Это жизнь - портал для женщин

Консультация “Организация режимных моментов в детском саду”. «Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна». Из опыта работы вопитателя

Цель: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия.

Задачи:

  • Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна;
  • Повысить жизненный тонус и сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям;
  • Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки.

Ход режимного момента:

Воспитатель: Ребята, просыпайтесь! У меня для вас сегодня сюрприз, к нам пришёл доктор Айболит!

Доктор Айболит : Здравствуйте, ребята, я пришёл проверить, не заболел ли кто из вас?

Воспитатель: Наши ребята каждый день делают зарядку, закаляются, мы стараемся не болеть!

1. Корригирующая гимнастика.

Сон прошел, и мы проснулись – воспитатель будит детей после «тихого часа»

Потянулись, улыбнулись – дети потягиваются, лёжа на кроватках.

Вправо, влево, повернулись – дети поворачивают головой вправо и влево

Ножки потянулись тоже – дети тянут носочек

Ручки тоже проснулись – показали свои ручки, подняли их вверх

Ручки друг о дружку трем – трут ладошки друг о друга

И в ладошки громко бьем – хлопки

Сели на кроватки – дети садятся на кроватки

Почесали пятки – чешут пятки

А теперь ножки спустили, постучали по полу пятками, чтобы ножки сильными были – дети выполняют задание

Теперь встали около кроваток – дети встают на индивидуальные массажные коврики, выполняют «ходьбу на месте»


Воспитатель показывает движение, читает стихотворение:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

Мы руки подаём, и бегаем кругом.

Доктор Айболит: Ой, какие вы ребятки, молодцы! Вижу, вижу, как вы любите гимнастику! А это – залог крепкого здоровья! А вот я сегодня получил такую телеграмму, почитайте!

Воспитатель: «Приезжайте доктор, в Африку скорей, и спасайте, доктор, наших малышей!…»

Доктор Айболит : Вот только как добраться до Африки, я не знаю!

Воспитатель : Наши дети, тебе покажут дорогу!

Ребята, давайте поможем доктору Айболиту, выведем его на нужную дорожку!


2.Ходьба по закаливающей дорожке (профилактика плоскостопия)

Воспитатель:

Ходим дружно по дорожке

Укрепляем ручки, ножки

Снова будем мы играть

Наше тело укреплять.

Этот коврик необычный, он волшебный, симпатичный,

Этот коврик очень важный,

Он лечебный, он массажный,

Потопчите, походите, и немножко потрясите.


Вот мы и добрались до Африки

Дети с воспитателем и доктором доходят до дивана, на котором сидят игрушки, доктор смотрит горлышки, животики «зверятам», ставит градусник

Доктор Айболит: Да, да, да, у них ангина, скарлатина, …

И голова болит у них, горлышко болит!

3. Самомассаж «Неболейка»

1) Чтобы горло не болело, мы его погладим смело – поглаживание ладонями шеи сверху вниз;

2) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать – указательными пальцами растирают крылья носа;

3) Лоб мы тоже разотрем, ладошки держим козырьком – прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны, вместе;

4) Вилку пальчиками сделай, помассируй ушки смело – раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушками;

Дети: Знаем, знаем, да, да, да. Нам простуда не страшна!


Воспитатель раздает детям массажные мячики — «ежики», дети катают мячики по рукам, ногам:


1.Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу.

И иголками своими

Колется, колется

А я Ёжику, ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают шишки

Маленькие мышки!

2.Пальчиками ног достаем предмет из обруча (маленькие игрушки) и перекладываем за обруч.


Дети : Наши ножки сил полны

И теперь нам не страшны

Лесенки и горки.

Мы любим заниматься спортом!

4.Дыхательная гимнастика


1. «Погреемся».

Дети хлопают себя двумя руками, говоря у-у-ух

2. «Сердитый ежик».

Дети приседают, обхватывают колени руками, «сердятся» ф-ф-ф

Воспитатель:

Сон играть пытался в прятки,

Но не выдержал зарядки,

Вновь я ловок и силён,

И зарядкой заряжён!

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Я угощаю вас витаминками, что бы вы никогда не болели!

Воспитатель: Спасибо, тебе добрый доктор!

Обращается к детям:

А теперь мои друзья, одеваться вам пора!




Статья размещена в авторской редакции

17 Мар 2012, Автор: admin

В данной статье мы рассмотрим особенности организации и проведения режимных моментов в детском саду, которые в дальнейшем будут проиллюстрированы конкретными примерами из практики образовательной работы ДОУ и сценариями проведения тех или иных режимных моментов.

Перечислим основные режимные моменты детского сада:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка к сну, дневной сон

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к ужину, ужин

11. Игры, прогулка, уход детей домой

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, коридоре или на участке, что необходимо заранее указать при планировании работы. Самое главное — это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми или отводит детей на гимнастику в физкультурный зал. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Подготовка к завтраку, завтрак

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате — дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.

Игры и детские виды деятельности

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда — с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.

Непосредственная образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится НОД согласно перспективному плану, в котором указаны программное содержание и цели. Подробнее особенности организации и проведения НОД в свете современных требований мы рассмотрим в последующих наших публикациях.

Подготовка к прогулке, прогулка

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

Организация прогулки.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

См. пункт «Подготовка к завтраку, завтрак».

Подготовка к сну, дневной сон

ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать благоухающая , нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

Постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности

Игры, самостоятельная деятельность детей

Организуется аналогично пункту «Игры и детские виды деятельности».

Подготовка к ужину, ужин

Организуется аналогично пункту «Подготовка к завтраку, завтрак».

Игры, прогулка, уход детей домой

Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей».

На вечерней прогулке а присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает по интересующим родителей вопросам.

ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть , а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

Нет похожих записей.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 49

Колпинского района, Санкт-Петербурга.

Консультация для воспитателей

«Организация режимных моментов в детском саду»

Подготовила и провела: воспитатель Маслаева А, В.

2013

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу,поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

одежды, постели.

  1. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  3. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  4. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  5. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка к сну, дневной сон

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к ужину, ужин

11. Игры, прогулка, уход детей домой

Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

Игровые приемы широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста в первую половину дня. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.

  • Сегодня к нам пришел в гости Мишка. ”Здравствуй, Мишка!”

Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: ”Здравствуйте!” Мишка тоже будет учиться, говорить всем “здравствуйте”. А мы поможем ему.

  • Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили?Что ее украшает?Чистое платье, красивый бантик,нарядный фартучек.А еще у нее чистые ручки и лицо.
  • Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это?Давайте их рассмотрим.Мыло, полотенце, зубная щетка.Для чего нужны эти предметы? Мишка-Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете?
  • Зайчонка пригласила в гости кукла Катя,а он не знает,как вести себя в гостях.

Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.

Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка. Сказка “Три медведя” на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. ”Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и зарычал: ”А-а, давно тебя ждем,помоги Мишутку научить правилам поведения за столом “.Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его,как пользоваться салфеткой,что надо говорить после еды.

Общаясь с детьми старшего дошкольного возраста , воспитатель проводит индивидуальные беседы:

Что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?

Почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово “здравствуйте”?

Как стать красивым?

Моя одежда, мой костюм;

Моя комната, мои игрушки.

Для закрепления норм поведения можно провести игру “Кто знает больше приветствий“. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:

Чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына»,”Волшебное слово”;

Рассматривание картин, слайдов из серии ”Воспитание культуры поведения”;

Обыгрывание проблемных ситуаций;

Копилка добрых дел и поступков;

Обсуждение пословиц;

Загадывание загадок;

Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде. Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания,ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры:

Поговорим по телефону;

Кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;

Волшебное слово;

Кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах.

Используйте чтение художественных произведений, например “Что такое хорошо, что такое плохо”, беседуйте на нравственные темы, разговаривайте о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.

Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проведите конкурсы:

Чистюль;

Мойдодыра;

Между мальчиками и девочками.

При планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми воспитатели организуют занятия с дошкольниками в соответствии с сеткой занятий в данной возрастной группе. При подготовке необходимо определить главную цель занятия: будет оно носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт – знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

При написании конспекта НОД ориентируйтесь на такую последовательность .

  1. Тема занятия.
  2. Вид занятия.
  3. Возрастная группа.
  4. Дата проведения.
  5. Цель занятия.
  6. Задача (образовательная, воспитательная, развивающая).
  7. Методы и методические приемы, используемые на занятии.
  8. Материалы и оборудование.
  9. Организация детей на занятии.

10.Предварительная работа.

11.План занятия.

12.Ход занятия.

13.Продолжительность занятия.

Умывание

В 1 и 2 младших группах реализуются следующие задачи:

  • Сформировать у детей культурно – гигиенические навыки.
  • Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.
  • Формирование культуры поведения.
  • Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.

В старшем возрасте ставиться следующая задача:

  • Формировать умение контролировать себя и своих сверстников.

Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как: показ, объяснение, дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий, пример взрослых, положительная оценка, художественное слово.

При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.

Организация умывания . Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.

Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывать особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.

Подготовка к прогулке, прогулка .

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

Организация прогулки.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Подготовка к сну, дневной сон

ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Картотека стихов и потешек для организации режимных моментов

Умывание

Моем руки чисто, чисто!

Моем руки быстро, быстро!

Мылом мылим, грязь смываем!

Сухо, сухо вытираем!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Грязь, сдавайся!

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Детке улыбаемся.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода –

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху,

Море-морюшко,

Серебряное донышко,

Золотой бережок,

Кран, откройся,

Нос, умойся

Мойтесь сразу

Оба глаза,

Мойся, шейка

Хорошенько…

Гуси-лебеди летели.

В чисто поле залетели,

В поле баньку отыскали,

Лебеденка искупали …

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ежик, ежик,

Продай ножик,

Купи мыльце,

Вымой рыльце.

Таня, Машенька и Женька

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла

Я уж стол накрыла.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки я потру.

Замарашка-Кирилл

Это где же ты ходил?

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках картошку

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки я потру.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываюсь по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши –

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Одевание, причесывание

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Час жевала грушу,

Два – умывалась,

Три – вытиралась.

Нюша к завтраку пошла,

Нюша к ужину пришла.

Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

Вот они сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем калошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар.

Шар покачу,

Гулять хочу.

Мы не любим неопрятных,

Непричесанных ребят,

С ними даже поросята

Подружиться не хотят.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший.

Ванечка – пригожий.

Еда

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил – так убери.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

“Не хочу есть манную кашу!”

Кричала девочка Маша.

“Правильно, - думала каша. –

Хорошая девочка Маша”.

Посадим на ложку

Капусту, картошку – и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке – гляди!

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Сон

Спали – почевали,

Весело ли встали?

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Потягушечки, потягушечки

Поперек толстушечки,

А в ручки хватушечки,

А в ножки ходушечки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку.

“ Здравствуй, солнышко – колоколнышко! ”

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставенку.

“Засыпай, бай-бай!”

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже.

Ах ты, душечка!

Ах ты, душечка!

Ах ты, белая

Моя подушечка.

На тебя ложусь щекой,

За тебя держусь рукой!

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.


Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.

Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Не умаляя значимости развития интеллектуальных, физических качеств и предпосылок учебной деятельности, остановимся на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.

Основными составляющими общей культуры, выделенными И.А. Зимней, являются: культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности) и социальная культура (культура поведения и общения, культура деятельности).

Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья. Режимные моменты с позиции взаимосвязи и единства двух компонентов общей культуры практически не рассматриваются.

Специфика дошкольного образовательного учреждения и семейного воспитания позволяют ребенку «войти в культуру» (Л.С. Выготский) повседневной жизнедеятельности, которая в дальнейшем будет проявляться независимо от того, где находится ребенок, а потом и взрослый человек - в учреждении, в гостях или в домашней обстановке. Проявляется ли бережное отношение к спящему или отдыхающему; закрывается ли дверь туалетной комнаты, собственного шкафа; сервируется ли стол для себя или другого человека, убирается ли посуда после приема пищи; приводится ли в порядок место отдыха, рабочее место; звучат ли слова благодарности тем, кто проявил заботу - все это определяет уровень культуры человека. От этого поведения зависит отношение к человеку тех людей, которые находятся рядом. Основы такого поведения закладываются в дошкольном возрасте и значение дошкольного образования трудно переоценить.

Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы , которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.

  1. Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.
  2. Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
  3. В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
  4. Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является режим дня.

Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.

Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др . В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы (смотри Рабочую программу).

Предлагаемое проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств. Исходя из этого, в режиме дня выделим следующие режимные моменты:

  1. Утренний прием.
  2. Утренняя гимнастика.
  3. Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
  4. Организация непосредственно образовательной деятельности.
  5. Организация прогулки.
  6. Организация сна.
  7. Уход домой.

В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т.п.

Все подготовительные и завершающие этапы могут быть отражены в распорядке дня, который составляется педагогом каждой возрастной группы на основе режима дня. Распорядок дня позволяет рассчитать объем основной общеобразовательной программы или время, необходимое для ее реализации, в том числе и время, отводимое на решение образовательных задач в условиях организации режимных моментов.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Именно поэтому время, отведенное на сон, не входит в объем основной общеобразовательной программы. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка).

Система проектирования режимных моментов будет включать:

  • особенности организации режимного момента (с учетом санитарных правил и норм, действующих в системе дошкольного образования);
  • организационные моменты (или структурные компоненты), которые можно выделить в структуре каждого режимного момента;
  • основные направления деятельности в каждом организационном моменте;
  • задачи, решаемые в каждом организационном моменте (с учетом принципа интеграции образовательных областей);
  • формы, методы, приемы решения задач;

Организация режимного момента (например, «Организация прогулки»).

Особенности организации

Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты): подготовка к режимному моменту (подготовка к прогулке, подготовка к приему пищи, подготовка ко сну и т.п.), сам режимный момент (прогулка, прием пищи, сон и т.п.), завершение режимного момента (возвращение с прогулки, завершение приема пищи, постепенный подъем и т.п.), а также дополнительные организационные формы (дежурство, взаимодействие с родителями, встреча детей, осмотр, опрос, переодевание и т.п.).

Приведем фрагменты годового проектирования режимных моментов.

Особенности организации режимного момента (на примере организации питания)

Особенности организации питания

В дошкольном образовательном учреждении организуется трех-четырехразовое питание, в соответствии с зимне-весенним и летне-осенним 10-дневным меню. Подсчет белков, жиров, углеводов, а также калорийности блюд, получаемых детьми, проводится ежемесячно. Для детей с аллергодермотозами составляется отдельное меню с учетом их индивидуальных особенностей.

Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляются старшей медсестрой. Контроль за правильной организацией питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется заведующей с привлечением членов родительского комитета. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.

Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.

В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:

  • перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;
  • индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;
  • приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.

Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.

По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки. Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой. В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания. Вопросы организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста решаются в тесном взаимодействии с родителями.

Основные формы привлечения родителей:

  • родительские собрания с презентацией новых блюд;
  • рекомендации по приготовлению блюд для сбалансированного питания детей на каждый выходной день;
  • выставки-дегустации;
  • консультации с приглашением специалистов города, компетентных в вопросах детского питания.

Структурные компоненты режимного момента

Подготовка к прогулке (структурный компонент организации прогулки)

Направление деятельности.

Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.

Задачи.

Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:

  • наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам) («Познание», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»);
  • посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета («Здоровье», «Социализация»);
  • одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям («Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Познание»);
  • при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам («Коммуникация», «Социализация»);
  • по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей («Безопасность», «Труд», «Социализация»);
  • участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки («Коммуникация», «Социализация», «Труд»);
  • спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»).

Формы, методы, приемы.

Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала - одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброже­лательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок опрятен, аккуратен, заботится о состоянии вещей, одежды, соблюдает порядок в шкафчике и раздевальной.

Ребенок внимателен к нуждам и потребностям окружающих, способен в приветливой доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой о помощи, доброжелательно ответить на просьбу, по собственной инициативе оказать помощь.

Дежурство

Направление деятельности.

Формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях.

Развитие умений готовить обеденную зону к приему пищи.

Задачи.

Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно-гигиенические навыки, внешний вид).

Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи.

Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол.

Развивать математические и конструктивные способности (навыки счета, соблюдение симметричности в организации пространства стола).

Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи.

Формы, методы, приемы.

Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок понимает значение своего труда для окружающих, проявляет заботу о сверстниках.

Ребенок способен к самоконтролю, проявляет ответственность за создание благоприятной обстановки для приема пищи.

Прием пищи

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование культуры питания.

Задачи.

Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания («Здоровье», «Безопасность»).

Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека («Познание», «Здоровье», Физическая культура»); об этикетных нормах и правилах поведения за столом («Познание», «Социализация»).

Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи («Безопасность», «Социализация», «Коммуникация»).

Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей), умения поддерживать порядок на столе («Социализация», «Труд»).

Формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному («Социализация», «Труд»).

Формы, методы, приемы.

Презентация меню, сообщение, выражение положительных эмоций, положительная педагогическая оценка, ситуативный разговор.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок понимает необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур, контролирует качество самообслуживания.

Ребенок проявляет навыки культурного поведения во время приема пищи, поддерживает порядок на столе.

Ребенок активно проявляет внимание, чувство благодарности и признательности за труд сверстников и взрослых.

Сон

(структурный компонент организации сна)

Направление деятельности.

Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.

Формирование бережного отношения к спящему человеку.

Задачи.

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели («Здоровье», «Физическая культура»).

Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении («Познание», «Социализация»).

Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения («Здоровье», «Социализация»).

Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников («Здоровье», «Социализация», «Познание»)

Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?), проговаривание действий, положительная оценка.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при внезапном пробуждении.

Годовое проектирование режимных моментов освобождает воспитателя от необходимости ежедневного планирования тех задач, которые решаются в условиях организации режима дня независимо от сезона или события (воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом, развития умения одеваться в определенной последовательности, выполнять правила поведения в умывальной комнате и т.п.).

Приступая к такому виду проектирования воспитательно-образовательного процесса, воспитателю необходимо проанализировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования и выявить задачи, которые можно решать в процессе организации режимных моментов. Они и будут основой проектирования режимных моментов. Формы, методы, приемы их решения и планируемые результаты определяются воспитателем в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Нужен ли ребенку режим дня? Таким вопросом задается чуть ли не каждый родитель. И тут мнения расходятся:

  • кто-то считает, что надо ориентироваться на ребенка;
  • кто-то, наоборот, придерживается мнения, что надо с младенчества диктовать ребенку основные режимные моменты, которые приучат его к необходимому распорядку дня.

Зачем ребенку режим

Распорядок часто строится на основе режима питания. Дети привыкают, что утром они встают, умываются, завтракают, занимаются или гуляют, потом обедают, отдыхают и так далее до отбоя. Если этого разделения нет, то начинаются проблемы с едой, потому что ребенок может перекусить в любой момент йогуртом, булочкой, фруктами. В результате не чувствует голода, который необходим для полноценного приема пищи.

Интересно, что часто в семье, где не соблюдаются режимные моменты питания, родители не волнуются о соблюдении распорядка дня в целом. Это приводит к тому, что время пробуждения и засыпания всегда разное, дневной сон - явление непостоянное.

Доказано, что дети - консерваторы. Они чувствуют себя намного спокойнее, когда знают, что их ожидает в следующий момент, и остро реагируют на смену запланированных действий.

Поведение детей, у которых отсутствует отличается частыми эмоциональными всплесками в виде истерик по любому поводу, у них может повыситься уровень агрессивности и конфликтности. На ночной сон малышей сложно уложить. Если он проснулся поздно, соответственно, днем не отдыхает. Нервная система перегружается, в результате ребенку сложно перестроиться и спокойно уснуть.

Чтобы этого не случалось, лучше все-таки придерживаться определенного расписания, пусть даже не очень строгого.

Ещё один весомый аргумент в пользу режима

Иногда родителей устраивает такая жизнь, когда ребенок волен сам принимать решение. Однако проблемы начинаются, когда приходит время идти в дошкольное учреждение. Режимные моменты в детском саду соблюдаются строго, и ребенку будет очень сложно адаптироваться, если он не привык к ним.

Поэтому родителям настоятельно рекомендуется ознакомиться с режимом дня в ДОУ и заранее организовать свой день максимально приближено к расписанию детского сада. Это облегчит жизнь ребенка во время привыкания к новым условиям.

Жизнь в детском саду

Режимные моменты в или детский сад) организованы таким образом, чтобы у детей всегда было время на активные игры, занятия и полноценный отдых. Практически все государственные детские сады придерживаются общих правил при составлении расписания дня.

Для самостоятельных игр существует время свободной деятельности, также для них выделяется какая-то часть прогулки.

Летом образовательная деятельность в режимных моментах немного меняется, потому что на этот период планируется много экскурсий в музеи, посещений театров, зоопарков и прочих мероприятий за стенами учреждения.

Время еды в детском саду практически везде одинаковое. В некоторых ДОУ детям предлагают фрукты и соки в качестве второго завтрака.

Во время тихого часа дети спят или тихонько лежат в кроватях. Время дневного отдыха варьируется от 2 до 3 часов.

Естественно, что режимные моменты в младшей группе будут немного отличаться от распорядка дня в старшей или подготовительной.

С чего начинается утро?

С утра воспитатель принимает ребенка в группу. При этом он должен обратить внимание на самочувствие и внешний вид малыша. Если у ребенка наличествуют признаки какой-либо болезни, то его отправляют в медицинский кабинет. Там медсестра принимает решение о том, возможно ли пребывание ребенка в детском учреждении или ему необходима медицинская помощь.

В утренние режимные моменты входит гимнастика, умывание. Эти мероприятия необходимы не только с образовательной точки зрения. К сожалению, не все родители успевают провести эти процедуры дома. В процессе выполнения последних воспитатель проводит педагогическую работу, следит за тем, чтобы были закатаны рукава, а руки намыливались над раковиной, чтобы не было брызг. Это прививает детям чувство порядка и желание поддерживать чистоту.

После этого начинается подготовка к завтраку. В группах есть дети-дежурные. У них имеются определенные обязанности, которые несложно выполнить малышам. Во время завтрака воспитатель обращает внимание детей на название блюд и предметов посуды, что, в свою очередь, развивает словарный запас и кругозор детей.

Как проводится прогулка?

Образовательная деятельность в режимных моментах ДОУ всегда прописана в планах. При сборах на прогулку детям четко дается установка на дальнейшие действия.

Сначала приводится в порядок группа, а потом напоминаются правила поведения в раздевалке.

Образовательные задачи решаются и в процессе одевания детей. Воспитатель проговаривает название одежды, ее деталей, ее назначение. Таким образом пополняется словарный запас на тему «Одежда».

На прогулке воспитатель организует разнообразную деятельность детей. Предварительно они должны быть ознакомлены с имеющимся инвентарем и игрушками. Также необходимо обговорить правила обращения с ними.

Режимные моменты предусматривают то, что на прогулке детям необходимо предоставлять время для совместной свободной деятельности, но при этом воспитатель должен следить за тем, чтобы в процессе взаимодействия дети не перевозбуждались.

Обязательно должна проводиться подвижная игра. Периодически ребята привлекаются к уборке участка.

За полчаса до конца прогулки воспитателю надо организовать более спокойную деятельность, например, понаблюдать за происходящими явлениями вокруг или побеседовать об изменениях в природе.

Перед возвращением в группу детям проговариваются правила поведения в раздевалке.

Во время переодевания перед воспитателем стоит задача прививать малышам бережное отношение к одежде, показывая, как надо складывать свои вещи в шкафчики.

Подготовка к тихому часу и подъем

Обед проходит примерно так же, как и завтрак. Здесь тоже назначаются дежурные, им даются посильные задания.

Режимные моменты соблюдаются и после еды, когда начинается подготовка ко сну. Для этого воспитателю необходимо строго следить за дисциплиной в группе, чтобы дети не разыгрались и не расшумелись, создается настрой на отдых. Обстановка должна быть спокойной, чтобы ребята могли расслабиться.

В процессе приготовлений ко сну перед воспитателем стоит задача продолжать прививать детям бережное отношение к вещам, поощрять положительные эмоции относительно дневного отдыха.

Во время подъема дети не должны отвлекаться на посторонние вещи, а сразу одеться и потом ждать остальных. В это время можно предложить ребенку тихую игру, например, собрать несложный пазл.

Развивающие занятия с детьми


В режимные моменты в саду обязательно включаются развивающие занятия по математике, развитию речи, рисованию, лепке, физической культуре, музыке, закрепление бытовых навыков и прочие.

Чаще всего занятия длятся не больше получаса, потому что дети в таком возрасте еще не способны долго удерживать внимание, из-за чего им необходима постоянная смена деятельности.

Естественно, что продолжительность занятий в ясельной группе отличается от таковой в подготовительной группе.

Подводя итог


Анализируя режимные моменты в детском саду, можно заметить, что некоторые пункты остаются неизменными для всех возрастных групп. К ним относятся:

  1. Утренний прием детей.
  2. Прием пищи.
  3. Развивающие занятия.
  4. Прогулка.

Однако руководители ДОУ стараются разрабатывать распорядок дня таким образом, чтобы учесть в каждой группе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!