Это жизнь - портал для женщин

ЕГЭ по русскому языку Задание А5. Что такое синтаксис и при чём здесь языковые нормы? Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

Найдите представленые ниже примеры предложений с нарушением синтаксических норм.

  1. Анна не так красива, чем её подруги.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  2. Благодаря Вас я сдала экзамен с лёгкостью.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  3. В сказке "Золушке" побеждает добро.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  4. Веры в людей, уверенности в людях - вот чего тебе не хватает.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  5. Вопреки традиции, он не остался с родителями, а уехал из родного города.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  6. Все, кто напишут ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеет шанс поступить в престижные столичные вузы.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  7. Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  8. Герой не так удачлив, чем его друзья.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  9. Деревья высокие и стройны

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  10. Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  11. Желаю счастья и поступить в институт.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  12. Желчь медведя, использующегося для получения лекарства, выпускается в Китае.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  13. Занятия проходят на стадионе, парке и зале.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  14. Благодаря тренера мой брат выиграл соревнование.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  15. Кто напишут ЕГЭ на 85 баллов и выше, у тех есть отличный шанс поступить в самые престижные вузы.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  16. Кто не опоздают, будут участвовать в конкурсе.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  17. Люди были измучены, но верили и надеялись на победу.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  18. Мне надоело спрашивать разрешения на каждый шаг.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  19. Мне нужно заехать в магазин, на работу, к подруге и родителям. Какой же трудный день сегодня!

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  20. Мне нужно на вокзал, почту и магазин.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  21. Мы поздравили спортсменов, выигравшим соревнование.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  22. На нашем районе скучно.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  23. Мы увлекаемся и любим ходить на футбол.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  24. Он талантливее, нежели его брат.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  25. Ведущий задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  26. Он любит путешествия и фотографировать.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  27. Она ждала и звонила ему весь вечер.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  28. Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать вчера.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушение норм
  29. По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  30. Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  31. Поезд пришёл согласно расписания.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  32. Протест героини, отстаивающий свои права, показан в этой постановке по-новому.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  33. Прошу тишины и выслушать меня.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  34. Петька сказал, что я ещё не готов к экзамену. (Ситуация: Петька осознавал, что он не готов к экзамену)

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  35. Руководитель должен управлять людьми, дорожить ими и доверять им.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  36. Сажать и ухаживать за цветами в саду не просто.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  37. Сестра больная уже неделю.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  38. Сестра была красива, но очень грустная.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  39. Сказкой "Золушка" зачитывалось много поколений ребят.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  40. Совсем юной она солировала в балете "Щелкунчик".

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  41. Тот, кто имеют шанс поступить в самые престижные вузы.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  42. Учёный оперировал с фактами.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  43. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  44. Это воспоминание дорогое нам.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  45. Я соскучилась по вашим шуткам и по вас.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  46. Экзамены сдали как девятые, также и одиннадцатые классы.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  47. Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.

    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм

Правильные ответы:

  1. предложение с нарушением норм
  2. предложение с нарушением норм
  3. предложение с нарушением норм
  4. предложение без ошибок
  5. предложение без ошибок
  6. предложение с нарушением норм
  7. предложение с нарушением норм
  8. предложение с нарушением норм
  9. предложение с нарушением норм
  10. предложение с нарушением норм
  11. предложение с нарушением норм
  12. предложение с нарушением норм
  13. предложение с нарушением норм
  14. предложение с нарушением норм
  15. предложение с нарушением норм
  16. предложение с нарушением норм
  17. предложение с нарушением норм
  18. предложение с нарушением норм
  19. предложение без ошибок
  20. предложение без ошибок
  21. предложение с нарушением норм
  22. предложение с нарушением норм
  23. предложение с нарушением норм
  24. предложение с нарушением норм
  25. предложение с нарушением норм
  26. предложение с нарушением норм
  27. предложение с нарушением норм
  28. предложение с нарушением норм
  29. предложение с нарушение норм
  30. предложение с нарушением норм
  31. предложение с нарушением норм
  32. предложение с нарушением норм
  33. предложение с нарушением норм
  34. предложение с нарушением норм
  35. предложение с нарушением норм
  36. предложение без ошибок
  37. предложение с нарушением норм
  38. предложение с нарушением норм
  39. предложение с нарушением норм
  40. предложение без ошибок
  41. предложение без ошибок
  42. предложение с нарушением норм
  43. предложение с нарушением норм
  44. предложение с нарушением норм
  45. предложение с нарушением норм
  46. предложение с нарушением норм
  47. предложение без ошибок
  48. предложение с нарушением норм
  49. предложение с нарушением норм

Если у тебя не получилось найти все ошибки, обратись к примерам, приведённым ниже. Материал для расширения речевого опыта систематизирован по темам. Типичные случаи нарушения синтаксических норм следует знать.

Ошибкоопасные конструкции

1. Управление

1). Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:

Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:

Она ждала его и звонила ему весь вечер.

Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.

Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:

Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им.

Дети редко прислушиваются (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к ) взрослых и следуют (чему?) им (Д.п.).

Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё.

Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в ) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на ).

2). Разное управление у глаголов и существительных:

интересоваться искусством (Т.п.) - интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) - любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) - ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) - уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) - доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) - сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)

3). Разное управление у слов со сходным значением:

беспокоиться о чём-либо (П.п.) - тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) - заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за )
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за ) - оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) - обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на )
сообщать кому-либо (Д.п.) - информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в ) - осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за )
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о ) - рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на )
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во) ) - уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) - характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для )

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

замечать реакцию (В.п.) - не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. - От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

5) Употребление названий произведений литературы и искусства.

В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

После слов - родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете "Щелкунчик" либо: В «Щелкунчике

Запомни:

Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?)

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрождать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?)

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

Для многих глаголов характерно двойное управление:

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

Варианты норм

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения - совет, разрешение (Р.п. и В.п.)
Ждать поезда, звонка - поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар - воды, сахара (В.п. и Р.п.)

Внимание:

Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.

Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему , например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например: скучали по нас, скучаем по вас.

Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас - старая норма; по вам - новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

2. Конструкции с предлогами

1 ) предложное управление:

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких , согласно приказу ...

по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде , по возвращении , по завершении эксперимента ...

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного,
например: в продолжение разговора , в течение недели .. .

2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:

Статья послужила толчком мыслям.

Ошибочно: к мыслям

Ошибочно: к заводу-изготовителю

3) предлоги при однородных членах предложения:

Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.
Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

4) предлоги в, на - с, из:

В Камергерском переулке, магазин в Камергерском

на улице, магазин на Тверской

Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы

с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала

3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю.

Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам.

Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения :

Сестра была красива и грустна .

Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто

Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например:

Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы.
Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:

Те , кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Все , кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

5. Нарушения в предложениях с причастными оборотами

1) согласования причастия с определяемым словом:

Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства , собираются в Китае.
Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех .
Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права , показан в этой постановке по-новому.

2) смешение страдательных и действительных причастий:

Задание,выполняемое нами , не вызывает затруднений.

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

3) совмещение конструкций а) с причастным оборотом и б) с который :

Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке , закончился после обеда.

Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

6. Предложения с союзным словом который

Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который :

Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.
Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался .

Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
Правильно: Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы .

2) ошибочное управление словом который:

Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.
Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились .

7. Ошибочная передача косвенной речи

Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: - Я еще не готов к экзамену)
Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену.

Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать. (Петька сказал: - Я жду маму, которая должна приехать)
Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать.

8. Предложения с двойными союзами

1) неправильное расположение союзов в предложении:

Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а…

Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)
Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

2) ошибочное удвоение союза чем : нежели чем:

Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой)
Правильно: Он талантливее, чем его брат.

3) нарушение структуры союза не так…, чем вместо не так…, как :

Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как )
Правильно : Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.

Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно : Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.

ЗАДАНИЕ А5

Знакомим учащихся с типом задания:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

Вспоминаем, что синтаксис регламентирует построение словосочетания и предложения. Обращаем внимание детей на то, что в этом задании НЕТ ошибок пунктуационных (дети почему-то часто считают, что там неправильно стоят запятые).

При решении этого задания необходимо «чувство» языка, но есть некоторые подсказки, которые могут помочь даже тем, для кого русский язык не является родным:

1. Если в предложении есть кавычки, проверяем форму названия чего-либо, которое находится в кавычках. Здесь есть 2 варианта:

  • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
  • Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

2. Если в предложении есть причастие, проверяем его форму (окончание). Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес».

3. Если в предложении есть производные предлоги «согласно», «благодаря», «вопреки», проверяем форму (окончание) существительного, стоящего после этого предлога. Данные предлоги сочетаются с существительными в Дат.п. (кому? чему?).

4. Если в предложении есть конструкции «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все , кто смотрел на него, не могли не заметить…

мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.

5. Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

6. Если нарушена однородность понятий, т.е. в качестве однородных членов предложения использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»;

7. Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

8. Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка. !!! Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

9. Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ». Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».

10. Предлоги «в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие» сочетаются с Род.падежом (кого? чего?).

11. Предлоги«подобно, наперекор»сочетаются с Дат.падежом (кому? чему?).

Для решения задач А5 ЕГЭ по информатике , необходимо уметь исполнять алгоритмы, записанные на естественном языке. Так же необходимо иметь .

Для примера рассмотрим решение задачи А5 по информатике из тренировочной работы 2 от 15.02.2013.

Учитель предложил детям потренироваться в действиях с шестнадцатеричными цифрами и поиграть в такую игру. Он предлагает детям три шестнадцатеричные цифры, следующие в порядке невозрастания. Ученики должны сначала найти разность первой и второй цифр, потом — разности второй и третьей цифр. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Затем эти числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (правое число меньше или равно левому).

Пример. Исходные цифры: А, А, 3. Разности: А — А = 0; А — 3= 10 10 - 3 10 = 7 10 . Результат: 70.

1) 131 2) 133 3) 212 4) D1

Решение:

4-й вариант нам не подходит по той причине, что число D1 не десятичное. Т. е. оно противоречит условию задачи в части «Обе разности должны быть записаны как десятичные числа».

Рассмотрим 3-е число — 212. Это число можно представить как 2 и 12, или же как 21 и 2. По условию, итоговые числа записываются в порядке невозрастания — значит нужно рассмотреть только вариант 21 и 2. В условии сказано, что исходные числа — шестнадцатеричные. Т. е. в десятичной система счисления это цифры от 0 до 15. Понятно, что нельзя подобрать такие числа (от 0 до 15), разница которых будет равна 21. Этот вариант тоже не подходит.

Второй вариант, по аналогии с первым, представим как 13 и 3. Число 13 можно получить если из 15 вычесть 2, из 14 вычесть 1 или из 13 вычесть 0. Но после этого мы должны из вычитаемого (2, 1 или 0) вычесть еще какое-то число и в итоге получить 3. А это невозможно. Вариант неправильный.

Первый вариант представим как 13 и 1. А вот здесь все правильно. 13 можно представить как 15 — 2, а 1 = 2 — 1 — исходные числа могли бы быть такими — F, 2, 1. Это и есть правильный вариант .

Рассмотрим решение второго варианта:

Учитель предложил детям потренироваться в действиях с шестнадцатеричными цифрами и поиграть в такую игру. Он предлагает детям три шестнадцатеричные цифры, следующие в порядке невозрастания. Ученики должны сначала найти разность первой и второй цифр, потом — разности второй и третьей цифр. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Затем эти числа записываются друг за другом в порядке неубывания (левое число меньше или равно первому).

Пример. Исходные цифры: B, 3, 3. Разности: B — 3 = 8 10 ; 3 — 3 = 0. Результат: 08

Укажите, какая из следующих последовательностей символов может быть получена в результате.

1) 122 2) 212 3) 313 4) 3А

Решение:

Вариант 4 не подходит, так как число 3A не десятичное.

Вариант 3 представим как 3 и 13. 13 можно представить как 15 — 2 (или 14 — 1), но потом нам нужно будет из цифры 2 (или 1) вычитать неизвестную цифру и получить в итоге 3. Это невозможно.

Второй вариант представим как 2 и 12. Тогда 12 можно представить как 15 — 3, а 2 = 3 — 1. Все получается — это и есть правильный вариант.

Первый вариант неправильный. Представим число 122 как 1 и 22. Понятно, что вычитая два числа, каждое из которых не более 15, нельзя получить 22.

Рассмотрим решение задачи А5 демоверсии ЕГЭ по информатике 2013

Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа. В этих числах все цифры не превосходят цифру 6 (если в числе есть цифра больше 6, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам.

1. Вычисляются два шестнадцатеричных числа – сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.

2. Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).

Пример. Исходные числа: 66, 43. Поразрядные суммы: A, 9. Результат: 9A.

Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.

1) 9F 2) 911 3) 42 4) 7A

Решение:

Рассмотрим первый вариант. Число 9F представим как 9 и F. Так как исходные числа не превышают 6, то нельзя найти такие числа, сумма которых будет равна 15 (F 16 = 15 10). Это неверный вариант.

Так как исходные числа не превышают 6, то их максимальная сумма будет равна 6 16 + 6 16 = C 16 = 12 10 , что меньше 11 16 = 17 10 . Т.е. случай похож на предыдущий и это тоже неверный вариант. К тому же сумма двух шестнадцатеричных чисел, не превосходящих 6 не может быть двузначной.

Третий вариант не подходит, так как числа записаны в порядке убывания, что противоречит условию.

Получаем, что правильный вариант — 4. Проверим это. Число 7A представим как 7 и А. Теперь не составляет труда представить 7 16 как 3 16 + 4 16 , а A 16 как, например, 5 16 и 5 16 . Тогда все верно — два исходных числа могли бы быть 53 16 и 54 16 . Если теперь выполнить первый пункт условия и сложить старшие разряды, то получим 5 16 + 5 16 = A 16 , а сумма младших разрядов — 3 16 + 4 16 = 7 16 и тогда после выполнения второго пункта условия получим число 7A 16 . Верный вариант — четвертый.

Единый госэкзамен по русскому языку содержит в первом блоке заданий вопрос, формулировка которого большинству выпускников не совсем понятна. Тестируемый должен определить, в каком из предложений допущена грамматическая ошибка, а именно нарушены синтаксические нормы. В ряде случаев ответ очевиден, и выпускник интуитивно выбирает ответ, опираясь на «бессознательное» знание языка. Тяжелее всего тем из ребят, для которых язык не является родным, и к его изучению они приступили позже остальных.

Около 20% тестируемых с этим заданием, так или иначе, не справляются. Итак, чтобы обезопасить себя от этой ошибки в самом лёгком блоке ЕГЭ - части А, нужно определиться с тем, что собой представляют синтаксические нормы. А для этого необходимо сначала вспомнить более широкое базовое определение.

Что такое синтаксис и при чём здесь языковые нормы?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо отвлечься на структуру самого языка. Она больше всего напоминает многослойный пирог. В нём несколько пластов - разделов, знания которых должны плотно прилегать друг к другу в голове ученика, чтобы он увидел общую картину. Именно поэтому уже с 5 класса изучение предмета происходит поэтапно. До седьмого класса, как правило, ребята знакомятся с морфологией - разделом о частях речи. В старших классах более углубленно изучается синтаксис. Естественно, что другие разделы (фонетику, лексику, стилистику и т.д.) вниманием обойти нельзя. Но без знания этих двух «китов» - морфологии и синтаксиса, понять грамматику невозможно.

Законы, согласно которым сочетаются слова в осмысленные языковые отрезки, рассматриваются в синтаксисе. Предложения и словосочетания не появляются, если единицы, из которых они состоят, набросать в произвольном порядке. Для того чтобы выразить некую мысль мы все неосознанно пользуемся определёнными языковыми законами. Каждый из нас, ещё будучи дошкольником, освоил основную часть таких правил. Например, что действующее лицо в предложении чаще всего обозначено словом в именительном падеже. Задолго до того, как ребёнку объяснят, что такое склонение, он уже активно им пользуется: «Мама, купи мне игрушку!» Он, естественно, не понимает, что употребил слово «игрушку» в косвенном падеже. Происходит это потому, что речь и её нормы копируются малышом из разговоров окружающих. А тем не менее, как только ребёнок построил своё первое предложение, он стал использовать синтаксические нормы. Это как раз те самые законы, которые строго регламентируют правила построения предложений, а также словосочетаний.

Самые «незаметные» ошибки в задании А5

Список всех законов сочетаемости слов в предложениях в рамках одной статьи уместить достаточно трудно. Но давайте рассмотрим наиболее трудные случаи. Начнём с таких понятий, как согласование и управление. В тестах ЕГЭ по русскому языку многие не видят ошибку в подобном варианте:

  • Андрей весь вечер ждал и звонил своей подруге.

В этом примере нарушены синтаксические нормы, связанные с управлением. Первое из однородных сказуемых «ждал» не подходит к слову «подруге». Согласно языковой норме, оба глагола в этом случае должны управлять им. Если этого не происходит, то необходимо перестроить фразу так, чтобы каждое сказуемое сочеталось со словом в подходящем падеже. В этом нам помогают местоимения:

  • Андрей весь вечер ждал подругу и звонил ей.

Ещё один тяжёлый случай управления - это правильное употребление предлогов. Некоторые из них, особенно производные (благодаря, вопреки, согласно и проч.) уместно использовать только со словами в дательном падеже. Другие, например «в течение», «в продолжение», «в заключение», сочетаются только с Р.п. Форму предлога «по приезде» вообще нужно запомнить. Несколько экзотичная для современной разговорной практики форма является единственно верной. Умело прячутся грамматические ошибки в таких предложениях:

  • Все, кто могли, ушли домой.
  • Те, кто любят читать, обладают хорошим воображением.

В этих сложноподчинённых предложениях слово «кто» сочетается с глаголом во множественном числе. Но синтаксические нормы русского языка указывают нам, что в данном случае необходим глагол в ед.ч. В рейтинг самых «незаметных» ошибок входит неверное сочетание глагола и существительного. Такие случаи многочисленны. Но наиболее частотны такие варианты:

  • Трудно отличать части речи у слов, которые пишутся одинаково.
  • Мария сказала, что будет скучать по нам.

В первом случае глагол «отличать» требует конструкции «что от чего». Во втором - форма местоимения «нам» с глаголом «скучать» употреблена некорректно. Правильно: скучать по нас. Естественно, что далеко не все синтаксические нормы требуют тщательного изучения. Но обратить на них внимание и повторить основные из них при подготовке к экзамену - дело совершенно нелишнее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!