Это жизнь - портал для женщин

Этнокультурный центр - как организация по сохранению народных традиций. Этнокультурный центр как эффективный вид организации досуга Этнокультурные общественные организации

Накануне Нового 2018 года в прессе возник спор о возможности создания татарской или федералистской партии, которая бы представляла и отстаивала интересы всех татар и других коренных народов России. Однако правовой режим и организационные принципы политической деятельности, регламент партийного строительства плохо вписываются в контекст решения этнокультурных вопросов. Местные, региональные татарские организации и их взаимодействие органами власти разных уровней весьма далеки от острой политической борьбы, соперничества разных идеологических групп и социальных слоев.

Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев, один из участников о возможности создания татарской партии, приводит свои аргументы в пользу развития народного движения, некоммерческих организаций, правозащитных центров и групп в социальных сетях, обслуживающих национальные интересы татар. По его мнению, наличие идей и участие широких народных масс в гуманитарных проектах могут оказаться более эффективным фактором, чем деятельность политических партий.

СКОЛЬКО ДОЛЖНО БЫТЬ ПАРТИЙ?

Как правило, партии нужны их организаторам и лидерам, которые частенько меняют свои идейные флаги. В кармане многих чиновников и успешных бизнесменов далеко не первый партийный билет. Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая поменяла не одну партию, пока не нашла наиболее престижную и прибыльную. Некоторые депутаты и сенаторы меняют регионы.

А кто же держится за идею, флаг и лозунги? И кто помнит несколько тысяч или миллионов избирателей, поставивших галочку в избирательном бюллетене? Таких немного, или они подзабыты. Забываются и сами мелкие партии. Но некоторые все же набирают вес и пробираются в теплую и сытую нишу. На содержание относительно многочисленных парламентских партий казна отстегивает миллионы и миллиарды рублей из кармана налогоплательщиков.

Раньше было честнее: одна партия на всех, и точка. Кухонные аналитики шутили: «Зачем нам многопартийная система? Даже одну партию еле содержим. Вторую партию просто не прокормим…»

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ТЕОРИИ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

По какому признаку создается партия? Рискованно делить людей на богатых и бедных. Лучше всего отречься от самого святого для политика – от теории классовой борьбы.

В молодости мы читали Маркса и Ленина, да и попрактиковались в условиях «диктатуры пролетариата», пока не поняли, что создавать партию по классовому признаку – сплошное недоразумение. Представить даже страшно: справа – богатые в мехах и костюмах от Версаче, с охранниками, а слева – миллион пролетариев в ватниках и с табличной «Ни кола ни двора». Если соберутся под одним флагом все бедняки с плохим жильем и тяжелой, неквалифицированной работой, что будет? Правильно – горючая жидкость образца 1917 года. Тогда, 100 лет назад, народ поверил в передачу трудящимся всех средств производства, в выравнивание доходов и прав. Думалось, что наступит социализм, а потом коммунизм с благами каждому по личным потребностям.

Эх, как поверил народ, как побежал, жизни отдавал ради будущего детей. Бывало, конфисковал, раскулачивал, попов и мулл разогнал, в храмах минеральные удобрения, зерно стал хранить.

И что вышло? Совсем плохо получилось. Пролетарии и кухарки оказались неважными управленцами, с экономикой не справились. Управляющие заразились алчностью, победил хватательный инстинкт. Фашизм одолели, в космос прорвались, но с человеческой натурой не справились. Так и посадили лодку на мель. Пришлось снова делить имущество, заводы и банки, новых капиталистов разводить, буржуазию восстанавливать, храмы вернуть. Теперь коммунисты (равенство, социальная справедливость!) в лице доктора философских наук Геннадия Зюганова весьма благосклонны к современным реалиям. Они регулярно стоят в церкви со свечкой, не зовут пролетариев на баррикады, не раскулачивают фермеров и владельцев мастерских, не прочь поискать счастья в рыночной стихии.

Поумнели они до крайности. Выдвижение от КПРФ кандидата в президенты беспартийного агроменеджера (неудобно называть такого человека помещиком) Павла Грудинина обнадеживает. Значит, не будет классовой борьбы, зато усилится левый курс. Тоже лучше, чем олигархия и монархия. Трудящимся и небогатым что-то светит, если в директора совхоза с именем Ленина поверят многие. Но все равно слово «коммунистический» пахнет соблазнительными понятиями «социальная справедливость», «равенство». А уж про свободу (неактуальная теперь риторика?) даже неудобно говорить.

Вполне хватило бы обычной социал-демократии шведского типа. Кстати, кто у нас несет флаг такой партии? Любопытно, что поборник справедливого будущего Сергей Миронов уступил это право действующему президенту, не стал выдвигаться сам. Значит, будем выбирать Владимира Путина как социалиста. Он же обязан быть немножко империалистом, либералом и даже чуть-чуть националистом, что нас, «нацменьшинства», несколько смущает. Он выдвигается от всего народа, чтобы всех объединить. Нормально соображающий избиратель не может отвернуть такой набор приоритетов. Ему можно.

А вот какой-либо из партий быть столь универсальной и многопрофильной нельзя. Она или левая, или правая. Или «почвенная», или либеральная – «прозападная», с тягой к современным технологиям и комфорту. Всего две партии: или – или. Возможен в идеале консенсус. Надо договариваться, иначе грызня и война. Программ и лидеров 64 карликовых партий никто не помнит, поэтому нам совершенно ни к чему стать 65-й партией российского политического ландшафта.

РЕСПУБЛИКИ СУЩЕСТВУЮТ КАК СВОЕОБРАЗНАЯ РЕЗЕРВАЦИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ,
И ОНИ НЕ УГРОЖАЮТ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Поднимая «партийную» тему, хотелось актуализировать вопрос сохранения самобытности коренных народов России, включая русских, татар, башкир, чуваш и т. д., чтобы они остались самим собой, освоив родной и русский языки, если хотят, языки других народов. Двуязычие, многоязычие в многонациональном обществе – нормальный и естественный вариант жизни. Не дай бог жить в обществе с единственным языком и единственной культурой. Лозунг «Россия – для русских» в недавнем прошлом считался экстремистским. А сейчас отдельные организации и деятели татарского движения привлекаются к ответственности за высказывание пожелания изучать и применять родной язык!

Можно оспорить, например, бездумную идею объявления татарского языка государственным во всей территории РФ при весьма слабой реализации статуса государственного языка на уровне микрорайона, села, учреждения, региона, где татары составляют большинство. Но все равно для меня однозначно: заступаться за знание и развитие родного языка и культуры не может быть экстремизмом.

Русские жители стран Балтии выводят десятки тысяч своих сторонников на митинги и демонстрации, требуя сохранить изучение не только русского языка, но и разных предметов на русском. Их потихоньку теснят, убавляют русскоязычное обучение в этих зарубежных странах. Но татары – коренной народ России, здесь для них не заграница, они вместе с башкирами, чувашами и другими хотят самобытности у себя дома, где живут тысячи лет! Им нужны демократия и федеративное устройство, сохранение российской самобытности. Надеюсь, действующий президент и близкие к власти партии это знают и никогда не забудут.

Страну, все общество могут всколыхнуть самыми разными идеями. Например, восстановлением монархии, изменением государственного устройства. Республики существуют как своеобразная резервация коренных народов, и они не угрожают безопасности страны. Они действительно разные и асимметричные. Например, Карелия с 7,4% (45 тыс. чел.) карельского населения и Республика Коми, где народ коми представлен 202-тысячным населением (23%). Напомним, в Татарстане более 53% населения (2 млн человек) составляют татары. И наша республика – один из 10 регионов-доноров страны. В 30 — 40 субъектах РФ страны живут еще 3 — 4 млн татар, интегрированные и исторической Родиной и регионом Поволжья и Урала. Это общая площадка для разных партий структур.

Во всех партиях и социальных слоях татары представлены в соответствии со своим интересом. Есть богатые и бедные, мусульмане и православные, политизированные активисты и совершенно безразличные к политике обыватели. Даже если не собирать их в общую партию, они знают, что они татары, с различной степенью идентичности, знания языка. Они есть, и с этим фактором придется считаться. Любая попытка их рассредоточить, занизить и опустить их непременно приведет к обратному результату. Подготовку ко всероссийской переписи населения они прекрасно чувствуют уже сейчас.

РАНЬШЕ МИРНО СОСУЩЕСТВОВАЛИ
«ПРОКАЗАНСКАЯ» И «ПРОМОСКОВСКАЯ» ПАРТИИ

В Казани в татарском мире издавна балансировали две партии. Одна – «проказанская». К ней же временами относилась прокрымская, ханами скрепленная. Даже завоеванная и ставшая одной из несущих конструкций российского государства «проказанская» партия отстаивала самобытность и права татар и других коренных народов, интересы «региона» российской империи.

Другая – «промосковская». Сейчас такие активисты хотят, чтобы все решалось в центре и поменьше прав оставлять регионам. Некоторые даже не прочь демонтировать республику, отчислять в центр еще больше тех 830 млрд рублей при своем бюджете 230 млрд рублей. Им или их сторонникам порой не нравится применение местного языка в официальном обороте, изучение и владение татарским в Татарстане им представляется излишним.

Моральная и административная поддержка центра помогла оставить татарский язык в статусе факультатива, изучаемого добровольно. Этот неприятный порядок не так уж плох: он пробуждает засыпающие этносы, очищает от бесполезного балласта, раскрывает и множит потенциал «последнего» миллиона татарского сообщества, которое в средние века по количеству было сопоставимо с русским населением.

Татарское общественное движение, пусть умеренное, всегда востребовано и полезно для поддержания баланса. Теперь русскоязычные родители, вдохновленные победой над «языковым игом» татар, требуют ликвидировать министерство образования республики, чтобы было управление федерального ведомства, как это сделано по части МВД и ФСБ. То есть «родительская группировка» не хочет распускаться даже после достижения своей цели. Здесь нужно договариваться, нужен консенсус, разобраться с зачинщиками, разъяснить законы, инструкции и методики, то есть не обязательно текущие вопросы о тетрадках и дневниках выносить на уровень верховного главнокомандующего.

Прокуратуру было бы сподручнее направлять на реальных коррупционеров и экстремистов, а гуманитарные темы можно обсуждать с экспертами, привлекая общественное движение. Не всегда стоит заводить целую партию, достаточно правозащитного движения, группы в социальной сети, особенно консультантов по правовым вопросам.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ РАСПУСТИЛИ
НЕ ТАТАРЫ И НЕ КАЗАХИ С УЗБЕКАМИ

Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа могут способствовать учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры. Приоритетным направлением в деятельности центра должно стать развитие межнациональных отношений, культурного взаимообмена не только в России, но и за ее пределами на международном уровне. Участие коллективов народного творчества центров в республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, праздниках позволяет не только демонстрировать богатство, уникальность и разнообразие культуры народов России, но и способствует развитию культурного обмена, сохранению дружеских отношений, межнациональному сотрудничеству, становлению и укреплению положительного имиджа культурной деятельности всего общества. В этой связи этнокультурные учреждения могут использовать различный арсенал профессиональных форм культурной работы, например, создать Галерею национального костюма с постоянно действующим лекторием, где будут собраны образцы национальной одежды народов России; проводить фотовыставки народного костюма; организовать мастерскую по пошиву дагестанского национального костюма, головных уборов, обуви, изготовлению украшений и т.д., где будут шить костюмы не только для фольклорных творческих коллективов района, но и для жителей села, что позволит привлечь детей и молодежь к изучению исконных ремесел, традиций декоративно- прикладного искусства, послужит сохранению народного костюма, культурному развитию села; организовать кружки, школы художественного мастерства под руководством опытных мастеров для обучения молодежи в целях сохранения, популяризации традиционных народных художественных промыслов в местах бытования тех или иных видов традиционных народных ремесел; создать мастерские по изготовлению музыкальных инструментов, обучение этому искусству детей и молодежи послужит сохранению преемственности поколений с экспозицией народных музыкальных инструментов, где можно проводить мастер- классы с участием мастеров-изготовителей, известных музыкантов, владеющих секретами инструментального мастерства и игры на них и мн.др.; создание культурного проекта «Книги - культурная память», что поможет сохранить историю и традиции села, память о народе, о личностях, прославивших свое село, оставивших след в российской культуре, пробудить интерес и желание изучать многонациональную культуру народов России. Эта деятельность будет служить патриотическому воспитанию, формированию высоких нравственных критериев и эстетических вкусов, утверждению общечеловеческих моральных ценностей, объединению поколений, будет способствовать вовлечение подрастающего поколения в работу по сбору материала об истории села, его прошлом и настоящем, носителях народных традиций, мастерах декоративно-прикладного искусства, которые являются достоянием национальной культуры, а также произведений устного народного творчества (легенд, поговорок, притч, сказаний и др.). Проведение праздников дружбы, народного костюма, национального инструмента, ремесел и народных промыслов «Сельское подворье», «Песни и танцы моего народа» и других традиционных праздников, фестивалей с участием выходцев из села и мн.др., может иметь также туристическую привлекательность, стать объектами знакомства с этнокультурой, природных достопримечательностей села, района. Реализация таких художественно-творческих проектов будет способствовать сохранению традиционного художественного наследия народов, развитию этнотуризма. Культурный туризм в свою очередь станет мощным рычагом в финансовой поддержке художественного наследия, стимулом развития народных ремесел и промыслов, даст новый импульс для сохранения фольклорных коллективов, т.к. выступления фольклорных коллективов, демонстрация уникальной этнокультуры являются одними из пунктов привлечения туристов.

Этнокультурные центры - культурно-досуговые учреждения призваны осуществлять: информационное обеспечение, координацию творческой деятельности, обогащение межмуниципального и межнационального культурного диалога, путем проведение мероприятий в рамках культурного обмена (фестивали, гастроли творческих коллективов по селам, соседним районам, городам, выставки и т.д.), систематическое изучение социокультурных проблем, вопросов востребованности культурно- досуговых услуг населением, состояния деятельности культурно-досуговых учреждений села, района. Работникам культуры необходимо улучшать качество деятельности культурно-досуговых учреждений, как центров межнационального культурного сотрудничества народов России, привлекать и развивать культурный потенциал населения, создавая позитивный имидж своего села, народа.

Примером такого этнокультурного центра является Волгоградска региональная общественная организация казачий этнокультурный комплекс "Наследие".

Цель работы этого этнокультурного центра заключаются в:

  • - Сохранение и возрождение традиционной национальной культуры;
  • - Объединение казачьей молодежи;
  • - Культурно-позновательная деятельность. Организация отдыха;
  • - Воспитание и развите эстетических, морально-нравственных и духовных качеств, путем приобщения к казачьей культуре;
  • - Просвещение в области истории, православия, национального языка "Гутора", культуры и традиций казаков:
  • - Создание условий для физического и волевого развития личности.

Направления деятельности:

  • А) просветительский центр:
    • - Православие;
    • - История;
    • - Этнография;
    • - Этнолингвистика;
    • - Фольклор;
  • Б) военно-спортивный центр:
    • - Паращютная подготовка;
    • - Туристическая школа;
    • - Основы самбо, рукопашного боя
    • - военно-тактическая подготовка.
  • В) фольклорно-этнографическая студия:
    • - Реконструкция казачьих обрядов;
    • - Изучение певческих традиций казаков;
    • - Бытовая хареография;
    • - Фольклорный теотр;
    • - Фольклорный ансамбль.
  • Г) центр дизайна и прикладного творчества:
    • - Изготовление тематической сувенирной продукции, предметов быта;
    • - Изготовление украшений;
    • - Тряпичная кукла.
  • Д) центр традиционной казачьей одежды:
    • - История казачьего костюма;
    • - Пошив национальной одежды казаков, а так же ее трансформация в современные условия (показ моделей, пошив. реализация).

Кроме русских национальных организаций многочисленными и наиболее активными общественными объединениями региона являются: немецкие, татарские, армянские, чеченские, еврейские, дагестанские, украинские, казахские, корейские и др.

Культурная автономия немцев была образована в 1997 году. Ее создание стало итогом десятилетнего развития движения российских немцев в Волгоградской области. Объединившись в национально-культурную автономию, российские немцы при поддержке областной и муниципальных администраций стали уделять основное внимание развитию национальной культуры и языка и, особенно на территории районов компактного проживания немцев. Был открыт немецкий национально-культурный центр в г. Камышине, в школах создавались классы и факультативы с углубленным изучением немецкого языка, национальные художественные коллективы. Традиционным стало проведение праздников немецкой культуры. Хорошей базой для этого стал Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта» в Красноармейской районе г. Волгограда, который является воплощением живой истории немцев-колонистов Поволжья. Здесь функционирует центр немецкой культуры, воскресная школа для взрослых, другие программы.

Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области образована в 1999 году. Эта организация ведет активную работу по развитию культурных традиций татарского народа, по организации национальных праздников - Сабантуй, Курбан-Байрам, Рамазан.

Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области учреждена в 2002 году. Организация создана для объединения усилий украинцев в целях сохранения и развития украинской культуры, языка, защиты прав и интересов своих членов, установления реального равноправия украинцев с населением коренной национальности, укрепления дружбы между нациями.

Волгоградская региональная общественная организация «Казахстан» создана в 2000 году, представляет интересы свыше 50 тыс. казахов области, проживающих компактно в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском и Быковском районах. Цель организации: защита гражданских, экономических и культурных прав и свобод лиц казахской национальности, проживающих в области. Организация развивает культурные традиции казахов, обратившихся за помощью в решении социально-бытовых проблем, поддерживает казахских студентов, ведет среди них культурно-массовую работу. Организация контактирует с представительством Республики Казахстан в г. Астрахани. В 2011 году создана и уже активно действует Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Наследие Казахстана»

Волгоградская областная общественная организация «Армянская община» создана 1997 году. Основными целями организации являются защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан, а также сохранение и изучение культурного и исторического наследия армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построен Храм Святого Георгия. Ведется активная социально-благотворительная деятельность. В 2007 г. создано региональное отделение общероссийской организации «Союз армян России». Работа этих организаций вносит значительный вклад в поддержание традиций и обычаев армянского народа в Волгоградской области, сохранение межнационального мира и согласия, укрепление культурных и экономических связей между Волгоградской областью и Республикой Армения.

Волгоградская городская общественная благотворительная организация «Еврейский общинный центр» была создана в 1999 году для сохранения и распространения традиций, этнокультурного и религиозного наследия еврейского народа, удовлетворения общественной потребности в благотворительности и милосердии. Еврейский общинный центр является учредителем образовательных учреждений - СОШ «Ор Авнер» и детского сада «Ган Геула». Центр проводит большую культурную работу. Организация пропагандирует свою работу в газете «Шофар Поволжья».

Волгоградская региональная общественная организация «Дагестан» зарегистрирована в 1999 году. Основной целью организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных свобод граждан РФ - представителей народов Дагестана, проживающих на территории Волгоградской области. Дагестанская община особое внимание уделяет религиозным праздникам. По инициативе этой организации проводятся соревнования по волейболу и мини-футболу, в которых участвуют команды разных возрастов из представителей различных национальностей. Традиционным массовым культурным мероприятием стало проведение в январе большого концерта в Центральном концертном зале г. Волгограда, посвященное Дню образования Республики Дагестан.

Корейцы начали объединяться в нашем регионе в 2001 г., когда была создана Национально-культурная автономия корейцев г. Волгограда, основной задачей ее является возрождение языка, культурных традиций и обычаев среди корейской молодежи. Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. По инициативе организации несколько лет проводился День независимости Кореи, когда в Волгограде проходил областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов. Сейчас в г. Волгограде осуществляют свою деятельность Волгоградская региональная общественная организация «Центр взаимопомощи корейцев» и Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев».

Официально зарегистрированные национальные объединения осуществляют на территории Волгоградской области широкую деятельность, имеющую ряд основных направлений.

Во-первых, это организационное направление: объединение представителей того или иного этноса в рамках одного сообщества, выделение руководящего аппарата, осуществляющего координацию деятельности членов общины и налаживающего взаимодействие с органами власти другими национальными организациями. Во многом благодаря этому сотрудничеству в регионе удается поддерживать благоприятную, мирную обстановку в сфере межнациональных отношений и национальной безопасности.

Во-вторых, социальное направление: помощь представителям своего этноса в трудных жизненных ситуациях, экономическая поддержка, ускорение адаптации мигрантов, временно находящихся или проживающих на территории Волгоградской области, благотворительная помощь.

В-третьих, это правозащитное направление: оказание юридической поддержки, помощь в оформлении и сборе документов, содействие в получении гражданства.

В-четвертых, образовательное и культурное, ориентированное на сохранение и поддержание традиций, самобытности, языка данной этнической общности. Во многом, данная деятельность направлена не только на сохранение собственных традиций, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.

Безусловно, все перечисленные направления деятельности национальных общественных организаций носят созидательный характер и способствуют стабилизации обстановки в регионе, развитию толерантности, сохранению культурного богатства и разнообразия Волгоградской области

Результаты проведения данных мероприятий объективно способствуют формированию позитивного имиджа соответствующих национальных общин в общественном мнении населения региона. Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Национальные общественные организации Волгоградской области являются значимым фактором, оказывающим существенное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить, что в проведении вышеназванных мероприятий принимали участие кроме непосредственных организаторов, граждане различных национальностей, представляющие актив соответствующих общественных объединений. Данная тенденция в деятельности НОО свидетельствует об их заинтересованности в укреплении межнационального мира и согласия, повышении уровня межэтнической толерантности, развитии взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

И так сделаем вывод: традиционная культура этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В деятельности этнокультурных центров она закрепляет наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступает хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью.

В этнической культуре традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.

7 июня комитеты Государственной Думы по делам национальностей и по развитию гражданского общества провели встречу лидеров национально-культурных автономий на тему «Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации». В мероприятии принял участие сопредседатель совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации Фархат Патиев.

Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов рассказал о приоритетах Комитета в работе с общественными организациями. По его сообщению, одним из первых решений стало создание Совета руководителей Федеральных национально-культурных автономий при Комитете для выработки законодательных предложений в современных условиях.

«Федеральные национально-культурные автономии, молодежные и этнокультурные организации - составляют ядро общественного сектора, являются партнерами государства в этнокультурном развитии и укреплении единства нашей страны, - отметил Гильмутдинов. Поэтому грантовая поддержка всероссийских проектов в сфере межнациональных отношений чрезвычайно нужна».

Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов отметил, что создание общественных объединений и иных некоммерческих организаций является важным элементом формирования и выражения позиций гражданского общества в сфере укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации.

В качестве примера он привел национально-культурные автономии, создание и деятельность которых направлены на взаимодействие государства и общества для защиты национальных интересов граждан России в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Гаврилов напомнил, что по данным Министерства юстиции, в России зарегистрировано более 1150 таких НКО.

По мнению члена Общественной палаты России Александра Щипкова , «основа мира и согласия - это патриотизм, отношение к земле, государству, своей семье, следование традициям» .

Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий отметил, что вопрос сохранения и укрепления межконфессионального и межнационального мира, несмотря на то, что эта проблема давно находится в поле зрения государства и общества, в последние годы стали актуальными из-за осложнения международных отношений, распространения исламского экстремизма и терроризма. «Необходимо консолидировать все здоровые силы гражданского общества и государственных институтов для противостояния национальному и религиозному экстремизму, а также для поддержания духовно здоровой атмосферы нашего общества» , - сказал митрополит Корнилий.

Депутат Государственной Думы Зугура Рахматуллина обратила внимание собравшихся на работу с молодежью и деятельность молодежных общественных организаций. По ее мнению, гарантией будущего межнационального и межрелигиозного согласия будет нацеленность общественных и этнокультурных объединений на патриотическое воспитание.

По мнению первого заместителя председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ивана Сухарева , в состав общественных наблюдательных комиссий, контролирующих соблюдение прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, необходимо выдвигать кандидатов от религиозных организаций, относящихся к традиционным российским конфессиям. В настоящее время таких прав у священнослужителей нет.

Все выступившие в ходе заседания представители традиционных конфессий и общественных организаций также поддержали необходимость укрепления межконфессионального и межнационального мира в России.

В работе «круглого стола» курдов представляли также помощник Председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Шакро Алиханов и помощник Сопредседателя Совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации Дилан Рашоян.

Информацию предоставила пресс-сл у жба Комитета Госдумы по делам национальностей

УДК 329.734

Вопрос участия этнических общественных объединений в системе национальной безопасности страны является одним из актуальных на сегодняшний день. Современная обстановка в Российской Федерации и в мире определила актуальнейшую задачу - поиск более эффективных подходов в обеспечении национальной безопасности государства. Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», экстремистская деятельность национальных, этнических организаций, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране является внутренней угрозой. Тем не менее, ни один нормативно-правовой акт не содержит четкого объяснения, почему именно этнические общественные объединения представляют собой угрозу национальной безопасности России. Следует отметить, что участие межэтнических НКО может способствовать решению конфликтов, проблем и противоречий в области национальных отношений.

Как справедливо отмечает В. Н. Королев: «Обострение угрозы национальной безопасности России со стороны международного терроризма и экстремизма требует от органов государственной власти поиска новых способов, чтобы противодействовать им, что в современных условиях предполагает налаживание тесного взаимодействия с гражданами и общественными объединениями» . Активное участие межэтнических общественных объединений способно изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемым компонентом общей системы обеспечения национальной безопасности. Национально-культурные автономии принято считать одной из форм проявления общественной активности, призванные обеспечивать взаимодействие между гражданами и органами власти. Деятельность данных ассоциаций регулируется ФЗ № 74 «О национально-культурной автономии». Согласно данному нормативно-правовому акту, под национально-культурной автономией понимают форму национально-культурного самоопределения, представляющей собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Данные организации являются актуальной формой выражения коллективной воли части многонационального государства. Их в полной мере можно рассматривать как полноправные элементы формирующегося гражданского общества в России, но их роль в обеспечении национальной безопасности, к сожалению, не обозначена. Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, Федеральный Закон № 74 «О национально-культурной автономии» не содержат пунктов, подразумевающих участие данных автономий в обеспечении национальной безопасности России. Тем самым, необходима проработка механизмов, регулирующих деятельность этнических общественных объединений в сфере обеспечения национальной безопасности страны.

Чтобы определить роль национальных общественных объединений в системе национальной безопасности России, необходимо проанализировать деятельность данных организаций.

Функционирование национальных общественных объединений на территории Российской Федерации включает в себя много направлений. Можно выделить следующие из них, влияющие на социокультурные аспекты национальной безопасности: проведение круглых столов, благотворительная деятельность, печать периодических изданий, проведение концертов, всевозможных «дней культуры», участие представителей национальных общественных организаций в общественных советах исполнительных органов власти и много другое. Однако основная задача названных направлений деятельности национальных объединений сводится к снятию межэтнической напряженности посредством включения групповых этнических интересов в общественные процессы. В. В. Арьков по праву считает, что также одно из приоритетных направлений в их работе - необходимость формирования в сознании своего этноса позитивного образа Другого, толерантное и уважительное восприятие представителей иной культуры, цивилизации .

Роль общественных национально-культурных объединений как института гражданского общества, прежде всего, определяется необходимостью решения национально-культурных проблем этнических общностей. Следует согласиться с точкой зрения В. Н. Гуляихина, что решение межэтнических проблем является приоритетным в политической жизни страны . В связи с этим, роль института общественных национально-культурных объединений в обеспечении национальной безопасности страны обрела особую актуальность. Национально-культурные объединения являются агентом социализации для вынужденных переселенцев, беженцев, мигрантов. Кроме того, они инициирует разработку новых направлений национальной политики Российской Федерации.

Продуктивность национальных НКО определяется, прежде всего, тем, насколько они могут выразить интересы той или иной этнической группы, донести их до сведения органов государственной власти и правоохранительных структур и т. д. Именно реально действующие национально-культурные общественные объединения способны содействовать поддержанию межнационального согласия и формированию межэтнической толерантности.

Национальные общественные организации все чаще выступают с важнейшими социальными инициативами, совместно с органами власти и представителями бизнеса участвуют в решении актуальных социальных проблем. А. З. Сулейманов отмечает, что одновременно с этим они берут на себя роль объективных критиков недостатков государственной системы, роль связующего звена между государством и обществом .

Анализ деятельности региональных национальных общественных объединений позволит выявить их вклад по предотвращению потенциальных внутренних угроз национальной безопасности, а также определить негативные моменты функционирования ряда подобных организаций.

Межэтнические отношения являются актуальными вопросами социокультурной политики для городов с полиэтничным составом населения, так как этносоциальный фактор очень значим для обеспечения национальной безопасности. К подобным городам относится и Волгоград, где на протяжении веков жили вместе представители разных этнических сообществ. В связи с этим, возрастает общественная потребность в осуществлении продуманной, сбалансированной политики в области управления этнокультурным разнообразием населения города-героя Волгограда . Реализация национально-этнической политики Волгограда невозможна без участия национальных общественных организаций.

Одной из наиболее представительных национально-культурных автономий Волгоградской области является «Азербайджанская национально-культурная автономия города Волгограда». Автономия в своей деятельности основывается на принципах:

Многообразия форм внутренней организации;

Самоорганизации и самоуправления;

Свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к азербайджанской этнической общности;

Сочетания общественных инициатив с государственной поддержкой;

Уважительного отношения к языку, культуре, традициям и обычаям других этнических общностей;

Законности;

Формирования гражданского сознания, согласия и мира в многонациональном Российском обществе.

Данная организация оказывает социальную помощь, помощь в трудоустройстве, материальную поддержку не только своим землякам, но также и жителям города Волгограда. Кроме того, «Азербайджанская национально-культурная автономия города Волгограда» участвует в общественной жизни региона: помогают детским домам, оказывает гуманитарную поддержку городу-побратиму Севастополь, производят закладку новых парков, аллей, зон отдыха, высадку деревьев по всей области.

Наиболее активно на социально-политическую ситуацию и межнациональные отношения в Волгоградском регионе влияет общественная организация «Дом Дружбы». Она представляет собой инициативную группу, в состав которой входят русские, украинцы, белорусы, евреи, азербайджанцы, удины, осетины, корейцы, дагестанцы и др. «Дом Дружбы» проявил себя как консолидирующее звено полиэтнической среды региона, которое способствует развитию и гармонизации межнациональных отношений в русле формирования гражданской идентичности - нахождения общих для всего российского общества наднациональных ценностей. Уникальные возможности влияния на социально-политические процессы региона видятся в наличии собственного радио и журнала «Дом дружбы». Среди других форм деятельности можно выделить организацию благотворительных концертов, проведение конференций и иных мероприятий, направленных на сплочение представителей различных этносов. Наличие большого количества партнеров в реализации совместных проектов свидетельствует о мощном потенциале организации в процессе укрепления дружбы между народами всего Южного федерального округа. К числу организаций, сотрудничающих в той или иной мере с «Домом Дружбы», относятся федеральные и региональные органы власти, международные организации, организации культурно-просветительской направленности, национальные общественные объединения Волгограда и области, бизнес-партнеры, а также СМИ. Деятельность организации постоянно расширяется. Она оказывает помощь детским домам, ветеранам войны и труда, малоимущим семьям, занимается организацией КВН, спортивных соревнований среди национальных объединений области. Интернациональные команды «Дома Дружбы» часто выступают и в других республиках и краях России.

Следует отметить, даже, несмотря на тот факт, что Волгоград по рейтингу качества жизни населения находится в хвосте среди городов России , деятельность НКО «Дом Дружбы» благотворно влияет на национально-этническую политику Волгоградского региона, способствует укреплению национальной безопасности. Отсутствие серьезных межэтнических конфликтов - яркий тому пример.

Следующим субъектом РФ, где проживают значительное количество представителей разных этнических сообществ, является Республика Татарстан.

Согласно статистическим данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в процентном соотношении межнациональная ситуация в Республике Татарстан следующая:

Татары - 53,2 %;

Русские - 39,7 %;

Чуваши - 3,1 %;

Удмурты - 0,6 %;

Марийцы, мордва, украинцы - 0,5 %;

Башкиры - 0,3 %;

Азербайджанцы, армяне, таджики, узбеки - 0,2 %;

Белорусы, евреи, немцы - 0,1 %;

Казахи - 0,05 %;

Грузины - 0,04 %;

Киргизы - 0,03 %;

Представители других национальности - 0,3 %;

Лица, не указавшие национальность - 0,15 % .

Несомненно, Республика Татарстан имеет многонациональный и полиэтнический состав, поэтому возникает необходимость проведения политики в области межнационального и межэтнического регулирования.

В. В. Семенов отмечает, что этнокультурные интересы татарского народа представляют две наиболее влиятельные национальные общественные организации - Всемирный конгресс татар и Федеральная национально-культурная автономия татар. . Данные общественно-национальные объединения ведут не только культурно-массовую и организационную работу в ряде регионах, но и также являются официальными представителями татарского населения Р-оссийской Федерации. Например, Федеральная национально-культурная автономия татар взаимодействует с представителями законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан, с представителями федеральных и региональных ведомств, а также с крупнейшими татарскими общественными формированиями. Деятельность данных общественных объединений направлена на расширение сети учреждений национальной культуры, науки, учебных заведений, СМИ. Тем самым, подобные объединения оказывают значительное влияние на социально-политическую, экономическую, духовную жизнь определенной части общества. Все это, несомненно, оказывает положительное влияние на этнокультурное развитие татар, а также национальную безопасность страны.

Национально-этническая политика Республики Татарстан построена на конструктивном взаимодействии государственных и этнических НКО, что, несомненно, является очень хорошим примером построения элементов гражданского общества. Так, за последние два десятилетия проделана огромная работа по стабилизации этнических отношений в регионе. Ярким примером проделанной работы служит создание мощной материальной базы - «Дом Дружбы народов Татарстана» в Казани. Цель функционирования Учреждения - оказание государственной поддержки этническим НКО, входящим в состав Ассоциации национально-культурных обществ Татарстана. Это способствовало решению этнических проблем не только татарского и русского народов, но также других народов, проживающих в Республике Татарстан. Естественно, опыт данного субъекта РФ в сфере регулирования этнических отношений является важным и реализуемым для регионов страны.

Изучив опыт функционирования этнических общественных организаций в ряде регионов РФ, необходимо отметить, что основным направлением деятельности данных организаций в сфере национальной безопасности является организация и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению межнационального мира и согласия. Деятельность рассмотренных выше национальных объединений направлена, прежде всего, на интеграцию представляемых этнических групп в общероссийское социально-культурное пространство, а также налаживание взаимопонимания с местной средой, где осуществляет свою деятельность то или иное НКО. Кроме того, обеспечивается максимально благоприятные условия для всестороннего духовно-культурного развития тех или иных национальных групп, налаживаются связи с представителями этносов в субъектах Российской Федерации, издаются газеты и журналы на русском и языках других народов. В процессе своей деятельности национально-культурные общественные объединения осуществляют взаимодействия с представителями своей этнической группы, с другими национальными объединениями, с институтами власти, с представителями бизнеса, что зачастую способствует профилактике межнациональных конфликтов и укреплению национальной безопасности страны.

Однако далеко не все национальные общественные объединения способствуют укреплению национальной безопасности. Этнические диаспоры зачастую конфликтуют с представителями других национальностей. Например, в Центральном федеральном округе ФНКП «Аззерос», объединяющая более 5 миллионов мусульман, находится в конфликтных отношениях с представителями армянской диаспоры. Е. А. Китайгородцев приводит факты распространения представителями азербайджанской диаспоры документального фильма «Армянский фашизм», разжигающего антиармянские настроения . Причины данных межнациональных противоречий можно отнести к просчетам работы органов власти.

Кроме того, Н. В. Грушко и П. В. Козловский отмечают, что в последнее время в ряде регионах Российской Федерации имели место случаи возбуждения уголовных дел в отношении представителей общественных организаций .

Например, в деятельности Межрегионального общественного объединения «Духовно-Родовая Держава Русь» Московский областной суд усмотрел признаки экстремизма. По мнению суда, они проявились в следующих чертах: наличие агрессивной реакции, использование различных видов насильственных действий, идеологическая обеспеченность деятельности, публичность, противоправность, корпоративность .

Безусловно, подобная деятельность этнических НКО подрывают национальную безопасность. Следует подчеркнуть, что проблема экстремизма в общественных объединениях, национально-культурных автономиях и религиозных организациях имеет сложный характер. Прежде всего, в силу того, что появление экстремистских настроений и действий порождается разными причинами: они вызываются комплексом различных явлений социокультурного и экономического характера. Общеизвестно, что при определенных условиях даже отдельная социальная группа способна сыграть значительную роль в проведении серьезных антигосударственных изменений. М. К. Арчаков полагает, что использование критериев для диагностирования различных экстремистски настроенных общественных организаций позволит более четко определять проявления экстремизма в их деятельности и существенно облегчит задачу своевременного реагирования всех субъектов антиэкстремистской деятельности на потенциальную угрозу национальной безопасности России .

Определяя роль этнических НКО в системе национальной безопасности РФ в целом, стоит отметить, что они являются одним из наиболее активных институтов гражданского общества. Так, В. Н. Гуляихин отмечает, что проводимые ими в последние годы проекты межнационального взаимодействия позволяют эффективно поддерживать стабильную ситуацию в сфере межнациональных отношений в большинстве регионов Российской Федерации .

Органы государственной власти и национально-культурные автономии должны иметь общую цель - укрепление государственности, что подразумевает необходимость плодотворной совместной работы. Деятельность этнических общественных объединений в системе национальной безопасности страны будет положительной, если данные организации будут участвовать в реализации программ федерального, регионального и муниципального уровня, а также к решению значимых задач в области межнациональных отношений, в профилактике и разрешении межэтнических конфликтов. Например, участие в межгосударственном и межрегиональном сотрудничестве, а также в переговорном процессе являются эффективными мероприятиями по предотвращению и урегулированию напряжённости в межэтнических отношениях. Деятельность национально-культурных объединений должна охватывать как можно большее количество проживающих в городе представителей тех или иных национальностей. Им необходимо выявлять формальных и неформальных лидеров для того, чтобы знать, с кем контактировать, если будет необходимо разрешить межнациональный конфликт. Именно через лидеров национальных общественных объединений можно искать и находить пути решения потенциально-конфликтных ситуаций. В свою очередь, представителям власти необходимо стимулировать культурные объединения граждан в целях предотвращения угроз национальной безопасности. Например, можно инициировать проведение межнациональных фестивалей и праздников.

Таким образом, органы государственной власти, объединяя диаспоры, регулирует их отношения с другими общественными организациями и объединениями, способствуя тем самым гражданскому миру и согласию. Определяя роль этнических общественных объединений в системе национальной безопасности РФ в целом, необходимо отметить, что они имеют огромной потенциал для достижения демократизации, а также на предотвращение социальных конфликтов и гармонизацию межэтнических отношений. Их деятельность по урегулированию проблем определенной части населения способствует, например, успешной адаптации мигрантов и формированию комфортного этнического фона региона. Использование положительного опыта национально-культурных НКО позволит успешнее реализовывать национальную и миграционную политику каждого субъекта РФ, тем самым, способствуя укреплению национальной безопасности России.

В Москве завершился форум "Клуб межнациональных инициатив". Проект подытожил двухлетнюю деятельность Федеральной еврейской национально-культурной автономии по обучению лидеров НКО социальному проектированию. В столице собрались 40 лучших участников из регионов России. Какие проблемы волнуют представителей НКО сегодня и как их решать, специально для "НацАкцента" выясняла выпускница Школы межэтнической журналистики Мария Вахрушева.

Если у вас украли проект

Проекты ФЕНКА известны своим качеством, будь то форумы, выставки или кинопоказы. Вот и на сей раз организаторы составили очень насыщенную и разнообразную программу: лекции, дискуссии, выездные занятия, мастер-классы. В первый же вечер работы Клуба был представлен необычный форум-театр "Соседи".

В форуме играют непрофессиональные актеры. Текст сценки пишут они же, - пояснила специфику представления художественный руководитель Юлия Шевелева . - Фишка в том, что мы обсуждаем со зрителем действия героя в той или иной ситуации. Но даже и это не самое главное. Моя любимая часть форума, когда зритель может встать на место актера и проиграть любой фрагмент так, как ему нравится.

Таким способом создатели спектакля показывают зрителям, с какими проблемами они могут столкнуться в реальной жизни, и подготавливают заранее к правильным решениям.

Форум-театр работает на базе Центра толерантности Еврейского музея, где тоже побывали участники форума. На выездном занятии своим опытом в проектировании поделилась директор Центра Анна Макарчук .

Когда придумываешь проект, важно предугадать, что нужно обществу, - рассказала Анна. - Только помните: вам не должно быть жалко ваших трудов. К сожалению, людям свойственно конкурировать: за лидерство, деньги, идею. Отойдите от этого и переходите к сотрудничеству. И если у вас украли проект, то это ваш архиуспех!

Стратегия и комсомол

Центральным событием форума стал круглый стол в Общественной палате РФ, посвященный реализации Стратегии госнацполитики в регионах. Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Иосиф Дискин отметил, что государство – не главный игрок на поле межнациональных отношений. Ведущую роль эксперт отводит гражданскому обществу.

- Мяч на стороне НКО, ведь для нас и создавали стратегию, - соглашается гендиректор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева . – Однако перед государством мы не должны выглядеть как попрошайки.

Нужно строить партнерские отношения не только с властью, но и с другими НКО. Наша главная задача – быть активными игроками. Нужно создавать больше новых творческих проектов и не бояться, что ими может воспользоваться кто-то другой.

- За четыре года работы Стратегии нам удалось уйти от понимания национальной политики как "танцевально-пожарных мероприятий", - отметил замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин . -Сегодня запущены более серьезные проекты, как, например, Большой этнографический диктант. Его результаты лучше, чем мы предполагали, если говорить с точки зрения количества участников. Но посмотрев на статистику правильных ответов, приходим к выводу, что мы безграмотны в области этнокультурного многообразия нашей страны. . Как это исправить? Только просвещением самих себя и окружающих.

Сохраняя идентичность своей нации, мы должны интересоваться и культурами наших соседей, - добавила Мехрибан Садыгова , президент ФНКА азербайджанцев России. – Вспомнаю хороший пример единения – комсомол. Не важно, какой ты был национальности. Главное было идти только вперед и с песней!

Участники круглого стола также интересовались вопросами финансирования проектов, нацеленных на изучение национальных языков, переподготовку кадров. Жаркие споры вызвало и обсуждение роли СМИ в реализации Стратегии.

По материалам конкурса Гильдии межэтнической журналистики "СМИротворец", где я была одним из членов жюри, видно, насколько чутко реагируют журналисты на межэтническую тематику. Появилось больше материалов по цыганской теме, о Северном Кавказе. Это и понятно, ведь СМИ – лакмусовая бумажка общества, – пришла к выводу Евгения Михалева .

Однако если в печатных СМИ заметна положительная тенденция развития межнациональной темы, то такой вывод рано делать о телевидении.

Посмотрите телевизор: в самое ходовое время, в 8-9 часов вечера, ничего нет по нашей теме. А даже если и есть, то только передачи, разжигающие национальную неприязнь, - возмутилась Мехрибан Садыгова . - Почему бы не показать, например, что-то про малые народы Севера. Ведь каждый день мы говорим об укреплении нации. Неужели нельзя заразить ТВ нашей гордостью?

Тему информационной политики в этнокультурных НКО продолжила в отдельном выступлении президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге :

Ощущений, что НКО что-то делают, у СМИ и общества нет. Двери организаций должны открыться, чтобы информация о них дошла до населения.

Она отметила, что в целом сегодня меняется структура медиапотребления. Более востребован видеоконтент, а не большие тексты.

Кто знает видео-блог "Дневник Хача"? – спрашивает участников Маргарита Лянге.

В аудитории подняли руки только два человека.

Между прочим, у него сотни тысяч подписчиков. И он - непрофессиональный журналист - оказывается порой намного влиятельнее, чем иные официальные СМИ. Это пример того, что играть на этом поле может любой в том числе и НКО, если оно задастся такой целью и будет постоянно забрасывать в сеть креативные материал - резюмировала эксперт.

Кино без провокаций

В один из вечеров для участников состоялся специальный показ фильма "Коробка". Представлять картину пришли продюсер Елена Гликман и один из главных актеров Кирилл Дегтярь .

По словам продюсера, картина поднимает тему "русские и не русские":

- Я, еврей по национальности, играл кавказца. Парень, сыгравший главного русского футболиста, - мусульманин, - рассказал Кирилл. - Других кавказцев играют осетин, азербайджанец и армянин. То, что двое последних подбадривают друг друга, хлопают по плечу, к сожалению, возможно только в кино.

Действительно, мы не довели конфликт, хотя у нас был вариант с убийством одного из игроков. Но мы подумали, что итак достаточно провокаций в жизни, - вздыхает Елена. - И создали только модель отношений. Хочется, чтобы все конфликты решались по этой модели.

Сценарий фильма начали писать в 2010 году после убийства футбольного фаната Егора Свиридова и событий на Манежной площади. В этом году картина вышла на большие экраны. Несмотря на то, что фильм вызвал бурное обсуждение и одобрение участников "Клуба межнациональных инициатив", в прокате он не окупился.

В целом, это проблема российского кино. Всего лишь 4-5 фильмов отечественного производителя окупается в кинотеатрах. У нас у всех есть долги перед фондом кино. Но мы показываем "Коробку" на многих фестивалях, включая зарубежные. И нас везде хорошо принимают, - улыбается Елена.


Мнения участников форума:

Делегат организации "Казахи Омска" Диана Аубакирова:

Организация проекта была на высоте! Этому стоит поучиться, особенно в регионах.

Анна Игнатова , представитель Ярославской Общественной организации возрождения русской культуры и традиций "Петропавловская слобода":

Было полезно и насыщенно! С удовольствием прикоснулась к еврейской культуре, было интересно увидеть, как отмечают Шаббат. Один из дней форума выпал как раз на этот праздник. Когда знакомишься с другими традициями, начинаешь смотреть на жизнь под новым углом. И после этого форума как раз изменился мой угол зрения. Мне понравился и круглый стол в ОПРФ, и поездка в Еврейский музей. А форум-театр я обязательно попробую реализовать у себя.

Мария Вахрушева

Материалы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!