Ограничение и сокращение стратегических вооружений. Сокращение вооружений или перевооружение
комплекс мер, направленных на количественное снижение производсва и накопления ракетно-ядерного оружия, сокращение сферы или районов их развёртывания и сужение возможности качественного совершенствования стратегических вооружений; одно из важнейших направлений международной политики по устранению угрозы ядерной войны, укреплению доверия и безопасности. К стратегическим вооружениям относятся: наземные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР); баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ); крылатые ракеты (КР) большой дальности различного базирования; их пусковые установки (ПУ); ракетные подводные крейсеры стратегического назначения; тяжелые бомбардировщики (ТБ); боезаряды МБР, БРПЛ и КР, вооружения ТБ; средства ПРО; средства противокосмической обороны (ПКО); системы обнаружения и предупреждения о ракетном нападении и др. Для ограничения и сокращения стратегических вооружений СССР и США заключили Договор об ограничении систем ПРО 1972, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения сратегических наступательных вооружений 1972 (ОСВ-1), Договор об ограничении сратегических наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2), Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987, Договор о соглашении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 (СНВ-1), Договор о дальнейшем сокращении и ограничении сратегических наступательных вооружений 1993 (СНВ-2), а также ряд др. российско-американских документов (меморандумов, соглашений), уточняющих и расширяющих содержание подписанных ранее документов. Это процесс способствует улучшению российско-американских отношений и снижению международной напряженности. Позиция РФ в этом вопросе - сократить накопленные в годы "холодной войны" избыточные арсеналы стратегических вооружений, оставив необходимые средства для эффективной обороны и политики сдерживания агрессора.
- - составная часть Верховного командования ВМС. Создано 1.10. 1934 в составе Морского руководства на базе отдела BW Общего управления и 1.6. 1935 вошло в состав созданного ОКМ, а с 7.11...
Военно-морской флот Третьего рейха
- - главный орган политической и военно-стратегической разведки США, существовавший в годы второй мировой войны...
Контрразведывательный словарь
- - установленный США и их союзниками обширный перечень товаров, запрещенных или ограниченных для вывоза в страны Восточной Европы и страны социалистической ориентации...
Большой экономический словарь
- - Пункт договора, ограничивающий права лица на осуществление торговых операций или на занятие профессиональной деятельностью...
Экономический словарь
- - "...Прогрессивная технология: технология, которая может быть использована для развития и совершенствования вооружения и ВТ на рассматриваемую временную перспективу.....
Официальная терминология
- - перечень товаров, экспорт которых из страны запрещается, ограничивается или контролируется с целью предотвращения ущерба ее национальной безопасности...
- - Во время 1-й мировой войны физик-квакер Л.Ф. Ричардсон заметил, что англо-германская гонка вооружений состоит в том, что количество дополнительных кораблей, построенных Британией в период В,...
Политология. Словарь.
- - СНВ между СССР и США подписан в Москве 31.7.1991...
Политология. Словарь.
- -) Предварительные обсуждения вопроса об ограничении количества ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия обеих сверхдержав начались в 1967 г. Были прерваны американцами после...
Политология. Словарь.
- - ОСВ-1 - временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет - национальными техническими средствами. 24.9...
Русская энциклопедия
- - "..."Включение в состав вооруженных сил" означает поступление обычного вооружения в эксплуатацию даже на ограниченный период времени.....
Официальная терминология
- - "...Перспективная технология: технология, которая предоставляет возможности для военно-технического прогресса или появления качественно новых систем в области вооружения и ВТ.....
Официальная терминология
- - ....
Энциклопедический словарь экономики и права
- - ...
Энциклопедический словарь экономики и права
- - ОСВ-1 - временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972 - срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет - национальными техническими средствами. 24.9...
Большой энциклопедический словарь
- - ГО́НКА, -и,...
Толковый словарь Ожегова
"Ограничение и сокращение стратегических вооружений" в книгах
Диалог по вопросам стратегических вооружений
Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий ФёдоровичДиалог по вопросам стратегических вооружений В первые месяцы правления Джонсона Советское правительство стремилось завязать диалог с новой администрацией по широкому кругу вопросов. Однако представители администрации, хотя и были внешне доброжелательны, по существу,
1. Ограничение морских вооружений, 1922 - 1937
Из книги Флот двух океанов автора Морисон Сэмюэль Элиот1. Ограничение морских вооружений, 1922 - 1937 Хотя Соединенные Штаты приняли активное участие в Первой Мировой войне, характер военных действий, которые вела страна, принципиально отличался от той войны, в которую вылилось участие во Второй Мировой войне. Первая война была
«Видимо, американским военным и связанным с ними политикам удалось если не сорвать, то затормозить «ОСВ-2». Возможны ли, на ваш взгляд, дальнейшие шаги по ограничению стратегических вооружений?»
Из книги СССР. 100 вопросов и ответов автора Прошутинский ВГексаграмма № 60 Ограничение (Ограничение)
Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина НатальяГексаграмма № 60 Ограничение (Ограничение) Б. Х. Ваше время пришло, активно принимайтесь за дело, но, разумеется, помня о необходимой предусмотрительности, иначе все усилия пойдут прахом. Не принимайте слишком поспешно то предложение, которое вам только что сделали или
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ
Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев ГеоргийГОНКА ВООРУЖЕНИЙ Что наша жизнь - метафора Поэта, Развернутая молнией с небес, Игра воображения и света, Иллюзия несчастий и чудес. Весь мир - театр. Меняем платья, роли, Меняем разум, души и сердца. Мы в роли до такой врастаем боли, Что забываем зрителя - Творца! Что
ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ
Из книги Тупик либерализма. Как начинаются войны автора Галин Василий ВасильевичОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ Ограничение и сокращение вооружений было предусмотрено «четвертым пунктом» Вильсона: «соответствующие гарантии, данные и принятые, что вооружение народов будет уменьшено до низшей меры, совместимой с национальной безопасностью». Однако в
Глава 3. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.Глава 3. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами ГПК РФ ввел судебную процедуру для ограничения или лишения
Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФГлава 31. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами Статья 281. Подача заявления об
Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Из книги Как самостоятельно написать заявление в суд автора Сергеев Николай АлексеевичОграничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами Заявление об ограничении гражданина в
§ 5 Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович§ 5 Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами В соответствии со ст. 21 ГК способность
34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест
Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест 1. Обязательные работы – наказание в форме выполнения осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (вид обязательных
Глава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ
Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторовГлава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ
Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестенГлава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ СТАТЬЯ 281. Подача заявления об
Переговоры по сокращению стратегических ядерных и обычных вооружений
Из книги Полвека в авиации. Записки академика автора Федосов Евгений АлександровичПереговоры по сокращению стратегических ядерных и обычных вооружений В конце 80-х годов все больше стало проявляться стремление руководства СССР к переговорам с политическими кругами США по сокращению вооружений. Уже довольно плодотворно шли переговоры по сокращению
Договоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис
Из книги Радиоэлектронная война (От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов) автора Арканжелиc Марио деДоговоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис Вьетнамо-китайская война разразилась как раз в то время, когда США и СССР находились в преддверии подписания договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). Обеим сторонам пришлось приложить
Конечно, можно посчитать целью разоружения – полную ликвидацию вооружений в мире. Однако, представляется, что это эта цель не достижима. Главной задаче регулирования вооружений является их постепенное сокращение до необходимого минимума. Разоружение - это широкий комплекс согласованных государствами мероприятий, призванных уменьшить материальные средства ведения войны. В основе разоружения лежит принятие взаимных обязательств по их сокращению и даже отказ от наиболее опасных его видов (оружия массового поражения). Выше уже описывалась ситуация стратегического паритета в мире, однако нельзя сказать, чтобы разоружение касалось только РФ и США. В этом процессе участвуют все государства мира. Налагаемые на вооружения ограничения распространяются и на других субъектов.
Цель разоружения была предусмотрена еще в Уставе ООН. В настоящее время эта организация рассматривает и одобряет планы по разоружению. Для этих целей даже был создан специальный орган – Комиссия по разоружению. Хотя с момента создания этого органа было проведено несколько встреч, вклад Комиссии в разоружение нельзя назвать весомым.
Вторым направлением разоружения является использование переговорных механизмов (переговоры в Вене о сокращении обычных вооружений в Европе, переговоры между Россией и США о сокращении стратегических ядерных вооружений и др.).
Третье направление – использование международных конференций. Хотя международные конференции как метод сотрудничества все больше уходить в прошлое, уступая свое место международных организациям – постоянно действующим субъектам, тем не менее, в области международной безопасности они сохраняют свою роль. Так, например, в Женеве проходит Конференция по разоружению, которая собирается вне рамок ООН.
В литературе принято выделять две программы разоружения: всеобъемлющую и частичную. Всеобъемлющее разоружение было установлено в Совместном заявлении Правительств СССР и США 1961 года, где предусматривался полный роспуск вооруженных сил, ликвидация военных и обслуживающих армию учреждений, полное уничтожение оружия массового поражения и средств их доставки и т.п. Государства могли сохранить только неядерные вооружения, вооруженные силы, средства и учреждения, которые будут признаны необходимыми для поддержания внутреннего порядка и личной безопасности граждан. Идея всеобъемлющего разоружения была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН.
Частичное разоружение касается отдельных видов оружия, обычно наиболее опасного. В программу частичного разоружения попали: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие, обычные виды вооружений. Кроме того, частичное разоружение не ставит цели полной ликвидации всех вооружений, а лишь их сокращение до разумных пределов.
Центральное место в проблеме разоружения занимает ядерное разоружение . В доктрине и на практике существует спор о том, можно ли применять ядерное оружие. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций о запрещении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Однако эти декларации нельзя однозначно рассматривать как обязательные для государств. Прямого запрета на применение ядерного оружия в международных договорах (так называемого, конвенционного запрета) нет. Даже Международный суд ООН, в который обратилась с просьбой дать по этому поводу консультативное заключение Генеральная Ассамблея ООН, не смог ответить однозначно – применять ядерное оружие нельзя. Хотя и отметил, что его можно отнести к оружию массового поражения, неизбирательного действия, применение которого запрещено нормами международного гуманитарного права. В результате вывод Суда получился таким: если государство все-таки прибегает к использованию этого оружия, то на него ложится вся ответственность за последствия его применения. Также следует отметить заявления СССР и США о неприменении ядерного оружия против агрессии неядерных держав.
В отношении ядерного разоружения в настоящее время предпринято следующее:
1. Запрет испытаний ядерного оружия (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.). Последний договор еще не вступил в силу, поскольку его не ратифицировали 12 «пороговых» (т.е. близких к созданию собственного ядерного оружия) стран. Хотя большинство государств с 90-х годов прошлого века не проводят испытания ядерного оружия, остается до сих пор неясным вопрос о проведении в 2006 году ядерного подземного взрыва Северной Кореей (КНДР).
2. Запрет распространения ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г., с 1995 года действует бессрочно). Ядерные государства отказываются от передачи материалов, технологий и готового оружия неядерным странам, а последние отказываются от собственного его создания и производства и приобретения у других стран. Это направление также натолкнулось на ряд проблем. Так, не все государства безоговорочно отказались от своей военной ядерной программы. В частности, остается нерешенной проблема программы Ирана, который заявляет о создании собственного производства обогащенного урана, что создает угрозу создания этим государством ядерного оружия.
3. Система гарантий МАГАТЭ. Она представляет собой специфический институт Агентства, призванный не допускать, чтобы ядерные объекты, которые подлежат контролю, были использованы для военных целей. В настоящее время действует более 200 соглашений о гарантиях, подписанных 140 государствами (а также Тайванем, провинцией Китая), из них 136 всеобъемлющих соглашений в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Предусматриваются предоставление государствами отчетов Агентству, а также проведение им инспекций.
4. Создание безъядерных зон. Речь идет не только о международной территории (Антарктика), но и вовлечение в эти зоны территории государств. Примером может служить Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) 1967 г., Договор Раротонга 1985 г., создавший такую же зону в южной части Тихого океана, Бангкокский договор 1995 г. – в Юго-Восточной Азии, Пелиндабский договор 1996 г. – в Африке. Также отдельную зону образует одно государство – Монголия. Пока только предполагается создание таких зон в Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), в Центральной Европе, Южной Азии и на Ближнем Востоке.
Ликвидация ракет средней и меньшей дальности . Регулируется подписанным в Вашингтоне в 1987 году договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей. Договор предусматривал ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности (826 РСД + 926 РМД со стороны СССР; 689 РСД + 170 РМД со стороны США), пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации были установлены в 3 года для ракет средней дальности, и полтора года – для ракет меньшей дальности. Договор предусматривал достаточно жесткие меры контроля – взаимные уведомления и отчетность, создание специальных комиссий и инспекция исполнения договора.
Ограничение и сокращение стратегических вооружений . Стратегическое вооружение является самым современным и наиболее грозным видом вооружения, оно составляет сердцевину боевой мощи ядерных держав. Поэтому разоружение в области ядерного оружия невозможно без сокращения стратегических вооружений. В 1972 г. в Москве были подписаны два соглашения - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения (стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).
Договор ПРО установил обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов противоракетной обороны. Каждое обязалось иметь не более двух систем ПРО (вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет), где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. А с июля 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, - только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок (для СССР - с центром в столице; для США - на базе Гранд-Форкс). В 2001 году США нарушили договор по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», а 12 июня 2002 США в одностороннем порядке вышли из договора. Поэтому Договор ПРО в настоящее время не действует.
Согласно Договору СНВ-1 СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц. В результате в СССР осталось 6,5 тыс. боеголовок, а в США – 8,5 тыс. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.
По Договору СНВ-2 запрещено использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован и РФ, и США, в силу так и не вступил. В ответ на выход в 2002 году США из договора ПРО Россия вышла из СНВ-2.
Договор СНВ-2 был заменен более мягким Договором СНП (Договор сокращении стратегических наступательных потенциалов), подписанным в мае 2002. Условия договора ограничивают количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. Договор о СНП вступил в силу, срок его действия истекает 31 декабря 2012. Договор имеет менее жесткую систему контроля и отсутствие поэтапности исполнения.
Запрет химического и бактериологического оружия . Впервые запрет на применение этих видов вооружений в общей форме был сформулирован еще в «оговорке Мартенса», закрепленной в Гаагских конвенциях 1907 года, затем он был закреплен в Женевском протоколе 1925 г. Полный запрет разработки, производства, накопления бактериологического оружия был установлен Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, а химического – Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. Обе конвенции устанавливают для государств обязанность уничтожить имеющиеся запасы биологического и химического оружия, не производить его и не передавать третьим странам.
Близко к запрету оружия массового поражения стоит запрет враждебного воздействия на природную среду, который был установлен заключенной в 1977 году одноименной конвенцией. Речь идет о нанесении ущерба или причинении вреда любому другому государству-участнику путем воздействия на природу, имеющего широкие, долгосрочные или серьезные последствия (искусственные землетрясения, наводнения, уничтожение растительного мира и т. д.).
Сокращение обычных вооружений и вооруженных сил . Это направление разоружения было продиктовано тем обстоятельством, что наибольшее сосредоточение вооруженных сил было на территории Центральной Европы. Именно там находился центр противостояния НАТО – ОВД. В результате государства начали переговоры об их сокращении. Эта проблема всегда привлекала внимание государств. В итоге в 1990 году был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В соответствии с Договором сокращению подлежат наземные и воздушные виды вооружений, обладающие наступательными возможностями (танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты). Процесс сокращения осуществлялся в течение 40 месяцев после вступления Договора в силу. Был установлен контроль за осуществлением сокращения, важнейшей формой которого будет является инспекция на местах (без права отказа со стороны инспектируемых стран). Высказывается мнение, что процесс сокращения обычных вооружений должен быть продолжен. Однако события последних лет заставляют в этом усомниться.
28 мая 2007 года Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 в Вене. На конференции был поставлен ряд вопросов европейской безопасности. Другие государства предложения РФ не поддержали. 13 июля 2007 года В. Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Причинами этого шага, по мнению Президента РФ, явились соображения безопасности России, вызванные поведением партнеров по соглашению. Объявление моратория означает отказ от взаимного военного инспектирования, отказ от количественных ограничений. Срок действия моратория не ограничен, его снятие поставлено в зависимость от поведения стран-членов НАТО.
35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
Разоружение - комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая межд.-правовая основа разоружения содержится в п. 1 ст. 11 Устава ООН. Он относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования разоружений»; в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и возможному разоружению».
Отечественная доктрина так трактует нормативное содержание принципа разоружения: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобъемлющем и полном разоружении под строгим межд. контролем.
Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсаль-
ные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам.
МП не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным межд. контролем» (ст. 6 Договора о нераспространении ядерного оружия).
Частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужение возможности качественного совершенствования оружия, сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.
Разоружение предусматривает существование института межд. контроля, который можно определить как совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Существуют как национальные технические средства контроля (искусственные спутники Земли, сейсмические станции и др.), так и межд. средства контроля (например, межд. группы инспекторов).
36. Международное право и ограничение ядерных вооружений. Конвенции
Ядерное оружие относится к оружию массового уничтожения, комплекс норм МП в этой области особенно развит. Ядерное оружие еще не запрещено, но Генеральная Ассамблея ООН уже приняла несколько резолюций о запрещении применения ядерного оружия. Запрещается испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.), на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо государством, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай). Сложности с соблюдением режима нераспространения ядерного оружия возникли в связи с прекращением существования СССР, в результате чего имевшееся у него ядерное оружие оказалось на территории четырех независимых государств - бывших союзных республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).
Актуальной проблемой является регулирование ядерных стратегических вооружений (СВ). Термин «СВ» условен и ныне охватывает межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носители бомб, баллистических и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной обороны.
В соответствии с ныне действующими обязательствами в отношениях между Россией и США запрещается развертывание систем противоракетной обороны территории страны либо создание основы для такой системы, а для разрешенных систем действуют определенные количественные и качественные ограничения (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).
Регулирование ядерных СВ до недавнего времени осуществлялось только в советско-американских отношениях (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных СВ 1972 г., Договор об ограничении наступательных СВ 1979 г., который так и не вступил в силу, хотя применялся на протяжении нескольких лет, Договор о сокращении и ограничении наступательных СВ 1991 г.), однако после прекращения существования СССР участниками этого процесса в той или иной степени стали указанные бывшие союзные республики (что нашло отражение в факте подписания ими и США в 1992 г. Протокола к Договору о сокращении и ограничении наступательных СВ 1991 г.), притом что полноправным участником переговоров должна оставаться только Россия (в 1993 г. РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных СВ).
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ‑1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша‑старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок мог продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.
Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ‑1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол. В соответствии с Протоколом преемниками статуса СССР стали Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина, которые приняли на себя обязательство осуществить предусмотренные Договором СНВ‑1 сокращения стратегических сил. Кроме этого, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств, тем самым обязуясь либо ликвидировать, либо передать России все оказавшиеся на их территории ядерные заряды. Впоследствии Россия заключила договоренности с Казахстаном и Белоруссией, в соответствии с которыми они передавали России также все носители ядерного оружия. Украина объявила все находящиеся на ее территории носители своей собственностью и выразила готовность самостоятельно осуществлять их ликвидацию в соответствии с процедурами Договора СНВ‑1.