Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

    • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
    • АА-86 - ядерная особой важности,
    • АА-92 - ядерная
    • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия (см. описание ),
    • 9Н123К - кассетная (см. описание ),
    • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

    Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

    В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

    Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

    • Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

      Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

    Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

    Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

    Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики

Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У"
Год принятия на вооружение 1989
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Дальность стрельбы минимальная, км 15 - 20
Дальность стрельбы максимальная, км 120
Высота траектории полета ракеты, км 6-26
Полетное время на максимальную дальность, с 163
Отклонение ракеты от цели с учетом ошибки в определении координат целей не более 100м и точки пуска не более 80м, м:
- на дальность 35км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 35км с БЧ 9Н123К
- на дальность 70км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 70км с БЧ 9Н123К

165
210
200
235
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин 2
Время подготовки к пуску с марша, мин 16
Старт наклонный по углом 78 градусов
Ракета 9М79-1
Количество ступеней, шт 1
Диаметр миделевого сечения, мм 650
Длина ракеты, мм 6410
Длина ракетной части, мм 4085
Размах рулей, мм 1440
Стартовая масса ракеты, кг 2010
Масса снаряженной ракетной части, кг 1528
Пусковая установка 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом),кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град.С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ,кг 17800
Грузоподъемность,кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с 300 при 2600 об/мин

Испытания и эксплуатация

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс "Точка-У" активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки.

В середине 60-х годов в Советском Союзе активно шло развитие ракетной военной техники. Ракетный бум объяснялся огромной любовью тогдашнего руководителя СССР Н. С. Хрущева к ракетам. Помимо создания огромных межконтинентальных ракет, способных в считанные минуты доставить смертоносный ядерный боезаряд через океан, в стране велись работы над созданием модификаций тактических ракет. Ракеты пришли даже в ту область военно-технического оснащения армии, где доминировала ствольная артиллерия. По мнению Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев ракеты должны были господствовать на поле боя. Следует отдать должное Никите Сергеевичу – с его подачи ракетная техника заняла достойное место в арсенале тактических средств вооружения.

Именно в тот период был заложен технологический ресурс, создана мощнейшая научно-исследовательская база ракетостроительной отрасли. В дальнейшем, советские конструкторы, используя многочисленные конструкторские наработки, сумели создать не один успешный проект, среди которых на особом счету стоит ракетный комплекс «Точка У». Это оружие явилось полной неожиданностью для американцев и их союзников по блоку НАТО. Армии стран Варшавского Договора получили в свои руки мощное и высокоточное тактическое оружие. Действительно, тактико-технические данные, которыми обладала советская разработка, делали передний край западных союзников полностью беззащитным от внезапного тактического ракетного удара.

Запад в то время не мог адекватно ответить Советскому Союзу. В Европе на смену устаревшим и слабеньким ракетным комплексам MGR-1 «Онест Джон» с дальностью полета в полсотни километров, пришли более мощные ракетные оперативно-тактические комплексы MGM-52 «Ланс». Это оружие было куда мощнее и тяжелее. Советский ТРК «Точка», серийно выпускавшийся, начиная с 1973 года, и принятый официально на вооружение в 1975 году, обладал большей мобильностью и гибкостью для использования в тактических целях. Недаром военные эксперты сравнивали советский ракетный комплекс с хирургическим скальпелем. Американская ракета была схожа на тяжелую дубину, которой пришлось вступить в единоборство с советской ракетой-рапирой, острой и молниеносной.

Еще в середине 60-х годов с подачи Министерства Обороны СССР были начаты работы по созданию проекта советской оперативно-тактической ракеты ближнего радиуса действия, способной наносить точные удары по обороне противника на глубину до 100 км. Впервые для советских средств вооружения ставка делалась не на мощность боезаряда, на достижение высокой точности попадания. Предыдущие опытные стрельбы и работы, ведущиеся в этом направлении, наглядно демонстрировали правильность выбранного курса. Военные указывали на то, что только высокоточное оружие может обеспечить необходимый результат на поле боя. Ушла в прошлое артиллерийская стрельба по площадям. Требовалось иметь в передней полосе обороны мощные тактические средства огневой поддержки, способные точечно поразить определенный объект в полосе обороны вероятного противника.

Началом старта проекта по созданию нового советского ракетного комплекса ограниченной дальности стало мартовское Решение Совета Министров СССР в 1968 году. В соответствии с требованиями, озвученными в техническом задании, в основе проекта должны были быть использованы наработки, сделанные на базе ракетного комплекса морского базирования М-11 «Шторм». В частности, для работы были использованы ракеты данной ракетной системы. Первоначально решение задачи по созданию тактического ракетного комплекса велись в КБ «Факел», которое подготовило проектную документацию для комплекса «Ястреб». В новом проекте система управления ракеты во время полета должна была бы опираться на управление с земли. Другими словами для достижения необходимой точности попадания курс ракеты требовалось постоянно корректировать.

Однако такой вариант управления и наведения не устраивал военных. Советским конструкторам потребовалось полностью изменить систему наведения ракеты на цель. Эти работы и стали причиной того, что новая разработка еще в 1965 году получила название «Точка». Инженеры оставили без изменения основные узлы и детали ракеты, установив на ней вместо радиоэлектронного блока управления полетом, более простую инерциальную систему наведения.

С 1968 года вплотную созданием нового ракетного комплекса на базе существующих рабочих проектов занялось КБ машиностроения в г. Коломна (Московская обл.). Это предприятие было конструкторской вотчиной маэстро С.П.Непобедимого, создателя лучших образцов ракетной техники.

Для справки: Под руководством С.П. Непобедимого в Советском Союзе в разное время были созданы эффективные средства вооружения. В частности, противотанковые управляемые ракеты «Шмель» и «Малютка» сожгли не одну сотню израильских танков во время военных действий на Ближнем Востоке. Советские ПЗРК «Стрела» стали на долгое время одним из основных средств ПВО сухопутных войск на уровне батальона, полка.

Перед коллективом Коломенского КБ была поставлена задача, создать ракетный комплекс, который бы обладал высокой точностью стрельбы для уничтожения малоразмерных целей. Прежде чем новое средство вооружения увидело свет, советским конструкторам пришлось пройти сложный и тернистый путь. В ходе последующей работы разработчики приняли решение отказаться от прежних конструкторских наработок, оставив без изменения саму концепцию ракетного комплекса.

Проектная документация была полностью переработана и дополнена целым рядом технических новшеств. Следует отметить, что рабочий проект, созданный коллективом Коломенского КБ, оказался приемлемым для освоения советской промышленностью. К тому же удалось добиться существенного удешевления технологической части проекта. Последующие испытания, затянувшиеся на целых 5 лет, позволили создать оружие, опередившее свое время. В данном случае произошла любопытная ситуация. Комплекс еще проходил государственные испытания, а серийное производство уже было запущено на Воткинском механическом заводе в 1973 году. Официально новый советский оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение в 1976 году.

ТРК «Точка У» — последующий шаг в развитии тактического ракетного вооружения

Принятый на вооружение Советской Армии ракетный комплекс «Точка» мог обеспечить поражение малоразмерных целей противника на расстояние до 70 км. На конечном этапе траектории полета ракеты допускалось отклонение от цели в пределах 250 м. В процессе создания нового вооружения участвовало более 120 предприятий страны различного профиля. На волгоградском заводе «Баррикады» сумели создать пусковую установку для новой ракеты, которая отличалась простотой и надежностью конструкции. Особая заслуга в деле создания нового ракетного комплекса принадлежит советским автомобилестроителям. Оперативно-тактический комплекс получил новое уникальное по своим ходовым качествам шасси, повышенной проходимости.

Полученные тактико-технические характеристики для начала удовлетворяли военных, однако в ходе последующих полевых стрельб, было выявлено следующее:

  • дальность полета ракеты не отвечала требованиям и условиям, которые присутствовали в полосе обороны;
  • точность попадания ракеты необходимо было увеличить, сведя к минимуму вероятность нанесения повреждений по прилегающей к цели территории;
  • требовалось улучшить работу системы наведения ракеты на цель, сделав ее максимально автономной во время полета.

Последующая модернизация ракетного комплекса получила название «Точка Р». Ракета стала оснащаться пассивной радиолокационной головкой наведения для противоборства с вражескими РЛС. Попытки улучшить технические характеристики ракетного комплекса простой переделкой навигационной системы и схемы управления полетом ракеты, привели к тому, что с 1983 года в серию пошла модификация ракеты «Точка Р». Назвать данный вариант модернизации успешным будет преувеличением. В дальнейшем данная разработка была снята с производства, уступив место на заводском конвейере более совершенной версии — ракетному комплексу «Точка У». Это оружие было принято на вооружение ракетно-артиллерийскими частями Советской Армии в 1989 году.

Цели и назначение модернизированной системы остались те же — уничтожение малоразмерных объектов противника в прифронтовой полосе. Ракетный комплекс состоял из следующих компонентов:

  • боевая ракета с неотделяемой боевой частью;
  • инерциальная система управления полетом ракеты;
  • пусковая установка на самоходном шасси;
  • транспортно-заряжающая установка на самоходном шасси;
  • машина автоматического контроля и испытаний;
  • машина боевого обеспечения и обслуживания.

Из оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка У» были сформированы батареи. В состав ракетно-артиллерийского дивизиона, которые были в каждой мотострелковой или танковой дивизии, входило 2-3 батареи. Таким образом, сухопутные войска получали в свое распоряжение мощное оружие дальнего боя, способное на расстоянии 100-120 км нанести противнику существенный урон. Главными целями в данном случае являлись объекты транспортной и тыловой инфраструктуры, аэродромы, объекты связи и управления.

Технические характеристики и особенности конструкции

Ракетный комплекс являлся мобильным средством огневого поражения. Пусковая установка была установлена на самоходное шасси с колесной схемой 6х6. Мощность дизельного двигателя составляла 300 л/с. В полном боевом снаряжении самоходная пусковая установка могла развить на шоссе скорость 60 км/ч. Отличительной особенностью пусковой установки являлась повышенная проходимость транспортного средства. Машина могла преодолевать вплавь водные преграды, двигаться по пересеченной местности и бездорожью.

Масса пусковой установки на колесном шасси в боевом снаряжении составлял 18 тонн. Запас хода составлял 650 км. Советские транспортеры, созданные на заводе «баррикады» имели огромный технологический ресурс – 15 тыс. км. Ракетный комплекс мог действовать в различных климатических условиях, как при низких температурах, так и в условиях жаркого климата. Управлял передвижной пусковой установкой экипаж, состоящий из 4-х человек. Для приведения ракетного комплекса в готовность к пуску, экипажу требовалось расчетного времени не более 2 минут. Запуск ракеты с марша осуществлялся спустя 15 минут, отведенных на подготовку.

Отдельного внимания заслуживает ракета 9М79, которой оснащались ракетные комплексы «Точка У». Снаряд имел длину 6400 мм при диаметре корпуса 650 мм. Общий вес снаряженной ракеты составлял 2010 кг. Их этой массы на полезную нагрузку отводилось 500 кг. Старт и полет ракеты обеспечивался работой твердотопливного ракетного двигателя, работа которого на марше имела продолжительность 28 секунд. Последующий полет снаряда осуществлялся за счет полученной инерции. За это время успевало сгореть до 800 кг топлива. Дальность полета ракеты 9М79 составляла:

  • минимум 15 км;
  • максимум 120 км;
  • максимальное отклонение от цели составляло 40 м.

Ракета оснащалась неотделяющейся боеголовкой, которая на завершающем этапе полета имела прямой угол падения. Такая особенность полета обеспечивала высокую точность попадания. В Советском Союзе ракетные комплексы «Точка У» в основном оснащались боевыми частями трех типов – тактическими ядерными боезарядами мощностью до 100 кт, осколочно-фугасными и кассетными.

Весь полет ракеты, начиная со старта и до попадания в цель, осуществлялся автономно. Нацеливание на цель осуществлялся на основе цифровых данных. Последующую работу по контролю за правильностью боевого курса выполняла инерциальная система наведения. В целом, тактико-технические характеристики ракетного комплекса «Точка У» были передовыми для своего времени, что обеспечило его длительную эксплуатацию.

Виды современного ракетного оружия весьма многочисленны и разнообразны. Стратегические ракеты созданы для поражения целей, находящихся на расстоянии в десятки тысяч километров, и обычно несут ядерный заряд. Однако существуют и другие ракеты, задачей которых является поражение важных объектов, расположенных в ближайшем тылу противника. Такие ракеты называются тактическими и оперативно-тактическими. Они также могут иметь ядерную боевую часть (БЧ), но даже с обычной боеголовкой подобные ракеты представляют собой грозное оружие, способное значительно изменить ситуацию на локальном участке вооруженного конфликта.

В СССР умели делать не только стратегические межконтинентальные ракеты, способные уничтожать целые государства. Еще с 50-х годов прошлого столетия советские конструкторы занимались разработкой тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов. Такие названия, как «Луна», «Ока», «Эльбрус» (это и есть знаменитый «Скад») были хорошо известны вероятному противнику. Одной из самых удачных советских разработок в данной области стал тактический ракетный комплекс «Точка» (а затем и «Точка-У»).

«Точка-У» и сегодня стоит на вооружении российской армии , кроме того, эта ракета используется в армиях еще нескольких стран мира.

История создания

Работы по созданию ракетного комплекса «Точка» начались в 1968 году. Именно в этом году увидело свет постановление Совмина СССР, согласно которому главным исполнителем работ назначалось КБ Машиностроения (г. Коломна), его руководителем в тот момент был талантливый советский оружейный конструктор Непобедимый.

Новый ракетный комплекс создавался для поражения важных объектов в тактическом тылу противника. Точность новой ракеты была задекларирована прямо в названии проекта – «Точка».

В этот же период были определены и другие предприятия-участники нового проекта: шасси для нового комплекса должен был изготовить Брянский автозавод, ЦНИИ Автоматики и гидравлики занималось разработкой системы управления, а ПО «Баррикады» - пусковой установки.

Испытания нового ракетного комплекса начались через три года, а в 1973 году стартовало его серийное производство, но на вооружение «Точку» приняли только в 1976 году. Комплекс оснащался ракетами 9М79, которые могли нести два вида боевых частей: осколочно-фугасную и ядерную. Дальность полета новой ракеты составляла 70 км, а вероятное отклонение от заданной точки – 250 метров.

Сразу после приема комплекса «Точка» на вооружение, началась работа над новой модификацией ракеты, которая планировали оснастить новой электроникой. Новая ракета оснащалась пассивной головкой самонаведения и получила индекс «Точка-Р». Однако на вооружение новый ракетный комплекс так и не взяли.

В 1984 году начались работы над модернизацией комплекса «Точка». Военные хотели улучшить основные его характеристики, а именно дальность полета ракеты и ее точность. Испытания проводились с 1986 по 1988 год, а через год «Точка-У» приняли на вооружение.

Усовершенствованный комплекс может стрелять и ракетами «Точки».

Результатом модернизации комплекса стало значительное улучшение его основных характеристик. Дальность поражения целей увеличилась до 120 км, а также значительно улучшилась точность ракеты – вероятное отклонение ракеты от цели уменьшилось до 100 метров. Новые ракеты получили более совершенную систему навигации и наведения.

Боевое применение

Ракетные комплексы успели принять участие в нескольких локальных конфликтах. Российская армия активно применяла «Точку-У» против сепаратистов в ходе обеих чеченских кампаний.

Также эти комплексы применялись российской армией против грузинских войск в ходе войны в 2008 году.

Весьма активно и эффективно «Точку-У» использовала украинская армия во время конфликта на востоке Украины.

Йеменские хуситы нанесли удар «Точкой-У» по лагерю саудовский войск и их союзников. Есть информация, что в результате погибли более сотни военнослужащих, были уничтожены несколько десятков единиц бронетехники и даже несколько вертолетов.

Описание комплекса

Ракетный комплекс «Точка-У» разрабатывался для поражения в тактическом тылу противника одиночных, групповых, а также площадных целей, которые представляют значительную важность: командные пункты и узлы связи, стоянки самолетов и вертолетов, склады боеприпасов и горючего.

В состав комплекса входит:

  • ракеты 9М79-1, на которые могут быть установлены различные виды боевых частей;
  • пусковая установка;
  • транспортная машина;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • контрольно-испытательная машина;
  • машина технического обслуживания;
  • учебно-тренировочные средства;
  • комплект арсенального оборудования.

«Точка-У» - это весьма универсальное средство, которое можно использовать в любом конфликте и для решения разных задач. На ракету можно устанавливать разные виды боевых частей: фугасные, кассетные, БЧ, содержащие различные виды химического или биологического оружия . Также ракету можно использовать для доставки ядерного оружия (до 100 кт).

Основным элементом комплекса является твердотопливная баллистическая ракета 9М79М (9М79-1), которая имеет одну ступень. Ракета управляется на всем протяжении ее полета, от запуска до поражения цели.

Боевой блок не отделяется на завершающем этапе полета, более того, двигатель работает от запуска ракеты до ее встречи с целью. Он имеет всего один режим работы и за время своей работы сжигает более 800 килограмм топлива.

Корпус ракеты состоит из головной и ракетной части. Он изготавливается из специального алюминиевого сплава. Головная часть крепится с помощью шести болтов.

Расположение рулей и аэродинамических поверхностей ракеты Х-образное. Ракетная часть состоит из хвостового, двигательного и приборного отсеков и аэродинамических поверхностей. В ее передней части расположен приборный отсек, а в средней части – двигательный отсек. В хвостовом отсеке расположено сопло двигателя, источник питания, а также часть системы управления. Там же расположены решетчатые аэродинамические рули.

Всего ракета имеет четыре трапециевидных крыла, четыре газоструйных руля и столько же аэродинамических рулей. В походном положении все крылья складываются. Сразу после запуска управление ракетой осуществляется с помощью газоструйных рулей, а затем в дело вступают аэродинамические решетчатые рули.

Твердотопливный двигатель состоит из камеры сгорания и соплового блока, с топливным зарядом и системой воспламенения. Для изготовления двигателя используется легированные стали, материалы на основе графита и вольфрамовые сплавы.

Топливный заряд представляет собой моноблок, основным горючим материалом которого является алюминиевый порошок, а связующим веществом — каучук. Окислителем выступает перхлорат аммония. Во время работы двигателя топливный заряд горит с равномерной скоростью, обеспечивая постоянную площадь горения от самого запуска до поражения цели.

Система воспламенения состоит из двух пиропатронов и воспламенителя. Во время запуска пиропатроны зажигают воспламенитель, который, в свою очередь, зажигает топливный заряд.

Бортовая система управления ракетой инерциальная, она оснащена бортовым вычислительным комплексом и гироскопом 9Б64, что обеспечивает высокую точность поражения целей. Также в состав бортовой системы управления входят датчики угловых скоростей и ускорений.

Ракета управляется на всей баллистической траектории полета, в отличие от более ранних образцов советских тактических и оперативно-тактических ракет, у которых управление происходило только до определенного момента (обычно до достижения заданной скорости).

При приближении к объекту поражения ракета совершает маневр, который обеспечивает практически прямой угол встречи заряда с целью. Подрыв фугасной боевой части «Точки-У» происходит на высоте 20 метров, что усиливает его поражающее действие. Воздушный подрыв осуществляется с помощью лазерного датчика.

Ракетный комплекс «Точка-У» весьма мобилен и имеет хорошую скорость благодаря шестиколесной полноприводной установке 9П129, на которой он выполнен. На шоссе он может развивать скорость до 60 км/ч с полной боевой загрузкой. Машина может преодолевать и водные препятствия со скоростью 10 км/ч.

Электроника пусковой установки полностью самостоятельно проводит все необходимые для старта манипуляции, вмешательство экипажа минимально. Ввод полетных данных производится в горизонтальном положении ракеты через специальный иллюминатор в ее корпусе. Для расчета задания и траектории полета используются данные космической разведки и аэрофотосъемки.

Запуск ракеты можно производить почти с любой площадки, скорость развертывания при стрельбе с марша составляет 16 минут, а из положения «готовность №1» — всего лишь 2 минуты. Требование при этом только одно: цель должна находиться в секторе 15 градусов от продольной оси ракеты.

Пусковая установка может покинуть место запуска через две-три минуты. Ракета выводится на пусковой угол только за пятнадцать секунд до пуска. Этим значительно осложняется работа вражеской разведки.

Экипаж пусковой установки состоит из четырех человек: начальника расчета, водителя, старшего операторы и оператора.

Ракеты комплекса поставляются в войска уже в собранном виде и могут храниться в течение десяти лет (в неядерном снаряжении). Размещение ракеты на пусковой установке производится с помощью транспортно-заряжающей машины, которая также выполнена на базе шасси БАЗ-5922. В герметичном кузове машины находится две ракеты. Для погрузки на пусковую установку транспортно-заряжающая машина оборудована специальным краном. Заряжание может проводиться на любых, даже на необорудованных площадках.

Процесс заряжания занимает примерно двадцать минут.

Кроме транспортно-заряжающей машины, в состав комплекса входит и транспортная машина, которая не имеет погрузочного оборудования.

Несмотря на солидный возраст, ракетные комплексы «Точка-У» не планируют снимать с вооружения. Возможно, со временем, когда промышленность сможет изготовить для российской армии более современные ракетные комплексы «Искандер» в достаточном количестве.

Технические характеристики

Ниже представлены тактико-технические характеристики тактического ракетного комплекса «Точка».

Общие данные
Тип Тактический
Дальность стрельбы, км:
минимальная 15
максимальная 70
Типы боевых частей простые, ядерные
Условия эксплуатации:
температура, °С от -40 до +50 (до 6 часов – от -60 до +40, от +50 до +60)
скорость ветра, м/с до 25
Авиатранспортабельность Да
Самоходная пусковая установка
Экипаж, чел 3
База колёсная, 6х6
Масса,т:
пустой 17,8
снаряженной 18,145
Клиренс, мм 400
Двигатель дизель 5Д20Б-300
Мощность, л. с. 300
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
по грунту 40
по бездорожью 15
на плаву 8
Запас хода, км 650
Время, мин:
подготовки к пуску из готовности №1 1-2
подготовки к пуску с марша 16-20
ухода с огневой позиции 1,5
Интервал между пусками, мин 40
Транспортно-заряжающая машина
Экипаж, чел 3
База колёсная, 6х6
Масса снаряженной, т 18,15
Клиренс, мм 400
Двигатель дизель 5Д20Б-300
Мощность, л. с. 300
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
по грунту 40
по бездорожью 15
на плаву 8
Запас хода, км 650
Время перезарядки пусковой установки, мин 19
ТТХ ракеты 9М79
Тип твердотопливная, одноступенчатая
Типы боевых частей ядерная, осколочно-фугасная, кассетная осколочная
Система управления автономная, инерциальная
Органы управления газодинамические и аэродинамические рули
Длина, мм:
ракеты 6400
боевой части 2325
Масса, кг:
ракеты на старте 2000
боевой части 482
топлива 926
Топливо ДАП-15В
Тяга двигателя, кгс 9788
Время работы двигателя, сек 18,4-28
Высота траектории, км »
6-26″
Время полёта, сек 43-163

Видео о ракетном комплексе

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Середина 60-х годов ознаменовалась настоящим бумом в ракетостроении, причем зачастую ракеты внедряли даже в те области, которые традиционно были заняты обычной ствольной артиллерией. Особенно отличился на этом поприще Никита Сергеевич Хрущев. Впрочем, были в таком новаторстве и свои светлые стороны. К примеру, именно в этот период СССР заложил прочную научную базу под разработку огромного количества ракетных комплексов.

К таковым относится и «Точка-У»: установка эта значительно превосходила все свои зарубежные аналоги (а на первых порах таковых не было вовсе). Об истории создания данного оружия мы сегодня и расскажем.

Предпосылки создания

Приблизительно в середине 60-х годов Министерство Обороны инициировало начало работ по проекту совершенно новой баллистической системы ограниченного радиуса действия. Впервые в истории отечественного оружейного комплекса ставка была сделана не на мощность боевой части, а на точность ракеты. Все предыдущие абсолютно ясно свидетельствовали, что именно такой подход должен стать превалирующим в новом, изменившемся мире. В частности, можно было наносить болезненные удары по вражеской территории, не разнося все окрестности в клочья.

Разработкой поручили заниматься МКБ «Факел». Работа велась не на пустом месте: за основу взяли ракеты от комплекса М-11 «Шторм», который изначально устанавливался исключительно на кораблях. Первым результатом стал комплекс «Ястреб». Предполагалось, что в нем будет использоваться радиоэлектронная система наведения. Проще говоря, в этом случае пришлось бы «вести» ракету с земли, постоянно корректируя точность ее полета.

Уже в 1965 году «Ястреб» превратился в проект «Точка». Ракетная часть была оставлена прежней, но инженеры полностью переработали систему наведения. Так, они полностью отказались от радиоэлектронной схемы, предложив использовать сравнительно простой инерционный вариант. Он был неплохо апробирован и испытан на ряде предыдущих советских ракетных комплексов. Но это — еще не «Точка-У». Установка прошла довольно сложный путь развития, так как перед разработчиками постоянно возникали все новые технические препятствия.

Дальнейшая работа

Все проекты «Факела» так и не прошли дальше чертежей и эскизов. Приблизительно в 1966 году все наработки были переданы в Коломенское КБ, причем проект сразу стал курировать С. П. Непобедимый. Впрочем, коломенские инженеры полностью согласились с точкой зрения своих коллег из «Факела»: действительно, оптимальной будет инерционная система наведения. Справедливости ради стоит заметить, что в дальнейшем проект был полностью переработан. Фактически от него осталось только название - «Точка-У». Установка была в значительной степени усовершенствована, ее конструкцию удешевили.

В общем и целом, активная стадия работ стартовала только в 1968 году. На сей раз проект поддерживало около 120 самых различных научных и технических предприятий, которыми и была создана «Точка-У». Такой подход диктовался тем, что в кратчайшие сроки требовалось создать не только саму ракету, но и механическое шасси, а также установку для запуска и огромное количество электронной «начинки». Огромный вклад внесли волгоградские «Баррикады», с нуля создавшие пусковую установку, а также автомобильный завод Брянска, на мощностях которого были разработаны и созданы все элементы нового шасси.

Работа над пусковой установкой

Вообще, первоначально рассматривалось сразу два варианта пусковой установки, с которой бы стартовала баллистическая ракета «Точка-У». Первый из них создали инженеры из Коломны, но он использовался исключительно на полигонных испытаниях. В частности, именно эта пусковая установка была продемонстрирована при испытаниях 1971 года, прошедших в Капустином Яру. Практически сразу главную роль стала играть конструкция, которую разработал завод «Баррикады».

Основные характеристики ракетной части

В 1973 году на Воткинском заводе в Удмуртии началась сборка ракет. Тогда же стартовали первые этапы государственных испытаний, по результатам которых и была принята на вооружение «Точка-У». Установка в войсках более известна под индексом 9К79.

Основа всего комплекса — одноступенчатая ракета на твердом топливе 9М79. Общая длина боеприпаса составляла 6,4 метра, диаметр был равен 650 мм. Для корректировки курса использовались решетчатые рули с размахом в 1350-1400 мм. Стартует ракета с боевой массой порядка двух тонн, из которых не менее полутора тонн приходилось непосредственно на ракетную часть. Остальные 482 килограмма разделяли меж собой и электронная система управления.

Много сложностей вызвал правильный рецепт твердого который отвечал за разгон ракеты и подведение ее к цели. В конечном итоге остановились на составе, в которых входил каучук, алюминиевая пудра, а также немалая часть перхлората аммония. Запас топлива выгорал приблизительно за 18-28 секунд. Ракета получала инерционный импульс, которого хватало для полета продолжительностью в 235 секунд. Из-за этого ракетный комплекс «Точка-У» получился сравнительно дешевым, так как в конструкции использовалось минимальное количество топлива и взрывчатого вещества.

Характеристика системы наведения

В составе комплекса находится большое количество электронной и механической аппаратуры, ответственной за наведение на цель: командно-гироскопический прибор, аналоговый вычислитель курса, много датчиков скоростей и т. д. Основой системы был командно-гироскопический прибор марки 9Б64. Он отвечал за стабилизацию платформы во время полета. Вообще, ракетный комплекс «Точка-У» обеспечивал попадание снаряда в цель на расстоянии в 50 километров и с рассеиванием не более 30-40 метров уже на испытаниях, что по тем временам граничило с фантастикой.

Со всех приборов данные оперативно передавались на вычислитель 9Б65, который отвечал за автоматическую прокладку полетного курса. Делалось это довольно просто: прибор сравнивал полученную информацию с эталонными показателями, которые были в него заложены при запуске, и, в случае необходимости, корректировал полет. Как мы уже упоминали, делалось это при помощи решетчатых рулей, располагавшихся на конце снаряда. Если в момент коррекции запас топлива еще не выгорел, применялись также газодинамические рули, использовавшие энергию выделяемых горящим составом газов.

Этим ракетный комплекс «Точка-У» также значительно отличался от немногочисленных своих зарубежных аналогов, в которых система управления и коррекции курса была во много раз более сложной.

Прочие технические решения

Так как боевая и двигательные части комплекса были неразрывно связаны на протяжении всего полета, инженеры сконцентрировались на разработке системы коррекции, которая бы начинала работать непосредственно при подлете к цели. На этом этапе чувствительный гироскоп должен был удерживать снаряд под углом в 80° к линии горизонта. Вообще баллистическая ракета «Точка-У», несмотря на свою сравнительную простоту и дешевизну, показывает великолепные результаты по точности.

Ввод данных о месторасположении цели проводился еще до подъема ракеты в вертикальное положение на пусковой установке. Контрольная аппаратура и преобразователь «Аргон» автоматически рассчитывали и формировали полетное задание, после чего оно передавалось ракете.

Очень интересным был способ проверки системы гироскопической стабилизации, который использовала баллистическая ракета «Точка-У». В частности, в ее конструкции имелась особая многогранная призма, соединенная с оптической системой распознавания курса. В корпусе ракеты было небольшое окошко, свет из которого падал на этот многогранник и отражался точно на аппаратуре проверки.

Работы над созданием самоходного шасси

На первой стадии инженеры считали, что шасси будет сделано на базе какой-нибудь машины, разработанной на Харьковском заводе. Однако после сравнения характеристик всех предложенных образцов предпочтение было отдано экземпляру, созданному на На основе этого плавающего шасси была создана машина 9П129. Как ни странно, но по документам работа по проекту «комплекс "Точка-У"» курировалась волгоградским заводом «Баррикады». Серийно же пусковые установки и многие другие важные элементы шасси вообще производил Петропавловский завод.

Технические характеристики шасси

Машина оснащалась дизельным движком, развивавшим мощность до 300 Мощный двигатель позволял полностью готовой к запуску установке ехать по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Бездорожье ограничивало темп движения до 10-15 км/ч. В случае возникновения необходимости комплекс "Точка-У" своим ходом мог преодолевать водные преграды, развивая при этом скорость до 10 км/ч. Так как общая масса шасси не превышала 18 тонн, его можно было перевозить при помощи практически всех военно-транспортных самолетов.

Отсек для ракеты был довольно-таки оригинально выполнен. Так, в передней его части был смонтирован массивный теплоизоляционный кожух, который надежно защищал боевую часть снаряда от воздействия излишне высоких или слишком низких температур. Чем еще примечательна «Точка-У»? Характеристики предпусковой подготовительной работы ярко выделяют ее на фоне всех прочих ракетных комплексов благодаря простоте и высокой скорости выполнения всех операций.

Подготовка к боевому применению, предпусковые работы

Норматив на подготовку к запуску с хода предполагал полную боеготовность в течение 20 минут максимум. При этом львиная доля времени уходила на то, чтобы обеспечить максимальную устойчивость самого шасси. Все остальные процедуры выполнялись обученным расчетом во много раз быстрее. Таким образом, только установка «Точка-У» (фото имеется в статье) представляет собой реальную сложность.

На передачу команд в систему управления уходила буквально пара секунд, подъем пусковой установки в вертикальное положение отнимал ровно 15 секунд, после чего сразу можно было производить запуск. Возвышение пусковых стапелей могло достигать 78°. Таким образом, комплекс "Точка-У" является грозным оружием, на развертывание которого при благоприятных условиях затрачивается менее двух минут.

В горизонтальной плоскости механика наведения позволяла отворачивать пусковую установку на 15° вправо и влево относительно центральной оси самоходного шасси. При стрельбе на максимальную дальность в 70 километров ракета пролетала это расстояние всего за пару минут. За это время пусковая установка «Точка-У» должна была быть переведена в походное положение и начать отход с «засвеченной» позиции. Перезарядка комплекса отнимала порядка 19-20 минут.

Транспортно-заряжающая машина

Что еще входит в состав комплекса «Точка-У»? Характеристики ее ракеты, если вы еще не забыли, предполагают вес снаряда в две тонны. Так что невозможно обойтись без транспортно-заряжающей машины, которая была создана на основе шасси БАЗ-5922. В ее кузове имеется место для двух ракет, боевые части которых закрыты теплоизолирующим кожухом. Установка снарядов на направляющие производится при помощи грузового крана, который входит в конструкцию 9Т128.

В принципе, ракеты могут сравнительно долгое время храниться в транспортно-заряжающей машине, но куда лучше использовать для этой цели специально разработанные металлические контейнеры. С чем это связано? Если установка «Точка-У» (фото которой неоднократно встречается в статье) хранилась в неподобающих условиях, ракета может полететь куда угодно, но только не в цель.

Чтобы установки перевозить на большие расстояния, применяют специальные машины 9Т222 или 9Т238, которые представляют собой практически стандартные тягачи. На одной такой машине можно перевозить два контейнера/ракеты или же четыре боевые части. Как бы ни была хороша «Точка-У», характеристики ее со временем начали все более заметно ухудшаться. Конечно же, были начаты работы по модернизации техники.

Модификации и модернизации

Результатом работ стало принятие на вооружение в 1983 году комплекса «Точка-Р». В принципе, от старой системы он отличается только лишь новым способом наведения ракеты на цель. Точнее говоря, конструкторы снова вернулись к идее радиолокационной системы наведения. Новый комплекс может автоматически захватывать цель на расстоянии в 15 километров, после чего в ход пускаются стандартные механизмы управления, унаследованные от старой «Точки». Впрочем, новая установка вполне может использовать весь ассортимент ракет, которые были выпущены в прошлые годы.

Начиная с 1984 года, стартовал новый виток работ, так как даже характеристика установки «Точка-У» нового поколения не слишком-то удовлетворила военных. Испытания состоялись уже в 1986 году. Через три года обновленный комплекс был принят на вооружение и началось его серийное производство. Как и в прошлом случае, основные изменения коснулись непосредственно ракетной части. В результате масса «Точки» выросла примерно на 250 килограммов.

Но не только этим характеризуется новая установка «Точка-У». Радиус поражения также был увеличен. Новая ракета получила твердотопливный движок массой в одну тонну. Дальность полета после этого выросла сразу до 120 километров, что позволило создать также ядерные варианты снарядов.

Новые варианты баллистических ракет

Перед модернизацией комплексы получили боевые части новых типов. В общем и целом, на сегодняшний день имеются следующие виды снарядов для «Точек»:

    9M79 . Эта модель ракеты — самая первая, она появилась вместе с самой установкой.

    9M79M . Первый вариант модернизации. В этом случае серьезно изменили саму технологию производства. Помимо этого, была обеспечена полная совместимость с новой системой автоматического наведения на цель. Модернизированная ракета имеет индекс 9М79Р.

    9M79-1 . Снаряд с таким названием характеризуется значительно увеличенной дальностью полета.

    9М79-ГВМ . Это тренировочный макет боевой ракеты, который используется при обучении По внешнему виду они практически идеально воспроизводят своих боевых «прародителей».

Виды боевых частей

Не меньшим разнообразием отличаются и непосредственно боевые части самих ракет. Здесь мы приведем самые распространенные.

  • 9H123 . Осколочно-фугасный тип снаряда. Разработка была закончена в конце 60-х годов. В его конструкции имеется почти 163 килограмма взрывчатого вещества и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Они могут накрыть площадь до трех гектаров. Здесь следует заметить, что при проектировании было произведено огромное количество расчетов, по результатам которых тротиловая масса располагается под углом к центральной оси ракеты, чем обеспечивает максимально равномерное распределение осколочной массы по площади.

Именно за этот снаряд нелюбима в среде пехоты «Точка-У». Поражение живой силы при его использовании приближается к 100 %. Спрятаться от тяжелых поражающих элементов можно только в очень хорошем укрытии.


Вот чем характеризуется ракетный комплекс «Точка-У». Фото, которые в должном количестве представлены в статье, позволят вам самим создать о нем свое представление.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!