Это жизнь - портал для женщин

Решение суда место в детском саду

И быстрее определить ребенка в детский сад. Еще один способ добиться места в дошкольном учреждении — написать обращение Одинцовскому городскому прокурору.

Очередь — не основание для отказа в садике

Для предоставления места в детсаду родители сначала обращаются в Управление образования. По ч. 1 закона №59-ФЗ заявления рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. Согласно п. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, общедоступность и бесплатность дошкольного образования гарантируется каждому гражданину.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в саду должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено! Никакие очереди, электронные или иные, никакие льготные категории, никакое отсутствие мест не являются основанием для отказа. Ребенку должно быть предоставлено место в саду на расстоянии не больше 300 метров от дома.

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявление будет незаконным, что даст вам возможность обжаловать его через прокуратуру.

Татьяна, мама двоих детей. В «борьбе» за законное место в детском саду для старшего сына она обратилась за помощью в прокуратуру

Редакция «Одинцово-ИНФО» составила образец обращения в прокуратуру специально для родителей, которые много лет не могут устроить ребенка в садик. Обращение к Одинцовскому городскому прокурору остается только дополнить персональными данными.

Составленное обращение и прилагаемые к нему документы (копии свидетельства о рождении ребенка, обращения в Управление образования и отказ) нужно зарегистрировать в приемной на первом этаже прокуратуры. Процедура не займет много времени, если записаться заранее. Одинцовская городская прокуратура находится по адресу ул. Молодежная, 23. Телефон канцелярии +7 495 596-05-05 . В течение 30 дней прокуратура — орган, который исполняет надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, обязан разобраться в вашей проблеме. Ответ на обращение придет «Почтой России».

Если вы будете отстаивать свои права в прокуратуре, об этом в редакцию — «Одинцово-ИНФО» обеспечит информационную поддержку.

9500 детей без садика

На сегодняшний день Управление образования не смогло предоставить места в садиках 9500 детям района. В апреле 2014 года начальник отдела дошкольного образования Оксана СТЕПАНОВА : «с 3 до 7 лет все детки будут охвачены» . За минувшее лето в Одинцовском районе заработали 6 детсадов-новостроек. Это позволило ввести в районе 920 дополнительных дошкольных мест. Благодаря этому очереди в сельском поселении Горское и Заречье были ликвидированы полностью. Частично очередь разгрузилась и в Одинцово (например, в 8 микрорайоне). Всего в районные сады в этом году пошли 2203 ребенка.

В ближайшее время в Одинцово откроют два муниципальных детских сада. В Трехгорке — на 220 мест, на улице Северной — на 120 мест. Если на сокращение очереди в Трехгорке еще можно рассчитывать, то новый садик во втором микрорайоне едва ли повлияет на ситуацию существенно.

Во-первых, во встроенно-пристроенное здание на Северной переведут детей из муниципального сада «Ромашка», и 80 мест займут сразу. Во-вторых, учреждение коррекционное и рассчитано на детей, которые требуют дополнительного внимания. Для таких малышей остается всего 40 свободных мест. А вот что «вырастет» на месте «Ромашки» — большой вопрос.

Каждый месяц население города растет не только за счет рождаемости, но и из-за постоянного заселения новостроек. Очередь в детские сады разгружается от одних детей, и тут же заполняется новыми из числа новоселов. Выходит, что число дошкольников в районной очереди только растет.

Бизнес на социальной проблеме

Возможно, ситуация выглядела бы по-другому, будь все шесть детских садов муниципальными. Но половина открывшихся дошкольных учреждений — коммерческие. 50% мест, введенных в 2014 году, платные: с ценником от 12 000 руб. до шокирующей цифры в 62 000 руб. в месяц . При устройстве ребенка в некоторые коммерческие детские сады можно получить областную компенсацию в виде ежемесячной скидки.

Однако есть обратная сторона медали — при таком сотрудничестве ребенка необходимо снимать с муниципальной очереди. Так, например, в частном детском саду в Ромашково стоимость пребывания ребенка в месяц — 25 000 руб. При снятии малыша с очереди стоимость сокращается в два раза. Таким образом из родителей вытягивают их законное право на получение муниципального места в детский сад взамен на скидку.

В коммерческом детсаду «Ладушки» в Трехгорке отчаявшихся родителей также заманивают выгодными условиями при переводе из других детских садов: «при предъявлении действующего договора с другим садом — скидка 10 000 руб. и специальная цена 22 000 руб., вместо 27 000 руб.». Кроме того, набирают малышей в… мусульманский домашний детский сад.

Объявление о наборе в мусульманский детский сад в Трехорке

Застройщики умудряются ставить на коммерческие рельсы даже свои социальные обязательства. Так, детсад «Олененок», построенный , летом заработал как коммерческий. Сумма сделки между владельцами «Олененка» и «Трансинжстроем» не разглашается, но известно, что . Невооруженным глазом видно, что .

Детский сад «Олененок». Оплата за месяц — 62 000 руб.

В настоящее время «Трансинжстрой» возводит в Одинцово еще один детский сад на улице Молодежная. Образовательное учреждение, как и «Олененок», скорее всего, станет коммерческим. На вопрос, будет ли садик на Молодежной муниципальным, в Управлении образования ответили неоднозначно: «Ведомственная принадлежность дошкольного учреждения будет известна только после официальной сдачи детского сада в эксплуатацию ». Несмотря на неопределенность, в Управлении дошкольного образования продолжают ставить детей в очередь в этот детский сад.

В свою очередь, в СЭУ «Трансинжстрой» сообщили, что готовность садика — 80% , а планируемый срок ввода в эксплуатацию — 4 квартал 2014 года. Кстати, на стенде возле садика указаны другие сроки окончания строительства — 1 квартал 2014 года. Выходит, со сроками сдачи «Трансинжстрой» одинцовцев уже обманул.

Наследие ГЛАДЫШЕВА

Нехватка мест в детских садах — острая социальная проблема Одинцовского района. Сложившаяся ситуация вынуждает родителей вплотную заниматься вопросом определения ребенка в детский сад еще с пеленок.

Помещение, где располагается Управление, нуждается в ремонте: стены обшарпанные, на потолке не хватает подвесных панелей, сверху свисают провода

Сиутация изменилась после прихода Андрея ИВАНОВА в конце 2013 года. После того, как он возглавил администрацию, началась зачистка неэффективных управленцев. В январе 2014 года под предлогом ухода на пенсию оставил свой пост начальник Управления образования Леонид ЕГОРОВ . «Лебединой песнью» засидевшегося начальника стала и . В феврале 2014 года . Но по итогам выборов 14 сентября ее избрали вице-главой района, а затем назначили и. о. руководителя администрации Одинцовского района. С 1 октября Управления образования возглавляет Ольга ЛЯПИСТОВА , ранее работавшая заместителем начальника.

Татьяна МЕДВЕДЕВА, Татьяна ОДИНЦОВА, Ольга ЛЯПИСТОВА

Дело № 2-87/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шестаковой Л.А., при секретаре Волковой И.Н., с участием представителя истца Г.О.С., представителя ответчика - администрации МО «В-й муниципальный район» Т.И.А., представителя третьего лица МБОУ «Общеобразовательная Б. средняя школа» Б.М.Н.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. В-го района Архангельской области,

установил:

Г.О.С. в интересах несовершеннолетнего Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что она обратилась в отдел образования с заявлением об ускорении предоставления места в детском саду, но ребёнок не устроен в детский сад в связи с отсутствием мест данной возрастной категории, ребёнок состоит в общей очереди детей хххх года рождения на предоставление места в дошкольное образовательное учреждение (далее по тексту - ДОУ) п. Б. под. №. Полагает, что этим нарушено право несовершеннолетнего Г.С.А. на получение дошкольного образования, просит обязать администрацию Муниципального образования «В-й муниципальный район» предоставить ее сыну место в дошкольном образовательном учреждении «№ Сказка» с 01.09.2013 года, поскольку Г.С.А. исполнится в сентябре 2 года и на территории п. Б. В-го района Архангельской области только в одном дошкольном учреждении -детском саду № «Сказка» набирается группа, в которую принимают только детей в возрасте до трёх лет.

В судебном заседании Г.О.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что она в 2011 году обратилась с заявлением о предоставлении ее сыну места в детском саду в отдел образования районной администрации, в декабре 2012 года обращалась в комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений с просьбой ускорить предоставление места ее сыну в детском саду, но место не было предоставлено в связи с отсутствием мест данной возрастной категории. Ее сын нуждается в получении дошкольного образования, он подготовлен к детскому саду, обладает навыками самообслуживания, медицинских противопоказаний нет, она и ее супруг работают, бабушке в силу возраста сложно осуществлять уход за ребенком. Она просит обязать ответчика предоставить место ее сыну с 01 сентября 2013 года в конкретном дошкольном образовательном учреждении - детском саде № «Сказка», поскольку в этом детском саду имеется возможность сформировать группу из детей в возрасте до 3-х лет, а не смешанную по возрасту группу, в этом случае адаптация ее ребенка к детскому саду пройдет легче.

Представитель ответчика Т.И.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что на территории п.Б. функционирует 5 дошкольных образовательных учреждений, но мест в них недостаточно для того, чтобы обеспечить местами в детских садах всех детей. При распределении мест в детских садах принимается во внимание возраст детей и существующая очередность. На следующий учебный год в обязательном порядке местами в детских садах будут обеспечены дети 2010 года рождения, поэтому для Г.С.А. место будет предоставлено только с 01 сентября 2014 года.

Представитель третьего лица Б.М.И. в судебном заседании просила оставить исковые требования без удовлетворения и пояснила, что комиссией по комплектованию образовательных учреждений п.Б. уже определено, что на следующий учебный год в детских садах п.Б. освободится 108 мест, эти места будут распределены в соответствии с очередностью, с учетом возраста детей. В очереди перед Г.С.А. находится 217 детей, поэтому не будет возможности предоставить ему место в детском саду с 01.09.2013 года. В п.Б. работают 5 дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Группы, в которые принимают детей до 3-х лет, есть во всех детских садах. При распределении мест в детских садах комиссия не может предоставить мест больше, чем предусмотрено санитарными нормами. Поэтому родители вправе указать конкретное ДОУ, куда они хотят определить ребенка, однако комиссия распределяет места с учетом наполняемости детских садов. Примерно 70 % родителей желают, чтобы дети посещали детский сад «Сказка», поэтому просит отказать Г.О.С. в удовлетворении исковых требований, в том числе и в части предоставления ее сыну места в детском саду «Сказка».

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Г.С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является Г.О.С., что подтверждается копией свидетельства о рождении № (л.д.5).

Семья Г.С.А. проживает в <адрес>

Постановлением главы администрации МО «В-й муниципальный район» от 17.12.2012 года № 793 утвержден Порядок комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории МО «В-й муниципальный район». Настоящим порядком возраст, по достижении которого ребенок может быть принят в детское дошкольное учреждение, не установлен.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется Типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органов исполнительной власти, разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. N 2562, регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов и, следовательно, в силу пункта 1 Положения является для муниципальных дошкольных образовательных учреждений нормативным актом, обязательным к применению. В соответствии с п.4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Согласно п.2.2 Порядка комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории МО «В-й муниципальный район» (далее Порядок), регистрация детей дошкольного возраста, претендующих на места в ДОУ на территории МО «В-й муниципальный район», осуществляется муниципальными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В силу п. 2.15 комплектование Учреждений на новый учебный год производится 2 раза в год: апрель (предварительное комплектование) и в сентябре (окончательное комплектование). Согласно п. 2.16 заседание Комиссии назначаются по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Зачисление детей в Учреждение осуществляется приказом руководителя ДОУ (п.2.19).

Из представленных суду документов и объяснений в судебном заседании представителей ответчика и третьего лица следует, что с 01.01.2013 года на территории п.Б. В-го района все образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вошли в состав МБОУ «Общеобразовательная Б. средняя школа» как его филиалы. При образовательном учреждении создана комиссия по комплектованию образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории п.Б., которая согласно Положения о комиссии ведет регистрацию заявлений родителей о постановке на учет детей для приема в детские дошкольные учреждения, затем принимает решение о комплектовании дошкольных образовательных учреждений, входящих в его состав.

Г.С.А. согласно списков детей для поступления в ДОУ включен в общую очередь детей хххх года рождения под №.

Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место детям в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

07 июля 2010 года В-м районным судом вынесено решение, которым удовлетворено заявление прокурора В-го района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «В-й муниципальный район» о признании бездействия администрации Муниципального образования «В-й муниципальный район» незаконным в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования «В-й муниципальный район». Администрация МО «В-й муниципальный район» обязана обеспечить детей, нуждающихся в дошкольном обучении, общедоступным бесплатным дошкольным образованием. Решение суда вступило в законную силу 12 августа 2010 года и подлежит исполнению.

В соответствии с ч. 1 обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, по достижении несовершеннолетним Г.С.А. возраста 2 месяцев, с которого, в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. N 2562, Порядком комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории МО «В-й муниципальный район», дети принимаются в дошкольное образовательное учреждение при наличии заявления родителей и других необходимых документов, поданных в установленном порядке, между несовершеннолетним и администрацией МО «В-й муниципальный район» возникло правоотношение, в силу которого орган местного самоуправления - Администрация МО «В-й муниципальный район»- обязан обеспечить ребенка местом в детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.

Суд пришел к выводу, что данную обязанность в отношении Г.С.А. администрация МО «В-й муниципальный район» не исполнила, чем нарушила его конституционное право на бесплатное дошкольное образование.

Отсутствие в настоящее время свободных мест в детских садах п. Б. не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения требований закона по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования. Предоставление мест в детских садах согласно очередности, на которую ссылается ответчик, равно как и достижение ребенком возраста 3-х лет, законом не предусмотрено.

Согласно Уставу МБОУ «Общеобразовательная Б. средняя школа» в состав данного образовательного учреждения входят филиалы: детские сады № «Сказка», № Колокольчик, № «Родничок», «Искорка» № и № «Берёзка» (в редакции Устава от 22 октября 2012 года).

Как следует из списка очереди в дошкольные образовательные учреждения, Г.С.А. состоит в общей очереди детей хххх года рождения под №, в заявлении были указаны три желаемых детских сада -№ «Березка», № «Родничок» и № «Сказка».

Суд считает, что не могут быть удовлетворены требования истца о предоставлении места Г.С.А. в конкретном детском общеобразовательном учреждении - детском саду № «Сказка».

В силу граждане и юридические лица должны осуществлять свои права разумно и добросовестно, запрещается злоупотребление своими правами, ведущее к нарушению прав и интересов третьих лиц.

Согласно п.2.17 Порядка количество воспитанников определяется существующими нормативами наполняемости групп. В силу п.2.7 Положения о филиале МБОУ «Общеобразовательная Б. средняя школа»-детский сад № «Сказка» количество групп определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости на основании п.31 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении с учетом финансовых средств, закрепленных за МОУ «Общеобразовательная Б. средняя школа» Учредителем.

Из объяснений в судебном заседании представителя МБОУ «Общеобразовательная Б. средняя школа» Б.Н.М. следует, что в детский сад «Сказка» на 2013-2014 учебный год будут зачислены 50 детей. При этом из 350 заявлений от родителей детей, состоящих в списке очередников, 70 % родителей указывали в заявлении детский сад «Сказка» как желаемый детский сад. При комплектовании детских учреждений комиссия будет учитывать доводы родителей, в том числе и такие как приближенность детского сада к месту жительства, возраст детей, однако принять всех желающих детей в детский сад «Сказка» не имеется возможности.

При данных обстоятельствах суд не вправе принять решение о предоставлении Г.С.А. места в детском саду № «Сказка», поскольку такое решение в случае исполнения лишит возможность комиссию по комплектованию дошкольных учреждений распределить места в детских садах, не нарушая прав других детей.

Суд считает, что право несовершеннолетнего Г.С.А. на получение бесплатного дошкольного образования может быть обеспечено предоставлением места в любом дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории места его проживания, то есть поселка Б.

В соответствии со в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, учитывая обстоятельства дела, что на день рассмотрения дела свободных мест в детских садах не имеется, ответчику требуется время для их создания либо открытия новых групп детского сада, принимая во внимание мнение истца и возраст ребенка, считает необходимым установить срок исполнения данного решения суда - не позднее 01 сентября 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Исковое заявление Г.О.С. в интересах несовершеннолетнего Г.С.А. о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории поселка Б. В-го района Архангельской области - удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «В-го муниципальный район» в срок до 01 сентября 2013 года предоставить Г.С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном на территории п. Б. В-го района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Судья Л.А. Шестакова

March 8th, 2017 , 03:20 pm

Судья Бардин М.Ю. Дело № 33-5004/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хугаева А.Г.,
судей Клубничкиной А.В., Магоня Е.Г.,
при секретаре <данные изъяты> А.М.,
рассмотрев в судебном заседании 15 февраля 2017 года апелляционную жалобу <данные изъяты> на решение Истринского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года по делу по иску <данные изъяты> к Администрации Истринского муниципального района об обеспечении ребенка местом в муниципальном дошкольном учреждении,
заслушав доклад судьи Хугаева А.Г., объяснения <данные изъяты> В.А.,

УСТАНОВИЛА:

<данные изъяты> В.А. обратился в суд с иском к Администрации Истринского муниципального района, в котором просил обязать ответчика в течение одного месяца сформировать для <данные изъяты> И.В. новое свободное место в возрастной группе полного дня для детей в возрасте от 2 до 3 лет МДОУ, расположенного в границах д. Черная Истринского района, и предоставить ему данное свободное место.
Требования мотивированы тем, что истец является отцом <данные изъяты> И.В. 19.03.2014 года рождения. 31 июля 2015 года <данные изъяты> В.А. обратился с заявлением на имя начальника управления образованием Администрации Истринского муниципального района об оказании содействия в предоставлении его сыну места в МДОУ Истринского района. В тот же день его заявление зарегистрировано в ЕИС и присвоен идентификатор. Для зачисления сына в заявлении им указан МДОУ ЦРР №14-2 «Аленький цветочек», сообщил о необходимости полнодневного (10,5-12 часового) пребывания сына в МДОУ. В заявлении истец указал на возможность других вариантов, в случае отсутствия в данном МДОУ свободных мест к выбранной дате зачисления. Место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства сына не было предоставлено, что лишило его доступа к бесплатному дошкольному образованию, на период 21.04.2016 года его сын находится в очереди в МДОУ «Аленький цветочек» на 132-й позиции.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Решением Истринского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, <данные изъяты> В.А. обжалует его и просит в апелляционной жалобе решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, согласно положениям ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 31.07.2015 года <данные изъяты> В.А. подано заявление начальнику «Управления образования Администрации Истринского муниципального района» с просьбой оказать содействие в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в «Истринский муниципальный район» для его ребенка <данные изъяты>, 19.03.2014 года рождения. Приоритетным является МДОУ №14-2, с датой желаемого зачисления 01.09.2016 года на полный день (10,5- 12-часового пребывания). В случае отсутствия мест в указанных- приоритетных детских садов другие варианты возможны.
Согласно справке МДОУ ЦРР №14 группы раннего возраста укомплектованы в полном объеме, свободных мест нет.
<данные изъяты>
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 11-12 ГК РФ, положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании", вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что права истца не нарушены, поскольку вышеназванными нормами законодательства предусмотрен отказ в приеме в общеобразовательную организацию по причине отсутствия мест, родители <данные изъяты> И.В. не обращались в Администрацию Истринского муниципального района с заявлением о зачислении ребенка в другое учреждение и отказа о зачислении в другую организацию не имеется.
Судебная коллегия полагает, что решение суда принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также учет детей, подлежащих обучению по указанным образовательным программам, отнесены к полномочиям муниципальных районов и городских округов (статьи 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 9 Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство вместе с тем закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Исходя из изложенных норм закона к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Вывод суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств обращения родителей <данные изъяты> И.В. с заявлением о зачислении ребенка в другое учреждение и отказа о зачислении в другую организацию, противоречит материалам дела.
В обоснование исковых требований <данные изъяты> В.А. представлено заявление начальнику «Управления образования Администрации Истринского муниципального района» с просьбой оказать содействие в предоставлении места в дошкольном учреждении в «Истринский муниципальный район» для <данные изъяты> И.В. 19.03.2014 г.р.
В указанном заявлении истец указал на свое согласие предлагать ему другие варианты, в случае отсутствие мест в указанном детском саду.
Согласно справке Администрации Истринского муниципального района в единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» впереди <данные изъяты> 2014 года рождения числится 76 детей возрастной категории от 2 до 3 лет, которые ожидают места в детский сад №14.
Правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определено, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.
С учетом изложенного, непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
При этом, судебная коллегия отмечает, что отсутствие свободных мест в МДОУ ЦРР №14, существующую очередность предоставления мест в дошкольное учреждение, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку администрация муниципального образования обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.
Заявленный истцом месячный срок для исполнения судебного решения со дня вступления его в законную силу является разумным.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Истринского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года - отменить. Постановить по делу новое решение.
Исковые требования <данные изъяты> к Администрации Истринского муниципального района об обеспечении ребенка местом в муниципальном дошкольном учреждении - удовлетворить.
Обязать Администрацию Истринского муниципального района в течение одного месяца сформировать для Солгалова <данные изъяты> 19.03.2014 года рождения новое свободное место в возрастной группе полного дня для детей в возрасте от 2 до 3 лет по состоянию на 1 сентября 2016 года муниципального дошкольного учреждения, расположенного в д. Черная Истринского района, и предоставить данное свободное место.
Председательствующий



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!