Это жизнь - портал для женщин

Производство материальных благ и услуг. продукт и характер труда

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.). производственный возможность кривая богатство

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов. делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Анализ транспортных услуг в РФ
Для эффективного управления рынком транспортных услуг, принятия решений по его дальнейшей организации необходимы данные, комплексно отражающие развитие данной отрасли под действием различных внешних факторов. В условиях рыночной экономики является важным достижение...

Формирование и развитие современных социально-экономических систем
Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качес...

Производство - это целесообразная деятельность лю­дей, направленная на удовлетворение их потребностей, В этом процес­се взаимодействуют основные факторы производства - труд, капи­тал, земля, предпринимательство. В современной экономической на­уке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, на­званные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное пред­ставление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицирован­ного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производ­ственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одеж­ды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.).

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

^-Потребности человека можно определить как состояние неудовлет­воренности,-или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятель­ность. Классификация потребностей отличается огромным разнообрази­ем. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полоч­кам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдаю­щийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что по­требности можно подразделять на абсо­лютные и относительные, высшие и низ-__________

шие, неотложные и могущие быть отло- 1 Маршалл А. Принципы эко- Женными, прямые И косвенные, настоя- номической науки, М., 1993, т. 1.

4 Курс экономической теории

Щие и будущие и др.1 В учебной ЭКОНОМИ- С. 153.

ческой литературе часто используется деление потребностей на первич­ные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребно­сти связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятель­ностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно; роскошная одежда «но­вого русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так на­зываемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребнос­тей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого от­дельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «че­ловек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду не­развитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье зало­жена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельству­ют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Мар­шалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую челове­ческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, ко­торые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами».1 Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание об­ращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Мен- гер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный то­нус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-след­ственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими сло­вами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается боль­шим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критери­ев классификации.

Экономические и неэкономичес­кие блага. С точки зрения ограниченнос­ти благ по отношению к нашим потребно­
стям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, кото­рые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими (см. подробнее гл. 5).

Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высше­го порядка, или предметы потребления и средства производства. По­требительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производ­ственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные на­выки и квалификация).

Частные и общественные блага. Для понимания различий меж­ду названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыноч­ного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить не­которые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров обществен­ных благ национальную оборону, законотворчество, общественный по­рядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения гражда­не страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.). Подробнее различие между частными и общественны- миблагами будет обсуждаться в гл. 15 и 17.

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имею­щих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказа­ние материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразуме­вает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономи­ческой теории и в обыденном сознании было представление о матери­альных благах как воплощении богатства.

Хотя уже в XVIII - начале XIX ав. высказывались предположения о иных формах благ - нематериаль­ных. Так, Ж.-Б. Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание Нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Действительно, потреб­ности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях Материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цир­ковое представление удовлетворяют определенные человеческие по­требности, и потому мы можем говорить о производстве нематериаль­ных благ. Значение этого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, со­временное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.

Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля, предпринимательство) будут подробно охарактеризованы в гл. 11-14. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производ­ственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «обще­ственное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве по­нятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходи­мость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъек­тами, а в обществе, в системе общественного разделения труда (см. гл. 5, § 1). Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он дей­ствует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из наиболее широко приме­няемых методов исследования в неоклассической экономической тео­рии), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства. «Робинзонада» помогает лучше уяснить механизм рационального экономического поведения от­дельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям не индивидуального, а об­щественного выбора. Может показаться, что с изучением общественно­го производства связана только макроэкономика, а микроэкономика имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Дей­ствительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется ис­пользовать в качестве примера отдельного производителя или потреби­теля. Но при этом нужно помнить, что упомянутые субъекты действуют в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности, морали и иными формальными и неформальными правилами).

Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощен­ный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествую­щих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содер­жании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию этой кате­гории: богатство - это все, что люди ценят. Такое определение бо­гатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и при­родные ресурсы, и природные способности человека, и свободное вре­мя. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позво­ляет высветить многие грани этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопостав­лениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифро­вые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следо­вательно, изменение ценности самих денег может привести и к различ­ным оценкам одного и того же количества материальных благ (подроб­нее об этом - в гл. 16). Изменение оценок людей может привести к из­менению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в быв­шем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, ко­торое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вме­сте взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежу­щих станков и др. также превосходили показатели развитых промыш­ленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей созданием богатства, если, например, отечественную обувь потребите­ли покупали лишь тогда, когда не находили импортной? Богата или бед­на Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного про­довольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т. д. Да, мы богаты, потому что облада­ем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кад­рами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили добычу нефти И газа ценой загрязнения окружающей среды?

Еще раз подчеркнем, что понимание богатства зависит от оценок людей. Это - во многом нормативная категория и вне суждений челове­ка о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия богатства: богатство - это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. С этой точки зрения, и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.

Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетво­рения потребностей человека. Так, если материальные и нематериаль- лые блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши по­требности до полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно говорить, что мы богаты. Но вновь и вновь мы обращаем внимание на

нормативный оттенок в определении категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность? Что означает широко распространенное выражение «главное богатство - здоровье»? Или «главное богатство - свобода»? Возможно ли быть свободным, не об­ладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточ­ным минимумом?

x

x


материальное, процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества; преобразование и "... присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством неё" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 713). П. представляет собой естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности. П. существует на всех ступенях развития человеческого общества. Его содержание определяет процесс а, который предполагает следующие три момента: целесообразную деятельность, или самый труд; предмет труда, т. е. всё то, на что направлена целесообразная деятельность человека; средства труда, прежде всего орудия труда - машины, оборудование, инструменты, с помощью которых человек преобразует предметы труда, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Продукт материального П. - материальное благо, которое представляет собой соединение вещества природы и труда. Материальное благо удовлетворяет потребности человека и общества непосредственно, как жизненное средство, как предмет потребления, и опосредствованно - как средство производства. Предметы потребления используются только для личного потребления и удовлетворяют естественные потребности людей в пище, одежде, жилище, а также духовные потребности. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда и используются только для производительного потребления.

Материальное П. отличается от др. видов человеческой деятельности, в том числе от нематериального П. Главный критерий материального П. - воздействие на вещество природы при помощи средств труда.

П. есть прежде всего отношение людей к природе. Но люди не производят материальные блага в одиночку. Они создают их сообща, вступая при этом в определённые . Поэтому П. материальных благ всегда является общественным производством. П. имеет две стороны: , выражающие отношения общества к силам и предметам природы, овладевая которыми люди добывают материальные блага, и производственные отношения, которые характеризуют отношения людей друг с другом в процессе производства. П., рассматриваемое как единство производительных сил и производственных отношений, составляет материальных благ, который определяет характер данного общества.

Общественное П., взятое в целом, охватывает как непосредственный процесс П. материальных благ, так и их , и . В этом единстве имеется диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность, но примат принадлежит непосредственно процессу П. Буржуазная политическая экономия отрывает эти части целого, в частности распределение от П. Критикуя буржуазных экономистов, Маркс писал: "Распределение в самом поверхностном понимании выступает как распределение продуктов и, таким образом, представляется дальше отстоящим от производства и якобы самостоятельным по отношению к нему. Однако прежде чем распределение есть распределение продуктов, оно есть: 1) распределение орудий производства и 2) - что представляет собой дальнейшее определение того же отношения - распределение членов общества по различным родам производства..." (там же, т. 12, с. 722). Маркс подчёркивает, что такого рода распределение составляет исходный момент П. и определяет распределение продуктов труда. Общественное П. состоит из двух крупных подразделений: производства средств производства (I подразделение) и производства предметов потребления (II подразделение) (см. ). П. развивается в соответствии с действием объективных экономических законов, определяющим среди которых является основной экономический закон, присущий каждому способу производства. Капиталистическое П., базирующееся на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом, развивается в соответствии со стихийно действующими экономическими законами; оно прерывается экономическими кризисами, подчинено цели извлечения максимальной прибыли, присваиваемой капиталистами.

В социалистическом обществе П. базируется на общественной собственности на средства производства, развивается планомерно, быстрыми темпами в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всех членов общества и всестороннего развития личности.

В СССР, согласно принятой классификации, к сфере материального П. относятся следующие отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, транспорт грузовой, связь (по обслуживанию предприятий производственной сферы), строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, пр. виды деятельности сферы материального П. Такие отрасли, как торговля и общественное питание, а также материально-техническое снабжение и сбыт, отнесены к материальному П. потому, что в них преобладают производственные операции.

Современное П. развивается в условиях научно-технической революции (См. ), главным содержанием которой является . С автоматизацией П. происходит передача машинам функций управления. На этой основе технический базис П. поднимается на качественно новую ступень и освобождается практически от всех ограничений, которые связаны с естественными возможностями рабочей силы. В результате обеспечивается поистине безграничный рост производительности труда (См. ). Автоматизация коренным образом меняет место человека в П. и характер его труда. Труд из непосредственно включенного в процесс П. превращается в функцию контроля и регулирования. "Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним" (там же, т. 46, ч. 2, с. 213). Научно-техническая революция означает также изменение в энергетической базе П., в характере предметов труда. В современном П. наука становится непосредственно производительной силой.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23: его же. Из рукописного наследства, там же, т. 12; Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР, М., 1969; Киперман Г. Я., Классификация отраслей народного хозяйства СССР, М., 1964; Запольская В. В., Непроизводственная сфера в СССР и перспективы ее дальнейшего развития, Воронеж, 1966; Козак В. Е., Производительный и непроизводительный труд, К., 1971; Солодков М. В., Полякова Т. Д., Овсянников Л. Н., Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме, М., 1972.

М. В. Солодков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Производство материальных благ Основы жизни человеческого общества

2. Производство и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов

3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

4. Пути и факторы повышения эффективности общественного производства РБ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.

Вместе с тем расширение капиталистических отношений сковывалось многочисленными феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.

Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита.

1. Производство материальных благ. Основы жизни человеческого общества

Понятие «способ производства материальных благ» впервые ввели в социальную функцию Маркс и Энгельс. Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе. Способ производства матер благ -- это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения матер. и духовных потребностей. Способ производства матер благ -- диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Производительных силы -- это те силы (ч-к, средства и предметы труда), при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Средства труда (машины, станки) -- есть вещь или комплекс вещей, которые ч-к помещает между собой и предметом труда (сырье, вспомогательные материалы). Разделение и кооперация общественных П. С. способствует развитию матер. производства и общества, совершенствованию орудий труда, распределению матер. благ, оплаты труда.

Производственные отношения -- это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Материальность П. О. выражается в том, что они складываются в процессе матер производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер.

Общество представляет собой определенное множество взаимодействующих людей, имеющих целью поддержание своей жизни, производство и воспроизводство условий своего существования. Единичный индивид не мог бы составить общественную группу, какой бы она ни была, не мог и быть "обществом", а его сознание - социальным, т. е. он не был и человеком. Общество возникает исторически при наличии известного минимума взаимодействующих индивидов, имеющих, несмотря на свое своеобразие, общие потребности, интересы и цели. Одной из таких целей является совместная трудовая деятельность, посредством которой добывается пища, строится жилье и т.п., и одновременно с этим развиваются первоначальное мышление и средство коммуникации - язык. Труд явился источником появления и развития общества. Труд (как целостный социальный феномен) относится к материальной деятельности, к материальной сфере общества.

Труд человека включает в себя несколько моментов, в том числе и духовный компонент - целенаправленность. Деятельность, вообще-то, свойственна и многим представителям животного мира, например, бобрам, строящим плотины, птицам, создающим гнезда. Но трудовая деятельность человека отличается от подобной "работы" тем, что она основывается не столько на инстинкте, сколько на осознании цели, на идеальном. Труд человека неотрывен от начинающегося исторически или от развивающегося в дальнейшем сознания, от постановки все более и более разветвляющихся целей. Трудовая деятельность, связанная с освоением не только новых явлений, но и сущностей предметов, формирует новые идеальные модели и побуждает к их реализации. Целенаправленность деятельности (хотя она бывает порой и хаотичной, и инстинктивной) есть характерная черта человека.

Созидательно-культурологическое понимание труда нисколько не преуменьшает роли его экономической трактовки. Если не завершать характеристику труда его культурологическим масштабом, а, наоборот, начинать с него и идти в своем рассмотрении вглубь и в соотношение видов труда, то мы придем в конечном итоге к тому, что первая концепция (а точнее сказать - первый подход) есть изначальный, исходный рубеж понимания труда, да и общества в целом. Действительно, чтобы писать романы, создавать музыкальные произведения, управлять людьми и т.п., нужно, чтобы писатель, музыкант или управленец имели пищу, одежду и многое другое из материальных вещей, а все это, как известно, не выпадает из облаков, как дождь, а производится людьми в их материально-производственной сфере. Для ученых необходимы многие приборы (микроскоп, энцефалограф и т.п., даже бумага или карандаш, которыми они пользуются и которые они получают из материально-производственной деятельности. Но если и выводить другие виды труда из этой деятельности, что допустимо, то сводить их к ней нельзя; необходимо видеть и своеобразие разных видов трудовой деятельности, характеризующих многоаспектность общества, его материальной и духовной культуры.

Какой бы концепции трудящихся мы ни придерживались (а надо все же признать, что с философской точки зрения более верной является вторая, которая, кстати, включает в себя при определенных оговорках и ограничении и первую), понимание труда остается в принципе одинаковым. Труд есть материальная основа функционирования и развития общества.

Познакомимся теперь непосредственно со структурой материального производства (духовное производство относится к духовной сфере общества). Здесь традиционно выделяются производительные силы и производственные отношения.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Отдавая дань традиции, можно указать, что производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т.п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Отмечая, что люди есть главная производительная сила, мы имеем в виду их потенциальную возможность стать таковой силой; а главное - их соединение, взаимодействие со средствами труда и производства (в процессе такого взаимодействия) материальных благ, средств обеспечения услуг (в том числе в здравоохранении, науке, образовании) и средств производства. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда. Таковы две стороны, или подсистемы, производительных сил, как они были представлены в большинстве учебников по философии вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Однако такое представление, опирающееся на марксистскую традицию, оказывается недостаточно полным. Все чаще к подсистемам производительных сил присоединяют технологию (или технологический процесс), управление производственным процессом, в том числе с включением в него компьютеров. Эта третья подсистема дополняется еще четвертой подсистемой - производственно-экономической инфраструктурой. К ней относятся части, или элементы, экономического процесса, носящие подчиненный, вспомогательный характер, обеспечивающие нормальное функционирование конкретного предприятия, совокупности предприятий в пределах того или иного региона или народного хозяйства в целом. В производственно-экономическую инфраструктуру включаются транспорт, железные и шоссейные дороги, производственные и жилые (относящиеся к тому или иному ведомству) здания, коммунальное хозяйство, обеспечивающее производство, и т.п. К производительным силам следует отнести также знание (или науку). Уже К. Маркс отмечал, что наука становится (это относилось к XIX столетию) производительной силой общества. Он считал, что научное знание является "всеобщей производительной силой"; накопление знаний и навыков, по К. Марксу, суть "накопления всеобщих производительных сил общественного мозга". Впоследствии ортодоксальные марксисты вплоть до конца XX столетия продолжали заявлять, видимо, опасаясь обвинений в ревизионизме, что производительные силы состоят только из двух подсистем, а наука якобы и в XX веке продолжает лишь "становиться" производительной силой. Между тем, уже с начала новейшей научно-технической революции, т. е. примерно с середины XX столетия, стало очевидным историческое по своей значимости явление, каковым стало превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Д. Белл, например, в 1976 году писал, что к основным чертам постиндустриального общества относится прежде всего "центральная роль теоретического знания". Он пояснял: "Каждое общество всегда опиралось на знания, но только в наши дни систематизация результатов теоретических исследований и материаловедения становится основой технологических инноваций. Это заметно прежде всего в новых, наукоемких отраслях промышленности - в производстве компьютеров, электронной, оптической техники, полимеров - ознаменовавших своим развитием последнюю треть столетия".

Ключевое место в системе производственных отношений занимает собственность (иногда ее трактуют как "имущественные отношения"). Экономические отношения собственности имеют юридическое оформление, закрепляются юридическими актами.

Отношения собственности бывают разных видов - владения, невладения, совладения, пользования, распоряжения. Особая форма собственности - интеллектуально-духовная: на произведения искусства, научные открытия и т.п.

В самом начале развития общества собственности как таковой (на вещи, на людей) не было; это была, правильней сказать, личностная собственность внутри племени, общины и имеющая название (с учетом того, что люди вынуждены были кооперировать свои средства и усилия при охоте, рыболовстве, земледелии) "общинной", "родоплеменной", "совокупно личностной". При кооперировании использовалось и разделение труда - между женщинами и мужчинами, между взрослыми и детьми, между людьми с разными навыками и т.п., а распределение получаемых благ совершалось с установкой не позволить умереть ни себе, ни своим сородичам. В дальнейшем (при совершенствовании средств труда, разделения трудовых действий и т.п.) стало возникать такое количество пищи и иных благ, что индивиды могли прокормить не только себя, но и некоторых соплеменников или людей другого племени; возникла возможность плененных в столкновениях с другой группой людей не убивать, а использовать как рабочую силу и тем самым накапливать собственность (сами пленные - производители материальных благ - считались вещами).

2. Производство и ресурсы. Проблемы ограниченности ресурсов

Современные проблемы нерационального использования ресурсов

Понятно, что ресурсы действительно ограничены и необходимо относиться к ним экономно. При нерационально использовании ресурсов говорить о проблеме их ограниченности необходимо, ведь если не остановить пустую трату ресурса, в будущем, когда он будет необходим, его просто не будет. Но, хотя проблема ограниченности ресурсов ясна уже давно, в разных странах можно увидеть яркие примеры расходования ресурсов попусту. Важным направлением является сертификация энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств и, конечно, энергетических ресурсов. Все это базируется на сочетании интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов, а также на заинтересованности юридических лиц в эффективном использовании энергетических ресурсов. При этом, даже на примере среднего Урала, ежегодно в области расходуется 25-30 миллионов тонн условного топлива (т у.т.), а нерационально используется примерно 9 миллионов т у.т. . Получается, что в основном нерационально расходуются именно привозные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). При этом около 3 миллионов т у.т. можно сократить за счет организационных мероприятий. Большинство планов по энергосбережению преследуют именно эту цель, но пока не могут ее добиться.

Также примером нерационального использования полезных ископаемых может служить открытый карьер по добыче угля под Ангреном. Кроме того, на ранее разработанных месторождениях цветных металлов Ингичка, Куйташ, Калкамар, Кургашин потери при добыче и обогащении руды достигли 20-30%. На Алмалыкском горнометаллургическом комбинате несколько лет тому назад из обрабатываемой руды не полностью выплавлялись такие сопутствующие компоненты, как молибден, ртуть, свинец. В последние годы, благодаря переходу к комплексному освоению месторождений полезных ископаемых, степень непроизводственных потерь значительно снизилась, но до полной рационализации ещё далеко.

Правительство утвердило программу, направленную на приостановление деградации почв, в результате которой ежегодный ущерб, наносимый экономике, составляет более 200 млн. USD.

Но пока программа только вводится в сельское хозяйство, а в настоящее время процессами деградации различной степени затронуто 56,4% всех сельскохозяйственных угодий. По оценкам ученых, процессы деградации почвы усилились в последние десятилетия в результате нерационального использования земельных ресурсов, уменьшения площадей защитных лесонасаждений, разрушения противоэрозионных гидротехнических сооружений, природных катаклизмов. Финансирование программы на гидромелиоративные противоэрозионные работы предусматривается осуществить за счет внебюджетных фондов заинтересованных министерств и ведомств, денежных средств от купли-продажи земель публичной собственности, от сбора земельного налога, за счет средств хозяйствующих субъектов и государственного бюджета. По мнению экспертов, задействованных в программы поддержки сельского хозяйства, проблема деградации почвы обостряется с каждым днем, но осуществление государственной программы более чем проблематично в условиях финансового дефицита. Государству не удастся собрать необходимые средства, а хозяйствующие субъекты аграрного сектора не располагают средствами для инвестирования в почвозащитные мероприятия. В 2003-2004 гг. правительство разработало 15 концепций, 16 стратегий и 39 государственных или отраслевых программ. Сколько времени пройдёт до того, как программа принесет результаты? И сколько земельных ресурсов успею за это время прийти в негодность?

Принципиально важным свойством биологических ресурсов является их способность к самовоспроизводству. Однако в результате постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую среду и чрезмерной эксплуатации сырьевой потенциал биологических ресурсов сокращается, а популяции многих видов растений и животных деградируют и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому для организации рационального использования биологических ресурсов необходимо прежде всего обеспечивать экологически обоснованные лимиты их эксплуатации (изъятия), при которых исключаются истощение и утрата способности биоресурсов к самовоспроизводству.

3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться. Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары. Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые « слаборазвитые страны » настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты. Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей. Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов. Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

4. Пути и факторы повышения эффективности общественного производства РБ

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом. В значительной степени необходимые условия для этого создает рыночная экономика.

При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально- экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Важнейшими факторами повышения эффективности производства здесь выступают:.

Ускорение научно- технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;

Структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

Совершенствование развития диверсификации, специализации и

Кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;

Разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

Усиление социально- психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.

В зависимости от места и сферы реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться. Вторая группа факторов - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д.

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

Переход к рыночной экономике вносит ряд существенных корректив в теорию и практику оценки экономической эффективности, отбора и реализации оптимальных вариантов производственно- хозяйственных решений.

Во- первых, существенно повышается экономическая ответственность за принимаемые производственно- хозяйственные решения по сравнению с обоснованием эффективности принимаемых решений в условиях тотального огосударствления экономики, когда преобладало безвозмездное финансирование капитальных вложений и предприятия по существу не несли материальной ответственности за достоверность оценки и фактическую эффективность технических и организационных мероприятий, соответствие проектной и фактической эффективности.

Совершенно другое положение в условиях рыночной экономики, когда собственник средств несет полную материальную ответственность за конечные финансовые результаты производственной деятельности, т.е. происходит персонализация материальной и финансовой ответственности. В этих условиях расчеты и обоснование экономической эффективности уже не носят формального характера, как это имело место в централизованно управляемой экономике, когда, как правило, проектная и фактическая эффективность принимаемых решений не совпадали.

Во- вторых, усиление ответственности за принимаемые решения тесно связано и с повышением степени риска в инвестиционной деятельности и развитии производства, когда регулятором производства главным образом выступают рыночные отношения, здесь уже необходима целая система страхования, независимой экспертизы проектов, использование услуг консультативных фирм.

В- третьих, учитывая динамичность производства и инвестиций, усиливается значение оценки фактора времени при обосновании и достижении финансовых результатов на основе дисконтирования (формулы сложных процентов)

В- четвертых, в отличие от командно- административной системы управления в условиях рыночных отношений и многообразия форм собственности взамен единых, централизованно утверждаемых экономических норм и нормативов эффективности, применяются индивидуальные нормативы, формирующиеся под влиянием рынка. При этом индивидуальные нормы весьма динамичны, они изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все основные пути повышения эффективности в виде схемы:

Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени НТП проистекал эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП: широкое освоение прогрессивных технологий автоматизация производства создание использование новых видов материалов.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения - решающее условие ускорения НТП, реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании вторичных ресурсов.

В Республике Беларусь согласно замыслам инициаторов рыночных преобразований, решение задачи подъёма национальной экономики должно было произойти автоматически, при переходе от социалистической, государственной формы собственности к капиталистической, частной форме. Предполагалось, что ”крах коммунистической системы” приведет к быстрому улучшению экономических показателей и повышению уровня жизни.

Однако ожидающегося чуда не произошло. В ходе реформ выяснилось беспочвенность надежд на автоматическое решение вопросов оживления производства. Больше того, кампания по разгосударствлению и приватизации государственной собственности во многих случаях обернулась прямым разрушением производительных сил, сокращением выпуска продукции, хищениями государственного (общенационального) достояния. Таким образом, проблема реформирования отношений собственности не столь проста, как казалось, и ее результаты не столь очевидны. Объяснение этому надо искать в том, что рассматриваемая проблема включает два раздельных, хотя и тесно взаимоувязанных аспекта:

Во-первых, это перевод отношений собственности, унаследованных от централизованно планируемой экономики, на либерально- рыночное рельсы;

Во-вторых, это решение вопроса о повышении общей эффективности национальной экономики, обеспечении ее конкурентоспособности, достижении мировых показателей в производительности и качестве продукции.

Что касается первого аспекта (рыночно- капиталистическое реформирование отношений собственности), то здесь все достаточно ясно. На этот счет имеется множество рекомендаций, исходящих как от международных организаций, так и от правительственных экспертов и предпринимательских кругов. Все сходятся на том, что есть незыблемые общие закономерности и принципы политики реформ, пренебрежение которыми означает лишь повторение чужих и собственных ошибок и что существует так называемый порядок мирового рынка, который заставляет все страны подтягивать свою экономику до мировых стандартов.

Существует консенсус и относительно механизма реформирования. В основу его положено радикальное преобразование отношений собственности - разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и муниципальной) собственности, поддержка частного предпринимательства, создание ”настоящего” (”ответственного”) собственника-хозяина. Если говорить о подъеме национального производства, выводе его на мировые рубежи, то, несмотря на принимаемые меры, частую корректировку курса реформ, заметных сдвигов в этом направлении нет.

Бесчисленные рекомендации международных финансово- банковских организаций в части реформирования собственности, а также законодательные акты Беларуси по вопросам разгосударствления и приватизации при неизбежных различиях объединяет одно общее свойство: как правило, их предельными целевыми ориентирами являются закрепление приоритетности приватизации, определение условий и механизмов ее проведения, выработка мер по поддержке частного предпринимательства. Как свидетельствует анализ подобных документов, довлеет формальная- административно- правовая сторона дела.

Однако главное даже не в этом, а в том, что реформирование отношений собственности, реструктуризация экономики мыслятся и осуществляются исключительно на уровне отдельных предприятий. Парадоксально, но в принятом подходе совершенно упускается из вида аспект повышения эффективности национального производства в целом - в его государственном, национальном масштабе. Решение этой ключевой задачи как бы переносится ”на потом”, связывается с бесконечной цепочкой банкротств, санаций, разукрупнения промышленных ”гигантов”, демонополизацией и прямой ликвидацией предприятий.

Повышение эффективности производства рассматривается только применительно к отдельным предприятиям. Причем под эффективностью подразумевается достижение достаточной прибыльности производства безотносительно к сфере деятельности и производимой продукции.

Одной из основных целей приватизации в России (как и в Беларуси) было повышение эффективности предприятий. Однако проведенные исследования, как правило, не позволяют сделать вывод о том, что перелом в эффективности уже наступил и предприятия негосударственного сектора работают лучше государственных.

Однако следует заметить, что результаты получены путем прямого сопоставления показателей хозяйственной деятельности предприятия двух секторов и в этом отношении являются достаточно грубыми. Хотя и по ним можно сказать, что предприятия негосударственной сферы немного обгоняют государственные. А если учесть тот факт, что условия спроса на продукцию последних в данном периоде были значительно благоприятнее, то можно заметить, что, если бы у негосударственных предприятий они были такими же, то их эффективность была бы заметно выше, чем у государственных предприятий.

Чтобы получить больше потребительских благ в будущем, люди вынуждены часть своего текущего труда направлять на создание производственных благ - физического капитала. Инвестиции представляют собой ресурсы, затрачиваемые на создание капитальных благ.

Капитальные блага в процессе их использования изнашиваются и приходят в негодность. Инвестиции могут направляться как на воспроизводство износившихся капитальных благ, что необходимо для осуществления производства потребительских благ в прежнем масштабе (простое воспроизводство), так и на производство дополнительных капитальных благ, что необходимо для расширенного воспроизводства потребительских благ.

Весь объём инвестиций, осуществлённый в экономике за какой-то отчётный период, называется валовыми инвестициями. Часть инвестиций, идущая на воспроизводство износившихся капитальных благ, осуществляется за счёт амортизационных отчислений. Увеличение же объёма капитальных благ происходит за счёт затрат дополнительных ресурсов, называемых чистыми инвестициями.

Каждый раз при осуществлении чистых инвестиций (капиталовложений) действующий производственный физический капитал увеличивается на эту же стоимостную величину в текущих ценах чистых инвестиций.

Однако стоимость всего производственного капитала изменится за этот период ещё и под воздействием инфляционных процессов.

Заключение

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Список использованных источников

1. В.Я. Иохин «Экономическая теория», Москва, ЮРИСТ, 2000

2. Е.Ф. Борисов «Экономическая теория в вопросах и ответах», Москва, ЮРИСТ, 2000

3. Под редакцией Д.Д. Москвина «Основы экономической теории. Политэкономия», Эдиториал УРСС, Москва, 2001

4. Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов.» М. 2005

5. С.В. Мочерный, В.Н. Некрасов, В.Н. Овчинников, В.В. Секретарюк В.В.

6. Э. Райхлин «Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции», Москва 2000

7. «Экономическая теория: Курс лекций», Иркутск, изд-во ИГЭА, 1996 г.

8. «Экономическая теория: Хрестоматия», сост. Е.Ф. Борисов, Москва, Высшая школа,2000

Подобные документы

    Общая характеристика и этапы развития классической политической экономии. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии. Экономические учения представителей классической школы: А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    Классификация экономических благ. Понятие чистого частного блага. Характерные особенности общественных благ. Виды общественных благ и их свойства. Общая характеристика частных благ. Проблема ограниченности благ. Роль экономических благ в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2012

    Материальное и нематериальное производство. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Простое товарное производство, производство централизованной и рыночной экономики.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Исторические условия возникновения новой школы классической политической экономии. Исходный пункт экономической теории Смита, его решающий фактор создания богатства. Анализ разделения труда у Смита. Особенности экономического учения Давида Рикардо.

    реферат , добавлен 02.11.2013

    Сущность и значение общественных благ. Классификация общественных благ и их специфические черты. Производство общественных благ и особенности спроса на них. Предоставление общественных благ посредством рынка и государства в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Возникновение социально-экономических отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Материальное производство - основа жизни и развития общества. Структура экономической системы, ее субъекты.

    лекция , добавлен 05.11.2011

    Состав процесса возобновления общественных благ: воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Четыре фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Простое, суженое и интенсивное воспроизводство.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

    Раскрытие социально-экономической сущности производства и воспроизводства материальных благ. Понятие экономического роста и характеристика его типов. Оценка производственных возможностей и определение факторов роста экономики РФ в условиях глобализации.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Сущность и теоретические основы эффективности в распределении благ и производства. Современное состояние, перспектива эффективности производства и национального продукта. Прогноз эффективности распределения благ в народнохозяйственном кругообороте.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2015

    Предмет, структура, методология и функции экономической теории. Производство – процесс создания материальных благ. Производственные возможности общества. Экономические системы, их основные типы. Сущность рынка, его элементы. Рынки факторов производства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!