Это жизнь - портал для женщин

Оон о нераспространении ядерного оружия. Перспективы режима нераспространения

По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобритании быстро пришли к первому значительному соглашению – Договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению. Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивал ограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легко проконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземные испытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американская военные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условие развития ядерных вооружений.

Во время кубинского кризиса возникла и «горячая линия» между Москвой и Вашингтоном для экстренной связи.

Соглашение 1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций друг с другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерного оружия.

Договор о запрещении испытаний по сути дела прекратил существовавшую практику; другими договорами устанавливались локальные безъядерные зоны. По Договору об Антарктике 1959 было запрещено размещение военных баз и проведение испытаний ядерного оружия близ Южного полюса; он был подписан и государствами, имеющими территориальные претензии в этом регионе. Договор о космосе , подписанный в 1967 девяноста тремя странами, запрещает развертывание на небесных телах, таких, как Луна, вооружений и военных установок, а также вывод на орбиту объектов, несущих оружие массового поражения. Договор о морском дне , который в год появления (1971) подписало 91 государство, запрещает размещение оружия массового поражения на морском дне за пределами двенадцатимильной прибрежной зоны. Конвенция 1977 запретила изменение условий окружающей среды в военных целях. Договор 1963 о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке сделал эту территорию безъядерной зоной.

Важный шаг по предотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в 1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект , по которому державы, обладающие ядерными вооружениями, обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, а последние обязывались их не приобретать и не производить. После одобрения Генеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще 95 государствами и вступил в силу в 1970.

Многие неядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практически ничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия , и попытаться прийти к соглашению о мерах по прекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать и подписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, что ядерные державы создали эксклюзивный «клуб», главной задачей которого являлось недопущение в него других стран.

Переговоры по ОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлись лишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретарем США Г.Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, «на построение сети позитивных отношений» между СССР и США в таких невоенных сферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такие взаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло бы изменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношений получило название «разрядки».

В 1980 президентом США был избран Рональд Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р.Рейган и М.С.Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.

Холодная война и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре 1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в руках новой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены не на ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.

Одним из последствий прекращения холодной войны было распространение переговоров о разоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы. Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия. Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении , подписанном в 1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.

Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999.

В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия , который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.

Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.

Ни один договор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюдения за выполнением партнерами обязательств и без должным образом осуществляемых принудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применения санкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могут потребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу в 1970, содержал положение о проведении новых переговоров через 25 лет. В 1995 участники договора согласились продлить его действие на неопределенный срок. Главная цель этого договора - предотвратить приобретение ядерного оружия неядерными государствами.

Договор обязывает ядерные державы не помогать другим государствам получать или производить ядерное оружие. Он также поощряет сотрудничество в мирном использовании атомной энергии и проведении мер контроля, направленных на ограничение ядерных вооружений. В отношении ряда стран, не подписавших договор (Израиль, ЮАР, Индия, Пакистан) было известно или предполагалось, что они обладают ядерным оружием. Индия взорвала в 1974 ядерное устройство, но утверждала, что это эксперимент в рамках программы мирного использования атомной энергии. В 1998 стало очевидно, что и Индия и Пакистан располагают ядерным оружием; выяснилось, что внушительным ядерным потенциалом располагает и Израиль. В 1992 ЮАР заявила, что имела шесть единиц ядерного оружия, но уничтожила их; затем она ратифицировала Договор о нераспространении . Имеются сильные подозрения, что КНДР, подписавшая договор, на самом деле имеет ядерное оружие. В середине 1990-х годов появилась новая потенциальная опасность в связи с контрабандным вывозом высокообогащенного урана из России и ненадежностью контроля над ее ядерном арсеналом.

ТАСС-ДОСЬЕ /Татьяна Чукова/. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons - NNPT, или Non-Proliferation Treaty - NPT), - многосторонний международный документ, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью не допустить расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, и ограничить возможность возникновения вооруженного конфликта с применением такого оружия.

Документ был одобрен 12 июня 1968 г. на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН и открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Лондоне, Москве и Вашингтоне (депозитарии - Великобритания, СССР и США). Вступил в силу 5 марта 1970 г. после сдачи на хранение ратификационных грамот 40 стран, включая страны-депозитарии. В 1992 г. к нему присоединились Франция и Китай. Таким образом, обязательства по этому документу несут все пять постоянных членов СБ ООН. В настоящее время участниками договора являются 190 государств. Вне документа остаются Израиль, Индия и Пакистан, в 2003 г. из него вышла КНДР (участник ДНЯО с 1985 г.).

Согласно ДНЯО, "государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г.". Таким образом, статус официальных ядерных держав был закреплен за США, Великобританией, Францией, Китаем и СССР, после распада которого этот статус сохранила за собой Россия (Белоруссия, Казахстан и Украина в качестве неядерных государств присоединились к договору в 1993-1994 гг.). Остальные страны-участники ДНЯО добровольно отказались от права обладания ядерным оружием.

ДНЯО содержит встречные обязательства ядерных и неядерных государств. Первые обязались не передавать кому- либо ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, - не производить и не приобретать его. Однако ДНЯО не запрещает размещение ядерного оружия на территории государств, не обладающих им.

Договор поддерживает неотъемлемое право сторон развивать ядерную энергетику в мирных целях. И в то же время в его рамках создана система гарантий, в соответствии с которой Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) имеет право проверять выполнение неядерными странами своих обязательств по нераспространению ядерного оружия.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 г. и заявления трех ядерных держав (СССР, США и Великобритании) по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств - участников договора (сделаны 19 июня 1968 г.). В соответствии с резолюцией, в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения СБ ООН и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии. Резолюция подтверждает право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН до тех пор, пока СБ не примет мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Каждые пять лет участники ДНЯО проводят конференции по рассмотрению действия договора (обзорные конференции).

На 5-й конференции в 1995 г. было принято решение о бессрочном действии договора (первоначальный срок - 25 лет).

На конференции 2000 г. пять ядерных держав объявили о введении моратория на любые виды ядерных испытаний, не дожидаясь вступления в силу Договора об их всеобъемлющем запрещении (ДВЗЯИ), а также о намерении продолжать сокращение запасов стратегического и тактического оружия и повышении транспарентности. Заключительный документ конференции включил "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения и разоружения - "13 шагов на пути ядерного разоружения".

В 2005 г. участникам не удалось принять согласованный заключительный документ, было констатировано, что "программа 13 шагов" осталась невыполненной.

В 2010 г. был согласован План действий, содержавший 64 практических "шага", нацеленных на укрепление договора.

Одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который 1 июля подписали свыше 40 стран, включая СССР и США. Договор был необходим для того, чтобы препятствовать расширению круга стран, владеющих ядерным оружием. Контроль за выполнением положений договора позволял ограничить возможность развития военного конфликта с применением такого оружия.

Согласно основным положениям документа, государства-участники, обладающие ядерным оружием (таковыми считаются государства, которые произвели и испытали ядерное оружие до 1 января 1967 года) обязуются не передавать никому это оружие или другие ядерные взрывные устройства либо контроль над ними, а также никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств либо получению контроля над ними.

Страны, не обладающие ядерным оружием, в свою очередь, обязуются не производить и не приобретать ядерное оружие или контроль над ним.

При этом договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях, а также требует обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

На сегодняшний день договор не подписали лишь четыре государства — Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

«Пакистан, Индия, Израиль никогда ДНЯО не подписывали и обладают ядерным оружием. Отказываться от него они не хотят, а других возможностей вступить в ДНЯО нет. КНДР была членом ДНЯО, но решила создать ядерное оружие, поэтому вышла из него. Эти четыре страны сейчас не являются членами ДНЯО. Хрестоматийный пример, когда государство создало ядерное оружие, после чего от него отказалось, свернуло ядерную программу и вступило в ДНЯО, — это ЮАР. Остальные пока не готовы на это пойти», — рассказал «Газете.Ru» консультант Андрей Баклицкий.

Несмотря на пользу договора для снижения вероятности возникновения ядерного конфликта, он имеет ряд несовершенств. Так, ДНЯО не слишком тщательно регулирует возможности разработки ядерного оружия в безъядерных странах.

«Есть шестая статья договора, которая говорит, что государства, обладающие ядерным оружием, должны вести в духе доброй воли разговоры о завершении гонки вооружений и разоружении. Но статья очень расплывчата — как, когда и в каком виде государства должны сокращать свои арсеналы, там не написано, и все это остается на совести самих государств. Поэтому неядерные государства очень сильно критикуют ДНЯО за то, что там нет никаких жестких ограничений», — поясняет Баклицкий.

Государства, не подписавшие договор, вообще не имеют практически никаких ограничений.

Отчасти вопрос разработки ядерного оружия в них регулирует Международное агентство по атомной энергии (). Под его контролем находятся также и страны-участницы договора.

«МАГАТЭ создано как раз для того, чтобы следить за тем, чтобы мирная ядерная программа не становилась военной ядерной программой. Когда весь ядерный материал оказывается под гарантией МАГАТЭ, агентство гарантирует, что мирный материал остается мирным. Чтобы заключать договоры с МАГАТЭ, необязательно быть членом ДНЯО и в принципе, скажем, Израиль или Индия тоже заключают договоры с МАГАТЭ, но только в рамках своей мирной ядерной деятельности», — рассказывает Баклицкий.

Так, например, в Израиле есть два ядерных реактора, один из которых находится под гарантией МАГАТЭ. Специалисты агентства регулярно посещают его с проверками, чтобы удостовериться, что он используется в сугубо мирных целях. Несмотря на то что второй израильский реактор используется для выработки оружейного плутония, хотя бы один из объектов контролируется. По сходному пути пошла и Индия, в 2006 году разбившая ядерную программу на мирную и военную части.

Согласно договору, государство не имеет права отказать представителям МАГАТЭ в инспекции ядерного объекта.

Однако ответственность за то, чтобы сообщить о наличии таких объектов и их количестве, лежит исключительно на самом государстве. В 1991 году, например, вскрылись масштабы ядерной программы Ирака, который вел свои разработки втайне.

После этого был введен дополнительный протокол, согласно которому инспекторы МАГАТЭ могут проверять любые объекты, совершать внеплановые инспекции, собирать образцы на предмет накопления радиоактивных изотопов.

«Проблема дополнительного протокола в том, что он добровольный, и каждая страна сама решает для себя, подписывать его или нет, — поясняет Баклицкий. — И многие страны считают, что это ненужная нагрузка, что это дискриминационно, что ядерные государства вообще обладают ядерным оружием, а мирные безъядерные вынуждены отчитываться или пускать инспекторов.

Инспекторы МАГАТЭ могут затребовать доступ на военные объекты, предполагая, что там могут находиться незаявленные ядерные материалы — и их необходимо туда пустить.

Многие страны, естественно, не хотят допускать на военные объекты посторонних людей. Поэтому дополнительный протокол многие страны до сих пор не ратифицировали».

Не спасет договор и от применения ядерного оружия — он касается лишь вопросов его нераспространения.

Механизма, который бы не позволил, скажем, начать России ядерную войну с США, не существует, отмечает Баклицкий. Этот вопрос будет рассматриваться , но в случае такого конфликта любые разбирательства теряют смысл из-за вероятной гибели человечества.

Тем не менее, ядерному разоружению он действительно способствует — так, на пике «холодной войны» у ядерных держав, в первую очередь СССР и США, были развернуты десятки тысяч ядерных боеголовок. Сейчас у России и США — по 1550 боеголовок.

«Но все равно их еще очень много и достаточно, чтобы нанести друг другу непоправимый ущерб, — считает Баклицкий. — Будет ли продолжаться сокращение их количества — пока непонятно. Последние годы между США и Россией не ведется никаких переговоров по их сокращению».

Также в договоре отсутствуют механизмы наказания нарушителей.

Нет их и у МАГАТЭ — этими вопросами занимается . При подозрении государства в нарушении договора к нему применяются в первую очередь экономические санкции, а также оказывается международное давление с требованием прекратить ядерную программу. В подобной ситуации оказался Иран, с 2004 года подозреваемый в тайной разработке ядерного оружия.

«Нужно понимать, что решение о том, разрабатывать ядерное оружие или не разрабатывать, принимает каждое государство для себя. И, с одной стороны, есть способы экономической и политической изоляции, давления, но с другой стороны, государство не разрабатывает ядерное оружие просто так. Это сложный дорогостоящий проект, и страны берутся за это только в случае угрозы их безопасности», — рассказывает Баклицкий.

Конференции по рассмотрению действия ДНЯО проводятся каждые пять лет. Среди последних договоренностей, в частности, отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония, ускорение ядерного разоружения государств-участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием, и ужесточение мер, применяемых к странам, выходящим из ДНЯО, незаконно торгующим ядерными технологиями и материалом, и изменение требований по проведению инспекций МАГАТЭ.

Договор о нераспространении ядерного оружия, договор, преследующий цель положить предел расширению круга стран, обладающих ядерным оружием (ЯО), с тем чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. Разработан Комитетом ООН по разоружению и 12 июня 1968 одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. 1 июля 1968 открыт для подписания в столицах стран-депозитариев - СССР, США и Великобритании. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи ратификац. грамот на хранение. На 1 марта 1974 участниками договора являлись 82 гос-ва; кроме того, к этому времени договор подписали, но не ратифицировали ещё 24 страны. Договор предусматривает право выхода из него любого гос-ва при условии предварит, (за 3 мес) уведомления всех остальных участников и Совета Безопасности ООН о намерении выйти из числа участников. Сроком действия не ограничен; через 25 лет после вступления договора в силу конференция его участников большинством голосов определит, должен ли он оставаться в силе бессрочно или его действие будет продлено на какой-то определённый период. В договоре отмечено, что одна из его целей - проложить дорогу для принятия др. мер в области разоружения, а также зафиксировано право любой группы гос-в заключать соглашения о безъядерных зонах. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Он устанавливает, что обладающим ЯО считается гос-во, к-рое изготовило и произвело испытание такого оружия (устройства) до 1 янв. 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай). В договоре излагаются осн. цели, к-рыми руководствуются заклю- чающие его гос-ва, и даётся всеобъемлющая формула запрета на распространение Я О, исключающая возможность появления к.-л. каналов, используя к-рые то или иное ядер. или неядер. гос-во - участник договора могло бы изменить содержание формулы под видом её толкования или фактически обойти запрет на распространение ЯО. Договор налагает на ядер, страны обязательство не допускать в к.-л. форме или к.-л. образом передачи ЯО любому неядер, гос-ву независимо от участия его в договоре, а также любому объединению гос-в, будь то междунар. организация, орган или союз, а также не помогать им в производство или приобретении этого оружия. Обязанность неядер, участников договора - ни от кого не принимать ЯО, не производить его и не добиваться в этом ничьей помощи. Вместе с тем оговаривается, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономия, развития стран или междунар. сотрудничества в области использования ядер, энергии в мирных целях, в связи с чем договор обязывает его участников обмениваться оборудованием, материалами, науч. и техн. информацией и содействовать получению благ неядер, гос-вами от любого мирного применения ядер, взрывов. Заключит, статья определяет процедуру действия договора. Контроль за соблюдением договора возложен на Междунар. агентство по атомной энергии. Важным дополнением к договору являются резолюции Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления 3 ядер, держав - СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядер, гос-в - участников договора.

А. А. Быков.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Публикация:

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 26. М., 1973, с. 45-49.

Литература:

История внешней политики СССР. Ч. 2. 1945-1970 гг. М., 1971, с. 406-409.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 г. Открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 г. (РФ правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 г. после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (1968 г.), США (1968 г.), Великобритания (1968 г.)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992 г. 11 мая 1995 г. свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Индия, Пакистан, Государство Израиль и КНДР.

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 г. (т.е. СССР, США, Великобритания, Франция и КНР).

По Договору, каждое из государств-участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 г. и идентичные заявления трёх ядерных держав – СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств-участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение.

Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного «оружия массового уничтожения», такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании Джофф Хун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из «государств-изгоев».

В статье VI и преамбуле Договора указывается, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих ядерных запасов. Тем не менее, за более чем 30 лет существования Договора мало что было сделано в этом направлении. В статье I ядерные государства обязуются не «побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, …приобретать ядерное оружие» – однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение. В статье X говорится, что любое государство вправе выйти из Договора, если оно сочтёт, что вынуждено сделать это ввиду какого-либо «чрезвычайного события» – например, ввиду предполагаемой угрозы.

Три государства – Индия, Пакистан и Государство Израиль – отказались подписать Договор. Индия и Пакистан официально обладают ядерным оружием, что запрещено Договором. Государство Израиль занимается ядерными разработками в ядерном центре в городке Димона (пустыня Негев). Официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках. (Позицией Израиля по ДНЯО большая группа стран обусловливает своё неприсоединение к Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) и Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО)). В 2010 г. на совещании в Вене глава израильской комиссии по атомной энергии Шауль Хорев заявил, что Израиль не станет подписывать договор о нераспространении атомного оружия.

КНДР ратифицировала Договор, но отозвала свою подпись после конфликта с МАГАТЭ. Иран также подписал Договор, но с 2004 г. он находится под подозрением в нарушении Договора и разработке ядерного оружия. МАГАТЭ доказало причастность Ирана к разработкам собственного ядерного оружия.

Основной проблемой с точки зрения контроля за соблюдением ДНЯО является то, что один и тот же процесс – обогащение урана – может быть использован как для получения ядерного топлива для АЭС, так и в создании ядерной бомбы. Выработка ядерных материалов для бомбы может осуществляться тайно, под видом производства ядерного топлива (в чём подозревают Иран) – или, как в ситуации с Северной Кореей, государство-участник ДНЯО может просто выйти из Договора. Другими словами, наличие или отсутствие политической воли - это всё, что может помешать любому государству, развивающему ядерную энергетику, создать собственную ядерную бомбу. Однако, создание ядерной бомбы представляет собой значительно более сложный процесс, чем обогащение урана в мирных целях. Для запуска процесса на АЭС урановая руда должна быть обогащена до 4-5 % содержания изотопа урана 235U, для атомного реактора на АПЛ – 20-60% (в зависимости от типа реактора), для бомбы – 90 %.

Каждые пять лет проводятся конференции по рассмотрению действия ДНЯО. Последняя такая конференция прошла в мае 2010 г.

На этой конференции М. аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения: отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет; перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащённом уране, на использование низкообогащённого урана; ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ; ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО; ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями; ускорение ядерного разоружения государств – участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием; принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.

Государства, заключающие настоящий Договор, ниже именуемые «Участниками Договора»,

Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

Считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны,

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства по атомной энергии в отношении мирной ядерной деятельности,

Выражая свою поддержку усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

Заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

Настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

Напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

Стремясь содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

Напоминая, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

Согласились о нижеследующем:

Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Статья III

1. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

2. Каждое из государств-участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или b) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей.

3. Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

4. Государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, заключают соглашения с Международным агентством по атомной энергии с целью выполнения требований настоящей статьи либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии. Переговоры о таких соглашениях начинаются в течение 180 дней со времени первоначального вступления в силу настоящего Договора. Для государств, сдающих на хранение свои ратификационные грамоты или документы о присоединении по истечении периода в 180 дней, переговоры о таких соглашениях начинаются не позднее даты такой сдачи. Такие соглашения вступают в силу не позднее восемнадцати месяцев со дня начала переговоров.

1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

2. Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашением через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, которые пожелают этого, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями.

Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Статья VII

Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

Статья VIII

1. Любой Участник настоящего Договора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам-депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства-депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки.

2. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех Участников Договора, включая голоса всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки такой поправки. Поправка вступает в силу для каждого Участника Договора, сдающего свою грамоту о ратификации поправки, после сдачи на хранение таких ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки этой поправки. Впоследствии она вступает в силу для любого другого Участника Договора после сдачи им на хранение своей грамоты о ратификации поправки.

3. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство Участников Договора могут, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор.

1. Настоящий Договор открыт для подписания его всеми государствам. Любое государство, которое не подпишет Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены в качестве депозитариев Договора, и 40 другими подписавшими настоящий Договор государствами и сдачи ими на хранение ратификационных грамот. Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящего Договора, дате получения любых требований о созыве конференции, а также о других уведомлениях.

6. Настоящий Договор должен быть зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

1. Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

2. Через двадцать пять лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. Это решение принимается большинством Участников Договора.

Настоящий Договор, английский, русский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах, в городах Лондоне, Вашингтоне и Москве, июля месяца, первого дня, тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!