Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности.
Они представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, заставляет государства объединяться на различных уровнях. Это положение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации". Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, - поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств соответствующей группы.
К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организаций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою очередь должен поощрять такой метод разрешения споров.
Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприятий, осуществляемых группой государств для разрешения вопроса, подходящего для региональных действий. Такое положение дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН и о формальном "разделении труда" по поддержанию мира.
Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.
Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в первую очередь оружия массового уничтожения.
Созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств уделяется значительное внимание. На Европейском континенте до второй мировой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать систему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные страны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.
В текстах обоих договоров содержались конкретные обязательства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздерживаться от угрозы силой или ее применения, разрешать международные споры мирным путем. Но речь шла о данных обязательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безопасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.
В соответствии с договором целью НАТО является объединение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согласуются меры по созданию мощной военной структуры.
Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует европейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой заявляют ее руководители, также не соответствует ее целям. Проведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском континенте, также выходит за пределы ее компетенции.
Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборонительной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора".
Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.
Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безопасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заключается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.
За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безопасности в Европе, были приняты в последующих документах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств государств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, согласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безопасности, разведывательными службами и полицией расценивается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.
Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствовали созданию новой формы отношений между европейскими государствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пакта о стабильности в Европе, который позже был передан Европейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.
Практике деятельности региональных организаций, в документах которых содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организацией африканского единства межафриканских сил по стабилизации положения в Чаде).
Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)
Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.
В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании решения Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.
Все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются решать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы.
Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, Договор содержит и соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно главами государств - участников СНГ. Использование вооруженных сил за пределами территории государств-участников может осуществляться только в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законодательством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии.
Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходимых изменений в настоящий Договор.
Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий.
Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплектуются в каждом конкретном случае на добровольной основе государствами - участниками Соглашения, за исключением конфликтующих сторон.
Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о решении проводить миротворческую операцию.
Наряду с универсальной системой коллективной безопасности Устав ООН допускает возможность создания аналогичных систем регионального характера «для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий» (ст. 52). Их действия не должны противоречить целям и принципам ООН.
Важнейшими элементами указанных систем являются следующие региональные организации коллективной безопасности: на Американском континенте - ОАГ; на Африканском континенте - АС; на Ближнем и Среднем Востоке - ЛАГ; в Европе и северной части Евразии - ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС. Уставные акты указанных организаций содержат правовой механизм обеспечения безопасности на региональном уровне. Признаками региональных систем коллективной безопасности в той или иной степени обладают ЕС, АСЕАН и некоторые другие объединения.
Для того чтобы исключить возможность подмены СБ ООН, Устав четко определяет положение региональных организаций безопасности по отношению к органу ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание международного мира. Совет Безопасности ООН должен быть полностью информирован о действиях, не только предпринятых, но и намечаемых в силу региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности (ст. 54). Кроме того, последствия деятельности региональных организаций не должны затрагивать интересы как государств, принадлежащих к другим регионам, так и всего мирового сообщества в целом.
Одной из важнейших функций региональных организаций является обеспечение мирного разрешения споров между их членами до передачи споров в СБ, который, в свою очередь, должен поощрять такой метод разрешения споров.
Принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности, т. е. в соответствии со ст. 51 Устава ООН, либо региональными органами по уполномочению и под руководством СБ.
Начало формированию системы коллективной безопасности в Европе было положено на СБСЕ, состоявшемся в Хельсинки в 1975 г. В принятом на нем Заключительном акте содержится свод международно-правовых принципов, определены практические меры по обеспечению европейской безопасности. Положения Заключительного акта, касающиеся проблем безопасности, получили дальнейшее развитие в документах, принятых в ходе хельсинкского процесса.
Так, в документе, принятом в 1994 г. на Будапештской встрече СБСЕ на высшем уровне, преобразовавшей Совещание в Организацию, отмечается: целью преобразования явилось «увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинкского Заключительного акта».
В ноябре 1999 г. в Стамбуле на саммите ОБСЕ была принята Хартия европейской безопасности. В ней подчеркивалось, что уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона, разоружение, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности занимают центральное место в принятой ОБСЕ концепции всеобъемлющей безопасности.
Деятельность ОБСЕ не всегда соответствовала ее предназначению обеспечивать равную и неделимую безопасность для всех. Она не смогла предотвратить противоправное применение вооруженной силы НАТО на Балканах в 1999 г. и Грузией в Южной Осетии в 2008 г.
Целям создания правовой основы системы коллективной безопасности СНГ служат Устав СНГ, а также ряд соглашений, принятых в его развитие; СНГ отвечает требованиям, предъявляемым гл. VIII Устава ООН к региональным организациям, и само прямо и недвусмысленно провозглашает себя таковой.
Вопросам военно-политического сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности посвящен разд. III Устава СНГ. В нем, в частности, подчеркивается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно прибегнут к использованию механизма взаимных консультаций в целях координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Такими мерами могут быть операции по поддержанию мира, а также использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными государствами - членами СНГ с учетом их национального законодательства (ст. 12).
Впрочем, документы, направленные на развитие военно-политического сотрудничества в рамках СНГ, зачастую имеют декларативный характер. Само сотрудничество не приобрело необходимых масштабов. До сих пор не удалось полностью остановить дезинтеграци- онные процессы в указанной области. Так и не были реализованы планы создания Объединенных вооруженных сил, а значительно сокращенный за годы существования СНГ Штаб по координации военного сотрудничества занимается решением второстепенных вопросов.
Более перспективным военно-политическим региональным органом представляется ОДКБ. Основы для ее образования были заложены Договором о коллективной безопасности 1992 г., подписанным в рамках СНГ. Впоследствии стороны Договора приняли Устав новой организации и Соглашение о правовом статусе ОДКБ 2002 г. В настоящее время в состав ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
В соответствии с Уставом ОДКБ преследует цели международной и региональной безопасности, коллективной защиты независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, отдавая приоритет политическим средствам. Наряду с формированием эффективной военной составляющей системы коллективной безопасности члены ОДКБ координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности. Деятельность ОДКБ имеет развитую нормативную основу, которую составляют заключенные между государствами-членами договоры и соглашения, и систему органов, включающих Совет коллективной безопасности, советы министров иностранных дел и министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности, Секретариат, Объединенный штаб, а также Парламентскую Ассамблею.
Несомненными признаками организации региональной коллективной безопасности наделена ШОС. Декларация о создании ШОС, принятая в Шанхае 15 июня 2001 г., провозгласила в качестве целей организации среди прочего укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической и иных областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе. С учетом новых вызовов и угроз, в первую очередь терроризма, в рамках ШОС были приняты Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2001 г., Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов ШОС 2006 г., а в системе органов образована Региональная антитеррористическая структура.
С преобразованием в 2000 г. ОАЕ в АС обновленная организация заявила о своем стремлении более активно заниматься вопросами обеспечения регионального мира и безопасности. Учредительный Акт АС предусматривает проведение общей оборонной политики АС. Значительными полномочиями в этой области наделен Совет мира и безопасности АС - региональный аналог СБ ООН. В соответствии с Протоколом об образовании Совета от 9 июля 2002 г. он является «коллективным органом по безопасности и раннему предупреждению для принятия своевременных и эффективных мер в ответ на конфликтные и кризисные ситуации в Африке». Одним из первых мероприятий АС в сфере безопасности стало его участие в попытках урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Дарфуре (Судан).
Возрастающее внимание вопросам безопасности уделяют региональные организации, первоначально создававшиеся для целей сотрудничества в иных областях. Иллюстрацией может служить ЕС, в сферу деятельности которого Маастрихтский договор 1991 г. привнес вопросы внешней политики и безопасности. Вопросы региональной безопасности стоят в повестке дня АСЕАН.
Учитывая тематическую направленность настоящего исследования, вначале необходимо дать наиболее адекватное определение таких понятий, как "коллективная безопасность" и "система коллективной безопасности".
Большой юридический словарь даёт следующее разъяснение термина "коллективная безопасность": "система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне".
Под системой коллективной безопасности, в свою очередь, понимается "система безопасности, созданная усилиями нескольких государств или всего мирового сообщества для предотвращения или нейтрализации различного рода угроз (экономических, военных, экологических и др.) существованию и развитию человеческой цивилизации на региональном или глобальном уровне".
В книге "People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era" Барри Бузан рассматривает комплекс региональной безопасности (КРБ) как "группу единиц, у которых главные процессы секьюритизации, десекьюритизации, или того и другого столь тесно взаимосвязаны, что их проблемы безопасности не могут быть рационально проанализированы или решены без взаимного учета". Одна из особенностей концепции Бузана, о которой упоминалось выше, - многоаспектность анализа региональной безопасности, которая достигается благодаря разложению КРБ на три уровня: международный, региональный и отдельных государств.
В этой связи представляется целесообразным дать краткую характеристику и выявить основные особенности данных уровней, которые также определяются некоторыми исследователями как системы международной безопасности. Первый уровень является системой универсальной международной безопасности, фундамент которой был заложен в Уставе ООН (1945). Концептуальным лейтмотивом документа стала установка не допустить возникновения в будущем военных конфликтов. При её практической реализации государствам необходимо руководствоваться следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; разрешение международных споров мирными средствами; неприменение силы и угрозы силой; всеобщее и максимальное разоружение и др. Наряду с этим не должны нарушаться остальные принципы международного права, закреплённые в Декларации о принципах международного права (1970) и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Устав ООН также предписывает Совету Безопасности ООН организацию совместных действий государств-членов ООН в случае возникновения угрозы миру и безопасности или при совершении актов агрессии.
Второй уровень - система региональной безопасности, создание которой также было предусмотрено Уставом ООН (глава VIII). Устав предъявляет следующие требования к данной системе:
) составлять эту систему могут государства только одного политико-географического региона;
) деятельность, связанная с подписанными региональными соглашениями, должна осуществляться в пределах этого региона;
) эта деятельность должна быть совместима с Целями и Принципами ООН.
Базис региональной коллективной безопасности - мирное разрешение региональных споров. В соответствии с Уставом ООН (глава VII, статья 51), прибегнуть к военным действиям возможно лишь в случае отражения прямой агрессии, и завершиться они должны тогда, когда Совет Безопасности ООН примет соответствующие меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.
К наиболее ярким примерам систем региональной безопасности следует отнести альянс НАТО, создание которого было предусмотрено Североатлантическим договором 1949 г., ныне уже не существующую Организацию Варшавского договора, созданную в 1955 г. в противовес НАТО. Среди действующих в настоящее время систем региональной безопасности также стоит выделить ШОС и ОДКБ.
Наконец, третий уровень обеспечения безопасности подразумевает индивидуальные системы безопасности государств. Право государств на обеспечение собственной безопасности является одним из индикаторов их независимости и самостоятельности и основывается на первоочередном принципе международного права - принципе государственного суверенитета.
Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.
Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств , обращенных как бы «внутрь» системы:
- не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
- разрешать все споры мирным путем;
- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
Второй признак - наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.
В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры. Это, например, обязательства государств-членов:
- проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;
- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;
- принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;
- развивать дружественные отношения между нациями;
- не допускать вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
- воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Помимо всеобщей системы международной безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.
Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами.
Системы региональной безопасности основаны на международных договорах и характеризуются следующими чертами:
закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;
предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;
в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.
Организация американских государств
Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г. и Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. В 60-80-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.
Членом ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.
Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на американском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных выступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.
В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.
Организация Североатлантического договора (НАТО)
Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время количество членов НАТО - 16 Вопрос о том, является ли НАТО региональной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.
Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.
Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. В качестве постоянного органа Совет собирается раз в неделю на уровне постоянных представителей в ранге послов.
Сегодня представители НАТО утверждают, что «Североатлантический союз был создан с двумя целями: для обороны территории стран, являющихся его членами, и для защиты и поощрения ценностей и идеалов, которые они разделяют... наши ценности и идеалы разделяет все большее число стран, мы с радостью воспользуемся возможностью соответственно пересмотреть свою оборону, сотрудничать и консультироваться с нашими новыми партнерами, помочь укрепить уже не разделенный более Европейский континент и внести вклад нашего Союза в новую эру доверия, стабильности и мира». Однако действия НАТО в бывшей Югославии, по моему мнению, представляли серьезное нарушение положений Устава ООН. Существуют также проблемы во взаимоотношениях НАТО и России, особенно в связи с предполагаемым расширением НАТО на восток. Местопребывание НАТО - г. Брюссель (Бельгия).
Система коллективной безопасности в рамках СНГ
В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.
В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий Вооруженными Силами государств - участников Договора.
Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.
В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества - войска, силы и органы управления ими, выделенные из Вооруженных Сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, остающиеся, однако, в непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.
Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН.
Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.
Место пребывания Совета - г. Москва.