Это жизнь - портал для женщин

Наблюдения на прогулке вторая младшая группа фгос. Структурные компоненты прогулки. Условия для активизации движений детей

Ирина Хантимерова
«Листопад». Организация прогулки во второй младшей группе с учетом ФГОС

«Листопад » Организация прогулки во второй младшей группе с учетом ФГОС

Цель : Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад » .

Программное содержание :

Развитие визуального и пространственного интеллекта. - Музыка и движение: «Эй, дети, дети», «Палушек», «Кукольный» - интеграция детей в группу. Гигиеническая деятельность: - Ванная: реализация для надлежащего выполнения гигиенической и физиологической деятельности. - Обед: конкурс «Чемпион по выживанию» - поощрение детей есть салаты во время обеда. Расскажите о пользе для здоровья салатов. Отдых: - Прослушивание расслабляющей музыки: «Колыбельные» - обучение засыпанию во время прослушивания музыки.

Тихий рисунок, макет головоломки, строительные блоки. Храните молчание, оставив других детей. Движение ориентации и порядка: «Фигурки». - Операции по уборке, экономичный порядок кукольного угла: одевающие куклы, лежащие на соответствующих полках. Бесплатное развлечение: Реализация детей, чтобы играть самостоятельно, не мешая другим во время игры, а не собирать игрушки для детей. и культурная ссылка на коллег и учителей. Песни пения: «Кисть, паста», «Мытье кошек», чтение стихотворения: «Дошкольник».

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, побуждать детей подкармливать птиц, не ломать ветки кустарников и деревьев.

Накапливать представление о осенних явлениях в природе : становится холодно, люди надевают теплую одежду, листья желтеют , падают на землю, птицы улетают на юг.

Активизировать речевую деятельность детей (называть цвет, размер листьев , вид дерева.)

Крепление песен и стихов о гигиене. Занятия по образованию и обучению: - «Я ем фрукты и овощи» - угадывая головоломки о фруктах и ​​овощах, считая. В 5-м диапазоне движение с анимированным плащом Кланы: «Мы делаем поросенок», пение песни; «Витамины», цветные карандашные карандаши контурируют любимые фрукты. Разрабатывать множество разумов через: слово, движение, пение и раскраску. и на открытом воздухе весело на дошкольной террасе: «Веселье на снегу» - мы делаем полосу, мы рисуем смешными ногами в снегу, мы стремимся к цели.

Развитие способности самостоятельно одеваться и снимать обувь. «Развивать интеллектуальные навыки». «Сопоставить тень с изображением» - поиск теней для правильных картин, развитие навыков осознания и спаривания. - Движение с пением: «Мы строим мосты», «Та Доротка», «Музыканты» - поощряем участие Играйте в спорт с пением, изучая новую игру. Развитие детского моторного и музыкального интеллекта. Мобильность: «Автомобили» - с шестерней. - Ужин: «Все ушло с тарелки» - поощряя детей есть обед. Релаксация тела. - Прослушивание стихов и сказок, побуждающих детей есть здоровую пищу.

Подготовка к прогулке : наблюдение за состоянием погоды, рассматривание иллюстраций, беседы о приметах осени

Ход прогулки

Дети выходят из детского сада на улицу, строятся паровозиком и "едут" на свой прогулочный участок . (Приехали) .

НАБЛЮДЕНИЕ

Воспитатель : Ребята, давайте остановим наш паровозик и посмотрим какой сегодня замечательный день. Как красиво кругом. А кто мне напомнит, какое сейчас время года?

Развивая тихие навыки слушания, развивая интерес к книге. Движение ориентации и порядка: «Статуэтки». - Очистка, заказ: организация угла блоков; Сортировка блоков по типу и размеру. Поощряйте детей выполнять домашнюю работу для группы. Свободная игра. Поощряйте детей играть в робкие дети, выполнять спокойную и последовательную игру, развить способность контролировать свои эмоции во время игры с другими детьми. Обсудите: Что можно сделать сэндвичами? Развертывание детей, чтобы есть бутерброды. Занятия по образованию и обучению: - «Пластиковые бутерброды» - наблюдение за пирамидой здоровья, определение самых здоровых продуктов, демонстрация здорового сэндвича, автоспорт: «Идите в магазин», создайте здоровый сэндвич, на котором есть овощи.

Дети : Осень!

Воспитатель : А как вы догадались?

Дети : (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы! Вы всё правильно сказали.

Послушайте стихотворение. Н. Вересокиной.

Снова в гости к нам пришла

Осень золотая,

Листья с веточек летят

с ветерком играя.

Посмотрите, как много листвы на земле . Это потому что летят листья с деревьев и кустарников. Ветра, кажется, и нет, а листья все падают и падают на землю. Это листопад . Листопад бывает осенью . Улетают птицы в тёплые края. А листьям тоже хочется улететь вместе с птицами. Много-много листочков отрываются от веточек, но они не могут далеко улететь. Вот и падают на землю, как золотой дождь. Листья разные-разные ! Давайте возьмём в руки по листочку и скажем , какого он цвета.

Поощряйте детей помогать родителям дома, чтобы придумать вкусные бутерброды. Разработка визуально-пространственного интеллекта. и поездка в парк - наблюдение за гладкостью парка в конце зимы: деревья, кусты. Нахождение птиц на деревьях, говоря о необходимости кормить птиц зимой. Осуществление безопасного движения в большой группе на тротуарах и пешеходных переходах. Развитие естественного интеллекта. В неблагоприятную погоду - «Пиноккио», «Винни-Пух», «Красная шапочка» - в головоломке, признание сказок.

Развитие восприимчивости и внимания детей. Мотоспорт: «Автомобили» - с ходовой частью. - Ужин: Конкурс - «Я ем целую секунду сегодня» - поощряя детей есть второй курс в детском саду. Деятельность по уходу: «Животные» - сопоставление одинаковых животных с парами, построение из блоков «Зоопарк». Движение ориентации и порядка: «Статуэтки». - Послеобеденный чай: помощь в покрытии стола: раскладывание салфеток, чашек.

(Воспитатель помогает каждому малышу определить : с какого дерева упал лист , его цвет и форму, предложить сравнить листья по размеру .)

С чем можно сравнить форму листа ? (Например - лист клена напоминает ладошку человека, раскрыть пальцы руки веером, положить на листик ) Игра малой подвижности : «Листопад »

Поощряйте детей есть послеобеденный чай. - Уборка, экономическая деятельность: заказ головоломки, игр и головоломок. Разделите, вставьте в соответствующие контейнеры. Развертывание детей для ухода за игрушками. Бесплатное развлечение: инициативное развлечение: «Продуктовый магазин», предоставляющий детские аксессуары, коробки с различными продуктами, пластиковые бутылки с фруктами. и овощей. Реализация детей для развлечения и развития ролевых навыков; продавца, клиентов. Развитие детской межличностной разведки.

Движение весело с элементом прыжка: «Банни» - Гигиеническая и физиологическая деятельность: в ванной; для экономии воды и туалетной бумаги. Создавайте веселую и веселую атмосферу во время занятий спортом. Развитие движения и музыкального интеллекта. и - бесплатная игра на террасе детского сада: развитие детской подвижности у детей. Развертывание для самостоятельного удаления одежды в раздевалке и помещение их в нужное время. Разработка моторного интеллекта. В неблагоприятную погоду: - «Красочные коврики» - организация композиций с «кнопками».

Воспитатель.

Дети давайте представим вы листочки , а я ветер. Когда я скажу «ветер» , вы кружитесь по участку, летаете. А как только я скажу «нет ветра» , вы должны тихо, медленно опуститься на землю (присесть на корточки) .

(Игра проводится в среднем темпе 2-3 раза.)

Воспитатель.

Листья падают на землю и шепчутся друг с другом – шуршат. Вот так (воспитатель вместе с детьми подбрасывают листья )

Развитие двигательной активности детей. Спорт: «Автомобили» - с экипировкой. - Ужин: развивайте культурные навыки еды, правильное использование столовых приборов, кладите маленькие рта в рот, чтобы вы не сияли едой и не ели неизвестную пищу. Развитие навыков, ориентированных на изображения, развитие интереса к журналам для детей. Движение ориентации и порядка: «Фигурки». Заказ: заказ естественного угла, подготовка к установлению селекции растений. Всесторонняя тема: У меня есть талант; музыкальный, лингвистический, математический, художественный и мотивационный.

Воспитатель.

Листики падают на дорожку , на траву, на крышу. А что будет, если листик упадет в лужу , пруд, речку? Как вы думаете, утонет или нет? (проводится эксперимент- таз с водой) Представьте – это лужица. Опускаем листик . Что происходит? Почему листики не тонут ?

Они легкие

Воспитатель.

Как листик плывет ?

Понедельник: «У меня музыкальный талант». Развлекательные: обогащая музыкальный коридор новыми инструментами, чтобы побудить желающих детей импровизировать музыку на ударных инструментах. Развитие музыкального интеллекта. Самообслуживание. Реализация детей для систематического мытья рук перед едой. Расскажите о последствиях: «Не мойте руки». Образовательная и образовательная деятельность: - «Желательный концерт» - Поощрение детей петь соло перед всей группой - Представление своих вокальных навыков, движение с пением: «Музыканты Конзабеланчи», веселье: «Дирижер ведет оркестр» - играет на ударных инструментах, танцевать «Я хочу стать танцором» - поощряя желающих детей исполнять любой танец на музыку, которую они слышат.

Дети. Как кораблик

Воспитатель. Вот как много разноцветных корабликов на воде.

Дети посмотрите, за нами воробушек наблюдает. Он очень любопытный.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холодов не испугался

С нами на зиму остался.

Скоро станет совсем холодно, мы с вами уже надели куртки и шапки. Птицы улетают в теплые края, потому что им скоро нечего будет есть.

Развертывание для безопасного перемещения по тротуарам и пешеходным переходам. В неблагоприятную погоду - словесная игра: «Глухой телефон», «Я попал в колодец», «Помидор». Работа с правилами веселья - Развлечения с пением: «Доротка», «Карусель», «Срокки». Развитие способности подражать движениям других. Ориентация движения и ориентация: «Много мух». - Все еще выполняется для тщательной мойки рук и использования вашего полотенца. Поощряйте детей есть супы, попробуйте, хотя несколько чайных ложек. Отдых: - Прослушивание серьезной музыки во время отдыха, развитие интереса к музыке, расслабление тела.

Чтобы воробьи и другие птицы перезимовали с нами и радовали нас, их надо подкармливать.

Воспитатель.

Что любят есть птицы?

Семечки, хлебные крошки, зерно.

Воспитатель.

У меня в корзине есть угощение для наших маленьких друзей, сейчас я выложу корм в кормушку. Давайте отойдем подальше, чтобы не пугать птиц, которые прилетят в нашу столовую.

Деятельность по уходу: - Просмотр альбомов с различными инструментами. Улучшение музыкальных знаний детей. - Уборка, организация: организация музыкальных углов, сортировка инструментов в правильных боксах. Музыкальное развлечение: играет на разных инструментах, исполняя любую песню. Бесплатная игра: удовольствие в любом уголке, поощрение детей рассказывать истории на основе фотографий, картинных сюжетов, собственного опыта. Поощрять выражение. Развитие лингвистического интеллекта. Образовательная и учебная деятельность: - «Конкурс речитаторов в Доме культуры» - подготовка аудитории; установка стульев, создание сцены, продажа билетов.

Воспитатель.

Дети, пока птицы собираются на обед мы с вами соберем самые красивые листочки для аппликации . (трудовая деятельность)

Какие молодцы собрали так много листочков , мы славно потрудились,теперь можем поиграть.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Цель : Бегать в разных направлениях, не наталкиваясь находить свой домик, действовать по сигналу

Поощряйте настоящих детей читать стихи на сцене, увековечивать стихи. Развертывание самозанятых детей в раздевалках, поддерживающих порядок вокруг них. В плохую погоду: «Оглушительный телефон», «Помидор», «Я попал в колодец» - реализация для соблюдения правил игры - Музыкальные и передвижные игры: «Срокки», «Палочки», «Паяцик» - интеграция детей в группу, Консолидация известных моторизованных игр с пением. - «Вкусный ужин» - интервью с детьми: «Кто вкусный сегодня?» - узнайте, какие продукты вкусны для детей.

Отдых: - Прослушивание расслабляющей музыки: «Гармония» - обучение засыпанию во время прослушивания музыки. Уход и образовательная деятельность: слушать рассказы, прочитанные учителем, пытаясь рассказать сказки. Развитие лингвистического интеллекта детей.

Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками – это дом.

Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети воробышки перепрыгивают линию и бегают в разные стороны по площадке. На слова воспитателя, «автомобиль едет, летите в гнёзда» воробышки бегут в дом.

Игры с выносным материалом (песочные наборы)

Развлечения с пением: «Гномы». - Уборка, заказ: сортировка книг, сортировка книг по размеру и толщине. Развитие интересов в книге. Среда: «У меня есть математический талант». Бесплатное развлечение: бесплатное развлечение в зале. Удовольствие, развивающее способность подсчитывать, сортировать коллекцию в соответствии с данной 1 функцией - развлекаться с желающими детьми. Развитие математических интересов. Обучающие и обучающие мероприятия: - «Игрушечный магазин» - математические игры, сортировка игрушек на четырех полках по типу, подсчет игрушек по каждому, определение их количества.

Воспитатель

Ну что наигрались? Предлагаю вам отдохнуть в нашем кафе, попить чаю с пирожками. (Сюжетно –ролевая игра «Кафе» )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Дидактическая игра "Угадай что это?».

Цель : формирование тактильного чувства, развитие мелкой моторики. Закрепление понятий «овощи» «фрукты»

Оборудование : Мешочек,овощи фрукты

Физическая активность; «Паяцыки», рисуя на карточках четыре шара. В неблагоприятной погоде: «Воспроизведение домино» - ознакомление с правилами игры, развитие восприятия. - Игра с анимированным плащом. Кланы: «Какого цвета?», «Прыгающий мяч» - Определение высоты: «высокий-низкий». Ориентация и ориентация движения: «Мухи летают». - Ужин: Выполнение правильной осанки во время еды, держа руки под столом, положив пищу на тарелку - избегая ожогов.

Отдых: - Прослушивание расслабляющей музыки: «Расслабляющая» - научиться засыпать во время прослушивания музыки. Уход и образовательная деятельность: - Игра с кубиками: подсчет кости на лодыжке, совпадение счетчиков, отсчет до шести. Мобильность с пением: «Гномы». - Поощряя детей организовывать свои игрушки после окончания пьесы, ссылаясь на их место. Четверг: «У меня есть художественный талант».

Публикации по теме:

Организация целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук в технике «пластилинография» с учетом ФГОС до Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают.

Веселые игры: удовольствие в любом уголке интереса в соответствии с изобретением детей, обогащение пластикового уголка новыми аксессуарами: шаблоны для рисования. Растущий художественный интеллект. - Завтрак. Помогает детям покрывать стол, раскладывая салфетки на столах. Развертывание для выполнения небольшой работы в интересах группы. Образовательная и образовательная деятельность: - «Моя любимая картина» - рисунки на любом, развитие детского творчества. Разработка визуально-пространственного интеллекта. и играть в дошкольном саду, наблюдая за происходящими обменами. в окружающей природе.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в математику» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в математику» Бакирова Диляра Мидесовна. МБДОУ детский сад №124.

Конспект прогулки в средней группе "Листопад" Подготовил воспитатель: Тенибаева Л. А. Цель:систематизировать знания детей о сезонных.

Цель: Формировать у детей представления об этом времени года. Ход прогулки:- Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня.

Конспект прогулки зимой во второй младшей группе Цель: формировать у детей представление о зиме. Задачи: 1. Продолжать учить, знакомить детей со свойствами снега: холодный, в тепле тает,.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей второй младшей группы «Листопад, листопад литья желтые летят» Программные задачи: Образовательные: Учить сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов; освоение счета до двух на основе.

Организация и проведение прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС до (старшая группа) День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ,.

Библиотека изображений:

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Приступая к работе с детьми 2—4 лет в условиях прогулки, следует выстраивать педагогический процесс с учетом феномена раннего детства.

Раннее детство — особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.

1. У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором (радуга, метель, листопад) и с чем он может сам действовать (приседать или тянуть руки вверх, определяя, что резеда —низкие цветы, а золотой шар —высокие и т.п.).

2. Детям раннего возраста присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), малыш начинает понимать, что такое огурец и морковь, где что растет и т.п. Взрослый, решая задачи образовательной области «Познание», обогащает малышей знаниями об окружающем мире.

3. При организации прогулки следует учитывать особенности детей этого возраста:

Быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;

Малая выносливость работоспособности коры головного мозга, неумение сосредоточиваться диктуют необходимость дозирования новых сведений (рассказ о жизни зимующих птиц, первые сведения о времени года и т. п. могут длиться не более 3—4 минут);

Отвлекаемость (на прогулке поводов для этого предостаточно);

Затруднения при запоминании (поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение).

4. Организуя работу с детьми, необходимо удовлетворять их потребности. Например, потребность в ярких впечатлениях, в интересных действиях приводит к тому, что дети охотно идут на прогулку, находятся в хорошем настроении, активно участвуют в предлагаемых мероприятиях.

На прогулке созданы все условия для удовлетворения детской потребности в двигательной активности, что позволяет взрослому осуществлять задачи образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд» и др.

Особо следует уделять внимание удовлетворению потребности детей в самостоятельном познании окружающего мира. Это дает взрослому возможность решать такие задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира, расширение детского кругозора и др.

Но главная потребность малыша —потребность в общении со взрослым. Отсюда и требования к взрослому, к его личностным качествам. Воспитатель должен обладать такими качествами, как: открытость, доброжелательность, любовь к детям, чувство юмора, чувство прекрасного и др., что позволит ему эффективно осуществлять основные направления социально-личностного, художественно-эстетического развития и др.

Большие требования предъявляются и к профессиональному мастерству воспитателя: постоянное совершенствование собственных знаний, творческий подход к работе, умение выстраивать с детьми субъект - но-субъектные отношения.

5. В раннем детстве ведущим видом деятельности является предметно-игровая деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог. Таким образом решаются задачи таких образовательных областей, как: «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и др.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки —до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Прогулка родителей с ребенком или непосредственная работа гувернера с одним—двумя детьми или педагога прогулочной группы численностью до 4—5 человек не требуют особой организации. Прогулка с детьми младшего возраста в дошкольном учреждении должна быть правильно организована. В целях успешного решения комплекса всех воспитательно-образовательных задач при работе с детьми как младшей подгруппы (возраст 2—3 года), так и старшей (возраст 3—4 года) следует продумать организацию работы взрослых, распределение обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем (няней).

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель. Младший воспитатель помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей), внимательно осматривают весь участок; нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время на участке могут оказаться грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.

Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, может подключиться и старший методист дошкольного учреждения.

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения младший воспитатель помогает подготавливать необходимый материал, создавая на участке игровую среду. Во время проведения воспитателем наблюдений с одной подгруппой младший воспитатель следит за остальными играющими детьми; в холодный период года помогает воспитателю заменять у малышей промокшие варежки, пораньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз, и т.д.; в теплое время следит, чтобы у детей постоянно было питье, вода в рукомойнике. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они побегали босиком по траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия), а затем вымыть им ноги.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.

Создание условий для эффективного проведения прогулок

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса или дерева.

1-й набор: сказочные персонажи, знакомые детям. В зимнее время это Дед Мороз и Снегурочка, в летнее —девочка Машенька с братиком Ванечкой и др. (высота каждой фигуры 40—60 см). Дети рассматривают их, вместе со взрослым вспоминают любимые сказки, недавние праздничные или новогодние события. Иногда в руках у Машеньки появляется корзинка. Дети замечают, начинают предполагать, куда собралась девочка. Так зарождается интересная беседа.

2-й набор : знакомые детям игрушки-животные — медвежонок, лиса, заяц, волк, белка, олень. Одни сидят на задних лапах (высота 60 см), другие стоят (высота до 80 см) или лежат. Для поддержания интереса детей и развития их внимательности время от времени в оформление объектов вносятся сюрпризные моменты: зимой медвежонку надевают малахай, волку— варежки; в летнее время лисе надевают яркий платок, а то и румяный колобок можно посадить на нос! Зайцу можно надеть то юбку, то фартук, мишке — красную рубаху, волку—лапти и т. д.

3-й набор : знакомые детям игрушки-птицы— ворона, воробей, голубь, сорока, снегирь, синица (длина 10—15 см, высота 5—7 см). Дети самостоятельно находят их, рассматривают строение тела, показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.

Эту атрибутику расставляют по всему участку, не более 4—5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10—12 дней, тем самым поддерживая устойчивый интерес детей к ним.

Можно стационарно установить щит (40 х 60 см, подставка до 60 см). На него взрослый вывешивает красочно оформленную иллюстрацию знакомой сказки, время от времени заменяя ее другой («Три медведя», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурушка и лиса» и др.). Заметив новую иллюстрацию, дети останавливаются у щита, с интересом рассматривают ее и с помощью воспитателя могут вспомнить сюжет всей сказки.

В летнее время с целью развития наблюдательности и умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать «озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечный день возле него загорают на травке куклы, плавают по воде уточки. В пасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходит на «озере».

В зимнее время среди запушенных снегом кустов с горки спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течение дня здесь могут произойти изменения, например, упали набок санки. Кто из детей заметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустов за ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюдений, и для развернутой беседы с детьми по поводу сюрпризных моментов. Здесь необходима фантазия взрослого.

Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или осенних листьев. К перилам веранды на уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм).

По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка— пройти пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой.

Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Ошибка педагога обычно состоит в том, что на прогулку выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе (машины без колес, куклы без париков и т.д.).

Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним —саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки. К концу прогулки, когда дети чувствуют усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения.

Летом дети много времени проводят на прогулке, поэтому территория участка должна быть оснащена игровым материалом, необходимым для организации разнообразных видов детской деятельности (по аналогии с оснащением групповой комнаты).

Перечень игрового материала в теплое время года

Дидактические игрушки. Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото.

Моторные игрушки . Мячи и обручи грех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с бубенцами, каталки и коляски для кукол.

Технические игрушки . Легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины, молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты, вертолеты, ракеты; телефон, велосипеды, самокаты.

Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке. Наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды.

Игрушки-наборы. Домашние животные и птицы, лесные звери и птицы,

Строительный материал . Детали из набора М. Агаповой «Малыш» и пластмассовые конструкторы.

Музыкальные игрушки . Погремушки, колокольчики, бубны, органчики.

Наборы игрушек для игр с песком и водой.

Игрушки-забавы. Озвученные волчки, народные игрушки-забавы, заводные игрушки.

Весь этот материал должен храниться в специальном блоке, построенном на участке или неподалеку от него.

Дети младшего дошкольного возраста играют индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2—3 человека), поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на траве можно полистать книгу, посмотреть картинки, на веранде поиграть с дидактическими игрушками. У входа на веранду стоит гараж с техническими игрушками, стеллаж с моторными игрушками. На веранде находятся уголки для развертывания сюжетных игр (кухня, спальня, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин), уголок ряженья. Для свободного использования детям предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Наряженные дети играют и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся полочки, на которых хранится разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования.

Песочный дворик должен располагаться под тентом. Обычно он представляет собой ящик на подставках с прибитыми по краям бортиками, дети имеют возможность играть стоя и свободно передвигаться вдоль него, развертывая сложные постройки с использованием строительного и природного материала. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.

Для разнообразных игр с водой детям предлагается небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой. В свободное пользование детям не дают такие игрушки, как мелкая мозаика, чтобы избежать травм.

Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему участку, главное — чтобы они помнили, где что хранится, и после завершения игры самостоятельно расставляли весь игровой материал по местам.

Условия для активизации движений детей

Одной из особенностей младшего дошкольного возраста является потребность детей в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и достаточно подолгу ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т.д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам-«гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.

Особое внимание удовлетворению потребности детей в двигательной активности нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, а погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать. Постройки из снега, расположенные по всей территории, не только служат для украшения участка, но и стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженных из снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить под каждой снежной фигурой мячи, шары; бросать снежки в корзину снеговика, белого медведя; попытаться набросить серсо на длинную шею гуся, хобот слоненка. По спине снежного крокодила можно ходить, упражняясь в равновесии; через его лапы перешагивать (высота передних и задних лап разная). Детям интересно влезать на огромную ледяную черепаху, а затем съезжать с нее на скатках. Следует отметить, что санки, особенно детям 2—3 лет, давать не следует во избежание травм. Вместо санок им можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезанные в виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками, с подшитой снизу клеенкой. Дети могут их носить, садиться на них на скамейке, наблюдая за происходящим вокруг.

В стороне, от одного конца участка до другого можно соорудить лабиринт с разветвлениями и тупиками. Высота стен снежного лабиринта не должна превышать 40—50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей; ширина стен 25—30 см. Снежные валы служат для упражнений в равновесии и перелезании. Ширина дорожек лабиринта позволяет детям беспрепятственно разойтись на них. Поверхность дорожек должна быть сглажена. Дети могут украшать склоны вала лентами, разноцветными шнурами, закрепляя их специально заготовленными пластмассовыми штырями (длиной до 15 см), а также узорами из разноцветных льдинок. Свободно передвигаясь по лабиринту, дети могут добежать до конца и встретить там белого медведя, а остановившись в одном из тупиков, разглядывать, например, вырубленный из снежного вала теремок и его обитателей, при желании поиграть с ними.

Для того чтобы попасть в отдаленную часть участка, детям необходимо преодолеть то или иное препятствие: перелезть через бревно, наклонившись, пройти через воротца, перешагнуть через снежный порожек высотой в 10—15 см, перейти через мостик и т.д.

На расчищенной от снега центральной площадке дети с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской; одни дорожки извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т.д.). Это и прятки, и перебежки от одной фигуры к другой.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: приносят снег в ведерках, раскладывают цветные льдинки, сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

Для такой активной деятельности малыши должны быть правильно одеты. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать у ребенка досаду и разочарование. Взрослый должен продумывать организацию прогулки таким образом, чтобы дети не замерзали и в то же время не перегревались.

Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и нередко высказывают недовольство тем, что прогулка подошла к концу.

Структурные компоненты прогулки

Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение-—один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей раннего дошкольного возраста.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые, и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый ребенок приобретает положительные качества и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения детей со взрослым и со сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка. Таким образом, трудовые действия детей также следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов задень младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200—1500 шагов, в то время как при продуманной организации прогулки и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов. Таких результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Очевидно, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

Разнообразные наблюдения;

Дидактические задания;

Трудовые действия самих детей;

Подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Кроме того, они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 3 до 5 минут (в общей сложности все компоненты прогулки занимают 15—20 минут) и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могу! осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. В знойное летнее время дети сразу же приступают к трудовым действиям — наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки.

Каждый из компонентов прогулки оказывает влияние на развитие, воспитание и формирование личностных качеств младших дошкольников.

В течение года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. В это время воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, поэтому на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия.

На фоне играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним—двумя малышами на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с ребятами за каким-либо необычным явлением или событием, которое они сами заметили. Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!