Это жизнь - портал для женщин

Занятия по раннему развитию детей от 0 до 3 лет. Методика раннего развития Макото Шичида. Вальдорфская методика раннего развития

Дети растут и развиваются по-разному, у каждого малыша есть свои особенности и потребности, которые с возрастом в обществе принято определять как характер ребенка.

Родители должны понимать, что в период от 0 до 3 лет ребенок проходит несколько этапов развития и становления, как физического, так и личностного. Каждый из этих этапов, требует определенных навыков и знаний, а самое главное – правильную тактику по уходу и воспитанию за своим малышом.

В этом период заботливые семьи должны сделать акцент на присутствие DHA кислоты в рационе крохи, она помогает правильному развитию мозга ребёнка. Максимальное количество докозагексаеновой кислоты содержится в женском молоке, а когда мама не может кормить, ее можно получить из детских смесей. О пользе докозагексаеновой кислоты (DHA) можно узнать в группе @nutriclub.ru.

Первый год жизни ребенка можно обозначить как «год исследователя». И если первые месяцы жизни ребенок не доставляют особых хлопот и жизнь семьи формально подчинена графику сна и кормления, то последующие полгода развития ребенка, должны быть наполнены исключительным вниманием родителей к своему чаду. С первыми шагами, ребенок становится намного самостоятельней, и вместе с тем в этом возрасте он набивает свои первые шишки и не стоит его удержать в этом. Родители должны понимать, что это очередной этап развития их ребенка и относится с терпением и пониманием к гиперактивности крохи. В этом же возрасте ребенок начинает говорить и родители должны быть готовы к периоду бесконечных «зачем и почему».

Знания, полученные в детстве, навсегда останутся в памяти ребенка. И, безусловно, самое главное, что должны понимать родители — основы раннего развития и эти самые знания, закладываете именно Вы.

При том, что дети развиваются очень быстро, особенно в первые годы жизни, нужно понимать, что четкой нормы, вроде того что ребенок должен заговорить в 11 месяцев, нет и быть не может. Каждый ребенок, растет и развивается в своем ритме и это нужно понимать, прежде всего, заботливым родителям, которые зачастую гиперответственно подходят к развитию речи ребенка. Не концентрируйте свое внимание только на том, что Ваш малыш еще не строит фразы. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее Вам. Это простое упражнение, поможет родителям понять, что ребенок развивается гармонично и в своем собственно ритме, при этом он понимает слова, фразы и предложения. Следующий этап его развития — самостоятельная речь.

Как только малыш перешагнул очередной порог развития и без умолка ведет с Вами и всеми окружающими, зачастую даже не знакомыми, светскую беседу, ему становится скучно. Спать, как он отдыхал прежде, ему уже не интересно. Вокруг так много всего нового. И ваша главная задача, как родителей, в этом этапе развития должна заключатся только в одном – не мешать. Если чего-то действительно нельзя, например, играть с предметами, которые могут поранить кроху, значит, такие предметы не должны попадаться ребенку на глаза или лежать на видном месте. К этому относятся и «безопасные мягкие углы» на мебель и защищающие накладки для розеток.

Родители должны понимать, что нельзя тратить бесценное время развития ребенка на очередное «нельзя!»

В каждой семье наступает так называемый «активный возраст» ребенка, когда днем он спит только раз. В возрасте двух-трех лет ребенок играет со всеми окружающими его предметами: посудой, родительскими вещи и все что попадается под руку. Задумайтесь над тем, какие практические навыки Вы могли бы воспитать в своем ребенке и что сейчас ему больше всего пригодится. Также это не хитрое упражнение, которое можно выполнять ежедневно и каждый раз с новыми предметами, поможет развить мелкую моторику Вашего ребенка.

Конечно же, главное в развитие ребенка, в его гармоничном становлении личности – это грамотное и разностороннее воспитания, терпение, большая любовь и поддержка родителей. Каждый ребенок, это ни с чем несравнимое счастье и у каждого малыша, также как и у семьи, своя формула развития.

Развитие ребенка с 0 до 3-х месяцев

Развитие ребенка до 3-х месяцев основано во многом на безусловных рефлексах младенца – ходьбе, ползанье и хватании. Зрение и слух у крошки тоже активно развивается, он внимательно следит за игрушками.

Когда ослабнет гипертонус ручек, можно начинать развивать мелкую моторику: вкладывать разные предметы в ручки, притрагиваться ими к ножкам и тельцу младенца. Материнский массаж, купания активно развивают не только тело крохи, но и его интеллект, помогают познавать окружающий мир.

Уже в младенчестве нужно уделять внимание речевому развитию. Первые улыбки и гуление появляются уже к концу первого месяца. Если говорить с малышом на его языке, он этому очень радуется. Песенки, стишки, потешки уже внесут вклад в развитие ребенка. С начала третьего месяца с карапузом уже можно играть в прятки (закрывать ладошками лицо, а потом открывать), читать сказки, меняя голос, показывать фото мамы и папы.

С начала третьего месяца малыш уже будет с удовольствием играть в самые простые игры-потешки.

Как развивать ребенка до года: 4-6 месяцев – тяни, хватай, держи, пускай

На четвертом месяце малютка с интересом рассматривает предметы в своих руках. К пятому месяцу он уже умеет целенаправленно разжимать ручки, чтобы узнать, как игрушка падает из рук. Такие игры могут продолжаться по четверти часа.

Маме нужно поощрять активное изучение малышом собственного тела, играя с ним в разнообразные забавы «кую-кую ножку», «сорока-ворона», «ехали медведи». «Ку-ку» – еще одна игра, которая способствует развитию мозга маленького человечка, он учится понимать, что взрослый существует, даже если его не видно.

С шести месяцев кроха уже будет играть в «повторюшки», подолгу проделывая одни и те же манипуляции с игрушкой. Неваляшки, музыкальные игрушки, мячики-нажимайки уже вызовут большой интерес у ребенка.

Разговаривать с ним теперь нужно еще больше, ведь он уже сидит и многое видит. Показывать, что где стоит, лежит, как это называется, из какого материала сделано. Частое повторение таких бесед будет способствовать быстрейшему развитию речи.

Мелкая моторика в этот период тоже немаловажна. Занятия можно проводить по 10-15 минут. Если кроха стоит с опорой и ползает, то нужно поощрять изучение окружающего мира, давая посмотреть содержимое шкафчиков и полочек. Все небезопасные предметы уже сейчас нужно прятать повыше.

Как развивать ребенка до года: 7-9 месяцев – сидеть по-взрослому

К семи месяцам с ребенком уже можно играть во многие забавы:

Жестовые игры: ладушки, «пока-привет», «тик-так»;

Строить пирамидки и башенки из кубиков;

Показывать где что находится;

Изучать самые примитивные звуки окружающего мира: «мяу», «гав», «пи-пи»;

Пальчиковые игры.

В восемь месяцев самое время изучать что можно, а чего нельзя. Малыш учится повторять самые простые движения из песенок. Пусть кроха покажет, где находится люстра, где он спит, как купается.

Пинцетный захват (указательным и большим пальцами) дает возможность ребенку брать ручками предметы небольшого «калибра». Пора знакомиться с карандашами, мелком и тестом. Малыш уже с удовольствием занимается «уборкой» игрушек, одежды, кастрюль. Продолжение изучения содержимого шкафов – одно из любимейших занятий.

Книги все больше интересуют маленького исследователя. Самое время знакомить его с изображениями кошек, собачек, хомячков, сопоставлять их с реальными животными и звуками, которые те издают.

В девять месяцев уже смело можно играть в прятки, искать потерянную игрушку. Пора учится раздеваться, приносить чашку и наливать воду в разные емкости.

Активное развитие памяти должно также поощряться родителями: вспоминайте звуки, движения, происшествия.

Как развивать ребенка до года: 10-12 месяцев – пора ходить в гости

Мелкая моторика к десяти месяцам уже развита настолько, что можно пробовать лепить пластилиновые фигурки, рисовать первые каракули и нанизывать большие бусины на толстые нити или леску. Малыш уже учится откручивать крышки и открывать ключиком дверцу – можно купить специальные детские игрушки для развития моторики такого уровня, они еще долго будут вызывать интерес у ребенка.

В десять-одиннадцать месяцев уже можно смело ходить в песочницу, пробовать делать первые куличи и строить замки. Все это должно обязательно озвучиваться мамой. Чем больше объяснений от мамы, тем быстрее заговорит годовасик.

Утренняя зарядка и танцы, хороводы и кривлялки, катание шариков и перебирание фасоли. Все это интересно и полезно для физического, умственного и психического развития карапуза. Мама уже не думает над тем, как развивать малыша до 1 года, он уже сам демонстрирует активный интерес к некоторым занятиям.

Отталкиваясь от этих интересов, и нужно развивать ребенка все последующие месяцы.

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития.

Основные принципы методики:

  1. Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
  2. Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
  3. Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
  4. Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
  5. Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.


Основные принципы методики:

  1. Игровые микроуроки.
  2. Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
  3. Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию.


Основные принципы методики:

  1. «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
  2. Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
  3. Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
  4. Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
  5. Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.


Основные принципы методики:

  1. Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
  2. Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
  3. Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
  4. Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
  5. Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
  6. Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.


Основные принципы методики:

  1. Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
  2. Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
  3. Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
  4. К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.


Основные принципы методики:

  1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
  2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
  3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
  4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
  5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
  6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
  7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
  8. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.


Основные принципы методики:

  1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
  2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
  3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
  4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
  5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
  6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
  7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.


Основные принципы методики:

  1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
  2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
  3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

10.03.2007

Раннее детство - особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим для становления речи, и, если в этот период не уделять внимания ее формированию, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок овладел чистой, хорошо развитой речью можно порекомендовать соблюдать следующие правила:

  • с первых дней жизни ребенка разговаривайте с ним обо всем: что вы делаете, для чего, как называются предметы и явления, какими свойствами они обладают, ваше отношение к ним;
  • берите ребенка на руки, рассказывая потешки, напевая песенки, чтобы ребенок видел ваше лицо, следил за артикуляцией, мимикой;
  • стимулируйте речевую активность ребенка, избегая общения с помощью жестов: не спешите давать ребенку желаемое, едва он протянет руку, спросите о том, что он хочет получить или сделать;
  • говорите с малышом медленно и правильно называя предметы, действия, явления: «Это машина. Она едет и гудит би-би». В дальнейшем ребенок использует это звукоподражание для обозначения предмета и действия, но от Вас он должен слышать только правильное название;
  • каждый день читайте малышу, не ограничиваясь только стихами или сказками. Ребенок должен слышать разнообразно ритмически и интонационно оформленную речь;
  • стройте свое общение по типу диалога, то есть, обращаясь к малышу, оставляйте время для его ответа.

А самое важное правило – нельзя заниматься развитием речи изолированно («скажи»), т.к. речевое и психическое развитие взаимосвязано. Родитель сам организует игру или включается в уже начатую ребенком с целью научить его новому, сформировать навыки, дать понятия о свойствах предметов, познакомить с окружающим миром. Необходимо постоянно играть с пальчиками (пальчиковая гимнастика), заниматься конструированием (кубики, любой природный материал), собирать мозаику и элементарные вкладыши, раскладывать мелкие предметы по отдельным емкостям, лепить и рисовать уже на первом году жизни. Не забывайте и про формирование навыков самообслуживания (снять носок, расстегнуть пуговицу, вымыть руки, самостоятельно кушать).

Помощь взрослых базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок проходит в своем речевом развитии.

Первый год жизни – период голосовых реакций(гуление), лепета, отдельных слогов, возникновение первых слов-понятий. Развитие понимания речи, начиная с адекватного реагирования на интонацию и завершаясь пониманием простых просьб К концу первого года ребенок должен активно использовать 5-15 слов, которыми считаются мяу, Ки, котя ко-ко, куичка бах, ам и др.

Второй год жизни – начало собственной активной речи: к 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200-400 слов, формируется фраза из 2-4 слов, дети начинают задавать вопросы. В этот период допустимо неправильное произношение большинства звуков, аграмматизмы.

Третий год жизни – речь становится грамматически правильной, ребенок использует все основные части речи. Количество слов приближается к 1000. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме (шипящие, «Р», «Л»), пропуски отдельных слогов в сложных словах. Ребенок любит слушать сказки, заучивает первые стихи, песенки. Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, образует свои слова, обозначающие действия, явления.

Родителей часто интересует вопрос, когда же первый раз нужно показать ребенка логопеду, ошибочно считая, что в его функциональные обязанности входит лишь исправление нарушенных звуков. Мы рекомендуем сделать это в возрасте 1 года, когда уже можно выявить задержанный темп речевого развития и определить предпосылки дальнейших речевых нарушений.

Логопед изучит развитие таких процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, что является психологической базой для развития речи. Определит, нарушено ли понимание обращенной к ребенку речи, уровень развития его мелкой и общей моторики, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме. Очень хорошо, если с момента рождения мама ведет дневничок развития своего малыша, опираясь на информацию которого, специалист может оценить процесс формирования речевой деятельности, выявить нарушения. Кроме того, мама получит всю необходимую информацию о нормативах речевого и психического развития, а, в случае необходимости, уже в этом возрасте можно приступить к играм-занятиям со специалистом, заниматься дома по индивидуально составленной программе. Эти занятия направлены на развитие мышц артикуляционного аппарата (упражнения для губ, языка, нижней челюсти), развитие речевого дыхания, фонематического слуха, расширения словарного запаса и речевой активности. Среди причин, приводящих к нарушениям речевого развития, можно выделить основные:

  • Недостаточность речевого общения с ребенком
  • Неблагоприятные условия воспитания
  • Психические травмы
  • Инфекции, интоксикации (период беременности, родов, послеродовой период)
  • Нарушения слуха (ребенок неадекватно реагирует на звуки и разговорную речь, избегает общения, не может определить источник звука, речь монотонна, развитие голоса прекращается на этапе вокализов). В данном случае необходимо обратиться к ЛОР-специалисту.
  • Неврологические нарушения, когда необходимо лечение, назначенное специалистом-неврологом.

Таким образом, еще раз подчеркну необходимость своевременного обращения к специалисту, т.к. уже первый визит позволит сформировать необходимый диагностический комплекс, в результате чего будет установлена причина речевого недоразвития, назначено необходимое лечение, на фоне которого будет проходить коррекционная педагогическая работа. Многие дефекты и нарушения речевого развития исправимы, но, помимо медицинской помощи, требуют большой затраты времени, сил, терпения и любви к малышу.

У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.

Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем

Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.

Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».

Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание

Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

Очень любят малыши и самодельные погремушки . Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем

Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

Инесса Смык



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!