Это жизнь - портал для женщин

Социология и изучение общества. Основные методы сбора первичной социологической информации, их характеристика Наиболее распространенные методы сбора социологической информации

Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос , который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме.

Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).

Анкетный опрос (анкетирование) заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.

Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).

Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.

Анкета состоит из четырех частей:

1) Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;

2) Информационная часть включает содержательные вопросы.

Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов [например, на вопрос “Как вы оцениваете деятельность П. на посту премьера?” дается три варианта ответа (положительно; отрицательно; затрудняюсь ответить), из которых респондент выбирает соответствующий], и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам (например, “Где вы собираетесь отдыхать этим летом?” Ответы: “На даче”, “В санатории”, “За границей на курорте” и т.д.).

Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.

Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности.

Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.

3) Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респонденах (например, пол, возраст, профессия и т.д. – “рапортичка”).

4) Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.

Второй вид опроса – интервьюирование (от англ. inter-view – беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.


Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.

Еще одним видом опроса является экспертный опрос, в котором в качестве респондентов выступают эксперты-специалисты в какой-нибудь деятельности.

Следующий важный метод сбора информации – наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневник наблюдений, фото- кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы в процессе определенной деятельности, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдение полевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное (формализованное) и нестандартизованное (неформализованное); систематическое и случайное.

Первичную социологическую информацию можно также получить, анализируя документы.Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. В качестве документов выступают официальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма, пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей, записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте и т.д. Разработаны методы качественного и количественного анализа документов. Среди них следует отметить биографический метод, или метод анализа личных документов, и контент-анализ , представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т.д.).

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и т.п.). При изучении малых групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено “субъективное измерение” отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия .

И, наконец, еще один метод сбора данных – эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент – манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.

Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования , составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.

Составлением рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй – основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.

2. Обработка и анализ результатов социологического исследования

Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:
- редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;
- кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
- статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
- интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом .
Анализ информационного материала различается в зависимости оттого, какое исследование проводится - качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно дать как можно более полное, максимально приближенное к действительности представление о наблюдаемом явлении, но избежать излишних комментариев), правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники (важно максимально полно способствовать передаче восприятия действительности самими действующими лицами и избегать оправданий или диагностирования их поведения, чисто воспроизвести мнения действующих лиц, но и не менее важно сохранить те стороны изучаемого явления, которые подлежат лишь аналитической конструкции). В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй - ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
Основные процедуры социологического измерения.
Измерением называется процедура наложения объектов измерения (относительно свойств и отношений между ними) на определенную числовую систему с соответствующими отношениями между числами, которые в социологических исследованиях называют шкалами.
Шкала - это отображение произвольной эмпирически системы с отношениями в числовой системе, состоящей из множества всех действительных чисел. Номинальной шкалой называется шкала наименований, включающая перечень качественных объективных характеристик респондента (пол, национальность, образование, социальное положение) или мнений, установок, оценок. Упорядоченная номинальная шкала (или шкала Гуттмана) предназначена для измерения субъективного отношения к объекту, установок субъекта. Эта шкала обладает такими важными достоинствами, как кумулятивность и репродуктивность. Ранговая шкала включает ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака. Интервальная шкала - это тип шкалы, определяемый разностью (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта, выраженной в баллах или числовых значениях. Каждая шкала допускает лишь определенные операции между символами (индикаторами признака) и вычисление лишь конкретного набора статистических характеристик.
Отработка шкалограммы имеет свою процедуру: отбирается экспериментальная группа (около 50 человек), которой предлагается высказаться по поводу суждений, предположительно образующих континуум. Высший балл по шкале определяется суммированием оценок по каждому ответу. Данные опроса экспериментальной группы располагают в виде матрицы так, чтобы упорядочить опрошенных по числу набранных баллов от высшего к низшему. Знак «+» означает благожелательное отношение к объекту оценивания, «-» - неблагожелательное.
Анализ и обобщение.
Существуют качественные и количественные виды анализа массовой информации. К качественным видам относятся:
- функциональный анализ, направленный на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;
- структурный анализ, связанный с выявлением внутренних элементов объектов и способа их сочетания;
- системный анализ, представляющий собой целостное изучение объекта.
Количественный (статистический) анализ информации включает совокупность статистических методов обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в результате социологического исследования. По характеру решаемых задач и используемого математического аппарата методы статистического анализа подразделяются на четыре основные группы:
1) одномерный статистический анализ - дает возможность анализировать эмпирическое распределение измеренных в социологическом исследовании признаков. В этом случае вычленяются дисперсии и средние арифметические значения признаков, определяются частоты встречаемости различных градаций признаков;
2) анализ сопряженности и корреляции признаков - предполагает использование совокупности статистических методов, связанных с вычислением парных корреляций между признаками, измеренных в количественных шкалах, и анализ таблиц сопряженности для качественных признаков;
3) проверка статистических гипотез - позволяет подтвердить или опровергнуть определенную статистическую гипотезу, обычно связанную с содержательным выводом исследования;
4) многомерный статистический анализ - позволяет анализировать количественные зависимости отдельных содержательных сторон исследуемого объекта от множества его признаков .
Таблица сопряженности признаков - форма представления данных об объектах социологического исследования на основе группировки двух или более признаков по принципу их сочетаемости. Наглядно можно представить лишь в виде набора двумерных срезов. Таблица сопряженности позволяет провести поградационный анализ влияния какого-либо признака на другие и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния двух признаков. Таблицы сопряженности, образованные двумя признаками, называются двумерными. Для них разработано большинство мер связи, они более удобны для анализа и дают корректные и значимые результаты. Анализ многомерных таблиц сопряженности признаков в основном состоит из анализа составляющих ее маргинальных двумерных таблиц. Таблицы сопряженности признаков заполняются данными о частотах совместной встречаемости признаков, выраженных в абсолютном или процентном отношениях.
Существует два основных класса статистических выводов, которые делаются при анализе таблиц сопряжения: проверка гипотезы о независимости признаков и проверка гипотезы о связи между признаками.
Статистические методы анализа включают в себя:
- анализ средних величин;
- вариационный (дисперсионный) анализ;
- изучение колебаний признака относительно его среднего значения;
- кластерный (таксономический) анализ - классификацию признаков и объектов при отсутствии предварительных или экспертных данных о группировке информации;
- логлинейный анализ - поиск и оценку взаимосвязей в таблице, сжатое описание табличных данных;
- корреляционный анализ - установление зависимости между признаками;
- факторный анализ - многомерный статистический анализ признаков, установление внутренних взаимосвязей признаков;
- регрессионный анализ - изучение изменений значений результатирующего признака в зависимости от изменений признаков-факторов;
- латентный анализ - выявление скрытых признаков объекта;
- дискриминантный анализ - оценка качества экспертной классификации объектов социологического исследования.
Исследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. В соответствии с целью исследования они имеют различную форму: устную, письменную, с использованием фотографий и звука; могут быть краткими и сжатыми или пространными и подробными; составленными в расчете на узкий круг специалистов или для широкой публики.
Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлении его заказчику. Структура отчета определяется типом проведенного исследования (теоретическое или прикладное) и соответствует логике операционализации основных понятий. Если исследование носит теоретический характер, то в отчете основное внимание уделяется научной постановке проблемы, обоснованию методологических принципов исследования, теоретической интерпретации понятий. Затем дается обоснование построения применяемой выборки и - непременно в форме самостоятельного раздела - проводится концептуальный анализ полученных результатов, а в конце отчета излагаются конкретные выводы, возможные практические результаты и способы их реализации. В отчете о прикладном исследовании основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком. В структуре такого отчета обязательны описание объекта и предмета исследования, задач исследования, обоснование выборки. Основной акцент направлен на формулирование практических выводов и рекомендаций и реальные возможности их реализации.
Число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социологической проблемы, характеристику параметров исследования. Во втором разделе описываются социально-демографические особенности объекта исследования. Последующие разделы включают ответы на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение дает практические рекомендации, в основе которых лежат общие выводы. К отчету обязательно делается приложение, содержащее все методологические и методические документы исследования: статистические таблицы, диаграммы, графики, инструментарий. Они могут быть использованы при подготовке программы нового исследования .

4. интерпретация.

Для того, чтобы использовать полученные в ходе исследования социологические данные, их надо правильно интерпретировать. В социологии термин «интерпретация» (от лат. interpretatio) употребляется в значении истолкования, объяснения, перевода на более понятную форму выражения. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным явлениям и процесса.

На стадии интерпретации наряду с обоснованием репрезентативности социологу необходимо «перевести» полученные данные в показатели (проценты, коэффициенты, индексы и т.п.). Полученные в результате этого количественные величины приобретают смысловое значение, социологическую значимость только путем соотнесения их с замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т. е. трансформируются в показатели социальных процессов.

На стадии интерпретации происходит оценка степени подтверждения выдвинутых гипотез исследования. При этом необходимо помнить, что любые цифры и социологические количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Отсюда - возможность их различной интерпретации. В зависимости от позиции исследователя, его должностного положения и ведомственной принадлежности одни и те же показатели могут трактоваться как позитивные, как отрицательные или не выражающие какой-либо тенденции.

При интерпретации полученных результатов социологического исследования важно правильно избрать критерии оценки, то есть признаки, по которым судят об уровне развития исследуемого социального явления или процесса. Ошибка в выборе критерия может повлечь за собой ошибочную интерпретацию полученных результатов.

Например, К. Маркс в качестве всеобщего критерия эволюции общества рассматривал классовую борьбу.

Д. Морено утверждал, что подлинную структуру общества невозможно обнаружить, не попытавшись ее модифицировать на межличностном уровне. Но очевидно, что не все, что «работает» в малой группе, можно распространить на все общество.

С точки зрения современной социологии такими критериями могут быть: социальные, экономические интересы и правовые гарантии их защиты.

Интерпретация включает в себя также понимание и разъяснение терминологии, толкование дополнительно привлеченной информации, т.е. является своеобразным качественным анализом полученных данных. К ней относятся такие формы анализа, как типологизация, ранжирование, моделирование.

Одним из основных способов интерпретации является соотнесение данных.

Тема 5.Общество как социальная система.

1. социологический анализ

2.соврем.подходы к пониманию общества. Типология обществ.

3. соц-исторический детерминизм. Соц.действие. Соц.связи.

1. социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена по крайней мере на двух уровнях: макро- и микросоциологическом.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Микросоциологический уровень анализа представляет собой изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека. Это системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют малые группы, члены которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием. Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

2. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории ""общество".

Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами, французский ученый XVIII века Сен-Симон считал, что общество -это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины XIX века Прудона - это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1) как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2) как автоматически действующий "механизм", состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, "атомов" и т.д.

Среди современных концепций общества выделяется "атомистическая" теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Ее автором является Дж.Девис. Он писал:

"Все общество в конце концов можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром"

Крайним выражением этой концепции была теория Г.Зиммеля. Он считал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи - это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу.

Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в "сетевой" теории общества Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов

В теориях "социальных групп" общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы В этом смысле можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общины. Если в "атомистической" или "сетевой"" концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в "групповых" теориях -группы людей. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество".

В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений.

1) общество - это система частей, объединенных в единое целое;

2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе;

4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер:

5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К.Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество - это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

Типология обществ.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские.Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

3. Выделение функциональных подсистем поставило вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том. какая же из подсистем определяет облик общества в целом. Детерминизм -это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так. все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.

Однако в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К.Маркс, например, отдавал предпочтение экономической подсистеме (экономический детерминизм). Сторонники

технологического детерминизма усматривают определяющий фактор общественной жизни в развитии техники и технологий. Сторонники культурного детерминизма считают, что основу общества составляют общепринятые системы ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических или генетических характеристик людей.

Если подойти к обществу с позиций исследования закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией социально-исторического детерминизма. Социально-исторический детерминизм - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек - не только объект, но и субъект социального действия.

Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М.Вебер для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей.

Сущность общественной жизни кроется в практической человеческой деятельности Человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому в какой бы сфере общественной жизни его деятельность не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий. осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя их достижения различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические.

История и социальные отношения не существуют и не могут существовать в отрыве от деятельности. Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется по объективным закономерностям, не зависимым от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют люди, избирающие в соответствии со своим социальным положением различные пути и способы ее осуществления.

Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности. Таким образом, социальные законы - это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

Понятие «социальное действие (деятельность)»свойственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие - проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса. Живя в обществе подобных себе, соответственно имеющих свои интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В этом случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае - жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

§ является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

§ сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;

§ социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, этоцелерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными .

Социальная связь это не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.

Тема 5. Понятие соц.института. Институционализация как форма организации жизни.

1. институционализация общественной жизни.

2. Государство как базовый социально-политический институт. Гражданское общество.

3. Семья в системе социальных институтов общества.

4. Религия как соц.институт.

5. социальные организации, ассоциации. Бюрократия как модель организации людей.

1. Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) --

это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной

деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых

разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования,

здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего

употребляемое значение термина "социальный институт" связано с

характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации

общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и

стандартизации называется институционализацией

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, пред институциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характератеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше. При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: 1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2. формирование общих целей; 3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4. появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

2. Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти в обществе, поэтому именно оно является центральным институтом политической системы. Само понятие «государство» употребляется в двух основных значениях: в узком значении термин обозначает институт господства одних социальных групп над другими, противостоящий всему обществу; в широком - государственно оформленную социальную общность, гражданский союз.

Таким образом, государство выступает как система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти (законодательной, исполнительной и судебной), контролирует свою территорию, защищает население страны перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.

Историческое значение государства для становления и развития цивилизации определил английский философ Томас Гоббс, автор знаменитого политико-философского трактата «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Он писал: «Вне государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство, в государстве - владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность».

Выделяют следующие основные признаки государства:

Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев;

Территория, очерчивающая границы государства;

Прерогатива на издание общеобязательных нормативно-правовых актов (законов, указов и т.п.);

Суверенитет, т.е. политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешней политической деятельности;

Право на взимание налогов и сборов с населения;

Монополия на легальное применение силы, физического принуждения в отношении населения.

В обществе государство выполняет определенные функции, которые характеризуют основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, а именно:

Внутренние (защита существующего способа производства, регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений; охрана общественного порядка и культурно-воспитательная деятельность);

Внешние (защита интересов государства на международной арене; обеспечение обороны страны, либо военной и политической экспансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими странами, взаимовыгодного сотрудничества; участие в решении глобальных проблем; развитие различных форм интеграции и участие в международном разделении труда).

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Опрос как метод сбора первичной социологической информации

Метод опроса является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Опрос можно определить как метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации.

В современной прикладной социологии опросы классифицируются по различным основаниям. По характеру взаимосвязей социолога и респондента опросы подразделяются на заочные – анкетные и очные – интервью. По степени формализации – на стандартизированные (проводимые по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делят на одноразовые и многоразовые. К достоинствам метода опроса следует отнести: а) его универсальность, позволяющую получать информацию по любому поводу, в любых отраслях деятельности физической культуры (физической рекреации, реабилитации, спорте, физическом воспитании); б) возможность изучения внутреннего мира человека; в) репрезентативность данных; г) более быстрое получение результатов (по сравнению с методом наблюдения).

Применение этого метода более плодотворно, если социолог учитывает личностные особенности, и, прежде всего, социально-психологические характеристики респондентов. Такие свойства человека, как пол, возраст, профессия, мировоззрение опрашиваемого во многом определяют ответы на вопросы, поставленные в анкете. Специфическим видом опроса является экспертный опрос.

Анкетирование

Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование.

Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета (или опросный лист) и респондент.

В практике физической культуры и спорта анкетный опрос применяется в целях выявления интересов и потребностей в занятиях физическими упражнениями, условий, препятствующих и активизирующих эти занятия, определения мнений о значении и роли физической культуры, здорового образа жизни и т.д.

Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным.

Групповой анкетный опрос широко применяется в сфере физической культуры по месту учебы школьников, учащихся и студентов, в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных командах. Анкеты раздаются для заполнения в учебной аудитории или по месту занятий. Обычно анкетер работает с группой из 15-20 человек. Важным положительным моментом при этом является то, что обеспечивается стопроцентный возврат анкет, а также и то, что во время заполнения респонденты могут получить информацию по технике заполнения анкет.

При проведении индивидуального анкетирования производится раздача анкет каждому респонденту по месту жительства, учебы или работы.

При проведении опроса необходимо придерживаться определенной процедуры:

1. Создание необходимых оптимальных условий для проведения опроса (посадочные места, наличие ручек, карандашей и т.д.)

2. Точное и емкое объяснение цели и задач опроса, техники заполнения анкет.

3. Исключение внешних негативных факторов (присутствие посторонних лиц, плохое освещение и т.д.)

Интервьюирование, как разновидность опроса, в современных социологических исследованиях, получило широкое распространение и представляет собой непосредственный контакт субъекта с респондентом. При этом респондент устно отвечает на вопросы, задаваемые интервьюером.

Интервью – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью активно используется в социологии, психологии, педагогике и других сферах деятельности. Не исключением является и физическая культура. В данном случае интервью применяется для получения информации о ценностных ориентациях респондентов относительно физической культуры, их взглядах, интересах отношений этой сферы деятельности. Особую ценность представляет информация о причинах негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Интервью как метод сбора социологической информации имеет ряд преимуществ, основу которых составляет, прежде всего, возможность более глубокого проникновения в социально-психологические механизмы исследуемых процессов путем получения всесторонней информации о мнениях, мотивах поведения, представлений респондентов. Это связано с тем, что в интервью как бы объединяются два метода: опрос и наблюдение. Их сочетание позволяет интервьюеру наблюдать за психологическими реакциями респондента и при необходимости корректировать план беседы.

Указанная выше особенность обуславливает и другие положительные стороны интервью: а) наличие обратной связи между объектом и субъектом, что допускает некоторое разнообразие линии поведения последнего при проведении интервью; б) обеспечение максимальной полноты ответов респондентов (в анкете отдельные вопросы могут быть пропущены); в) получение более конкретной и образной информации; г) возможность создания непринужденной обстановки при беседе; возможность установления большей степени искренности ответов.

По форме интервью делятся на две группы: свободное (нестандартизированное) и стандартизированное (формализованное).

Свободное интервью носит характер непринужденной беседы, когда ни формулировка, последовательность, количество вопросов, ни предлагаемые ответы, способ их записи заранее не определяется. Такие беседы уместны на стадии разведки, уточнения проблемы.

Формализованное интервью предполагает деятельную разработку всей процедуры опроса (определение общего плана беседы, последовательности вопросов, вариантов предлагаемых ответов). Данное интервью в зависимости от цели его проведения и направленности разделяют на: а) клинические – длительные, глубокие по содержанию; б) фокусированные – кратковременные. Цель клинического интервью – получить более полную и достоверную информацию о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого. Цель фокусированного – извлечь информацию о конкретной проблеме, процессе или явлении.

По типу респондентов интервью бывают: а) с официальным лицом; б) с экспертом; в) с рядовым респондентом.

По способу общения между исследователем и респондентом интервью подразделяются на: а) явные (лицом к лицу); б) скрытые (телефоны, по сети «Интернет»).

Интервью подразделяются также по технике регистрации ответов – на протоколируемые и непротоколируемые.

Наряду с положительными характеристиками интервьюирование имеет ряд проблем при сборе социологической информации. Вот некоторые трудности, возникающие при интервьюировании:

1. Поиск психологического контакта с каждым респондентом;

2. Значительные временные затраты;

3. Трудоемкость подготовки интервьюиров;

4. Решение проблемы анонимности.

Характеризуя различные стороны интервью как исследовательского метода, необходимо подчеркнуть, что знания о нем будут далеко не полными, если не будет дана характеристика интервьюира и основные требования к его профессиональным характеристикам. Необходимо учитывать следующие из них:

1) обладание высокой степенью коммуникабельности;

2) достаточная степень эрудированности;

3) умение нравиться окружающим;

4) профессионально разбираться в проблеме интервью;

5) быть психологически устойчивым от влияния интервьюируемого.

Одним из основных условий, влияющих на получение достоверной информации при интервью является наличие качественного составленного вопросника. Под вопросником в социологии понимается документ, в котором соответствующим образцом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В вопроснике указываются имя интервьюира, тема интервью, место проведения, отношение респондента к беседе, длительность беседы, вопросы и ответы на них, некоторые социально-демографические данные о респонденте.

Составление вопросника начинается с изучения проблемы, объекта и предмета исследования. Обычно данный документ представляет собой единство вводной, основной и демографической частей.

Характерной чертой вопросников является наличие блоков вопросов, необходимость которых обусловлена однозначностью понимания ключевого вопроса, детальностью разработки исследуемой проблемы.

Особым видом опроса является экспертный опрос . К этому виду опроса социологи обращаются при необходимости проверки полученной информации, профессиональной оценке исследуемых процессов или явлений, сопоставлении взглядов и представлений на проблему. В сфере физической культуры и спорта экспертами чаще всего выступают учителя физической культуры, тренеры по видам спорта, преподаватели ВУЗов, ученые, практические работники сферы организации, управления и менеджмента физической культуры и спорта.

Одной из главных проблем экспертных опросов является проблема подбора экспертов. Наиболее распространенным методом подбора экспертов являются: документальный (основан на изучении характеристик, рекомендаций), метод тестирования (проведение ряда тестов на профессионализм), метод самооценки, метод взаимооценок.

Введение

Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.

Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

Для этого нужно изучить каждый из методов получения первичной информации, выявить его основные преимущества и недостатки по сравнению с другими, определиться с областью их применения. Эти аспекты и будут являться основными целями данной работы. Так же будет определена роль невербального поведения при проведении группового фокусированного интервью, и то какое значение придают этому поведению сами социологи.


1. Основные методы сбора социологической информации

В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.

Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов .

На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:

Опрос (анкетирование и интервьюирование);

Анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));

Наблюдение (невключенное и включенное);

Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

1.1 Опрос

Одним из основных в социологии является метод опроса. У многих людей представление о социологии основано на использовании именно этого метода. Между тем он не является изобретением социологов. Гораздо раньше им пользовались и медики, и педагоги, и юристы. До сих пор сохранилось «классическое» деление урока на опрос и объяснение нового материала. Однако социология дала методу опроса новое дыхание, вторую жизнь. И сделала это настолько убедительно, что сейчас ни у кого не остается сомнения в подлинной «социологичности» описываемого метода.

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой

Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом (исследователем) и обследуемым (респондентом), благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.

Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:

Психологического состояния респондента в момент опроса;

Ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Начнем с анкетирования. Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него. По форме проведения оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы, то есть там, где за короткое время нужно опросить значительное число людей. Обычно один анкетер работает с группой в 15- 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником. У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера (случай, когда анкеты раздаются заранее и респондент заполняет их дома и через некоторое время возвращает обратно). Главный недостаток индивидуального анкетирования, то, что не все опрашиваемые возвращают обратно анкеты. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего – почтовый опрос, опрос через газету.

Письменный опрос проводится с помощью анкет. Анкета – это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой .

Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, - это интервьюирование .

Интервью обычно применяют, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого .

Интервью - это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу .

Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или на дому - в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере.

По технике проведения интервью подразделяются на свободные, стандартизованные и полустандартизованные. Свободное интервью - это довольно длительная беседа без строгой детализации вопросов, по общей программе. Здесь обозначается только тема, предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы складывается уже в ходе опроса. Интервьюер свободно определяет форму и способ ведения беседы, то, каких проблем он будет касаться, какие вопросы задавать, с учетом возможностей самого респондента. Респондент свободен в выборе формы ответа .

Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры опроса, т.е. включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Интервьюер не может менять ни форму вопросов, ни их последовательность. Данный тип интервью используется при массовых опросах, целью которых является получение, однотипной информации, пригодной для последующей статистической обработки. К стандартизованному интервью часто прибегают, когда человеку физически сложно заполнить анкету (он стоит у станка или у конвейера).

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Анализ документов.

При сборе первичной социологической информации используют 4 основных метода: опрос, наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов.

Опрос – метод сбора социологической информации, который заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Опросные методы реализуются в системе «вопрос-ответ» с последующей качественной и количественной обработкой полученных данных.

Достоинства опросного метода:

1) организационные преимущества – опрос всегда легче организовать, чем другие методы социологического исследования;

3) возможность максимально использовать технические средства для обработки полученных данных.

Недостатки метода:

На качество полученной методом опроса информации влияют 2 группы факторов:

1) факторы, связанные с личностью респондента – уровень образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и т.д.;

2) факторы, связанные с деятельностью самого исследователя – уровень профессионализма, умение работать с респондентом и т.д.

Виды опроса:

1) По способу общения социолога с респондентом:

а) очный опрос – анкетер лично вручает анкету респонденту и лично получает заполненный опросный лист;

б) заочный опрос – анкета по предварительному согласию высылается через почту (почтовый опрос) или предлагается через печатный орган (прессовый опрос).

2) По глубине знания проблемы:

а) массовый опрос – мнение неспециалистов по той или иной теме, проблеме;

б) экспертный опрос – опрос специалистов по проблеме.

3) По масштабам охвата носителей исследуемой проблемы:

а) сплошной опрос – охватывает все население, составляющее исследуемую группу или общность (например, перепись населения города, страны);

б) выборочный опрос - опрашивается небольшая часть изучаемой группы, общности.

4) По процедуре проведения:

а) индивидуальный опрос;

б) групповой опрос.

5) По частоте проведения:

а) одноразовые;

б) многоразовые.

6) Основными разновидностями опроса являются: анкетирование и социологическое интервью.

Анкетный опрос – вид социологического опроса, суть которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов (анкет). Взаимодействие между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты.



Социологическое интервью – вид социологического опроса, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Виды интервью:

1) По степени формализации:

а) стандартизированное, или формализованное – беседа по жестко фиксированному опроснику;

б) нестандартизированное, или неформализованное – отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента;

в) полустандартизированное – сочетающее в себе элементы формализованного и неформализованного интервью.

2) По процедуре проведения:

а) индивидуальное;

б) групповое;

в) однократное;

г) многократное.

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта.

Достоинства социологического наблюдения:

1) отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта, это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации;

2) помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения, наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события, такая информация недоступна для получения другими методами.

Недостатки социологического наблюдения:

1) неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения накладывает отпечаток на интерпретацию учеными наблюдаемых явлений;

2) восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения;

3) наблюдение локально, оно носит ограниченный характер, позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени;

4) не все социальные факты поддаются наблюдению;

5) социолог-наблюдатель всегда испытывает трудности, связанные с фиксацией результатов наблюдения.

Именно по этим причинам наблюдение используется в комплексе с другими социологическими методами.

Виды наблюдения:

1) По степени формализации:

а) стандартизированное наблюдение – исследователь заранее определяет, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение и сосредоточивает на них внимание;

б) нестандартизированное наблюдение – исследователь заранее не определяет элементы, подлежащие изучению, а в ходе наблюдения определяет их и фиксирует.

2) По положению наблюдателя:

а) невключенное наблюдение – социолог изучает объект исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты;

б) включенное наблюдение – социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления.

Включенное наблюдение делится на:

Открытое – участникам группы известны цели исследования;

Скрытое – участникам группы неизвестно, что за их поведением и поступками наблюдают.

3) По условиям организации наблюдения:

а) лабораторное – осуществляемое в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях;

б) полевое – проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации.

4) По регулярности проведения:

а) систематическое;

б) эпизодическое;

в) случайное.

Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя.

Социологический эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

Из множества методов эксперимент является наиболее активным и наиболее действенным в плане возможностей проникновения исследователя в интересующую область реальной действительности.

Виды эксперимента:

1) По характеру исследовательских процедур:

а) реальный – когда проверка гипотез осуществляется путем планомерного управления условиями социальной действительности;

б) мысленный – проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них.

2) По специфике поставленной задачи:

а) научный – проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные;

б) прикладной – нацелен на получение практического эффекта.

3) По характеру экспериментальной ситуации:

а) полевой – исследование в естественной среде, т.е. исследуемые объекты сохраняют свои обычные связи;

б) лабораторный – исследование в искусственной среде, т.е. объект наблюдения из своей естественной среды перемещается в обстановку, которая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.

В эксперименте обычно выделяются 2 вида групп – контрольная и экспериментальная группы.

Экспериментальная группа – это группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором.

Контрольная группа – группа, идентичная экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментального фактора.

Экспериментальный фактор – условие или система условий, которые вводятся социологом. Экспериментальный фактор будет управляемым, если его направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками.

Экспериментальная ситуация – ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента.

По логической структуре доказательства гипотез различают:

1) параллельный эксперимент – исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения – экспериментального и контрольного – в одно и то же время;

2) последовательный эксперимент – исследование, в котором одна и та же группа выступает как контрольная до введения экспериментального фактора и как экспериментальная – после того, как экспериментальный фактор оказал свое действие.

Этапы проведения эксперимента:

1. Формулирование проблемы исследования, определение предмета и объекта, экспериментальных задач и гипотезы исследования.

2. Разработка программы проведения эксперимента.

3. Реализация программы эксперимента: непосредственное осуществление экспериментальной ситуации.

4. Анализ и оценка полученных в ходе эксперимента результатов. В результате данного анализа определяется, достигнута ли поставленная цель, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.

Анализ документов – метод получения эмпирической информации, заключающийся в оценке различных документов.

Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.

Виды документов:

1) по типу фиксации информации:

а) письменные (вербальные – книги, письма, пресса; статистические – данные переписи населения, данные соц.опросов);

б) фонетические (рассчитанные на слуховое восприятие – лазерные диски, магнитофонные записи, радиопередачи и т.д.);

в) иконографические (воспринимаемые визуально: видеозаписи, фотографии и т.д.).

2) По статусу источника:

а) неофициальные (личные письма, семейные альбомы, т.е. то, что создается частными лицами по своей инициативе);

б) официальные (документы различных организаций: отчеты, справки, ведомости и т.д.).

3) По степени опосредованности:

а) первичные – созданные на основе непосредственного опыта автора;

б) вторичные – созданные на базе обобщения первичных документов.

В практике исследования используются два основных метода анализа документов: неформализованный (качественный) и формализованный (количественный) методы.

Неформализованный (традиционный) метод - это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа. Основной недостаток неформализованного метода анализа – возможность субъективной интерпретации материала.

Формализованный метод (контент-анализ) – это перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой.

Процедура контент-анализа включает:

1. Выделение в текстовой информации категории анализа – смысловой единицы анализа, в качестве которой могут выступать: понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях; имена исторических личностей, политиков, организаторов производства, наименования учреждений и т.д.; общественные события, факты, случаи и т.д.

Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования.

Единица счета – это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица (число строк, абзацев, знаков, колонок, метраж пленки, длительность звучания и т,д.)

2. Подсчет количества употребления категории анализа. Сбор информации и занесение ее в таблицы.

Преимущества метода контент-анализа:

1) обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации; 2) позволяет исключить влияние исследователя на изучаемый объект; 3) позволяет исследовать проблемы прошлых лет.

Основной недостаток – громоздкость процедур и техники проведения исследования.

Литература

1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы,2002.

  1. Борокноев А и др. О предмете социологии как общей науке об обществе. // Социс, 1991, № 5.

3. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

4. Касьянов В. Социология. Ростов – на – Дону. 2003.

5. Козырев Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.

  1. w.w.w. soc. pu. ru

· по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

Закрытым вопросом называется тот, в котором заранее дан полный набор вариантов ответов. Типы такого вопроса — альтернативный и неальтернативный. Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту варианты ответов. Открытые вопросы дают возможность выразить мнение во всей полноте и мельчайших подробностях. Именно при помощи таких вопросов можно собрать наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.

Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.

· по функции (основные и неосновные)

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС

Почтовый опрос — разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как эффективный приём сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении почтовых ответов на них. Важное преимущество почтового опроса — простота организации. К достоинствам метода относится то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе — в труднодоступных районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит в том, что анкета заполняется только респондентом. Тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе.

Также позитивным свойством почтового опроса является возможность респондента выбирать удобное для него время заполнения анкеты.

Недостатки почтового опроса — неполный возврат анкет.

Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки. Существует некоторая отрицательная связь между объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление.

Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской организации. Вместе с анкетой также отправляют конверт с напечатанными на нём обратным адресом, в нём респондент будет возвращать заполненную анкету исследователю.

Примерно через 2−3 недели после отправки анкет высылаются напоминания.

1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС

Разновидность почтового опроса — прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Укажем два вида такого опроса. Один — когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй — когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании невысок возврат анкет.

Решающие факторы формирования финальной выборочной совокупности, то есть того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, — это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика временного момента публикации.

1.4ИНТЕРВЬЮ

Ещё один тип метода опроса — интервью.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Для получения одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании.

В прикладной социологии различают три вида интервью:

· формализованное;

В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной интервьюера. Обычно преобладают закрытые вопросы. В интервью с открытыми вопросами предусмотрена несколько меньшая степень стандартизации поведения респондента и интервьюера.

· фокусированное;

Имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, последствий, причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

· свободное.

Применяется в случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет её конкретное содержание. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Группы опрашиваемых обычно невелики, их ответы фиксируются с максимальной точностью.

ГЛАВА 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Если данные об исследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондента, то прибегают к такому информации, как наблюдение.

Важнейшее достоинство наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.

Недостатки метода сводимы к двум группам:

· объективные (независимые от наблюдателя);

Сюда относят прежде всего ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с осторожностью и при соблюдении многих требований. Отметим также высокую трудоёмкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

· субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несохожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведении и так далее. Также на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определённого ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.

Есть примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят:

a) наблюдаемые — количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;

b) обстановка — место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонении в поведении участников наблюдаемой группы;

c) цель деятельности группы — случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;

d) социальное поведение — характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;

e) частота и продолжительность — время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.

Рубрики Навигация записи

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!