Это жизнь - портал для женщин

Где живут белые медведи. Место обитания белого медведя

Белый медведь, он же полярный или северный медведь (лат. Ursus maritimus ) - это хищное млекопитающее животное, которое относится к подотряду псообразные, семейству медвежьи, . Название зверя переводится с латыни, как “медведь морской”, а еще хищника называют ошкуй, нанук или умка.

Международное научное название : Ursus maritimus (Phipps, 1774).

Охранный статус : уязвимый вид.

Белый медведь – описание, строение, характеристика

Полярный медведь – это самый большой сухопутный хищник и один из самых крупных хищников планеты, который уступает своими габаритами только морскому слону. Самый крупный белый медведь весил чуть более 1 тонны и имел длину около 3 метров. Высота этого медведя, стоящего на задних лапах, составляла 3,39 м. В среднем длина туловища самцов составляет около 2-2,5 м, высота в холке бывает от 1,3 до 1,5 м, а средняя масса белого медведя варьируется в пределах 400-800 кг. Медведицы в 1,5-2 раза меньше, обычно их вес не превышает 200-300 кг, хотя беременные самки могут весить и 500 кг. Интересно, что в эпоху плейстоцена (около 100 тыс. лет назад), на земле жил гигантский белый медведь, его размер составлял около 4 метров в длину, а масса тела достигала 1,2 тонн.

У белого медведя грузное, массивное туловище и крупные, мощные лапы. В отличие от прочих представителей рода, шея полярных медведей вытянутая, а голова с маленькими ушами имеет уплощенную форму, но с характерным для всех медведей вытянутым лицевым отделом.

Челюсти зверя чрезвычайно мощные, с хорошо развитыми, острыми клыками и резцами. Всего у белого медведя 42 зуба. Лицевые вибриссы у животных отсутствуют.

Хвост белого медведя совсем короткий, имеет длину от 7 до 13 см и практически незаметен из-под плотного меха. Лапы белого медведя оканчиваются пятью пальцами, вооруженными острыми невтяжными когтями внушительной величины, что позволяет хищникам удерживать самую крупную и сильную добычу.

Подошвы лап покрыты грубой шерстью, что предотвращает скольжение на льдинах и не дает лапам замерзнуть. Кроме того, белые медведи отлично плавают и ныряют, а между их пальцами располагается плавательная перепонка, помогающая при длительных заплывах.

Мех белого медведя довольно грубый, плотный и чрезвычайно густой, с отлично развитым подшерстком. Такая богатая шуба и внушительный слой подкожного жира толщиной до 10 см делают животных практически неуязвимыми даже в самые лютые морозы и при нахождении в ледяной воде. Не защищены мехом только подушечки лап и кончик морды.

Белые медведи - могучие и выносливые хищники, очень ловкие и быстрые для своего веса и внушительных габаритов. На суше скорость белого медведя в среднем составляет 5,6 км/ч, а при беге достигает 40 км/ч. За сутки животное может преодолеть расстояние до 20 км. Преследуемый в воде белый медведь способен ускоряться до 6,5-7 км/ч, а при необходимости может плыть без остановки несколько дней. Известен факт, когда самка белого медведя без остановки плыла до места кормежки 9 дней, правда за это время она потеряла до 22% массы своего тела и своего детеныша.

У полярных хищников отлично развиты слух, зрение и обоняние. Зверь чует жертву на расстоянии более 1 километра, а стоя над укрытием потенциальной добычи, способен уловить малейшее движение. Через метровый слой снега белый медведь может учуять место продуха тюленя (лунки во льду, с помощью которой тюлень дышит).

Продолжительность жизни белого медведя

В природных условиях белые медведи живут около 20-30 лет (самцы до 20 лет, самки до 25-30 лет), а зафиксированный рекорд продолжительности жизни в неволе составляет 45 лет.

Где живут белые медведи?

Белые медведи обитают в приполярных областях северного полушария, а их ареал простирается до 88 градуса северной широты на севере и до острова Ньюфаундленд на юге. Область распространения на материке проходит через арктические пустыни до тундровой зоны на территориях России, Гренландии, США и Канады. Ареал животных тесно связан с арктическим поясом, покрытым дрейфующими и многолетними льдами, изобилующим большими полыньями с высокой плотностью морских млекопитающих, главного источника питания белых медведей.

Сегодня область обитания белых медведей насчитывает несколько крупных популяций:

  • лаптевская, распространенная в море Лаптевых, восточных районах Карского моря, на западе Восточно-Сибирского моря, на Новосибирских островах и архипелаге Новая Земля;
  • карско-баренцевоморская, представители которой живут в Баренцевом море, западных районах Карского моря, в восточной части Гренладского моря у побережья Гренландии, а также на островах Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Шпицберген;
  • чукотско-аляскинская популяция распространена в Чукотском море, в северной части Берингова моря, на востоке Восточно-Сибирского моря, а также на островах Врангеля и Геральд.

На севере область распространения популяций захватывает часть Арктического бассейна, хотя здесь полярные медведи встречаются гораздо реже, чем в более южных морях. Интересно, что наиболее крупные белые медведи обитают в Баренцевом море, а самые мелкие живут на острове Шпицберген.

Существование хищников привязано к сезонным изменениям границ полярных льдов. С наступлением тепла белые медведи отступают к полюсу вместе со льдами, а зимой возвращаются южнее, и, хотя их привычной средой являются прибрежные зоны, покрытые льдом, в это время хищники нередко посещают материк.

Спячка белого медведя

В спячку залегают прежде всего беременные самки, остальные белые медведи зимуют в берлоге не каждый год и при этом впадают в анабиоз не более, чем на 50-80 дней.

Чем питается белый медведь?

Основной источник питания полярного медведя составляют различные морские млекопитающие и рыба (тюлень, кольчатая нерпа, реже лахтак (морской заяц), морж, белуха, нарвал).

Первым делом белый медведь ест шкуру и сало убитой жертвы, и только будучи очень голодным, поедает мясо своей добычи. Благодаря такому рациону в организм животного поступает огромное количество витамина А, который накапливается в печени. За один раз взрослый белый медведь съедает около 6-8 кг пищи, а сильно проголодавшись - до 20 кг. Остатки трапезы подъедают песцы, вечные проводники и нахлебники полярного медведя. В случае неудачной охоты животные довольствуются снулой рыбой, падалью, разоряют птичьи гнезда, поедая яйца и птенцов. Белые медведи довольно терпимо относятся к своим сородичам при поедании крупной добычи, например мертвого , около которого может собраться большая группа хищников. Забредая на материк, белые медведи охотно копаются в помойках в поисках пищевых отходов и грабят продуктовые склады полярных экспедиций. Растительный рацион хищников составляют травы и водоросли.

Кстати, белые медведи не едят пингвинов, так как пингвины обитают в Южном полушарии (в Антарктиде, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке, на островах), а полярные медведи живут в Северном полушарии (на севере России, Канады, Аляски, в Гренландии и на некоторых островах).

Летом лед отступает от берегов и может совсем растаять, что лишает животных их мест кормежки. Поэтому летом белые медведи живут засчет своих жировых запасов и голодают по 4 месяца и более. С учетом отсутствия конкуренции за пищу в этот период года, животные могут собираться в группы и мирно лежать на берегу.

Уникальная особенность поведения белого медведя - его отношение к человеку, которого он иногда целенаправленно выслеживает и рассматривает как добычу. Но чаще всего белые медведи совершенно не проявляют агрессии, они довольно доверчивы и любопытны. Обычно опасность для человека представляют лишь самки с медвежатами или раненый зверь.

Как охотится белый медведь?

Потенциальную добычу белый медведь подстерегает возле полыньи, и, как только голова жертвы показывается над водой, мощным ударом лапы оглушает животное, после чего вытаскивает тушу на лед.

Другой не менее эффективный метод охоты заключается в переворачивании льдины, на которой отдыхают тюлени. Нередко белые медведи охотятся на моржей, особенно молодых и слабых, но справиться с противником, вооруженным смертоносными бивнями, способны только на льду. Медведь подкрадывается к добыче на расстояние около 9-12 метров, а затем резким прыжком атакует жертву.

Когда белый медведь обнаруживает продухи тюленей (лунки во льду, через которые тюлени дышат), он пытается расширить их, для чего разбивает лед передними лапами. Затем он погружает переднюю часть тела в воду, хватает тюленя острыми зубами и вытаскивает его на лед, после чего жертве уже не справиться с неравным противником.

Размножение белого медведя

Северные медведи ведут одиночный образ жизни и относятся к сородичам достаточно миролюбиво, схватки между самцами происходят только в период размножения, тогда же агрессивные самцы могут нападать на медвежат.

Репродуктивного возраста белые медведи достигают к 4-8 годам, причем самки становятся готовыми к воспроизводству потомства раньше, нежели самцы. Гон медведей растянут по времени и продолжается с конца марта до начала июня, а самку обычно сопровождают 3-4, иногда до 7 самцов. Беременность белых медведей длится от 230 до 250 дней (около 8 месяцев), причем начинается она латентной стадией, когда происходит задержка имплантации эмбриона.

В октябре белые медведи самки начинают копать берлоги в снежных наносах, причем выбирают для этого определенные места: например, на островах Врангеля и Земле Франца-Иосифа, где в прибрежной зоне обустраиваются до 150-200 берлог одновременно. В середине ноября, когда начинается эмбриональное развитие плода, медведицы залегают в спячку, которая длится до апреля. Таким образом, потомство рождается в середине или по завершении арктической зимы.

Взято с сайта: polarbearscience.files.wordpress.com

На свет обычно появляется от 1 до 3 детенышей (чаще 2 медвежонка), совершенно беспомощных и крошечных, весом от 450 до 750 г. В совершенно исключительных случаях могут родиться 4 детеныша. Шерстка медвежат настолько тонкая, что зачастую их называют голыми. Первое время потомство интенсивно питается материнским молоком. Через месяц у медвежат открываются глаза, спустя еще месяц маленькие белые медведи начинают короткие вылазки из логова, а в возрасте 3 месяцев уже покидают берлогу и вместе с матерью отправляются странствовать по ледяным просторам Арктики. До полутора лет медвежата продолжают молочное питание и находятся под охраной матери, а после начинают самостоятельную жизнь. Смертность среди детенышей белого медведя составляет от 10 до 30%.

Медведица приносит потомство 1 раз в 3 года и на протяжении жизненного цикла производит на свет не более 15 детенышей, что указывает на слишком низкий потенциал увеличения популяции этих животных.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на карте, отличительные признаки растительности и животных. Формирование чувства любви к своей родине.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль.

Познавательные: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о живом мире холодных районов; устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями;

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные результаты

Понимать необходимость охраны животных холодных районов.

Основные понятия и определения

Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюса

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что на Земле есть очень холодные районы. Научимся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

Изучение нового материала

Где живут белые медведи?

Практическая работа .

Вспомните, что такое глобус. Найдите на глобусе Северный Ледо-витый океан и Антарктиду. Что вы о них зна-ете? Проверьте себя с. 84.

Рассмотрите и сравните рисунки. Какие жи-вотные обитают в холодных районах Земли?

Во льдах Северного Ледовитого океана

В Антарктиде

Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах.

Вывод

На Земле есть холодные районы — Север-ный Ледовитый океан и Антарктида. Там живут разнообразные животные. Они хоро-шо приспособились к суровым условиям.

1.Какие холодные районы есть на Зем-ле? 2. Как найти эти районы на глобусе?

3. Приведите примеры животных холодных районов.

Где живут белые медведи? Развивающая презентация для детей 1 класса

Детям о животных . БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Белые медведи

где живут белые медведи и пингвины презентация

10 ФАКТОВ ПРО ПИНГВИНОВ | Почему пингвины не летают?

Императорский пингвин

Самые большие птицы в мире

Осмысление и понимание полученных знаний

Самостоятельное применение знаний

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 1 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Моя дочь очень любит смотреть мультик про Умку. И вот сегодня она спросила, где живет Умка, и дружит ли он с пингвинами. Потом еще последовала череда вопросов, а мне пришлось отвечать. Про все тонкости своего ответа расскажу и вам.

Места проживания белых медведей

Белые медведи, как и предполагала моя дочка, живут на Северном полюсе. Но с пингвинами в природных условиях они не встречаются. Все потому, что живут на разных концах земного шара. Пингвины обитают исключительно на Южном полюсе, а белые медведи на Северном. Самая большая часть этих медведей живет в Северной Канаде. В России Белые медведи обитают на острове Врунгеля.

Выживание в экстремальных условиях

Белые медведи на вид очень милые и забавные, но живут они в самых суровых местах. Что же помогает им выжить:


Питаются медведи в основном тюленями . За один сезон белый медведь может съесть до 50 тюленей. Но мясо они едят очень редко. В основном они съедают шкуру и жир , а мясо за ними доедают песцы, которые часто ходят вслед за белыми медведями. За день медведь проходит и проплывает большие расстояния в поисках добычи . Он может и несколько часов провести у лунки, поджидая очередного тюленя.


С приходом глобального потепления климат меняется, ледники отходят, и белым медведям приходится проходить тысячи километров, в поисках мест обитания тюленей. А в период лета, когда становится тепло, медведи могут голодать до четырех месяцев. . В это время они мирно лежат на берегу и греются на солнышке.


Где живут белые медведи и пингвины (урок-игра)

Цели: 1. Формировать представление о разнообразии природы Земли;

  • 2. Познакомить с холодными районами земли - Северным и Южным полюсами, с животным миром этих районов;
  • 3. Выполнить аппликацию из резаных ниток, прививать аккуратность;
  • 4. Развивать любознательность, воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: 1. Глобус;

  • 2. Рисунки природы и животного мира Северного Ледовитого океана, Антарктиды;
  • 3. Цветик - семицветик;
  • 4. Образец аппликации; шаблоны медведя;
  • 5. У каждого учащегося - картон голубого цвета, шерстяные нитки белого цвета, клей ПВА, ножницы, сигнальные карточки красного и зелёного цветов.

Пояснительная записка

Данный интегрированный урок окружающего мира проводился в 1 классе в III четверти в январе по тематическому плану.

Весь урок построен в виде игры-путешествия при помощи Цветика-семицветика. Отрывая лепесточки цветка, дети оказываются там, где живут белые медведи, пингвины; при этом произносят стихи из сказки: «Лети, лети лепесток, через запад и восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели!» Форма работы - хоровое разучивание . Повторение пройденного материала проводится в виде игры «Да - нет» с использованием сигнальных карточек. Знакомство с новым материалом идёт через рассказ учителя, работу по учебнику и в Рабочей тетради, через практическую работу - выполнение аппликации белого медведя из картона и шерстяных ниток, что способствует активизации внимания детей, интереса к предмету, развивает творческую самостоятельность. Для закрепления изученного материала в течение урока ведётся беседа о том, где побывали, что увидели и узнали. Итог подводится в виде задания на логическое мышление : «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Если дети ответили на этот вопрос и обосновали свой ответ, значит, целей урок достиг.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в самых холодных районах нашей Земли, узнаем, где живут белые медведи и пингвины. Но сначала РАЗМИНКА.

II. Игра «Да - Нет»

Ранее изученный материал повторяется в виде игры.

У детей сигнальные карточки: зелёный кружочек означает ответ «Да», красный - «Нет».

Ребята, сейчас мы будем играть в игру «ДА - НЕТ». Я буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чём в них говорится, то поднимете зелёный кружочек, если вы не согласны - красный.

Учитель читает предложения:

  • - В прошлом вы были взрослыми? (нет)
  • - Настоящее - это то, что происходит сейчас? (да)
  • - Суббота придёт после пятницы? (да)
  • - Первый день недели это вторник? (нет)
  • - Между средой и пятницей - четверг? (да)
  • - Лето наступит после весны? (да)
  • - Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы? (да)
  • - Перед зимой идёт весна? (нет)
  • - Понедельник, вторник, среда - это месяцы? (нет)
  • - После осени наступает зима? (да)

Если было неправильное предложение, то дети исправляют его, например:

- В прошлом вы были взрослыми? (Нет, в прошлом мы были малышами.)

III. Работа над новой темой

  • - Дети, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока (Где живут белые медведи и пингвины?)
  • - А поможет нам узнать об этом Цветик - семицветик.
  • (На магнитной доске прикреплён цветок с лепестками)

Один ученик выходит к доске, отрывает лепесток, и все говорят:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Учитель продолжает:

  • - Вели оказаться там, где живут белые медведи!
  • (Дети закрывают глаза, учитель открывает одну половину доски, где вывешены картинки природы севера, животный мир)
  • - Где же мы? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (На севере )
  • - Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Посмотрите задание 1 стр. 31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани)
  • - На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (Учитель показывает на глобусе и на карте Северный Ледовитый океан). В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Показ на глобусе)
  • - Посмотрите стр. 72 учебника, кто нас встречает? (Ученики рассматривают рисунки и читают названия животных: морж, тюлень, треска, поморник, белый медведь)

Учитель рассказывает о белых медведях:

Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства «медвежьих». Он весит около 700кг, а длина его туловища достигает трёх метров.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. Медведи в самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Они отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.

Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно два года после рождения. Всё это время она их кормит, заботится о них.

VI. Практическая работа

А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.

Учитель демонстрирует образец аппликации, и определяется порядок работы:

  • 1. Обведи силуэт медведя по шаблону на картон голубого цвета.
  • 2. Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки (если ребёнок «левша», то он обматывает пальчики правой руки).
  • 3. Сними нитки с пальчиков и нарезай кусочками, длиной не более 1см.
  • 4. Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки. Работай аккуратно.
  • 5. Густая шерсть готова, осталось сверху приклеить глаз и носик
  • - Как это сделать? (Вырезать из чёрной бумаги небольшие кружочки и приклеить)

Ученики, выполнившие аппликацию раньше других, начинают делать задание 2 в Рабочей тетради стр. 31. Они находят отличия на рисунках. Затем задание проверяется.

VII. Физ.минутка

1. Медвежата с мамой жили, 2. Я мороза не боюсь,

Головой своей крутили. С ним я крепко подружусь.

Вот так, вот так! (Движения) Подойдёт ко мне мороз,

Вперевалочку ходили, Тронет руку, тронет нос.

И из моря воду пили. (Показать руку, нос)

Вот так, вот так! (Движения) Значит, надо не зевать,

А потом они плясали, Прыгать, бегать и играть

Лапы дружно поднимали. (Движения)

Вот так, вот так! (Движения)

VIII. Работа по учебнику

Читающие учащиеся по цепочке вслух читают текст на стр. 72 учебника. медведь пингвин антарктида ледовитый

Учитель задаёт вопросы по содержанию прочитанного:

  • - Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида )
  • - Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом )
  • - Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли? (Северный полюс )
  • - Итак, ребята, на каком же полюсе живут белые медведи? (На Северном )
  • - На Земле есть два полюса: Северный и Южный. (Учитель показывает на глобусе полюса) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно )

А сейчас Цветик - семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!

Снова читается хором стихотворение «Лети, лети лепесток…», ученик отрывает ещё один лепесток и учитель произносит желание:

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

Дети в это время закрывают глаза, а учитель закрывает одну и открывает вторую половину доски, где висят картины с изображением природы и животного мира Антарктиды.

  • - В каком районе Земли мы оказались? (В Антарктиде )
  • - Какие животные здесь обитают? Знакомы ли вам они? (Дети сразу узнают пингвинов )

На стр. 73 учебника дети читают текст, знакомятся с животным миром Антарктиды. Учитель подробно рассказывает о пингвинах:

Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пёс,

Потому что щиплет нос ему мороз.

Даже лёд к такой погоде не привык,

И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:

Выбегают на прогулку без пальто.

Им морозы - разморозы нипочём:

Антарктида для пингвинов - тёплый дом.

В чёрных фраках, в белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ. (Г.Гоппе )

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков.

Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.

Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.

В Антарктиде всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.

Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.

  • - Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида )
  • - Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (Толстым слоем льда )
  • - Какие животные здесь обитают? (Пингвины )

IX. Итог урока

  • - Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. Давайте прочитаем этот вопрос на стр.73 учебника:
  • - Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли )
  • - О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
  • - Какие полюса расположены в этих районах? (Северный полюс и Южный полюс ) Показать на глобусе.
  • - Где живут белые медведи? (На Северном полюсе )
  • - Где живут пингвины? (В Антарктиде )
  • - Сегодняшнее наше путешествие подошло к концу. Как же нам вернуться домой?

Ученик отрывает ещё один лепесток, а дети хором читают стихотворение «Лети, лети лепесток…», учитель произносит желание:

Вели, чтобы наш класс вернулся домой!

Дети закрывают глаза, а учитель тем временем прикрывает вторую половинку доски.

Вот мы и оказались дома в нашем классе. Волшебный цветок нам ещё пригодится. Он поможет узнать, где живут слоны. Но это будет уже следующее путешествие и на другом уроке «Окружающего мира».

Спасибо за работу на уроке!

Конспект

интегрированного урока

по окружающему миру

и трудовому обучению

по теме:

1 класс

Учитель начальных классов

Рядчина И. А.

МОУ СОШ № 8

Ст. Суворовская

Тема. «Где живут белые медведи?»

Цели. Формировать представление о холодных районах Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида), о разнообразии животного мира.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков); тетрадь; лист с тест - контролем; рисунки поверхности океана и суши, Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи, животных Арктики и Антарктики; трафареты белого медведя; тексты с описанием животных; звоночек; телевизор, аудио-и видеомагнитофоны, диск со слайд-шоу, кассета с записью песен для физкультминуток («Где-то на белом свете», «Пингвины», «Колыбельная Медведицы»); книжка с наклейками «Кто живет на полюсе»; глобус; клей; кусочки пряжи.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок-путешествие с определенным заданием. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадки:

В черных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Дети. Пингвины.

У. Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет,

Густая белая шерсть его спасает,

От морозов согревает.

Д. Белый медведь.

У. Ребята, Муравьишка - Вопросик хочет знать, где живут эти животные. Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на «хитрый вопрос», подумаем и дадим советы людям.

Одна группа (дети первого ряда) отправится на Северный полюс,

а другая группа (дети второго ряда) - на Южный.

Будем исследовать эти территории (показ на глобусе).

Наше путешествие будет проходить под девизом:

«Наблюдай и восхищайся. Изучай и береги!»

Как вы думаете, ребята, какая погода будет на плюсах?

Д. На Северном полюсе холодно, а на Южном полюсе тепло.

У. Так ли это? На самом деле и там, и там - холодно. Откройте рабочие тетради на с. 30. Сейчас мы выполним задание 1:

Представь, что вы с ребятами отправились в путешествие к Северному или Южному полюсу. Обведи, синим карандашом то, что понадобится в путешествии.



III . Физкультминутка

Выполнение упражнений под музыку песни «Где-то на белом свете» («Песенка про медведей»).

IV . Актуализация опорных знаний

У. Мы взяли с собой теплые вещи, так как на полюсах будет холодно. А как на глобусе можно увидеть, что там холодно?

Выслушиваются ответы детей.

Откройте учебник на с. 72 и прочитайте текст.

Дети читают.

- Как называются холодные районы Земли?

Д. Северный Ледовитый океан и Антарктида.

На доску вывешиваются карточки с этими понятиями.

V . Работа в группах

У. Наша экспедиция продолжается. На какой вопрос мы должны ответить?

Д. «Где живут белые медведи»?

У. На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах.

Первая группа отправляется на Северный полюс (в Арктику) - читает текст на с. 72 учебника.

Вторая группа отправляется на Южный полюс (в Антарктиду) - читает текст на с. 73.

Вопросы для первой группы

1. Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?

Вопросы для второй группы

1. Как называется один из холодных районов Земли?

2. Какой полюс расположен в этом районе?

Дети читают текст и отвечают на вопросы на с. 72 и 73.

Внимательно рассмотрим рисунки. На них изображена жизнь на Северном и Южном полюсах. Расскажите о том, что увидели, по плану.

На доске:

ПЛАН:

Где вы побывали?

Что увидели вокруг?

Какие звери, птицы вам встретились?

Дети выполняют задание. Заранее подготовленные ученики делают короткие сообщения о - животных своей территории: первая группа - о поморнике, треске, о тюлене, морже и синем ките, вторая группа - о морском леопарде, ледяной рыбе, императорском пингвине, альбатросе.

- Чтобы вы представили размах крыльев альбатроса, я прошу трех из вас встать в шеренгу и вытянуть руки в стороны.

А теперь давайте посмотрим фрагмент из видеофильма «Гиганты Арктики» о белом медведе.

Дети смотрят фильм.

- Белые медведи обитают на Крайнем Севере, среди вечных снегов и льдов. Это самое могучее, сильное и хищное животное на Земле. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3 м. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Они отличные пловцы. Их излюбленная пища - тюлени, рыба, детеныши моржей. Медведь занесен в Красную книгу. На него и на моржей запрещена охота.

Учитель показывает Красную книгу.

-В каких районах вы побывали? Какие полюса здесь расположены? Чем они похожи? К какому выводу вы пришли? Давайте ответим Муравьишке - Вопросику, где живут белые медведи.

Дети отвечают.

VI . Физкультминутка

Упражнения выполняются под музыку «Пингвины».

VII . Самостоятельная работа

Учитель раздает детям листочки с тест - контролем. Дети выполняют задания.



VIII . Практическая работа

У. Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для вас вопрос. Прочитайте его.

Д. «Охотятся ли белые медведи на пингвинов»?

У. Как вы думаете?

Д. Не охотятся, так как эти животные обитают на разных полюсах.

У. Вы все хорошо работали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах. Ведь это очень важно для нашей экспедиции.

На столе у вас лежат карты животного мира обоих полюсов и паззлы -наклейки с изображениями животных. Надо по очереди наклеивать части животных:

группа 1 - животных Арктики,

группа 2 - животных Антарктиды.

Работа выполняется в группах.

- Молодцы! Какие красивые карты! Никто из вас не ошибся. Значит, вы хорошо усвоили, где живет белый медведь, а где пингвин, и наша экспедиция не была напрасной. Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?

Д. Беречь природу, не уничтожать животных.

IX . Творческая работа

У. А теперь вы будете работать в парах. Предлагаю вам смастерить белых медведей. У вас на столах лежат трафареты мишек. На них надо наклеить кусочки белой пряжи - это будет шерсть, которой покрыто тело медведя.

Работа выполняется под музыку песни «Колыбельная Медведицы».

X . Итог урока

У. Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Урок окончен!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!