Это жизнь - портал для женщин

Скорость ядерной ракеты тополь м. «Тополь-М»: первый удар по Гавайям

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.

Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.

Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.

В отличие от РСД-10 и "Темп-2С" ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.

Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.

После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.

Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М.

Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса "Тополь" до 2007 года будут сокращены.

В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия "Скорость".

Тактико-технические характеристики комплекса РС-12 "Тополь"

«Тополь-М»

В настоящее время основой сухопутной составляющей стратегических ядерных сил России является комплекс «Тополь-М», выпускаемый Воткинским машиностроительным заводом. Этот комплекс – единственный серийно выпускаемый в настоящее время ракетный комплекс в России.

"Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.

Вследствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Создатели не отрицают также технической возможности установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По оценкам специалистов их может быть от трёх до семи.

Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача. По последним планам правительства в 2004 году планируется приступить к испытаниям мобильного варианта комплекса "Тополь-М".

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Доработка этих ШПУ должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР и включает заливку слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса. Способ старта активно-реактивный ("минометный").

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района (а не из ограниченного числа заранее определенных позиций), а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

Теxничеcкие xаpактеpиcтики шасси: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.

Характеристики РК "Тополь-М" позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. В случае необходимости, если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения.

Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают этот стремительный полет еще и трудно предсказуемым для противника. Кроме того, ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками. Наконец, по сведениям западных источников, для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть (российские источники такой информации не содержат); если это верно, то "Тополь-М" воплощает крупный прорыв в средствах преодоления противоракетной обороны.

Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

Тактико технические характеристики РС-12М2 "Тополь-М" (Россия)

Год принятия на вооружение 1997
Максимальная дальность стрельбы,км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса,т 47,1
Забрасываемый вес,т 1,2
Длина ракеты без головной части,м 17,5
Длина ракеты с головной частью,м 22,7
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86
Количество боевых блоков, шт 1
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая
Мошность боевого заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО), м 350
Вид топлива твёрдое смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ старта миномётный
Способ базирования шахтный и мобильный

Русская Цивилизация

Безопасность всего живого на земле обеспечивается равновесием ядерных вооружений извечных противников США и России. На чашах этих весов лежат с одной стороны межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М», с другой – ракета «Трайдент II».

Кто-то может сказать, зачем такое оружие нужно? Надо его уничтожить и воевать обычными средствами. Но ведь война это очень плохо. Это потеря территории, ресурсов, а самое главное это гибель людей, притом в большей части мирных. А наличие такого вооружения имеет сдерживающий характер. Враг сто раз подумает, стоит ли ему нападать на нашу страну, когда в ответ на его территории начнут вырастать «Тополя». Оно дает шанс, огромный шанс предотвратить войну не начиная боевых действий.

История создания

После окончания Второй Мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты Америки вели масштабные разработки в сфере ядерного оружия и средств доставки боеголовок к цели. Разработки велись с переменным успехом. Американцы первыми создали атомное оружие и даже смогли испытать его против Японии. СССР вскоре нагнал своих оппонентов и провел свои испытания такого вида вооружения.

В середине XX века разгорелся Карибский кризис, и опять во главе угла было термоядерное вооружение. Хотя Советский Союз и уступал США по количеству боеголовок, но все-таки американцы не решились развязать третью мировую войну, щадя свои территории. СССР имел средства доставки, позволяющие ударить по территории Америки, и это охладило горячие головы. Удаленность континента перестала играть на руку США.

В 1985 году появляется новый фактор сдерживания. На боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный установками «Тополь». В конце этого же десятилетия начинаются работы над новой МБР для шахтного и подвижного комплексов. Для разработки привлекли:

  1. московский институт теплотехники (конструкторский коллектив уже имел опыт создания подвижного грунтового комплекса);
  2. конструкторское бюро «Южное» в Днепропетровске (основной разработчик ракет шахтного базирования).

Этот тандем должен был произвести на свет унифицированный комплекс

Но этому не суждено было сбыться, поскольку произошел развал страны. В результате многие предприятия, задействованные в создании нового комплекса, оказались на территории разных государств. Например, КБ «Южное» стало принадлежать Украине.


Указом президента РФ в 1993 году все наработки по данной установке были сохранены и легли в основу глубокой модернизации уже существующего комплекса РТ-2ПМ. Была поставлена задача на создание комплекса «Тополь-М». Осуществив глубокие улучшения характеристик, практически полностью переделав ракету, конструкторы не вышли за рамки существующих международных договоров. Они оставили большой задел на будущую модернизацию, тем самым поддерживая РВСН в эффективной и боеготовой форме.

В ходе модернизации огромное внимание уделялось прорыву перспективной противоракетной обороны вероятного противника.

«Тополь-М» должен был иметь возможность нанести ответный или ответно-встречный ракетный удар по территории противника.

Это подразумевало под собой возможность запуска ракет, когда ядерный удар по нашей стране уже состоялся и вокруг бушуют поражающие факторы от него. Или ракеты противника находятся в воздухе. Тогда возникает другая проблема, которую комплекс должен решать с успехом. Это преодоление ядерного щита над целями. Также такие установки должны были иметь большую автономность.

В стране бушевала демократия. Разваливались научные институты, технические лаборатории, заводы военно-промышленного комплекса уходили «за дарма» в частные руки. Головастые люди бежали на запад, чтобы иметь достойную зарплату и возможность обеспечивать семью. Но, несмотря на все трудности, патриоты своей Родины трудились над ее оборонной мощью.

Уже через год был произведен пробный пуск ракеты шахтного базирования. К концу 1998 года под Татищво на опытное дежурство заступили первые модернизированные комплексы шахтного расположения. В начале XXI века комплекс шахтного базирования принят на вооружение. После этого ускорились работы по подвижному комплексу. Через шесть лет после принятия шахтного комплекса на боевое дежурство заступил первый подвижный дивизион «Тополь-М».

Эта ракета стала первой серийно выпускаемой, универсальной межконтинентальной ракетой наземного базирования. Даже проведена унификация с ракетным комплексом «Булава» морского базирования.

Описание комплекса

Ракета «Тополь-М» вобрал в себя все новинки в ракетостроении и все лучшее в научно-техническом секторе развития нашей страны. По оценкам многих специалистов, все, что относится к данному проекту, можно выделить одним термином «Впервые».

Практически все отличия от первой модели заложены в процесс доставки боеголовки до цели.

Они скрываются в системе устойчивого полета и проникновения сквозь систему противодействия вероятного противника. Активный участок полета ракеты сократился благодаря усовершенствованию маршевых двигателей. А приборы управления делают ее траекторию трудноопределяемой для средств обнаружения врага. Так же улучшена система наведения, она стала не чувствительна к мощным электромагнитным импульсам.

Ракета имеет три ступени. Все они твердотопливные, созданы из композитных материалов по проекту «Кокон». Управление осуществляется наклоном сопел маршевого двигателя. На корпус нанесено специальное покрытие с высоким содержанием редких элементов. Кабели управленческого контура укрыты специальным защитным кожухом и экранированы от всех видов излучений.

Система управления комплекса «Тополь-М» создана на основе цифровой бортовой вычислительной машины повышенной мощности и гиростабилизированной платформы с командными гироскопическими приборами. Установлена элементная база повышающая живучесть в условиях ядерного взрыва.

Боевая часть отделяемая, сконструирована по моноблочному типу, содержит термоядерный заряд мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте.

Может оснащаться разделяющейся головной частью блочного типа. Количество блоков варьируется от 3 до 7. Каждый блок имеет личную систему наведения.

Комплекс противодействия ракетной обороны, установленный на данном экземпляре состоит из:

  1. активные и пассивные ложные цели. При этом они практически не отличимые от оригинала во всех диапазонах слежения на всей траектории полета. На атмосферном участке траектории обеспечивают уверенное преодоление РЛС высокого разрешения. В его состав входят от 15 до 20 целей класса «Волнолет»;
  2. средства искажения характеристик. Состоят из совокупности различных покрытий и генераторов активных помех, дипольных отражателей и аэрозолей. Воздействуют на средства обнаружения противника;
  3. двигатели коррекции траектории. Создают хаотичное движение боеголовки к цели затрудняя наведение на нее систем противодействия.

Пуск ракеты происходит сродни минометному выстрелу – вертикально вверх. Это обеспечивает дополнительную безопасность для сложной технической системы управления.


После выхода ракеты из ТПУ запускается двигатель первой ступени. По нисходящей ветви траектории движется уже сама боеголовка.

Классификация

  1. Установка получила обозначение РТ-2МП2.
  2. Ракете присвоено обозначение 15Ж65.
  3. Подвижному комплексу присвоено наименование 15П165. В состав комплекса входит 9 МБР на АПУ.
  4. Стационарному комплексу присвоено наименование 15П065. В состав комплекса входит 10 МБР в ШПУ.
  5. По международным договорам комплекс проходит как РС-12М2.
  6. По обозначению НАТО SS-27 “Sikle-B”, что в переводе значит «Серп».

Возможность размещения

Комплекс может быть как стационарного, так и подвижного базирования. Проведена частичная унификация с «Булавой».

Для размещения используют шахтные пусковые установки. ШПУ – это вертикальный колодец с размещенными в нем несущими конструкциями с креплением, а так же приборами для обслуживания и запуска ракеты.

Сверху он закрыт броневой плитой, которая может отъезжать в бок или подниматься на шарнире в зависимости от конструкционных особенностей. Обеспечивает соблюдение заданных климатических и температурных режимов. Поддерживает ракету в постоянной готовности к пуску. В настоящее время для стационарных комплексов используются переоборудованные ШПУ от «Стилета» и «Воеводы». В шахтах ракеты размещены в металлическом транспортно-пусковом контейнере.


В состав одного комплекса входит 10 ракет и командный модуль с высокой степенью защиты. Процесс загрузки ракеты в шахту занимает более 8 часов. Срок боевого дежурства одной ракеты составляет до 15 лет.

Для размещения комплекса «Тополь-М» использовано самоходное шасси МЗКТ-79221. Это специальное многоосное шасси большой грузоподъемности, разработанное Минскими конструкторами в 1997 году.

Серийное производство начато в 2000 году.

Колесная база обеспечивает хорошую маневренность, преодоление различных препятствий и движение по различным видам грунта. Ракета помещена в ТПУ из стеклопластика, которое выполняет все функции по обеспечению готовности к запуску. Габариты подвижной установки позволяют производить пуск практически с любого места:

  • длина – 22 метра;
  • ширина – 3,4 метра;
  • вес 120 тонн.

В состав комплекса входит 9 подвижных установок, машины сопровождения и охраны, машина управления. С 2013 года в состав комплекса стали поступать машины инженерной маскировки. Они прячут следы комплексов вышедших на БД. А так же создают хорошо видимые следы, ведущие к ложным позициям.


Площадь зоны ответственности по маршруту патрулирования одного комплекса составляет 25 тысяч квадратных километров.

Тактико-технические характеристики

Мобильность комплекса обеспечивается установкой на шасси мощного турбодизельного мотора. На тягаче применены пневматические шины размером 1600*600-685, позволяющие двигаться по бездорожью. Дополнительно установлена система регулировки давления.

Ракета 15Ж65
Радиус поражения, км 12000
Стартовая масса, т 46,5
Скорость полета, км/с До 7
Длинна ракеты с боевой частью, м 22,6
Длинна ракеты без боевой части, м 17,5
Диаметр корпуса max, м 1,81
Вес ракеты в ТПУ, т 76
Вес боевой части, т 1,2
Диаметр вероятного отклонения, м 150-200
Топливо Твердая смесь
Боевая часть Термоядерный заряд
Мощность боевой части, т (тротил.эквивалент) 550
Тягач МЗКТ-79221
двигатель ЯМЗ-847.10
Мощность двигателя, л.с. Мощность двигателя, л.с.
Грузоподъемность, т 80
Масса, т 44
Длинна, м 22,7
Ширина, м 22,7
Ширина, м 3,4
Высота, м 3,3
Дорожный просвет, мм 475
Радиус поворота, м 18
Преодолеваемый брод, м 1,1
Запас хода, км 500
Скорость max, км/ч 45
Объем бака, л 875

Система наведения ракеты обеспечивает поражение целей с небольшой погрешностью. А учитывая мощность боеголовки это отклонение можно не принимать в расчеты.

Итог

Характеристики ракеты «Тополь-М» позволяют с уверенностью сказать, что враг будет повержен в любых условиях ведения войны.


РВСН нашей страны всегда будут держать паритет, имея на вооружении такой комплекс стратегического назначения. А заокеанские «друзья» сто раз оглянутся, прежде чем сделать необдуманный агрессивный шаг, в сторону развязывания вооруженного конфликта.

В дополнение к «Тополю» на вооружение скоро придет заканчивающий испытания новейший комплекс МБР с разделяющейся боевой частью.

Характеристики этого вооружения секретны, появление некоторых данных возможно только после того, как комплекс встанет на боевое дежурство.

Видео

МРК СН (межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначена) «Тополь-М» (SS-Х-27, «Sickle» по классификации НАТО) с ракетой РС-12М2 (РТ-2ПМ2, 15Ж65) является результатом дальнейшей модернизации ракетного комплекса «Тополь» (SS-25). Данный комплекс полностью создан российскими предприятиями.


Работы по созданию нового ракетного комплекса начались еще в середине 1980-х годов. Постановлением Военно-промышленной комиссии от 09.09.1989 предписывалось создать два ракетных комплекса (мобильный и стационарный), а также универсальную трехступенчатую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету. Данной опытно-конструкторской работе дали название «Универсал», а разрабатываемому комплексу - обозначение РТ-2ПМ2. Комплекс совместно разрабатывался Московским институтом теплотехники и КБ «Южное» (Украина, Днепропетровск).

Ракета должна была быть унифицированной для обоих комплексов, однако в первоначальном проекте в системе разведения боевого блока предполагалось различие. Для ракеты шахтного базирования боевая ступень должна была оснащаться жидкостным реактивным двигателем с использованием перспективного монотоплива ПРОНИТ. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал твердотопливную двигательную установку. Также существовали различия и в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). В подвижном варианте ТПК должен был изготавливаться из стеклопластика, в стационарном - из металла, с креплением ряда систем наземного оборудования на нем. Поэтому ракете для подвижного комплекса присвоили индекс 15Ж55, для стационарного - 15Ж65.

В марте 1992 г. было решено разработать на базе «Универсала» комплекс «Тополь-М» (КБ «Южное» в апреле прекратило участие в работах по данному комплексу). 27 февраля 1993 г. Президент РФ подписал соответствующий указ (эта дата считается началом работ по «Тополь-М»). Данным указом МИТ назначался головным предприятием по разработке «Тополя-М», и гарантировалось финансирование работ.

Фактически нужно было разработать ракету универсальную по видам базирования. При этом, как в шахтном, так и в мобильном вариантах ракета должна была иметь высокие боевые возможности, высокую точность огня и быть способной нести длительное боевое дежурство в разных степенях готовности. Кроме этого, она должна была иметь высокую стойкость к воздействию поражающих факторов во время полета и преодолевать противоракетную оборону вероятного противника.




АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. Ранее считалось, что это АПУ "Ярс" (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/)

Ракета для МРК СН "Тополь-М" создавалась как модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М. Условия модернизации были определены Договором СНВ-1. Согласно данному документу новой можно считать ракету, которая от аналога отличается по одному из нижеперечисленных признаков:
- число ступеней;
- вид топлива для любой из ступеней;
- стартовая масса отличается более чем на 10 процентов;
- длина собранной ракеты без ГЧ (головная часть), или длина первой ступени ракеты отличается более чем на 10 процентов;
- диаметр первой ступени отличается более чем на 5 процентов;
- забрасываемый вес более чем на 21 процент в сочетании с изменением длины первой ступени на 5 или более процентов.

Вследствие данных ограничений тактико-технические характеристики ракеты МРК "Тополь-М" претерпеть значительных изменений не могли и основные отличия от аналога (РТ-2ПМ) заключаются в особенностях полета и устойчивости при проникновении сквозь ПРО противника. Головная часть с самого начала разрабатывалась с учетом возможности быстрой модернизации в случае появления действующих систем противоракетной обороны у вероятного противника. Существует возможность установки ГЧ с разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением.

Ракетный комплекс «Тополь-М» во многом уникален и приблизительно в 1,5 раза превосходит ракетный комплекс предыдущего поколения по боеготовности, живучести и маневренности (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, даже при условии противодействия со стороны противника. Энергетическими возможностями ракеты обеспечиваются увеличение забрасываемого веса, значительное снижение высоты активного участка траектории полета, а также эффективное преодоление перспективной ПРО.

При разработке МРК СН «Тополь-М» использовались последние достижения отечественного ракетостроения и науки. Впервые использовали новую систему экспериментальной отработки в ходе испытаний с высокими нормативными режимами работы агрегатов и систем ракетного комплекса. Это резко сократило традиционный объем испытаний и снизило затраты без потери надежности.

Комплекс представляет собой моноблочную трехступенчатую твердотопливную ракету, размещенную в транспортно-пусковом контейнере. Срок нахождения ракеты в нем минимум 15 лет, при этом общий срок эксплуатации составляет минимум 20 лет. В числе особенностей комплекса:
- возможность использования имеющихся шахтных пусковых установок без существенных затрат (изменяется только система крепления к ракете контейнера). Используются шахтные пусковые установки, которые освобождаются от снимаемых с вооружения ракет, и ПУ согласно договору СНВ-2;
- повышенные, по сравнению с «Тополем», точность стрельбы, уязвимость ракет во время полета от воздействия средств противовоздушной обороны (включая ядерное ) и готовность к пуску;
- способность ракет маневрировать во время полета;
- невосприимчивость к электромагнитным импульсам;
- совместимость с имеющимися системами управления, связи и обеспечения.

Ракета 15Ж65 (РТ-2ПМ2) имеет 3 маршевые ступени с мощными твердотопливными энергетическими установками. Маршевые ступени ракеты имеют цельномотанный корпус "кокон" изготовленный из композиционного материала. У 15Ж65 в отличие от “Тополя” отсутствуют решетчатые стабилизаторы и рули. Управление полетом осуществляется центральным частично утопленным поворотным соплом маршевых двигателей трех степеней ракеты. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного материала. Для сопловых вкладышей использована трехмерноармированная ориентированная углерод-углеродная матрица.

Стартовая масса ракеты составляет более 47 тонн. Полная длина ракеты составляет 22,7 метра, а без головной части длина равняется 17,5 метров. Максимальный диаметр корпуса ракеты (первая ступень) – 1,86 метра. Масса головной части составляет 1,2 тонны. Длина первой ступени составляет 8,04метра, масса полностью снаряженной ступени – 28,6 тонны, время работы – 60 секунд. Тяга ракетного твердотопливного двигателя первой ступени на уровне моря составляет 890 кН. Диаметр второй и третей ступени составляет – 1,61 и 1,58 метра соответственно. Время работы ступеней соответственно - 64 и 56 секунд. Три твердотопливных маршевых двигателя обеспечивают быстрый набор скорости, снижая на разгонном участке уязвимость ракеты, а современные системы управления и десятки вспомогательных двигателей обеспечивают маневр в полете, делая траекторию труднопредсказуемой для противника.

Моноблочная термоядерная отделяемая боеголовка с термоядерным 550-килотонным боевым блоком, в отличие от стратегических межконтинентальных баллистических ракет другого типа, в короткие сроки может быть заменена боеголовкой имеющей разделяющиеся головные части индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Кроме того, ракета комплекса «Тополь-М» может быть оснащена маневрирующей головной частью. Новая ядерная боеголовка, по данным СМИ может преодолевать ПРО США, что подтверждается результатами испытаний комплекса (21 ноября 2005 года) с новой ГЧ. Вероятность преодоления американских ПРО в настоящее время равняется 60-65 процентов, в перспективе – более 80.

Следует отметить, что при создании боевой части МБР были максимально использованы технологии и наработки, полученные при создании боевой части для "Тополя", что позволило уменьшить стоимость и сократить время разработки. Новая БЧ, несмотря на такую унификацию, значительно более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и действию оружия, которое основано на новых физических принципах, по сравнению с предшественницей, обладает меньшей удельной массой, а также имеет более совершенные механизмы обеспечения безопасности при транспортировке, хранении и нахождении на боевом дежурстве. Боевая часть имеет повышенный коэффициент полезного использования делящихся материалов. Данная головная часть создавалась без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов (впервые для отечественной военной промышленности).

Ракета 15Ж65 снабжается комплексом средств прорыва противоракетной обороны (КСП ПРО) в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик ГЧ. Ложные цели от боевых блоков неотличимы во всех диапазонах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, радиолокационном, инфракрасном). Они позволяют имитировать характеристики ББ почти по всем селектирующим признакам на всех участках нисходящей ветви траектории их полета, являются стойкими к ПФЯВ и др. Данные ложные цели – первые, способные противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик ГЧ состоят из радиопоглощающего покрытия, аэрозолей-источников инфракрасного излучения, генераторов активных радиопомех и так далее.


Ракета 15Ж65 может эксплуатироваться в составе стационарного (15П065) или мобильного (15П165) БРК. При этом для стационарного варианта используются шахтные пусковые установки ракет, которые снимаются с вооружения или уничтожаются в соответствии с СНВ-2. Стационарную группировку создают путем переоборудования шахтных пусковых установок 15П735 и 15П718.

В состав боевого стационарного шахтного ракетного комплекса 15П065 входит 10 ракет 15Ж65 в пусковых установках 15П765-35, а также один унифицированный КП типа 15В222 высокой защищенности (размещен в шахте на подвеске с использованием специальной амортизации). Работы по переоборудованию ШПУ 15П735 под размещение ракет "Тополь-М" провели под руководством Дмитрия Драгуна в ОКБ "Вымпел".

Ракета 15Ж65 в процессе боевого дежурства размещается в металлическом ТПК. Транспортно-пусковой контейнер унифицирован для различных видов ШПУ и совмещает в себе функции транспортно-перегрузочной машины и установщика. Транспортно-установочный агрегат был разработан в конструкторском бюро "Мотор".

Межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М" мобильного базирования развернуты в составе комплекса 15П165. Ракета мобильного базирования размещена в высокопрочном стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере на шасси высокой проходимости МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с восемью осями Минского завода колесных тягачей. Конструктивно ТПК от шахтного варианта практически не отличается. Пусковая установка и адаптация ее к тягачу осуществлялась ЦКБ «Титан». Серийное производство пусковых установок осуществляется на волгоградском производственном объединении «Баррикады». Масса пусковой установки составляет 120 тонн, ширина - 3,4 метра, длина - 22 метра. Шесть из восьми пар колес являются поворотными (первые и последние три оси), что обеспечивает исключительную для таких габаритов маневренность (радиус поворота, например, составляет всего 18 метров) и проходимость. Давление на грунт составляет в два раза меньше, чем у обычного грузовика. Двигатель пусковой установки - 12-цилиндровый V-образный 800-сильный дизель ЯМЗ-847 с турбонаддувом. Глубина преодолеваемого брода – 1,1 метра. При создании агрегатов и систем 15П165 использовано несколько принципиально новых тех. решений. Так, например, система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку “Тополь-М” на мягких грунтах. Улучшены маневренность и проходимость установки, повышающие ее живучесть. "Тополь-М" может производить пуски ракет из любой точки позиционного района и обладает улучшенными средствами маскировки против оптических и других средств разведки.

Характеристики ракетного комплекса “Тополь-М” позволяют в значительной степени повысить готовность ракетных войск стратегического назначения к выполнению боевых задач в различных условиях, обеспечивать скрытность, маневренность действий и живучесть отдельных пусковых установок, подразделений и частей, а также автономное функционирование и надежность управления в течение длительного времени (без пополнений запасов материальных средств). Точность прицеливания увеличена почти в два раза, точность определения геодезических данных увеличена в полтора раза, время подготовки к пуску сокращено в два раза.

Перевооружение частей ракетных войск стратегического назначения проводится с использованием имеющейся инфраструктуры. Стационарный и мобильный варианты полностью совместимы с существующими системами связи и боевого управления.

Тактико-технические характеристики ракеты 15Ж65:
Максимальная дальность стрельбы – 11000 км;
Количество ступеней – 3;
Стартовая масса – 47,1 т (47,2 т);
Забрасываемая масса – 1,2 т;
Длина ракеты без головной части – 17,5 м (17,9 м);
Длина ракеты – 22,7 м;
Максимальный диаметр корпуса – 1,86 м;
Тип головной части – ядерная, моноблочная;
Эквивалент боезаряда – 0,55 Мт;
Круговое вероятное отклонение – 200 м;
Диаметр ТПК (без выступающих частей) – 1,95 м (для 15П165 – 2,05 м).

Тактико-технические характеристики МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
Колесная формула – 16x16;
Радиус поворота – 18 м;
Дорожный просвет – 475 мм;
Масса в снаряженном состоянии – 40 т (без боевого оснащения);
Грузоподъемность – 80 т;
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Запас хода – 500 км.

Подготовлено по материалам:
http://rbase.new-factoria.ru
http://www.arms-expo.ru
http://www.kap-yar.ru
http://army.lv
http://military-informer.narod.ru

5:06 / 24.04.16
РВСН: подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь» с МБР 15Ж58

РТ-2ПМ «Тополь» (индекс ГРАУ комплекса/ракеты — 15П158/15Ж58, по договору СНВ — РС-12М, по классификации НАТО — SS-25 Sickle, в переводе — Серп) — советский/российский подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ.



АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: tvzvezda.ru, Константин Семенов

История разработки

Разработка стратегического мобильного комплекса «Тополь» (РС-12М) с трёхступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе МБР 15Ж58 на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой массой 1 т) была начата 19 июля 1977 года в Московском институте теплотехники под руководством главного конструктора Александра Надирадзе в 1975 году. После смерти А.Надирадзе (был директором и гл.конструктором МИТ 1961 - 1987 гг., умер в 1977 году), работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина (ген. конструктор МИТ 1987 - 1993 гг.). Подвижную пусковую установку на колесном шасси разработало ЦКБ «Титан» при Волгоградском заводе «Барикады».

Александр Надирадзе / Фото: liveinternet.ru

Борис Лагутин / Фото: liveinternet.ru

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668—212 о разработке ракетного комплекса «Тополь» вышло 19 июля 1977 года. Первое лётное испытание ракеты состоялось 27 октября 1982 года на полигоне «Капустин Яр» и закончилось неудачно. Второй (по другим данным, первый) пуск был проведён 8 февраля 1983 года на полигоне Плесецк боевым расчётом 6-го НИУ и был успешным. Первые три испытательных пуска проводились из переоборудованной специально для этих работ шахтной пусковой установки ракеты РТ-2П.


Пуск МБР 15Ж58 / РС-12М "Тополь" с полигона "Плесецк" / Фото: pressa-rvsn.livejournal.com

10 августа 1983 года проведён четвёртый пуск ракеты РС-12М, он стал первым, осуществлённым с самоходной пусковой установки 15У128. Всего, на этапе совместных лётных испытаний комплекса с февраля 1983 года по 23 декабря 1987 года было проведено 16 пусков ракет. На вооружение ракетный комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

С ноября 1984 года по сентябрь 1994 года в период серийного изготовления элементов комплекса и постановки ракетных полков на боевое дежурство было проведено 32 контрольно-серийных пуска (в защиту партии). За период эксплуатации ПГРК в РВСН с апреля 1988 года по ноябрь 2005 года выполнено 33 учебно-боевых пуска ракеты РТ-2ПМ.

РС-12М - межконтинентальная стратегическая ракета подвижного грунтового базирования, что значительно повышает ее живучесть в условиях ведения боевых действий.

Одним из самых удачных российских современных комплексов считался мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. Он стал первым мобильным комплексом, оснащенным ракетой межконтинентальной дальности, принятым на вооружение после почти двух десятков лет безуспешных попыток, предпринимавшихся разными конструкторскими организациями.

Ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.






Компоновочная схема ракеты 15Ж58: 1 - головная часть; 2- переходной отсек; 3 - маршевый РДТТ III ступени; 4 - соединительный отсек II ступени; 5 - маршевый РДТТ II ступени; 6 - соединительный отсек I ступени; 7 - маршевый РДТТ I ступени; 8 - хвостовой отсек I ступени / Изображение: rvsn.ruzhany.info



Ракета 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info

На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На наружной поверхности хвостового отсека первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт.), используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора.


Отработавшая первая ступень МБР "Тополь" после пуска с полигона «Плесецк» - хорошо видны решётчатые аэродинамические рули / Фото: www.edu.severodvinsk.ru



Сопловой блок первой ступени ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: www.edu.severodvinsk.ru

Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.


Первая ступень ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info



Вторая ступень ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info



Третья ступень ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info


Корпуса верхних ступеней впервые были выполнены методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части.


Ступень выведения боевого блока ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь" / Фото: rvsn.ruzhany.info


Управление дальностью стрельбы было сложнейшей технической задачей и производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемыми ДУЗами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции корпуса. Узел отсечки тяги размещался на переднем днище корпуса верхней ступени.

Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода «Арсенал» Серафима Парнякова.

Владимир Лапыгин / Фото: faceruss.ru

Серафим Парняков / Фото: space.com.ua

Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска, а также подготовительно-регламентные работы полностью автоматизированы.


На переднем плане макет ГЧ МБР / Фото: militaryrussia.ru

Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. В состав головной части входит двигательная установка и система управления, которая обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО) 400 м (так говорят наши источники, на Западе точность оценивают в 150-200 м). «Тополь» оснащен комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца.


Самвел Кочарянц / Фото: atomic-energy.ru

По западным источникам, ракета по крайней мере однократно испытывалась с четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения, но этот вариант дальнейшего развития не получил.

Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники. Ракета 15Ж58 производится в Воткинске. Весь срок эксплуатации ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ) проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м.


ТПК с ракетой 15Ж58 / Фото: rvsn.ruzhany.info

Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет.

Пусковая установка и оборудование

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленном на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД), размещенного в транспортно-пусковом контейнере (ТПК).

Пусковая установка разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством Виктора Шурыгина.


Виктор Шурыгин / Фото: topwar.ru

В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса использовался семиосный МАЗ-7912 (15У128.1), позднее - МАЗ-7917 (15У168) колесной формулы 14х12 (завод «Баррикады» в Волгограде).


СПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912 с ТПК - комплекс "Тополь" (официальное фото из документов по договорам ОСВ) / Фото: www.fas.org



Серийная АПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912, комплекс 15П158.1 / Фото: military.tomsk.ru/forum



АПУ 15У168 на шасси МАЗ-7917 с ТПК - комплекс "Тополь" (официальное фото из документов по договорам ОСВ / Фото: www.fas.org



СПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь". По правому борту СПУ отсутствуют некоторые обязательные элементы конструкции. Выставка "Патриот", Кубинка, 2015 г. / Фото: Виталий Кузьмин

Эта машина Минского автозавода оснащена дизелем мощностью 710 л.с. Ярославского моторного завода. На машине располагался герметизированный транспортно-пусковой контейнер диаметром 2 м и длиной 22 м. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь» имел хорошую подвижность и проходимость.

Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак).

Борис Жуков / Фото: liveinternet.ru

Зиновий Пак / Фото: minpromtorg.gov.ru

Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова. Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики.


Виктор Протасов / Фото: liveinternet.ru

В некоторых источниках сообщалось, что пуск мог быть произведен с любой точки маршрута патрулирования, но по более точным сведениям: «При получении приказа на пуск по АСБУ, расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ». В поле (т.е. на полевых БСП и МБП полки «Тополей» несут боевое дежурство, как правило, в течение 1,5 месяцев зимой и столько же летом).

Пуск РС-12М мог быть произведен и непосредственно из спецагрегата 15У135 «Крона» в котором «Тополя» несут боевое дежурство на стационарных БСП. Для этого крыша ангара сделана раздвижной.


Агрегат 15У135 "Крона" (официальное фото из документов по договорам ОСВ) / Фото: www.fas.org

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.


Выход СПУ из сооружения 15У135 (Крона) / Фото: rvsn.ruzhany.info


Для обеспечения возможности пуска ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Эти операции входят в режим развертывания. Затем контейнер с ракетой поднимается в вертикальное положение. Для этого в режиме «Пуск» срабатывает пороховой аккумулятор давления (ПАД), расположенный на самой АПУ. Он нужен для того, чтобы работала система гидравлики для подъема стрелы с ТПК в вертикаль. Другими словами это обыкновенный газогенератор. На "Пионере" стрела поднималась (т.е. работал двигатель гидронасоса) от привода от ходового двигателя (ХД) шасси, что приводило к необходимости иметь систему для поддержания ХД в «горячем состоянии», дублировать систему запуска ХД воздушными баллонами и пр. Но такая схема несколько снижала надежность.

Ракетный дивизион, на боевом дежурстве / Фото: rvsn.ruzhany.info

Тип старта - артиллерийский: после установки ТПК в вертикальное положение и отстрела его верхнего защитного колпака срабатывает вначале первый ПАД ТПК - для выдвижения подвижного днища ТПК, чтобы «упереться» в землю для большей устойчивости, и затем второй ПАД уже выталкивает ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Управление АПУ осуществляется ПКП «Зенит» (дивизионное звено) и «Гранит» (полковое звено).

Для комплекса Тополь был разработан подвижный командный пункт полка (ПКП РП). Агрегаты ПКП РП размещались на шасси МАЗ-543.


Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-543М / Фото: www.fas.org


Состав ПКП РП:
  • Агрегат 15В168 - машина боевого управления
  • Агрегат 15В179 - машина связи 1
  • Агрегат 15В75 - машина связи 2
К каждому этому агрегату прилагался агрегат МОБД (машина обеспечения боевых действий) , тоже на шасси МАЗ-543. Сначала это был агрегат 15В148, затем (с 1989 г.) агрегат 15В231.

Один МОБД включал в себя функции 4-х агрегатов комплекса "Пионер": МДЭС, столовую, общежитие, МДСО). Т.е. имел дизель-агрегаты, бытовой отсек, БПУ.() АПУ РК «Тополь» были оснащены модернизированной системой РБУ, что позволяло принимать команды на пуск по системе «Периметр» по 3-м диапазонам.

Испытания и развертывание

В феврале 1983 года ПГРК «Тополь» вышел на испытания. Первое лётное испытание ракеты было проведено на 53-м НИИП МО (ныне 1-ый ГИК МО) Плесецк 8 февраля 1983 г. Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П. Один из пусков прошел неудачно. Серия испытаний продолжалась вплоть до 23 декабря 1987 г. Всего проведено более 70 пусков этой ракеты.

Оголовок ШПУ типа 15П765 / 15П765М на полигоне Плесецк, кадры пуска МБР "Тополь" / Фото: militaryrussia.ru

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов «Тополь» в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

Отработка элементов комплекса шла поэтапно, причем по всей видимости наибольшие сложности были связаны с системой боевого управления. После успешного окончания первой серии испытаний, завершенной к середине 1985 г. (в течение апреля 1985 г. состоялось 15 испытательных пусков), 23 июля 1985 г. РТ-2ПМ поступила на вооружение и в районе г. Йошкар-Ола был поставлен на боевое дежурство первый полк ПГРК. При этом отработка системы боевого управления, очевидно, продолжалась.



Испытательные пуски ракеты «Тополь» / Фото: rvsn.ruzhany.info

Серийное производство ракет размещалось на заводе в Воткинске (Удмуртия) с 1985 года, а мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе «Баррикады».

Параллельно, в 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты 15Ж58 был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия «Скорость» с максимальной дальностью стрельбы большей, чем у фронтового комплекса “Темп-С”и меньшей, чем у комплекса “Пионер”. Такая дальность, при мощном боевом оснащении, позволяла втиснуться в стартовый вес ракеты, обеспечивавший приемлемые суммарный вес и габариты самоходной пусковой установки. Приемлемые для того, чтобы “кататься” по территории стран Восточной Европы. Тем самым, снимался вопрос о подлётном времени для Лондона, Рима, Бонна.

Первый полк, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом, был поставлен на боевое дежурство только 28 апреля 1987 г. (в районе г. Нижний Тагил).

Часть ПГРК «Тополь» была развернута во вновь создаваемых позиционных районах. После подписания в 1987 г. Договора о РСМД, для базирования комплексов «Тополь» стали переоборудоваться некоторые позиционные районы демонтируемых ПГРК средней дальности «Пионер».

Испытательные пуски ракет, как уже раннее говорилось, завершились 23 декабря 1987 г., однако полностью испытания мобильного комплекса, а не только ракеты, закончились лишь в декабре 1988 г., поэтому окончательное решение о принятии комплекса «Тополь» на вооружение датируется 1 декабря 1988 г., т.е. через три с лишним года после начала опытной эксплуатации.

27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом (в районе г. Иркутск).


Пример расположения сооружений на стартовой позиции / Изображение: rvsn.ruzhany.info


На момент подписания Договора СНВ-1 в 1991 г. СССР располагал 288 ракетными комплексами «Тополь». После подписания СНВ-1 развертывание этих комплексов было продолжено. () Первый ракетный полк с РК «Тополь» был поставлен на боевое дежурство 23 июля 1985 года (по другим данным 20 июля), ещё до завершения совместных лётных испытаний в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола) (командир — полковник Дремов В. В.), а до конца 1985 года — ещё один ракетный полк.

27 мая 1988 года на БД заступил первый полк, в состав дивизионов которого входил усовершенствованный подвижный командный пункт (ПКП) оснащённый новой автоматизированной системой управления.

Развитие группировки РТ-2ПМ. Количество ПУ на боевом дежурстве

1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
РТ-2ПМ 18 72 81 99 162 234 306 333 351 369 360 360 360 360 360 360 360 360 345 333 315 291 254 243 213 180 171




Всего МБР 1398 1398 1398 1390 1398 1398 1398 1333 1305 1129 975 870 832 748 756
% от РКСН (в т.ч. РСД) 0,94 3,76 4,23 5,37 9,34 14,63 21,21 24,98 26,89 32,68 36,92 41,38 43,27 48,13 47,62

Ракетные дивизии «Тополей» были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы.

По состоянию на конец 1996 г. РВСН располагали 360 ПГРК «Тополь».

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты «Тополь» с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно. 29 ноября 2005 г. был осуществлен учебно-боевой пуск МБР РС-12М «Тополь» мобильного базирования с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке. Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска - проверка надежности оборудования. Ракета простояла на боевом дежурстве 20 лет. Это первый случай в практике не только отечественного, но и мирового ракетостроения - успешно осуществлен пуск твердотопливной ракеты, находившейся столько лет в эксплуатации. На базе ПГРК «Тополь» с ракетой 15Ж58 были созданы:

1. Комплекс "Периметр-РЦ", ракета "Сирена" - комплекс с командной ракетой - ракетный комплекс для обеспечения доведения информации о необходимости нанесения ответного удара в условиях прекращения работы обычных средств связи. Полк МБР "Периметр-РЦ" созданных на базе МБР 15Ж58 "Тополь" заступил на боевое дежурство в декабре 1990 г. в 8-й ракетной дивизии РВСН (Юрья, командир полка - полковник С. И. Арзамасцев). В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил, что система «Периметр» существует и находится на боевом дежурстве. Испытания командной ракеты комплекса "Периметр-РЦ" прошли пятью пусками МБР с полигона Плесецк с 8 августа по 25 декабюря 1990 г.

2. ракета 15Ж58Э "Тополь-Э" - экспериментальная ракета-носитель для проведения испытаний новых типов боевого оснащения МБР, наименование 15Ж58Э предположительное.


Пуск МБР "Тополь-Э", полигон Капустин Яр, площадка 107, 2009 г. / Фото: militaryphotos.net.



Проекции ракет "Тополь" и "Тополь-Э" (15Ж58 и 15Ж58Э) - SS-25 SICKLE / Изображение: militaryrussia.ru

3. "Старт-1" - ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты-носителя начата в 1989 г. первый пуск произведен 25.03.1993 г. Конструкция - 5-ти ступенчатый ракета-носитель. Масса полезной нагрузки на низкую орбиту - 500 кг






Ракета-носитель "Старт-1" в цехе Воткинского машиностроительного завода / Фото: www.iz-article.ru

Сокращение

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса «Тополь» до 2007 года были сокращены.

После распада СССР часть «Тополей» остались на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН «Тополь» из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен.

По состоянию на июль 2006 года на боевом дежурстве все еще находились 243 ракетных комплекса «Тополь» (Тейково, Йошкар-Ола, Юрья, Нижний Тагил, Новосибирск, Канск, Иркутск, Барнаул, Выползово.

Интересным фактом является то, что комплекс «Тополь» - первый советский стратегический ракетный комплекс, название которого было рассекречено в советской прессе, в статье, опровергающей обвинения американской стороны в том, что Россия якобы проводит испытания нового ракетного комплекса в нарушение действующего договора о сокращении вооружений.

Тактико-технические показатели

Тактико-технические характеристики
комплекса «Тополь»
Время подготовки к пуску, мин 2
Мощность термоядерного заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО),м 900/200*
Площадь района боевого патрулирования, км 2 125000
Пусковая установка 7-осное шасси МАЗ-7310
Гарантийный срок хранения ракеты в ТПК, лет 10
(продлен до 15)
Тип пусковой установки мобильная, групповая ПУ с минометным стартом

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Дальность стрельбы, км 10500
Количество ступеней 3 + ступень разведения
боевых блоков.
Двигатель РДТТ
Тип старта наземный из ТПК
за счет ПАД
Длина :
- полная, м 21,5
- без ГЧ, м 18,5
- первой ступени, м 8,1
- второй ступени, м 4,6
- третьей ступени, м 3,9
- головной части, м 2,1
Диаметр :
- корпуса первой ступени, м 1,8
- корпуса второй ступени, м 1,55
- корпуса третьей ступени, м 1,34
- ТПК (транспортно-пускового контейнера), м 2,0
Стартовая масса, т 45,1
Масса снаряженной первой ступени ракеты, т 27,8
Головная часть моноблочная отделяемая
Масса головной части, кг 1000
Система управления автономная, инерциальная с БЦВМ

Автономная пусковая установка (АПУ)

Число ракет на пусковой установке 1
База - колесная МАЗ-7912, МАЗ-7917
Колесная формула 14х12
Масса :
- пусковой установки без ТПК, т 52,94
Габаритные размеры (без ТПК/с ТПК) :
- длина, м 19,520/22,303
- ширина, м 3,850/4,5
- высота, м 3,0/4,5
Двигатель дизель В-58-7 (12V)
Мощность, л.с. 710
Запас топлива, л 825
Скорость, км/ч 40
Запас хода, км 400
Время перевода в боевое положение, минут. 2

Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

Масса, кг 43500
Габаритные размеры :
- длина, м 15,935
- ширина, м 3,23
- высота, м 4,415
Мощность, л.с. 525
Запас хода, км
Тип гараж с раздвижной крышей
Назначение для хранения одной СПУ
Построено, ед. 408
Размеры :
- длина, м 30,4
- ширина, м 8,1
- высота, м 7,2

Состав соединений и частей

Ракетная дивизия 3-5 ракетных полков
(КП и 9 СПУ в каждом).
Полковой командный пункт стационарный и подвижный
«Барьер» или «Гранит»
(на базе МАЗ-543М).
Состав дивизиона:
- группа подготовки и пуска, шт. 3
- группа боевого управления и связи

Что дальше...

В конце 1980-х годов на конкурсной основе началась разработка универсальной МБР двойного базирования - шахтного и на мобильной установке. В МИТе, традиционно занимавшемся грунтовыми комплексами, стали разрабатывать мобильный комплекс, а в КБ «Южное» на Украине (Днепропетровск) - шахтный. Но в 1991 году все работы были полностью переведены в Московский институт теплотехники. Проектирование возглавил Борис Лагутин, а после его ухода на пенсию в 1997 году - академик Юрий Соломонов, назначенный генеральным конструктором МИТа.

Но это уже другая история...

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!