Это жизнь - портал для женщин

Всемирный конгресс финно-угорских народов. На живописных берегах Балатона

Народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).

История

Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.

Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год).

Консультативный Комитет

Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.

Всемирные конгрессы финно-угорских народов

  • I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
    Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.
В 1-м конгрессе (1992, г. Сыктывкар) участвовали 14 делегаций финно-угорских народов и 3 парламентские (278 делегатов). Приняты декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов; создан Консультативный комитет финно-угорских народов. В работе 2-го конгресса (1996, г. Будапешт , Венгрия) участвовали 18 делегаций финно-угорских народов. Кроме пленарного заседания была организована работа секций политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, СМИ, совета молодёжной ассоциации (МАФУН). В 3-м конгрессе (2000, г. Хельсинки , Финляндия; одновременно здесь проходил конгресс МАФУН) приняли участие более 600 делегатов, гостей и наблюдателей от 21 финно-угорского и самодийского народа, представителей официальных правительственных структур, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО , ЕС , депутатов Европарламента , президент Венгрии, Финляндии, Эстонии. При финансовой поддержке Консультативного комитета и Фонда развития культур финно-угорских народов на русском и английских языках издаётся журнал «Финно-угорский вестник».
  • II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
    Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии.
  • III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
    Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии.
  • IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
    Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus .
  • V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
    Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
  • VI. -

В Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира I Всемирный конгресс финно-угорских народов (Сыктывкар, 1992), осознавая свою ответственность за развитие своих народов, заявил о своих, целях и задачах. Последующие годы показали актуальность и конструктивность выбранного курса. Прошедшие еще три конгресса (Будапешт, 1996; Хельсинки, 2000; Таллинн, 2004) подтвердили, что нашей главной задачей является сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. О значимости финно-угорского сотрудничества свидетельствует участие в конгрессе Президентов Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.

Конгресс подтверждает, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики стран, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира (Женева, 1996 - 2006 гг.).

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

Неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в наших странах.

В то же время, несмотря на многие позитивные сдвиги, происшедшие за последний период, происходит сокращение численности большинства финно-угорских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире.

Исходя из сложившейся ситуации, Конгресс считает необходимым принятие следующих мер:

В области этнополитики и права:

1. Конгресс обращается к Комиссару по правам человека Совета Европы с ходатайством о создании постоянного форума по вопросам коренных народов и национальных меньшинств Европы.

2. Конгресс поручает продолжить Консультативному комитету выступать в роли координатора по мониторингу выполнения международных обязательств по защите прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в странах проживания финно-угорских и самодийских народов.

3. Конгресс призывает страны проживания коренных народов совершенствовать законодательство, опираясь на положение Декларации ООН о правах коренных народов.

4. Консультативному комитету необходимо стремиться к поддержке развития национальных общественных движений и объединений как активных и конструктивных элементов гражданского общества своих стран.

5. Конгресс поручает Консультативному комитету финно-угорских и самодийских народов организовать сотрудничество на постоянной основе с международными организациями, занимающимися правами человека, национальных меньшинств и коренных народов, регулярно информировать национальные организации о деятельности данных структур.

6. Конгресс обращается к Парламентам стран с предложением о выработке правовых механизмов, обеспечивающих достойное представительство коренных народов и национальных меньшинств в выборных органах власти и их участие в работе исполнительных органов власти на разных уровнях.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету вести исследование в укрупненных субъектах, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы (Пермский и Красноярские края) о современном социальном самочувствии коренных народов в составе нового субъекта.

8. Конгресс осуждает любые проявления расизма и ксенофобии.

В области языковых прав и образования:

1. Конгресс подчеркивает, что реализация языковых прав финно-угорских и самодийских народов должна основываться на международных нормах, включая Европейскую хартию о защите региональных языков и языков меньшинств, и призывает государства, еще не ратифицировавшие указанный документ, сделать это скорее.

2. Конгресс признателен Парламентам и Правительствам Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и других государств, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы, за поддержку на государственном уровне языков и культур финно-угорских и самодийских народов и призывает продолжить и развивать сотрудничество в данной сфере.

3. Конгресс призывает органы государственной власти создавать условия для формирования реального двуязычия с использованием при обучении детей финно-угорским и самодийским языкам современных информационных и образовательных технологий, а также содействовать расширению контактов между школами регионов и стран проживания финно-угорских и самодийских народов.

4. Конгресс поддерживает деятельность по подготовке кадров и повышению квалификации для финно-угорских и самодийских регионов, в соответствии с межправительственными соглашениями, ведущими образовательными центрами Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и подчеркивает, что особое внимание при этом должно уделяться эффективности использования потенциала подготовленных при этом национальных кадров.

5. Конгресс выражает обеспокоенность продолжающимся понижением уровня владения родными языками финно-угорскими и самодийскими меньшинствами и сокращением их преподавания в системе школьного образования.

Конгресс призывает:

общественные организации и движения финно-угорских и самодийских народов

Проявлять инициативу по созданию системы работы с семьёй, основываясь на традициях этнопедагогики;

Формировать позитивное общественное мнение по использованию родного языка в семье;

органы власти

Создавать условия для реализации права каждого человека на изучение и использование родного языка;

Развивать сеть школ с обучением на родном языке или преподаванием родного языка как предмета, а также изучением истории и культуры финно-угорских и самодийских народов.

6. Конгресс выражает озабоченность закрытием так называемых малокомплектных школ на территориях проживания национальных меньшинств, особенно в местах проживания малочисленных народов.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету изучать опыт ревитализации (восстановления) языков финно-угорских и самодийских меньшинств методами т.н. языкового гнезда, т.е. организации дошкольных группв детских садах,воспитательный процесс в которых проводится на финно-угорских и самодийских языках и способствовать его распространению.

8. Конгресс считает необходимым активизировать работу по развитию терминологии на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области культуры:

1. Конгресс отмечает регулярное проведение в Венгрии, Российской Федерации, Финляндии и Эстонии международных фольклорных, этнофутуристических и театральных фестивалей, в том числе для детей и молодёжи, а также дней родственных народов, празднования юбилейных дат и рекомендует проведение их в дальнейшем.

2. Конгресс приветствует создание финно-угорского культурного центра Российской Федерации в Сыктывкаре и Поволжского межрегионального финно-угорского культурного центра в Саранске и призывает другие страны создавать учреждения для сотрудничества с ними.

3. Конгресс обращает внимание на важность развития книгоиздания на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, переводов произведений на эти языки, а также переводов мировой классики на финно-угорские и самодийские языки.

4. Конгресс призывает Правительства стран с проживанием финно-угорских и самодийских народов оказывать содействие учреждениям науки, культуры и образования по переводу архивных материалов на цифровые носители и обеспечение доступа к ним.

5. Конгресс считает необходимым сохранение и развитие традиционной культуры и форм хозяйственной деятельности.

6. Конгресс считает необходимым способствовать развитию этнокультурного туризма в финно-угорских регионах и странах.

В области СМИ и информационных систем:

1. Конгресс поддерживает издание общероссийской газеты Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации, деятельность информационных сайтов Консультативного комитета и финно-угорских центров, организацию электронной библиотеки на языках финно-угорских и самодийских народов и поручает Консультативному комитету активизировать работу по обмену информацией с целью организации и функционирования единого информационного пространства по проблемам экологии, здравоохранения, образования и культуры финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс призывает государственные структуры обеспечивать развитие современных СМИ на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, освещающие все области жизни и доступные максимально широкой аудитории.

3. Конгресс поручает Консультативному комитету оказать содействие в реализации предложений по возможному внедрению языков финно-угорских народов в широко распространенное программное обеспечение компьютерных систем.

4. Конгресс, в целях ослабления последствий территориальной разобщенности в информационной среде финно-угорских и самодийских народов поручает Консультативному комитету содействовать созданию в интернете архива радио- и телепрограмм на родных языках, а также широкому использованию современных технологий в укреплении коммуникационных связей как внутри этнических сообществ, так и между финно-угорскими и самодийскими народами.

5. Конгресс призывает усилить внимание к выпуску детской литературы и детских периодических изданий на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области демографии, здравоохранения и экологии:

1. Конгресс поддерживает продолжение научных исследований состояния здоровья населения в регионах проживания финно-угорских и самодийских народов, влияния факторов окружающей среды, исследований в области изменения климата и по обмену информацией в данной сфере, а также проблемам семьи, материнства и детства финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс поддерживает регулярное проведение международных конференций по проблемам сохранения окружающей среды, демографии и здоровья и издание нучного журнала по этим проблемам.

3. Конгресс обращается к Правительствам стран с предложением проводить ежегодный статистический учет социально-зкономических и демографических показателей по малочисленным народам и этническим группам.

Конгресс рекомендует Консультативному комитету организовать в 2010 г. международную конференцию для анализа промежуточных результатов выполнения резолюции и рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс поручает Консультативному комитету рассмотреть обращения, замечания и предложения, поступившие в адрес Конгресса.

Конгресс выражает благодарность оргкомитетам Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по подготовке и проведению V Всемирного конгресса финно-угорских народов за прекрасное обеспечение условий работы Всемирного конгресса.

КОНГРЕССЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Конгрессы финно-угорских народов как форма объединения родственных народов на общественно-политическом уровне возникли на определенном этапе исторического развития Российского государства, в изменившейся системе международных отношений.

Стремительная консолидация финно-угорских народов России с одной стороны, и выход Российской Федерации как самостоятельного государства из состояния «закрытого общества», на международную арену с другой - стали теми тенденциями, на пересечении которых воплотилась в реальность идея духовного объединения всех финно-угорских народов.

В начале 1990-х гг. в финно-угорских регионах РФ уже ярко проявили себя национальные движения, нацеленные на возрождение языков и поддержание культур финно-угорских народов. В достижении этих целей использовались различные формы общественно-политической деятельности. Достаточно успешно национальное движение действовало в Коми, где сложилась сплоченная группа единомышленников из числа ученых, общественных деятелей, писателей, журналистов.

Комитет возрождения коми народа вышел с инициативой создания Ассоциации финно-угорских народов России. В феврале 1992 г. в г.Сыктывкаре состоялась встреча ряда полномочных представителей национальных съездов, общественно-политических и национально-культурных движений финно-угорских регионов России, созванная по инициативе Комитета возрождения, на которой и была учреждена Ассоциация. А в мае того же года в г.Ижевске прошелI Всероссийский съезд финно-угорских народов.

Стремление к объединению было столь сильным, что на съезде в Ижевске было окончательно принято решение о проведении Всемирного конгресса финно-угорских народов в конце 1992 г. в г. Сыктывкаре. Место проведения конгресса было выбрано не случайно. В 1992 г. в республике были приняты законы о государственных языках, о статусе съезда коми народа, что для других финно-угорских регионов было только отдаленной перспективой. Комитет возрождения коми народа вступил в тесный контакт и процесс диалога с органами власти республики.

В Коми стремительно развернулась подготовка к Конгрессу. Основная организационная нагрузка выпала на Комитет возрождения коми народа. Верховный Совет Коми ССР (Председатель Президиума - Спиридонов Ю.А.) поддержал эту инициативу.

Особую поддержку и помощь организаторам конгресса оказало Общество дружбы народов Финляндии и Советского Союза (генеральный секретарь - Мерья Ханнус) и чрезвычайный и полномочный посол Венгерской Республики в РФ Д.Нановски.

I всемирный конгресс финно-угорских народов.

На нем присутствовало 14 делегаций народов России, Венгрии, Финляндии, Эстонии, три парламентские делегации. В работе конгресса приняло участие 278 делегатов. Очень широко была представлена Российская Федерация: Коми, Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Кировская, Пермская, Тюменская, Ленинградская, Вологодская, Свердловская области.

Основная тема конгресса была: «Финно-угорский мир: реальность и перспективы». Делегаты конгресса приняли Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира, в которой заявлялось, что Всемирный конгресс финно-угорских народов является открытым для всего мира добровольным объединением равноправных родственных народов, которые перед всем мировым сообществом намерены отстаивать свои жизненные интересы, опираясь на принципы европейского гуманизма и международного права.

В Декларации наравне с выражением стремления финно-угорских народов к сотрудничеству, к совместному развитию национальных традиций, языков и культуры, была провозглашена цель «реализации международных норм в области права народов на самоопределение, прав коренных народов, национальных меньшинств и прав человека».

На конгрессе было принято «Обращение к Парламентам и Правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав». Учитывая особенности политической жизни России, обращение было принято только делегатами от Российской Федерации.

На конгрессе было принято решение создать Консультативный комитет финно-угорских народов. Задача Консультативного комитета - координировать действия национальных организаций для достижения общих целей и защиты интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах, включая ООН. На первом заседании Консультативного комитета финно-угорских народов 22 февраля 1993 г. в г.Сыктывкаре его председателем был избран председатель Комитета возрождения коми народа В.П.Марков.

Первый конгресс финно-угорских народов знаменовал собою начало нового этапа финно-угорского сотрудничества. После конгресса активизировались научные, культурные и общественные контакты между финно-угорскими регионами и странами. Значительным событием в этот период явилась поездка президента Венгерской Республики А.Генца по финно-угорским регионам России (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Удмуртская республика, Республика Коми, Ханты-Мансийский АО). Визит президента Венгерской Республики стал исключительно важным для финно-угорского мира, так как поднял международные связи финно-угорских регионов России на совершенно новый уровень.

II всемирный конгресс финно-угорских народов.

Место проведения конгресса было обусловлено тем, что в 1996 году Венгрия отмечала 1100-летие обретения венграми родины. На конгрессе с приветственной речью выступил президент Венгерской Республики Арпад Генц.

В работе второго конгресса приняло участие 18 делегаций народов. На конгрессе помимо пленарных заседаний была организована и работа шести секций: политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, средств массовой информации, молодежной (заседание Совета Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Конгресс выработал рекомендации секций и заключительный документ - Резолюцию.

Второй всемирный конгресс подвел итог за прошедший период, дал высокую оценку первому Всемирному конгрессу в г.Сыктывкаре как событию исторического масштаба. Конгресс подтвердил важность для финно-угорских народов обеспечения права на национальное самоопределение в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами. Предметом особого внимания и заботы, подчеркнул конгресс, остаются процессы возрождения и развития культур и языков, национального самосознания финно-угорских народов. На конгрессе была дана высокая оценка работе Консультативного комитета.

III всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более шестисот делегатов от финно-угорских народов, представителей официальных правительственных структур, международных организаций. В Хельсинки собралась 21 делегация финно-угорских народов, на три больше, чем на II конгрессе в Будапеште. В работе конгресса приняли участие: президент Финляндии Тарья Халонен, президент Венгрии Ференц Мадл, президент Эстонии Леннарт Мери. На конгрессе было зачитано обращение к участникам конгресса президента России Владимира Путина. Впервые на конгрессе присутствовали официальные представители европейских структур - ЮНЕСКО, ЕС, депутаты Европарламента.

Главная тема третьего конгресса - «Финно-угорский мир в III тысячелетии - перспективы развития». Работа конгресса проходила по четырем секциям: политика, культура и образование, экология и здравоохранение, медиа и информационные системы. Одновременно в эти же сроки в Хельсинки проходил Конгресс МАФУН.

В отчете Консультативного комитета на конгрессе прозвучало, что объединение финно-угорских народов в рамках конгресса позволило намного продвинуться вперед в решении проблем всех финно-угорских народов. Как позитивный момент было отмечено, что финно-угорские национальные организации в России сделали упор на конструктивный диалог с органами власти и управления, пошли по пути поиска компромисса и много в этом направлении добились. Было подчеркнуто, что одной из главных задач для финно-угорских народов РФ остается противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции.

На конгрессе была отмечена большая помощь, которая оказывается правительствами Финляндии, Венгрии, Эстонии в поддержке языков и культур финно-угорских народов России. Во всех этих странах приняты государственные программы поддержки финно-угорских народов РФ.

В заключении работы третьего конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В резолюции конгресс поставил задачу просить Венгрию, Финляндию, Эстонию и Российскую Федерацию объявить международное десятилетие финно-угорских народов.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором в третий раз его председателем был избран В.П. Марков.

IV Всемирный конгресс финно-угорских народов.

Главной задачей конгресса являлось сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. Всемирный конгресс сознаёт, что решение проблем ассимиляции и утраты национальной самобытности в основном зависит от политики государств и от отношения молодежи к своей культуре, языку и истории.

Работа конгресса проходила по четырем секциям: СМИ и информционных систем; культуры; здоровья, демографии и экологии; языка и образования.

В 2004 году Консультативный Комитет пополнился новыми членами. На заседании ККФУН в Выру (апрель, 2004 г) были приняты членами комитета квены (Норвегия) и сету (Эстония и Россиия), которые ранее имели статус наблюдателя.

На конгрессе отмечалось, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики страны, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Перспективным в этом отношении представляется сотрудничество всех стран через различные международные организации, прежде всего Совет Европы и ОБСЕ, а Венгрии, Финляндии, и Эстонии - в рамках Европейского Союза.

В последнее время наблюдается сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, сужается сфера применения их языков. Прежде всего потери понесло молодое поколение там, где оно лишено возможностей социализации в собственных национальных культурах.

Конгресс рекомендовал Консультативному комитету организовать в 2006 г. международную конференцию финно-угорских и самодийских народов для анализа промежуточных результатов выполнения рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс отмечал, что обнадеживающим событием стало присоединение к Европейскому Союзу Эстонии и Венгрии. Развивающийся диалог между Европейским Союзом и Российской Федерацией также открывает новые перспективы для сотрудничества между всеми финно-угорскими и самодийскими народами. Активное вовлечение в эти процессы молодежи придает новый импульс всему нашему движению.

V Всемирный конгресс финно-угорских народов

С 28-30 июня 2008 года в г. Ханты-Мансийске (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация) состоялся V Всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более 300 делегатов от 21 финно-угорского и самодийского народов, представителей властных структур, международных организаций, работников СМИ, учёные, деятели культуры и искусства. В работе конгресса приняли участие президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии. Это явилось ярким свидетельством значимости финно-угорского сотрудничества.

Главная тема конгресса - «Идентичность и изменяющийся мир». Работа конгресса проходила в пяти секциях: «Этнополитика и право», «Культура», «Язык и образование», «Медиа и СМИ», «Здоровье, демография и семья».

Во время работы конгресса участниками были отмечены многие позитивные сдвиги, которые произошли за последние годы. Конгресс показал актуальность и конструктивность выбранного курса на сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества.

По итогам работы V Всемирного конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В ней подчёркивается, что неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов, становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в финно-угорских странах.

В резолюции отмечается, что, несмотря на многие позитивные сдвиги, происходит сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире. С учётом анализа ситуации конгрессом предложено принятие определённых решений в области этнополитики и права, языковых прав и образования, культуры, СМИ и информационных систем, демографии, здравоохранения и экологии.

Конгресс признаёт, что огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира.

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором его председателем был вновь избран В.П. Марков.

VI Всемирный конгресс финно-угорских народов

Форум собрал около 600 представителей народов этой языковой ветви из России, Эстонии, Финляндии и Венгрии.

Главную тему Конгресса «Сохранение языков финно-угорских народов» обсудили на секционных заседаниях «Этнополитика и право», «Язык и образование», «Культура», «Информационные технологии и СМИ», «Здоровье, демография и экология», где участники поделились положительным опытом на местах и обсудили перспективы дальнейшей работы. Также состоялся «круглый стол» по вопросам молодёжи. По итогам многосторонних обсуждений делегаты приняли Резолюцию Конгресса, в котором они обратились ко всем представителям финно-угорских и самодийских народов всех стран говорить на родных языках, пользоваться ими в повседневной и общественной жизни; обучать финно-угорским языкам детей, в том числе привлекая представителей среднего и старшего поколений; расширять использование финно-угорских языков в средствах массовой коммуникации и в социальных сетях; активнее выступать инициаторами и катализаторами в становлении и развитии гражданского общества как базы для успешной деятельности во имя реализации наших целей и задач.

Делегаты определили новый состав Международного консультативного комитета финно-угорских народов. Республику Коми представляют В.П.Марков и С.И.Габов. На заседании Консультативного комитета финно-угорских народов председателем избран Валерий Петрович Марков.

VII Всемирный конгресс финно-угорских народов пройдёт в 2016 году в городе Лахти (Финляндия).

В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.

Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.

На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.

Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .

7-й Всемирный конгресс финно-угорских народов, который собирается раз в четыре года, недавно завершился в Лахти. 173 делегата и более 300 наблюдателей три дня обсуждали вопросы сохранения своих родных языков и культуры, отношения с властью и недропользователями, угасание старых и появление новых диаспор. В итоге всем стало очевидно, что форум нуждается в серьезных переменах.

Напряжение и настороженность некоторых делегатов проявились уже накануне конгресса. На вроде бы стандартный вопрос о планах и ожиданиях от Конгресса, заданный за десять дней до начала форума ни один из делегатов из Финляндии, Эстонии или Венгрии не ответил. Зато из Эстонии пришло письмо с сомнениями в объективности вообще всех российских журналистов. Впервые за 30-летнюю практику столкнулась с тем, что априори фактически в непрофессионализме обвиняют только потому, что ты из России. Захотелось понять, что за люди собираются на этот конгресс от имени целых народов и почему некоторые из них так политизированы?

Восторженный сосед

Погружение в этническую тематику началось еще в поезде "Москва-Хельсинки". В Твери в купе подсел 19-летний финский парень очень сносно говорящий по-русски.

Я, конечно, финн, но мама у меня русская, - слегка растягивая слова пояснил Микаэль, - во-от проведыва-ал бабушку и родственников в тверской деревне.

Оказалось, ежегодно "проведывающий" русскую родню молодой финн учится на строителя, восхищается современной архитектурой российской столицы, а весь его телефон забит фотографиями Москвы-Сити: "Этто очень сло-о-ожно постро-оить!". Однако о том, что весь финно-угорский мир съезжается нынче в финский городок Лахти, он не слышал, а кто там будет представлять его как финна – понятия не имеет. Это насторожило – а кого же тогда представляют люди, собирающиеся на Всемирный конгресс финно-угорских НАРОДОВ?

С вопросами про форум, имя и программу выбранного ими делегата я полдня приставала к местным финнам уже в Лахти – и в шумном торговом центре, и в тихом парке на берегу озера, но ответом было лишь недоумение.

Разные подходы

Из 23 финно-угорских народов только три – венгры, финны и эстонцы живут за пределами России, остальные – подавляющее большинство – в нашей стране. Несколько месяцев назад во всех финно-угорских республиках России состоялись съезды народов, где весьма эмоционально проходили выборы делегатов на Конгресс. Поэтому с той или иной долей достоверности можно сказать, что за каждым делегатом российских финно-угров стоит энное количество соплеменников. И каково же было мое удивление, когда выяснилось, что в других странах все было совершенно иначе.

Делегат от Эстонии Айвар Руккель увидел в интернете объявление, оставил заявку и вот он уже представляет эстонцев на Всемирном Конгрессе. Айвар уверен, в его родном Пярну мало кто знает про этот Конгресс.

– Я занимаюсь этническим туризмом и надеюсь найти здесь новые контакты прежде всего в России для развития бизнеса.

Жужа Шалански делегат от венгров тоже считает, что мало кто в Венгрии знает про Конгресс. Она звонко рассмеялась на мой вопрос о том, сколько именно венгров она представляет. Их делегация формировалась из узкого круга людей, которые профессионально занимаются финно-угроведением и правозащитной деятельностью в отношении нацменьшинств, причем преимущественно за пределами родной страны.

– У нас в делегации даже были пустые места, – признается Жужа. – Мы приехали познакомиться, завязать контакты, чтобы потом вместе работать по международным грантам.

Словом, происходящее в Лахти назвать Конгрессом народов можно лишь с очень большой натяжкой, правильнее было бы говорить о Конгрессе финно-угорских национальных активистов , а это все-таки не одно и то же.

Маленькое упёртое дерево

Статус Конгрессов традиционно поднимает присутствие президентов финно-угорских стран. Однако далеко не все из них ведут себя адекватно. Президенты Финляндии и Венгрии за рамки приличий не выходили, старались говорить об общих гуманитарных проблемах, например о глобализации, которая стала вызовом сохранению этнического многообразия. Но президент Эстонии Тоомас Ильвес , которому осталось быть на своем посту месяца полтора, пустился во все тяжкие и попытался политизировать культурный форум.

Ильвес вдруг заявил, что не может спокойно наблюдать, как сырьевая экономика теснит традиционную культуру, а "снег становится красным от страданий коренных народов Сибири из-за работы нефтяных компаний".

Под конец он сравнил финно-угорские народы с маленьким, но упорным деревом. Этот забавный персонаж участвует уже в третьем по счету финно-угорском конгрессе и неизменно с антироссийской риторикой. Все это тем более странно, что в самой Эстонии масса проблем с соблюдением прав нацменьшинств и в частности с правами сето, которых там в отличие от России просто не признают за народ.

О чем грустит Маяк?

– Мечтаю, чтобы малочисленные народы, особенно те, что живут на границе не использовали в политических целях, – Хелью Маяк – делегата от сето из Псковской области этот демарш эстонского лидера явно расстроил. – Мы ведь сюда приехали общаться, а если и есть у кого проблемы, то решаем их дома. Вот нас, к примеру, как признали коренным малочисленным народом в 2010 году, так сразу программу приняли областную: автобус рейсовый в наше село пустили, сельхозтехнику закупили, дома ремонтировать начали, музей-усадьбу в порядок привели.

Делегат от финнов публицист Вилли Роппонен много лет интересуется Россией, он член ассоциации финских художников и писателей, мечтает возродить в Финляндии интерес к России через этнический туризм. Сразу заговорчески сообщил, что неподалеку в ресторане скоро собирается альтернативный конгресс, где он тоже намерен принять участие, чтобы в кругу молодежи "дискутировать более открыто и критично". По слухам из соцсетей на альтернативные финно-угорские посиделки в ресторане собрались человек 20, и не случился он не столько по причине проливного дождя, помешавшего людям добраться, сколько из-за отсутствия интереса.

В поисках формата

Михаил Васютин – представитель марийской делегации, зампредседателя правительства республики Марий Эл был на всех семи конгрессах и считает, что нынешний переломный:

– Уже невозможно больше не замечать диссонанс в разности формирования делегаций от народов. Если в России проходят выборы на съездах народов, постоянно появляются новые лица и можно говорить о развитии движения и преемственности поколений, то наши зарубежные коллеги демонстрируют противоположный подход.

Уже 24 года от них приезжают одни и те же люди. Мы давно не только все их имена знаем, но и все их позиции выучили. Причем их активность почему-то всегда направлена не на общие для всех финно-угорские проблемы, а на попытки вмешаться в дела России, словно наши народы не самодостаточны. Хотя для обсуждения наших внутрироссийских дел у нас эффективно работает Ассоциация финно-угорских народов (АФУН).

Неоправданные менторские нотки вызывали недоумение и разочарование большинства российских делегатов. Странно выглядели зарубежные доклады о якобы вытеснении в России финно-угорского населения татарами и русскими. и напротив, самые любопытные и живые практики были как раз из российских регионов. Например, уникальный опыт работы в Петрозаводске издательства на карельском языке. Вопрос, стоило ли ехать за границу, чтобы услышать своих, звучал в кулуарах постоянно.

И все же стоило! Хотя бы для того, чтобы лишний раз убедиться, как мощно и по-разному развиваются сегодня финно-угорские народы в России, как сохраняют свою самобытность не на словах, а на деле. Почти все российские делегаты с гордостью надели национальные костюмы на открытие, а вот зарубежные финно-угры в большинстве своем словно стеснялись народной одежды, предпочитая дополнить обычный европейский костюм небольшими этническими деталями – брошками, платками, налобными ободками.

Смена лидера

6 сроков подряд – 24 года должность председателя консультативного комитета финно-угорских народов занимал ветеран национального движения коми Валерий Марков . Конгресс поблагодарил его за работу, а он после признался, что и не ожидал, до каких размеров разрастется скромная инициатива возникшая в далеком 1992 году в Сыктывкаре, когда опять же наши российские финно-угры впервые предложили собраться и посмотреть друг на друга родственным народам.

– Безусловно, сама форма конгресса должна меняться, – считает Марков.

Как именно – это большой вопрос, кто-то видит будущее конгресса, как консультативную площадку для профессиональных экспертов. Другие чуть ли не надпарламентской организацией. А вот воплощать задумки теперь уже будет новый председатель консультативного комитета финно-угорских народов – Татьяна Клеерова из Союза карельского народа. Она тоже ветеран движения, четверть века в национальном активе и настроена весьма оптимистично, считает, что самое главное для движения постоянно …меняться, а каждому народу сохранять самобытность в своей стране и не только беречь традиции, но и создавать на их основе что-то новое.

Насколько быстро и во что именно сможет модифицироваться конгресс сегодня сложно сказать, однако точно известно, что Восьмой по счету Всемирный конгресс финно-угорских народов соберется в 2020 году в эстонском Тарту.

Маргарита Лянге
Президент Гильдии межэтнической журналистки



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!