Это жизнь - портал для женщин

На земле, в небесах и на море. Крылатые близнецы

Основное предназначение РК «Рельеф» - решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.


Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.

Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.


Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.

Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.

Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».

Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.

Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
- автономной СПУ;
- машины транспортировки и заряжания;

Машины управления МБУ;
- наземного комплекса оборудования.

Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы - полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.

Основные характеристики пусковой:
-длина - 12.8 метров;
- ширина – 3 метра;
- высота – 3.8 метра;
- расчет – командир машины и водитель-механик;
- силовая – дизель типа Д12АН-650;
- мощность дизеля – 650 л.с;
- формула колес – 8Х8;
- вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
- скорость до 65 км/ч;
- дальность марша до 850 километров;
- время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
- время запуска ракет – около минуты;
- запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
- преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;

КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.

Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО "Союз". Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.

Основные характеристики ракеты:
- общая длина – 8.09 метра;
- длина контейнера – 8.39 метра;
- крыло – 3.3.метра;
- диаметр ракеты – 51 сантиметр;
- диаметр контейнера – 65 сантиметров;
- стартовый вес – 1.7 тонны;
- вес в ТПК – 2.4 тонны;
- вес БЧ не превышала 200 килограмм;
- мощность БЧ – 20 килотонн;
- максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
- средняя скорость полета – 0.8 Маха;
- средняя высота полета – 200 метров;
- используемое топливо – керосин/децилин;
- стартовый двигатель – пороховой РДТТ.

Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.

Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
- длина 6.4 метра;
- вес – одна тонна;
- средняя скорость 0.7 Маха;
- двигатель с тягой в 270 килограмм;

Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.

Состав комплекса:
- 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
- 16 крылатых ракет BGM-109G;
- две машины управления.

Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.

Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
- малая ЭПР;
- дальность до 2.5 тысяч километров;
- средняя высота полета 30-40 метров;
- мощность боеголовки до 150 килотонн.

Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.

Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.

Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.

Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.

Источники информации:
http://military.tomsk.ru/blog/index-762.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-601.html
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/42/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html
http://en.wikipedia.org/wiki/BGM-109G_Ground_Launched_Cruise_Missile
http://www.youtube.com/watch?v=2YQGiNC9abw

Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).

В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».

Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».

Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.

Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.

Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.

Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.

Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.

Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.

В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.

Министерства обороны России на утилизацию на Северном флоте 60 стратегических крылатых ракет 3М10 ракетного комплекса 3К10 "Гранат" (в тендерной документации они почему-то - видимо из каких-то "конспиративных" соображений - названы "противокорабельными ракетами").

Напомним, что ракетный комплекс морского базирования 3К10 (С-10) "Гранат" с крылатой ракетой стратегического назначения 3М10 (КС-122), предназначенный для использования из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами, был разработан Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» и принят на вооружение ВМФ СССР 31 декабря 1983 года (фактическое поступление серийных ракет на флот, по известным данным, началось лишь в 1987 году) . Ракета 3М10 имела ядерную боевую часть и фактически являлась аналогом американской корабельной стратегической крылатой ракеты BGM-109A Tomahawk TLAM-N. Согласно неформальным "политически обязывающим" советско-американским договоренностям осени 1991 года, все стратегические крылатые ракеты с ядерными боевыми частями к середине 1990-х годов были сняты с кораблей обеих сторон и заскладированы. Считается, что все американские КР TLAM-N с конца 1990-х годов были переделаны в неядерные варианты.

Крылатая ракета РК-55 (3М10) советского стратегического наземного подвижного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" перед уничтожением в ходе реализации Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Елгава (Латвия), октябрь 1988 года. Ракеты 3М10 наземного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" были практически идентичны ракетам корабельного комплекса 3К10 "Гранат" (с) СеРЖ/offtop.ru / militaryrussia.ru

Оригинал взят у коллеги twower в Утилизация противокорабельных ракет

Минобороны продолжает начатую ранее утилизацию старых противокорабельных ракет ЗМ-10, используемых в 80-е годы на советских подводных лодках.

Основная цель - утилизация в полном объёме ракетного оружия, его составных частей и элементов ВВТ, (далее РАВ), высвобожденных ранее (снятого с вооружения, выработавшего ресурсные показатели, имеющего истекшие сроки службы, негодного по техническому состоянию, морально устаревшего, не имеющего дальнейшего предназначения для обороны государства).

Утилизация РАВ выполняется в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2016 годы и на период до 2020 года».

Для утилизации изделий номенклатуры РАВ, содержащих взрывчатые вещества, могут использоваться основные методы:

Предварительной разборки (с отделением взрывоопасных элементов от компонентов);

Уничтожение средств взрывания и воспламенения, пиротехнических средств методом выжигания в бронепечах;
-выжигания крупных зарядов взрывчатых веществ.

Для утилизации аппаратуры и блоков, содержащих сведения, составляющих государственную тайну (ТМ аппаратура 3П-11.0300-01, АБ-51-1, А065МА) провести разрыв межблочных связей и демилитаризацию методом дробления на мелкие фрагменты.

От советского ВМФ в наследство российскому достались избыточные возможности по борьбе с надводными целями. Но противоавианосные функции сегодня не так актуальны, как в 70–80-е годы. Способности же поражения наземных объектов, особенно укрепленных, у флота ограниченны. Если прибрежные радиоконтрастные цели еще доступны для тяжелых российских ПКР, то в глубине территории вероятного противника они достижимы только для баллистических ракет подводных лодок, что исключает участие флота в локальном конфликте.

Мероприятия по созданию нового поколения стратегических крылатых ракет (КР) в США стартовали в начале 70-х. 17 декабря 1971 года была запущена программа, получившая название SLCM (Sea-Launched Cruise Missile – «Крылатая ракета морского базирования»), а в марте 1983-го представитель ВМС США объявил о том, что после трехлетних интенсивных летных испытаний ракета BGM-109A достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение.

Х-55СМ – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования

Главный конструктор ракеты Роберт Олдридж, ведущий инженер General Dynamics, так описывал свое изделие в журнале «Нейшн» в статье «Пентагон на тропе войны» (27 марта 1982 года):

«Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте двадцать тысяч футов. Для ракеты это считается невысокой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и, следовательно, увеличивает радиус действия.

Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM (Terrain Contour Matching, то есть отслеживание рельефа местности). Он позволяет следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой, можно сказать, убийственной точностью, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например межконтинентальные баллистические ракеты.

Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, «Томагавк» на экране будет похож на чайку. В пределах 500 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска ».

С небольшим отставанием от американцев

Развертывание «Томагавков» в период с 1982 по 1991 год шло по определенному плану. Из заказанных Пентагоном почти четырех тысяч ракет на борту кораблей ВМС США размещено около двух тысяч единиц, 385 из них – ядерные (TLAM-N), 179 – на надводных кораблях, 206 – на подводных лодках. Ежегодно оснащалось новым оружием пять надводных и десять подводных кораблей.

К концу 1990-го «Томагавками» вооружили 27 надводных кораблей и 37 подводных лодок . Данные ракеты входили в боекомплект только атомных подводных лодок (ПЛАТ) типа «Лос-Анджелес». Лодки SSN 703 «Бостон», SSN 704 «Балтимор», SSN 705 «Сити оф Корпус-Кристи», SSN 706 «Альбукерк», SSN 707 «Портсмут», SSN 708 «Минеаполис-Сент-Пол», SSN 709 «Хайман Риковер», SSN 710 «Аугуста» получили по четыре «Томагавка» TLAM-N и столько же противокорабельных TLAM-B, остальные – по шесть TLAM-N и по два TLAM-B либо по шесть и шесть для лодок начиная с SSN 719 «Провиденс», оснащенных установкой вертикального пуска Mk 45. Таков был состав ракетного вооружения ПЛАТ типа «Лос-Анджелес» до начала 90-х годов.

Состав ракетного вооружения надводных кораблей оказался иным: для линкоров типа «Айова» – восемь TLAM-N и 24 конвенциональных TLAM-C, крейсеров типа «Тикондерога» – шесть TLAM-N и 20 TLAM-C.

В советском флоте вооружение аналогами ядерных «Томагавков» – ракетами 3К10 «Гранат» атомных подводных лодок третьего и четвертого поколений началось с небольшим (в полтора-два года) отставанием от американцев. Надводные корабли комплекс «Гранат» не получили.

Технический проект по переоборудованию атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 667А в атомную подводную лодку с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 667АТ («Груша») создавался центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами РК-55 комплекса «Гранат».

КР запускалась из торпедных аппаратов (ТА), в которых она находится со сложенными консолями крыльев, состыкованным стартовым ускорителем и герметизированным маршевым двигателем. Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и начинает работать маршевый турбореактивный двигатель (ТРД), а стартовый ускоритель отделяется.

Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛАТ второго и третьего поколений, а также модернизированные ПЛАРБ проекта 667А, выведенные из состава морских стратегических ядерных сил в соответствии с Договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных шахт для баллистических ракет вставили блок из двух отсеков. В первом (кормовом) находились восемь вертикальных 533-мм ТА (по четыре на борт, расположены под углом 15 градусов к диаметральной плоскости корабля). Во втором – контейнер со стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (общий боекомплект – 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрой перезарядки ТА.

До конца 1990 года ракетами успели оснастить восемь ПЛАТ проекта 671РТМК (Victor 3) – К-254, К-292, К-298, К-358, К-244, К-292, К-388, К-264, две лодки четвертого поколения проекта 971 (Akula) – К-284, К-263 (по четыре ракеты на лодку) и две ПЛАРК проекта 667АТ – К-253, К-423.

Осенью 1991-го Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев заключили соглашение о демонтаже ТЯО. 27 сентября того же года Буш объявил, что США вывозят свое наземное тактическое оружие, включая ракеты с дальностью пуска до 300 миль (500 км), с территории третьих государств, а также ТЯО, размещенное на кораблях ВМС США, и демонтируют его.

В общей сложности с территории третьих стран вывезли чуть больше двух тысяч нестратегических ядерных зарядных устройств – 850 боеголовок W-70 тактических ракет «Лэнс» и 1300 артиллерийских снарядов калибра 155 мм W-48 и 203 мм W-33. С кораблей ВМС сняты все тактические ядерные заряды и их ракетные носители – ядерные «Томагавки» (TLAM-N по американской классификации относятся к тактическому оружию), противолодочные ракеты SUBROC и ASROC – всего около 500 боеголовок. Опустошены также ядерные погреба авианосцев почти на 900 авиабомб B57.

5 октября 1991 года президент СССР Горбачев сделал ответный шаг, избавившись от 15 тысяч советских тактических ядерных зарядов и их носителей, в том числе примерно от 100 ракет РК-55 советского ВМФ . Именно с этого момента начинается самое интересное. Дело в том, что в советском арсенале РК-55 или ее авиационный вариант Х-55 (речь идет фактически об одном и том же изделии) являлась единственной стратегической КР, поэтому ее конвенциональный (неядерный) вариант изначально, в стадии проектирования даже не планировался.

На вооружении советских ВВС, авиации дальнего действия, ВМФ и даже Сухопутных войск состояло более двадцати типов КР. Все они не были стратегическими по сути, поскольку обладали максимальной дальностью пуска до 600 км, даже те из них, что имели стратегические носители.

В 1979 году по инициативе советской стороны в Договор ОСВ-2 был включен пункт, который как бы устанавливал предел – границу между стратегической и нестратегической КР. Формально к стратегическим относилась только РК-55, никому и в голову не пришло создавать конвенциональный вариант РК-55 . Боевых задач для таких ракет в то время просто не существовало.

В американской армии, точнее, только в ВМС состояла на вооружении лишь ПКР малой дальности «Гарпун», да и та разрабатывалась в то же самое время, что и «Томагавк». В результате советский ВМФ остался безоружным, а американские морские силы получили неограниченные возможности развивать свои конвенциональные (стратегические по сути) ракетные вооружения.

Четвертое поколение «Томагавков»

Сегодня на вооружении американского флота состоят КР «Томагавк» четвертого поколения. Новейшая модификация RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический «Томагавк») предлагалась флоту в 1998 году фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения.

Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет значительно, почти втрое дешевле (569 тысяч долларов) в производстве, чем прежняя модель TLAM-C/D Block 3 (около полутора миллионов долларов). Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. С четырех до трех сокращено количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостатком нового изделия оказалась невозможность стрельбы через торпедный аппарат.

Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракету можно повторно запрограммировать в полете через спутниковую (ультравысокочастотную) связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. У ракеты существует техническая возможность барражировать в районе предполагаемой цели в течение трех с половиной часов на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же ее можно использовать в качестве беспилотного летательного аппарата для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 1999 по 2015 год составил более трех тысяч единиц.

В арсенале современных американских ВМС находятся без малого 3500 «Томагавков» . В основном это ракеты RGM/UGM-109E Block 4. На базе ВМС в Бангоре до конца 2012 года хранилось еще около 100 BGM-109A и боеголовок W80 Mod 0 к ним. Боеголовки переведены из активного резерва в пассивный и начат процесс разборки. Ракеты конвертированы в вариант RGM/UGM-109C/D серии Block 3. После этого общее количество ракет устаревшей серии Block 3 в арсенале достигло тысячи. За прошедшие четверть века в ходе локальных конфликтов, которые американцы вели чуть ли не по всему миру, израсходовано две тысячи ракет. Еще около 500 единиц переведено на тестовые пуски.

Расчетная максимальная дальность полета КР отличается от операционной. Фактически в боевых условиях полет КР проходит по сложному маршруту, часть которого идет на малой высоте с большим (в 2–2,5 раза) расходом горючего. Это предполагает, что оценка максимальной дальности КР «Томагавк» в 3400 км соответствует прямолинейному полету КР на большой высоте. В реальности эту величину надо уменьшить примерно на 26 %. Операционная дальность полета КР сильно зависит от его профиля.

Так, операционная дальность 2500 км для ядерного «Томагавка» не означает, что он неспособен поразить цели на расстояниях 3000 или 3200 км (хотя для РК-55 3000 км являются фактически предельной дальностью). Но в сложных операционных условиях, таких как плотное насыщение района цели средствами ПВО, и 2500 километров могут оказаться недостижимыми.

Между тем советские КР 3М-10 даже при несколько меньшей дальности обеспечивали полное покрытие основных целей на территории США, которое можно обеспечить запусками крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с операционной дальностью до 2500 километров.

Сделать ставку на КР Х-101/102

Западные эксперты часто говорят о том, что США более уязвимы к КРМБ, нежели Россия, поскольку большая часть американских крупных мегаполисов находится вблизи побережья Тихого океана и Атлантики. Но огромная часть России также уязвима с учетом дальности современных американских КР.

Используя приведенные в таблице № 2 изменения дальности в зависимости от высоты полета и скорости, можно определить оптимальную скорость (ОС) ракеты как функцию высоты и веса ракетного топлива. ОС дозвуковой КР «Томагавк» при полете над уровнем моря изменяется между М=0,45 и М=0,61. Постоянная скорость М=0,55 приведет к большей дальности полета. Однако при высоте полета 6,1 километра М=0,75 даст максимальную дальность, поскольку для основной части полета ОС будет превышать М=0,7.

Можно сделать вывод, что именно так, как описывал в своей статье главный конструктор «Томагавка», выглядят оптимальный профиль полета и аэродинамические параметры полета КР к цели. Сегодня уже это классика.

Уже в процессе разработки ракет РК-55/Х-55 стало ясно, что оба двигателя – и Р-95-300, и ТРДД-50 обладают избыточной тягой для выбранной размерности, ограниченной стандартным советским 21-дюймовым торпедным аппаратом 533х8200 мм. Вывод напрашивался сам собой: под эти двигатели необходимо сделать ракету больших размеров.

Ту-95МС могут нести до 8 КР Х-101 на внешней подвеске

20 марта 2012 года министр обороны России Анатолий Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности Х-101/102.

На взгляд автора, дубненское машиностроительное КБ «Радуга» сделало очень удачную ракету, и этой программе нужно придать приоритетное значение. КР Х-101 способна поражать цели на расстоянии до 5 тысяч километров с круговым вероятным отклонением всего 5-6 метров. Именно на эту КР, а не малоразмерную 3М-14 необходимо сделать ставку в перевооружении ВМФ, причем как для ПЛ, так и для надводных кораблей. Следует разработать морской вариант Х-101, переупаковав ракету в цилиндрический корпус под 26-дюймовый торпедный аппарат, и оснастить стартовым твердотопливным ускорителем.

Помимо ТА ПЛАТ ракета свободно, без переделки корабельной пусковой архитектуры «ляжет» в любую пусковую установку советских крупногабаритных ПКР – СМ-225А комплекса «Гранат», ПЛАРК проекта 949А, СМ-233А на ракетных крейсерах проекта 1144, ПУ СМ-248 комплекса «Вулкан» ракетных крейсеров проекта 1164. С учетом низкой стоимости самих ракет довести общий арсенал до двух тысяч единиц в течение двух-трех лет вполне реально.

С-10 «Гранат» — ракетный комплекс морского и наземного базирования с дозвуковой малогабаритной крылатой ракетой большой дальности.

В начале 70-х достигнутый прогресс в создании малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей позволил начать работы над относительно небольшими крылатыми ракетами большой дальности. В США начались работы над целым рядом ракет, в том числе унифицированным семейством крылатых ракет SLCM/GLCM наземного и морского базирования (причем морские могли запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок), в дальнейшем, после принятия на вооружение, ставшие известными как «Томагавки».

В СССР прорабатывались схожие решения. С 1975 года в КБ «Новатор» официально начались работы над морским комплексом для использования на подводных лодках. Крылатая ракета получила внутренний индекс КБ КС-122 . Первый пуск с наземных испытательных пусковых установок полноценной ракеты состоялся в 1981-м. В 1983-м ракета прошла государственные испытания и была принята на вооружение как часть арсенала атомных подводных лодок проектов 667АТ «Груша»; 671РТМ (К) «Щука»; « » .

Сигароподобные ракеты не обладали высокой скоростью полета, но подкупали очень интересным соотношением дальности (2000−3000 км) и возможности размещать их на ранее неиспользовавшихся для стратегического вооружения носителях. Преодоление ПВО обеспечивалось благодаря пониженной радиозаметности и полету на малых и сверхмалых высотах в режиме радиомолчания. Как и «Томагавки», «Гранаты» изначально проектировались для запуска непосредственно из 533 мм торпедных аппаратов. С поступлением на вооружение «Гранатов» количество в советском флоте подводных лодок, способных наносить практические стратегические ядерные удары, в масштабах гипотетического европейского театра военных действий, увеличилось в разы.

В дополнение к крылатым ракетам для подлодок в 1983 году КБ «Новатор» было дано задание в кратчайшие сроки разработать грунтовый подвижный ракетный комплекс с ракетами КС-122 . Комплекс получил название РК-55 «Рельеф». Во многом он создавался как симметричная мера в ответ на BGM-109G «Грифон» — сухопутную версию «Томагавка». Государственные испытания РК-55 «Рельеф» прошел в 1985−86 годах, в 1986-м комплекс был принят на вооружение. Однако успели выпустить только небольшую опытную партию — в 1987 году был подписано американо-советское соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1988 году все выпущенные РК-55 «Рельеф» (как и BGM-109G) были уничтожены.

В отличие от грунтовых комплексов с баллистическими ракетами комплексы с крылатыми ракетами несли сразу несколько ракет: американский «Грифон» нес четыре «Томагавка», а «Рельеф» — сразу шесть КС-122 . В сочетании с малой заметностью пуска и более высокой эффективностью ракет над сушей, где они могли укрываться в складках местности, это позволяло использовать их для нанесения ударов по важным целям в Европе после обмена ударами баллистических ракет.

Комплекс РК-55 «Рельеф». Фото: militaryrussia.ru

В данный момент комплекс С-10 «Гранат», вероятно, все еще состоит на вооружении ВМФ России, однако в соответствии с международными соглашениями, ракеты в боевом оснащении находятся на хранении на базах. Заменяется перспективным семейством крылатых ракет «Калибр».

Технические решения, отработанные на РК-55 «Рельеф», судя по всему, использовались при создании новейшего грунтового комплекса с крылатыми ракетами « » .

Основные характеристики:

  • Дальность стрельбы — 2500−3000 км (по различным данным),
  • Стартовая масса — около 1700 кг,
  • Габариты, м:
    — длина 8,09 (со стартовым ускорителем),
    — диаметр 0,51,
    — размах крыла 3,3,
  • Скорость полета ракеты — 720 км/ч.,
  • Боевая часть — ядерная, эквивалентная мощность — 200 кТ.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!