Это жизнь - портал для женщин

«черная дыра»: три месяца весь флот нато за одной русской подлодкой гонялся. Подводный флот стран нато: состояние и перспективы

Растущий европейский подводный флот создает возможности для производителей. Однако жесткая конкуренция вскоре может привести к соперничеству за контракты между развивающимися странами, полагает британский военный эксперт. Блог bmpd предлагает вашему вниманию перевод статьи сотрудника Международного института стратегических исследований (IISS) Тома Уолдвина «After Norway’s submarine selection: challenges in a crowded market».

Неатомная подводная лодка S 184 U-34 проекта 212А ВМС Германии (с) Bundeswehr / B.Wilke

Февральское объявление о том, что Норвегия выбрала проект подводной лодки компании ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS), принесло некоторое облечение немецкому судостроительному предприятию, которое недавно потерпело поражение в столь желанном австралийском тендере по программе SEA 1000 Future Submarine.

В настоящее время портфель заказов германского производителя включает в себя третью неатомную подводную лодку типа Tanin для Израиля, а также две подводные лодки проекта 218SG для Сингапура, первая из которых должна быть поставлена в 2020 году. В дополнение к норвежскому заявлению появились о том, что Германия так же приобретет две новые подлодки – улучшенной версии проекта 212A, известной как проект 212NG (Next Generation/Norway–Germany).

Как и во многих других странах НАТО, размер подводного флота Германии уменьшился с 1990-х годов, отчасти из-за отсутствия инвестиций и предполагаемых угроз безопасности. Совсем недавно противолодочная борьба (anti-submarine warfare – ASW) ворвалась в повестку дня, поскольку увеличилась частота патрулирования российских подводных лодок. Кроме того, многие страны по всему миру, особенно в Азии, приобретают передовые технологии в данной сфере. Будет ли этот новый энтузиазм в области ASW способствовать росту размера флотов других европейских стран, еще предстоит выяснить.

В настоящее время существует пять европейских компаний, предлагающих неатомные подводные лодки (conventionally powered submarine) на экспорт:
DCNS – Франция
TKMS – Германия
Fincantieri – Италия
Navantia – Испания
Saab – Швеция

Также, в европейском контексте, стоит обратить внимание на южнокорейскую компанию DSME, которая участвовала в норвежском тендере, пусть и безуспешно. Между тем, экспортный потенциал японских образцов еще предстоит испытать за пределами австралийских конкурсов. Более дешевые варианты сегодня предлагают российские и китайские судостроители. К странам, которые осуществляют лицензионное производство для собственного флота, относятся Бразилия, Индонезия, Пакистан и Турция, не исключено, что они смогут составить конкуренцию другим производителям в будущем.

Экспортный рынок является высоко конкурентным, поэтому поражение даже в одном тендере может иметь серьезные негативные последствия для компании-производителя. Как видно из приведенной ниже таблицы, несколько стран-участниц НАТО приобрели новые подводные лодки за последние 15 лет, другие в настоящее время находятся в процессе замены устаревших единиц. Польша и Нидерланды являются следующими организаторами тендеров на закупку подводных лодок.

Польские требования включают в себя возможность оснащения подводных лодок крылатыми ракетами для поражения наземных целей (land-attack cruise missile), что может сделать заявку DCNS более привлекательной, хотя отношения между двумя странами являются «холодными» после отмены соглашения по вертолетам H225M в 2016 году. Нидерланды пока не объявили о начале тендера и находятся в процессе продления службы своих подводных лодок типа Walrus до 2025 года. Тем не менее, Saab опередила потенциальных конкурентов, еще в 2015 году подписав соглашение с голландской верфью Damen Schelde о выработке предложения для замены подводных лодок типа Walrus.

Военно-морской флот – это эффективный геополитический инструмент, позволяющий государству отстаивать свои интересы далеко за пределами собственных границ в различных уголках земного шара. Американский адмирал Альфред Мэхэн написал в своей книге «Влияние морской мощи на историю», что военно-морские силы (ВМС) оказывают влияние на политику уже фактом своего существования. В XIX столетии границу Британской империи определяли борта ее военных кораблей , в прошлом веке основным гегемоном Мирового океана стал военно-морской флот США. Подобная ситуация сохраняется и поныне, скорее всего, что ничего не изменится и в ближайшие десятилетия.

В настоящее время США имеют самый многочисленный военно-морской флот на планете. В состав ВМС США входит больше всего авианесущих кораблей, американцы обладают самым мощным подводным флотом и авиацией , по всему миру разбросаны их военно-морские базы. Ни одна страна мира не может сравниться с США по уровню финансирования своих военно-морских сил. Это и есть главная основа этой невиданной мощи, другие государства просто не могут позволить себе и десятой части подобных расходов.

Военно-морской флот и стратегические силы – это основа могущества Америки, с помощью авианосцев она решает свои геополитические вопросы по всему миру и, не стесняясь, использует ВМФ в колониальных «разборках».

Сегодня США обладают самым мощным научно-техническим потенциалом на планете, который также работает на ВМС. Правительство страны финансирует десятки программ, направленных на повышение боевых возможностей, боеспособности и защищенности флота. На воду ежегодно спускаются новые корабли, флот оснащается самыми современными видами вооружений и военной техники .

После окончания Холодной войны флот США подвергся определенному сокращению, но в начале нынешнего столетия он опять стал усиливаться — и количество, и качественно.

История ВМС США

Американский военный флот сравнительно молод, его история началась чуть более двухсот лет тому назад. В 1775 году Континентальный конгресс решил отрядить два небольших парусных корабля для перехвата английских транспортов, снабжавших колониальные войска Великобритании на американском континенте.

За три следующих года войны американцы создали небольшую флотилию, основной задачей которой была «работа» на коммуникациях англичан. После окончания боевых действий (в 1778 году) она была расформирована.

В конце XVIII столетия большой проблемой стали алжирские пираты, нападавшие на американские торговые корабли. Для борьбы с этой проблемой в 1794 году Конгресс принял закон о создании военно-морского флота (Naval Act). Через три года на воду были спущены три фрегата, а в 1798 году появилось отдельное министерство, которое занялось делами флота.

Молодой флот участвовал в нескольких небольших кампаниях, защищал торговые суда от пиратов, воевал с англичанами и ловил работорговцев. Американский ВМФ участвовал в войне с Мексикой, обеспечивая высадку армии США на территории противника.

В ходе Гражданской войны, которая продолжалась с 1861 по 1865 год, большая часть американского флота присоединилась к северянам, что во многом предопределило дальнейшую Севера. Боевые корабли осуществляли блокаду южных портов. В этом конфликте впервые участвовали броненосные паровые корабли, которые получили название «мониторы». В 1862 году произошло первое сражение между подобными броненосными кораблями.

После окончания Гражданской войны американский флот опять пришел в упадок, и эта ситуация начала меняться только к 90-м годам. США стремительно наращивали экономическую мощь и становились сильнейшим государством западного полушария. Для продвижения своих интересов им необходим был эффективный инструмент – мощный военный флот.

В 1898 году американцы разгромили испанцев у Филиппин, а в начале XX века приняли амбициозную программу постройки новых боевых кораблей. В 1917 году флот США вступил в Первую мировую войну . Кроме участия в сражениях, ВМС США обеспечивали доставку американских войск в Европу.

В это время способ ведения боевых действий на море начал стремительно меняться: появились подводные лодки и авиация, совершенствовалось торпедное оружие , закладывались первые авианосцы. Могучие линейные корабли постепенно уходили в прошлое, их место занимали крейсера и эсминцы.

В Атлантике американскому флоту приходилось патрулировать конвои транспортных кораблей и защищать их от немецких подлодок и авиации, а в Тихом океане – проводить классическую морскую кампанию против весьма сильного японского флота. ВМС США участвовали практически во всех десантных операциях союзников в Европе и Северной Африке.

Структура ВМФ США

Военно-морские силы США – один из пяти видов вооруженных сил страны. Их организационная структура мало изменилась за двести лет существования.

Американские ВМС поделены на две структурные единицы: военно-морской флот и морскую пехоту, каждая из которых имеет действующий состав и резерв. При этом морская пехота (МП), хотя и действует обычно вместе с ВМФ, но имеет собственное командование и структуру. Она приравнивается к отдельному роду войск, а ее командующий является членом комитета начальников штабов.

Еще существует и береговая охрана (БОХР), входящая в состав министерства внутренней безопасности, но во время войны или чрезвычайных ситуаций она переподчиняется руководству ВМС.

Существует несколько командований ВМС США: Командование сил флота США (это бывший Атлантический флот), Тихоокеанский флот, ВМС в Европе и Командование морских перевозок.

В оперативном отношении американский ВМФ делится на шесть флотов: Второй, Третий, Четвертый, Пятый, Шестой, Седьмой.

Оперативные флоты формируются боевыми и вспомогательными кораблями и личным составом на ротационной основе. Средний срок ротации – шесть месяцев.

Командования сил флота (будем называть его Атлантическим флотом) формирует следующие флоты:

  • Второй флот. Развертывается в северной части Атлантики;
  • Четвертый флот. Развертывается в южной части Атлантического океана, Карибском бассейне;
  • Шестой флот. Его место дислокации – Средиземное море.

Командование Тихоокеанского флота формирует следующие оперативные флоты:

  • Третий. Место дислокации – центральная и восточная часть Тихого океана;
  • Пятый флот. Развертывается в Индийском океане;
  • Седьмой флот. Западная часть Тихого океана.

Обычно суда (в том числе и боевые) делятся между Тихоокеанским и Атлантическим флотом примерно поровну, но в последнее время больше боевых единиц получает Тихоокеанский флот (60%). Существует еще и Десятый флот, который занимается вопросами кибернетической войны и обороны от атак в виртуальном пространстве. В его составе нет кораблей и баз.

Министерство ВМС США – это высший орган военно-морских сил государства. Оно занимается всем спектром вопросов, связанных с повседневной деятельностью, снабжением, мобилизацией и демобилизацией, подготовкой и оснащением флота. Кроме того, министерство разрабатывает программы развития военно-морского флота, занимается ремонтом и модернизацией кораблей, вооружения и береговых сооружений. По сути, министерство – это главный административный орган американского военно-морского флота.

Функции и структура министерства ВМС США остаются неизменными практически с момента его создания.

Главным органом, который занимается непосредственным (оперативным) командованием американским флотом, является штаб ВМС. Его начальник является фактическим командующим ВМС США. Именно он отвечает за выделенные ему ресурсы (материальные и людские). Начальник штаба ВМС является советником президента в вопросах использования военно-морских сил.

В состав штаба ВМС входит несколько отделов, а также четыре межфлотских и десять береговых командований.

Боевой состав ВМФ США

Сегодня ВМС США является самым многочисленным на планете. В начале 2013 года в его составе было 597 кораблей различных типов и классов:

  • 11 атомных авианосцев;
  • 22 крейсера;
  • 62 эсминца;
  • 17 фрегатов;
  • 3 корвета;
  • 14 атомных подлодок-ракетоносцев;
  • 58 многоцелевых подводных лодок;
  • 1 фрегат первого класса;
  • 14 десантных кораблей;
  • 17 вертолетоносцев;
  • 12 тральщиков.

Чтобы дать представление о силе и многочисленности военно-морских сил США, можно привести следующий факт. В 2009 году общее водоизмещение американского флота было в тринадцать раз больше, чем суммарное водоизмещение всех других ВМФ, идущих в рейтинге вслед за ним.

В 2001 году была принята новая программа развития ВМС США – «Си Пауэр-21». Согласно этой программе, структура флота и морской пехоты в ближайшие десятилетия будут значительно усилены. Количество ударных групп будет увеличено с 19 до 36. К 2020 году в составе ВМС США будут находиться 313 боевых кораблей. Приоритетными направлениями этой программы являются:

  • поддержка количества авианосных авиагрупп на уровне одиннадцати единиц;
  • увеличение количества кораблей прибрежной зоны;
  • постройка крейсеров и эсминцев новых видов;
  • строительство десантных кораблей новых модификаций.

Подводный флот ВМФ США

Флот отвечает за один из компонентов ядерной триады – подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Сегодня на вооружении ВМФ США находится 14 подлодок типа «Огайо», каждая из них несет 24 ракеты «Трайдент-2» с восемью боевыми блоками каждая. Подлодки поровну поделены между флотами — Тихоокеанским и Атлантическим. Из четырнадцати подводных ракетоносцев две постоянно находятся на текущем ремонте, а десять – на боевом дежурстве.

По договору СНВ-1 еще четыре подобные субмарины переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк» . Две подводные лодки находятся на Тихоокеанском флоте и две стоят на вооружении Атлантического.

США лидируют по количеству многоцелевых подводных лодок, американский ВМФ имеет их в своем составе 53 единицы. Самыми совершенными из них являются МПЛАТРК типа «Си Вулф», но их всего 3 единицы. Программа строительства данных подлодок была заморожена из-за чрезвычайно высокой цены этих кораблей. Изначально планировалось построить 32 штуки. Вместо этих кораблей в настоящее время строятся подлодки типа «Вирджиния». Их характеристики несколько скромнее, чем у «Си Вулфа», но и стоят они гораздо дешевле. Американцы планируют построить до сорока подлодок типа «Вирджиния».

Большая часть американских многоцелевых подводных лодок – это субмарины типа «Лос-Анджелес». Они считаются устаревшими, их постепенно списывают.

Все американские МПЛАТРК могут стрелять из торпедных аппаратов противокорабельными ракетами «Гарпун» и ракетами «Томагавк» .

Авианосная группа ВМС США

Настоящей гордостью и символом мощи американского флота являются атомные авианосцы. Сегодня в составе ВМС США находятся 11 авианосцев класса «Нимиц». Пять из них стоит на вооружении Тихоокеанского флота, и шесть – Атлантического. В 2013 году в состав Тихоокеанского флота был введен авианосец «Джеральд Р. Форд», относящийся к новому классу авианосных кораблей.

У этого авианосца более совершенна энергетическая установка, для его обслуживания необходим меньший экипаж, паровая катапульта заменена на электромагнитную. По сравнению с предшественниками, эксплуатация «Форда» будет обходиться американским налогоплательщикам в меньшую сумму. Планируется построить три подобных корабля.

Еще несколько авианосцев находятся на консервации.

Авианосцы являются ядром авианосных ударных групп (АУГ), которые, в свою очередь, представляют собой главный ударный компонент каждого из оперативных флотов ВМС США. Один авианосец всегда находится на плановом ремонте.

На каждом авианосце размещено авиакрыло. Оно состоит из нескольких эскадрилий истребительно-штурмовой авиации (от двух до четырех), а также самолетов ДРЛО (Е-2С), самолетов РЭБ и контроля морской обстановки. Также на авианосце базируются противолодочные и ударные вертолеты.

На авианосце, как правило, находятся от 70 до 80 самолетов. Большая часть этих самолетов и вертолетов принадлежат воздушным силам соответствующих флотов, но часть летательных аппаратов находится в подчинении Корпуса морской пехоты.

Как правило, в море одновременно находятся четыре АУГ: по два на каждом из флотов. Однако бывает и так, что в море находится всего лишь одно подобное соединение.

Вплоть до середины 80-х годов прошлого столетия большинство кораблей ВМС США (эсминцы, крейсера, фрегаты) выполняли вспомогательную роль по охране авианесущего корабля в составе АУГ, но потом ситуация несколько изменилась. На вооружение была принята система управления «Иджис», которая существенно повысила боевую роль эсминцев, крейсеров и фрегатов. «Иджис»позволяет обнаруживать и уничтожать (в воздухе, на суше и на море) различные цели на больших дистанциях. Корабли получили установку вертикального пуска (УВП) Мк41, которая имеет 32 или 64 ячейки для размещения зенитных («Стандарт»), крылатых («Томагавк») или противолодочных («Асрок») ракет.

После этого крейсера и эсминцы получили возможность не только наносить ракетные удары по суше с помощью «Томагавков», но и осуществлять прикрытие (ПВО и ПРО) сухопутных и корабельных группировок. Если раньше основным ударным средством ВМС США были боевые самолеты с авианосцев, то теперь нанести массированный удар по группировке противника может и крейсер, и эсминец.

В настоящее время в состав ВМС США входят 22 крейсера типа «Тайкондерога», двенадцать из которых числятся в составе Тихоокеанского флота, а десять – Атлантического. Каждый подобный крейсер оснащается системой «Иджис» и двумя установками Мк41 по 61 ракетной ячейке в каждой.

Несколько лет назад было начато строительство крейсеров нового проекта CG (X), который по замыслу американских флотоводцев должен заменить «Тайкондерога». Однако неизвестно, будет ли выделено финансирование на этот проект.

Основным кораблем надводного флота США является эсминец типа «Арли Бёрк». Сегодня американский флот располагает 62 подобными кораблями, последний из них был принят на вооружение в 2012 году. 27 эсминцев находятся в составе Атлантического флота, 35 – Тихоокеанского. Программа строительства этих кораблей еще далека от завершения, всего планируют спустить на воду 75-100 эсминцев. Каждый из этих кораблей имеет систему «Иджис», пусковую установку Мк41 и может нести около 90 ракет. 22 эсминца имеют систему «Иджис», способную выполнять задачи ПРО.

Реализуется программа строительства нового эсминца «Зумвалт», который имеет весьма футуристический внешний вид из-за применения технологий «стелс». «Зумвалты» имеют очень высокие боевые и технические характеристики, но этот проект вызывает много критики из-за его высокой стоимости. Изначально планировалось построить 32 подобных корабля, но пока намечено строительство только трех.

Эсминцы «Зумвалт» отличаются не только своим внешним видом, на этих кораблях также планируют установить новые системы вооружения, работающие на инновационных физических принципах, в частности рельсотрон . Именно поэтому эсминцы оснащены очень мощной (для кораблей этого класса) энергетической установкой. Каждый эсминец имеет пусковую установку Мк41 и способен нести до 80 ракет.

Фрегаты в американском флоте представлены кораблями типа «Оливер Перри». Многие эксперты называют этот корабль самым неудачным за послевоенный период. Сейчас в строю 15 таких кораблей, еще 16 находятся в резерве. Эти фрегаты, скорее всего, в ближайшие годы будут выведены из состава флота.

На сегодняшний день корветы являются самыми распространенными боевыми кораблями во всех флотах мира — но только не в американском. Их разработка и строительство началось только в нынешнем столетии. Это корабли, способные эффективно действовать в прибрежной зоне. Сегодня в США реализуются два проекта корветов: «Фридом» и «Индепенденс». Построено два корабля «Фридом» и один «Индепенденс». Американское военное руководство пока не может сделать выбор в пользу одного из них.

Планируется построить 55 кораблей, но скорее всего, и эта программа будет урезана – корабли очень дорого стоят.

В настоящее время Америка располагает самым мощным в мире флотом десантных судов. ВМС США имеет в своем составе несколько видов десантных кораблей. Самыми крупными являются универсальные десантные корабли, еще есть вертолетно-десантные суда и десантные транспорты-доки.

Тральщики ВМС США представлены кораблями типа «Авенджер». Все они базируются на Тихом океане.

Авиация ВМС США

Одной из основных ударных сил американского флота является авиация. Кроме истребительно-штурмовых функций, она выполняет еще и множество других.

Флотская авиация имеет весьма сложную структуру управления и подчинения. Она состоит из двух групп: авиация флота и авиация Корпуса морской пехоты.

Часть самолетов ВМС США находится на базе хранения Дэвис-Монтан.

Основным боевым самолетом американского флота и Корпуса морской пехоты является F/А-18 «Хорнет». Его последние модификации (Е и F) имеют весьма высокие характеристики, это практически новый самолет («Супер Хорнет»), а машины ранних серий (А, В, С) постепенно переводят в Дэвис-Монтан. Сегодня на вооружении авиации ВМС находится примерно 1 тыс. самолетов F/А-18, еще сотня хранится в Дэвис-Монтане.

Вторым по численности является самолет AV-8 «Харриер». Этот британский самолет производится в США по лицензии, им вооружен Корпус морской пехоты. Американцы несколько модернизировали эту машину, сегодня ВМС США располагают 138 единицами «Харриера».

В дальнейшем «Харриеры» планируют заменить самолетами пятого поколения F-35 , но пока эта программа идет с сильным отставанием от намеченного графика. КМП поставлено 27 F-35В, авиации флота - всего шесть F-35C.

Самым современным американским противолодочным самолетом является Р-8А «Посейдон», пока их принято на вооружение 19 единиц. В дальнейшем они полностью заменят легендарные «Орионы». Всего планируется построить 117 «Посейдонов».

Основным самолетом радиоэлектронной борьбы является ЕА-18G. Сегодня на вооружении сотня таких самолетов, их количество увеличится до 117 единиц.

Основным палубным самолетом ДРЛО является Е-2С «Хокай», в наличии имеется 61 подобная машина.

На вооружении ВМС США есть конвертоплан MV-22В «Оспрей», который может садиться на палубу авианосца. Эта машина является своеобразным гибридом самолета и вертолета, она может взлетать вертикально и лететь со скоростью самолета. Сейчас на вооружении находятся 184 конвертоплана.

Также на вооружении флота стоят вертолеты АН-1W/Z «Кобра», несколько сот вертолетов Н-60 «Блэк Хок», более двухсот транспортных вертолетов Н-53, включая 56 вертолетов-тральщиков.

Корпус морской пехоты состоит из четырех дивизий, по две на каждый флот. На вооружении морских пехотинцев числятся 447 танк «Абрамс» , более 4 тыс. БМП, 1,5 тыс. орудий, РСЗО, противотанковые комплексы, ЗРК. КМП превосходит по своей мощи большинство современных европейских армий.

Видео о шестом флоте ВМФ США

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.


"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

Итак, давайте посмотрим, что мы имеем во флотах на сегодняшний день. ВМФ США – 286 боевых кораблей, ВМФ России – 196 кораблей . Однако, сравнивать флоты США и России по количественным факторам – бессмысленно, так как со стороны России предмет для сравнения цельно и качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

Средний возраст кораблей ВМФ России превышает 25 лет , при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание – техническое состояние и боеспособность флота России представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно.

Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ. Плавучий тыл отсутствует как категория, с ним произошло то же, что со всеми полимерами.
Смысл существования флота США – проекция силы в любую точку мира . Организационная структура, система базирование и вооружения – соответствуют этой задаче.
Смысл существования , в том виде, как он есть сейчас – НЕЯСЕН .

Стратегический ядерный компонент

Во флоте США стратегическим компонентом является весь флот , в том числе и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

США – до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях , присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а, следовательно, и применение в любой точке мира.

Для флота России ПЛАРБ – слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа , как компонент сил ядерного сдерживания – сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять МБР от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» подводный крейсер «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

Надводный компонент

Как накануне рассказало немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, в этом году произошло малоосвещаемое, но очень интересное событие - весь средиземноморский флот НАТО с мая по август гонялся всего за одной электродизельной подводной лодкой «Краснодар», которую прозвали «Черной дырой».

«В конце мая, после четырех недель плавания "Краснодар" прибыл к ливийскому побережью. Потом он впервые погрузился в воду. Когда он снова всплыл через два дня, он выпустил две крылатые ракеты в сторону Сирии. По данным российского министерства обороны, были уничтожены позиции (ТОЗР) "Исламского государства" вблизи Пальмиры. Обычное плавание неожиданно превратилось в боевую операцию - по крайней мере, так показалось НАТО. Так началась игра в кошки-мышки, как во времена холодной войны. В последующие недели альянс преследовал "Краснодар" всеми средствами, которые имелись в его распоряжении. Подводную лодку неоднократно окружали. А она еще раз накрыла цели ИГИЛ и лишь в начале августа вошла в Черное море», - начинают немцы свой увлекательный рассказ под названием «Игра в кошки-мышки, как во времена холодной войны».

Что стоит отметить: решительно непонятно, что вызвало такую реакцию НАТО - Россия помогала Сирии в войне против террористов уже два года, «Калибры» тоже не были чем-то новым на тот момент, но вот НАТО бросает все и начинает гоняться за нашей подлодкой. Окружает ее, пытается выдавить из региона и не дать обстреливать боевиков, с которыми оно как бы тоже воюет. Тут напрашивается вопрос из старого анекдота про охотников: партнеры, «а вы вообще, чьи друзья - наши или медведя», в данном случае ТОЗР ИГИЛ?

«Насколько тщательно альянс следил за "Краснодаром" и как часто терял его из вида, является военной тайной. Однако для многих военных чинов это преследование стало решающим событием. Оно продемонстрировало им, насколько мощным стал российский подводный флот и как быстро они сами подошли к пределу своих возможностей. Не только в Средиземном море, но и в Атлантике. С тех пор ведущие представители НАТО неоднократно предостерегающе указывали на это, а теперь впервые сделал заявление и генеральный секретарь Йенс Столтенберг. "После окончания холодной войны НАТО сократила свои возможности действий на море, особенно, что касается борьбы с подводными лодками. Мы проводили меньше учений и утратили свои навыки", - сказал Столтенберг в беседе с корреспондентами газет Frankfurter Allgemeine Zeitung, Washington Post и Financial Times. Теперь мы видим, как Россия вновь оснащает свои военно-морские силы. С 2014 года ее флот увеличился на тринадцать подводных лодок. "Активность российских подводных лодок находится на самом высоком уровне со времен холодной войны", - отметил Столтенберг.

"Краснодар" - одно из новых судов. Его причисляют к классу Кило: это корабли с электродизельными двигателями 80-х годов. Однако русские создали на основе старой платформы значительно улучшенную модель. Так, например, двигатель издает меньше шума, а корпус покрыт слоем, который создает эффект стеллс. Если судно плывет на батареях, что благодаря новым мощным аккумуляторам, позволяет плавать от двух до трех дней, то его очень трудно запеленговать. Поэтому в НАТО назвали эту подводную лодку "Черной дырой".

Наряду с торпедами она может выпустить четыре крылатых ракеты. Эта новая система оружия называется "Калибр", она поражает цели на расстоянии до 2 200 километров. В сирийской войне ее неоднократно использовали, причем НАТО считает эту систему очень точной. "Русские могут сейчас не только поразить все суда альянса. Теперь, в случае конфликта, более высокому риску подвержены также наши порты и аэродромы на суше", - предостерегает один высокопоставленный военный. Кроме того, крылатые ракеты могут быть оснащены также атомными боеголовками», - сообщают немецкие журналисты.

Из сказанного видно, что появление неуловимой русской подлодки с «Калибрами» на борту попросту напугало флот Альянса - всего одно движение руки, и под их ударами исчезают не только прославленные американские авианосцы, но и наземные цели. А Путину тогда как угрожать: ВСУ и полтора литовца против «Калибров» - как-то слабовато?

Однако вернемся к рассказу, как все НАТО ловило «Черную дыру».

«Для НАТО создалась новая обстановка. "Мы имеет право знать, что происходит в наших водах", - говорит контр-адмирал Эндрю Леннон. Этот американец командует подводными лодками альянса и отвечает также за оборону от враждебных подводных лодок. В мирное время это означает: за каждым чужим кораблем осуществляется наблюдение, как только он приближается к союзникам. Это требует огромных затрат. Лишь в преследовании "Краснодара" участвовали этим летом несколько фрегатов и эсминцев, дальние разведчики морской авиации и эскадрилья военных вертолетов. К счастью для альянса, у американцев именно в то время в Средиземном море находился гигантский авианосец, который был оснащен для этого. В большинстве государств-членов НАТО подобные действия вышли из моды, даже у классических морских держав. Например, у британцев уже давно нет самолетов, с помощью которых они могли бы следить за подводными лодками и преследовать их. Это неоднократно ставило их в затруднительное положение. Перед шотландским побережьем затаились российские подводные лодки, чтобы преследовать британские подводные лодки, оснащенные ядерным оружием. При этом речь шла не только о том, чтобы наблюдать за ними, но и о том, чтобы зафиксировать их "акустическую подпись". Тот, кто ее знает, может позднее быстрее идентифицировать судно. Из-за нехватки собственных самолетов королевские ВВС были вынуждены запросить поддержку с воздуха из Франции, Норвегии, Канады и США с тем, чтобы выгнать русских. Последний случай произошел буквально два месяца назад. Лишь с 2019 года Лондон будет снова обладать своими собственными самолетами, которые будут производиться в Америке. Другие государства-члены НАТО, в том числе Германия и Франция, хотят совместно разработать свою собственную модель, а это потребует еще больше времени.

Насколько сильно изменилась обстановка лишь за последние двадцать лет, свидетельствует также и статистика. В начале 90-х годов альянс обладал еще 100 фрегатами. Сегодня осталась лишь половина, и только часть из них оснащена для охоты за подводными лодками. Похожая картина и с самими подводными лодками: из имевшихся когда-то 145 судов, использовавших обычное вооружение, осталось лишь 84. Две трети из них принадлежат американцам, они часто используются в Тихом океане. Для сравнения: у русских имеется 49 таких подводных лодок, и они прилежно строят новые.

Генеральный секретарь Столтенберг формулирует это следующим образом: "Мы являемся трансатлантическим альянсом и поэтому должны быть в состоянии перебрасывать через Атлантический океан войска и вооружение. Для этого нам нужны надежные и открытые морские пути". Во время холодной войны на это тратились большие средства. Американцы разместили в Германии 300 тысяч солдат. А на случай угрозы существовал девиз: передислоцировать десять дивизий за десять дней - подкрепление в размере 150 000 тысяч солдат. Сегодня военным стратегам это кажется сказкой из давних времен. Они бы радовались, если бы смогли быстро передислоцировать через Атлантический океан одну или две дивизии. Ведь только так можно было бы защитить Прибалтику от российского вторжения. Размещенные там до сих пор военные подразделения - по тысяче человек в каждой стране - годятся лишь для устрашения», - повествуют германские журналисты. Снова непонятно, зачем нам надо обязательно захватывать месторождение шпрот, зато становится ясно, из-за за чего столько нервов. Европейцы слишком увлеклись гей-парадами, пока русские прилежно строили лодки. Теперь вот лето красное пропело, захотелось сразу и русских победить, и Асада свергнуть, а оказалось нечем. Причем, как они рассказывают, история «Черной дыры»-«Краснодара» далеко не единственная - на две наши лодки тоже пришлось собирать чуть не все НАТО, а их 49. Стоит согласиться, у НАТО есть повод комплекcовать.

«Поэтому в штаб-квартире НАТО снова занимаются планированием на случай крупного конфликта с Москвой. Министры обороны в принципе договорились о том, чтобы создать два новых подразделения. Одно из них должно быстрее доставлять в Европу войска и материальное обеспечение. Вероятно, оно возникнет в месте нахождения американского атлантического флота в Норфолке штата Вирджиния. Другое должно организовывать быструю и безупречную передислокацию в Европе. На эту роль претендует Германия. Решение об этом будет принято до саммита НАТО в июне. От российских подводных лодок должны быть защищены не только морские пути. С точки зрения альянса, речь идет также о подводных кабелях, по которым осуществляется 97% всего международного электронного обмена. Они жизненно важны для глобальной экономики, и это делает их привлекательными целями. Особенно два российских судна постоянно обращают на себя внимание: одно судно для исследования морского дна и одна атомная подводная лодка, переделанная для этой цели. Оба судна оснащены минисубмаринами. Они способны не только вывести из строя кабели на большой глубине, но и считывать электронные данные - это то, что Америка может делать с 70-х годов.

Одно, по крайней мере, звучит успокаивающе: "Русские действуют профессионально. До сих пор мы не наблюдали никаких опасных маневров российских судов или подводных лодок". Однако, возможно, альянс просто мало знает о том, что происходит под водой», - подводит итог Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Даже опуская, зачем нашим исследовательским судам грызть кабели НАТО - вероятно, из «природной вредности» - остановимся на цели гонки за «Черной дырой»: пока наши воевали с террористами, НАТО отрабатывало сценарий Третьей мировой, пусть и окончившийся неудачей. Более того, истерика как раз и была связана с тем, что подлодки с «Калибрами» на корню рушат такой красивый план заново отработать переброску в Европу сотен тысяч американских солдат.

Притом, знает Альянс, что происходит у нас под водой или нет, а Россия теперь знает точно, что ей уготовлено. Не потому ли наш президент и заговорил о мобилизации экономики? Впрочем, как видно на примере КНДР, пока у нас есть чем ответить, опасность вторжения минимальная. А учения «Запад 2017» и гонка за «Черной дырой», которая не только оставила флот НАТО с носом, но и блестяще выполнила боевую задачу, показали: ответить нам есть более чем.

РИА Катюша



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!