Это жизнь - портал для женщин

Восстановление утерянных документов. Партнер оформление дубликатов утраченных документов Юридические услуги Правовое сопровождение, юридические услуги, консалтинг. Правовое сопровождение, юридические услуги, консалтинг

  • Темы:
  • Договорная работа
  • Заключение договора

Вопрос

Какими нормативными документами регламентируется порядок выдачи дубликата договора.? Поскольку ГОСТ Р 51141-98 утратил силу. Более интересует правило оформления подписей и печатей организации на дубликате. Я ранее находила, что в местах, где были "живые" печать и подпись (настоящих печатей и подписей нет) , они заменяются на слова ПЕЧАТЬ, ПОДПИСЬ. Далее: Настоящий дубликат взамен утраченного экземпляра выдан когда и кем и заверяется организацией выдавшей дубликат. Однако не могу найти нормативный документ полностью регламентирующий данную процедуру. Ситуация осложнятся тем, что ген. директор одной из сторон договора сменился.

Ответ

Установленный порядок оформления дубликата договора в настоящее время отсутствует (в отличие, например, от установленного порядка выдачи дубликата утраченной трудовой книжки — утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). С 01.03.2014 г. отменен ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», а национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» утвержден только для добровольного применения (см. Приказ Минпромторга России от 17.10.2013 № 1185-СТ). Ведомственными нормами (например, Приказ Росархива от 23.12.2009 № 76 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» или Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти») вопрос оформления дубликатов документов также не урегулирован.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПРИКАЗ МИНПРОМТОРГА РОССИИ ОТ 17.10.2013 № 1185-СТ «Об утверждении национального стандарта »

«В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ „О техническом регулировании“ приказываю:

1. Утвердить для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 „СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения“ с датой введения в действие 1 марта 2014 г. взамен ГОСТ Р 51141-98 „Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения“.

Основанием для выдачи дубликата документа являются его потеря или повреждение. Дубликатом документа становится новый экземпляр юридического акта. Как осуществляется процедура выдачи дубликата, как он оформляется и что нужно для получения дубликатных учредительных документов фирмы, читайте в материалах данной статьи.

Из статьи вы узнаете:

Создание дубликата документа

Для начала нужно определиться с терминами. Существуют понятия "оригинал", "дубликат" и "копия". Что общего в их определении и в чем принципиальная разница?

Общим компонентом значения всех трех слов является содержание документа. Оно общее у всех. Содержание оригинала полностью повторяется в дубликате и копии.

Национальный стандарт ГОСТ определят подлинник или оригинал как единственный или первый экземпляр документа.

Повторный экземпляр оригинала является дубликатом . Он имеет другие реквизиты, но обладает совершенно такой же юридической силой, что и оригинал. Обратите внимание, что – в отличие от копии – дубликат может быть только один и выдается он взамен оригинала.

Другими словами, пока существует оригинал, необходимости в дубликатной бумаге нет, как только оригинал утрачивается, она его заменяет.

Копия же – это просто новый экземпляр подлинника, точно воспроизводящий все его содержание. Копия может быть бумажной или электронной, простой или заверенной. Копия обладает равной с оригиналом юридической силой только в весьма ограниченных случаях. Например, таковой обладает нотариально заверенная копия договора.

Количество копий может быть любым и определяется потребностями и нуждами обладателя оригинала. Законодательство никак не регламентирует этот вопрос.

Как уже было сказано выше, основное назначение дубликатной бумаги – замена оригинала. Очевидно, что ее содержание должно быть полностью идентично содержанию исходного документа. Единственное отличие – реквизиты. Именно реквизиты позволяют отличить дубликатный документ от оригинального.

Характер точных реквизитов, а также порядок выдачи дубликата определяется конкретным государственным органом, осуществляющим данную процедуру, а также ситуацией, ставшей причиной выдачи дубликатных бумаг.

Оформление дубликата документа

  1. Формально дублирующий документ должен полностью повторять исходный. Это означает, например, что если подлинник был создан на основе бланка, то и дубликат должен быть создан сходным образом. В отличие от этого, копия может быть сделана на обычной бумаге.
  2. На дубликатной бумаге ставится штамп или делается надпись "Дубликат", в свою очередь, на подлиннике делается запись о том, что выдан дублирующий документ. Конечно, это делается в том случае, если оригинал имеется в наличии. Эта запись препятствует дальнейшему использованию оригинала, т.е. лишает его юридической силы.
  3. На дублирующей бумаге должен прописывается его порядковый номер.
  4. На нем же ставятся подписи и печати, необходимые по закону.

Дубликаты учредительных документов

Отдельного рассмотрения требует ситуация, когда возникает необходимость восстановить все учредительные документы. Это может быть связано с утратой или уничтожением деловых бумаг либо по причине халатности, либо по причине несчастного случая или воровства. Функционирование организации без документов невозможно, поэтому в любом случае их необходимо восстанавливать.

В общем виде процедура восстановления учредительных деловых бумаг состоит из нескольких этапов:

Уплата госпошлины;

Составление заявления о выдаче дублирующих документов. В нем необходимо указать требуемые Межрайонной ИФНС или территориальной инспекцией данные;

Подача готового заявления и оплаченной квитанции в налоговый орган;

Получение готовых бумаг.

Получение дубликата ИНН

Данную бумагу необходимо получать в налоговом органе, в котором зарегистрирован юридический адрес компании. Порядок представления заявления и требования к их оформлению в каждой налоговой организации свои. В некоторых заявление подает генеральный директор или главный бухгалтер, а в других - это сделать может любое физическое лицо, имеющее соответствующую нотариально заверенную доверенность. Тот же порядок распространяется и на процедуру получения готовых бумаг.

Что вам потребуется в налоговой инспекции? Вам нужно подготовить следующий пакет:

  1. Заявление. В нем нужно указать причину утраты прежнего свидетельства, а также номера ИНН и ОГРН вашей организации.
  2. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  3. Если ИФНС осуществляет прием заявления по доверенности, то нужно подготовить и ее.

Обычно в качестве причины утраты прежнего свидетельства налоговый орган устраивает простая формулировка "в связи с утратой". Размер государственной пошлины в 2017 году составляет 300 руб. (600 руб. – в случае срочного оформления). Разумеется, что оплата производится по реквизитам, которые вы узнаете в налоговом органе.

Читайте также:

Получение копии устава

Следующий этап восстановления учредительной документации – получение копии устава организации. Эта процедура также осуществляется в территориальной ИФНС. Порядок действий аналогичен получению ИНН: подача заявления и квитанции об оплате государственной пошлины. Восстановление устава обойдется в 2017 году в 200 руб. при обычном порядке и в 400 – при срочном. Опять же в квитанции указываются реквизиты вашей ИФНС. Узнать адреса и реквизиты налоговых органов можно на сайте www.nalog.ru.

Получение дубликата ОГРН

Органом, который осуществляет выдачу дубликатных ОГРН, является та же налоговая, которая выдавала и оригинал. Заявление на его выдачу должен лично подать генеральный директор компании. Если такой возможности нет, то осуществить подачу заявления можно по доверенности, заверенной печатью и подписью директора. У этого способа есть один существенный недостаток – заявление будет принято, как почтовое отправление. Почему это недостаток? Дело в том, что в таком случае дубликатное свидетельство ОГРН также будет выслано почтой на юридический адрес вашей компании. На практике, ожидание почтового отправления может растянуться на месяц.

Документы , которые потребуются для восстановления свидетельства, следующие:

Заявление, составленное от имени генерального директора. В тексте необходимо указать номер прежнего ОГРН, дату, когда была сделана запись в ЕГРЮЛ, а также причину утраты свидетельства.

Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины;

Если директор не может сам прийти в налоговый орган, то понадобится доверенность.

В течение пяти рабочих дней дубликатное свидетельство ОГРН будет готово. Размер государственной пошлины может быть разным. Он зависит о того, когда был зарегистрирована ваша компания. Если до 01.07.2002 г., то пошлина составит 200 руб., если после, то ее размер будет составлять 20% от той, суммы, которую вы платили в момент регистрации своей фирмы. Например, если вы платили 4000 рублей, то пошлина будет равняться 800 рублям. Разумеется, что оплата также производится по реквизитам, которые вы узнаете в налоговом органе.

В настоящее время во многих налоговых организациях установлен платежный терминал. Это не только сэкономит ваше время, но избавит вас от необходимости узнавать реквизиты ИФНС – они будут проставлены автоматически.

Получение дубликата свидетельства о внесении изменений ГРН

Наконец, последний этап процедуры восстановления учредительной документации – получение дубликатного свидетельства о внесении изменений ГРН. В общем виде данный этап аналогичен описанным выше. Выдачу этих документов осуществляет также налоговый орган.

От руководителя организации потребуется еще одно заявление. Вы также можете сделать это по доверенности, но в этом случае бумаги будут высланы вам на юридический адрес.

Нужно ли вообще получать свидетельства ГРН? Да, эту процедуру придется повторить, поскольку банки часто требуют предоставления данных бумаг. Причем вам придется платить госпошлину за каждое свидетельство. Ее размер составляет в 2017 году 300 рублей, платеж нужно произвести на реквизиты ИФНС, к которому прикреплена ваша компания. В течение пяти рабочих дней дубликатные свидетельства будут готовы.

Процедура выдачи дубликатных учредительных документов, к сожалению, не регламентирована на уровне законодательства. Многие компании по этой причине сталкиваются с рядом трудностей в процессе восстановления учредительных деловых бумаг.

Проблема состоит в том, что нельзя подать одно общее заявление на восстановление всего пакета документации. Приходится подавать заявления на каждую бумагу отдельно, о чем и было рассказано выше.

(Документ)

  • Непогода А.В. Семченко П.А. Делопроизводство компании (приложения) (Документ)
  • Румынина В.В. Основы права (Документ)
  • Баженова Е.Г.(состав.) Делопроизводство: Методические указания к выполнению практических работ (Документ)
  • Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления (Документ)
  • Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание (Документ)
  • Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов (Документ)
  • Кирсанова М.В. Современное делопроизводство (Документ)
  • Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности (Документ)
  • n1.doc

    ГЛАВА 5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ

    В деятельности любой организации часто возникает необходимость изготовления копий документов как собственных, так и полученных из других организаций.

    Как правило, при создании собственных документов подписывается один экземпляр документа, который является подлинником. Исключение составляют некоторые виды документов (например, акты, договоры, которые создаются в нескольких экземплярах, каждый из которых имеет силу подлинника).

    Подлинник официального документа - это «первый или единичный экземпляр официального документа» 24 .

    В единичном экземпляре изготавливаются такие документы, как паспорт, свидетельство о рождении, аттестат или диплом об окончании учебного заведения и др.

    Подлинники большинства документов (например, распорядительных и организационных), созданных организацией, подшиваются в дела сразу после их издания, а для ознакомления и работы с ними изготавливаются копии.

    Подлинники отдельных видов из группы справочно-информационных (письма, справки, отзывы, заключения) направляются адресату, а в делах организации остаются копии.

    Копия документа - это «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы» 25 . Под внешними признаками понимают носитель информации, физическое состояние документов, размер документа, элементы делопроизводственного или художественного оформления.

    Для того чтобы копия приобрела юридическую силу, необходимо ее заверить. Заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97 проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под установленным порядком подразумеваются четко определенные действующими нормативными правовыми актами правила о том, кто и какие виды копий официальных документов имеет право заверять.

    Так, например, свидетельствовать верность копии официального документа, изложенного на иностранном языке, должен нотариус.

    Для организаций, изготавливающих копии официальных документов для собственного использования или выдачи их на руки граждан, установлены стандартные правила:

    1. Организации имеют право изготавливать для выдачи на руки граждан для защиты их интересов и прав копии только тех документов, авторами которых является сама организация.

    2. Копии официальных документов организации, в том числе копии архивных документов, выдаются на руки гражданам только с разрешения руководителя организации или руководителя службы делопроизводства.

    3. Организация может изготавливать копии официальных документов других организаций и заверять их в установленном порядке, если эти документы необходимы для внутреннего использования в организации. Например, при приеме на работу организация может изготовить и заверить копию диплома работника, которая затем будет подшита в его личное дело.

    4. Запрещено изготавливать копии следующих документов: паспорта, военного билета, служебных удостоверений; документов, на которых стоит отметка, что их копировать нельзя; документов, имеющих неясный текст, подчистки и неоговоренные исправления.

    В зависимости от способа изготовления копии бывают факсимильные и свободные.

    Факсимильная копия точно воспроизводит все внешние признаки, художественные особенности оформления реквизитов, их расположение. Факсимильные копии можно изготовить с помощью средств оргтехники, типографским способом.

    Свободная копия документа может быть изготовлена рукописным или машинописным способом. Она полностью может воспроизводить информацию официального документа, но не абсолютно точно воспроизводить внешние признаки (шрифт, например).

    Копию, изготовляемую в организации, заверяют путем проставления на ней реквизита 25 «Отметка о заверении копий» по полной или краткой форме.

    Копии бывают следующих видов:

    Полная копия;

    Выписка;

    Полная копия официального документа, выдаваемого на руки, должна быть заверена отметкой о заверении копии по полной форме с проставлением гербовой печати организации.

    Если официальный документ должен доводиться до сведения и исполнения значительного числа организаций или исполнителей, его копия изготавливается с помощью средств оргтехники в нужном числе. В этом случае копирование осуществляется не с подлинника (подпись руководителя не разрешается копировать таким образом), а со специально подготовленного для размножения повторного экземпляра документа, на котором в реквизите «Подпись» отсутствует личная подпись руководителя. Ниже указанного реквизита проставляется отметка о заверении копии по полной форме с проставлением канцелярской печати (гербовую печать организации также нельзя копировать таким образом), например:

    Начальник канцелярии Н.М.Сергеева

    15.10.2000
    Выписка из официального документа, например, из приказа, протокола, изготавливается в том случае, если нет необходимости изготавливать полную копию. Выписка оформляется следующим образом:

    В наименовании вида документа указывается: «выписка из приказа», «выписка из протокола»;

    Воспроизводится полностью вводная часть (если она есть) официального документа;

    Из основной части текста документа выписывается тот пункт, информация которого необходима;

    Воспроизводится реквизит «Подпись» (без личной подписи);

    Проставляется отметка о заверении копии по полной форме с проставлением печати.

    Образец оформления выписки из документа (приказа) приведен в прил. 33.

    Отпуск - это копия исходящего документа, которая подшивается в дело организации, а подлинник документа, например служебного письма, направляется адресату. На втором экземпляре документа проставляется в установленном месте отметка о заверении копии по краткой форме, т. е. без указания должности лица, ее заверившего, и расшифровки подписи. Если отпуск оформлен не на бланке организации, то на него должны быть перенесены дата, регистрационный номер и ссылка на индекс и дату с первого экземпляра.

    От копии документа следует отличать дубликат, который представляет собой повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу. Дубликат изготавливается в случае утери подлинника (например, свидетельства о рождении, аттестата или диплома и др.) на таком же бланке, что и подлинник. На дубликате имеются подлинные печать и подпись должностных лиц, имеющих право подписи на этих документах на момент оформления дубликата. На дубликате проставляется в правом верхнем углу отметка в виде слова «дубликат».

    Контрольные вопросы

    1. Что такое подлинник документа?

    2. Что представляет собой копия документа?

    3. Когда копия документа приобретает юридическую силу?

    4. Каковы правила выдачи копий в организациях?

    5. Чем факсимильная копия отличается от свободной?

    6. Что представляет собой отметка о заверении копии и где она помещается на документе?

    7. Какие бывают виды копии?

    8. Как оформляется полная копия официального документа?

    9. В чем особенность оформления выписки?

    10. Что представляет собой отпуск документа и как он заверяется?

    ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ

    ГЛАВА 6. СЛУЖБА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА

    Документационное обеспечение управленческой деятельности организации - важнейшая обслуживающая функция управления, от рациональной организации которой зависят скорость и качество принятия управленческих решений, эффективность работы организации в целом.

    Рациональная организация документационного обеспечения управления возлагается в организации на самостоятельную, организационно-обособленную службу, подчиненную руководителю организации, - службу документационного обеспечения управления (служба ДОУ, служба делопроизводства). В небольших организациях, где объем обрабатываемых документов невелик и создание такой службы нецелесообразно, всю работу по документационному обеспечению управления выполняет секретарь руководителя или специально выделенный для проведения этой работы сотрудник.

    Служба ДОУ в зависимости от принадлежности к определенной группе организации может называться по-разному: управление делами (управление делопроизводства или информационно-документационного обеспечения), канцелярия, общий отдел.

    Управление делами, как правило, создается в министерствах и ведомствах и имеет в своем составе следующие структурные подразделения:

    Секретариат, в состав которого входят: приемная, секретариат руководителя и секретариаты заместителей руководителя, секретариат коллегии, протокольное бюро;

    Инспекция при руководителе;

    Канцелярия, в состав которой могут входить: бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, контроля, экспедиция, бюро печати и размножения документов;

    Отдел писем (жалоб);

    Отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств;

    Центральный архив.

    Канцелярия создается на государственных предприятиях, в учебных заведениях, в научно-исследовательских, проектных и конструкторских организациях. В ее состав, как правило, могут входить: подразделение по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб) граждан, секретариат, экспедиция, бюро печати и размножения документов, архив.

    Общий отдел создается в органах власти и общественных организациях. Обычно в его состав входят те же подразделения, но к ним добавляется еще протокольная группа.

    Состав конкретной службы ДОУ, число подразделений, в нее входящих, зависят прежде всего от количества обрабатываемых документов и информации, масштабов и характера деятельности организации, от выбранной организационной формы делопроизводства.

    Работа службы ДОУ регламентируется следующими документами:

    Положением о службе ДОУ;

    Инструкцией по делопроизводству;

    Должностными инструкциями работников ДОУ.

    Положение о службе ДОУ - это правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы данной службы.

    Положение о конкретной службе ДОУ разрабатывается на основе примерных положений, приведенных в ГСДОУ и в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ. Данные примерные положения разработаны применительно к организациям, в которых есть такая служба ДОУ как управление делами, и содержат максимум формулировок, которые можно использовать при составлении положения о любой другой службе ДОУ - канцелярии, общем отделе и др.

    Положение, как известно, имеет унифицированную структуру текста и включает в себя следующие разделы:

    1. Общие положения.

    2. Цели и задачи.

    3. Функции.

    4. Права и обязанности.

    5. Руководство.

    6. Взаимоотношения.

    7. Организация работы.

    В разделе «Общие положения» определяются место и роль службы ДОУ, ее структура, подчиненность, перечень документов, которыми регламентируется ее деятельность, а также имеются указания на то, кто имеет право возглавить службу ДОУ и какую печать имеет эта служба.

    В разделе «Цели и задачи» приводится перечень основных целей и задач. Как правило, основными целями службы ДОУ являются организация, руководство, координация и реализация работ по документационному обеспечению управления на современном уровне. Эта служба решает задачи организации единой системы делопроизводства, единого порядка документирования, разработки и внедрения нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в организации.

    Из поставленных целей и задач формулируется набор функций, перечисление которых приводится в следующем разделе «Функции». Функции службы ДОУ можно разделить на три группы:

    документирование управленческой деятельности (разработка и ведение табеля форм документов и альбома унифицированных форм документов; разработка и тиражирование бланков документов, их выдача и учет, оформление документов, их подготовка по указанию руководства, документирование заседаний, совещаний и др.);

    организация и выполнение работ по обработке документов (прием и первоначальная обработка поступающих документов, регистрация, рассмотрение, доставка документов, контроль за прохождением, исполнением и оформлением документов в организации, информационно-справочное обслуживание, отправка документов, оперативное хранение документов, подготовка дел к сдаче в архив, архивные работы, организация работы с отдельными категориями документов - обращениями граждан, документами с грифом ограничения доступа и др.);

    организационные виды работ (организация совещаний, приема посетителей, телефонных переговоров, методическое руководство постановкой делопроизводства в структурных подразделениях и в подведомственных организациях, разработка новейших технологий организации делопроизводства, повышения квалификации работников службы ДОУ и др.).

    В разделе «Права и обязанности» приводится перечень прав, которые имеет служба ДОУ, необходимых для успешного выполнения ею своих задач и функций. К ним относятся:

    Право иметь доступ к информации (документам и базам данных);

    Право запрашивать сведения, необходимые для работы;

    Право осуществлять контроль за ведением делопроизводства в организации, за выполнением правил оформления документов и Др.

    В этом же разделе указывается и ответственность за невыполнение прав и неиспользование обязанностей. Иногда в данном разделе приводятся обобщенные формулировки типа «служба ДОУ несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих обязанностей и неиспользование прав, представленных ей настоящим положением в соответствии с действующим законодательств ом».

    Иногда в данном разделе конкретно указывается, на основании чего работники службы ДОУ могут быть привлечены к ответственности, например: «за несвоевременную сдачу документов в ведомственный архив или их утерю». Вне зависимости от того, какой вариант был выбран, вид ответственности, а также сроки или формы наказания невозможно перечислить в данном разделе, поэтому формулировка «в соответствии с действующим законодательством» здесь более уместна.

    Раздел «Руководство» в положении о службе ДОУ раскрывает должностные обязанности руководителя службы - управляющего делами, начальника канцелярии, начальника общего отдела, так как должностная инструкция руководителю подразделения (так же как и руководителю организации) не составляется. Фактически этот раздел отражает то, что положено включать в должностную инструкцию: как назначается и увольняется, кому подчиняется, требования к уровню квалификации, его обязанности и права, ответственность.

    Раздел «Взаимоотношения» содержит информацию о том, с какими подразделениями и по каким вопросам служба ДОУ взаимодействует, например «служба ДОУ взаимодействует с юридической службой по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов в организации».

    Раздел «Организация работы» должен содержать информацию об особенностях в работе службы, если они есть, о графике работы, ссылки на действующие документы, в соответствии с которыми организуется работа организации в целом. Для государственных организаций это правила внутреннего распорядка. В этом же разделе должна быть информация о том, как будет происходить реорганизация службы, если в этом возникнет необходимость.

    Таким образом, положение о службе ДОУ, которое четко описывает порядок работы и функции, распределение прав и обязанностей, создает необходимую основу для создания другого организационного документа - инструкции по делопроизводству, где приведена необходимая информация о том, какими способами и методами будут выполняться возложенные на службу ДОУ задачи и функции.

    Инструкция по делопроизводству - основной документ, устанавливающий единый порядок документирования и выбранную технологию работы с документами в организации. Инструкция разрабатывается на основе общегосударственных нормативных документов (ГОСТов, ГСДОУ, существующих типовых и примерных инструкций, если они имеются, и др.). В то же время инструкция по делопроизводству должна отражать все особенности организации делопроизводства в конкретной организации.

    При построении структуры текста инструкции по делопроизводству руководствуются действующими типовыми или примерными, например «Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ» или инструкцией, разработанной для групп однородных организаций, выполняющих аналогичные функции. Из таких инструкций можно позаимствовать не только структуру текста, но некоторые разделы полностью - такие, где речь идет об экспертизе ценности документов, подготовке дел к архивному хранению. Инструкция, как и другие виды организационных документов, всегда начинается с раздела «Общие положения», а затем идут разделы, освещающие все особенности постановки делопроизводства в конкретной организации, степень механизации и автоматизации делопроизводства. Например, Инструкция по работе с документами в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденная распоряжением Председателя Государственной Думы от 22 мая 1995 г. № 676р-1, состоит из следующих разделов:

    1. Общие положения.

    2. Прием, регистрация, доставка документов:

    2.1. Служебные документы;

    2.2. Корреспонденция депутатов.

    3. Работа с обращениями граждан.

    4. Организация работы с документами в структурных подразделениях.

    5. Подготовка и оформление служебных документов:

    5.1. Общие требования; _

    5.2. Распорядительные документы;

    5.3. Документы заседаний и совещаний;

    5.4. Служебные письма;

    5.5. Служебные телеграммы.

    6. Исходящие служебные документы.

    7. Контроль исполнения документов и поручений.

    8. Обеспечение документами депутатов и структурных подразделений Аппарата:

    8.1. Обеспечение документами к заседанию Государственной Думы;

    8.2. Обеспечение документами к заседанию Совета Государственной Думы;

    8.3. Обеспечение типографскими изданиями;

    8.4. Обеспечение нормативными материалами.

    9. Использование бланков, печатей, штампов.

    10. Машинописные работы.

    11. Копировально-множительные работы.

    12. Запись заседаний.

    13. Формирование дел и хранение документов:

    13.1. Составление номенклатуры дел;

    13.2. Формирование дел;

    13.3. Экспертиза ценности документов;

    13.4. Оформление дел;

    13.5. Составление и оформление описей дел;

    13.6. Передача дел на хранение в Архив Государственной Думы.

    14. Справочная работа.

    Приложения.

    В приложениях к инструкции по делопроизводству обычно даются образцы форм (регистрационно-контрольной карточки, номенклатуры дел, обложки дела и др.), образцы оформления документов (как правило, наиболее распространенных в конкретной организации), перечни документов (например документов, не подлежащих регистрации; документов, на которые проставляется гербовая печать), типовые или нормативные документы (положение о ЦЭК организации). Так, в Инструкцию по делопроизводству Государственной Думы РФ включено 48 приложений.

    Инструкция по делопроизводству утверждается приказом руководителя организации, в котором указывается, с какого числа она будет введена в действие, а также перечисляются необходимые подготовительные мероприятия, которые должна провести служба ДОУ. Инструкция по делопроизводству является документом, с которым обязательно должен быть ознакомлен не только сотрудник службы ДОУ, но и каждый сотрудник организации под расписку при приеме на работу. Инструкция должна быть в каждом структурном подразделении организации.

    Должностная инструкция является документом, регламентирующим организационно-правовое положение работника в службе ДОУ.

    Должностная инструкция на руководителей подразделений службы ДОУ не составляется, так как в положениях о подразделениях всегда есть раздел «Руководство». Виды должностных инструкций, структура их текста, порядок их оформления, подписания и утверждения описаны в гл. 4. В заголовке должностной инструкции приводится наименование должности, для которой она разработана, в соответствии с наименованиями должностей, приведенными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих. Любая должностная инструкция работников служб ДОУ составляется на основе квалификационной характеристики, приведенной в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», который утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 21 августа 1998 г.

    В службе ДОУ должностной состав работников, как и в других подразделениях, состоит из руководителей, специалистов и иных служащих (технических исполнителей).

    Основные функции руководителя структурного подразделения любого уровня - планирование и распределение работы, подбор и расстановка кадров, координация деятельности, контроль и оценка работы. Наименование должности формируется из слова «начальник» («заведующий») с добавлением наименования структурного подразделения. К руководителям относятся: управляющий делами, начальник канцелярии, начальник инспекции, начальник отдела (контроля, учета, регистрации), заведующий экспедицией, заведующий архивом и др. Как правило, численный состав руководителей в службе ДОУ не должен превышать 20% общего числа делопроизводственного персонала.

    Основные функции специалистов службы ДОУ связаны с выполнением оперативных, технических и творческих операций по анализу и обобщению информации, разработке нормативно-методических документов по делопроизводству, подготовке по заданию руководства проектов документов, организации бездокументного обслуживания руководства и др. К специалистам в службе ДОУ относятся: архивист, археограф, инспектор, помощник руководителя, документовед, референт, программист, секретарь коллегии, корректор и др. В последнее время появилось даже наименование должности «специалист» и в штатные расписания включаются такие должности, как ведущий специалист, специалист первой (второй) категории. Чаще все-таки в службах ДОУ встречаются наименования должностей с приставкой «старший» - старший инспектор например. Это означает, что данный специалист руководит группой из 3 ...4 человек в своем структурном подразделении. Рекомендуется вводить должность старшего и тогда, когда специалист самостоятельно обеспечивает определенный участок работы, для которого нецелесообразно в структуре службы ДОУ создание отдельного структурного подразделения.

    Основные функции технических исполнителей связаны с выполнением операций, связанных с приемом, передачей, учетом, сбором, доставкой, хранением документной информации, оформлением и размножением документов и др. К техническим исполнителям в службе ДОУ относятся: экспедитор, машинистка, делопроизводитель, секретари, курьеры, операторы ПЭВМ, а также операторы копировально-множительных бюро, которые отнесены согласно принятой в нашей стране классификации к категории рабочих, но не служащих.

    Для обеспечения четкого функционирования службы ДОУ важно правильно определить общую численность ее работников. Согласно рекомендациям НИИ труда, оптимальная численность делопроизводственных работников по отношению к общему числу работающих в данной организации должна составлять: для министерств и ведомств - 12... 15 %, для промышленных предприятий - 0,5%. Можно рассчитать необходимую численность, используя методики расчета численности работников службы ДОУ с учетом данных, характеризующих конкретную организацию. Применяются различные методики, но основополагающими данными, используемыми в любой методике, выступают такие показатели, как объем документооборота и трудоемкость выполняемых делопроизводственных работ. Трудоемкость, в свою очередь, рассчитывается с учетом установленных норм времени на выполнение делопроизводственных работ. В настоящее время разработаны межотраслевые нормативные документы по нормированию таких делопроизводственных работ, как регистрация, контроль, составление номенклатуры дел на стенографические работы, работы по копированию и размножению документов, на машинописные работы, на архивные работы и др.

    Согласно ГОСТ Р 51141-98 «движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления называется документооборотом».

    Документооборот в организации осуществляется в виде потоков документов, циркулирующих между пунктами обработки содержания информации, к которым можно отнести руководителей организации и структурных подразделений, управленческих работников, и пунктами технической обработки собственно документов, обеспечивающих прием, учет, контроль, формирование информационно-справочных массивов, хранение и использование информации (подразделения службы ДОУ, делопроизводственные работники структурных подразделений и др.).

    Учет объема документооборота относится к типовым функциям службы ДОУ.

    Объем документооборота подсчитывается ежедневно путем суммирования количества входящих, исходящих и внутренних документов. Копии документов, изготовленные средствами оперативной полиграфии, учитываются отдельно.

    Подсчет объема документооборота обычно осуществляется по местам получения и отправки документов (входящие и исходящие -в экспедиции), а также их создания (внутренние документы - по месту регистрации). Периодически служба ДОУ составляет сводку данных об объеме документооборота (за неделю, месяц, год).

    Сведения об объемах документооборота организации являются не только основанием для определения штатной численности самой службы ДОУ и ее структуры, но и выбора средств организационной и вычислительной техники, необходимой для обработки определенных объемов документов, выбора наиболее эффективной системы делопроизводства, степени централизации и технологии отдельных этапов документооборота. Анализ документооборота может показать степень загруженности отдельных подразделений

    Службы ДОУ и отдельных ее работников, наметить основные пути рационализации работы с документами.

    В составе документооборота принято различать следующие основные документопотоки:

    Входящие (поступающие) документы, т. е. документы, поступившие в организацию;

    Исходящие (отправляемые) документы, т. е. официальные документы, отправляемые из организации;

    Внутренние документы, т. е. официальные документы, не выходящие за пределы подготовившей их организации.

    Каждый из перечисленных выше документопотоков характеризуется собственными показателями, в состав которых прежде всего входят виды документов, их количество, маршруты (пути) прохождения наиболее типовых групп (видов) документов. Так, в поток входящих документов входят не только официальные документы, поступающие из других организаций, но и документы личного происхождения, т. е. документы, созданные лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей (например, обращения граждан). Для каждой группы документов в организации должен быть разработан свой маршрут прохождения. Разработка таких маршрутов базируется на типовой технологии организации документооборота, рекомендованной Государственной системой документационного обеспечения управления (ГСДОУ) и предусматривающей следующие основные этапы:

    Прием поступающих документов, их первоначальная обработка;

    Доставка документов по назначению;

    Рассмотрение документов руководством организации и руководителями структурных подразделений;

    Регистрация документов;

    Информационно-справочная работа;

    Контроль исполнения документов;

    Исполнение документов;

    Отправка документов.

    Кроме перечисленных этапов документооборота в организацию работы с документами входит также хранение и использование документов в текущей деятельности организации и прежде всего работа с уже исполненными документами до их передачи в архив организации. Это важный этап в организации делопроизводства, обеспечивающий в дальнейшем формирование архивной информации.

    Этапы прохождения документов;

    Пункты обработки документной информации;

    Сроки обработки и исполнения документов.

    Такие схемы включаются в инструкцию по делопроизводству организации. При организации документооборота и его рационализации принято руководствоваться принципами (основными положениями), выработанными практикой делопроизводства и научной организацией управленческого труда:

    Движение документов должно быть прямоточным, т. е. практически исключать возвратные маршруты;

    Документ должен пребывать только в тех инстанциях, где это обусловлено необходимостью работы с ним;

    Документ должен быть в структурном подразделении или у исполнителя однократно.

    Операции над документом, если это возможно, должны выполняться параллельно для сокращения времени движения документов внутри организации: например, копирование документа, в исполнении которого принимают участие несколько исполнителей, и одновременная передача копий всем исполнителям и др.

    Любые сведения о ходе движения документа внутри организации должны происходить с одновременным информированием службы ДОУ или через эту службу.

    Перечисленные выше документы - положения, инструкция по делопроизводству, должностные инструкции работникам - не только регламентируют порядок работы, но прежде всего закрепляют основные моменты в организации работы с документами в организации. Таким является выбор организационной формы делопроизводства.

    Организационная форма делопроизводства может быть централизованной, децентрализованной и смешанной. Выбор определенной формы зависит от объемов документооборота, масштабов организации, территориального размещения ее структурных подразделений.

    Централизованная форма делопроизводства предполагает, что все работы с документами от момента получения (создания) до передачи их на архивное хранение проводятся в одном месте, т. е. централизуются.

    Эта форма наиболее рациональна при незначительных объемах обрабатываемых документов, так как позволяет максимально механизировать и автоматизировать выполнение сосредоточенных в одном месте делопроизводственных работ, держать под контролем всю организацию документационного обслуживания.

    Децентрализованная форма делопроизводства применяется тогда, когда структурные подразделения организации территориально разобщены. Внедрение этой формы предполагает, что в каждом структурном подразделении есть своя служба ДОУ (хоть и небольшая) или работник, которые самостоятельно ведут все виды работ с документами.

    В крупных организациях с большими объемами обрабатываемых документов чаще всего применяется смешанная форма делопроизводства, при которой централизуется часть выполняемых работ по документационному обслуживанию. Как правило, это работы, связанные с приемом и первоначальной обработкой документов, контролем за исполнением, копированием и размножением. Такие работы, как регистрация, текущее хранение документов, подготовка и сдача их в архив, осуществляются в структурных подразделениях.

    Внедрение компьютерных технологий в делопроизводство позволяет децентрализовать регистрацию документов, создавая в то же время централизованную информационно-поисковую систему (базу данных) о документах организации.

    Использование таких технологий становится необходимой характеристикой работы службы ДОУ. Но это не означает отказа от существующих правил документирования управленческой деятельности в традиционных бумажных документах, что в первую очередь входит в понятие «делопроизводство». Компьютерные технологии на современном этапе все больше внедряются в организацию работы с документами, что позволяет не только автоматизировать выполнение традиционных этапов документооборота, но и реализовать принципиально новые возможности в деле управления документооборотом в целом по организации, выполнения справочно-информационной и аналитической работы, а также использования элементов электронного документооборота. Это позволит поднять работу служб ДОУ на новый качественный уровень.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Как называется служба, осуществляющая документационное обеспечение управления, в зависимости от принадлежности к определенной группе организаций?

    2. Какова типовая структура управления делами?

    3. Какими правовыми актами регламентируется работа службы ДОУ?

    4. Какова структура текста положения о службе ДОУ и что должно быть отражено в каждом разделе?

    5. Какие функции службы ДОУ вы знаете?

    6. Что устанавливает инструкция по делопроизводству и какие разделы текста могут быть включены в нее?

    7. Какие функции в службе ДОУ выполняет категория служащих «специалисты»?

    8. На какие виды делопроизводственных работ разработаны нормы времени?

    9. Что такое документооборот и как осуществляется подсчет объема документооборота?

    10. Какие потоки документов принято различать в составе документооборота?

    11. Назовите основные этапы документооборота.

    12. Назовите основные принципы организации документооборота.

    13. Какие существуют организационные формы делопроизводства и чем они

    Глава 5. правила оформления и выдачи копий документов

    В деятельности любой организации часто возникает необходимость изготовления копий документов как собственных, так и полученных из других организаций.

    Как правило, при создании собственных документов подписывается один экземпляр документа, который является подлинником. Исключение составляют некоторые виды документов (например, акты, договоры, которые создаются в нескольких экземплярах, каждый из которых имеет силу подлинника).

    Подлинник официального документа это «первый или единичный экземпляр официального документа».

    В единичном экземпляре изготавливаются такие документы, как паспорт, свидетельство о рождении, аттестат или диплом об окончании учебного заведения и др.

    Подлинники большинства документов (например, распорядительных и организационных), созданных организацией, подшиваются в дела сразу после их издания, а для ознакомления и работы с ними изготавливаются копии.

    Подлинники отдельных видов из группы справочно-информационных (письма, справки, отзывы, заключения) направляются адресату, а в делах организации остаются копии.

    Копия документа это «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы». Под внешними признаками понимают носитель информации, физическое состояние документов, размер документа, элементы делопроизводственного или художественного оформления.

    Для того чтобы копия приобрела юридическую силу, необходимо ее заверить. Заверенная копия документа это копия документа, на которой в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97 проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под установленным порядком подразумеваются четко определенные действующими нормативными правовыми актами правила о том, кто и какие виды копий официальных документов имеет право заверять.

    Так, например, свидетельствовать верность копии официального документа, изложенного на иностранном языке, должен нотариус.

    Для организаций, изготавливающих копии официальных документов для собственного использования или выдачи их на руки граждан, установлены стандартные правила:

    1. Организации имеют право изготавливать для выдачи на руки граждан для защиты их интересов и прав копии только тех документов, авторами которых является сама организация.

    2. Копии официальных документов организации, в том числе копии архивных документов, выдаются на руки гражданам только с разрешения руководителя организации или руководителя службы делопроизводства.

    3. Организация может изготавливать копии официальных документов других организаций и заверять их в установленном порядке, если эти документы необходимы для внутреннего использования в организации. Например, при приеме на работу организация может изготовить и заверить копию диплома работника, которая затем будет подшита в его личное дело.

    4. Запрещено изготавливать копии следующих документов: паспорта, военного билета, служебных удостоверений; документов, на которых стоит отметка, что их копировать нельзя; документов, имеющих неясный текст, подчистки и неоговоренные исправления.

    В зависимости от способа изготовления копии бывают факсимильные и свободные.

    Факсимильная копия точно воспроизводит все внешние признаки, художественные особенности оформления реквизитов, их расположение. Факсимильные копии можно изготовить с помощью средств оргтехники, типографским способом.

    Свободная копия документа может быть изготовлена рукописным или машинописным способом. Она полностью может воспроизводить информацию официального документа, но не абсолютно точно воспроизводить внешние признаки (шрифт, например).

    Копию, изготовляемую в организации, заверяют путем проставления на ней реквизита 25 «Отметка о заверении копий» по полной или краткой форме.

    Копии бывают следующих видов:

    полная копия;

    Полная копия официального документа, выдаваемого на руки, должна быть заверена отметкой о заверении копии по полной форме с проставлением гербовой печати организации.

    Если официальный документ должен доводиться до сведения и исполнения значительного числа организаций или исполнителей, его копия изготавливается с помощью средств оргтехники в нужном числе. В этом случае копирование осуществляется не с подлинника (подпись руководителя не разрешается копировать таким образом), а со специально подготовленного для размножения повторного экземпляра документа, на котором в реквизите «Подпись» отсутствует личная подпись руководителя. Ниже указанного реквизита проставляется отметка о заверении копии по полной форме с проставлением канцелярской печати (гербовую печать организации также нельзя копировать таким образом), например:

    Начальник канцелярии Н.М.Сергеева

    Выписка из официального документа, например, из приказа, протокола, изготавливается в том случае, если нет необходимости изготавливать полную копию. Выписка оформляется следующим образом:

    в наименовании вида документа указывается: «выписка из приказа», «выписка из протокола»;

    воспроизводится полностью вводная часть (если она есть) официального документа;

    из основной части текста документа выписывается тот пункт, информация которого необходима;

    воспроизводится реквизит «Подпись» (без личной подписи);

    проставляется отметка о заверении копии по полной форме с проставлением печати.

    Образец оформления выписки из документа (приказа) приведен в прил. 33.

    Отпуск это копия исходящего документа, которая подшивается в дело организации, а подлинник документа, например служебного письма, направляется адресату. На втором экземпляре документа проставляется в установленном месте отметка о заверении копии по краткой форме, т. е. без указания должности лица, ее заверившего, и расшифровки подписи. Если отпуск оформлен не на бланке организации, то на него должны быть перенесены дата, регистрационный номер и ссылка на индекс и дату с первого экземпляра.

    От копии документа следует отличать дубликат, который представляет собой повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу. Дубликат изготавливается в случае утери подлинника (например, свидетельства о рождении, аттестата или диплома и др.) на таком же бланке, что и подлинник. На дубликате имеются подлинные печать и подпись должностных лиц, имеющих право подписи на этих документах на момент оформления дубликата. На дубликате проставляется в правом верхнем углу отметка в виде слова «дубликат».

    Контрольные вопросы

    1. Что такое подлинник документа?

    2. Что представляет собой копия документа?

    3. Когда копия документа приобретает юридическую силу?

    4. Каковы правила выдачи копий в организациях?

    5. Чем факсимильная копия отличается от свободной?

    6. Что представляет собой отметка о заверении копии и где она помещается на документе?

    7. Какие бывают виды копии?

    8. Как оформляется полная копия официального документа?

    9. В чем особенность оформления выписки?

    10. Что представляет собой отпуск документа и как он заверяется?

    ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!