Это жизнь - портал для женщин

Власть в первобытном обществе. Публичная власть в первобытном обществе

Власть - это возможность определенного лица или социальной инстанции использовать различные средства (силу, авторитет, традиции и др.) с целью оказания определенного воздействия на людей для достижения той или иной цели (координация поведения, обеспечение порядка и др.).

Первобытнообщинный строй был самым длительным - более миллиона лет - этапом истории человечества. Для этого строя были характерны следующие основные черты:

  • - наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Известно, что в тот период люди, работая совместно, коллективно, не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;
  • - экономическое равенство обусловливало и социальное равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Власть в догосударственный период являлась необходимой функцией общества того периода времени. Она не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

  • 1) основывалась на кровно-родственных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общность имущества и труда. Соответственно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления;
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности общества. Все функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись членами рода. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Жизнь человека в рассматриваемый период, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между людьми, процедуры разрешения возникающих споров.

Что же представляло собой общественное регулирование в рассматриваемый период времени? Общественное регулирование при первобытно-общинном строе выражалось в решениях общих собраний , в решениях старейшин, и в существовании особых норм - обычаев.

Обычай - это общепринятое неписанное правило поведения, исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного применения.

Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии. Нормы первобытного общества нередко называют монормами (monos греческ. - «один», «единичный»). Мононормы первобытного общества - это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Содержание мононормы составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись определенные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Таким образом, социальными регуляторами в первобытном обществе выступала общественная власть и мононормы, которые и обеспечивали ее целостность.

Для начала рассмотрим основные черты, свойственные власти в родовой общине. Во-первых, речь идет о власти, которая носит общественный характер. Она исходит в целом от всего общества. Например, это проявляется в том, что дела, являющиеся важными, решало общество путем собраний рода.

Во-вторых, говорим о власти, которая строится по кровнородственному принципу. Другими словами она распространяется на всех членов родовой общины независимо от того, где они находятся.

В-третьих, власть не является аппаратом, который бы управлял или принуждал. Так как функции, налагаемые властью, выполняются как почетная обязанность. При этом никто из старейшин и вождей не освобождается от труда, связанного с производством. Они должны выполнять одновременно, как функции по управлению, так и по производству. Это означало, что властная структура не была отделена от общества.

В-четвертых, чтобы занять какую-либо должность, например, стать вождем или старейшиной, не нужно было отличаться по социальному или экономическому признаку. Власть полностью основывалась на качествах будущего вождя. Имеется в виду авторитет, мудрость, храбрость, опыт, уважение соплеменников.

В-пятых, то, что человек выполнял управленческие функции, никак не давало привилегий.

В-шестых, регулируется общественный строй с использованием особых средств, речь идет о мононормах.

Исходя из этих черт, можно отметить, что в первобытном обществе власть совсем не однородная. Так главой группы являлся отец или патриарх, который был самым старшим среди остальных родственников, как его, так и следующих поколений. Хотя патриарх и выполняет управленческие функции, он не является собственником или хозяином имущества группы. Оно по-прежнему остается коллективным или общим.

Правда, вождь имеет права распорядителя, так как он занимает положение старшего, являясь руководителем хозяйства, а также жизнью группы в целом. Именно он решает, сколько выделять для потребления пищи и кому ее отдавать, а также что оставить про запас. Если есть излишки, то от него зависит, как ими можно распорядиться. Ведь их использование тесно зависит от взаимоотношений в целом по общине.

Так семейная ячейка, являясь частью общины, может занимать в ней только определенное место, которое зависит от различных факторов. Они могут быть как объективными, так и субъективными.

При этом нет проблемы в ресурсах, так как земли хватает на всех, причем других угодий тоже. Но участки распределяются, учитывая социальную справедливость, часто с использованием жребия. Например, ханаанская земля, которую захватили израильтяне, между племенами делилась по жребию.

Что же касается субъективных факторов, то они остро ощущаются в локальной группе, становясь более заметными в общине. Так как есть группы многочисленней и работоспособней, чем другие, а их вожди являются умней и опытней остальных, что сказывается на результатах.

Появляются более крупные и зажиточные группы, в то время как другие остаются слабыми. Если удача не улыбается, то в группах уменьшается количество детей, так как меньше на их долю приходится женщин. Получается между ними неравенство. Но оно не связано с голоданием, так как община обладает функцией обмена, играющего роль страховки.

Мужчины общины стремятся получить высшую престижную должность, например, стать старейшиной или членом совета. Так они повышают свой статус и ранг. Но чтобы достичь такой вершины, нужно было действовать, как в локальной группе, то есть щедро раздавать излишки пищи. Правда, в локальной группе вождь отдает то, что добыл сам. В то время как в общине он имеет право на добытое всей группой.

Получается, что старейшина может распоряжаться тем, что имеет община, так как желает. Для этого мужчина должен иметь большой авторитет в группе. Так как старейшина становится выше, чем другие в общине, то так уже проявляется власть.

Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе связаны в основном с периодом зрелого общества. Так как когда наступает период распада, то власть в первобытнообщинном строе подвергается изменениям.

Зрелое первобытное общество имеет два основных объединения людей. Речь идет о роде и племени. Всем народам мира удалось пройти через них. Поэтому часто первобытнообщинный строй носит название родоплеменной организации общества.

Родовой общиной можно назвать первую форму объединения людей. У этого семейно-производственного союза было кровное родство, коллективный труд, совместное потребление, общая собственность и социальное равенство. Но это не была семья. Это именно объединение людей, которые связаны между собой узами родственников.

Позднее появилось племя, которое основывалось на родственных связях. Оно отличается от других своей территорией, именем, языком, общими религиозными и бытовыми обрядами. Люди объединялись в племена, чтобы вместе охотиться, защищаться, нападать.

Характеристика первобытнообщинного строя.

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Востор­женную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: "И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префек­тов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком"". Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества - мужчин и жен­щин. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.



Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким - смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти - ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровалисьобычаями - исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями. Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием, обставлялась таинственными обря­дами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как- бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Общественная власть в первобытном обществе.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни (до этого общество существовало, а государства не было). Жизнь общества на ранних ступенях развития строилась на началах естественного самоуправления (соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного). Возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни . История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя (орудия производства были несовершенны, производительность труда низкая). Поэтому в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства , распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства . Все члены общества одинаково трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Власть носила сугубо общественный характер (исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления). Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органы общественной власти – родовые собрания; старейшины (вожди), избиравшиеся из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные функции власти выполняли жрецы. Должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Не было специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами в родовой организации. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более крупные объединения. Высшая форма объединения родов – племя (иногда союз племен). Общими делами племени руководил совет, состоявший из старейшин и военачальников родов).

Основа организации первобытного общества – община – род, племя, их объединения. Род (родовая община) – объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.

Род – это личный, а не территориальный союз (люди объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы). Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

4. Понятие, признаки и содержание функций государства.

Функции государства (переводе с латинского «исполнение»)– это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом и в присущих ему формах и присущими ему методами.

Существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное , главное направление его деятельности , без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и т.д.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность и социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

1. Реализуются функции в определенных формах (чаще всего в правовых) и особыми, характерными для государственной власти методами.

Соотношение функций и задач: функции носят объективный характер, задачи определяются субъективным характером. Задачи и функции взаимосвязаны, они не существуют друг без друга. Но эти понятия нельзя отождествлять, хотя нельзя и противопоставлять.

Задачи определяются социальным назначением государства. Она может быть одна, а для её выполнения необходимо несколько функций. Зависимость функций определяется трояким способом:

Ø Задачи могут быть решены только через функции, т.е. функция зависит задач.

Ø Задачи определяют содержание функции.

Ø Задачи влияют на выбор мер осуществления функций.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функции показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду его направлений представителем интересов всего общества. Уже восточные деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Все государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

1.По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2.По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Система внутренних и внешних функций тесно взаимосвязаны и их трудно разграничить между собой. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и др.

1. В зависимости от сфер деятельности: политическая, экономическая, социальные, др.

2. По периоду времени – постоянные, временные (например: вовремя войны временные).

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Они показывают как государственные органы, и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную .

Ø Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функции государства практически невозможна.

Ø От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя.

Ø Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия (Например: подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.).

Методы осуществления функций государства многообразны. Выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Лекции: Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение . Характеристика функций не связана с описанием самостоятельной деятельности государства, а характеризует предметно-содержательную сторону направлений деятельности. Государство деятельный институт, его активная роль в жизни общества должна проявляться постоянно. Как только государство, так или иначе, устраняется от реализации своего предназначения, оно вытесняется другими видами социальной власти.

Функции государства помимо предметно-содержательной характеристики характеризуется с точки зрения их объективности, носят объективный характер . В этой характеристике: во 1) подчеркивается, что эти направления деятельности производны от содержания общественных отношений, от видов этих отношений и от видов сфер жизни общества. Жизнедеятельность общества проявляется через основные сферы: материальную, экономическую, духовную, политическую. Эти направления деятельности носят объективный характер. Если есть политическая сфера, обязательно должны быть политические направления жизни общества. Бесспорно, в каждой сфере деятельности проявляется и реализуется потребности общества. В конечном счете, осознаются эти потребности обществом. На основе их осознания формируются цели, основные направления деятельности и главные шаги в достижении этих целей, т.е. формируются задачи.

В отличие от функций, цели и задачи носят субъективный характер , т.е. являются результатом осознанной деятельности людей и свое закрепление носят в определении целей и постановке задач, ее достижении.

Представление о функциях дает классификация по содержанию направлений деятельности.

Виды функций:

1) функции экономического содержания , в рамках которых определяется роль государства в экономических отношениях общества, степень участия государства в экономических отношениях: организация рыночного хозяйства, налоговая деятельность, антимонопольное направление деятельности.

2) Функции социально-политического содержания : охрана общественного порядка и всех форм собственности, организация функционирования органов государства: в социальной сфере – организации здравоохранения, социальной помощи, организация инфраструктуры в виде средств коммуникаций (ж/д, связь).

3) направления деятельности в духовной сфере : охрана памятников культуры, организация библиотечного дела, образование в обществе.

4) природоохранная функция, характеризующая межгосударственные связи.

Цивилизационный подход. Функции делятся на управленческообеспечительные, охранительная функция.

Формационный подход – классовая сущность. Социальная направленность имеет второстепенную роль.

Морозова:

1. Внутренние: обеспечения народовластия, экономическая, социальная, налогообложения и финансового контроля, экологическая, охраны прав и свобод граждан.

2. Внешние: интеграции в мировую экономику, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими странами в области глобальных (демографические, экология, энергетические, преступность, космос и т.д.) проблем

Главная > Учебное пособие

2.1.2. Первобытное общество: организация власти и нормы поведения

Первобытное общество стало исторически первой организацией взаимодействия людей и в то же время догосударственной стадией развития человечества. Это было общество равных, но равных в бедности людей. Причины возникновения первобытного общества :

    сложные климатические условия;

    необходимость объединения при добывании пищи (мамонты);

    необходимость в коллективной защите от хищников.

Характерные черты первобытного общества :

    отсутствие политической организации общества;

    отсутствие правовых норм;

    присваивающий характер экономики, общественная собственность на средства производства, уравнительное распределение продукции.

Власть в первобытном обществе : Основой организации и источником власти в первобытном обществе стал род (родовая община). Род это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный, прежде всего, на кровном родстве. Перемещение родов стало основой взаимодействия с другими родами и их объединения. Роды объединялись в племена , затем в союзы племен. Власть в первобытном обществе исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании. Специального аппарата управления общественными делами в родовой организации не было. Для руководства общими делами в роду избирались вожди и старейшины. Племя управлялось советом старейшин и племенным вождём. Союз племён управлялся советом племенных вождей и вождём союза племён. Иногда избирали двух вождей союза племен, один из которых был военным вождём. Вождей и старейшин избирали исключительно по личным качествам, они не имели никаких привилегий: работали наравне со всеми и получали положенную долю производимого продукта. Такую власть в первобытном обществе учёные называют протестарной властью (от лат. – «мощь, сила»).

2.1.3. Происхождение государства: причины и условия

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями и массовым истреблением их людьми, привело к распаду крупных охотничьих родов. Увеличение числа населения при снижении объектов охоты способствовало расширению рациона за счет растительной пищи. Одновременно идет процесс улучшения орудий труда и совершенствования способов производства. Важным этапом развития первобытного общества стал переход от присваивающей экономики к производящей (от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству), так называемая, неолитическая революция. Происходит первое общественное разделение труда : земледелие отделяется от скотоводства , что радикально меняет характер общественных отношений в первобытном обществе, а именно:

    усложняется процесс труда, совершенствуются орудия труда, результат труда стал зависеть от отдельной семьи;

    при перемещении и взаимодействии родоплеменных объединений, родовые связи заменяются территориальными;

    родовая община трансформируется в соседскую, которая в отличие от родовой уже не имеет кровнородственных связей, имеет обособленное имущество отдельных семей, общинная земля распределялась между семьями, что создало основу для частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда, что приводит ко второму разделению труда : ремесла выделяются в самостоятельную отрасль производства. Наличие излишков продукции у земледельцев, скотоводов, ремесленников стало основой для обмена их между представителями этих трёх групп. В результате возникает отдельная группа людей – посредников между этими тремя группами. Это приводит к третьему разделению труда – появлению купцов и торговцев. В результате неолитической революции:

    внутри общины развивается процесс накопления излишков у отдельных семей, что приводит к имущественному неравенству и появлению эксплуатации;

    усложняется управленческая деятельность: возрастает роль публичной власти: должности вождей становятся наследственными, вожди и старейшины приобретают привилегии;

    имущественное неравенство приводит к формированию классов ;

    в условиях ведения войн формируется своеобразный строй – военная демократия: выделяются военные, которые только воюют и получают от соплеменников вознаграждение;

    добровольное подношение военным в дальнейшем трансформируется в обязательную плату дани на содержание армии и аппарата управления.

Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало государство. Формирование государства у разных народов было различным, на это оказывало влияние природные и климатические условия их проживания. В связи с этим в науке теории государства и права различают два пути (формы) возникновения государства:

    «восточный» путь (типичная форма;

    «западный путь» (уникальная форма).

«Восточный» путь возникновения государства – это процесс возникновения государства, где устойчивыми, традиционными являлись земельная община и коллективная собственность (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, осуществлявшая управление общественной собственностью, плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность превращалась в государственную. Характерные черты «восточного пути» :

    первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми;

    сохранены земельные общины, коллективная собственность на средства производства (частная собственность играет второстепенную роль);

    все государства были абсолютными монархиями, деспотиями (фараон, деспот);

    все государства обладали мощным чиновничьим аппаратом:

    отсутствие личных рабов, наличие государственного рабства.

    в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

«Восточный» путь возникновения государства – это процесс возникновения государства, где устойчивыми, традиционными являлись земельная община и коллективная собственность (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, осуществлявшая управление общественной собственностью, плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность превращалась в государственную. «Западный» путь : По другому историческому пути шел процесс возникновения государства и права на территории Европы. Здесь главным фактором образования государства было кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов. Ф.Энгельс выделял три основные формы возникновения государств «западного» типа: афинскую , римскую и древнегерманскую. Характерные черты «западного» пути :

    классовое разделение общества в связи с внутренними противоречиями;

    интенсивное формирование частной собственности;

    публичная власть используется для защиты имущественных классов;

    преобладание личных рабов.

Образование государства в России

Первая точка зрения . В России образование государства шло по типу Древней Греции: восточные славяне проживали на равнинной территории, где можно было заниматься земледелием; земли было всегда больше чем достаточно; ничто не препятствовало заниматься и скотоводством, и пчеловодством; издавна на Руси почитали старших; царя всегда называли "царь-батюшка". Вторая точка зрения . Фактор насилия сыграл важную роль при образовании Российского государства. Да, племена русичей занимались земледелием и торговлей (по их территории проходил торговый путь «из варяг в греки»). Надо учесть, что они проживали в очень суровом климате, и поэтому торговля и земледелие носили кратковременный характер и не давали большого дохода. Жители, особенно северяне, вынуждены были заниматься разбоем (нападать на проезжающих и отбирать провозимые продукты). Можно еще вспомнить, что и русские князья без конца выясняли отношения между собой с помощью меча. Третья точка зрения . Образование русского государства сходно с образованием египетского. Под строительством сооружений, требующих особых организаторов – будущих государственных служащих, можно понимать не только ирригационные (увлажняющие почву), но и все иные крупные сооружения, требующие привлечения большой массы людей, например те же пирамиды или оборонительные сооружения. Славяне жили на открытой равнинной территории. Они постоянно подвергались набегам гуннов, печенегов, монголов, варваров и других и были вынуждены строить большие оборонительные сооружения (крепостные стены, рвы, валы, искусственные водные и преграды и т.п.) Эти работы требовали большой организации и особых "организаторов", ставших впоследствии государственными служащими. Четвертая точка зрения . Процесс образования государства в России можно назвать диффузионным. Опыт государственной жизни в России пришел из Западной Европы, народы которой уже несколько столетий жили при государстве и успели убедиться в его эффективности. Существуют письменные свидетельства о том, что русские князья обращались к варягам с просьбой прийти к ним княжить (летопись Нестора).

2.1.4. Теории происхождения государства

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросом о происхождении государства. Было множество создано теорий, по-разному раскрывающих эту проблему. Различие взглядов у авторов теорий объясняется спецификой исторических условий, в которых они жили, их идеологической принадлежностью. 1. Теологическая теория . Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства в результате божественной воли. Ее представителями были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос об истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, в конечном счете, вопрос веры. 2. Патриархальная теория . Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, Н. Михайловский и др. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца. 3. Органическая теория . Эта теория возникла в XIX веке. Её представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. В соответствии с органической теорией, само человечество возникает как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность. 4. Теория насилия . Возникла в XIX веке, ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. 5. Психологическая теория . Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. 6. Договорная (естественно-правовая) теория . Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. 7. Ирригационная теория . Ее представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. 8. Материалистическая (марксистская, классовая) теория . Её представителями являются К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Они объясняют возникновение государства, прежде всего, социально-экономическими причинами. Государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. В результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Тема 2.2. Общество и право. Происхождение права

2.2.1. Правила поведения в первобытном обществе

Каждое общество имеет определенные нормы, выраженные в форме различных предписаний по поводу того, как надо правильно себя вести. В рамках этих предписаний стали складываться особые средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы, их назвали санкциями. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась предписаниями, которые заключались в обычаях (обычай – обычное, привычное поведение), ритуалах, мифах, обрядовых и религиозных нормах. Они были достаточны для условий присваивающей экономики и обеспечивали гармоничное сосуществование родовых общин с природной средой. Хранителями обычаев рода выступали жрецы: колдуны, шаманы, гадатели. Нормы первобытного общества были направлены на сохранение рода, племени, отличались суровостью. Правила поведения первобытного общества называются мононормами (от греч. – «единые»), в них не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право. Характерные признаки первобытных обычаев:

    они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

    исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;

    специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было;

    не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право;

    существовали в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения.

На основе обычаев сформировались определённые способы регулирования общественных отношений, такие как:

    регламент – определенные дозволения;

    тотем – обязанности совершать определенные действия, например, сохранять определенные виды животных.

    табу – запреты совершать определенные действия, подкрепленные страхом религиозного возмездия.

2.2.2. Причины возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Причинами возникновения права явилось:

    усложнение социальных связей;

    обострение противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:
    Перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства. Правотворчество государства , которое выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов, и т.п.). Формирование судебного (прецедентного) права, состоящего из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел).

2.2.3. Теории происхождения права

1. Теологическая теория . Её представителем является Ф.Аквинский. Суть теории: право, как все земное имеет божественное происхождение – оно создано Богом для регулирования поведения людей. Оно даруется человеку через посредство пророка или правителя. 2. Теория естественного права . Её представители: Конфуций, Аристотель, Цицерон и др. Суть теории: естественное право (право на жизнь, свободу, равенство и др.) присуще человеку от рождения, а потому на земле нельзя пренебрегать теми правами, которые дарованы людям природой. Позднее, после заключения общественного договора о создании государства, возникает, так называемое, позитивное право , т.е. нормы, правила поведения, которые создаются государством и сопровождаются санкциями за их нарушение. Такая позиция защищала интересы личности и доказывала важность соблюдения прав человека. 3. Теория насилия . Её представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Суть теории: причина возникновения права – насилие, завоевание. Право есть общественный порядок, установленный на захваченной территории и выгодный завоевателям. 4. Примирительная теория . Её представители: Г. Берман, Э. Аннерс. Суть теории: право возникло в результате необходимости прекратить конфликты между родами. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате этих конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, на основании которых впоследствии и возникли нормы права, которые сначала передавались из поколения в поколение устно, а затем были оформлены государством в форме законов, содержащих в себе санкции за их нарушение. 5. Историческая теория . Её представители: Г. Гуго, К. Савиньи. Суть теории: право не создается законодателем, а возникает самопроизвольно, в результате развития народного духа, примерно так же, как возникает язык. Государство же, найдя готовое право, превращает его в действующее законодательство. Поскольку право является проявлением особенностей национального характера того или иного народа, то оно не обладает универсальным действием: право одного народа неприменимо к другим народам. 6. Марксистская теория . Её представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. Суть теории: право является результатом классовой борьбы, определяется экономическими условиями жизни общества и представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса.

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Тема 3.1. Государство, его сущность, признаки и типы

3.1.1. Понятие государства, его признаки

Термин "государство" употребляется в двух значениях:

    государство – это страна на карте мира;

    государство – это организация власти, направляющей жизнь людей в определенное русло.

Государство – это не единственная организация. Существует множество объединений людей: политические партии, массовые движения, религиозные организации, профсоюзы и др. Существенные признаки государства:
    Территория э то пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Без территории государство не существует, хотя его территория может со временем изменяться (уменьшаться после поражений в войне или увеличиваться в процессе завоеваний). Население его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России, где проживают более 60 наций. Публичная власть , т.е. общественная власть, способная организовать жизнь большой массы людей. Власть - это способность влиять на людей в нужном направлении, или, иначе, способность подчинять людей своей воле. Право – это система общеобязательных правил поведения. В отличие от норм общего права, правовые нормы формируются государственными органами и охраняются силой государства; т.е. специальными государственными органами; Правоохранительные органы они составляют особую систему, в которую входят суды, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Армия необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение делает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему вооруженные силы пока остаются необходимым признаком любого государства. Налоги это обязательные платежи с получаемых гражданами и организациями доходов. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплат пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. В нашей стране именно на налоговые средства финансируются образование, наука, культура, здравоохранение. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Суверенитет это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни, это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.
Различают внутренний и внешний суверенитет.

    внутренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключительно по своему усмотрению.

    внешний суверенитет позволяет государству строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязательны юридически подчиняться другим государствам.

Государство это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Первой эпохой в развитии человеческого общества был период первобытнообщинного строя. В истории человеческого общества занимает довольно значительный отрезок времени - несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация - первобытное общество проходит два этапа или периода:

Первый - период присваивающей экономики;

Второй - период производящей экономики.

До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода - присваивающая.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были объединяться. Так как могли выжить только в коллективе - это определяло соответствующую социальную организацию общества - род, родовая община. Род - это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве. Они могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов образовывали племя. Что бы выжить люди должны были сообща трудиться, производить для жизни необходимые материальные блага. Поэтому все члены общества одинаково трудились, и все, что производилось, распределялось поровну. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества - носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества - только по половозрастному признаку.

Родовая власть носила в то время сугубо общественный характер, т.к. все вопросы решались на родовых собраниях. Специальных органов, занимающихся управлением общественными делами, в родовой организации не было. Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание. Именно совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия членов рода, направлял жизнь племени.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту - появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие - ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками - появились купцы.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы - пленники других племен.

Причины возникновения государства:

  • 1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);
  • 2. возникновение частной собственности;
  • 3. возникновение классов.

В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу - они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин - способствовали выживанию родовой общины.

Первобытные мононормы имели несколько характерных признаков:

  • 1. Они исходили от своего рода, выражали его волю и интересы, передавались из поколения в поколение;
  • 2. Они выполнялись добровольно, в силу привычки. В случае и неисполнения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры, что входило в функции общественной власти;
  • 3. Не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества;

Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем - объединение нескольких родов близких по родственным связям.

Постепенно первобытное общество отходит от равенства всех своих членов как в работе, так и в быту.Власть стала сосредотачиваться в руках вождей, которых современные ученые называют «ЧИФАМИ»,т.е. главами или «БИГМЕНАМИ»,т.е. большими людьми. Ими в основном становились мужчины, которые отличались щедростью, высоким общественным статусом и богатством. Внешне они тоже отличались от своих сородичей прежде всего одеждой.

Вождество - это особый тип власти, который сложился в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлся одной из разновидностей политической власти. Вождество непосредственно предшествовало государственной власти, поэтому его называют предгосударственной формой власти.

первобытное общество правовое государство



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!